УДК 614.876:91(571.15)
В.В. Захаренков, В.Б. Колядо
НАУЧНОЕ ОБОСНОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ «СЕМИПАЛАТИНСКИЙ ПОЛИГОН-АЛТАЙ»
ГУ НИИ комплексных проблем гигиены и профессиональных заболеваний СО РАМН, Новокузнецк
Научно обоснована государственная программа «Семипалатинский полигон-Алтай». Совокупность эффектов, их однонаправленность говорят об имевшем место облучении населения Алтайского края при выпадении радиоактивных веществ вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Материалы исследования показывают, что радиационное воздействие было прямым, на здоровье реально живущих поколений, и отставленным. Возможны отдаленные последствия радиационной травмы. Они могут проявиться в последующих поколениях, что вызывает необходимость создания системы диагностики, мониторинга, прогнозирования общественного здоровья и реабилитации населения. Полученные научные материалы использованы для разработки государственных мер по социальной защите населения Алтайского края.
Ключевые слова: социально-гигиеническая паспортизация, радиационная травма популяции, медико-демографическая диагностика.
В конце 70-х годов в Институте комплексных проблем гигиены и профзаболеваний Сибирского отделения РАМН под руководством его первого директора Виктора Васильевича Бессоненко был разработан метод социально-гигиенической паспортизации административных территорий на уровне области, региона, города, района [1]. Последующие, в течение 80-х годов, экспедиционные работы на основе этой методологии позволили выявить как общие закономерности развития общественного здоровья территорий Сибири, так и их особенности. Здесь следует указать на основной методический и практический вклад в социально-гигиеническую паспортизацию сотрудников института д-ров мед. наук Ю.П. Дощицина, А.И. Бабенко, Ю.А. Григорьева, В.Ф. Мажарова, канд. мед. наук Н.Н. Лапина, В.И. Веткова, С.В. Плугина. Следует также подчеркнуть, что первый социально-гигиенический паспорт в СССР был создан в 1981 году для Алтайского края, и до известного правительственного Постановления о создании государственной системы социальногигиенического мониторинга (в 1994 году) было еще 13 лет.
Именно при социально-гигиенической паспортизации Алтайского края было определено, что темповые характеристики, тренды ухудшения многих показателей общественного здоровья носят еще более негативный характер. Порой на фоновом ухудшении таких характеристик, как смертность населения по многим ее составляющим (мертворождаемость, от врожденных аномалий
развития, злокачественных новообразований, на 1-ом году жизни, в рабочем возрасте), проявляются дополнительные, неадекватные известной экологической нагрузке, в большинстве случаев необъяснимые, но статистически значимые однонаправленные всплески (флюктуации) показателей. Картографирование комплексных оценок здоровья населения по административным районам выявило определенное их пространственное расположение на территории края. Мозаичность расположения районов с различными уровнями здоровья населения в определенной мере обусловлена разной степенью их экологической нагруженности. Но в начале 90-х годов были рассекречены первые количественные данные о локальных выпадениях радиоактивных веществ на территории края при проведении испытаний ядерных устройств на Семипалатинском полигоне. В настоящее время концентрации долгоживущих изотопов в окружающей среде и концентрации радиоактивных элементов не превышают допустимый уровень, тем не менее радиационное воздействие в период ядерных испытаний привело к соматическим эффектам у облученного населения и генетическим изменениям, которые проявляются в последующих поколениях. Кроме того, при аддитивном и синергичном с другими загрязнителями природной среды воздействии радиационный фактор даже в подпороговых концентрациях влияет на развитие ряда заболеваний, таких, как болезни эндокринной системы, крови и кроветворных органов, злокачественные
новообразования легких, органов пищеварения, костно-мышечной системы. Это показано в научных материалах государственной программы «Семипалатинский полигон-Алтай» [4].
Медико-демографический подход к диагностике радиационного воздействия на население во многих случаях не имеет альтернативы в силу чрезвычайной закрытости или вообще отсутствия необходимой информации о дозах облучения и территориях загрязнения. Актуальность проблемы радиационного поражения населения часто проявляется именно через его медико-демографические последствия, которые выявляются лишь через десятилетия. Нами была разработана методика ретроспективной медико-демографической диагностики облучения населения радиоактивными осадками при ядерных испытаниях и оценки последующих потерь общественного здоровья [3].
Медико-демографический компонент общественного здоровья в крупной административнотерриториальной единице (на примере Алтайского края) и семи модельных сельских районах проявляет негативные тенденции его формирования. На это указывают основные элементы демографической статики: «высокий уровень демографической старости»; регрессивный тип его возрастной структуры; «очень низкий» уровень нагрузки населения трудоспособного возраста детьми и «высокий» — стариками, что характерно для многих территорий Сибири и России. Но в 1970-74 годах (через 20-25 лет от первого ядерного испытания на Семипалатинском полигоне, когда в процесс воспроизводства вступила когорта женщин, получивших внутриутробно и в возрасте 0-5-10 лет максимальные дозы радиационного воздействия) проявилось нарушение вторичного соотношения полов (до 96,6 мальчиков на 100 девочек), что является серьезным индикатором предшествующей радиационной травмы популяции.
На общем фоне тенденций снижения уровней показателей мертворождаемости, младенческой смертности, в том числе и от врожденных аномалий развития, определяется их «всплеск» в 197079 годы, когда в процесс воспроизводства вступила когорта женщин, родившихся в 50-х годах. Рост показателей в 1991-96 годах связан в том числе и со второй волной последствий ядерных испытаний, когда основное участие в воспроизводстве принимали дочери этих женщин, родившиеся в 1975-79 годах.
Индикаторная для радиационного воздействия на население причина смерти — злокачественные новообразования — характеризуется высокими трендами прироста показателей онкосмертнос-
ти населения края в 50-е и начале 60-х годов; ее «всплесками» среди детей, пришедшимися на 60-е и начало 70-х годов; высоким уровнем онкосмертности среди населения молодых возрастных групп (20-34 года) в 60-е и в начале 70-х годов и понижением ее в последующие годы.
Выявление существенного повышения показателей смертности среди представителей отдельных возрастных когорт в определенном возрасте относительно своих ровесников из других когорт дает возможность предположить, а также примерно установить временной период жизни данного поколения, в котором оно подверглось дополнительному онкогенному воздействию. Когортный анализ по пятилетним возрастным интервалам обладает большей разрешающей способностью и позволяет улавливать острые и подострые случаи экзогенного воздействия на здоровье больших групп населения. Однако когда это влияние значительно пролонгировано во времени, то флюктуации показателей смертности населения возможно выявить и когортным анализом по 10-летним возрастным интервалам, даже несмотря на постепенное «размывание» (вследствие миграции) поколений. Определены «всплески» онкологической смертности (от всех причин; от злокачественных новообразований органов пищеварения, желудка, органов дыхания, молочной железы, половых органов) в разных когортах населения края, пришедшиеся на различные возрастные периоды этих поколений, с отставленным временным периодом от начала 50-х годов в 15-25-40 лет в зависимости от возраста, в котором пребывали эти поколения в 1950 году.
Показатель средней продолжительности предстоящей жизни (СППЖ) населения территории обладает комплексным, интегрирующим характером в оценке уровня состояния здоровья, отражая сочетанное влияние на жителей территории присущих ей в данное время социально-экономических, экологических и других факторов. Неспецифическое действие радиационного облучения населения может привести к преждевременному его старению, увеличению коэффициентов смертности уже в трудоспособных возрастах и падению показателей СППЖ. Оценка и динамическое отслеживание уровней СППЖ популяции и ее отдельных групп является обязательной составляющей системы мониторинга здоровья населения. Большую информационную ценность представляет анализ СППЖ населения по медико-территориальным зонам. Динамика уровней этой интегральной характеристики в крае более негативна, чем в целом по России и территориям Западной Сибири, а районы южной его части, объединенные в Змеиногорско-Локтевскую под-
зону, имеют более низкие показатели СППЖ, чем в среднем по зоне и по краю. Кроме того, использовалась методика, позволяющая рассчитать эли-минационные резервы СППЖ.
Совместно с сотрудниками Института вычислительной математики РАН нами предпринята попытка применить сложную математическую модель, связывающую показатели смертности населения Алтайского края с объективной количественной оценкой его здоровья. Определено, что «индекс» здоровья населения Алтайского края примерно на 5% ниже среднего по России. При этом отмечены особо неблагоприятные уровни и тенденции «индекса» здоровья сельского населения края, существенно хуже, нежели в других территориях Западной Сибири.
Уровни «индексов» здоровья населения в административных районах края, полученные на основе принципа сигмальных отклонений от средних уровней показателей, указывают на определенную их зависимость от географического расположения территорий проживания: худшие показатели здоровья населения характерны для районов, прилегающих к Семипалатинской и Кемеровской областям, то есть по направлению с юго-запада края на северо-восток, что совпадает с зонами максимального радиационного воздействия в период ядерных испытаний в атмосфере на Семипалатинском полигоне.
Однако классическая разработка медикодемографических показателей общественного здоровья по административно разделенным территориям часто не позволяет их использовать в целях диагностики экстремальных воздействий на популяцию, но их индикаторные свойства существенно возрастают при «зональном» анализе. В специально сформированных, в зависимости от величины радиационного воздействия, эксадми-нистративно-территориальных зонах (ЭАТЗ) определено: существенное превышение количества смертей населения от причин класса инфекционных и паразитарных болезней; сформировавшееся и нарастающее превышение такой индикаторной причины смерти, как злокачественные новообразования; рост количества смертей от врожденных аномалий развития в 70-е и 80-е годы, когда в репродуктивный период вступила когорта женщин, рожденных в 50-е годы.
Анализ количества смертей населения позволил определить их превышение при больших дозах радиационного облучения (100 сЗв и выше) по такой индикаторной причине, как злокачественные новообразования. В то же время в зоне меньшей радиационной нагрузки (25-100 сЗв) определено большее количество смертей от врожденных аномалий развития.
Поиск особенностей формирования смертности отдельных возрастных когорт населения в этих эксадминистративно-территориальных зонах является еще более важным, поскольку они и могут быть наиболее достоверными индикаторами произошедшего чрезвычайного воздействия на популяцию. В целом за 50-летний период определяется тенденция к превышению смертности населения и по такой индикаторной причине, как злокачественные новообразования, но пока общие различия в уровнях показателей еще достоверно не сформировались, поскольку основные онкозаболевания еще проявятся позже, в возрасте 50 лет и старше. Реализация онкоэффекта в зоне радиационного облучения населения начинается в более ранних возрастах, поэтому здесь и медицинские мероприятия по профилактике онкологических заболеваний должны быть начаты раньше.
Прямое влияние облучения на родившихся детей в первые годы периода (1950-1965 гг.) не вызвало значительного повышения смертности от врожденных аномалий развития. Когда родившиеся в 1950-65 годах женщины стали вступать в репродуктивный период, они дали менее жизнестойких потомков, в том числе и с такой патологией, как врожденные аномалии развития, что и повлекло за собой существенно более высокие уровни смертности от этой причины. Среди когорты населения зоны (5-25 сЗв) для врожденных аномалий развития определяется эффект пролонгирования смертности на возрастной период 1-9 лет.
Кумуляции случаев смерти жителей по отдельным населенным пунктам за 5 и за 10 лет недостаточно, чтобы выявить возможные последствия радиационного облучения населения в виде «сверхсмертности» и только лишь за 19 лет наблюдения определена статистически значимая связь «доза — онкосмертность» (г=+0,506). Как показали расчеты, с увеличением дозы радиационного облучения на 1сЗв величина онкосмертности дополнительно увеличивается на 1,66 случая на 100000 населения, а средняя величина вклада ^ср.) радиационного облучения жителей населенных пунктов «зоны» в уровень их последующей онкосмертности составила 35,2%.
Рассчитанный коэффициент абсолютного пожизненного канцерогенного риска для населения, пострадавшего от воздействия локальных выпадений радиоактивных веществ вследствие длительных ядерных испытаний, характерен для больших доз.
В медико-демографическом изучении радиационной травмы населения в ситуациях, аналогичных воздействию на население края радиоактивных осадков при ядерных испытаниях на
Семипалатинском полигоне, высокой индикаторной способностью обладают показатели: вторичное соотношение полов; смертность детей первого года жизни от врожденных аномалий развития; смертность населения от всех злокачественных новообразований; смертность мужчин от злокачественных новообразований органов дыхания; синтетические характеристики смертности в рабочем возрасте от всех злокачественных новообразований; «индекс» здоровья населения.
Совокупность эффектов, их однонаправленность говорят об имевшем место облучении населения Алтайского края при выпадении радиоактивных веществ вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Материалы исследования показывают, что радиационное воздействие было прямым на здоровье реально живущих поколений и отставленным (сочетание прямого влияния загрязненной природной среды и воздействия через родительское поколение, прямо попавшее под влияние радиационного фактора, на последующие поколения). И хотя популяция очищается от негативной генетической нагрузки, возможны еще отдаленные последствия радиационной травмы, которые могут проявиться в последующих поколениях, что вызывает необходимость создания системы диагностики, мониторинга, прогнозирования общественного здоровья и реабилитации населения, пострадавшего вследствие выпадения радиоактивных веществ при ядерных испытаниях на Семипалатинском полигоне.
Полученные научные материалы использованы для разработки государственных мер по социальной защите населения Алтайского края [2].
24 июня 1992 г. вышло постановление Правительства Российской Федерации № 428 «О мерах по оздоровлению населения и социальноэкономическому развитию населенных пунктов Алтайского края, расположенных в зоне влияния ядерных испытаний». Этим постановлением был утвержден перечень населенных пунктов Алтайского края, расположенных в зоне влияния ядерных испытаний, и комплекс неотложных мер по оздоровлению населения и социально-экономическому развитию населенных пунктов Алтайского края, расположенных в зоне влияния ядерных испытаний.
16 ноября 1993 г. было принято постановление Совета Министров — Правительства Российской Федерации № 1160 «О Государственной программе по реабилитации населения и социально-экономическому развитию районов Алтайского края, подвергшихся радиационному воздействию в результате ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, на 1994-1995 годы и на период до
2000 года и мерах по обеспечению ее реализации». Этим постановлением была утверждена Государственная программа по реабилитации населения и социально-экономическому развитию районов Алтайского края, подвергшихся радиационному воздействию в результате ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, на 1994-1995 годы и на период до 2000 года.
20 декабря 1993 г. был подписан указ Президента Российской Федерации № 2228 «О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», в котором в целях обеспечения социальной защиты граждан Российской Федерации, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, на них были распространены отдельные компенсации и льготы, предусмотренные законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (в редакции закона Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в закон РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»»).
Меры по обеспечению социальной защиты граждан Российской Федерации, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, были подтверждены и закреплены Федеральным законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» №149ФЗ от 19 августа 1995 г.
В связи с истечением срока действия постановления Совета Министров — Правительства Российской Федерации №1160 от 16 ноября 1993 года его действие было сначала продлено, а 29 августа 2001 г. было принято постановление Правительства Российской Федерации №637 “О Федеральной целевой программе «Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2010 года»”. Данная программа, включавшая подпрограмму «Преодоление последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», была утверждена. Целью Программы является завершение в основном к 2011 году мероприятий, связанных с обеспечением социально-экономической реабилитации территорий и радиационной защиты граждан Российской Федерации, подвергшихся радиационному воздействию вследствие испытаний ядерного оружия на Семипалатинском полигоне. Задачей Программы является за-
вершение строительства и ввод в эксплуатацию объектов здравоохранения, образования, коммунального хозяйства и жилья; обеспечение жильем граждан, переселившихся из радиоактивно загрязненных районов; обеспечение необходимой специализированной медицинской, а также психологической помощью населения, подвергшегося радиационному воздействию, а также их детей первого и второго поколения; научное обеспечение принятия решений о проведении основных программных мероприятий на 2002-2010 годы.
10 января 2002 г. был принят Федеральный закон № 2ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне». В этом Федеральном законе впервые прописаны прямо, без ссылок на статьи других Федеральных законов, компенсации и льготы, направленные на обеспечение социальных гарантий гражданам Российской Федерации, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. При этом контингенты граждан, имеющих права на компенсации и льготы, остались неизмененными: граждане, получившие суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв (бэр); граждане, получившие суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5сЗв, но не превышающую 25 сЗв (бэр); дети в возрасте до 18 лет первого и второго поколения облученных в вышеуказанных дозах.
В целях реализации ФЗ №2 ФЗ от 10 января 2002 г. был принят ряд постановлений Правительства Российской Федерации. Они регламентировали перечень заболеваний, при наличии которых гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, гарантируется первоочередное бесплатное ежегодное обеспечение путевкой в санаторно-курортное или другое оздоровительное учреждение (от 16 сентября 2002 г., № 674); порядок установления межведомственными экспертными советами причинной связи развившихся у детей заболеваний с последствиями ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (от 2 октября 2002 г., № 728); порядок отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и выдаче им удостоверений единого образца (от 21 декабря 2003 г., № 30). Внесены изменения в ранее действовавшие распоряжения Правительства Российской Федерации (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2002 г., № 156-р).
Основным источником финансирования Программы являлся федеральный бюджет. В общем объеме капитальных вложений в Алтайском крае за счет всех источников финансирования, составившем за период 1992-2002 гг. 58 миллиардов 205 миллионов 98 тысяч рублей, доля инвестиций по Программе — по 25,95%, что составило 15 миллиардов 103 миллиона 2 тысячи рублей.
Основная часть средств, поступивших на реализацию Программ (55%), была направлена на финансирование раздела «Охрана здоровья населения, подвергшегося радиационному воздействию», в результате чего значительно улучшена материальная база краевого здравоохранения, повышен уровень профилактики и ранней выяв-ляемости заболеваний.
За период 1992-2002 гг. за счет Государственной программы было введено в строй учреждений социального обеспечения на 430 мест, жилья на 313 тыс. кв. м.
Также в рамках реализации Программы построены: цех детского питания на 2250 туб. в год в с/х «Флора» Бийского р-на (1995 г.), радиологическая лаборатория на 7 тыс. проб в г. Рубцовске (1995 г.), производство медицинской аскорбиновой кислоты — 500 тонн в год в г. Бийске (1997 г.), овощехранилище на 1482 тонны в г. Барнауле (1999 г.), холодильники в с. Ново-Егорьевском и г. Горняке, другие объекты.
В соответствии с государственными программами были выделены валютные ассигнования в размере 76,28 млн долларов США.
За счет валютного обеспечения Программы приобретено современное фирменное лечебное и диагностическое оборудование, которое направлено на оснащение краевой клинической больницы, краевой клинической детской больницы, краевых онкологического, перинатального, диагностического центров, краевого кардиологического диспансера, диагностического центра «Мать и дитя» и онкологического центра в г. Бийске, диагностического и онкологического центров в г. Рубцовске, других ЛПУ края, прежде всего в городах и районах, подвергшихся радиационному воздействию. Приобретенное медицинское оборудование позволило улучшить диагностику заболеваний (прежде всего онкозаболеваний) на ранних стадиях, оборудование для операционных блоков и реанимационных отделений больниц и центров — повысить качество лечения и наблюдения за больными, снизить больничную летальность, и прежде всего детскую.
Иллюстрацией эффективности разработанных и осуществленных мер по улучшению медицинской помощи населению края может служить динамика показателей удельного веса больных
злокачественными новообразованиями, выявленными на I-II стадии (с 30,3 в 1992 году до 51,3% в 2005 году), летальности на первом году жизни с момента установления диагноза злокачественного новообразования (с 41,5 до 31,9%). И хотя уровни заболеваемости основной индикаторной патологией — злокачественными новообразованиями — растут (с 282,0 до 377,9%ооо), то есть продолжает реализовываться отставленный эффект радиационной травмы популяции, но относительно стабильными в течение последних лет остаются показатели смертности (200-211,8%ооо).
Таким образом, разработанные нами в рамках социально-гигиенической паспортизации модификации методик обладают достаточно высокой разрешающей способностью и их нужно использовать, когда имеют место экстремальные экологические нагрузки, оставляющие в поколениях долговременные негативные генетические «следы», что показано на примере выполненной ретроспективной медико-демографической диагностики и оценки потерь здоровья населения Алтайского края при его радиационной травме.
SCIENTIFIC SUBSTANTIATION AND REALIZATION OF THE PROGRAM «SEMIPALATINSK RANGE-THE ALTAI»
V.V. Zakharenkov, V.B. Kolyado The scientific substantiation of the State Program «Semipalatinsk range-the Altai» is executed. Set of the effects, their one-orientation evidence an irra-
diation of the population of the Altai Territory had taken a place at fall-out of radioactive substances due to the nuclear tests at Semipalatinsk range. The research results show that the radiation exposure to health of really living generations was direct and delayed. The remote consequences of radiation trauma are possible. They can be detected in the future generations that requires the creation of the system of diagnostics, monitoring, prognosis of public health and population rehabilitation. The obtained scientific materials are used for the elaboration of state measures on social protection of the population of the Altai territory.
Литература
1. Бессоненко, В.В. Социально-демографические проблемы охраны здоровья населения некоторых территорий Сибири / В.В. Бессоненко, В.И. Ветков, Ю.П. Дощицин // Сов. здравоохранение. — 1983. — № 2. — С. 14-17.
2. Последствия радиационного воздействия ядерных испытаний на население Алтайского края и меры по его социальной защите / Под ред.С.К. Шойгу. — М., 2003. — 411 с.
3. Потери здоровья жителей сельских населенных пунктов Алтайского края в зоне влияния ядерных испытания на Семипалатинском полигоне (ретроспективная медико-демографическая оценка) / В.Б. Колядо, Я.Н. Шойхет, И.Б. Колядо и др. ; НИИ РМЭП. — Барнаул, 1998. — 328 с.
4. Ядерные испытания, окружающая среда и здоровье населения Алтайского края: Материалы научных исследований. Т. 1-9. — Барнаул: Научный совет программы, 1993. — 3224 с.