ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
УДК 614.2
С. В. Петров, Л. В. Кочорова, Б. И. Лиокумович, Я. Л. Радиевский
НАУЧНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ДИСПАНСЕРИЗАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ
Медицинский центр Санкт-Петербургского государственного университета
В настоящее время вопросы путей развития современного здравоохранения находятся в центре внимания общественности и высшего руководства страны. Органами и организациями, ответственными в России за реализацию государственной политики в сфере здравоохранения и обязательного медицинского страхования, уже осознано, что заметные положительные результаты в данной сфере могут быть достигнуты только при создании реальных механизмов повышения доступности и качества медицинских услуг. Государственная мысль этого направления в последние годы активно реализуется в контексте национального проекта «Здоровье», первые результаты которого, вместе с тем, не приносят ощутимых результатов для широких масс россиян. Так, отвлечение врачей-специалистов первичного звена на проведение диспансеризации работающих граждан неожиданно породило проблему снижения доступности этих видов помощи для других категорий населения, а объем вновь полученных функций участковых терапевтов, занятых в организации дополнительного лекарственного обеспечения, и их затраты времени на ее проведение в действительности не могут быть компенсированы соответствующими установленными доплатами [1, 2]. Именно поэтому в настоящее время на всех уровнях управления отраслью продолжается активный поиск возможных механизмов повышения доступности и качества медицинских услуг, профилактической направленности деятельности учреждений здравоохранения.
Методы. Одним из путей повышения доступности и качества медицинских услуг, профилактической направленности системы здравоохранения является проведение национальной диспансеризации населения. Организованная с учетом современных требований и подходов, диспансеризация, безусловно, сможет обеспечить эффективное развитие отрасли.
Крайне перспективным с этой точки зрения является внедрение разработки Медицинского центра Санкт-Петербургского государственного университета, выполненной при технологической поддержке группы компаний «Ланит», — создание национальной информационной системы «ГАС — Здоровье» (государственная автоматизированная система), в основу которой положена идея диспансеризации. Это современный подход к реализации практически забытой государственной программы середины прошлого века.
© С. В. Петров, Л. В. Кочорова, Б. И. Лиокумович, Я. Л. Радиевский, 2008
Компоненты предлагаемой системы выглядят следующим образом:
1. Централизованное хранилище персональных медицинских записей, которое включает в себя:
• портал, обеспечивающий многоканальный доступ пользователей к данным и функциям системы (при этом под пользователями понимаются пациенты, работники медицинских учреждений, органов исполнительной власти, ответственных за развитие и функционирование здравоохранения, работники страхового сообщества, принимающие участие в оплате медицинских услуг, и другие установленные пользователи);
• подсистему управления доступом пользователей к информации и функциям системы обеспечения информационной безопасности и поддержки механизмов идентификации («Электронный паспорт здоровья»);
• базу данных, в которой хранится вся необходимая информация, требующаяся для успешного функционирования системы;
• средства ведения и синхронизации с внешними системами справочников, реестров, регистров, необходимых для представления информации в едином формате (регистры застрахованных граждан, врачей-специалистов, врачей-экспертов экспертизы качества медицинской помощи, лечебно-профилактических учреждений в разрезе оказываемых ими услуг, разрешенных к предоставлению гражданам в установленном порядке; реестры лекарственных средств, расходных материалов и изделий медицинского назначения, в том числе реестров лекарственных средств, предоставляемых в рамках программ дополнительного лекарственного обеспечения; реестры тарифов на медицинские услуги, установленные по обязательному медицинскому страхованию на соответствующей территории и по договорам добровольного медицинского страхования; справочники и классификаторы заболеваний и состояний, утвержденных медикоэкономических стандартов и др.);
• аналитические инструменты, обеспечивающие формирование регламентных и пользовательских отчетов, аналитических запросов;
• набор функциональных подсистем для решения задач органов исполнительной власти и организаций, ответственных за реализацию государственной политики в сфере здравоохранения и обязательного медицинского страхования, других участников рынка медицинских и страховых медицинских услуг.
2. Типовое программное обеспечение взаимодействия с централизованным хранилищем, предоставляемое при подключении лечебно-профилактического учреждения к информационной системе «ГАС — Здоровье». Такое программное обеспечение может сопровождаться централизованно и может быть использовано как самостоятельно, так и в качестве шлюза для подключения к системе имеющихся в лечебно-профилактическом учреждении различных систем учета и хранения информации (медицинского характера и др.). Указанное программное обеспечение выполняет таким образом функции регистратора всех взаимодействий пациента с системой здравоохранения, обеспечивая асинхронное или сетевое взаимодействие с централизованным хранилищем либо непосредственно, либо через соответствующий корпоративный или ведомственный центр, охватывающий целевую группу населения. При этом стоит обратить внимание на то, что отсутствие сети в лечебно-профилактических учреждениях не является препятствием к внедрению
описываемой информационной системы, так как в качестве информационных транзакций может быть использован индивидуальный информационный носитель пациента (например на flash-носителе).
Результаты. В проведении диспансеризации на основе национальной информационной системы «ГАС — Здоровье» должны быть заинтересованы все субъекты сформированного на сегодняшний день рынка медицинских услуг в России. Так, гражданин как участник системы заинтересован в формировании наиболее высокого «рейтинга» своего здоровья, поскольку эти данные могут быть использованы для получения доступа, например, к бесплатному предоставлению медицинских услуг, традиционно оказываемых на платной основе (косметология, эстетическая стоматология и др.).
Лечебно-профилактические учреждения, являясь участниками системы, повышают доступность оказываемых ими медицинских услуг за счет автоматизации своей деятельности [3] и, как следствие, высвобождения рабочего времени врачей-специалистов. Кроме того, лечебно-профилактические учреждения—участники системы задействованы в прямой конкурентной борьбе за пациента, так как финансовые средства бюджета, обязательного и добровольного медицинского страхования, а также личные средства граждан от оплаты возмездных медицинских услуг становятся для медицинского учреждения абсолютно идентичными.
Страховое медицинское сообщество как участник системы получает возможность более упорядоченного контроля управления страховыми рисками и соответственно осуществления более эффективной тарифной политики, а также возможность анализа и планирования затратности здравоохранения в целом. Кроме того, сведения системы могут быть эффективно использованы органами государственной власти, отвечающими за реализацию государственной политики в сфере здравоохранения, для проведения анализа и планирования, а также для мониторинга состояния здоровья населения.
Внедрение национальной информационной системы «ГАС — Здоровье» не требует значительных экономических вложений и экономически оправдывает проведение всеобщей диспансеризации населения в современных условиях — по сравнению с неудачами аналогичной программы середины прошлого века.
Индивидуальный информационный носитель пациента («Электронный паспорт здоровья»), участвующего в системе «ГАС — Здоровье», используется для аутентификации пациента при любых его взаимодействиях с системой, содержит всю необходимую информацию о нем (паспортная часть, медико-антропометрические данные, история записей в медицинской документации и др.) в виде электронных записей и может использоваться в следующих ситуациях:
• оказание экстренной медицинской помощи (информация о группе крови, аллергических реакциях, наличии и особенностях течения хронических заболеваний и пр.);
• в качестве выписки из медицинской документации при необходимости получения консультаций, лабораторных и инструментальных обследований в иных сторонних учреждениях здравоохранения, оформления отношений со страховыми медицинскими организациями, осуществляющими деятельность в области добровольного медицинского страхования;
• при взаимодействии пациента с организациями, осуществляющими фармацевтическую деятельность, в качестве обоснования получения лекарственных средств по «электронному рецепту» (в том числе лекарственных средств по дополнительному лекарственному обеспечению и по региональным льготам).
Обсуждение. В соответствии с Положением о порядке проведения всеобщей диспансеризации населения, утвержденным приказом Министерства здравоохранения СССР от 30.05.1986 № 770, основной целью диспансеризации является осуществление комплекса мероприятий, направленных на формирование, сохранение и укрепление здоровья населения, предупреждение развития заболеваний, снижение заболеваемости, увеличение активного творческого долголетия.
Диспансеризация включает:
• ежегодный медицинский осмотр всего населения с проведением установленного объема лабораторных и инструментальных исследований;
• дообследование нуждающихся с использованием всех современных методов диагностики;
• выявление лиц, имеющих факторы риска, способствующие возникновению и развитию заболеваний;
• выявление заболеваний на ранних стадиях;
• определение и индивидуальную оценку состояния здоровья;
• разработку и проведение комплекса необходимых медицинских и социальных мероприятий и динамического наблюдения за состоянием здоровья населения.
При этом указанным документом было определено, что диспансеризация проводится во всех лечебно-профилактических учреждениях. Фактически же диспансеризация до сих пор реализуется только в учреждениях первичной медико-санитарной помощи и лишь при выявлении состояний, требующих специализированной помощи, пациенты выходят за пределы учреждений первичного звена здравоохранения.
Следует также отметить, что в основе причин практического отказа (приказ Министерства здравоохранения СССР от 30.05.1986 № 770 действует и на сегодняшний день) государства от проведения всеобщей диспансеризации населения лежат объективные основания. Программа всеобщей диспансеризации населения основывалась на благих устремлениях и специфическом опыте проведения подобных методов работы в узких профессиональных группах силами медицинских работников предприятий в целях предотвращения профессиональных заболеваний и ухудшения здоровья на рабочих местах. Однако перенос этой идеи на все население страны хоть и гармонично вписывался в традиции советского времени по объявлению нереализуемых программ, но не был подкреплен материально-техническим обеспечением всего комплекса заявленных мероприятий, что и обусловило дорогостоящую неудачную реализацию. Программа предусматривала широкое использование автоматизированных систем. Применяемые в то время электронновычислительные машины имели размеры комнаты и требовали для своего обслуживания специально обученного персонала. Такие электронно-вычислительные машины имелись только в научно-исследовательских институтах, но никак не в поликлиниках и иных учреждениях первичного звена. Хотя именно подобные устройства предполагалось использовать для обработки данных проводимой диспансеризации.
В настоящее время компьютерные и информационные технологии шагнули далеко вперед. Это обстоятельство позволяет рассматривать современную организацию процесса проведения диспансеризации населения. Национальная информационная система «ГАС — Здоровье», разработанная Медицинским центром Санкт-Петербургского государственного университета и выполненная при технологической поддержке группы компаний «Ланит», предполагает централизованный учет персональных медицинских
записей граждан, которые формируются при каждом их взаимодействии с учреждениями здравоохранения и традиционно отражаются в медицинской документации. При этом система предполагает для каждого гражданина наличие индивидуально разработанного его лечащим врачом графика прохождения диспансеризации в зависимости от состояния его здоровья. Система аккумулирует и мониторирует всю медицинскую информацию о пациенте: назначения лечебных, профилактических мероприятий, их выполнение, назначение лекарственных средств и другую значимую для врача информацию. Дисциплинированность конкретного пациента в выполнении назначений в рамках диспансеризации предполагает быть использованной в формировании своеобразного рейтинга пациентов в контексте заботы о своем здоровье.
Помимо «медицинских» записей система предполагает отслеживание финансовых потоков в сфере здравоохранения, поскольку на сегодняшний день в большинстве случаев транзакции денежных средств следуют за оказанием конкретных медицинских услуг (за исключением случаев подушевых систем финансирования, применяемых в отдельных регионах). Данное обстоятельство будет способствовать росту эффективности и прозрачности учета финансовых потоков за счет персонифицированного юридически значимого учета. В таком учете, безусловно, должны быть заинтересованы держатели бюджетных, страховых и инвестиционных средств.
Таким образом, внедрение в практику здравоохранения национальной информационной системы «ГАС — Здоровье», которая была представлена в Минздравсоцразви-тия России, в Департаменте приоритетных национальных проектов Правительства РФ, на совещании у губернатора Ленинградской области, научных медицинских и информационных форумах, начиная с 2006 г., на современном этапе может обеспечить действенную реализацию политики государства, направленной на повышение доступности и качества медицинской помощи, предоставляемой гражданам Российской Федерации.
Summary
Petrov S. V., Kochorova L. V., Liokumovich B. I., Radievsky Ya. L. Scientific basis of information support of national prophylactic medical examination system.
The main idea is the presentation of the computer system “Electronic passport of health” for screen monitoring of public health created at the Center of medicine, medical education and sience of St.Petersburg State University at whose basis is the idea of national prophylactic medical examination.
Key words: public health, prophylactic medical examination, national system of public health, information in health care system.
Литература
1. Габуева Л. Нацпроект «Здоровье»: итоги реализации // Медицинский вестник. 2007. № 38-39. С. 15-17.
2. Агалврова Л. С., Гасанова А. З. Особенности диспансеризации населения, находящегося под медицинским наблюдением // Здравоохранение РФ. 2008. № 2. С. 13-16.
3. Столбов А. П. Информатизация здравоохранения: новые реформы — старые проблемы // Врач и информационные технологии. 2007. № 2. С. 12-14.
Статья принята к печати 21 мая 2008 г.