Научная статья на тему 'Научное обоснование санитарно - эпидемиологической и эколого-гигиенической безопасности нового фумиганта «Gastoxin» на объектах морского транспорта'

Научное обоснование санитарно - эпидемиологической и эколого-гигиенической безопасности нового фумиганта «Gastoxin» на объектах морского транспорта Текст научной статьи по специальности «Промышленные биотехнологии»

CC BY
243
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
морская фумигация грузов / фумигационные препараты / фосфин / суда-зерновозы / санитарная / санитарная и эпидемиологическая безопасность / внедрение новых фумигантов / положительное заключение / marine fumigation of cargoes / fumigation preparations / phosphine / bulker / sanitary-and- epidemiological safety / introduction of new fumigants

Аннотация научной статьи по промышленным биотехнологиям, автор научной работы — Е П. Белобров, С А. Иванова, В В. Андреев, А В. Рангаев, А А. Рангаева

В работе представлены результаты комплексных лабораторных и экспериментальных натурных исследований на 4-х судах-зерновозах балкерного флота в портах Черноморск и Южный. Проведено научное обоснование санитарно-эпидемиологической и эколого-гигиенической безопасности нового фумиганта на основе фосфида алюминия «Газтоксин» для транзитной фумигации подкарантинных грузов на судах в пути следования. Данные по изучению образцов ядофумигантов в сравнительных исследованиях с широко применяемыми в международной практике морской фумигации грузов препаратами «Фостоксин», «Джин», «Селфос» свидетельствуют об их достоверной идентичности и безопасности, что, при выполнении соответствующих рекомендаций, может быть основанием для получения положительного заключения Минздрава и Минэкологии Украины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC SUBSTANTIATION OF SANITARY-EPIDEMIOLOGICAL AND ECOLOGICAL - HYGIENIC SAFETY OF NEW FUMIGANT "GAZTOXIN" ON THE OBJECTS OF MARINE TRANSPORT

In the paper presented the results of comprehensive laboratory and experimental field studies on the 4 grain bulkers in the ports Chernomorsk and Yuzhniy are described. The scientific substantiation of sanitary, epidemiological, environmental and hygienic safety assessment of new fumigants aluminum phosphide "Gaztoksin" for transit fumigation quarantine cargoes on ships on the route was made. The data obtained after the study of the samples of toxic fumigants in the comparison with the widely used international fumigation of cargoes by "Fostoxin", "Gene", "Selphos" testified to their authentic identity and safety, which, if the relevant recommendations are implemented, may be ground for obtaining a positive conclusion from the Ministry of Health Care and the Ministry of Ecology of Ukraine.

Текст научной работы на тему «Научное обоснование санитарно - эпидемиологической и эколого-гигиенической безопасности нового фумиганта «Gastoxin» на объектах морского транспорта»

УДК 661.16.032.3 : 658.61

DOI http://dx.doi.org/10.5281/zenodo.1443557

Е. П. Белобров, С. А. Иванова, В. В. Андреев, А. В. Рангаев, А. А. Рангаева

НАУЧНОЕ ОБОСНОВАНИЕ САНИТАРНО - ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ И ЭКОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НОВОГО ФУМИГАНТА

«GASTOXIN» НА ОБЪЕКТАХ МОРСКОГО ТРАНСПОРТА

Украинский НИИ медицины транспорта МЗ Украины, г. Одесса;

Морской институт Украины, г. Одесса;

ООО «Спецтехнология», г. Киев;

Морская фумигационая компания «Скаллопс-Украина», г. Южный;

Морской фумигационный отряд «Укртрансервия, г. Черноморск

Summary. Belobrov E. P., Ivanova C. A., Andreev V. V., Rangaev F. V., Rangaeva A. A. SCIENTIFIC SUBSTANTIATION OF SANITARY-EPIDEMIOLOGICAL AND ECOLOGICAL - HYGIENIC SAFETY OF NEW FUMIGANT "GAZTOXIN" ON THE OBJECTS OF MARINE TRANSPORT. - State Enterprise "Ukrainian Research Institute for Medicine of Transport", e-mail: medtrans2@rambler.ru. In the paper presented the results of comprehensive laboratory and experimental field studies on the 4 grain - bulkers in the ports Chernomorsk and Yuzhniy are described. The scientific substantiation of sanitary, epidemiological, environmental and hygienic safety assessment of new fumigants aluminum phosphide "Gaztoksin" for transit fumigation quarantine cargoes on ships on the route was made. The data obtained after the study of the samples of toxic fumigants in the comparison with the widely used international fumigation of cargoes by "Fostoxin", "Gene", "Selphos" testified to their authentic identity and safety, which, if the relevant recommendations are implemented, may be ground for obtaining a positive conclusion from the Ministry of Health Care and the Ministry of Ecology of Ukraine.

Key words: marine fumigation of cargoes, fumigation preparations, phosphine, bulker, sanitary-and- epidemiological safety, introduction of new fumigants.

Реферат. Белобров Е. П., Иванова С. А., Андреев В. В., Рангаев А. В., Рангаева А. А. НАУЧНОЕ ОБОСНОВАНИЕ САНИТАРНО - ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ И ЭКОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НОВОГО ФУМИГАНТА «GASTOXIN» НА ОБЪЕКТАХ МОРСКОГО ТРАНСПОРТА. В работе представлены результаты комплексных лабораторных и экспериментальных натурных исследований на 4-х судах-зерновозах балкерного флота в портах Черноморск и Южный. Проведено научное обоснование санитарно-эпидемиологической и эколого-гигиенической безопасности нового фумиганта на основе фосфида алюминия «Газтоксин» для транзитной фумигации подкарантинных грузов на судах в пути следования. Данные по изучению образцов ядофумигантов в сравнительных исследованиях с широко применяемыми в международной практике морской фумигации грузов препаратами «Фостоксин», «Джин», «Селфос» свидетельствуют об их достоверной идентичности и безопасности, что, при выполнении соответствующих рекомендаций, может быть основанием для получения положительного заключения Минздрава и Минэкологии Украины.

Ключевые слова: морская фумигация грузов, фумигационные препараты, фосфин, суда-зерновозы, санитарная, санитарная и эпидемиологическая безопасность, внедрение новых фумигантов, положительное заключение.

© Белобров Е. П., Иванова С. А., Андреев В. В., Рангаев А. В., Рангаева А. А.

Реферат. Бшобров £. П., 1ванова С. О., Андреев В. В., Рангаев О. В., Рангаева Г. О. НАУКОВЕ ОБГРУНТОВАННЯ САН1ТАРНО - ЕПЩЕМЮЛОГ1ЧНО1 ТА ЕКОЛОГО-Г1ПЕН1ЧНО1 БЕЗПЕКИ НОВОГО ФУМ1ГАНТУ «ГАЗТОКС1Н» ОБ'СКТАХ МОРСЬКОГО ТРАНСПОРТУ, В робот представлеш результати комплексних лабораторних i експериментальних натурних дослiджень на 4-х судах-зерновозах балкерного флоту в портах Чорноморськ i Швденний по науковому обгрунтуванню саштарно-ешдемюлопчно! та еколого-ппешчно! оцiнки безпеки нового фумтанта на основi фосфiду алюмiнiю «Газтоксш» для транзитно! фумтацп пiдкарантинних ванташв на судах пiд час перевезення. Отримат данi вивчення зразк1в ядофумтантов в порiвняльних дослiдженнях з широко вживаними в мiжнароднiй практицi морсько! фумтацп вантаж1в препаратами «Фостоксин», «Джин», «Селфос» свiдчили про !х достовiрноl iдентичностi i безпеки, що при виконант вiдповiдних рекомендацiй може бути тдставою для отримання позитивного висновку Мшстерства охорони здоров'я i Мшекологп Укра!ни.

Ключовi слова: морська фумтащя вантаж1в, фумiгацiйнi речовини, фосфiн, судна-зерновози, санiтарна, епiдемiологiчна безпека, впровадження нових фумiгантiв, позитивний висновок.

Актуальность. Перспективный план развития сельского хозяйства Министерства агрополитики и продовольствия Украины до 2030 года предусматривает значительный многомиллионный рост сбора урожая и экспорт зерновых грузов. За маркетинговый 20172018 год было перегружено в морских портах и отправлено на судах на экспорт более 43 млн. тонн украинского зерна, перевезенного в трюмах морских судов в среде чрезвычайно опасного фумигационного газа фосфина. Морская перевозка фумигированных грузов на судах балкерного флота всегда связана с риском порчи зерна и зерновой продукции вредителями хлебных запасов, коммерческого брака хлебных грузов, а также роста случаев нотификации (претензий) к качеству зерна из-за «неэффективной фумигации » при доставке в портах прибытия, а также со случаями аварийных выбросов ядовитого газа фосфина из трюмов, сопровождаемых острыми ингаляционными отравлениями со смертельным исходом членов экипажей судов- зерновозов [1].

При изучении многофакторных причин нотификаций украинского зерна фумигированного в рейсе со стороны иностранных грузополучателей, отмечается не только организационные, технические и технологические погрешности при обеззараживании подкарантинных грузов на судах в транзите, но и недостаточная результативность применяемых в морской фумигации грузов фумигационных препаратов, что и побуждает производителей к поиску новых, эффективных и производительных ядохимикатов для прменения в специфических условиях морских портов и судов. Однако внедрение их в практику морского транспорта требует особой санитарно-эпидемиологической, эколого-гигиенической оценки безопасности и санитарному контролю при применении новых ядофумигантов на морском флоте.

В связи с реструктуризацией Государственной санитарно- эпидемиологической службы Украины и пагубной ликвидации института, государственных и отраслевых санитарно-эпидемиологических служба и станций (СЭС), включая СЭС на морском, речном, железнодорожном, автомобильном и авиационном транспорте, значительно возросла ответственность отраслевого ГП «Украинского научно-исследовательского института медицины транспорта» (УКРНИИ МТ) Минздрава Украины по направлению работ, связанных с токсикологическим, санитарно-эпидемиологическим и эколого-гигиеническим обоснованием безопасности новых проектов, технологий и препаратов внедряемых в народное хозяйство и транспорт Украины. Поэтому, Министерство здравоохранения Украины определяе ГП «Украинский научно-исследовательских институт медицины транспорта МЗ Украины», как головное учреждение по гигиенической регламентации безопасности проведения фумигации зерновых, кормовых и лесных грузов на судах и в портах. Институту поручается санитарно-эпидемиологическая экспертиза технических условий Украины, технологических инструкций, технологий морской фумигации грузов и новых фумигационных препаратов на транспорте» [2, 3]

Анализ литературных источников, свидетельствует, что специалисты Научно-

практического центра «Медицинская безопасность морской технологии и перевозки опасных грузов» Украинского НИИ медицины транспорта Минздрава Украины имеют большой опыт и практику в проведении комплексных НИР по изучению безопасности, не только условий труда фумигаторов, докеров и членов экипажей морских судов при внедрении новых технологий фумигации зерна, кормовых, сельскохозяйственных и лесных грузов и их продукции, внедряемых на морских и речных судах-зерновозах, лесовозах но и по изучению новых фумигационных препаратов на основе фосфина и бромистого метила [4, 5, 6, 7, 8].

Результаты проведенного литературного поиска показали, что научными работниками и специалистами ГП УкрНИИ медицины транспорта, в свое время бывшего ВНИИГВТ Минздрава СССР, выполнили ряд экспериментальных комплексных научно-исследовательских работ на судах балкерного флота в рейсах по изучению новых фумигационных препаратов на основе фосфина «Детиа Дегеш» производства («Дегеш Америка», США), применяемых на судов-зерновозах балкерного флота Черноморского и Новороссийского морского пароходств (т/х «Механик Петр Килименчук», «Алексей Данченко», «Чусовой», «Маршал Гречко») в натурных условиях трансатлантических рейсах и в плавании вокруг Западной Европы при перевозках фумигированных фосфином грузов [9, 10, 11].

Научная ценность и практическая значимость проведенных НИР по научному обоснованию гигиенической, санитарного- эпидемиологической и эколого-гигиенической безопасности внедрения новых фумигационных препаратов и технологий обусловлена методами поэтапного выполнения научных исследований в экспериментальных, лабораторных и натурных условиях на судах и в портах, включающих: литературный и информационно-патентный поиск и разработка программы исследований, проведение экспериментальных лабораторных исследований образцов новых фумигационных препаратов для морской фумигации подкарантинных зерновых в специфических условиях судна и порта, проведение натурных исследований в морских портах на судах с изучением состояния санитарно-химической и эколого -гигиенической оценки безопасности загрязнения воздуха рабочей зоны, на различных технологических этапах фумигации грузов с внедрением нового фумигационного препарата «Газтоксин», изучение состояния здоровья и заболеваемости фумиаторов, анализ результатов исследований и разработка материалов как основы для получения положительного заключения безопасности нового фумигационного препарата и внедрения в различные технологии морской фумигации грузов [7, 12].

Данные литературного обзора определяют конкретные условия в проведении дальнейших исследовательских работ, позволяют интерпретировать с известной степенью достоверности методы изучения санитарно-химической, эколого-гигиенической и физиолого-гигиенической оценки безопасности изучаемого фумигационного препарата «Газтокин» при фумигации подкарантинных грузов в натурных условиях порта и судна для дальнейшего использования результатов проведенных исследований, как основания получения положительных заключений министерств здравоохранения, экологии и других учреждений.

Материалы и методы исследований. При выборе объектов исследований за основу были взяты обычная технология хранения, перевозки, доставки на борт судна в район грузовой палубы и грузовых трюмов картонных коробок с алюминиевыми банками заполненными таблетками фосфинсодержащего фумигационного препарата Фосфида алюминия «Газтоксин». Далее технология фумигации (закладки ядофумиганта в толщу) грузов включала рабочие операции: извлечение банок из упаковок, перенос в трюм и размещение на поверхности зерна с последующим их вскрытием и распределением таблеток ядохимиката на зерне, погружение их через зонды в глубину груза или использование препарата внутри фумисливов, также помещаемых в заранее приготовленные траншеи и засыпанием зерном.

При этом определены для исследования рабочие места морских фумимгаторов грузов на следующих объектах: складе временного хранения «Газтоксина», в спецавтомобиле при перевозке ядохимикатов в порт к борту судна, на грузовой палубе при извлечении банок с препаратами, в трюме судна, загруженного зерном, открытии банок, на местах дозированного высыпании таблеток фумиганта в зонды, фумисливы, а также в местах сбора

опасных отходов тары банок на грузовой палубе. Места на удалении от борта судна на причале в районе бака, трапа и его кормы производственной территории порта.

Рис. Схема контрольних точек обследованных объектов при изучении проб воздуха для определения степени загрязнения фосфином атмосферы производственной зоны и окружающей среды

Точка 1 - трап на причале Точка 2 - грузовая палуба левого борта судна Точка 3 - рабочие места в трюмах судна Точка 4 - главная палуба настройки судна Точки 5, 6 - грузовая палуба правого борта судна Точки 7-12 - рабочие места в трюмах судна Точки 13-15 - в зоне дыхания фумигатора (фильтр противогаза) Точка 16 - наветренная сторона комингса трюма над зерном в трюме перед закрытием крышек трюма

Точка 17 - подветренная сторона комингса трюма над зерном в трюме перед закрытием крышек трюма

Точки 18, 19 - входы в коридоры надстройки с главной палубы с правого и левого бортов судна

Точки 20-22 - на причале в районе трапа, кормы и бака судна

Объектами исследований были пробы газовоздушной среды надтаблеточного пространства ядофумигантов при вскрытии банок, при полном высыпании препаратов из банок в воздушной пылегазовой среде внутри тары банок. Исследовали пробы воздуха на рабочих местах на грузовой палубе, в трюмах судна и на главной палубе надстройки в районе трапа.

Основная часть исследований проводилась на базе лаборатории Отдела токсикологии ГП «УКР НИИ медицины транспорта Минздрава Украины», на базах морских фумигационныхх отрядов, на территориях причалов Ильичевского зернового терминала «Укртрансервис» в морском торговом порту Черноморск и на Зерноперевалочном терминале «Бориваж» морского порта Южный», на борту ряда судов-зерновозов, данные о их характеристиках, составленные на основании Vessels Particulars» и «Ships Particulars» представлены в таблица 1.

Таблица 1

Выборочные данные о характеристиках опытных судов балкерного флота

№№ Показатели т/х «Irene» т/х «Ince Anadolu» т/х «Themis» т/х « Stara Planina»

1. Флаг судна Маршалловы острова Турция Маршалловы острова Мальта

2. Тип судна Балкер Балкер «панамакс» Балкер Балкер

3. Зерновые, Зерновые, Зерновые, Зерновые,

Род груза насыпь кормовые, насыпь насыпь насыпь

4. Количество трюмов 7 7 7 5

5. Водоизмещение, т 74035,00 88742,00 69919,00 42704,00

6. Длина, м 199,90 224,94 196,00 186,45

7. Ширина, м 32,24 32,26 32,26 30,00

8. Осадка, м 13,026 14,43 13,00 11,56

9. Глубина трюмов, м 18,60 19.50 18,10 16,20

10. Объём трюмов, м3 111261,00 131407,00 106747,00 52206,00

11. Объём комигсов,м3 - 2473,63 - -

12. Скорость, уз 14,5 15,0 13,50 14,00

Методы исследований. Для реализации поставленных в работе задач, во исполнение требований ГОСТ 12.1.005-88ССБТ. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны, применялись санитарно-химические, гигиенические, колористические и электро-химические методы исследования воздуха причалов, грузовых палуб, трюмов и надстроек судна. При анализе проб воздуха применяли приборы мультигаздетектора «АККУРО» (Германия) и набора индикаторных трубок, следующей чувствительности для определения фосфина по ГОСТ 12.1.014-84 с использованием Справочник по Dreger-Tube/CMS. [ 13, 14,].

С целью получения быстрых, в течении нескольких секунд, достоверных и сопоставимых результатов санитарно-химических исследований проб воздуха на наличие фосфина в пробах использовали метод параллельного анализа с использованием переносного электронного сигнального газоанализатора «ToxiPro-PH3 SPERIAN» производства США. Хронометраж рабочего времени и затрат времени технологических операций проводился с помощью секундомера.

Анализ здоровья и заболеваемости работников морских фумигационных отрядов а проводили по данным обращаемости в медсанчасть порта с жалобами на здоровье до и после работы с ядовитыми препаратами и фумигационным газом (с проведением закрытого анкетирования самооценки состояния здоровья, изучением функционального состояния организма работающих - общее состояние, состояние слизистых оболочек глаз, полости рта, кожных покровов, частоты сердечных сокращений и частоты дыхания.

Полученные в исследованиях результаты НИР обрабатывались с применением методов статистики [15].

Результаты исследований. Проведенные лабораторные санитарно-химические и гигиенические исследования образцов нового фумиганта «Газтоксин» и данных «Заявка на испытание препарата» как Приложения к приказу Министерства природы от 25.03.2008 года за № 149 показали:

- название препарата - DELICIA GASTOXIN 56 GE,

- активное вещество : Алюминий фосфид 56% ,

- инертные материалы: 44%

- торговое название - GASTOXIN

- информация - фумигант

- действующее вещество - Фосфид алюминия (ALP), 56% -чистый, 68% -технический, CAS 20859-73-8

- содержание вещества - 560 г/кг

- препротивная форма - круглые таблетки (пеллеты) которые выделяют газ- фосфин

(PH3)

- места применения - предназначен для применения в качестве фумиганта для обработки сельскохозяйственной продукции на складах, а также грузов в трюмах на судах

- нормы расхода - минимальная доза - 3 г РН3/м3 (3 таблетки на м3)

максимальная доза - 5 г РН3/м3 (5 таблеток на м3) фумигация не производится

- скорость действия препарата - первые признаки действия препарата проявляются через 30-60 часов

- тип упаковки - бутылка (банка), вмещающая 333 таблетки пор весу равна 1 кг

картонный ящик вмещает 22 бутылки и весит брутто- 27 кг, нетто - 22 кг

- гигиенический норматив - в воздухе рабочей зоны ПДК:

для Германии - 0,15 ppm (0,21 мг/м3) фосфина в течении 8 часов работы ОБРВ - 0,3 ppm (0,42 мг/м3) ПДК р.з фосфина для Украины - 0,1 мг/м3.

- огнеопасность - препарат сам по себе не воспламеняется, выделяющийся из него фосфин может спонтанно загореться при концентрации выше его LEL (НПВ) равный 1,8% (25 200 мг/м3)

- взрывоопасность - 25 200 мг/м3

- класс опасности по UN-№ 1397- 4.3,

- класс транспортной опасности по IMO IMDG CODE - 4,3 и 6.1.

Изучении свойств, характеристик и идентичности образцов нового фумигационного препарата «Газтоксин» проводили в сравнительных исследованиях с существующими, широко применяемыми в мировой практике морской фумигации грузов на судах препарата «Фостоксин» этого же производителя. Результаты проведенных исследований представлены в таблице 2.

Таблица 2

Данные идентичности фумигационных препаратов «Фостоксин» и «Газтоксин»

Сравнительные данные Фостоксин Газтоксин

Препаратов

1. Производство Detia Degesch GmbH Detia Degesch GmbH

2. Действующее вещество Фосфид алюминия Фосфид алюминия

3. Регистрационный номер CAS 20859-73-8 CAS 20859-73-8

4. Препаративная форма Круглые таблетки (пеллеты) Круглые таблетки (пеллеты), которые вмещают фосфин

5. Область применения Сельское хозяйство, Сельское хозяйство,

препарата различные виды транспорта морской транспорт

6. Содержание вещества 560 г/кг 560 г/кг

7. Норма расхода 5-10 г/м3 3-5 г/м3

8. Способ применения T°C - 20-30 Не ниже - 10оС

9. Скорость действия 42-72 часа 30-60 часов

препарата через

10. Тип упаковки, бутылки 333 таблетки = 1кг 333 таблетки = 1кг

11. Гигиеническая норма 0,1 мг/м3 0,1 мг/м3

В Украине, ПДК р.з.

12. Взрывоопасность, LEL (НПВ) 1,8% (25 200 мг/м3) 1,8% (25 200 мг/м3)

13. Класс опасности по UN 4/3 UN- № 1397 4/3 UN- № 1397

14. Класс опасности по IMO 4,3 и 6.1 4,3 и 6.1

IMDG CODE

Приведенные сравнительные данные физико-химических свойств и характеристик изучаемых фумигационных препаратов, свидетельствуют о важных отличительных положительных свойствах ядохимиката «Газтоксин» по скорости действия препарата, таблетки которого начинает «работать и выделять фумигационный газ фочсфин» через 3060 часов, что эффективней почти в 2 раза по сравнению с «Фостоксином». Это свойство с учетом идентичности препаратов может послужить весомым признаком преимущества и научного обоснования для положительного решения о получении положительного заключения для внедрении его в морской фумигации грузов на морском и речном транспорте.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Результаты лабораторных санитарно-химических исследований образцов новых фумигационный препаратов на содержание фосфина при моделирования вскрытия банок с препаратом «Газтоксин» представлены в таблице 3.

Таблица 3

Результаты лабораторных санитарно-химических исследований образцов новых фумигационный препаратов на содержание фосфина при вскрытии банок с

препаратом «Газтоксин»

№№ п/п Места замеров пробы воздуха Образец №1, Мг/м3 Образец №2, мг/м3

1. Фоновые замеры в ящике тары Не обн. Не обн.

2. Фоновые замеры фосфина в воздухе лаборатории Не обн. Не обн.

3. Фоновые замеры фосфина в воздухе вытяжного шкафа Не обн. Не обн.

4. Место прилегания винтовой пробки при её открывании «подрыве» 14 500 - 15 340 * 15 000 - 15 100

14 813+ 420,6 15 050+ 25,6

5. Место горловины при отвинчивании винтовой пробки 5 150 -5 470 5 310+ 42,6 7 000 - 7 400 7 200+ 36,6

6. Внутри банки над таблетками препарата 6 150 - 6 470 6 310+ 20,1 7 000 - 7 400 7 200+ 18,6

7. Замеры фосфина в воздухе вытяжного шкафа на месте исследовании банок ядофумигантов 0,23 - 0, 39 0,31+ 0,05 0,17 - 0,42 0,30+ 0,03

8. Через 15 мин. в шкафу после завершения исследований Не обн. Не обн.

Обозначение: * - в числителе - минимальная и максимальная величины;

в знаменателе - средняя величина концентрации фосфина

Полученные в лабораторных исследованиях материалы по санитарно-химической оценке образцов нового фумиганта «Газтоксин» показали, что из всех позиций, изученных восьми экспериментальных рабочих операций, выполненных при вскрытии герметично закрытых образцов банок препаратов, в 50% случаев работа не была связана с выходом фосфина и загрязнения воздуха рабочей зоны и возможным опасным или вредным воздействием его на организм работающих. В момент открытия «подрыва» и отвинчивания пробок алюминиевых банок ядохимиката обнаруживается выход фосфина наружу под давлением с концентрацией газа от 14 500 до 15 340 мг/м3, в среднем - 14813+ 420,6 мг/м3. Замеры содержания фосфина внутри образцов над таблетками определялись на максимальном уровне 7 400 мг/м3, что по сравнению с подобными исследованиями аналогичных препаратов «Фостоксин» и «Селфос» обнаруживалось в 2 и более раз ниже (13750 + 146,3 и 17500+ 362,7 мг/м3, соответственно).

Полученные материалы должны быть использованы в повседневной практике морской фумигации грузов и стать исходной позицией для решения вопроса применения, одобренных Конвенциями IMO и MLC средств индивидуальной защиты морских и аптечек при отравлении фосфином фумигаторов и членов экипажей судов на борту судна при транзитной фумигации зерновых, кормовых, масличных и других подкарантинных грузов

на морских судах в обычных эксплуатационных условиях и при аварийных ситуациях.

^гласно Методических указаний Минздрава Украины № 22 от 06.06.1996 года по комплексной токсиколого-гигиенической оценке и санитарному контролю за применением лакокрасочных и вспомогательных материалов на транспорте» допускают ограничиться этапом лабораторных экспериментальных испытаний, если вопросы организации безопасности применении опасных материалов отработаны и идентичные для материалов такого типа. Однако настоящие исследования нуждаются в проведении натурных (производственых) исследований борту опытных судов для оценки полноты учета требований безопасности морских фумигаторов, членов экипажей судов, эколого-гигиенической безопасности в конкретных режимах производства фумигации грузов в специфических условиях морских и речных судов-зерновозов. Данные объёма фумигационных работ с применением различных ядофумигантов, включая «Газтоксин» подставлены таблице 4.

Таблица 4

Сводные данные об объёме фумигантов при фумигационных работ в трюмах опытных судов с одновременным применением препарата «Газтоксин»

Название Тип судна, Название Название Опасные

№ судна, кол-во гРУ3, фумиганта, опытного факторы

флаг, экипаж, трюмов количество, вид и кол. фумиганта, средства

порт фумигации т фумигации защиты

1. «Ince Anadolu», Балкер Ячмень, «Токсифос» «Газтоксин» Фосфин, газ-

Турция, Стамбул, «панамакс», 7 77421 Рециркуляция 348 кг Поверх. маска фильтр

18 чел.

Южный

2. «Irene» «Джин», Фосфин,

Маршалловы Балкер, Рапс 78 кг «Газтоксин» газ-

Острова, 16 чел, 7 49500 рециркуляция Поверх. маска фильтр

Черноморск

3. «Themis» «Джин», Фосфин,

Маршалловы Балкер, Рапс 150 кг «Газтоксин» газ-

Острова, 16 чел, 7 49500 рециркуляция Поверх. маска фильтр

Черноморск

4. «Stara Planina», Мальта,14 чел. Южный Балкер 5 Кукуруза, 52659 «Силфос» Рециркуляция 158 кг «Газтоксин» Поверх. Фосфин, газ-маска фильтр

Таким образом, представленные данные характеристик изучаемых в настоящей НИР объектов опытных судов и фумигации зерновых грузов наглядно продемонстрировали однородность и репрезентативное соответствие технической документации («Ships Particular», «Фумигационный сертификат», «Фумигационный план судна» и «Заявка на испытание препарат «Газтоксин»»), обеспечивающих проведение всех предусмотренной программой исследований.

Определение степени загрязнения судна фосфином производили согласно разработанной схеме точек отбора проб воздуха, охватывающие как вероятные источники выхода газа на рабочих местах, так и пути возможной миграции его с учетом особенностей технологических процессов фумигации и работы с образцами препарата «Газтоксин».

Результаты проведенных поэтапных санитарно-химических исследований проб воздуха на наличие фосфина представлены в таблице 5 и свидетельствуют о том, что проведенные методом электронного газоанализа в период подготовке к фумигационным работам замеры фоновых количеств фумигационного газа на причале, у трапа судна, на

палубе жилой надстройки, грузовой палубы и в трюмах с зерном экологической зоны территории портов не обнаружено. Из всего количества проведенных 132 определений в 102 случаях (77, 28% всех проведенных замеров) наличие фосфина не обнаружено. В 30 случаях (22,72%) выявление наличия искомого газа в пробах распределялось следующим образом - пробы с обнаруженным фосфином ниже предельно допустимых концентраций (ПДК р.з.) в 3 случаях (10%). С превышением критерия гигиенической безопасности ядохимиката, выше ПДК р.з установлено в 27 пробах. Это составило основную массу 90% из всех анализов загрязнения воздуха в которых было обнаружено наличие фумигационного газа в пробах, или равнялось всего лишь, одной пятой случаев (20,45%) из всех 132 замеров воздуха на присутствие фосфина в пробах.

Таблица 5

Санитарно-гигиеническая оценка степени загазованности фосфином воздуха рабочих мест морских фумигаторов при фумигации зерновых грузов препаратом «Газтоксин»

на судах балкерного флота

№№ Точки замеров фосфина на рабочих местах т/х «1гепе», конц. РН3, мг/м3 т/х «1псе Лпа^1и», конц. РНз, мг/м3 т/х «ТЪет1з», конц. РН3, мг/м3 т/х « 81ага Р1ашпа», конц. РН3, мг/м3

1. Фон на причале у борта судна 0,00 0,00 0,00 0,00

2. Фон на палубе надстройки у трапа 0,00 0,00 0,00 0,00

3. Фон на грузовой палубе правый и левый борт 0,00 0,00 0,00 0,00

4. Фон над зерном в трюме судна 0,00 0,00 0,00 0,00

5. В зоне дыхания (у фильтра) при вскрытии банки «Газтоксин» 2,11-6,43 3,42+0,94 1,67- 5,22 3,09+1,11 2,23-10,19 6,86+1,72 2,69- 7,38 4,13+0,87

6. Комингс трюма с наветренной стороны 0,00 0,00 0,00 0,00

7. Комингс трюма с подветренной стороны 0,04- 0,08 0,05+0,01 0,00 0,12- 0,16 0,13+0,04 0,32- 0,48 0,37+0,11

8. Контроль замер в зоне дыхания (у фильтра) при вскрытии «Джин» 2,05- 6,89 3,68+0,06 - 12,74-15,26 13,08+1,13 -

9. Замер над зерном перед закрытием крышки трюма 0,13-0,29 0,19+0,03 0,00 0,09-0,20 0,14+0,01 0,28- 0,37 0,31+0,07

10. Палуба надстройки при фумигации зерна правый и левый борт 0,00 0,00 0,00 0,00

11. Причал у трапа 0,00 0,00 0,00 0,00

12. Причал корма-бак 0,00 0,00 0,00 0,00

Определяемые уровни концентраций фосфина колебались в широких диапазонах: при открытии банок с таблетками фумигационных препаратов «Гатоксин» в зоне дыхания в области фильтра газ- маски фумигатора 1,67 - 10,19 мг/м3. При вскрытии таблеток других фумигационных препаратов, например, «Джин», содержание фосфина в пробах

практически не отличается от предыдущих показателей, однако в отдельных случаях определялось 3-х кратное нарастание концентраций в анализируемых пробах воздуха. Характерно отметить, что во всех случаях проведения исследований проб воздуха обнаруживали наличие фосфина в пробах над зерном непосредственно перед закрытием люковых крышек трюма в пределах 0,19 -0,31 мг/м3. Проведений после окончания фумигации зерна в трюмах судна контроль воздуха на наличие загазованности палуб жилой надстройки обследованных судов, а также динамический контроль за степенью загазованности фосфина причала у трапа, в районе кормы и бака не выявил присутсмтвия фосфина в пробах, что свидетельствует об отсутствии явления миграции ядовитого фумигационного газа за пределы обрабатываемых ядохимиткатов трюмов опытных судов и загрязнения ядохимикатом окружающей среды причалов территории портов.

Данные исследований в натурных условиях судов-зерновозов степени опасности загрязнения воздуха рабочих мест фумигаторов и членов экипажа на грузовой палубе и в трюмах судна при использовании фумиганта «Газтоксин» свидетельствуют о сравнительно благополучной санитарной и эколого-гигиенической обстановке в морских портах в период фумигационных работ на судах и сравнительного изучения существующих рутинных и внедряемых новых образцов фумигационных препаратов для целей обеззараживания фосфином грузов в транзите на объектах морского транспорта [7, 12].

Проведенные исследования за состоянием здоровья фумигаторов, а также анализ анкет по самооценке здоровья не выявили возможность раннего проявления хронического воздействия и решения вопроса сохранения жизни и здоровья работающих при фумигации зерновых грузов кукурузы, рапса и ячменя в трюмах судов-зерновозов за весь период наблюдений. Случаев жалоб на состояние здоровья и обращаемости за медицинской помощью в подразделений медико-санитарных частей зерновых терминалов портов Черноморск и Южный не было зарегистрировано.

Выводы:

1. Результаты проведенных лабораторных санитарно-химических исследований образцов нового фумигационного препарата «Газтоксин» могут послужить основой последующей разработки материалов и документов учреждений Минздрава, Минагрополитики и Минэкологии Украины для допуска к применению исследуемых препаратов на различных объектах морского и речного транспорта.

2. Основываясь на данных ранее проведенных экспертных и научно-исследовательских работ (Экспертное заключение № 78/ОГ от 06.02.2015 г., Научного отчета № 710/0Г от 12.05.2015 г по изучению технико-технологической, санитарно-химической и эколого-гигиенической безопасности работы с новым фумигационным препаратом Фосфид алюминия («Газтоксин») в лабораторных и натурных условиях в трюмах морских судов-зерновозов можно заключить, что изучаемые образцы ядофумигантов относятся к опасным и ядовитым веществам 4.3 и 6.1 класса транспортной опасности по классификации IMO IMDG CODE и опасным технологиям их применения, но благодаря применению Кодекса SOLAS 74/78 и Рекомендаций IMO о безопасном использовании пестицидов на судах для фумигации грузовых трюмов (MSC./1Circ. 1264, 27.05.2008 с изменениями), Кодекса практики по безопасности и эффективности морской фумигации IMFO и BIMCO, соблюдению всех необходимых и достаточных мер безопасности, обеспечивается безопасность фумигаторов морских грузов, членов экипажей судов, работников морских терминалов и портов, предотвращение загрязнения морской и окружающей природной среды на объектах морского транспорта.

Литература:

1. Шквдники на експорт // Урядовый Курьер: газета Верховной Рады Украины, 14.12.2017 г.

2. Приказ Министерства здравоохранения Украины от 31.01.1998 года № 20 «Об усовершенствовании научно-методического обеспечения санитарно-эпидемиологических вопросов на объектах транспортной отрасли Украины».

3. Письмо Главного государственного санитарного врача Украины от 21.01.2013 г. № 05.01.15 / 2246/ 17-16/ 914 «Об утверждении ГП НИИ МТ Главной организаций Минздрава Украины по регламентации и контролю безопасности при фумигации грузов в специфических условиях в портах и на судах».

4. Научный отчет УкрНИИ медицины транспорта МЗ Украины от 12.10.2006 г. «О проведении НИР по договору с морской фумигационной компанией ООО «Фумиком» (г. Киев) для получения заключения о безопасности препаратов «Фостек» (Бразилия) при фумигации объектов регулирования в сельском хозяйстве и подкарантинных грузов на судах и в портах». Одесса. -2006.- 114 с.

5. Отчет о НИР по договору с ООО "Цитрус- Групп" (г. Одесса) № 556/ОГ от 12.10.2012 г. на тему: «Научное обоснование разработки Технических Условий Украины по фумигации древесины препаратом «Метил бромидом» (Россия) и его смесями в штабелях под пленкой и в контейнерах морских и речных портов». -2012. - 89 с.

6. Экспертное Заключение № 78/ОГ от 06.02.2015 г «Научное обоснование технологий реализации украинско-немецкой фирмы ООО «СПЕЦТЕХНОЛОГИЯ» фумигационных препаратов «Детиа- Дегеш» (Германия) для получения разрешения применения препаратов «Фостоксин» и «Магтоксин» на территории Украины в практике морской фумигации грузов». Одесса -2015. 11 с.

7. Белобров Е. П. Результаты научных исследований - как основа практического внедрения эффективности и безопасности морской фумигации грузов в пути следования// Бюлл. XVI чтений им. В.В. Подвысоцкого (18-19 мая 2017 г.). Том 1. - Одесса: УкрНИИ медицины транспорта, 2017. С. 401 -410.

8. Результаты рейсовых исследований на балкере т/х «Чусовой» Черноморского морского пароходства по изучению условий труда моряков, занятых транспортировкой зерна фумигированного в рейсе фосфином в период 15.09 - 06.12.1988 г. на линии п. Новый Орлеан (США) - п. Ильичевск (СССР) / Отчетная справка НИР Всесоюз. НИИ гигиен. .водн. тр-та (ВНИИГВТ) МЗ СССР. - // Отв.исп. НИР. к.м.н. Белобров Е.П. - Одесса. - 1989. - 36 с.

9. Отчет о проведении эксперимента по фумигации зерна кукурузы в трюмах балк-танкера «Маршал Гречко» препаратами на основе фосфина на переходе из Нового Орлеана (США) в Новороссийск в период с 29 сетября по 26 октября 1991 года / Г.А. Закладной , Е.П. Белобров , Г.Г. Вашакмадзе . Москва, - 1991. - 58 с.

10. Справка по результатам экспериментальных рейсовых трансатлантических исследований на т/х «Алексей Данченко» (ЧМП) при фумигации зерна фосфином методом рециркуляции в пути следования п. Новый Орлеан - п. Одесса (с 10 ноября 1989 г. по 04 января 1990 г.) // Помельников А.Г., Вавилов А.М., Белобров Е.П., Михайлов С.Н., Прокопчук А.Д. - ЧМП ММФ. - Одесса- Москва, -1990. - 33 с.

11 Отчет о результатах рейсовых исследований на балкере «Механик Петр Килименчук» Черноморского морского пароходства по токсиколого-гигиеническому обеспечению безопасности членов экипажа при перевозке зерна, фумигированного фосфином с использованием технологии, и оборудования «Дезинфекцион Модерне, ДМ» (Франция) в совместном, советско-французском экспериментальном рейсе п. Руан - п. Дюнкерк (Франция) - п. Одесса (СССР) 01 - 25 мая 1991 г. / Отв. исп. НИР, представитель МЗ СССР, к.м.н. Белобров Е.П.. - Одесса. - 1991 г. 63 с.

12. Белобров Е.П. Медицинские и эколого-гигиенические проблемы безопасности жизнедеятельности при перегрузках в портах и перевозках на судах опасных и фумигированных грузов в эксплуатационных условиях и аварийных ситуациях. Автореф. дис. докт. мед. наук.: спец.: - 27.00.05. Санкт-Петербург, 2007. - 86 с.

13. ГОСТ 12.1.014-84. Измерение концентраций вредных веществ в воздухе рабочей зоны индикаторными трубками.

14. Справочник по Dreger-Tube/CMS. Справочное руководство по измерениям при анализе почвы, воды и воздух , а также технических газов. 12-е издание. Drager Safety AG & Co. KGaA Lübeck, 2003. 400 p.

15. Гланц С Медико-биологическая статистика/ С. Гланц. - М.: Практика, 1998.

References:

1. Shkidnyky na eksport // Uryadovyy Kur'er: hazeta Verkhovnoy Rady Ukrayny, 14.12.2017 h.

2. Prikaz Ministerstva zdravookhraneniya Ukrainy ot 31.01.1998 goda № 20 «Ob usovershenstvovanii nauchno-metodicheskogo obespecheniya sanitarno-epidemiologicheskikh voprosov na ob"yektakh transportnoy otrasli Ukrainy».

3. Pis'mo Glavnogo gosudarstvennogo sanitarnogo vracha Ukrainy ot 21.01.2013 g. № 05.01.15 / 2246/ 17-16/ 914 «Ob utverzhdenii GP NII MT Glavnoy organizatsiy Minzdrava Ukrainy po reglamentatsii i kontrolyu bezopasnosti pri fumigatsii gruzov v spetsificheskikh usloviyakh v portakh i na sudakh».

4. Nauchnyy otchet UkrNII meditsiny transporta MZ Ukrainy ot 12.10.2006 g. «O provedenii NIR po dogovoru s morskoy fumigatsionnoy kompaniyey OOO «Fumikom» (g. Kiyev) dlya polucheniya zaklyucheniya o bezopasnosti preparatov «Fostek» (Braziliya) pri fumigatsii ob"yektov regulirovaniya v sel'skom khozyaystve i podkarantinnykh gruzov na sudakh i v portakh». Odessa. -2006.- 114 s.

5. Otchet o NIR po dogovoru s OOO "Tsitrus- Grupp" (g. Odessa) № 556/OG ot 12.10.2012 g. na temu: «Nauchnoye obosnovaniye razrabotki Tekhnicheskikh Usloviy Ukrainy po fumigatsii drevesiny preparatom «Metil bromidom» (Rossiya) i yego smesyami v shtabelyakh pod plenkoy i v konteynerakh morskikh i rechnykh portov». -2012. - 89 s.

6. Ekspertnoye Zaklyucheniye № 78/OG ot 06.02.2015 g «Nauchnoye obosnovaniye tekhnologiy realizatsii ukrainsko-nemetskoy firmy OOO «SPETSTEKHNOLOGIYA» fumigatsionnykh preparatov «Detia- Degesh» (Germaniya) dlya polucheniya razresheniya primeneniya preparatov «Fostoksin» i «Magtoksin» na territorii Ukrainy v praktike morskoy fumigatsii gruzov». Odessa -2015. 11 s.

7. Belobrov Ye. P. Rezul'taty nauchnykh issledovaniy - kak osnova prakticheskogo vnedreniya effektivnosti i bezopasnosti morskoy fumigatsii gruzov v puti sledovaniya// Byull. XVI chteniy im. V.V. Podvysotskogo (18-19 maya 2017 g.). Tom 1. - Odessa: UkrNII meditsiny transporta, 2017. S. 401 -410.

8. Rezul'taty reysovykh issledovaniy na balkere t/kh «Chusovoy» Chernomorskogo morskogo parokhodstva po izucheniyu usloviy truda moryakov, zanyatykh transportirovkoy zerna fumigirovannogo v reyse fosfinom v period 15.09 - 06.12.1988 g. na linii p. Novyy Orlean (SSHA) - p. Il'ichevsk (SSSR) / Otchetnaya spravka NIR Vsesoyuz. NII gigiyen. .vodn. tr-ta (VNIIGVT) MZ SSSR. - // Otv.isp. NIR. k.m.n. Belobrov Ye.P. - Odessa. - 1989. - 36 s.

9. Otchet o provedenii eksperimenta po fumigatsii zerna kukuruzy v tryumakh balk-tankera «Marshal Grechko» preparatami na osnove fosfina na perekhode iz Novogo Orleana (SSHA) v Novorossiysk v period s 29 setyabrya po 26 oktyabrya 1991 goda / G.A. Zakladnoy , Ye.P. Belobrov , G.G. Vashakmadze . Moskva, - 1991. - 58 s.

10. Spravka po rezul'tatam eksperimental'nykh reysovykh transatlanticheskikh issledovaniy na t/kh «Aleksey Danchenko» (CHMP) pri fumigatsii zerna fosfinom metodom retsirkulyatsii v puti sledovaniya p. Novyy Orlean - p. Odessa (s 10 noyabrya 1989 g. po 04 yanvarya 1990 g.) // Pomel'nikov A.G., Vavilov A.M., Belobrov Ye.P., Mikhaylov S.N., Prokopchuk A.D. - CHMP MMF. - Odessa- Moskva, -1990. - 33 s.

11 Otchet o rezul'tatakh reysovykh issledovaniy na balkere «Mekhanik Petr Kilimenchuk» Chernomorskogo morskogo parokhodstva po toksikologo-gigiyenicheskomu obespecheniyu bezopasnosti chlenov ekipazha pri perevozke zerna, fumigirovannogo fosfinom s ispol'zovaniyem tekhnologii, i oborudovaniya «Dezinfektsion Moderne, DM» (Frantsiya) v sovmestnom, sovetsko-frantsuzskom eksperimental'nom reyse p. Ruan - p. Dyunkerk (Frantsiya) - p. Odessa (SSSR) 01 - 25 maya 1991 g. / Otv. isp. NIR, predstavitel' MZ SSSR, k.m.n. Belobrov Ye.P.. - Odessa. -1991 g. 63 s.

12. Belobrov Ye.P. Meditsinskiye i ekologo-gigiyenicheskiye problemy bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti pri peregruzkakh v portakh i perevozkakh na sudakh opasnykh i fumigirovannykh gruzov v ekspluatatsionnykh usloviyakh i avariynykh situatsiyakh. Avtoref. dis. dokt. med. nauk.: spets.: - 27.00.05. Sankt-Peterburg, 2007. - 86 s.

13. GOST 12.1.014-84. Izmereniye kontsentratsiy vrednykh veshchestv v vozdukhe rabochey zony indikatornymi trubkami.

14. Spravochnik po Dreger-Tube/CMS. Spravochnoye rukovodstvo po izmereniyam pri analize pochvy, vody i vozdukh , a takzhe tekhnicheskikh gazov. 12-ye izdaniye. Drager Safety AG & Co. KGaA Lubeck, 2003. 400 p.

15. Glants S Mediko-biologicheskaya statistika/ S. Glants. - M.: Praktika, 1998.

Робота надiйшла в редакщю 08.08.2018 року.

Рекомендована до друку на засiданнi редакцшно! колеги пiсля рецензування

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.