Научная статья на тему 'НАУЧНЫЕ КОММУНИКАЦИИ В УСЛОВИЯХ ОГРАНИЧЕНИЙ. (АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР)'

НАУЧНЫЕ КОММУНИКАЦИИ В УСЛОВИЯХ ОГРАНИЧЕНИЙ. (АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
49
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭПИСТЕМИЧЕСКАЯ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ / ДОВЕРИЕ / НАУЧНАЯ ДИПЛОМАТИЯ / КОНЦЕПЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО НАУЧНОТЕХНИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пястолов Сергей Михайлович

В данном обзоре вопросы научных коммуникаций исследуются в аспектах отношений: государство - локальные гражданские сообщества; государство - научно-технологическая сфера; государство - научные сообщества. Представлены перспективы научной дипломатии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENCE COMMUNICATIONS UNDER RESTRICTIONS. (ANALYTICAL REVIEW)

The paper explores the issues of science communications in the following relational aspects: state - local civil communities; state - science and technological sphere; state - scientific communities. Prospects for science diplomacy are revealed.

Текст научной работы на тему «НАУЧНЫЕ КОММУНИКАЦИИ В УСЛОВИЯХ ОГРАНИЧЕНИЙ. (АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР)»

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ НАУКИ. УПРАВЛЕНИЕ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

ПЯСТОЛОВ С.М.* НАУЧНЫЕ КОММУНИКАЦИИ В УСЛОВИЯХ ОГРАНИЧЕНИЙ. (Аналитический обзор). DOI: 10.31249/naukoved/2022.04.04

Аннотация. В данном обзоре вопросы научных коммуникаций исследуются в аспектах отношений: государство - локальные гражданские сообщества; государство - научно-технологическая сфера; государство - научные сообщества. Представлены перспективы научной дипломатии.

Ключевые слова: эпистемическая неопределенность; доверие; научная дипломатия; концепция международного научно-технического сотрудничества.

PYASTOLOV S.M. Science communications under restrictions. (Analytical review).

Abstract. The paper explores the issues of science communications in the following relational aspects: state - local civil communities; state - science and technological sphere; state - scientific communities. Prospects for science diplomacy are revealed.

Keywords: epistemic uncertainty; trust; science diplomacy; concept of international scientific and technical cooperation.

Для цитирования: Пястолов С.М. Научные коммуникации в условиях ограничений. (Аналитический обзор) // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 8: Науковедение. -2022. - № 4. - С. 65-78. DOI: 10.31249/naukoved/2022.04.04

* Пястолов Сергей Михайлович - доктор экономических наук, кандидат педагогических наук, главный научный сотрудник Центра научно-информационных исследований по науке, образованию и технологиям ИНИОН РАН.

Введение

Значимость научных коммуникаций остается актуальной темой в исследованиях науки и технологий (STS) уже в течение длительного времени. Но если в начале XXI в. она относилась преимущественно к такой области, как трансфер знаний, то в последнее десятилетие наиболее важными стали устойчивое развитие, утрата биоразнообразия, изменение климата, глобальное здравоохранение. В этих областях знаний особо востребовано международное научное сотрудничество, ценность которого сегодня очевидна. Это также сферы деятельности, в которых научное сотрудничество приобретает форму научной дипломатии.

Недавняя пандемия и периодические обострения военных конфликтов еще более усилили негативные влияния феномена так называемой эпистемической неопределенности (ЭН) в науке, а значит, и научных коммуникаций. ЭН является неотъемлемой частью каждого этапа научного процесса - от стадии, на которой возникают идеи, до стадии концептуальных обобщений. В научных публикациях, посвященных оценкам технологических рисков, указывается на то, что взаимоналожение ЭН и фундаментальной неопределенности создает опасный эффект «случайной неопределенности» (aleatory uncertainty) \

Как сложный феномен социотехнического режима научные коммуникации могут быть исследованы в таких аспектах отношений, как государство - локальные гражданские сообщества, государство - научно-технологическая сфера, государство - научные сообщества. Научная дипломатия может рассматриваться как со-циополитический феномен, что во многом определяет ее дальнейшие перспективы.

Государство - локальные гражданские сообщества

Востребованность расширенных коммуникаций науки и общества обусловлена, в частности, тем, что «эпистемическая модернизация» научной сферы (по итогам адаптации науки к процессам неоиндустриализации) порождает невежество определенного типа.

1 В популярной литературе данный эффект находит выражение в метафоре «черный лебедь». - Прим. авт.

А это, в свою очередь, приводит к конфликтам по поводу трактовок научных фактов между элитой науки и лидерами общественных движений. «Общественники» обращаются к ученым за ответами на актуальные вопросы, но те часто не считают необходимым обосновывать оспариваемые утверждения. Для них важно удовлетворить требования общественности о достоверной информации, и здесь существенно возрастает роль научных коммуникаций.

В рамках программы «Устойчивая Америка» Национальных академий наук, инженерии и медицины (далее - НАН) были рассмотрены вопросы прикладных исследований в области смягчения последствий стихийных бедствий и устойчивости к ним. Цель программы - помочь Федеральному агентству по чрезвычайным ситуациям (Federal Emergency Management Agency - FEMA) сократить огромные человеческие и финансовые потери от стихийных бедствий и других крупномасштабных чрезвычайных ситуаций [9]. Одним из основных факторов устойчивости к названным угрозам специально созданный комитет НАН назвал доверие, крайне необходимое для установления постоянных партнерских отношений между учеными и локальными сообществами. Доверие позволило бы осуществлять двустороннюю передачу знаний и обеспечивало бы эффективность практических исследований. Комитет определил шесть ключевых направлений исследований: 1) системные изменения в институтах, задействованных в развитии инфраструктуры обеспечения безопасности; 2) создание эффективных центров жизнестойкости сообщества; 3) участие экспертов в планировании жизнестойкости сообщества; 4) комплексные решения в планировании устойчивой1 и доступной инфраструктуры; 5) взаимодействие искусственной и природной сред с выгодой для

1 Устойчивость - способность готовиться и планировать, поглощать, восстанавливаться и более успешно адаптироваться к неблагоприятным событиям (определение НАН, 2012). Инфраструктура - физические сети (системы и объекты), которые предоставляют функции и услуги сообществу. Инфраструктурные системы включают системы транспорта, энергетики, связи, водоснабжения и во-доотведения. Строительные кластеры (здания с общими функциями) и вспомогательные инфраструктурные системы организованы по функциональным категориям, таким как здравоохранение, экономика, образование или жилье, для целей планирования (определение Национального института стандартов и технологий США (ЫЕЗТ), 2020).

сообществ; 6) минимальные требования к строительным нормам и стандартам, применяемым в развитии устойчивой и доступной инфраструктуры.

Как было показано в отчете НАН «Справедливые и устойчивые инвестиции в инфраструктуру» [9], государственное финансирование является особенно привлекательным источником капитала. Новшества же, которые по мнению экспертов НАН будут иметь решающее значение, заключаются не только в том, как инвестируются эти средства, но и в том, как эти средства обеспечивают справедливые и устойчивые к изменениям климата результаты. Одним из подходов, значительно расширяющих рамки анализа выгод и затрат, является «тройной дивиденд» снижения риска бедствий. Этот подход исходит из того факта, что прямые предполагаемые выгоды от уменьшения опасности могут и не быть получены, если не произойдет катастрофы. Последнее часто приводит к предвзятому отношению лиц, принимающих решения. Для того чтобы устранить этот недостаток, к категории обычных прямых выгод добавляются две дополнительные категории. Одна из них -снижение неопределенности, обусловленное инвестициями в смягчение последствий, что способствует улучшению деловой среды и дальнейшему инвестированию в целом. Другая категория относится к эффектам общественного продукта, которые, если их правильно рассчитать, могут быть достаточно велики. Например, инфраструктура ливневой канализации обеспечивает мобильность, безопасность, дренаж и водосбережение.

Еще одна проблема, связанная с методом выгод и затрат в экономическом анализе, заключается в том, что такой анализ недооценивает выгоды от устойчивых инвестиций в инфраструктуру для будущих поколений, поскольку учитывает дисконтирование денег во времени. Например, в соответствии с традиционной методологией инвестиции в капитальные объекты инфраструктуры в размере 1 млн долл. сегодня, даже при низкой ставке дисконтирования в 3%, стоят всего 52 тыс. долл. в пересчете на текущую стоимость. Однако существует несколько альтернативных подходов, например направление части текущих выгод от проекта в первые годы его реализации на инвестиции в другие проекты, которые принесут пользу будущим поколениям, в том числе инвестиции в исследования и разработку (ИР) чистых технологий.

Другой подход заключается в создании специального фонда будущих поколений.

Международная группа экспертов по климатической безопасности считает, что усилия научной дипломатии по снижению рисков стихийных бедствий будут более эффективны, если создать национальные центры обмена знаниями, для того чтобы оказывать помощь отдельным государствам в рамках Сендайской1 рамочной программы [5]. Деятельность таких центров должна быть направлена на долгосрочные результаты и не ограничиваться Сендайской программой, Целями устойчивого развития, Парижским соглашением и другими процессами планетарного масштаба, в том числе катастрофой СОУГО-19 и пандемиями, с которыми может столкнуться человечество.

Принятие Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата в 1992 г. положило начало развитию международного научного сотрудничества в борьбе с изменением климата. После подписания Парижского соглашения в апреле 2016 г. его страны-участницы обязались соблюдать целевые показатели «углеродной нейтральности», а 119 стран сделали взносы, определенные на национальном уровне.

Национальную структуру управления климатом создает на высшем уровне и Китай. В 2021 г. в стране была учреждена «Ведущая группа по углеродному пику и углеродной нейтральности». «Руководящие группы» действуют как неофициальные органы, созданные Центральным комитетом партии и Государственным советом для решения конкретных вопросов [10]. По мнению многих китайских экспертов, с учетом иерархической структуры политической системы страны необходимо сформировать более широкий механизм консенсуса и сотрудничества. Необходимо определить обязанности правительств на различных уровнях, местных органов власти и предприятий в деле достижения целевых показателей «углеродного пика и углеродной нейтральности». Следующая задача - создание «целевого института полного контроля выбросов углерода» и соответствующих вспомогательных

1 Сендайская рамочная программа по снижению опасности возникновения бедствий на 2015-2030 гг. была принята на III Всемирной конференции ООН в Сендае (Япония) 18 марта 2015 г. - Прим. авт.

схем. Международное сотрудничество в области управления климатом «должно прояснить позицию климатической дипломатии в отношении общей национальной дипломатии, а также вопросов национальной безопасности и развития» [10, р. 384].

Государство - научно-технологическая сфера

В редакционной статье специального выпуска журнала «Science & Diplomacy» [6] сообщается: «Без экспертной оценки и консультаций со стороны знающих ученых и технологов существует риск того, что дипломаты и политики могут не понимать технологий, не понимать их применения и недооценивать или переоценивать их потенциальное воздействие... Как и в случае с диалогами по второму пути между США и советскими учеными в 1980-х годах, которые привели к соглашениям о контроле над вооружениями, такие договоренности по новым технологиям могут создать аналогичные "окна возможностей" достижения соглашений для правительств» [6, p. 4-5]. Другими словами, необходимость международных научных коммуникаций, считают администраторы науки, обусловлена важными политическими причинами. Но есть и другие не менее важные причины.

До начала коронакризиса сложилось четкое понимание преимуществ нестационарных исследований в формате временных творческих коллективов, сетевых взаимодействий, внешнего найма (outsourcing) и т.п. Снижение эффективности таких «традиционных» организаций, как университеты, научные подразделения корпораций, академические институты, эксперты объясняют расширением своеобразного слоя «научной бюрократии», заинтересованной в бюрократической институционализации ИР, и обманчивом характере индикаторов науки (данные о количестве ученых и инженеров в подразделениях, объеме научных публикаций и т.п.).

Таким образом, возникла потребность в структурах научных исследований, которые имели бы минимально возможный уровень бюрократизации. В качестве показательных примеров, доказывающих преимущества такого подхода, приводятся Управление перспективных исследовательских проектов Министерства обороны США (DARPA) и программа Talpiot (Израиль). Отдельно следует упомянуть структуру «Manufacturing USA», действующую под

эгидой Минобороны США. Национальный научный фонд США (ННФ) ежегодно выделяет около 200 млн долл. стартапам и малым предприятиям в рамках программы «Инновационные исследования малого бизнеса» (SBIR, STTR), в том числе и для преодоления бюрократических ограничений и стимулирования поисковых исследований в рамках структур ННФ [12].

Развитие ряда секторов экономики (информационно-технологических, энергетических и т.д.) переводится в сетевой формат. Обнаруживается, что текущие процессы производства, в том числе производства инноваций, наиболее адекватно описываются с помощью концепции социотехнологических режимов (СТР) [4]. При этом в описаниях режимов помимо анализа их материальных элементов и структур необходимо выделять «правила игры» как их генетические свойства.

Доминирующие правила игры, развивающиеся вместе с социальными структурами и обусловленные ими, становятся «культурно-когнитивными по природе» институциональными нормами. Специалисты в области правил и нормативного регулирования СТР приобретают неформальный статус «глобальной консульто-кратии», «социальную легитимность» высокого уровня и административную власть в определенных отраслевых структурах. Эти структуры регулируются на международном уровне посредством наднациональных соглашений, норм или, например, прав на интеллектуальную собственность (ИС), справедливой торговли (ВТО и ГАТТ), стандартизации (ISO), экологических стандартов (Киот-ский протокол или Парижское соглашение по изменению климата).

Вряд ли здесь можно вести речь об иерархических структурах «рыночной экономики». Эта иерархия обычно является иерархией уровней / приоритетов анализа и системного управления в условиях, когда стратегии управленцев не противоречат условиям и требованиям СТР, поддерживаемого высоким уровнем власти (не конфликтуют с институтами глубоко укорененного «глобального режима»). В ряде случаев это выглядит как «власть технологий» (например, в случае «зависимости от пройденного пути»).

Для того чтобы снизить негативные эффекты «власти технологий» и бюрократизации, государственный регулятор старается обеспечить рост разнообразия институциональных форм и видов коммуникаций в сферах науки и образования. Так, традиционные

университеты участвуют в создании «крупномасштабных парт-нерств консорциального типа». Создаются «Центры синтеза», которые могут различаться по своей специализации. Например, китайская экосистема - образовательная и исследовательская сеть (China Education and Research Network - CERNET) - сконцентрирована на потребностях лиц, принимающих решения в Китае, тогда как Национальный центр экологического анализа и синтеза (NCEAS) в США работает в интересах внешних заказчиков. Создаются экосистемы, в рамках которых проводятся в том числе распределенные исследования. Примером может служить Сеть долгосрочных экологических исследований (LTER) - проект ННФ, начатый в 1980 г.

Государство - научные сообщества

Современное научное предприятие во много раз превышает размеры его аналога образца начала 1960-х годов: оно более интернационально, мультидисциплинарно, более открыто для сотрудничества и производит «конвергентную науку» (convergence science). Современный исследователь должен обладать самыми разнообразными навыками, в том числе коммуникативными, а также быть способным к постоянному обучению. Задачи научного сообщества - решение проблем различного типа и сложности, стимулирование креативности, привлечение людей в науку, развитие и поддержание коммуникаций с обществом [7].

Обратим также внимание на усилия ряда государств по налаживанию коммуникаций в научных сообществах, испытывающих потрясения в период с февраля 2022 г. Уже в марте академии стран G7 приняли единогласное решение о прекращении отношений с Российской академией наук. Многие зарубежные университеты и академии мгновенно откликнулись на призывы своих правительств полностью разорвать связи с Россией. «Исключительными» являются масштабы и скорость принятия этих решений по сравнению с предыдущими политическими действиями в академической сфере, такими как движение за бойкот, отчуждение и санкции в связи с израильско-палестинским конфликтом или отказы работать с Академией наук Южной Африки во времена апар-

теида, отмечают на сайте Inside higher ed1. В то время как многие академические лидеры на Западе призывают проявлять осторожность и не спешить с выводами, ряд американских и европейских университетов уже в марте полностью заморозили свои отношения с Россией.

Чтобы помочь украинским исследователям продолжить свою работу в безопасных условиях, НАН задействовали Фонд безопасного перемещения (Safe Passage Fund), организованный первоначально для афганских ученых и для поддержки Польской академии наук. При этом используются в том числе ресурсы инициативы «Ученые и инженеры в изгнании или перемещенные лица» (Scientists and Engineers in Exile or Displaced - SEED).

В начале марта 2022 г. Украинская академия наук заключила соглашение с Польской академией наук, которая предложила помощь в размещении украинских исследователей в одном из своих институтов и предоставила грантовую поддержку на срок до шести месяцев. Однако учитывая большой спрос, финансирование, доступное через Польскую академию, было исчерпано в течение нескольких дней. Поскольку число беженцев и связанные с этим расходы на переселение постоянно росли, НАН отреагировали, присоединившись к сотрудничеству, и в настоящее время работают с польской и украинской академиями над сбором взносов от частных лиц и фондов в США и других странах для поддержки перемещенных исследователей. НАН также намереваются оказать помощь в расширении программы переселения, включив в нее установление партнерских отношений с другими научными академиями в Восточной Европе и за ее пределами. Так, к усилиям НАН присоединилось Американское химическое общество (ACS), предложившее 500 тыс. долл. пожертвований в поддержку программы SEED.

Фонд «Прорыв» (Breakthrough Prize) пообещал выделить 1 млн долл. на SEED из общей суммы в 3 млн долл., предназначенной на гуманитарную помощь. Эта сумма направлена на помощь ученым и инженерам в переезде и продолжении работы в Польше и других соседних странах. Премия «Прорыв» известна как «Оскар науки». Она присуждается ведущим мировым ученым

1 Inside higher ed. - URL: https://www.insidehighered.com/news/2022/03/10/ invasion-ukraine-raises-issue-do-academic-boycotts-work (обращение: 20.07.2022)

73

в области естественных наук, фундаментальной физики и математики. Каждый приз составляет 3 млн долл.

В стане оппонентов, противостоящих научным сообществам под эгидой G7, ООН, НАН и др., понимание ситуации остается в целом прагматичным. С началом санкционного давления в 2014 г. российские руководители высокотехнологичной промышленности пришли к выводу, что «санкции стимулируют создание отечественных наукоемких технологий... наука, как самостоятельная отрасль, в условиях санкционного давления обычно гораздо больше приобретает, нежели теряет. От научных организаций ждут не просто проведения научно-исследовательской работы, а результата в виде готового изделия или технологии. Но это конечная цель, которой предшествует длинный путь. Необходимо выстроить и настроить всю цепочку: начиная от фундаментальной науки, которая лежит в основе любой технологии, и заканчивая серийным производством»1.

«Надо выстроить тесную работу науки и высокотехнологичной промышленности, и для этого должна быть организована совместная площадка для диалога и работы на базе РАН», - сообщил ТАСС президент РАН А.М. Сергеев в марте 2022 г. По поводу научных коммуникаций он сказал: «На наших глазах складывается совершенно новый формат международной деятельности Академии наук». По его словам, в Финляндии, например, «принята программа переманивания российских ученых. Вытягивающая наши мозги из страны сила будет только увеличиваться»2.

Действительно, зарубежных ресурсов для привлечения «наших мозгов» к работе на «не наших» предприятиях появляется все больше - как в формах непосредственного участия, так и в удаленных форматах. Руководство Российской Федерации отвечает на эти вызовы, в частности, принятием в 2019 г. «Концепции международного научно-технического сотрудничества» (МНТС)

1 Наука вне политики. О влиянии санкций на работу ученых в России // Политех. Наука и инновации. - 2018. - 27.11. - URL: https://research.spbstu.ru/ news/nauka_vne_politiki_o_vliyanii_sankcij_na_rabotu_uchenih/?ysclid=l5vi3ph3hg9 38631188 (обращение : 20.07.2022).

2 Академия наук в режиме самоидентификации: явные и не очень явные итоги Общего собрания РАН // Независимая газета. - 2022. - 07.06. - URL: https://www.ng.ru/nauka/2022-06-07/9_8455_academy.html (обращение : 20.07.2022).

[2]. «Активизация МНТС обусловлена также ростом мобильности научных кадров, прогрессом в сфере цифровых и коммуникационных технологий, которые, в свою очередь, приводят к повышению глобальной доступности результатов исследований и разработок, появлению новых сетевых форм и партнерств в сфере научно-технологического и инновационного взаимодействия» [2, п. 6].

Перспективы научной дипломатии

Чаще всего «дипломатию» определяют «как процесс ведения переговоров между представителями государств». Таким образом, используя сравнительно недавно появившееся понятие «научная дипломатия», исследователи неявно соотносят научные сообщества с государствами как самостоятельными и ресурсообеспечен-ными структурами. В связи с этим можно вспомнить и о «республике ученых», чьи представители активно переписывались1, обсуждая теории, которые авторитетным их коллегам- современникам казались «курьезами», недостойными серьезного отношения. Л.И. Иогансон, однако, указывает, что, например, трактат «МиМш 8иЫеггапеш» А. Кирхера «рассматривается в настоящее время как соединительное звено между средневековыми представлениями и нарождающимися эмпирическими знаниями, положившими начало научной революции» [1]. «Наука - это естественная мировая семья, члены которой очень похожи, независимо от того, в какой стране работают. сама научная мысль формируется вне зависимости от тех или иных политических решений»2.

Научная дипломатия сыграла конструктивную роль в решении ряда глобальных задач. Так, искусственный интеллект и машинное обучение, коммуникации в области информатики предлагают новые способы изучения иммунной системы человека, которые казались недоступны еще десять лет назад. Однако проблема заключается в том, что ученые из разных областей, напри-

1 République des Lettres - «республика писем» (оригинальное название на французском языке).

2 Наука вне политики. О влиянии санкций на работу ученых в России // Политех. Наука и инновации. - 2018. - 27.11. - URL: https://research.spbstu.ru/ news/nauka_vne_politiki_o_vliyanii_sankcij_na_rabotu_uchenih/?ysclid=l5vi3ph3hg9 38631188 (обращение : 20.07.2022).

мер биологи и исследователи искусственного интеллекта, говорят на разных языках. Й. фон Браун пишет: «Мы не знаем, как будет развиваться экономическая, социальная и экологическая динамика в антропоцене», но относительно биоэкономики можно сказать, что ее «эндогенные факторы должны все больше и больше усиливаться за счет инвестиций в научную политику, положительных сетевых внешних эффектов, что приводит к экономии за счет масштаба инициатив» [3]. И это - лишь некоторые из сложных ситуаций, в которых востребована научная дипломатия.

Но могут ли ученые самостоятельно, только в своем кругу, решать какие-либо серьезные задачи? В качестве примера успешного решения этой проблемы можно привести проект S4 D4 C -«Наука для / в дипломатии для решения глобальных проблем» (Science for / in Diplomacy for Addressing Global Challenges), инициированный в рамках исследовательской программы Европейского союза «Горизонт 2020». Проект координировался Центром социальных инноваций. Его работа затрагивала различные контексты, связанные с научной дипломатией (НД). В контексте междисциплинарного и социального исследования НД были изучены потребности и опыт заинтересованных сторон и проанализированы реальные кейсы НД (тематические исследования). На основе этой работы была разработана правительственная рамочная программа и даны дальнейшие рекомендации по вопросам научной политики.

В отчете «История вклада S4 D4 С» [11] отражены не только первоначально ожидаемые результаты, но и непредвиденные эффекты и результаты проекта. Пандемия COVID-19 высветила большие недостатки в международных отношениях и научном сотрудничестве и вызвала растущий интерес к продолжающейся работе S4 D4 С в более широком сообществе НД. В свою очередь это привело к росту интереса к науке, ее роли эксперта в международной политике, НД и, следовательно, к результатам проекта S4 D4 C.

Основное внимание S4 D4 D было обращено на европейскую НД - изучались ее формы, измерения и участники, а также ее положение в глобальном ландшафте. Обращение к мировому сообществу было предусмотрено с самого начала посредством привлечения международных ассоциированных партнеров - международных организаций из США, России, Индии и Японии. Первоначально определенная задача была значительно расширена в ходе реализа-

ции проекта. Хотя в апреле 2021 г. проект был завершен, на сайте Международного научного совета продолжают появляться сообщения с призывами «переустановить» научную дипломатию в контексте СОУГО-191.

В целом обзор публикаций, посвященных НД, показывает совпадение мнений: когда пути официальной дипломатии прерываются или серьезно нарушаются из-за войн и конфликтов, крайне важно, чтобы ученые и исследователи продолжали выстраивать отношения между собой. Когда ученые совместно с политиками формируют повестку дня, определяющую поведение в глобальных сетевых структурах, это называется научной дипломатией на низовом уровне.

Такого рода представления, включая понятие инновационного цикла из сферы технологий, отражены в Концепции международного научно-технического сотрудничества Российской Федерации (2019): «Под МНТС понимается комплекс совместных мероприятий, работ, отношений и форм взаимодействия сотрудничающих сторон в различных областях науки, техники и инноваций с целью получения новых знаний, развития технологий, а также создания и усовершенствования новых продуктов в результате интеллектуальной деятельности для национальных нужд или реализации на мировом рынке. Система МНТС охватывает полный инновационный цикл - от фундаментальных исследований до реализации высокотехнологичных товаров, а ее основными участниками выступают организации и коллективы, выполняющие научные исследования и разработки, включая Российскую академию наук (РАН), государственные корпорации, институты развития, фонды поддержки научно-технической и инновационной деятельности, высокотехнологичные компании и органы исполнительной власти» [2, п. 2].

Таким образом, наука и НД могут формировать общий язык научно-технологической политики и стать важным механизмом, способствующим ослаблению геостратегической напряженности.

1 Cm., HanpHMep: Gluckman P., Turekian V. Rebooting science diplomacy in the context of COVID-19 // International science council. - 2020. - 18.06. - URL: https://council.science/current/blog/rebooting-science-diplomacy-in-the-context-of-covid-19

Список литературы

1. Иогансон Л.И. Возрождение Атанасиуса Кирхера // Электронное научное издание Альманах Пространство и Время. - 2016. - Т. 11, вып. 1. - С. 1-24. -URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozrozhdenie-atanasiusa-kirhera?ysclid= I681jxg4fb721052696 (обращение : 25.07.2022).

2. Концепция международного научно-технического сотрудничества Российской Федерации / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. - 2019. - 21 с. - URL: https://minobrnauki.gov.ru/upload/2021/07/ kontseptsiya_MNTS_Rossiyskoy_Federatsii.pdf (обращение : 29.07.2022).

3. Braun J., von. Exogenous and endogenous drivers of bioeconomy and science diplomacy // EFB bioeconomy journal. - 2022. - Vol. 2, Article 2100029. - P. 1-2.

4. Fuenfschilling L., Binz С. Global socio-technical regimes // Research policy. -2018. - Vol. 47, N 4. - Р. 735-749.

5. Knowledge exchange through science diplomacy to assist disaster risk reduction / Kontar Y.Y. [et al.] // Progress in disaster science. - 2021. - Vol. 11, Article 100188. - P. 1-4.

6. Montgomery K., Colglazier E. Emerging technologies and science diplomacy [Electronic resource] // Science & diplomacy. - 2022. - 02.16. - URL: https:// www.sciencediplomacy.org/editorial/2022/emerging-technologies-and-science-dip lomacy (обращение : 29.07.2022).

7. National Academies of Sciences, Engineering, and Medicine 2020. The Endless frontier: the next 75 years in science. - Washington, DC : The National Academies press, 2020. - 44 р.

8. National Academies of Sciences, Engineering, and Medicine 2022. Data-informed societies achieving sustainability: tasks for the global scientific, engineering, and medical communities: proceedings of a workshop in brief. - Washington, DC : The National Academies press, 2022. - 13 p. - DOI : 10.17226/26513

9. National Academies of Sciences, Engineering, and Medicine 2022. Equitable and resilient infrastructure investments. - Washington, DC : The National Academies press, 2022. - 60 p. - DOI : 10.17226/26633

10. Research on the national climate governance system toward carbon neutrality : A critical literature review / Tan X.-Ch. [et al.] // Fundamental research. - 2022. -Vol. 2, N 3. - P. 384-391.

11. The impact story of S4 D4 C. - Washington : Centre for Social Innovation (ZSI), 2021. - 56 p. - URL: https://www.s4d4c.eu/wp-content/uploads/2021/04/The-Impact-Story-of-S4D4C.pdf (обращение : 29.07.2022).

12. Transformative research: where to submit potentially transformative research proposals [Electronic resource] // NSF - National Science Foundation; NSF strategic plan for fiscal years (FY) 2018-2022. - URL: https://webarchive.library. unt.edu/web/20130306024952/http://nsf.gov/about/transformative_research/submit. jsp (обращение : 21.05.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.