Научная статья на тему 'Научные коммуникации в онлайновом пространстве'

Научные коммуникации в онлайновом пространстве Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
457
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНЫЕ КОММУНИКАЦИИ / ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ / БЛОГИ / ГОЛОСОВАНИЕ / ОБМЕН ФАЙЛАМИ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / БИРЖИ / ЭЛЕКТРОННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / БАЗЫ И БАНКИ ДАННЫХ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Богданова Ирина

Статья посвящена электронным научным коммуникациям. Рассматривается их современная инфраструктура, оценивается роль различных их видов в работе ученых. Внимание обращается на формы и технологии научного взаимодействия в онлайновой среде. Обсуждаются проблемы, связанные с возникновением и хранением информации в Интернете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the electronic scientific communications. There are considered their current infrastructure, as well as being evaluated the significance of their diversity for the scholars’ work. There have been emphasized also the forms and technologies of scientific interaction in the on-line space.

Текст научной работы на тему «Научные коммуникации в онлайновом пространстве»

Резюме. Статья посвящена электронным научным коммуникациям. Рассматривается их современная инфраструктура, оценивается роль различных их видов в работе ученых. Внимание обращается на формы и технологии научного взаимодействия в онлайновой среде. Обсуждаются проблемы, связанные с возникновением и хранением информации в Интернете.

Ключевые слова: научные коммуникации, интернет-ресурсы, блоги, голосование, обмен файлами, социальные сети, биржи, электронные информационные ресурсы, базы и банки данных.

Основу научной коммуникации (НК) как совокупности процессов представления, передачи и получения данных составляет профессиональное общение ее участников. Система НК представляет собой информационное пространство, в котором формируются и распространяются знания. Развитие компьютерных сетей и цифровых технологий позволило качественно изменить традиционные средства

НК, реализовать новые способы взаимодействия в онлайновой среде. При этом личные контакты, участие ученых в этих процессах выражены в использовании таких ставших уже традиционными интернет-сервисов, как:

■ электронная почта;

■ чаты;

■ форумы;

■ научные системы, реализованные средствами технологий Веб 2.0.

N

Исследования показывают, что современные ученые ставят на первое место среди оперативных средств коммуникации электронную почту. Именно e-mail-информация все чаще заменяет такие традиционные источники, как личная переписка специалистов, научных центров и учреждений, которые до сих пор служили важным источником сведений для многих исследователей. В связи с этим появились проблемы накопления и последующей обработки данных, например историографических, связанные с тем, что пока отсутствует система отбора и сохранения «почтового электронного наследия». Существует реальная угроза того, что переход на электронные технологии НК повлечет за собой утрату этого важного вида научной информации.

Аналогичные проблемы связаны и с существованием данных, возникающих в результате функционирования таких новых и все более широко используемых форм личной научной коммуникации, как чаты, форумы, блоги и т.д. Информация, циркулирующая в рамках чатов, исчезает почти мгновенно и бесследно. Несколько дольше существует она

Ирина Богданова,

завкафедрой информатики и вычислительной техники Института подготовки научных кадров НАН Беларуси, кандидат социологических наук, доцент

Тема номера

на форумах и в блогах [1], но и относительно ее не существует целенаправленной системы отбора и сохранения, что в конечном счете неизбежно ведет к тем же последствиям - полной или весьма существенной ее утрате.

На научных форумах ведется обсуждение самых разнообразных тем. Например, на ресурсе dxdy (режим доступа: http://dxdy.ru/) люди высказывают свое мнение касательно вопросов, проблем и задач по математике, физике, химии, компьютерным наукам, экономике, механике и технике, биологии и медицине. Тут также имеются гуманитарный, междисциплинарный разделы, размещаются научно-исследовательские и коммерческие вакансии.

Для научного сообщества особый интерес представляют социальные технологии Веб 2.0. Они позволяют расширить формат профессионального взаимодействия, выводят его на глобальный уровень, стимулируют творческие способности каждого из участников процесса, помогают решать специфичные для науки задачи и, что самое существенное, отвечают традициям сообщества, в котором всегда была важна взаимная оценка коллег и признание ими достигнутых результатов [2].

Одна из современных сетевых форм обмена информацией - блоги, или сетевые журналы, не слишком популярна в научной среде. При этом эксперты не прогнозируют в ближайшем будущем существенного роста их числа в связи с тем, что, в сущности, эта форма обмена знаниями ничего не добавляет к традиционной системе публикаций [2]. Англоязычный сайт Scienceblogs.com (http://scienceblogs.com/) ориентирован на исследователей в области физики, наук о жизни, медицины, информатики,

гуманитарных и общественных наук. Среди русскоязычных блогов интерес представляет раздел существующего с 2005 г. многопредметного ресурса Элементы (http://elementy.ru/ blogs/).

Инструменты Веб 2.0 также начинают изменять форму научных дебатов. Обмен идеями и данными - самое действенное из когда-либо изобретенных средство выявления и устранения ошибок, налаживания сотрудничества и формирования новых знаний [3]. Так, ресурс Research Blogging (http:// researchblogging.org/) предназначен для ученых, желающих высказать свои соображения по поводу научных статей. Такие обсуждения до настоящего времени были разбросаны по всему Интернету, и ориентироваться в них было трудно. Новый портал предоставляет пользователям инструменты для маркирования сообщений о специфических частях исследования в блогах, которые потом соединяются, вносятся в указатель и публикуются онлайн. Важность такого интернет-сервиса следует из того факта, что эти новые технологии в науке возникли из потребности в своевременной экспертизе. Однако, как указывают специалисты, существует риск потери приоритета при его использовании, потому что конкуренты, наблюдая за ходом исследований, могут опубликовать свою работу раньше или выдать чужие исследования за свои собственные. Чтобы избежать таких инцидентов, сайт Research Blogging позволяет читателям помечать сообщения метаданными - информацией об авторе статьи и истории изменений. Это помогает установить приоритет публикаций - то, что до сих пор считалось достоинством исключительно рецензируемых научных журналов.

С помощью различных технологий голосования многие интернет-ресурсы проводят ранжирование своих публикаций для оценки степени их новизны, интересности и актуальности. Среди научных сайтов, организовавших фильтрацию контента с учетом мнений посетителей, большой успех имеют SciRate и BioWizard. SciRate (http://scirate.com) адресован ученым, которые хотят быть в курсе наиболее значимых достижений в сфере своих исследований. Зарегистрированные пользователи ежедневно голосуют за наиболее релевантные статьи, что позволяет фильтровать публикации. Сбор материалов происходит из нескольких источников, в частности, ресурс тесно интегрирован с открытым репозиторием препринтов arXiv.

BioWizard (http:// www. biowizard.com), сформированный на основе базы данных PubMed, - один из самых популярных источников информации в области живых систем. Он позволяет своим пользователям оценивать не только новости и публикации, но и комментарии друг друга. BioWizard быстро расширяет функциональность. Этот ресурс предлагает ведение собственных блогов, продвинутые технологии поиска по публикациям PubMed, поиск конференций по ключевым словам в аннотациях и по именам участников, а также позволяет создавать личные зоны для настройки всех сервисов BioWizard под предпочтения конкретного человека [2].

Еще одним инструментом онлайновых личных научных коммуникаций является обмен файлами, который активно применяется учеными во всем мире. С 1991 г. очень популярен для обмена препринтами сервер arXiv.org (http://arxiv.org), ставший крупнейшим бес-

Коммуникации в сети

платным архивом электронных публикаций по всевозможным разделам физики, математики, информатики, механики, астрономии и биологии. На arXiv.org имеется подробный тематический каталог и возможность поиска статей по множеству критериев: наименованию, дате, авторам и др. Ежемесячно в архив добавляется по несколько тысяч публикаций, и на конец февраля 2014 г. их содержалось более 919 тыс. После регистрации авторы могут представлять материалы в архив. Они могут быть написаны на любом языке с обязательной англоязычной аннотацией, но рекомендуется подавать их на английском. Публикация статей происходит очень быстро - как правило, через несколько часов после подачи. Авторы могут обновлять свои материалы, предоставляя исправленную и дополненную версию, а также имеют право удалять их при необходимости.

Среди электронных публикаций, размещенных в arXiv, есть немало обзоров и статей, которые параллельно были поданы в традиционные журналы. Это дает возможность заинтересованным лицам знакомиться с некоторыми материалами, которые эти издания не выставляют в открытый доступ. Сопровождают сайт и отбирают публикации для размещения в архиве сотрудники Корнелльского университета (США). arXiv имеет хорошую репутацию у специалистов, и последние постоянно пополняют его новыми статьями.

Аналогичный сервис организован Казанским государственным университетом в виде электронного журнала Lobachevskii Journal of Mathematics, работающего с 1997 г. и доступного по адресу http://ljm.ksu.ru. Сюда принимаются статьи по математике, включая алгебру, геометрию,

математический анализ, теорию вероятностей, математическое моделирование. Полнотекстовые версии материалов доступны в стандартных для математического сообщества форматах .dvi, .ps, .pdf [4]. Популярен среди специалистов также существующий с 2002 г. архив препринтов, расположенный на сайте Института прикладной математики им. М.В. Келдыша РАН (http:// library. keldysh.ru/ preprints/). Анализ обращений показывает, что каждый размещенный здесь препринт за год посещает в среднем около тысячи читателей.

В августе 2007 г. в Интернете появился сервис обмена научным видеоконтентом SciVee (http:// www.scivee.tv), созданный совместными усилиями Национального научного фонда США, Публичной научной библиотеки и Суперкомпьютерного центра Сан-Диего. На сайт службы SciVee ученые могут загружать документы, касающиеся проводимых ими исследований, а также видеоролики, в которых описывают свою работу в виде короткой лекции. Предусматривается также формирование сообществ по ключевым словам или для обсуждения отдельных статей. Просматривать клипы и знакомиться с текстовыми документами может любой посетитель ресурса. Обычным пользователям, как правило, сложно читать документы, насыщенные сложными терминами и специфическими выражениями. Создатели сервиса SciVee надеются, что теперь, с появлением видео- и аудиозаписей, в которых ученые объясняют суть своей работы, отчеты об исследованиях станут просты для понимания не только специалистами, но и широкой общественностью [5].

Ресурс Nature Precedings (http://precedings.nature. com)

предназначен для обмена материалами с результатами исследований до стадии их официального опубликования в журналах. На сайте Journal of Visualized Experiments (http:// www.jove.com) размещаются видеоролики с записями реальных экспериментов и интервью специалистов по актуальным научным вопросам. Ресурс особенно востребован молодыми учеными, поскольку дает возможность обмена опытом на принципиально новом уровне: наблюдение экспериментов создает эффект присутствия в лаборатории, что значительно повышает качество усвоения материала в сравнении с обычными текстовыми публикациями.

б'оциальные научные сети позволяют строить цепочки связей на основе профессиональных интересов и знакомств. Например, Sermo (http://www.sermo.com/) предназначена для практикующих врачей, у которых есть большая потребность в сборе актуальной медицинской статистики, обмене информацией о врачебной практике, выяснении лучших подходов и методик лечения. У каждого участника имеется возможность новых знакомств и профессионального роста на базе «сетевого эффекта». Sermo была запущена в сентябре 2006 г. и насчитывает уже более 70 тыс. пользователей-врачей из 600 тыс. имеющих лицензию на право медицинской деятельности в США.

Популярен также ресурс Nature Network (http://network. nature.com), в рамках которого существуют разнообразные формы взаимодействия: форумы, блоги, сообщества, новостные ленты и др. Интерес представляет и российская социальная сеть Scipeople (http:// scipeople.com). Сервис предназначен для ученых, аспирантов, а также студентов, интере-

Социальные сети, ориентированные на научное сообщество

Academia.ed (http://academia.edu) - научная социальная сеть, предназначенная для общения исследователей из разных областей науки. Сайт помогает находить людей с близкими интересами, получать информацию об их научных достижениях и следить за их публикациями, устанавливать контакты ученых для обмена опытом и организации совместной деятельности; делиться информацией со своими коллегами; оставлять комментарии; завязывать дискуссии.

ORCID (http://orcid.org) - сервис, присваивающий исследователю уникальный цифровой идентификатор и позволяющий размещать информацию о публикациях автора, участии его в грантах и других исследованиях. Поисковый механизм позволяет производить поиск и устанавливать контакты с исследователями на основании их публикаций, участия в научных исследованиях или по ключевым словам их научных интересов.

ResearchGat (http://www.researchgate.net) - Международная социальная сеть, посвященная научным исследованиям (наиболее ярко представлены естественные и точные науки). Сайт ResearchGate был открыт в 2008 г. и сейчас активно развивается. Здесь ученые со всего мира могут общаться и делиться своими идеями, результатами экспериментов и прочими наработками.

«Карта российской науки» (http://mapofscience.ru) создана по инициативе и при поддержке Министерства науки и образования Российской Федерации. Она призвана консолидировать российское научное сообщество, а также может служить информационным пространством установления академических контактов в силу открытости размещенной в ней информации об ученых, их публикациях и иных достижениях.

Epernicus (http://epernicus.com). В этой социальной сети каждый сможет найти себе наставника, консультанта, научного руководителя и просто исследователей, занимающихся близкими вам темами, а значит проанализировать чужой путь и выстроить свой -уже без проблем, о которых вы будете знать все. С помощью Epernicus можно следить за отчетами, вопросами и ответами коллег.

Mendeley (http://mendeley.com). Здесь можно хранить и просматривать документы в формате PDF, снабжать их тегами и рубриками, чтобы легко в них ориентироваться. Искать, кстати, можно не только по своим материалам, но и по чужим. Для подключения достаточно просто зарегистрироваться в местной социальной сети, большая часть функций абсолютно бесплатна, но есть и платные версии с дополнительными возможностями.

Myexperiment (http://myexperiment.org) - социальная сеть предназначена для обмена опытом в экспериментальных исследованиях: ее главные пользователи - ученые-естественники (особенно медики и биологи). Весь процесс исследования от начала и до конца отображается в виде наглядных диаграмм и позволяет спланировать собственные опыты, опираясь на результаты предшественников, а также проанализировать допущенные ими ошибки и недочеты.

Ninesigma (http://ninesigma.com). Глобальная нетворкинг-сеть, созданная для того, чтобы объединить поставщиков инновационных решений по разным отраслям и техническим дисциплинам инноваций и те организации, которые в них нуждаются. Из любой точки мира на этом сайте можно получить доступ к опубликованным где-либо и неопубликованным, а также запатентованным и только готовящимся к патентованию материалам.

^ Щ Щ Л О Щ

сующихся наукой. Основные его задачи - создать среду для распространения знаний и данных, а также помогать специалистам в их работе. В ходе дискуссий, проходящих на базе социальных сетей, участники могут подкрепить свои доводы различными способами: сослаться на авторитетный источник, добавить фотографию, аудио- или видеофайл и т.д. Качественно реализованные научные онлайновые сервисы имеют колоссальный потенциал в ускорении процессов диффузии знания [2].

Онлайновые биржи представляют собой не только площадки для торговли приборами и реактивами, но и «рынок знаний и технологий». К примеру, собрание на проекте InnoCentive (http:// www. innocentive.com) заказчиков, которым необходимо исследовать конкретные научные проблемы, как правило, прикладного характера, и высококвалифицированных исследователей и изобретателей дает возможность на конкурентной основе привлечь к разработкам коллективы из разных стран: вероятность найти таким образом наиболее релевантных специалистов для решения специфических задач оценивается достаточно высоко [5].

Широко используются в качестве источников научной информации также мощные онлайновые базы и банки данных. Примерами могут служить мировой Банк белковых структур (http:// www.rcsb.org/pdb/ home/home.do), База данных о тихоокеанских цунами (http:// tsun.sscc.ru/htdbpac), содержащая информацию об около 1490 исторических цунамигенных событиях, произошедших в акватории Тихого океана с 47 г. до н.э. и по сей день. Сайт поддерживает экранную форму для поиска сведений в базе по

множеству критериев, а также возможность получения списка выбранных событий, отсортированных в соответствии с запросом, и несколько типов диаграмм.

Таким образом, коммуникации в Интернете настолько многоплановы, что охватывают практически все отрасли современной науки, а имеющиеся технологии предоставляют возможность научного общения на совершенно новом уровне, позволяют максимально эффективно, оперативно и квалифицированно распространять данные, удовлетворяя информационные потребности специалистов и при этом частично заменяя традиционные его формы. Кроме того, новые интернет-сервисы вовлекают в коммуникационную среду тех, кто находится на периферии научного сообщества, чей статус еще невысок, то есть знание распространяется в обществе за счет развития пользовательской среды. Очевидно, что под влиянием интенсивного внедрения информационных технологий система научного общения меняет свою структуру, становясь все более важным механизмом развития науки.

See: http://innosfera.org/2014/04/online

Литература

1. Корниенко С.И., Гагарина Д.А. Интернет - среда и средство историографического исследования // Интернет и современное общество (I MS-2008): Труды XI Всероссийской объединенной конференции. Санкт-Петербург, 28-30 октября 2008 г. - СПб., 2008. С. 62-63.

2. Медведев М. Наука 2.0. 2008. Электронный ресурс: http:// www.courier-edu.ru/cour0803/1000.htm.

3. Уолдроп М. Science 2.0 - открытая наука. 2008. Электронный ресурс: http://www.sciam.ru/2008/8/inform.shtm.

4. Антопольский А.Б., Ауссем В.И., Блау С.А., Жежель А.И. Исследование и разработка системы метаданных для электронных информационных ресурсов и сервисов в фундаментальной науке // Отчет о результатах работ по гранту РФФИ №04-07-90087. 2005. Электронный ресурс: http:// rd.feb-web.ru/antopolsky-04.htm.

5. Кошкина Э. В Интернете появился «YouTubeдля ученых». 2007. Электронный ресурс: http://www.progtech.ru/content/ view/544/67/.

6. Каранина Н. Мировой коллективный разум ученых живет по адресу www.innocentive.com. 2002. Электронный ресурс: http://www.ci.ru/inform21_02/p_06micros.htm.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.