Научная статья на тему 'Научно-технологическое взаимодействие России и Украины: прогнозирование возможностей и механизмы их реализации'

Научно-технологическое взаимодействие России и Украины: прогнозирование возможностей и механизмы их реализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
273
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы —

В статье изложены результаты исследования состояния научно-технологического и торгово-экономического взаимодействия России и Украины с точки зрения потенциала, перспектив и трудностей, препятствующих их сотрудничеству. Показано наличие существенного научно-технологического потенциала как в России, так и в Украине. Рассмотрены возможности и условия модернизации экономик обеих стран при согласованном использовании их потенциалов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Научно-технологическое взаимодействие России и Украины: прогнозирование возможностей и механизмы их реализации»

НАУКА И ТЕХНОЛОГИЯ

НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РОССИИ И УКРАИНЫ: ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ И МЕХАНИЗМЫ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ

В статье изложены результаты исследования состояния научно-технологического и торговоэкономического взаимодействия России и Украины с точки зрения потенциала, перспектив и трудностей, препятствующих их сотрудничеству. Показано наличие существенного научно-технологического потенциала как в России, так и в Украине. Рассмотрены возможности и условия модернизации экономик обеих стран при согласованном использовании их потенциалов.

Проект по исследованию проблем социально-экономического и научнотехнологического развития и взаимодействия России и Украины был принят в 2007 г. по инициативе и при финансовой поддержке Евразийского банка развития. В проекте участвовали: с российской стороны Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН, с украинской - Институт экономики и прогнозирования НАН Украины. На начальном этапе проекта проанализировано состояние экономического и научно-технологического потенциалов обеих сторон, проведен анкетный опрос взаимодействующих организаций в России и Украине, а также определены перспективы и проблемные ситуации, препятствующие сотрудничеству.

По результатам выполнения проекта в 2007-2008 гг. Россия и Украина после перехода к рыночным отношениям располагают определенным экономическим потенциалом, позволяющим обеим странам иметь положительную экономическую динамику. Сложилось устойчивое торгово-экономическое сотрудничество между Россией и Украиной, в экспортной структуре Россия по экспорту в Украину занимает 5-е место, а Украина в Россию - 1-е место. Располагаемый как Россией, так и Украиной экономический и научно-технологический потенциал при совместном сотрудничестве используется не полностью из-за административных и политических барьеров. В то же время имеются значительные перспективы научно-технологического сотрудничества России и Украины, благоприятствующие инновационному развитию экономик обеих стран2.

Рассмотрим основные результаты исследований в 2010-2011 гг.

Состояние научно-технологической сферы России и Украины. Процесс адаптации России и Украины к глобальным тенденциям технологической интеграции находится в начальной стадии, хотя уже очевидно, что интеграция в глобальную инновационную сферу является важным фактором развития национальной сферы высоких технологий. Международное научно-техническое и инновационнотехнологическое сотрудничество оказывает положительное влияние на конкурентоспособность предприятий и продвижение современных передовых технологий на внутренние рынки. Анализ деятельности ведущих российских и украинских компаний показывает, что чем выше степень их сотрудничества с зарубежными партнерами, тем отчетливее осознание требований, проблем и преимуществ выхода на мировой рынок и тем более устойчиво их финансовое и экономическое состояние.

1 Статья подготовлена на основе исследования, выполненного под руководством акад. В.В. Ивантера коллективом УРАНИНПРАН в составе: Н.И. Комков, В.В. Сутягин, И.Э. Фролов, Г.Г. Балаян, Г.К. Кулакин, М.В. Кротова, И.И. Фигуркова, Н.Н. Бондарева, Н.Н. Володина, А А. Лазарев, В.С. Романцов, Т.В. Майструк и ИЭиП НАН Украины в составе: Л .В. Шинкарук, ВМ. Геец, Т.В. Голикова, С.И. Киреев, В.И. Мунтиян, Л А. Мусина, Л.И. Федулова,

В.К. Хаустов, НМ. Шелудько, Е.В. Шубравская, НН. Якубовский при поддержке Евразийского банка развития.

2Подробнее результаты выполнения совместного проекта в 2007-2088 гг. опубликованы в работах [1-4].

С момента обретения независимости (1992 г.) Россия и Украина прошли многоэтапный путь развития интеграционных процессов от взаимных информационных войн до стабильных торгово-экономических отношений (рисунок). Ожидаемые возможности дальнейшего развития отношений могут привести к масштабному обмену инвестициями, созданию крупных совместных компаний.

1992 г. Временной период «дорожной карты» 2015 г.

Рисунок. «Дорожная карта» интеграционных процессов России и Украины: существовавшие признаки этапа в данный период; ........ожидаемые признаки этапа

В России проблемы инновационно-технологического развития рассматривались с начала 1990-х годов, но наиболее активно и масштабно они исследуются с начала ХХ1 в. Консолидирующей основой стала Программа фундаментальных исследований Президиума РАН «Прогноз технологического развития экономики России с учетом мировых интеграционных процессов», которая разрабатывается с 2002 г. Головной организацией при разработке Программы является Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН (ИНП РАН), в ней принимают участие институты отделения общественных наук РАН (12 организаций), а также ряд экспертов и организаций РАН, участвующих в работе отделений по естественным наукам.

В Украине прогнозные исследования осуществляются в рамках отдельных программ Министерства образования и науки Украины Департаментом инновационной деятельности (с привлечением ученых, на основе небольшого бюджетного финансирования), который стремится вести работу по развитию государственных механизмов регулирования рынка технологий в Украине по нескольким направлениям. Формально их можно объединить в два основных направления: 1) разработка законодательной базы в области трансфера технологий и формирования государственной политики в сфере коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности за счет средств государственного бюджета Украины; 2) развитие инфраструктуры украинского рынка технологий путем формирования основных рыночных механизмов и привлечения предприятий к работе по анализу интеллектуальной собственности, созданной в результате выполнения государственных научнотехнических программ. Работа в этих направлениях практически не влияет на внутренний рынок высоких (наукоемких) технологий, так как регулирующая, стимулирующая и контролирующая роль органов государственного управления отсутствует. Нерешенные проблемы и низкий (близкий к нулю) процент реализации проектов по трансферу технологий связаны, главным образом, с такими причинами, как отсутствие в Украине современных четких организационно-правовых и организационно-экономических механизмов инновационного развития предприятий.

В условиях мирового финансового кризиса 2008-2009 гг. российская наука в целом сохранила сформировавшийся ранее потенциал. Это подтверждается относительно стабильной численностью исследователей (в 2008 г. она составила

388.9 тыс. чел.); сохранением в основном прежних объемов финансирования (2008 г. - 129,9 млрд. руб., 2009 г. - 166,5 млрд. руб.) и числа научно-исследовательских организаций (в 2007 г. - 2036; в 2008 г. - 1926).

Реализация этого потенциала в последние годы нашла свое отражение в количестве опубликованных статей в ведущих журналах мира (1996-2007 гг. - 125956), выданных патентов (2007 г. - 27742; 2008 г. - 28808), а также числа созданных передовых производственных технологий (в 2007 г. - 780; в 2008 г. - 854). Результативность внедренных технологических инноваций характеризуется их влиянием на сохранение традиционных и создание новых рынков сбыта продукции.

Созданные в России передовые производственные технологии (ППТ) - это вклад сферы исследований и разработок в повышение качества промышленного потенциала в среднесрочной перспективе. Результативность деятельности организаций, активных в отношении применения инноваций, характеризуется данными о количестве и составе созданных ППТ. Кроме того, количество и состав ежегодно создаваемых технологий характеризуют интенсивность инновационной деятельности.

За период 1997-2008 гг. количество создаваемых технологий уменьшилось на 14%. За последние 12 лет в динамике объема созданных ППТ проявились два этапа спада (1997-2001 гг. и 2004-2005 гг. соответственно на 7 и 11% ежегодно), а также два этапа подъема (2002-2003 гг. и 2006-2008 гг. соответственно на 14 и 11% ежегодно).

Удельный вес созданных ППТ, обладающих патентами на полезную модель, невысок. Он составляет 10-14% технологий, созданных в РФ, включая организации системы академий наук, и 3% - в организациях наукоградов. Удельный вес созданных ППТ, обладающих патентами на промышленный образец, составляет всего 23% в организациях в целом по РФ, включая организации системы академий наук. Организации наукоградов не создали в 2008 г. ни одной технологии, обладающей патентом на промышленный образец.

К числу проблемных ситуаций в российских научной и инновационной сферах относятся следующие.

Первая. Намерение правительства быстро, рывком перейти от сырьевой к инновационной экономике сдерживается наличием ряда «узких мест» в инновационной сфере. Прежде всего, речь идет об утрате значительной части исследовательского потенциала (число исследователей сократилось с 804,0 тыс. чел в 1992 г. до

388.9 тыс. чел. в 2007 г.), вызванной отъездом за границу, переходом в другие секторы экономики, естественной убылью и отсутствием притока молодых кадров в науку, а также распадом отраслевого сектора науки в связи с сокращением количества отраслевых министерств и приватизацией научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций.

Произошло резкое сокращение объемов финансирования науки и научной сферы и удержание этих объемов на низком уровне (немногим более 1% ВВП, в то время как передовые страны тратят на науку около 3% ВВП). Стало характерным старение научных кадров и научно-производственной базы, хотя вполне очевидно: чтобы обновлять и модернизировать экономику, сама наука должна обновляться за счет постоянного притока молодых исследователей.

Вторая. Бизнес недостаточно поддерживает науку и развитие инновационной инфраструктуры (доля частных вложений в науку и освоение инноваций составляла в 2008 г. всего 13,9%), предпочитая быструю отдачу от вложенных средств (в основном от импорта технологий и оборудования) активному участию в восста-

давлении отечественного потенциала, в создании научного сопровождения инновационного развития технологий, используемых компаниями.

Третья. Отечественную экономику еще в советское время справедливо упрекали в невосприимчивости к инновациям. Причины невосприимчивости кроются не в отсутствии желания осваивать инновации, а в их невыгодности с точки зрения текущей экономической деятельности. В условиях административно-плановой экономики инновации и новые технологии внедрялись по плану, «по команде сверху», а их освоение при централизованном ценообразовании было менее выгодным, чем выпуск устаревшей продукции. В условиях формирующегося рынка отечественные предприятия, на которые после распада прикладной науки была возложена финансовая ответственность за конструкторские и технологические разработки, оказались не готовыми к такому финансированию. На начальном этапе большинство российских предприятий вынуждено было использовать стратегии выживания и адаптации, а не стратегию развития, основанную на инновациях. Особенно это было характерно для перерабатывающих и обрабатывающих отраслей. Кроме сложностей с финансированием освоения инноваций, отечественные предприятия вполне справедливо ожидали от инноваторов, распределенных по частным НИИ и КБ, передачи им конкурентоспособных нововведений, соответствующих требованиям рынка, «под ключ». Именно таким требованиям отвечали импортируемые технологии, объемы которых в отечественную экономику резко возросли после дефолта 1998 г. По данным Росстата, с 2000 по 2007 г. ежегодные темпы роста импорта, отвечающего интересам заказчика, в среднем составили 42,3%.

Четвертая. В соответствии с глобальном отчетом о конкурентоспособности (Global Competitiveness Report), охватывающим 134 страны мира, Украина переместилась с 72-го места в 2007-2008 гг. на 82-е место в 2009-2010 гг. Такая тенденция, несмотря на субъективность оценки индикаторов, имеет негативный характер. Для ее преодоления необходимо выявить комплекс действий по повышению конкурентного рейтинга Украины. На основе системного анализа научнотехнологического потенциала, а также производительности труда и ценовой составляющей получены оценки потенциала конкурентоспособности промышленного комплекса Украины на современном этапе в разрезе технологических секторов.

Технологическая структура экспорта промышленных товаров Украины за 20082009 гг. и январь-сентябрь 2010 г., представленная по методике «Science, technology and innovation in Europe 2010» (European Commission) на основе базы данных Государственного комитета статистики Украины, отражается в структуре экспорта страны. Отмечается снижение доли экспорта продукции высокотехнологичного сектора во внешней торговле Украины в 2010 г. по всем составляющим, кроме фармацевтической продукции и выпуска часов и часовых механизмов. Доля экспорта товаров низкотехнологичного уровня сократилась на 1% по сравнению с 2009 г., однако превышает на 4% уровень 2008 г. Отмечается увеличение среднетехнологичных товаров, что является позитивной тенденцией. В целом технологическая структура экспорта Украины малоконкурентоспособна - промышленные товары с низким уровнем технологичности составляют 68,5%, тогда как средне- и высокотехнологичные - лишь 31,5% (январь-сентябрь 2010 г.).

Анализ технологической конкурентоспособности Украины свидетельствует о том, что финансовый кризис украинской экономики 2008-2009 гг. был обусловлен не только внешними факторами. Он выявил наличие структурного кризиса в экономике Украины.

Результаты прогноза перспективных «точек роста» экономик России и Украины. На протяжении последних десяти лет взаимоотношения между РФ и Украиной развивались в рамках реализации Программы экономического сотрудниче-

ства Украины и Российской Федерации на 1998-2007 гг., которая в свою очередь базировалась на Договоре о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Россией и Украиной, а также на Договоре об экономическом сотрудничестве на период 1997-2007 гг. Названная Программа учитывала основные направления долгосрочного экономического и научно-технологического сотрудничества стран. В качестве главной цели Программы намечалось осуществление согласованного комплекса мероприятий государственного содействия развитию взаимовыгодных экономических и научнотехнических связей между двумя странами, достижению существенного прогресса в производственном сотрудничестве ведущих отраслей национальных экономик и росту на этой основе взаимного товарообмена до 2007 г. не менее чем в 2,5 раза.

Россия является важнейшим торгово-экономическим партнером Украины, несмотря на то, что внешняя торговля между странами в отдельные периоды имела тенденцию к уменьшению. В частности, если в 1997 г. экспорт Украины в Россию составлял свыше четверти всего экспорта товаров, то в 2001 г. - 23%, а в 2002 г. -17,8%. На протяжении 1997-2002 гг. удельный вес России в украинском товарном импорте сократился (с 48 до 37%). В 2000-2002 гг. объем импорта Украины стабилизировался на уровне 5,8-5,9 млрд. долл., а его прирост в это время формировался не за счет России. Украина остается зависимой от импорта из России в большей мере, чем от экспорта в Россию. Однако зависимость от импорта уменьшается быстрее, чем сокращается зависимость от экспорта. Основу украинского экспорта в Россию составляет продукция машиностроения, химической промышленности, черной металлургии и пищевой промышленности. Преобладающая доля импорта из России (две трети) состоит из энергоносителей и другого сырья. Таким образом, экспорт товаров из Украины в Россию имеет более прогрессивную структуру, чем импорт. Украинский экспорт в РФ более диверсифицирован, чем импорт. Удельный вес машиностроения в экспорте Украины в Россию стабильно превышает 25% (в 2002 г. - 35%). В последние годы взаимная торговля продукцией машиностроения между Россией и Украиной имеет тенденцию к увеличению. Однако в соответствии со статистическими данными экспорт товаров из Украины в РФ с 2001 по 2006 г. увеличился в 2,3 раза - с 3679,5 до 8650,7 млн. долл. В 2006 г. он составил 22,5% всего экспорта товаров Украины.

Тенденция к концентрации капитала, с одной стороны, и узость экономического поля для его применения в отраслях национальной экономики с другой заставляют различных хозяйствующих субъектов объединяться для расширения сферы деятельности, которая требует привлечения внешних инвестиционных ресурсов. В связи с этим происходят и качественные изменения в системе управления крупными компаниями, которые вынуждены адаптироваться к меняющимся условиям внешней среды. Важным фактором экономического развития в современных условиях стало появление новой волны слияний и поглощений компаний и предприятий.

По мнению российских экспертов, именно Украина, несмотря на определенные трудности в отношениях с Россией, обладает преимуществами для российских инвесторов. На всем постсоветском пространстве Украина - наиболее близкая России страна с точки зрения формирования новых рыночных процессов в экономике и менталитета ведения бизнеса, а постсоветское пространство является особым регионом с точки зрения политических и экономических интересов России. Во-первых, это пояс ближайших соседей, с которыми в исторически недавнем прошлом существовали тесные связи в составе единого народнохозяйственного комплекса СССР. Во-вторых, это страны, большинство из которых осуществляет сходные с российскими трансформационные преобразования своей экономики. В-третьих, это регион, где Россия стремится реализовать свои интеграционные инициативы на межго-

сударственном уровне и который стал своего рода полигоном для отработки некоторых форм и методов инвестиционной экспансии.

Представляется полезным и масштабное изучение обеими странами взаимного опыта в области инновационного развития. Так, ряд показателей инновационной активности средних по размерам предприятий, в том числе их доля в суммарных затратах на технологические инновации в общем объеме отгруженной инновационной продукции (особенно отправляемой на экспорт), в Украине существенно выше (от 1,5 до 3-4 раз), чем в РФ. Это свидетельствует не только о приближении Украины к соответствующим европейским стандартам, но и о серьезном отставании в этом отношении российской экономики, в которой инновационное развитие по-прежнему ориентируется в большей степени на крупные предприятия. Представляют также интерес результаты обеих стран в повышении доли наукоемкой продукции в экспорте и импорте продукции обрабатывающих отраслей, особенно машиностроения.

В импорте России стабильно растет доля наукоемкой продукции, в то время как в экспорте России она постепенно снижается. Доля наукоемкой продукции растет и в импорте Украины, но в отличие от России она растет и в экспорте Украины. Что же касается России, то, несомненно, здесь, наряду с отсутствием масштабного роста технологического уровня отечественного машиностроения, сказывается мощное давление продукции добывающих отраслей. Так, если в 1995 г. на долю двух товарных позиций -«минеральные продукты» и «металлы, драгоценные камни и изделия из них» - суммарно приходилось почти 70% экспорта РФ, то в 2000 г. - более 75%, а в 2005 и 2006 г. -уже около 82%. Если хотя бы часть выручки от продажи этих двух групп товаров регулярно инвестировалась в технологическое обновление обрабатывающих отраслей российской промышленности (прежде всего, машиностроения), то через несколько лет товарная структура экспорта РФ могла бы заметно преобразиться.

Состояние и перспективы сотрудничества приграничных регионов России и Украины. Это сотрудничество имеет многовековую историю, которая вне зависимости от меняющихся географических границ и политических ограничений характеризуется такими чертами, как социально-экономическая общность экономических интересов и наличие тесных соседских отношений. После распада СССР и ослабления экономических связей между этими регионами потребовалось десятилетие для осознания необходимости и неизбежности интеграции и кооперации, результаты которых будут зависеть от уровня эффективности приграничного сотрудничества и доброй воли политических сил РФ и Украины.

Экономические результаты такого сотрудничества зависят от нормативноправового поля, в котором оперируют регионы. Законодательные инициативы по формированию гармоничного инновационного правового поля заслуживают положительной оценки, но представляются разрозненными и несистемными, иногда в довольно общей рамочной форме, которая по ряду объективных причин не наполняется содержательными результатами кооперации.

В настоящее время шесть регионов РФ (Белгородская, Брянская, Воронежская, Курская, Ростовская области и Краснодарский край) и семь - Украины (Харьковская, Донецкая, Луганская, Сумская, Черниговская, Запорожская области и АР Крым), имеющих статус приграничных территорий, подписали «Декларацию о сотрудничестве между приграничными областями РФ и Украины». Этот шаг предпринят в развитие Европейской рамочной конвенции о трансграничном сотрудничестве территориальных сообществ и органов власти, участниками которой являются Россия и Украина.

Торговое сотрудничество РФ и Украины - одно из важнейших направлений кооперации. Украина осуществляет внешнеторговые операции с партнерами из 195 стран мира, среди которых торговля с РФ занимает приоритетное место. Так, в

I кв. 2010 г. экспорт товаров из Украины в страны СНГ составил 35,6% общего объема экспорта, Азии - 27,9, Европы - 25,3 (в том числе в ЕС - 23,8%), Африки -6,7, Америки - 4,2, Австралии и Океании - 0,1%. Наибольшие объемы экспортных поставок осуществлялись в РФ - 25,3% общего объема, Турцию - 6,4, Италию - 4,6, Беларусь - 3,5, Германию - 3,2, Индию и Польшу - 3,1%. Увеличился экспорт товаров во все основные страны-партнеры: в Италию - на 71,9%, РФ - на 70, Турцию -на 65,1, в Германию - на 38,4, в Польшу - на 60,6, Индию - на 48, Беларусь - на 35,1%. В общем объеме экспорта товаров из Украины за январь-апрель 2010 г. по сравнению с соответствующим периодом 2009 г. увеличилась доля черных металлов - с 28,1 до 30%, энергетических материалов, нефти и продуктов ее перегонки -с 4,4 до 7,2%, механических машин - с 6,2 до 6,8%, руд, шлаков и золы - с 3 до 4%, железнодорожных или трамвайных локомотивов, путевого оборудования - с 2,1 до 3,9%. При этом уменьшилась доля зерновых культур с 9,5 до 6,1%, электрических машин - с 4,8 до 4,6%, изделий из черных металлов - с 5,7 до 3,4%, удобрений - с 2,8 до 2,1%, семян и плодов масличных растений - с 2,3 до 1,1%. В общем объеме украинского импорта увеличилась доля электрических машин с 3,7 до 5,3%, полимерных материалов, пластмассы - с 3,7 до 4,2%, черных металлов - с 2,2 до 3,2%, руд, шлаков и золы - с 1,8 до 2,9%, бумаги и картона - с 2,4 до 2,6%. Уменьшилась доля энергетических материалов, нефти и продуктов ее перегонки с 35,5 до 32,5%, механических машин - с 8 до 7,2%, наземных транспортных средств (кроме железнодорожных) - с 5,2 до 4,7%. В январе-марте 2010 г. импорт товаров в Украине превысил экспорт на 1459,8 млн. долл. В течение 2009 г. экспортно-импортное сальдо торговли товарами увеличилось на 12848,2 млн. долл. по сравнению с 2008 г. (в 2008 г. имело место отрицательное сальдо - 18580,9 млн. долл.).

Из РФ в Украину в основном экспортируется продукция топливно-энергетического комплекса, машины и оборудование, продукция химической и целлюлозно-бумажной промышленности. В то же время ведущими статьями в импорте России являются машиностроительная продукция, черные и цветные металлы, продовольственные товары. Следует отметить, что существенную роль для экономик обеих стран играют поставки продукции по кооперации. В них участвуют свыше 300 предприятий с обеих сторон, в основном предприятия машиностроения, оборонно-промышленного комплекса, авиастроения, химической промышленности, черной металлургии и легкой промышленности. В 2007 г. поставки осуществлялись по 1250 позициям из Украины в РФ и по 1780 позициям из РФ в Украину. Около 90% взаимных поставок по кооперации приходится на промышленно развитые восточные регионы Украины.

Таким образом, состояние сотрудничества между РФ и Украиной характеризуется восстановлением ранее утраченных связей с учетом новых возможностей, потребностей и потенциала обеих стран. Однако их полный учет и эффективная реализация идут медленно, бессистемно, чрезмерно подвержены глобальному влиянию и угрозам. Историческое взаимопроникновение культур остается выше, чем современные усилия по развитию культурного сотрудничества. Торговое сотрудничество развивается интенсивно и может стать базой для развития других видов кооперации между РФ и Украиной при условии создания более гармоничной правовой и политической среды для интеграции.

Результаты анализа эффективности организационно-экономического пространства и механизмов сотрудничества России и Украины. Состояние научно-технологического и экономического сотрудничества взаимодействующих сторон зависит от качества и масштабов трех составляющих: во-первых, прогрессивности организационно-экономического пространства, в котором взаимодействуют хозяйствующие субъекты на разных уровнях: государственном, корпоративном и

микроуровне; во-вторых, совершенства организационных форм сотрудничества; в-третьих, механизмов взаимодействия организационных форм сотрудничества.

Степень прогрессивности организационно-технологического пространства России и Украины крайне низка. Измеренная в соответствии с мировыми стандартами степень качества организационно-экономического пространства России невысока -120-е место среди почти 130 стран. Украина по этому показателю немного опережает Россию. Однако близость (точнее, одинаково невысокий уровень качества) организационно-экономических пространств России и Украины не означает их согласованности. Основные противоречия обусловлены разными подходами к формированию таможенных пошлин, отсутствием законодательно принятых правил взаимной защиты иностранных инвестиций, неравнозначными санкциями за нарушение договорных обязательств и др. Некоторые из этих противоречий избирательно устраняются на межгосударственном уровне на основе различных соглашений и постановлений, но в целом сопряженность организационно-экономических пространств требует специального исследования и согласования.

Несовершенство программ и различных соглашений во многом обусловлено тем, что в них часто не содержится конкретных механизмов и временных границ их осуществления. Необходимо ввести в состав утверждаемых программ и соглашений механизмы, учитывающие объемы финансирования, сроки и условия их реализации. Также должно быть предусмотрено досрочное прекращение программ и соглашений, если в установленное время они не были начаты (или если в них не были предусмотрены) конкретные механизмы реализации.

Хотя такие механизмы действуют между Россией и Украиной на протяжении почти 20 лет, их результативность невысока и неодинакова для разных видов сотрудничества. Существующие договоренности и соглашения о научно-технологическом сотрудничестве находят отражение в рамочных программах, в которых каждая сторона имеет право на формулирование целевых заданий и направлений, а также на самостоятельное определение сроков их выполнения и объемов финансирования. Действующий механизм реализации таких программ отсутствует, а многие их составные части не скоординированы или не выполняются вообще. Поэтому слово «целевая программа» по своей сути не имеет никакого отношения к документам рамочного характера.

Поддержка национальных, межгосударственных и международных инновационных проектов позволит накопить критическую массу результатов исследований и разработок до уровня, необходимого для их коммерциализации, а также сформировать и постоянно обновлять портфель ориентированных на рынок инновационных проектов в приоритетных для обеих стран сферах технологического развития. Концентрация ресурсов в этих сферах призвана повысить конкурентные преимущества сектора исследований и разработок как Украины, так и России на мировом рынке.

Тематические области реализации общих проектов должны определяться с учетом общих приоритетов научно-технологического развития и Украины, и России. В частности, в отраслевом и технологическом аспектах такие приоритеты закреплены в «Основных направлениях долгосрочного сотрудничества стран-участниц СНГ в инновационной сфере». К ним относятся:

- развитие нанотехнологий и создание наноматериалов с заранее заданными свойствами;

- развитие биотехнологий и генной инженерии в интересах здравоохранения, АПК, фармакологической, пищевой и других отраслей промышленности;

- технологии регенерации тканей;

- развитие солнечной, ветровой, водородной энергетики, а также других возобновляемых источников энергии;

- развитие комплекса технологий ядерного цикла;

- развитие лазерных технологий;

- комплексное развитие ракетно-космической промышленности;

- развитие гражданской авиации;

- развитие современных транспортных технологий с целью повышения скорости и надежности комбинированных перевозок;

- внедрение современных технологий по обеспечению жилищного строительства и модернизации ЖКХ;

- модернизация непроизводственной сферы на основе современного оборудования;

- повышение качества окружающей среды на основе современных экологически чистых технологий; развитие технологий мониторинга окружающей среды, предупреждения естественных и техногенных катастроф, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

В контексте сотрудничества Украины и России особое внимание должно быть уделено решению следующих задач. Требуется согласование усилий и программ деятельности государственных фондов поддержки науки, технологий, инноваций, которые уже функционируют в странах. Выделение средств на паевой основе для участия в программах сотрудничества, реализуемых национальными научными фондами, позволит более четко идентифицировать новые направления и возможности исследований, которые целесообразно выполнять усилиями Украины и России. При этом следует добиваться действительно конкурентоспособных, прорывных результатов в приоритетных областях сотрудничества, одновременно обеспечивая восстановление научно-технологических связей взаимовыгодного разделения труда в сфере науки, технологий и инноваций.

В качестве сопутствующих мероприятий следует предусмотреть: консультационное сопровождение; организацию технологической и финансово-экономической экспертизы проектов поисковых исследований; формирование экспертных советов по приоритетным направлениям сотрудничества с привлечением квалифицированных специалистов стран СНГ и стран ЕС.

Заключение по результатам исследования. 1. Экономика России в целом успешно преодолела мировой финансовый кризис и постепенно восстанавливает прежние темпы развития. Принятый ранее стратегический курс на модернизацию экономики на инновационной основе позволит улучшить качество экономического роста, содействовать удлинению технологических цепочек в перерабатывающих и обрабатывающих отраслях. Такие перемены наблюдаются в отечественной лесоперерабатывающей промышленности, в производстве цветных металлов и конечной продукции из них («титановая долина»), в производстве легковых автомобилей иностранных марок из отечественных комплектующих и др.

Наряду с такими переменами в экономике России сохраняются значительные объемы импорта оборудования и комплектующих, которые замещают недостаточные поставки на внутренний рынок качественных российских технологий и оборудования и позволяют проводить модернизацию российской промышленности и промышленной инфраструктуры, включая транспорт и связь. Темпы и масштабы освоения отечественных технологий остаются невысокими, а уровень инновационной активности российских предприятий - низким. Главная причина состоит в том, что российская экономика на протяжении многих лет не уделяла внимания конкурентоспособности своих товаров и значительно отстала по уровню используемых технологий. Осознавая бесперспективность «фронтальной погони» в этой области за развитыми странами, руководство России приняло избирательную стратегию ускоренного развития высокотехнологичных отраслей, способных производить конкурентоспособ-

ную продукцию на основе нанотехнологий, ресурсо- и энергосбережения. Выбранная стратегия инновационного развития экономики России может быть ускорена при объединении научно-технологических и экономических потенциалов соседних стран, включая страны СНГ, прежде всего Украину.

2. Состояние экономики и промышленности в Украине менее благоприятно, чем в России. Финансово-экономический кризис Украина преодолела более болезненно, но мощный и разнообразный потенциал Украины достаточно успешно восстанавливается. Сотрудничество Украины и России имеет многолетнюю историю и традиции, а целесообразность кооперации и возможной интеграции отдельных отраслей обусловлена длительными культурными традициями, близостью территории, кооперационными связями, сопоставимым уровнем используемых технологий, сходными проблемами освоения рыночных отношений и др.

Вместе с тем, несмотря на сохранение значительных объемов экспортно-импортных поставок, самостоятельное развитие экономики России и Украины в течение почти 20-летнего периода породило в их отношениях ряд проблем и конфликтных ситуаций. Следование национальной экономики Украины прозападной ориентации может привести к утрате российских рынков для значительной части украинской промышленности, что нанесет определенный вред экономикам обеих стран.

Для Украины возможен и перспективен сбалансированный подход к выбору соотношения восточного и западного векторов своего развития. При определенных взаимных усилиях Украины и России реальным является совместное участие научно-технологических и экономических потенциалов в проведении избирательной модернизации отдельных секторов экономики на инновационной основе. К ним относятся: энергетическое машиностроение; ракетно-космическая промышленность; судостроение, авиастроение; атомная промышленность; военно-техническое сотрудничество; машиностроение для нефтегазового комплекса; сельскохозяйственное машиностроение и др.

3. Анализ качества и масштабов делового сотрудничества Украины и России приводит к выводу о наличии целого ряда противоречий и проблем при согласовании организационно-экономических пространств обеих стран, неэффективности сложившихся организационных форм сотрудничества и используемых механизмов взаимодействия. Чтобы сотрудничество России и Украины в научно-технологической и экономической областях было значительно более эффективным, чем в предыдущие годы, необходимо использовать новые, современные подходы к организации и управлению сотрудничеством. При этом необходимо учитывать, что современное состояние взаимной торговли является закономерным отражением предыдущего периода российско-украинских отношений в экономической сфере. Около 20 предшествующих лет они развивались в русле дезинтеграции, взаимного соперничества и возведения торговых барьеров. При этом государственная поддержка интересов собственных предпринимательских кругов базировалась на том, что единственным условием наращивания национального производства отдельных товаров могут служить более высокие ввозные пошлины и квоты. Как следствие игнорировались интересы национальных потребителей, непосредственно на себе испытывающих введение тех или иных ограничений в торговле. В результате товаропроизводители в обеих странах во многих сегментах экономики потеряли свои внутренние рынки сбыта, попали в зависимость (в Украине - в большей степени) от конъюнктуры рынков третьих стран, сформировали узкоотраслевую структуру экономики.

Причины резкого падения взаимного товарооборота в 1999 г. общеизвестны. Оно началось еще с 1997 г., когда стал реализовываться курс «официального Киева» на «многовекторность» внешнеэкономической деятельности. На практике это

означало принятие мер, направленных на однозначную ориентацию на западные рынки, создание предпочтительных условий не только для экспортно-образующих предприятий, но и целых украинских отраслей. При этом начали вводиться в действие меры ограничительного характера для российских товаров.

Для перехода к новому качеству в сфере инновационного сотрудничества необходимо:

- формирование постоянно действующей организационной структуры для выполнения функций отбора общих инновационных проектов и поддержки их реализации;

- создание согласованной системы научно-технологического прогнозирования развития экономик для выявления перспективных направлений сотрудничества России и Украины с другими государствами СНГ в инновационной сфере;

- разработка коммуникационной платформы для сбора и предоставления информации о потенциальных партнерах в странах СНГ и в третьих странах по реализации научно-технологической деятельности, обязательный анализ и обобщение информации об успехах инновационных проектов и других форм сотрудничества и их публикация;

- создание организационных структур по обмену опытом и повышению информированности государственных и муниципальных служащих о нормативноправовой базе научно-технической и инновационной политики и межгосударственного сотрудничества.

Формирование информационной сети предполагает выявление специализированных организаций-лидеров в Украине и России, которые владеют универсальными научными установками, исследовательско-экспериментальным оборудованием, испытательными стендами, полигонами и т.д.

В настоящее время назрела острая необходимость в активизации тех направлений двусторонних торгово-экономических связей, которые, несмотря на принятые многочисленные решения, все еще остаются нереализованными. Необходимо также решить комплекс вопросов, связанных с упрощением действующих процедур таможенного контроля и таможенного оформления товаров на российско-украинской границе.

Следует гармонизировать техническое регулирование в Украине и России межгосударственных стандартов в соответствии с требованиями аналогичных международных и европейских стандартов. Для этого должны быть осуществлены: формирование единой нормативной базы, которая определяет согласованность разработки и производства высокотехнологичной наукоемкой продукции (услуг); создание и развитие единой межгосударственной информационной системы; организация и обеспечение деятельности Межгосударственного Совета по стандартизации, метрологии и сертификации, выработке согласованной политики технического регулирования.

4. В целях реализации взаимных интересов России и Украины необходимо осуществить систему мер экономического, политического и организационного характера. К их числу относятся следующие:

- более активное участие России в приватизации украинских предприятий;

- расширение сбыта продукции России на рынках Украины путем организации кооперированных специализированных производств в России (для удовлетворения потребностей Украины);

- прямое и косвенное инвестирование Россией жизненно важных для Украины (и для России) промышленных предприятий (под залог пакетов акций);

- обеспечение доступа к пользованию уникальными сырьевыми ресурсами, которыми располагает Украина, включая месторождения цветных металлов и редкоземельных элементов;

- использование инфраструктуры Украины для выхода на рынки других стран (включая осуществление поставок и транзит энергоресурсов);

- создание совместных предприятий в стратегически важных отраслях экономики (авиастроении, цветной металлургии, автомобилестроении), а также совместных консорциумов (металлургия, энергетика) в целях устранения конкуренции на рынках третьих стран.

При наличии более конкурентоспособных экономик развитых стран мира России и Украине необходимо не столько конкурировать между собой, сколько взаимодействовать на мировых рынках с целью получения максимальных преимуществ перед третьими странами. Целесообразно разработать совместную программу повышения конкурентоспособности экспорта товаров и услуг, в которой важно устранить дублирование, закрепить за каждой страной специализацию по наиболее развитым направлениям при дальнейшем взаимном обмене разработанными технологиями и разделе рынков сбыта. В механизмах реализации российско-украинских экономических отношений целесообразно предусмотреть целый ряд совместных действий:

- создание надежной информационной базы о состоянии экономических отношений;

- прогнозирование развития сотрудничества с целью разработки взвешенной стратегии и принятия оперативных решений по их нормализации, а также предупреждению угроз экономической безопасности;

- проведение обязательной научной экспертизы законодательных и управленческих решений, касающихся межгосударственных экономических взаимоотношений;

- осуществление постоянного мониторинга и сопоставления экономических параметров развития обеих стран, анализа всего спектра российско-украинских экономических отношений и соответствующей корректировки стратегии и тактики этих взаимоотношений;

- проведение регулярных консультаций (двусторонних и в рамках институциональных учреждений СНГ) для согласования финансовой, денежно-кредитной, бюджетной, инвестиционной, ценовой, налоговой, торгово-экономической таможенной политики;

- взаимодействие в области ограничения «теневой» экономики;

- сотрудничество в международных экономических и политических организациях;

- взаимное содействие развитию прямых торгово-экономических отношений на всех уровнях с учетом специализации и кооперации технологически связанных предприятий по разработке и производству современной наукоемкой продукции, в том числе и продукции ВПК;

- рациональное взаимодействие в инновационной сфере на основе прямых связей и межгосударственных программ взаимного использования инновационного потенциала при надежной защите интеллектуальной собственности России и Украины на мировом рынке научно-технической продукции.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Главным приоритетом в рамках российско-украинского стратегического партнерства следует считать экономическое сотрудничество как основу урегулирования существующих проблем между двумя государствами. Принципиально важным остается последовательное продвижение по всем этапам экономической интеграции от льготных условий режима торговли до создания единого экономического пространства, проведения совместной налоговой, финансовой и таможенной политики.

5. Пристальное внимание должно быть уделено повышению качества подготовки механизмов реализации организационных форм взаимодействия сотрудничества.

При этом обязательно следует предусмотреть:

- научно-технологические и социально-экономические прогнозы развития;

- совместные для России и Украины стратегии инновационного развития и модернизации, обусловливающие выбор направлений и синхронизацию их осуществления;

- инновационные проекты по приоритетным направлениям, предполагающие анализ рынка, оценки научной новизны и потенциала конкурентоспособности инновационных решений, обоснованный выбор вариантов интенсивности выполнения проектов с учетом четырех параметров: конкурентоспособности, вероятности успешной реализации (оценка риска), стоимости, длительности;

- условия контроля за ходом реализации организационных форм, включая отчетность по итогам завершения программ, соглашений и проектов.

Каждой из сотрудничающих сторон необходимо также уделить внимание подготовке научно-методического материала - словарей по проблемам инновационного развития, системного проектирования технологий, подготовке прогнозов, оценок конкурентоспособности, подготовке проектов и др.

В рамках программ сотрудничества должно быть предусмотрено создание Центра координации и методического обеспечения системы долгосрочного прогнозирования, ориентированного на разработку методологии прогнозирования и непосредственное проведение прогнозно-аналитических исследований по широкому кругу вопросов социально-экономического и научно-технологического развития.

В задачи Центра должны входить формирование экспертных сетей, на базе которых осуществляются: выполнение прогнозов, стратегических планов, системное привлечение ведущих национальных и зарубежных экспертов в прогнозную деятельность; построение средне- и долгосрочных прогнозов научно-технологического и социально-экономического развития; активное привлечение предприятий реального сектора к формированию отраслевых прогнозов и стратегических планов, в том числе с целью развития кооперационных связей между вузами, научными и производственными организациями.

6. Целесообразно, по-нашему мнению, подготовку «Межгосударственной целевой программы инновационного сотрудничества государств - участников СНГ на период до 2020 года» сделать более открытой для участников потенциально возможного числа инновационных и инвестиционных проектов как со стороны России, так и Украины. При подготовке Программы необходимо учитывать механизмы реализации проектов, включая установление заказчика, объемов и источников финансирования, срока реализации, органа, контролирующего выполнение проекта, условий регулярного информирования о ходе выполнения проекта.

Важно ускорить: разработку программы гармонизации законодательных и других нормативных правовых актов Украины и России в сфере регулирования налогообложения деятельности по созданию и производству высокотехнологичной наукоемкой продукции (услуг); подписание базисных соглашений о налогообложении и унификации налогового документооборота; ликвидацию неэффективных элементов налоговых норм (правил) на национальном уровне; обязательное согласование введения или изменения норм налогообложения; проведение согласованной налоговой политики обоих государств на основе постепенной унификации принципов и правил налогообложения в сфере инновационной деятельности; сближение условий предоставления налоговых льгот, которые распространяются на инновационную деятельность в государствах.

Следовало бы ускорить также подготовку проекта российско-украинского Договора о сотрудничестве в области ядерной энергетики, в котором могли бы быть определены основные направления функционирования ядерной энергетики России и Украины как единого энергетического комплекса, разработки инновационной реакторной

технологии и замкнутого ядерного топливного цикла, проведение совместных работ в области фундаментальных и прикладных исследований российскими и украинскими научно-исследовательскими организациями.

Особого внимания требует межрегиональное и приграничное сотрудничество, а также взаимодействие непосредственно на уровне хозяйствующих субъектов, усиление их заинтересованности в налаживании кооперации, осуществлении обмена продукцией собственного производства и рабочей силой.

Важнейшим аспектом поддержки российско-украинских проектов могло бы стать улучшение политического и дипломатического обеспечения экономического сотрудничества на уровне президентских и правительственных структур.

Реализация совокупности мер с подключением адекватных механизмов их реализации позволит поднять взаимовыгодное экономическое сотрудничество между Россией и Украиной на качественно новый уровень.

Литература

1. Комков Н.И., Федулова Л.И., Балаян Г.Г., Бондарева Н.Н. Состояние и перспективы инновационнотехнологического сотрудничества предприятий РФ и Украины // Научно-аналитический журнал. 2010.

№ 2.

2. Комков Н.И., Балаян Г.Г., Бондарева Н.Н. Проблемы и перспективы информационно-технологического сотрудничества РФ и Украины в условиях глобального экономического кризиса //Научные труды УРАН ИНП РАН. М: МАКС-Пресс, 2009.

3. Федулова Л.И. Состояние и перспективы инновационно-технологического взаимодействия Украины и России: потенциал Украины //Проблемы прогнозирования. 2009. № 4.

4. Федулова Л.И. Технологический императив сотрудничества Украины и России // Научно-практический журнал. Модернизация, инновации, развитие. 2010. № 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.