Научная статья на тему 'Научно-технологическое сотрудничество России в условиях становления международного экономического партнерства нового формата'

Научно-технологическое сотрудничество России в условиях становления международного экономического партнерства нового формата Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1414
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of new economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО / НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ШОС / БРИКС / ЕАЭС / КИТАЙ / ВЬЕТНАМ / INTERNATIONAL ECONOMIC PARTNERSHIP / SCIENTIFIC-TECHNOLOGICAL COOPERATION / SCO / BRICS / EAEU / CHINA / VIETNAM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Андреева Елена Леонидовна, Захарова Виктория Владимировна, Ратнер Артем Витальевич

В качестве тенденции в развитии международной экономической интеграции обосновано формирование нового (транси межрегионального) формата международного экономического партнерства. В России актуальным его проявлением выступает международное взаимодействие, в том числе научно-технологическое, с Китаем в рамках Шанхайской организации сотрудничества и группы БРИКС, а также с Вьетнамом в рамках его зоны свободной торговли с Евразийским экономическим союзом. Взаимодействие данных объединений предполагает функционирование совместных финансовых институтов банков развития, участие в международных проектах, таких как «Шелковый путь», сотрудничество в освоении Арктики, сотрудничество на уровне регионов стран, включая развитие научных контактов. В статье проанализированы перспективы развития научно-технологического сотрудничества России с Китаем и Вьетнамом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Андреева Елена Леонидовна, Захарова Виктория Владимировна, Ратнер Артем Витальевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Scientific-Technological Cooperation of Russia in Conditions of Forming International Economic Partnership of a New Format

Formation of a new (transand interregional) format of international economic partnership is justified a trend in development of international economic integration. As for Russia, the trend is manifested in international interaction, including scientific-technological one, with China within the Shanghai Cooperation Organization and group of BRICS countries as well as with Vietnam within its free trade zone with the Eurasian Economic Union. Interaction of these associations implies the functioning of multilateral financial institutions (development banks), participation in international projects such as the Silk Road, cooperation in the Arctic development, cooperation at the level of the countries’ regions, including initiation of scientific contacts. The paper examines the prospects of development of scientifictechnological cooperation of Russia with China and Vietnam

Текст научной работы на тему «Научно-технологическое сотрудничество России в условиях становления международного экономического партнерства нового формата»

АНДРЕЕВА Елена Леонидовна

Доктор экономических наук, профессор, руководитель центра региональных компаративных исследований Институт экономики Уральского отделения РАН

620014, РФ, г. Екатеринбург, ул. Московская, 29

Профессор кафедры мировой экономики

Уральский государственный экономический университет

620144, РФ, г. Екатеринбург, 8 Марта/Народной Воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 371-38-15 e-mail: elenandr@mail.ru

ЗАХАРОВА Виктория Владимировна

Аспирант центра региональных компаративных исследований

Институт экономики Уральского отделения РАН

620014, РФ, г. Екатеринбург, ул. Московская, 29 Контактный телефон: (343) 371-38-15 e-mail: zakharovavika@gmail.com

РАТНЕР Артем Витальевич

Кандидат экономических наук, младший научный сотрудник центра региональных компаративных исследований

Институт экономики Уральского отделения РАН

620014, РФ, г. Екатеринбург, ул. Московская, 29 Контактный телефон: (343) 371-38-15 e-mail: aratner@inbox.ru

Научно-технологическое сотрудничество России в условиях становления международного экономического партнерства нового формата1

В качестве тенденции в развитии международной экономической интеграции обосновано формирование нового (транс- и межрегионального) формата международного экономического партнерства. В России актуальным его проявлением выступает международное взаимодействие, в том числе научно-технологическое, с Китаем в рамках Шанхайской организации сотрудничества и группы БРИКС, а также с Вьетнамом в рамках его зоны свободной торговли с Евразийским экономическим союзом. Взаимодействие данных объединений предполагает функционирование совместных финансовых институтов - банков развития, участие в международных проектах, таких как «Шелковый путь», сотрудничество в освоении Арктики, сотрудничество на уровне регионов стран, включая развитие научных контактов. В статье проанализированы перспективы развития научно-технологического сотрудничества России с Китаем и Вьетнамом.

JEL classification: F53, 033

Ключевые слова: международное экономическое партнерство; научно-технологическое сотрудничество; ШОС; БРИКС; ЕАЭС; Китай; Вьетнам.

Ц, 1 Публикация подготовлена в рамках проекта фундаментальных исследований УрО РАН

^ (2015-2017 гг.) № 15-14-7-13 «Сценарные подходы к реализации уральского вектора освоения © и развития российской Арктики в условиях мировой нестабильности».

Введение

В настоящее время образуется новый формат международного экономического партнерства, спецификой которого является, во-первых, межрегиональное взаимодействие стран, не имеющих непосредственной географической близости, которая ранее считалась важнейшим фактором развития международной экономической интеграции. В качестве примера можно привести Соглашение о транстихоокеанском партнерстве, инициативу стран Азии и Океании образовать Всестороннее региональное экономическое партнерство и др. Еще одна специфика нового формата состоит в том, что он проявляется на региональном (внутристрановом) уровне - в виде заключения соглашений о сотрудничестве между регионами стран-партнеров.

В качестве примеров становления нового формата международного экономического партнерства с участием России можно привести пространство ШОС, группу БРИКС, ЕАЭС, который заключает соглашения с третьими странами. В рамках такого партнерства осуществляется не только торговое, но и кооперационное, научно-технологическое взаимодействие. В новой экономической парадигме высокий уровень развития науки, техники и технологий становится источником национального богатства и благосостояния, выступает в качестве ключевого фактора роста экономики стран [1], а вовлеченность страны в глобальные процессы технологического обмена способствует реализации ее импортозамещающей политики [3. С. 11-12]. При этом обмен технологическим опытом между предприятиями может осуществляться в сфере не только процессных, но и управленческих инноваций [8. С. 4].

В связи с этим представляется актуальным поставить следующую цель: обозначить перспективы научно-технологического сотрудничества России в условиях становления международного экономического партнерства нового формата. Для достижения этой цели необходимо решить ряд задач:

• выявить сущность международного экономического партнерства нового формата;

• обосновать особенности международного экономического партнерства в рамках ЕАЭС, БРИКС и ШОС, в том числе перспективы в Арктическом регионе;

• выявить проблемы и пути развития российско-китайского и российско-вьетнамского сотрудничества в научно-технологической сфере;

• обосновать специфику международного экономического партнерства на региональном уровне.

Международное экономическое сотрудничество в рамках ЕАЭС

Сотрудничество в рамках ЕАЭС характеризуется целевой установкой на создание единого рынка товаров и факторов производства. Странами-партнерами обсуждаются возможности расширения взаиморасчетов в национальных валютах. В России в настоящее время в Госдуму внесен законопроект, предполагающий отказ от доллара в расчетах с контрагентами в СНГ, что может означать перспективу создания единого финансового рынка на пространстве ЕАЭС. Также в рамках ЕАЭС принят проект развития платежных систем (в декабре 2014 г.).

Для углубления научно-технической кооперации стран в области промышленности решено использовать совместные евразийские технологические платформы (ЕТП) в качестве одного из наиболее эффективных инструментов инновационного развития. Были презентованы девять российских технологических платформ, в которых приняли решение участвовать более 50 организаций Белоруссии и Казахстана. Ведется разработка «дорожных карт» сотрудничества с выходом на совместные инфраструктурные и инновационные проекты. В целях образования единого научно-технологического пространства в рамках ЕАЭС предлагается создание таких наднациональных структур, как Фонд по делам экономического и научно-технического сотрудничества,

формирующийся за счет вкладов стран ЕАЭС для финансирования перспективных наукоемких экономических и научно-технических программ и оказания помощи в решении круга задач, в том числе правовых, налоговых, финансовых, экологических); Комиссия по межгосударственным финансово-промышленным группам и совместным предприятиям; Международный инвестиционный банк ЕАЭС. Одним из механизмов гармонизации инновационных систем в рамках международного научно-технического сотрудничества в странах ЕАЭС является проведение конкурса инициативных научных проектов по приоритетным для всех государств темам, аналогичного конкурсу ERA.Net RUS plus. На конкурс могут быть представлены проекты фундаментальных научных исследований, согласованно выполняемые коллективами из стран - членов ЕАЭС. Финансирование многосторонних проектов будет производиться за счет национальных фондов. В 2015 г. заключено Соглашение о свободной торговле между государствами - членами ЕАЭС с Вьетнамом (СРВ).

Международное экономическое сотрудничество в рамках ШОС и БРИКС

Отдельно следует выделить перспективы развития инвестиционно-финансового сотрудничества с такими крупными экономическими центрами развивающегося мира, как Китай и Индия. Здесь необходимо отметить сотрудничество России в рамках группы БРИКС - с Китаем и Индией (с Китаем взаимодействие России осуществляется также в рамках ШОС). В рамках БРИКС в 2014 г. были достигнуты соглашения о создании общих финансовых институтов, в частности Банка развития БРИКС и пула условных валютных резервов.

Целью Банка развития БРИКС является мобилизация ресурсов для проектов в области инфраструктуры и устойчивого развития (ст. 2 Приложения к Соглашению о Банке развития БРИКС от 15 июля 2014 г.). Банк имеет право осуществлять техническое содействие в подготовке и осуществлении таких проектов, поддерживать государственные и частные проекты, в том числе проекты в области государственно-частного партнерства, а также принимать участие в капитале, в размещении ценных бумаг, содействовать доступу к международным рынкам капитала для любого коммерческого, промышленного, сельскохозяйственного предприятия или предприятия сферы услуг, проект которого осуществляется на территории государств - членов Банка (ст. 19а Приложения к Соглашению).

Пул условных валютных резервов БРИКС должен выполнять функцию страхового механизма в случае возникновения или угрозы возникновения краткосрочных проблем платежеспособного баланса у стран данной группы.

Наряду с этим заключены Соглашение о кредитных линиях в местной валюте в рамках межбанковского сотрудничества БРИКС и Соглашение о подтверждении аккредитивов между экспортно-импортными банками стран Группы (2012 г.), а также Меморандум о взаимопонимании по вопросу о сотрудничестве между учреждениями по кредитованию экспорта и страхованию экспортных кредитов стран БРИКС (2014 г.).

Важным фактором сотрудничества на евразийском экономическом пространстве является перспектива реализации китайского проекта возрождения «Великого шелкового пути», северное направление которого пролегает через Центральную Азию, Россию и страны Балтии. Китай готов инвестировать в формирование необходимой транспортной инфраструктуры. Так, переход к активной фазе осуществления стратегии «Шелкового пути» связан с началом финансирования первых его проектов в Казахстане в 2015 г. из средств фонда «Шелкового пути», составляющего 40 млрд дол. [7. С. 61].

Целью китайского проекта «Шелковый путь» является создание инфраструктурной, финансовой, телекоммуникационной и энергетической взаимосвязи между экономиками стран - участниц, выравнивание систем технических стандартов [7. С. 61].

То, насколько Россия готова участвовать в обустройстве необходимой инфраструктуры, во многом определяет вероятность успеха проекта на его северном направлении. «Шелковый путь», рассматриваемый как «пояс экономического роста» для Китая, при участии России может приобрести новый международный статус и закрепить за Россией и Китаем роль важнейших участников и организаторов международных транспортных перевозок, что может существенным образом повысить роль и значение этих стран в мировой экономике. Развитие данного направления позволит также значительно продвинуться в формировании Евразийского экономического пространства.

Международное экономическое сотрудничество стран ЕАЭС и БРИКС в Арктическом регионе

Сотрудничество стран ЕАЭС с их потенциальными партнерами может осуществляться в Арктическом регионе. В настоящее время сотрудничество России с другими странами - членами Арктического совета (развитыми странами) затруднено вследствие ограничения перемещения товаров, капитала и технологий. Учитывая это, следует целенаправленно использовать интерес других крупнейших экономик мирового хозяйства, проявляемый к изучению и освоению Арктической зоны. В первую очередь это относится к Китаю, который обладает большими валютными резервами, имеет экономический рост, превышающий среднемировые темпы. При этом у Китая нет доступа к Арктической зоне, и развитые страны не стремятся его предоставлять. Россия же, имеющая обширный доступ к этой зоне, нуждается в более активном ее освоении и развитии. В этих условиях Россия как арктическое государство может играть роль страны, объединяющей усилия партнеров по ЕАЭС, группе БРИКС и других развивающихся стран в изучении Арктики (в той части, в которой они в этом заинтересованы).

Так, растет готовность Китая к коммерческому использованию Севморпути на предлагаемых Россией условиях. Китай рассчитывает, что к 2020 г. на него будет приходиться до 15% внешнего грузопотока1. В соответствии с этим, он осуществляет экспериментальные коммерческие рейсы по Севморпути. Китайская гражданская инженерно-строительная корпорация (ССЕСС) планирует инвестировать проект российской компании «Белкомур» по сооружению железной дороги из Архангельской области через Республику Коми [6. С. 60].

Китайские нефтегазовые компании обладают опытом работы на шельфе, и они заинтересованы в совместной с «Роснфетью» разработке участков в Баренцевом море и в участии в проекте «Сахалин-3» [6. С. 60-61]. Индия также планирует совместно с Россией разрабатывать технологии переработки редкоземельных материалов» в российской Арктике2.

Китайская промышленность готова производить оборудование необходимого качества для добычи полезных ископаемых - платформы, буровые установки, трубы, компрессорные станции. Это позволяет компенсировать западные санкционные технологии и продукцию [6. С. 61].

Использование Россией такого финансового института БРИКС, как Банк развития, также может способствовать освоению Арктики. В рамках БРИКС планируется создание институтов и в других сферах взаимодействия, потенциал которых может быть задействован в освоении и развитии Арктической зоны. Так, Научно-исследовательская и инновационная инициатива БРИКС будет охватывать сотрудничество в рамках крупных исследовательских инфраструктур, включая изучение возможностей осуществления научных мегапроектов.

1 По данным Международного экспертного совета по сотрудничеству в Арктике (14 сентября 2015 г.).

2 По данным Международного экспертного совета по сотрудничеству в Арктике (15 января 2015 г.).

Потенциал российско-китайского и российско-вьетнамского научно-технологического сотрудничества

Обратимся к рассмотрению потенциала российско-китайского и российско-вьетнамского научно-технологического сотрудничества. По инновационному индексу и его составляющим Китай опережает Россию и Вьетнам, которые в целом сопоставимы (табл. 1).

Таблица 1

Мировой инновационный индекс России, Китая и Вьетнама и его составляющие в 2015 г. (выборочно)

Россия Китай Вьетнам

Показатель о « о н с « о т с « е о т

н я S S н я S н н S

Мировой инновационный индекс 39,3 48-е 47,5 29-е 38,3 52-е

Человеческий капитал и исследования 47,5 26-е 43,1 31-е 26,6 78-е

Производство знаний и технологий 36,6 33-е 58,0 3-е 39,0 28-е

Патенты резидентов 8,2 9-е 43,6 1-е 0,9 65-е

Высоко- и средневысокотехнологичные предприятия 26,0 45-е 43,1 15-е 26,2 44-е

Создание нового знания 39,9 21-е 64,1 6-е 6,7 89-е

Высокотехнологичный экспорт (без реэкспорта) 1,7 53-е 28,4 1-е 23,6 1-е

Экспорт коммуникационных, компьютерных

и информационных услуг 0,8 82-е 0,7 86-е Н/д Н/д

Производство креативных товаров и услуг 17,0 78-е 33,0 35-е 29,1 40-е

Экспорт креативных товаров 0,4 62-е 14,0 1-е 5,0 9-е

Составлено по: The global innovation index 2015: Effective innovation policies for development / S. Dutta, B. Lanvin, S. Wunsch-Vincent. Johnson Cornell university, INSEAD, World international property organization, 2015.

Темный цвет - показатель ниже российского; белый цвет - показатель выше российского.

Вьетнамом достигнут значительный прогресс в развитии нормативно-правовой базы и фундаментальных институтов функционирования национальной инновационной системы [5].

Международное экономическое сотрудничество на региональном уровне

Что касается международного экономического партнерства на уровне регионов стран, то можно отметить, что заключается все больше соглашений. Пример Свердловской области показывает, что отношения с китайской экономикой намного более развиты, чем с вьетнамской (табл. 2).

Соглашения Свердловской области с регионами Китая и Вьетнама предполагают в том числе научно-технологическое сотрудничество. Табл. 2 показывает, что у России в случае устоявшегося партнерства (в частности, в рамках БРИКС) этот инструмент в определенной степени отработан. Контакты Уральского отделения Российской академии наук (УрО РАН) с научными организациями Китая последние двадцать лет развиваются динамично. В основном это совместные конференции, выставки, издание научных трудов, научные исследования, и не только в технической области, но и в гуманитарной. В 2011 г. Президиум УрО РАН посетили две крупные китайские делегации, которые освещали опыт создания в 2006 г. технопарка на базе Академии наук Китая и Сибирского отделения РАН и предложили условия для организации представительства УрО РАН в технопарке [10].

Таблица 2

Развитие отношений Свердловской области с китайской и вьетнамской экономиками

Показатель Параметр экономических отношений

с Китаем с Вьетнамом

Торговый оборот, млн дол. (доля в структуре валового внешнеторгового оборота Свердловской области, %) 803 (7,5) 14 (0,1)

Доля экспорта машин, оборудования и транспортных средств в данную страну в валовом экспорте области, % 0,15 0,02

Наличие соглашений о сотрудничестве в торгово-экономической, научно-технологической и других сферах с регионами зарубежной страны, ед. 4 - с г. Харбином (2), Синцзян-Уйгурским автономным районом, г. Хайлар 1 - с провинцией Бария-Вунгтау

Составлено по: Международное сотрудничество // Официальный сайт Министерства международных и внешнеэкономических связей Свердловской области. URL: http://mvs.midural.ru/ mezhdunaro dnoe- sotrudnichestvo.

В 2007 г. в Екатеринбурге проходила XI сессия межправительственной подкомиссии по научно-техническому сотрудничеству РФ и КНР, которая выявила, что приоритетные направления исследований в России и Китае во многом совпадают. В Китае на первом месте стоят вопросы охраны окружающей среды, энергосберегающих и безотходных технологий; на втором - биотехнологии, применение достижений науки для повышения уровня жизни населения, сельское хозяйство, фармацевтика; далее - информационные технологии, промышленность и др. [9].

В УрО РАН 7 июля 2015 г., накануне старта международной промышленной выставки Иннопром-2015, обсуждалось научно-техническое сотрудничество Отделения с организациями КНР. В результате было заключено Соглашение о сотрудничестве между УрО РАН и Управлением науки и техники г. Харбина.

В целом, в 2000-е годы три крупных китайских технопарка - Чанчуньский (провинция Цзилинь), Харбинский (Хэйлунцзян) и Гуанчжоуский (Гуандун) - выступили с предложениями активного сотрудничества с УрО РАН в трех направлениях: создание совместных лабораторий, предприятий и регистрация патентов. Таким образом, сотрудничество возможно во всех фазах научно-технического воспроизводственного цикла [4. С. 23-24]. Это актуально не только для Китая, но и для России, учитывая, что в Китае стремительно развиваются высокотехнологичные производства [2]. Данные предложения позитивно скажутся на взаимодействии уральского и китайского научных сообществ, но при условии тщательной проработки технических и юридических вопросов. Проблемами, сдерживающими развитие диалога между УрО РАН и КНР, являются:

• хедхантинг («охота за головами») - переманивание иностранных научных специалистов лучшими условиями, иногда практикуемое Китаем (впрочем, термин появился в США; хедхантинг практиковался и Японией);

• копирование разработок в промышленности, практикуемое иногда Китаем (впрочем, метод обратной разработки использовался ранее в процессе промышленно-техно-логического развития такими странами, как «четыре азиатских тигра», но со временем там начали внедрять инновации и делать новые продукты);

• отсутствие доверия между российскими учеными и их китайскими партнерами в части регистрации патентов; первым шагом к укреплению российско-китайских отношений в данном контексте может послужить создание органа, оказывающего содействие российской стороне в защите прав на интеллектуальную собственность,

а решение проблемы, обеспечивающей российской стороне чувство защищенности, позволит уральским ученым выйти на китайский рынок с инновационными продуктами и занять на нем свою нишу.

Установка на стратегическое партнерство с таким странами, как Вьетнам, принята сравнительно недавно. Необходимо отметить, что реализация соглашения о свободной торговле ЕАЭС с Вьетнамом, помимо развития торгово-экономических связей, будет косвенно способствовать усилению взаимодействия, в том числе в научном направлении. В дополнение к традиционным векторам взаимного российско-вьетнамского сотрудничества, таким как экспорт энергоресурсов, в последнее время все активнее практикуется сотрудничество в высокотехнологичной сфере. Ведутся переговоры «Ро-сатома» с вьетнамскими партнерами по строительству во Вьетнаме АЭС. Реализация данного проекта предоставит России рынок сбыта высокотехнологичной продукции, а Вьетнаму - доступ к результатам научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок на взаимовыгодной основе. «Весьма перспективным представляется сотрудничество в области мирного освоения космоса и использования российской спутниковой системы ГЛОНАСС, в развитии авиационного и железнодорожного транспорта, машиностроения и др. Все эти планы и инициативы призваны расширить инвестиционное, технологическое, индустриальное взаимодействие»1.

В связи с грядущим укреплением сотрудничества стран - членов ЕАЭС с Вьетнамом и в рамках научно-исследовательского проекта федерального уровня «Обновление моделей и форм научно-технологического сотрудничества между Вьетнамом, Россией, Белоруссией и Казахстаном в условиях интеграции» было проведено анкетирование экспертов - представителей научной общественности УрО РАН. Наше исследование позволит проанализировать мнение экспертов на начальных этапах проведения инновационной политики в условиях евразийской интеграции, а по результатам - разработать методику гармонизации научной и инновационной политик стран - участниц ЕАЭС и стран-партнеров.

Заключение

В настоящее время идет процесс формирования нового формата международного экономического партнерства - межрегионального. Налицо взаимная заинтересованность отдельных стран в таком сотрудничестве. Развитые экономики (США и Европы) пытаются таким образом преодолеть как последствия мирового кризиса и затянувшейся рецессии, так и проблем интеграционного сотрудничества в рамках устоявшихся интеграционных объединений, включая ЕС. Заинтересованность развивающихся экономик в новом формате сотрудничества связана с возможностью укрепления их позиций в глобальной экономике.

Особое значение данный вид сотрудничества приобретает для партнеров по ШОС, БРИКС и ЕАЭС. Так, на встрече лидеров ШОС в июне 2016 г. в Ташкенте намечалась подготовка концепции соглашения по континентальному партнерству в пространстве ШОС. В рамках БРИКС принята Стратегия экономического партнерства.

В данном контексте проанализировано научно-технологическое сотрудничество России с таким устоявшимся партнером, как Китай, и новым, перспективным партнером - Вьетнамом. Проведенный анализ позволил выявить перспективы сотрудничества: российское участие в китайском проекте «Шелковый путь», применение китайского опыта инфраструктурного строительства, использование возможностей финансовых институтов БРИКС, а также содействие российским экономическим субъектам в защите прав на интеллектуальную собственность на международном рынке.

1 Вьетнам вошел в зону свободной торговли ЕАЭС // Вести «Экономика». 25.05.2015. URL: http://www.vestifinance.ru/articles/57730.

Научно-технологическое взаимодействие, в рамках как традиционных (ЕАЭС), так и новых форматов международного экономического партнерства (БРИКС, ЗСТ ЕАЭС с Вьетнамом), способствует повышению значимости в мировой экономике отдельных стран и их объединений.

Источники

1. Андреева Е. Л., Захарова В. В., Ратнер А. В. Роль государственной научно-технической политики в социально-экономическом развитии РФ и ее регионов // Вестник Оренбургского государственного университета. 2014. № 4 (165). С. 39-44.

2. Афанасьев С., Кондратьев В. Автомобильная промышленность стран БРИКС // Мировая экономика и международные отношения. 2014. № 9. С. 55-65.

3. Бодрунов С. Д., Рогова Е. М. О базовых принципах формирования импортозамещающей промышленной политики в России // Экономика и финансы. 2014. № 4 (4). С. 7-12.

4. Головина А. Н. Методология разработки проблемы специализации и кооперации производства в условиях трансформируемой экономики // Известия Уральского государственного экономического университета. 1999. № 2. С. 18-27.

5. Зайцева А. С. Вьетнам в XXI веке: развитие институтов научно-технической и инновационной политики // Форсайт. 2012. № 2. Т. 6. С. 44-55.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Медведев Д. А. Интересы и цели неарктических государств в Арктике // Арктическое обозрение. 2015. № 1. С. 57-63.

7. Михеев В., Луконин С. Китай после Боао-2015 // Мировая экономика и международные отношения. 2015. № 8. С. 61-70.

8. Мыслякова Ю. Г. Кто должен быть впереди?.. Триада современных подходов к реализации управленческих инноваций на отечественных предприятиях // Креативная экономика. 2008. № 2. С. 4-13.

9. Плотникова Т. Время закладывать камни // Наука Урала. 2007. Сентябрь. URL: http://www.uran.ru/gazetanu/2007/08/nu20/wvmnu_p1_20_082007.htm.

10. Плотникова Т., Бычкова М. Шанхайский путь сотрудничества // Наука Урала. 2011. № 22-23 (1046). Октябрь. С. 1-3.

***

Scientific-Technological Cooperation of Russia in Conditions of Forming International Economic Partnership of a New Format

by Yelena L. Andreeva, Viktoriya V. Zakharova and Artyom V. Ratner

Formation of a new (trans- and interregional) format of international economic partnership is justified a trend in development of international economic integration. As for Russia, the trend is manifested in international interaction, including scientific-technological one, with China within the Shanghai Cooperation Organization and group of BRICS countries as well as with Vietnam within its free trade zone with the Eurasian Economic Union. Interaction of these associations implies the functioning of multilateral financial institutions (development banks), participation in international projects such as the Silk Road, cooperation in the Arctic development, cooperation at the level of the countries' regions, including initiation of scientific contacts. The paper examines the prospects of development of scientific-technological cooperation of Russia with China and Vietnam.

Keywords: international economic partnership; scientific-technological cooperation; SCO; BRICS; EAEU; China; Vietnam.

References:

1. Andreeva Ye. L., Zakharova V. V., Ratner A. V. Rol' gosudarstvennoy nauchno-tekhnicheskoy poli-tiki v sotsial'no-ekonomicheskom razvitii RF i ee regionov [The role of the state scientific-technological policy in socioeconomic development of the Russian Federation and its regions]. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta - Vestnik of the Orenburg State University, 2014, no. 4 (165), pp. 39-44.

2. Afanasyev S., Kondratyev V. Avtomobil'naya promyshlennost' stran BRIKS [Automotive industry in BRIC countries]. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya - World Economy and International Relations, 2014, no. 9, pp. 55-65.

3. Bodrunov S. D., Rogova Ye. M. O bazovykh printsipakh formirovaniya importozameshchayush-chey promyshlennoy politiki v Rossii [On basic principles on import substitution industrial policies in Russia]. Ekonomika ifinansy - Economics and Finance, 2014, no. 4 (4), pp. 7-12.

4. Golovina A. N. Metodologiya razrabotki problemy spetsializatsii i kooperatsii proizvodstva v us-loviyakh transformiruemoy ekonomiki [The methodology for handling problems of production cooperation and specialization in conditions of a transforming economy]. Izvestiya Uralskogogosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta - Journal of the Ural State University of Economics, 1999, no. 2, pp. 18-27.

5. Zaytseva A. S. Vietnam v XXI veke: razvitie institutov nauchno-tekhnicheskoy i innovatsionnoy politiki [Vietnam in the XXI century: Development of the institutions of scientific-technological and innovation policy]. Forsayt - Foresight and STI Governance, 2012, no. 2, Vol. 6, pp. 44-55.

6. Medvedev D.A. Interesy i tseli nearkticheskikh gosudarstv v Arktike [Interests and goals of the non-Arctic states in the Arctic]. Arkticheskoe obozrenie - Arctic Review, 2015, no. 1, pp. 57-63.

7. Mikheev V., Lukonin S. Kitay posle Boao-2015 [China after Boao-2015]. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya - World Economy and International Relations, 2015, no. 8, pp. 61-70.

8. Myslyakova Yu. G. Kto dolzhen byt' vperedi ?.. Triada sovremennykh podkhodov k realizatsii up-ravlencheskikh innovatsiy na otechestvennykh predpriyatiyakh [Who should be ahead of? ... The triad of modern approaches to implementation of managerial innovations in domestic enterprises]. Kreativnaya ekonomika - Creative Economics, 2008, no. 2, pp. 4-13.

9. Plotnikova T. Vremya zakladyvat' kamni [Time to lay the foundation]. Nauka Urala - Science of the Urals, 2007, September. Available at: http://www.uran.ru/gazetanu/2007/08/nu20/wvmnu_p1_20_ 082007.htm.

10. Plotnikova T., Bychkova M. Shankhayskikh put' sotrudnichestva [Shanghai road of cooperation]. Nauka Urala - Science of the Urals, 2011, no. 22-23 (1046), October, pp. 1-3.

Contact Info:

Yelena L. Andreeva, Dr. Sc. (Econ.), Prof., Institute of Economics (Ural branch of RAS)

Head of Regional Comparative Research 29 Moskovskaya St., Yekaterinburg, Russia,

Centre 620014

Prof. of Global Economy Dept. Ural State University of Economics

Phone: (343) 371-38-15 62/45 8 Marta/ Narodnoy Voli St., Yekaterin-

e-mail: elenandr@mail.ru burg, Russia, 620144

Viktoriya V. Zakharova, postgraduate Institute of Economics (Ural branch of RAS)

of Regional Comparative Research Centre 29 Moskovskaya St., Yekaterinburg, Russia,

Phone: (343) 371-38-15 620014

e-mail: zakharovavika@gmail.com

Artyom V. Ratner, Cand. Sc. (Econ.), Institute of Economics (Ural branch of RAS)

Jr. researcher of Regional Comparative 29 Moskovskaya St., Yekaterinburg, Russia,

Research Centre 620014

Phone: (343) 371-38-15 e-mail: aratner@inbox.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.