Научная статья на тему 'Научное мировоззрение и нравственное воспитание'

Научное мировоззрение и нравственное воспитание Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1137
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Научное мировоззрение и нравственное воспитание»

ИЗВЕСТИЯ

ТОМСКОГО ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА им. С. М. КИРОВА

Том 182 ! 1969

НАУЧНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ И НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

В. С. БУТОЧКИН

Важнейшей составной частью воспитания нового человека коммунистического общества является нравственное воспитание. В процессе нравственного воспитания научное сознание, научная идеология, научное мировоззрение занимают доминирующее место в сфере взаимодействия различных уровней осознания общественного бытия, во взаимодействии и взаимопроникновении научного и обыденного сознания, идеологии и общественной психологии. Актуальные потребности формирования личности коммунистического общества: воспитание коммунистической сознательности, глубокой идейной убежденности, высоких моральных качеств, задачи формирования всесторонне развитой личности — насущно обусловливают необходимость дальнейших исследований вопросов о соотношении взаимодействия и взаимопроникновения научного мировоззрения и нравственности, научно-идеологических факторов морали ,и эмоционально-психологической ее стороны. Уяснение этих проблем представляет собою и в настоящее время обширное поле деятельности, начиная с формулировок понятия научного мировоззрения. В нашей литературе научное мировоззрение характеризуется с четырех точек зрения. Обобщенная классификация этих различных определений научного мировоззрения изложена в автореферате Ермолова А. Я. «Роль философии в формировании мировоззрения» (М. 1964). В общих чертах она представлена следующим образом.

Сторонники первой точки зрения характеризуют мировоззрение и философию как тождественные понятия. Научным же мировоззрением здесь выступает марксистско-ленинская философия, диалектический и исторический материализм.

С позиций второй точки зрения мировоззрение выступает как совокупность всех знаний о мире, выработанных человечеством. Основной же его частью является философия.

Приверженцы третьей точки зрения научное мировоззрение отождествляют с марксизмом-лининизмом. Философия выступает здесь как теоретическая основа мировоззрения.

Согласно же четвертой точки зрения научное мировоззрение складывается на основе теории марксизма-ленинизма, а также на основе важнейших достижений естествознания1).

') А. Ермолов. Роль философии в формировании мировоззрения. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. М., 1964.

Автор этой классификации считает наиболее приемлемой последнюю точку зрения, ибо здесь мировоззрение рассматривается как особая специфическая деятельность сознания, качественно определенная форма отражения мира, которую нельзя полностью отождествлять ни с философией, ни с какой-либо другой формой общественного сознания или их совокупностью. Можно согласиться, что подобный подход более рационально разрешает эту проблему. Но в таком случае все же не совсем основательна критика автором других трех взглядов, ибо эта критика идет в основном в плане объема, охвата всех других форм отражения. Представители первой точки зрения якобы сильно сужают эту сферу, а сторонники второй непомерно ее расширяют, что ведет к утрате качественной специфики мировоззрения. На наш взгляд, недостатки выявления объема и специфики понятия научного мировоззрения исходят в основном из слабого учета диалектики взаимосвязи и взаимопроникновения его с другими формами и структурами отражения бытия.

Мировоззрение, научное мировоззрение,, не может быть с одной стороны отождествлено с какой-либо одной из форм или с каким-нибудь из уровней отражения, а с другой стороны, не изолировано от них абстрактно, окончательно.

Степень взаимосвязи мировоззрения с той или иной формой отражения зависит в первую очередь от социального .идейно-политического их назначения, а также от уровня осознанности сущности бытия. Так, на данном этапе развития современного классового общества ядром мировоззрения, в том числе и научного, выступают политическая идеология, политические взгляды, которые в свою очередь базируются на таких общественных науках, как история, философия и политэкономия, тогда как в процессе осуществления задач непосредственного строительства коммунизма все более возрастает роль научного, нравственного, эстетического и других форм сознания реальной действительности.

Подвижен объем мировоззренческого осмысления и с точки зрения осознания сущности бытия, так как на определенных этапах познавательной и практической деятельности те или иные знания реальной действительности приобретают частный характер, выпадают из сферы мировоззренческого осмысливания. Примером могут служить многочисленные данные конкретных наук, нравственная практика людей в форме привычных действий и др.

Неправомерно также представлять себе мировоззренческие взгляды, данные только на уровне научно-идеологических форм отражения. То или иное мировоззрение может базироваться на различных формах и структурах отражения. По степени выражения сущности бытия оно может подниматься «выше» и «ниже» идеологических форм отражения. Выше оно может подниматься по теоретическому обобщению тех или иных данных конкретных идеологических, форм. Оно же спускается и ниже, органически сливаясь с эмоционально-психологическими факторами общественного сознания. Так, в обыденном сознании народных масс научное мировоззрение может облекаться в форму эмоционально окрашенных представлений об идеалах, о счастье, добре и зле. Ценностные представления здесь могут выступать в виде образа или даже психологического стереотипа в обозначении, выражении теоретического содержания этих понятий.

Научное мировоззрение, на наш взгляд,— это в первую очередь обобщенная система материалистических воззрений на реальную действительность, основу которых составляет марксизм-ленинизм. В Программе КПСС, где впервые ставится задача формирования научного мировоззрения у всех тружеников нашего общества, указывается, что 4

осуществление этой задачи должно базироваться на идеологии марк-сизмя-ленинизма «... как цельной и стройной системы философских, экономических и социально-политических взглядов»2).

Помимо этого, мировоззренческими в полном смысле слова можно считать те знания, которые приобретают характер внутреннего убеждения, становятся основой всего образа жизни и деятельности человека. Научное мировоззрение —это не только идеальный образ мира, существующий в виде системы знаний, но и активная жизненная позиция, волевое, эмоциональное отношение к миру, обществу, к своим правам и обязанностям. Учитывая все эти моменты, под научным мировоззрением необходимо иметь в виду обобщенную систему, совокупность научных философских, политических, нравственных, атеистических взглядов, идеалов и убеждений людей. Будучи путиводителем жизни и деятельности человека, оно выражает собою правильное, основанное на достижениях современной науки представление об основных законах природы и общества, научное понимание места человека в объективной действительности, его отношение к обществу, другим людям, другому человеку.

Научное мировоззрение как определенная научная система обобщенных взглядов на реальную действительность, как особая специфическая форма ее отражения базируется на всех других формах общественного осознания реальной действительности и взаимодействует с ними. Являясь итогом, суммой правильных научных взглядов, оно выполняет методологическую роль в дальнейшей познавательной практической деятельности. Что касается объема этого взаимодействия, то он также неисчерпаем и подвижен, как неисчерпаемы сами потребности познания и преобразования мира.

Взаимодействие и взаимопроникновение научного мировоззрения и других форм и структур отражения в свою очередь не сглаживают специфики этих форм и уровней и соответственно собственной специфики мировоззрения.

В то же время в этом сложном взаимодействии и взаимопроникновении необходимо видеть, выделять обусловливающие формы отражения, на которых базируются мировоззренческое осмысливание, мировоззренческая методология.

В связи с тем, что общественное бытие отражается под углом зрения определенного класса, его потребностей, интересов, мировоззрение в первую очередь базируется на идейно-политических взглядах, выражает их в целостной системе.

Доминирующая роль идейно-политических взглядов довольно наглядно выступает, например, в нравственном сознании, в нравственном воспитании и в нравственной практике. Здесь ни на минуту нельзя себе представить свободную добровольную, осознанную, убежденную нравственную деятельность личности вне ее глубокого обоснования со стороны идейно-политической, идеологической необходимости. Не случайно этика была нередко ядром, составной и заключительной частью домарксовых философских систем от древних мыслителей до Гегеля и Фейербаха. Несостоятельны, на наш взгляд, и в наше время попытки вывести этику из числа философских наук: «Этика и эстетика,— пишут в связи с этим А. Вербин и А. Фурман,— имеют примерно одинаковое отношение к философии. Они не решают основного вопроса философии и не являются науками об общих законах. Поэтому этика и эстетика

2) Программа КПСС. 1966, стр. 118.

частные, а не философские науки. Однако многие авторы продолжают их относить к философским наукам по старой традиции»3).

На самом же деле подобный вывод этики из числа философских наук не основателен, поскольку в этике мировоззренческие и этические проблемы тесно переплетаются. Нравственная необходимость и нравственная практика представляют собою этичееди «цивилизованную» идейно-теоретическую необходимость и всю жизненную практику. Ведь не случайно в нашем социалистическом обществе, где постоянно развиваются объективные и субъективные возможности для осуществления подлинно человеческих идеалов, целей и устремлений людей, философия и нравственность приобретают огромную роль в коммунистическом воспитании. Философия и нравственность в своем единстве выступают основным духовным оружием формирования научно-материалистического мировоззрения советских людей. К' тому же необходимо иметь в виду, что моральное сознание неразрывно связано и со всеми другими формами общественного сознания, со всей духовной жизнью общества. Все то, что составляет ту или иную духовную культурную ценность, имеет также свое нравственное значение.

Нельзя даже представить добро, благо, справедливость, долг, совесть и другие основные нравственные побуждения вне научного познания, целей, нравственных устремлений, их социальной функции. Наука и все духовно-культурные ценности призваны в конечном счете творить это бдаго, добро, утверждать справедливость, счастье, т. е. практически осуществлять в жизни человека и общества гуманное и нравственно полезное. Моральные принципы коммунизма проявляются в различных видах и формах общественного сознания, политической идеологии, науке, философии, искусстве. В революционно-политической идеологии и во взаимопроникновении с ней коммунистическая нравственность выступает необходимым компонентом,,, ибо ее нормы и принципы также говорят о преданности коммунизму, о деятельности во имя его утверждения, об умножении социалистической собственности, интернационализме. В свою очередь, все эти принципы и нормы нашли свое научное обоснование'в революционной идеологии. Коммунистическая мораль пронизывает собой политические идеи, придает им высоконравственный гуманистический характер. Сила нашей нравственной убежденности, преданности идеалам коммунизма основывается как на опыте жизни, практике, так и на правильности марксистско-ленинской науки.

В неразрывной связи с научным мировоззрением и принципами коммунистической морали находятся искусство и литература. Научное коммунистическое мировоззрение, принципы коммунистической морали представляют собой одно из основных условий реалистического отражения в исскустве жизненных явлений, ее существенных процессов, отношений между людьми. Коммунистическая идейность и нравственные идеалы — это душа творчества. Они возвеличивают человека, поднимают на совершение великих дел.

И, наоборот, ложное мировоззрение, отсутствие прогрессивных нравственных идеалов, нравственной правды губит художественное творчество и не может служить нравственному воспитанию людей. В художественном творчестве нужна правда жизни, нравственная сила и притягательность идей борьбы за коммунизм. Гармоническое единство высокой идейности, нравственной правды и художественного совершенства — таков должен быть истинный путь созидания в художественной деятельности.

3) А. В е р б и н, А. Фурман. Место исторического материализма в системе наук. МГУ, 1965, стр. 49.

в

Имеется своеобразная взаимосвязь и между естественными науками и моральными ценностями, принципами нравственности. Бесспорно, физика, математика, астрономия, биология, геология и другие науки о природе сами по себе не имеют 'нравственного содержания, не находятся, в непосредственной связи с принципам« морали, не дают обоснования нравственных поступков людей. Но все это не означает, что естественные науки не .имеют отношения к интересам людей, к их нравственным идеалам, в конечном счете к благополучию и счастью общества, личности. В наше время \в нашем обществе наука приобретает все новые функции, становится величайшим средством социального прогресса, поднимая уровень материального, культурного и духовного благосостояния не избранного меньшинства, а всех людей, всего народа, обеспечивая их всестороннее развитие. Поэтому здесь довольно ясно выражается нравственная сторона, гуманизм научных исследований, внедрения их в практику. Наука и нравственность взаимопроникают, благодаря гуманистической основе всей нашей идеологии.

В мировоззрение включается не вся совокупность знаний о мире, которые имеются на том или ином этапе развития познания общества, а лишь те знания, которые выражают общее представление о мире, отношение человека к нему, его место в нем. Мировоззрение выступает как совокупность принципов, которые лежат в основе оценки тех или иных явлений мира и которые определяют поведение человека.

Научное мировоззрение само по себе не является наукой как таковой. Оно лишь базируется на научных данных, обобщает данные всех других форм и уровней отражения бытия. Оно призвано выражать эти данные в обобщенной научной форме, создавать научную картину мира, которая необходима в деле дальнейшего познания и преобразования сложной, противоречивой окружающей действительности. Оно призвано оказывать доминирующее воздействие на низшие стадии осознания мира, создавать у строителей коммунизма идеологически-эмоциональную гармонию в деле познания и преобразования ими существующей действительности.

Мировоззрение как специфическая система взглядов на мир возникает раньше всякой науки, в том числе и философии. Мировоззренческое отношение к миру возникает у человека на самых ранних этапах развития общества и углубляется вместе с развитием практической деятельности, развитием сознания и самосознания. Например, разновидностью стихийного мировоззрения является так называемый наивный реализм, стихийно-материалистическое представление о действительности, о месте и роли человека в ней. На стадии наивного реализма находятся люди, не знакомые с научно-материалистическими взглядами на мир. У этого мировоззрения много изъянов и слабостей, поскольку оно ориентируется на поверхностные наблюдения, на данные конкретно-чувственной повседневной практики людей. Но уже и эта практика дает правильные, обобщенные материалистические представления о действительности: «Наивный реализм» всякого здорового человека... состоит в том, что вещи, среда, мир существуют независимо от нашего ощущения, от нашего сознания, от нашего Я и от человека вообще4). Эта конкретно-чувственная повседневная практическая деятельность, этот самый опыт создают наше убеждение в том, что вещи, мир, среда существуют независимо от нас. Подобные стихийные конкретно-чувственные представления не вступают в противоречие с научным

4) В. И. Ленин. Поли. собр. соч. т. 18, стр. 65.

мировоззрением и служат плодотворной почвой для закрепления диалектико-материалистических взглядов. Сам же процесс формирования научного мировоззрения довольно сложен и многогранен. Задачи и возможности его распространения различны на определенных этапах революционных преобразований, так как овладение научным коммунистическим мировоззрением представляет из себя процесс. Ведь не сразу имеются возможности все идеи марксизма-ленинизма и обобщенные данные конкретных ¡наук сделать достоянием масс. Так, в период подготовки и проведения социалистической революции трудящиеся в основе своей воспринимают политические взгляды. В ходе социалистического и коммунистического строительства развитие мировоззрения трудящихся требует уже не простого расширения круга политических идей, а все более глубокого их сознания на базе философских и экономических взглядов марксизма в неразрывной связи со всеми принципами научного коммунизма. Развитие научного мировоззрения в дальнейшем идет по линии включения в него других форм общественного сознания: этического, эстетического и других, так как для более или менее основательного освоения и внедрения их в практику необходим уже определенный, более высокий уровень культуры членов общества. Сами потребности их внедрения создаются по мере развития материальных условий жизни общества. Поэтому работа по формированию научного мировоззрения заключается не только в охвате большого количества людей, но и во все большем овладении кругом идей марксизма.

В единую систему научных материалистических взглядов входят идеалы, нормы, принципы морали и нравственные убеждения людей. Основной целью нравственного воспитания является достижение глубоких устойчивых нравственных убеждений и привычек нравственной деятельности людей. Моральная убежденность как результат нравственного формирования человека базируется на всем комплексе материалистических взглядов, она выступает как оценка личности своего отношения к соответствующим требованиям объективной необходимости, преломляющейся в требованиях моральных норм и принципов. Задачи воспитания могут считаться выполненными в той мере, в какой степени весь комплекс идейного воздействия на личность будет закреплен в нравственной убежденности: «Надо, говорил Ленин, чтобы все дело воспитания, образования и учения современной молодежи было воспитанием в ней коммунистической морали»5).

Не случайно поэтому проблемы нравственного воспитания выступают как наиболее трудно осуществимые. В наши дни успешного строительства коммунистического общества нравственная практика подавляющего большинства советских людей соответствует нормам и принципам коммунистической морали.

Стремление к духовному обогащению, нравственному совершенству, нравственной чистоте в наше время выступает как насущная потребность в осуществлении объективной необходимости формирования нового человека. Довольно ярким свидетельством осуществления этого процесса являются данные анкетного опроса студентов Томского политехнического института.

Опрос ставил своей целью выявить представления студентов о чести и совести, их нравственные и эстетические идеалы.

В преобладающем большинстве ответы в анкетах насыщены большой заботой о нравственной чистоте, тягой к духовному обогащению..

5) В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 41, стр. 309.

В настоящее время утверждение принципов морального кодекса строителя коммунизма все более делает несовместимыми такие черты характера, чувства, помыслы, влечения и поступки, которые не соответствуют потребностям развития нашего общества. Это состояние красноречиво отражается в ответах на вопрос анкеты: «Какие поступки свои и товарищей я считаю нечестными, принижающими достоинство советского человека?»

По этому вопросу высказывалось 187 человек, из них 70 человек осуждают такие пороки, как ложь, обман, лицемерие, 13 человек высказались против пьянства, 12 — против грубости, 10—против нечестного отношения к девушкам, 8 — против тунеядства. В остальных ответах от 5 до 2-х осуждается цинизм, пошлость, бестактность, жадность, стяжательство, высокомерие, зазнайство, малодушие, разболтанность, расхлябанность, мелочность.

По вопросу «Ваше представление о совести» высказалось 92 человека, 2 человека указали на отсутствие такого нравственного мерила. Они считают, что обстоятельства выше совести, что совесть есть всего лишь «жизненная условность». 90 человек высказалось положительно. Их представление о совести совпадает с основными определениями марксистско-ленинской этики. Они считают, что совесть необходимо отнести к сфере самосознания, что она есть моральная ответственность человека за свой поступок: «Совесть — это ответственность за свои поступки и поступки товарищей. Нельзя проходить мимо фактов безобразия, равнодушия, неучастия в общем деле построения коммунизма в нашей стране». Совесть характеризуется как оценка, мерило, регулятор нравственной деятельности человека. «Совесть — это то качество человека, которое регулирует и направляет, следит и сдерживает действия человека, направляет их по руслу высокой нравственности, чистоты и человечности». Здесь же указывается, что совесть действует до совершения поступка, во время его совершения и после его совершения: «Совесть — это тормоз аморальных поступков и двигатель благородных, нравственных и высоконаправленных. Совесть человека — это основное оружие против зла. Человек должен выработать истинно человеческую совесть, ибо он трудится для блага общества».

В ответах роль совести образно сравнивается с маяком: «Совесть— это своего рода маяк, который светит где-то вдали и служит указателем жизненного пути. Для некоторых людей этот маяк временно гаснет в чаще жизненных неудач и человек сбивается с пути, катится вниз. Но вот снова загорается маяк — совесть и человек находит снова правильный путь честной жизни».

113 человек высказалось по вопросу: «В чем я вижу честь и достоинство студента?». В ответах по этому поводу они указываю на то, что честь и достоинство студента должны проявиться в первую очередь в отличной учебе, в овладении знаниями, широком кругозоре, стремлении больше познать, а затем творить, в гордости за свою науку, технику, свой институт, свою профессию, в любви к этой профессии. Честь и достоинство студента должны проявляться в высоконравственном поведении, в желании воспитать в себе черты и качества, присущие людям коммунистического общества, в стремлении быть достойным своей Родины, в добросовестном выполнении своего долга перед народом, партией.

Чтобы высоко нести честь и достоинство, необходимо вести себя так, как подобает советскому студенту, будущему инженеру. Нужно быть эрудированным в науке и технике, быть трудолюбивым, добросовестно выполнять свои обязанности, активно участвовать в общественно-полезной работе. Следует быть чутким, отзывчивым к людям, нетерпимо от-

носиться ко ¡всем поступкам, недостойным советского человека, быть принципиальным, последовательным в выполнении своего слова, целеустремленным в действиях. Учитывая преобладающую, господствую, ющую, коммунистическую нравственную практику советских людей, их заботу о постоянном нравственном совершенствовании и стремлении к нравственной чистоте, необходимо в.се же .иметь в виду, что и в наши дни успешного строительства коммунистического общества моральное сознание отстает от других форм общественного сознания: политического, эстетического. В сознании отдельных членов социалистического общества имеется противоречивость, раздвоенность, передовые социалистические взгляды нередко еще уживаются с отсталыми настроениями, обывательщиной. В процессе воспитания нравственности необходимо иметь в виду, что 'нравственная практика хотя и базируется на определенной системе, сумме правильных научно-идеологических представлений, она все же не сводится к этой простой сумме известных человеку идейных факторов. На самом деле в нравственной практике отражается отношение к идеологическим мотивам. Нравственная убежденность как базис осознанной добровольной деятельности в действительности выступает в виде качественно определенного структурного целого. Как всякое другое структурное состояние, она не может быть сводимой к простой сумме составляющих ее количественных компонентов, л равно и выводимой из этой суммы. Именно этим необходимо объяснять в первую очередь ¡разрыв между знанием и убеждением, словом и делом, наличие нравственных отклонений у людей, сведущих г; идеологической стороне морали. Знания становятся частью мировоззрения лишь в том случае, если они становятся внутренним убеждением, глубоко осмысленными собственными выводами. Они становятся частью мировоззрения именно тогда, когда они соответствуют ему на только по содержанию, но и по самой направленности. Наше марксистско-ленинское мировоззрение служит целям преобразования действительности, целям прогресса человечества, создания подлинно справедливого коммунистического общества. Знания же, выступающие лишь как проявление внешней образованности, эрудиции, пассивные знания не могут быть составной частью мировоззрения. Такие отрицательные явления, как эгоизм, себялюбие, карьеризм, могут приводить людей и внешнему усвоению мировоззрения, нашего общества. Превращение знаний в убеждения неразрывно связано с действительностью. Научные знания становятся частью научного мировоззрения лишь тогда, когда они органически сливаются, соединяются с общетеоретическими, философскими принципами, когда на их основе создаются убеждения в силе и правоте этих принципов. Нравственные убеждения представляют собой своеобразный сплав мыслей и чувств человека. Они выступают как воплощение эмоционально-психологической и идеологической сторон общественного сознания, которым соответствует эмоциональная и интеллектуальная жизнь человека.

Процесс формирования научного мировоззрения и практика нравственного воспитания предусматривают «вклад» научных материалистических идей извне различными путями и средствами: обучение, пропаганда, агитация и др. Для более плодотворного усвоения этих идей личностью необходимо совершенствовать в свою очередь общественную психологию людей. Как низшая стихийная сфера отражения, она должна выступать в виде однонаправленного с этими идеями «поля».

Очень близким и доступным средством воздействия на общественную психологию людей может служить личный пример воспитателя,

роль которого в настоящее время все более возрастает. Широко доступными средствами воздействия на миллионные аудитории выступают литература и искусство.

Важнейшими факторами совершенствования общественной психологии являются прямые средства идеологического воздействия. Здесь необходимо иметь в виду изучение марксистско-ленинской теории, ее творческое развитие и претворение в жизнь, практику, так как именно теоретическая обоснованность, глубина марксистско-ленинских идей захватывают в свое русло чувства, влечения и эмоции человека и придают им целенаправленный, устойчивый характер. Все остальные целенаправленные средства воздействия должны быть поставлены нй службу доказательности и закрепления научно-идеологических методов деятельности. Главным же и основным фактором, который формирует подлинную нравственную убежденность, является практическая, трудовая общественно-полезная деятельность.

Не случайно эта истина сейчас с особой силой подчеркивается в документах нашей партии: Программе КПСС, материалах октябрьского (1964) и последующих Пленумов ЦК КПСС, в материалах XXIII съезда партии. В основе всех этих документов лежит идея научного подхода к познанию и использованию объективных закономерностей, совершенствованию экономических рычагов, экономических методов в целях дальнейшего более усовершенствованного развития производительных сил нашего общества и дальнейшего роста его благосостояния.

На более реальную почву ставятся здесь и проблемы воспитания нового человека, в том числе и проблемы нравственного воспитания: «Экономические стимулы повышения производительности общественного труда, — отмечается в материалах сентябрьского Пленума ЦК КПСС,—это могучее средство движения социалистической экономики к коммунизму. В то же время партия и впредь будет неуклонно проводить курс на повышение коммунистической сознательности трудящихся, на воспитание коммунистического отношения к труду. Только при сознательном, инициативном и творческом подходе каждого труженика к своему делу, при бережном хозяйском отношении каждого к народному достоянию можно бороться за построение коммунистического общества6). А в документах XXIII съезда КПСС прямо указывается, что «...вне сознательного труда и общественной деятельности нет и не может быть коммунистического воспитания7).

XXIII съезд выделяет такие конкретные и действенные формы и средства воспитания в труде, как равнение на «людей будущего», воспитание бережливости, укрепление трудовой дисциплины. Кто такие люди будущего? Это наши передовики, новаторы производства. Они выделяются тем, что уже в совершенстве овладели техникой, сознательно служат обществу. Они «...проявляют высокие моральные и нравственные качества, дух коллективизма и самоотверженно, с полной отдачей сил выполняют перед народом свои обязанности»8). Люди будущего уже трудятся так, как будут трудиться все при коммунизме. Они есть пример, образец, которому необходимо следовать.

Воспитание же бережливости вытекает, из самой сути коммунистического отношения к труду, социалистической собственности. Необходимо трудиться по-хозяйски, умножать наши богатства путем бережио-

6) Постановление сентябрьского Пленума ЦК КПСС, 1965 г. «Правда» от 1 октября 1965 года.

7) Л. И. Брежнев. Отчетный доклад ЦК КПСС XXIII съезду Коммунистической партии Советского Союза. «Правда» от 30 марта 1966 года.

8) Материалы диспута о роли научно-исследовательской работы в образовании и воспитании студенчества. Многотиражная газета Томского политехнического института «За кадры» от 27 октября 1965 "года.

го отношения к каждому килограмму металла, угля, цемента, нефти, к каждому рублю.

Наряду с факторами воздействия на личность извне процесс воспитания предусматривает и самовоспитание, самосовершенствование, ибо успех воспитания зависит не только от объективных факторов и идеологической работы, но и от самой личности. Самовоспитание, самовоспитавшийся человек не понимается, конечно, в буквальном смысле, поскольку в обществе человек получает материал для совершенствования от других людей, от общества. Самовоспитание в процессе воспитания — это собственные устремления человека, его внутренние импульсы, соз-нательно*направленные на достижение и совершенствование определенных личных качеств, умственных, физических, нравственных и эстетических. В процессе самовоспитания человек сам должен приложить максимум усилий, чтобы развить свои способности, человек сам обязан думать и действовать в целях нравственного, эстетического и других видов совершенства. Поэтому коммунистическое воспитание трудящихся ставит одной из своих задач пробуждение и развитие активности, стремление к самостоятельному овладению знаниями, коммунистическим мировоззрением и нормам коммунистического поведения. В ходе строительства коммунистического общества самовоспитание личности идет у нас под определяющим воздействием общественных условии. Поэтому цели воспитания и самовоспитания у нас едины, у нас пет антагонизма между этими процессами, который присущ эксплуататорскому обществу, так как нравственные требования нашего общестза к личности не противоречат развитию способностей человека, его самосовершенствованию. У нас задачи самовоспитания рождены самой жизнью. По мере движения к коммунизму требования к личности в целях ее самовоспитания повышаются. Возрастание роли самовоспитания сейчас определяется у нас новым отношением к труду, общественным обязанностям, новой дисциплиной, новой моралью. Все это обусловливает стремление наших людей к (нравственному и другим видам самосовершенствования. Желание самосовершенствования нередко приходит со стремлением подражать уважаемому человеку, людям старшего поколения, вождям и участникам революции и другим лучшим представителям народа. Характерным свидетельством этого положения являются ответы упоминавшейся нами выше анкеты >на вопрос: «Мой идеал высоконравственного поведения». 109 студентов поделились своими представлениями о лучших представителях трудящихся. Абсолютное большинство здесь принадлежит В. И. Ленину. 21 человек конкретно указали на него, как на непревзойденный идеал для подражания: «...Ленин — вот мой идеал... в жизни Ленин, в искусстве Ленин, в литературе Ленин... Если бы хоть десятую часть жизни в нравственном отношении взять у Ленина, то человек был бы уже высоконравственного поведения... Сам не знаю. Ленина не смею приводить...» и др.

На втором месте стоят представители старой и молодой гвардии, трибуны революции, видные деятели мирового коммунистического движения: Ф. Дзержинский, Ю. Фучик, С. Киров; герои молодой гвардии В. Маяковский, А. Горький, Н. Островский. Значительное место в анкете занимают и такие имена, как^М. Глезос, А. Чехов, П. Чайковский, Д. Лондон, Н. Чернышевский, А. Макаренко, А. Толстой, герой двух народов Ф. Полетаев, космонавт Г. Титов и др. В преобладающем большинстве эталонами высоконравственного поведения из героев литературы и искусства выступают: Гусев из кинофильма «Девять дней одного года», П. Корчагин, академик Дронов из кинофильма «Все остается людям», Давыдов, Овод, Данко, Рахметов. Некоторые видят идеал высоконравственного поведения среди близких, окружающих. Они называют своих родителей, родственников, руководителей, бывших педа-12

гогов, друзей. 11 человек указали на то,.что, какой-либо определенный идеал у них пока отсутствует. Их идеал собирательный, который трудно высказать.

Наша жизнь выдвигает перед советскими людьми сложные и большие задачи: овладеть марксистско-ленинским научным мировоззрением, выработать в себе коммунистические идеалы, глубокие и прочные убеждения и практические навыки борца за новое, передовое. Необходимо воспитать в себе любовь к труду, уважение к общественной собственности, любовь к нашей Родине. Все это и лежит в основе наших задач по воспитанию и самовоспитанию.

Процесс воспитания и самовоспитания предполагает неисчерпаемое многообразие форм, средств ,и методов воздействия на человека, их применение и использование по воле самого человека. Выше речь шла об основных факторах воздействия на личность. Но помимо этих основных форм и средств в практике воспитания и самовоспитания в той или иной конкретной ситуации, в жизни и деятельности того или иного коллектива на первый план могут выдвигаться запросы и потребности духовного обогащения более конкретного, частного характера, но имеющие жизненно важное значение для данного коллектива. Анализ эффективности тех или иных форм и средств с учетом конкретной ситуации имеет решающее значение ¡в действенности воспитания. В конкретной обстановке жизни и деятельности того или иного коллектива можно опираться на главные, совершенствовать второстепенные и не принимать в расчет неприемлемые формы и средства воздействия. Так, самые разнообразные формы и средства назвали студенты Томского политехнического института в ответах на вопрос: «Какие формы общественного воздействия наиболее совершенствуют человека в умственном и нравственном отношении?» 110 человек указали на такие средства и формы, как университеты культуры, кино, театр, радио, книги, хорошие товарищи, диспуты, лектории, выставки произведений искусства, беседы, собрания, вечера вопросов и ответов, дискуссии, художественная самодеятельность, литературные кружки, кружки НИР, НСО и др. Наибольшее предпочтение принадлежит университетам культуры (36). На втором месте стоят диспуты, дискуссии (11). Очень важной формой и эффективным средством воспитания и самовоспитания в вузах все более становится научно-исследовательская работа студентов, так как. она плодотворно способствует всестороннему развитию личности, воспитывает сознательное и творческое отношение ж учебе. Данные анкетного опроса показывают, что студенты, занимающиеся научно-исследо-вательской работой, более успешно овладевают материалом учебных программ,. Анкетные данные свидетельствуют, что из тех студентов, которые участвуют в этой работе, 60,4% сдали экзамены на хорошо и отллчно в 'весеннюю сессию 1964/65 учебного года, в то время как из числа неучаствующих их было всего 37,3%. Участие в научно-исследовательской работе не ограничивает интересы студентов, а -наоборот, расширяет их. 57% (из 608 человек опрошенных) этой категории указали на то, что они интересуются литературой, искусством, художественным творчеством, спортом. В то время как из числа студентов, не занимающихся научной работой, лишь 35% заявило о том, что у них есть другие интересы кроме учебной работы.

Число студентов ТПИ, участвующих в научно-исследовательской работе, постоянно превышает 2—2,5 тысячи человек. Поэтому не случайно общественость института уже неоднократно ставит вопрос о том, чтобы «узаконить» эту работу, сделать ее неотъемлемой частью учебного процесса, превратить эту самодеятельную обязанность во всеоб- " щую, необходимую для каждого студента через учебное расписание и устав института.

Следовательно, процесс формирования научного мировоззрения и коммунистической нравственности предполагает единство и неразрывную связь воспитания и самовоспитания, воздействия извне и собственных усилий, деятельности личности в выработке глубоких убеждений и борьбу за образец поведения в нравственной практике, в борьбе за всестороннее обогащение человека. Весь этот процесс предполагает неисчерпаемое многообразие различных средств, форм, методов и оттенков воздействия. В то же время в практике воспитания и самовоспитания необходимо опираться на ведущие формы, основные, определяющие, наиболее эффективные и необходимые для конкретных потребностей развития всего нашего общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.