Научная статья на тему 'Научные инновации: об итогах работы i молодежной научной школы с международным участием «Синхрония и диахрония: современные парадигмы и современные концепции»'

Научные инновации: об итогах работы i молодежной научной школы с международным участием «Синхрония и диахрония: современные парадигмы и современные концепции» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
115
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ / "ПОГРАНИЧНАЯ СИТУАЦИЯ" / РЕФЛЕКСИЯ / ГЕНЕЗИС / СИНТЕЗ / ДИАЛОГ / АВТОР / ЭПОХА / ДИСКУРС / ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ / СЛОВЕСНАЯ КУЛЬТУРА / ПОЭТИКА / ЖАНР / РЕЛИГИОЗНАЯ КУЛЬТУРА / КИНО / “FRONTIER SITUATION” / EXISTENTIAL CONSCIOUSNESS / REFLECTION / GENESIS / SYNTHESIS / DIALOGUE / AUTHOR / EPOCH / DISCOURSE / ETHNIC IDENTITY / ARTISTIC CONSCIOUSNESS / NARRATIVE CULTURE / POETIC / GENRE / RELIGIOUS CULTURE / CINEMA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кошечко Анастасия Николаевна

Представлены результаты работы I Молодежная научная школа с международным участием «Синхрония и диахрония: современные парадигмы и современные концепции» по теме «Эволюция форм экзистенциального сознания в культуре: синхрония и диахрония».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кошечко Анастасия Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC INNOVATIONS: ABOUT RESULTS OF THE 1-ST YOUTH SCIENTIFIC SCHOOL WITH INTERNATIONAL PARTICIPATION “SYNCHRONISM AND DIACHRONY: MODERN PARADIGMES AND MODERN CONCEPTIONS”1

The article is devoted to analisis results of the 1-st youth scientific school with international participation “synchronism and diachrony: modern paradigmes and modern conceptions” on the subject “Evolution of forms of existential consciousness in culture: synchronism and diachrony”.

Текст научной работы на тему «Научные инновации: об итогах работы i молодежной научной школы с международным участием «Синхрония и диахрония: современные парадигмы и современные концепции»»

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

УДК 821. 161.1. 0

А. Н. Кошечко

НАУЧНЫЕ ИННОВАЦИИ: ОБ ИТОГАх РАБОТЫ I МОЛОДЕЖНОЙ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ «СИНхРОНИЯ И ДИАхРОНИЯ: СОВРЕМЕННЫЕ ПАРАДИГМЫ

И СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ»

Представлены результаты работы I Молодежная научная школа с международным участием «Синхрония и диахрония: современные парадигмы и современные концепции» по теме «Эволюция форм экзистенциального сознания в культуре: синхрония и диахрония».

Ключевые слова: экзистенциальное сознание, «пограничная ситуация», рефлексия, генезис, синтез, диа-

лог, автор, эпоха, дискурс, этническая идентичность, ка, жанр, религиозная культура, кино.

13-14 июня 2012 г. на базе историко-филологического факультета Томского государственного педагогического университета состоялась I Молодежная научная школа с международным участием «Синхрония и диахрония: современные парадигмы и современные концепции» по теме «Эволюция форм экзистенциального сознания в культуре: синхрония и диахрония».

В работе школы приняли участие студенты, магистранты, аспиранты и молодые ученые гуманитарных специальностей из России, Польши, Венгрии, Литвы, Украины, Монголии и т. д.

Проведение школы ставило своей целью организацию фундаментального междисциплинарного исследования феномена экзистенциального сознания в различных отраслях гуманитарного знания: философии, истории, этнографии, археологии, лингвистики, литературоведении, культурологии, религиоведении и искусствоведении. Данный подход предполагает качественно иную по сравнению с существующими в современных гуманитарных науках исследовательскую стратегию и позволяет выполнить целостный анализ формальной и содержательной сторон репрезентации парадигм экзистенциального сознания в мировоззренческих доминантах личности, в тематике и проблематике документальных текстов и художественных произведений, в особенностях художественного метода (в различных видах искусства - художественной литературе, театре, кино), жанровой системы и так далее [1].

В своем приветственном слове председатель организационного комитета, декан историко-филологического факультета ТГПУ, кандидат исторических наук, доцент Татьяна Васильевна Галкина отметила, что историко-филологический факультет ТГПУ в течение 2011/12 учебного года стал инициатором двух крупных научных проектов вуза «Па-

художественное сознание, словесная культура, поэти-

радигмы художественного сознания в словесной культуре» (государственный контракт

№ 14.740.11.1394 от 20 октября 2011 г.) [2] и I Молодежной научной школы с международным участием «Синхрония и диахрония: современные парадигмы и современные концепции», подчеркнула актуальность и научную новизну подобной формы взаимодействия молодых ученых и авторитетных томских исследователей.

Участники школы получили возможность прослушать лекции ведущих специалистов (13 июня) и выступить с научными докладами (14 июня) по следующим тематическим направлениям:

1. Экзистенциальное сознание переходных эпох: власть, общество, гендер.

2. Экзистенциальное сознание в полифонии современных дискурсивных практик.

3. Экзистенциальное сознание и этническая идентичность.

4. Экзистенциальное сознание в художественной литературе и искусстве кино.

5. Экзистенциальное сознание в религиозной культуре.

В лекционных выступлениях организаторы школы - преподаватели ИФФ ТГПУ представили различные формы репрезентации экзистенциального сознания в синхроническом и диахроническом аспектах и способы их исследования с использованием методологии различных гуманитарных дисциплин: «Экзистенциальное сознание в формах художественного письма» (Анастасия Николаевна Кошечко, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры литературы), «Экзистенциальная парадигма в творчестве Е. И. Замятина» (Марина Альбертовна Хатямова, доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры литературы), «Социально-психологические кризисы иден-

Вестник ТГПУ (TSPUБЫИт). 2012. 9 (124)

тичности общества в эпохи Перехода и рождение новых форм экзистенциального сознания» (Ирина Юрьевна Николаева, доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры всеобщей истории), «Экзистенциальные аспекты фильма-нуар» (Ада Вилисовна Бернатонити, кандидат искусствоведения, доцент кафедры отечественной истории и культурологии), «Медиаконцепт как форма воплощения экзистенциального сознания в полифонии современных дискурсивных практик» (Ольга Вячеславовна Орлова, кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой теории языка и методики обучения русскому языку и литературе), «Контексты и презентации мистического опыта» (Сергей Сергеевич Аванесов, доктор философских наук, профессор, профессор кафедры истории России), «Экзистенциальное сознание в сакральном тексте: проблемы трансформации (на примере литургической реформы патриарха Никона)» (Наталья Ивановна Сазонова, доктор философских наук, кандидат исторических наук, заведующий кафедрой истории России), «Славянские диаспоры Томской области: проблемы этнической идентичности» (Татьяна Александровна Гончарова, кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории), «Отражение сознания в миропонимании на примере скифо-сибирского зооморфного кода» (Людмила Михайловна Плетнёва, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой археологии и этнологии). Выступление каждого лектора воспринималось аудиторией с большим вниманием и готовностью к обсуждению, что проявлялось в виде вопросов, активных обсуждений по итогам первого дня школы.

Своими размышлениями по проблемам изучения экзистенциального сознания со слушателями школы поделились и приглашенные специалисты других вузов г. Томска. В частности, интерес участников школы вызвала лекция «Социальные трансформации переходных эпох в исследованиях исто-риков-анналистов» Натальи Валерьевны Трубниковой, доктора исторических наук, доцента, профессора, заведующей кафедрой истории и регио-новедения Национального исследовательского Томского политехнического университета.

Завершил работу школы «круглый стол» по теме «Религиозная тема в литературе экзистенциальной ориентированности: к проблеме “встречи” религиозного и экзистенциального типов сознаний». Организаторами обсуждения выступили кандидаты филологических наук, доценты кафедры литературы историко-филологического факультета ТГПУ Елена Александровна Полева, Анастасия Николаевна Кошечко, Евгения Константиновна Макаренко, Светлана Владимировна Бурмистрова и руководитель отдела религиозного образования и

катехизации Томской епархии Русской православной церкви иерей Андрей (Носков). Отправной точкой научной дискуссии послужил доклад Е. К. Макаренко «Экзистенциальное и религиозное переживание жизни в православных агиобиогра-фиях», в котором была представлена попытка выявления атрибутивных характеристик экзистенциального и религиозного сознаний как различных типов сознания и способов их взаимодействия в духовной эволюции личности.

Участники «круглого стола», ориентируясь на материалы лекций и секционных докладов, выявили целый ряд актуальных проблем, возникающих перед современными исследователями экзистенциального сознания, которые преимущественно можно свести к следующим смысловым доминантам:

1) расплывчатость терминологии (в частности, смешение понятий «экзистенциальный» и «экзистенциалистский»);

2) проблема интеграции экзистенциального сознания с другими типами сознания (религиозным, диалогическим, политическим и т. д.);

3) необходимость создания и практического апробирования междисциплинарной методологии исследования категории сознания в различных отраслях гуманитарного знания. По мысли М. М. Бахтина, «чужие сознания нельзя созерцать, анализировать, определять как объекты, как вещи, с ними можно только диалогически общаться. Думать о них - значит говорить с ними, иначе они тотчас же поворачиваются своей объектной стороной: они замолкают, закрываются и застывают в завершенные объектные образы» [3, с. 80].

По итогам работы Школы было проведено анкетирование участников мероприятия с целью определения эффективности освоения молодыми исследователями и преподавателями лучших научных и методических отечественных достижений в исследовании феномена экзистенциального сознания и форм его репрезентации в культуре.

Все участники, успешно прошедшие обучение и представившие свои доклады, получили сертификаты.

Тексты выступлений будут опубликованы в виде сборника тезисов и разосланы всем участникам мероприятия. В настоящее время ведется пред-печатная подготовка и научное редактирование материалов, подготовка оригинал-макета сборника.

По результатам мероприятия подготовлены для публикации научные статьи в высокорейтинговых журналах (в частности, в текущем выпуске «Вестника ТГПУ» опубликована статья профессора кафедры литературы М. А. Хатямовой «Способы воплощения экзистенциального сознания в творчестве Е. И. Замятина»).

Список литературы

1. Кошечко А.Н .Формы экзистенциального сознания в творчестве Ф .М .Достоевского (к постановке проблемы) // Вестн .Томского гос .пед .

ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin) . 2011. Вып . 7 (109) . С . 192-199 .

2 . Кошечко А. Н . Научный проект «Парадигмы художественного сознания в словесной культуре»: итоги и перспективы // Там же . 2012 .

Вып .3 (118) .С . 106-109 .

3 . Бахтин М . М . Проблемы поэтики Достоевского . М ., 1979 .

Кошечко А. Н., кандидат филологических наук, доцент.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061.

E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 02.07.2012.

A. N. Koshechko

SCIENTIFIC INNOVATIONS: ABOUT RESULTS OF THE 1-ST YOUTH SCIENTIFIC SCHOOL wITH INTERNATIONAL PARTICIPATION “synchronism AND Diachrony: MODERN PARADIGMES AND MODERN CONCEPTIONS”

The article is devoted to analisis results of the 1-st youth scientific school with international participation “synchronism and diachrony: modern paradigmes and modern conceptions” on the subject “Evolution of forms of existential consciousness in culture: synchronism and diachrony”.

Key words: existential consciousness, "frontier situation”, reflection, genesis, synthesis, dialogue, author, epoch, discourse, ethnic identity, artistic consciousness, narrative culture, poetic, genre, religious culture, cinema.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.