Научная статья на тему 'Научно-технологический прорыв как императив модернизации трудового потенциала страны'

Научно-технологический прорыв как императив модернизации трудового потенциала страны Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
498
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОВОЙ ПОТЕНЦИАЛ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОРЫВ / ОБРАЗОВАНИЕ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА / МИРОВАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / LABOR POTENTIAL / TECHNOLOGICAL BREAK / EDUCATION / INNOVATIVE DEVELOPMENT / LABOR PRODUCTIVITY / WORLD GLOBALIZATION / ECONOMIC SPHERE / ECONOMIC STRATEGY / ECONOMIC GROWTH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Васильев Петр Петрович, Харченко Лана Ивановна

Работа посвящена анализу различных аспектов взаимосвязанных социально-экономических проблем реализации современного трудового потенциала России в условиях необходимости технологического прорыва, а также исследованию методологических вопросов развития экономики и решений руководства страны, направленных на достижение поставленных целей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Васильев Петр Петрович, Харченко Лана Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC AND TECHNOLOGICAL BREAKTHROUGH AS AN IMPERATIVE OF MODERNIZATION OF THE COUNTRY'S LABOR POTENTIAL

The work is devoted to the analysis of various aspects of interrelated socio-economic problems of the implementation of modern labor potential of Russia in the conditions of the need for technological breakthrough, as well as the study of methodological issues of economic development and decisions of the country's leadership aimed at achieving goals.

Текст научной работы на тему «Научно-технологический прорыв как императив модернизации трудового потенциала страны»

ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИКИ

УДК 331.5.024.5

DOI: 10.22394/2079-1690-2019-1-3-85-92

НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИИ ПРОРЫВ КАК ИМПЕРАТИВ МОДЕРНИЗАЦИИ ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА СТРАНЫ

Васильев доктор экономических наук, профессор кафедры экономической теории Петр и предпринимательства, Южно-Российский институт управления - филиал

Петрович Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54). E-mail: [email protected]

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории и предпринимательства, Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54). E-mail: [email protected] Аннотация

анализу различных аспектов взаимосвязанных социально-экономических проблем реализации современного трудового потенциала России в условиях необходимости технологического прорыва, а также исследованию методологических вопросов развития экономики и решений руководства страны, направленных на достижение поставленных целей.

Ключевые слова: трудовой потенциал, технологический прорыв, образование, инновационное развитие, производительность труда, мировая глобализация, экономическая сфера, экономическая стратегия, экономический рост.

Харченко

Лана

Ивановна

Работа посвящена

Наблюдаемый процесс мировой глобализации и необходимость вхождения российской экономики в пространство жесткой межстрановой конкуренции требуют научно-технологического прорыва, который невозможен без концептуальной модернизации ключевого сектора, формируемой в настоящее время национальной инновационной экономики - научно-образовательной системы России. При этом стратегически важно, чтобы принципы, направленность и программируемые параметры происходящей реформы совпадали с общим вектором научно-технологической модернизации российской экономики. В противном случае неизбежно возникновение существенного противоречия между логикой движения всей экономической сферы российского общества, с одной стороны, и логикой движения потенциально-доминантного, в эпоху господства высоких информационных технологий, сектора инновационной экономики, с другой. В современном мире инновационная сфера приобретает в развитии общества и экономики все большее значение, поскольку обеспечивает технологический прорыв и эффективное участие страны в международном хозяйстве. Вследствие этого, многие исследователи считают ее важнейшей сферой деятельности, нацеленной на воспроизводство и внедрение нововведений, а, следовательно, ведущим направлением современной экономической стратегии.

В такой ситуации повышение темпов экономического роста и обеспечение устойчивого роста благосостояния становятся ключевыми задачами - не только экономическими, но и политическими. На их решение нацелен программный указ Президента РФ от 7 мая 2018 г., предусматривающий осуществление сложного комплекса мероприятий макроэкономического, институционального и структурного характера [1, с. 13].

Правительственные решения, принятые в последние годы, открывают новый этап в развитии государственного регулирования в деле устойчивого экономического инновационного развития. Их целью является создание необходимых основ национальной конкурентоспособности. Так, намечен долгосрочный стратегический план, обозначивший прорыв не только в социально-экономическом, но и в инновационно-технологическом развитии и призванный вывести Россию на передовые позиции в мире.

В свете требований инновационного развития российской экономки Президент России в Послании Федеральному Собранию РФ подчеркнул, что «Сегодня важнейшим конкурентным преимуществом являются знания, технологии, компетенции. Это ключ к настоящему прорыву, к повышению качества жизни. В кратчайшие сроки нам необходимо создать передовую законодательную базу, снять все барьеры для разработки и широкого применения робототехники, искусственного

интеллекта, беспилотного транспорта, электронной торговли, технологий обработки больших данных. Причём такая нормативная база должна постоянно обновляться, строиться на гибком подходе к каждой сфере и технологии»1.

Исходя из этого, В.В. Путин выступая на VI Международном форуме технологического развития «Технопром-2018», отметил: «Сегодня именно знания и высокие технологии определяют эффективность экономики, позволяют кардинально повысить качество жизни людей, модернизировать инфраструктуру и госуправление, обеспечить правопорядок и безопасность. По сути, от передовых технологий, их эффективной разработки и быстрого, что самое главное, внедрения зависит жизнеспособность народов, целых обществ и государств, позиции стран в мире, особенно таких крупных государств, как наше, как Россия. Потому научно-технологический прорыв мы поставили в число ключевых национальных целей и приоритетов. И убеждён, мы способны его совершить, объединяя усилия государства, бизнеса, научно-образовательного сообщества, расширяя свободу для инициативы и творчества наших людей»2.

Руководством страны разрабатываются и внедряются новые подходы, способствующие созданию внутреннего рынка наукоемкой инновационной продукции. Они призваны перевести российскую экономику на путь инновационного развития, а также привлечь инвестиции в наукоемкие отрасли экономики. При этом особое внимание уделяется эффективному использованию трудового потенциала страны, поскольку для достижения поставленных целей необходимо, чтобы трудовой потенциал обладал инновационной восприимчивостью, то есть понимал сущность и прикладное значения инноваций, а также всемерное содействовал в создании необходимых условий для них. Достижение намеченных целей в технологическом прорыве российской экономики станет возможным при формировании у трудового потенциала инновационной восприимчивости, лежащей в основе современного инновационного экономического мышления, способствующей организации инновационного стиля работы и повышению производительности труда.

Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. Определил контуры социально-экономической политики на среднесрочную перспективу. Налицо развитие механизма управления через национальные приоритетные проекты, впервые опробованного еще в 2004-2006 гг. и продемонстрировавшего достаточно высокую эффективность [1, с. 16].

Правительством приняты постановления, направленные на развитие инновационной экономики и национальной конкурентоспособности, государство последовательно проводит курс на расширение инвестиций в трудовой потенциал, подъем образования и науки, на формирование национальной инновационной системы. Так, Министерством просвещения РФ и Фондом новых форм развития образования в регионах страны запущен марафон высоких технологий для будущего, в ходе которого планируется к 2024 году открыть 340 мобильных и 245 стационарных технопарков «Кванториум», 340 центров «^-куб» и 100 вузовских центров развития3. Поставлена важная задача изменения структуры ВВП с учетом того, что все виды экономической деятельности должны быть высокотехнологическими и наукоемкими, а в перспективе и экспорта знаний, материализованных в новых технологиях.

В то же время, при осуществлении технологического прорыва необходим не только рост технологических разработок и ресурсов, но и, прежде всего, развитие инновационной восприимчивости трудового потенциала России, что проявляется в его способности генерировать новые знания. Ибо для этого необходим высокий уровень фундаментальной науки, наличие передовых идей и воплощение их в жизнь. Не менее важным является расширенное воспроизводство идей, где каждая новая повышает эффективность старой. И в этом плане отечественной науке есть чем гордиться. Так, президент РАН А.М. Сергеев отметил, что: «Российская наука демонстрирует высокую производительность труда, поскольку в среднем затраты на проведение работ, которые затем приводят к серьезной научной публикации, составляют 15 тыс. долларов. То есть такая производительность выше, чем у наших зарубежных коллег»4.

Президент России поставил перед отечественным образованием амбициозные цели: войти в десятку ведущих стран по качеству общего образования и обеспечить воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности (указ от 07.05.2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»]. В соответствии

1 Послание Президента РФ Федеральному Собранию 1 марта 2018 года http://kremlin.ru/events/president/news/56957/work

2 В. В. Путин. Выступление на VI Международном форуме технологического развития «Технопром-2018» 28 августа 2018 года. http://kremlin.ru/events/president/news/58391

3 Хотим в кванторианцы /Академия 15.12.2018. №39. (815). С 1.

4 РАН придет в университеты. /Академия 10.11.2018. №34. (810). С 1.

с указом выстроена Стратегия социально-экономического развития Ростовской области до 2030 г. Она ориентирована не только на повышение качества обучения в средней школе, но и на развитие профессионального образования, а также системы поддержки одаренных детей. Принята стратегическая проектная инициатива «Интеллектуальное лидерство», предполагающая внедрение новых методов обучения и основательную техническую модернизацию1. Из областного бюджета на реализацию мероприятий госпрограммы программы «Развитие образования» направят более 445 млрд рублей. Целью данной программы является обеспечение высокого качества образования в донском регионе в соответствии с развитием общества и экономики. Достижение поставленных целей позволит повысить качество образования в регионе и обеспечить его доступность для детей с ограниченными возможностями здоровья, также результатом программы станет создание условий для творческого самовыражения детей и профессионального роста педагогов в образовательных организациях.

В Ростовской области подготовлен проект Соглашения между правительством области и Российским фондом фундаментальных исследований о проведении совместных конкурсов научных проектов, которые выполняются молодыми учеными в интересах ростовской области. По грантам конкурса будут проводиться актуальные для региона исследования по национальным проектам «Цифровая экономика», «Цифровое сельское хозяйство», «Наука», «Здравоохранение» и др.2

Несмотря на имеющиеся проблемы, у России хорошие позиции для улучшения ситуации уже в среднесрочном периоде. Можно выделить пять обоснованных направлений государственной политики, необходимых для быстрого изменения ситуации в лучшую сторону: создание цифровой инфраструктуры, обеспечивающей эффективное использование интеллектуальных прав; формирование массовой культуры в сфере интеллектуальной собственности; поддержка создания результатов интеллектуальной деятельности и их правовой охраны; создание класса «эффективных собственников», обладающих значимыми для экономического развития правами на результаты интеллектуальной деятельности; изменение государственного управления в сфере интеллектуальной собственности [2, с. 124]. Не следует забывать также о том, что условием непрерывного развития экономики и общества являются люди - трудовой потенциал и человеческий капитал, способные не только выдвигать новые идеи, но и внедрять их в производство. При этом следует рассматривать идеи с точки зрения их целесообразности. Оценка идей предполагает определение их вклада не только для начального, но и последующих периодов. Поэтому целесообразность идей должна оцениваться по их вкладу не только в настоящий, но и будущий экономический рост с целью устойчивого развития экономики.

Российское правительство разработало концепцию модернизации социально-экономического развития страны и обозначило практические меры по ее реализации. С этой целью стране предстоит осуществить новую техническую реконструкцию производства, качественно преобразовать его научно-техническую базу. Решение этой задачи - дело безотлагательное, дело общенародное. И решить ее надо в кратчайшие исторические сроки, обеспечив выход страны на передовые рубежи в производительности труда и эффективности экономики. При этом главная задача состоит в повышении темпов эффективности развития экономики на базе технического перевооружения и реконструкции производства, повышение производительности труда, интенсивного использования созданного производственного потенциала и на этой основе дальнейшего подъема благосостояния российского народа.

По мнению В.В. Путина: «Рост эффективности должен изменить качество рынка труда, структуру занятости. Вместо старых, архаичных и подчас низкооплачиваемых рабочих мест нам нужно дать миллионам наших граждан более высокооплачиваемую и перспективную работу, прежде всего в современных отраслях, в среднем и малом производственном, несырьевом бизнесе, помочь людям повысить свою квалификацию, получить новую профессию»3.

Намеченный руководством страны курс на технологический прорыв и модернизацию экономики, прямо зависит от повышения эффективности управления трудовым потенциалом и повышения его характеристик. Практика жизни подтверждает важность поставленных задач поскольку именно в экономике создаются предпосылки для обеспечения материально и духовно богатой, социально насыщенной жизни людей, для достижения нового качественного состояния общества. В вязи с этим, планируется существенное наращивание и коренное обновление производственного аппарата страны, существенное повышение эффективности экономики и темпов ее развития. Вопрос о темпах всегда был и остается одним из центральных в экономической политике страны.

1 Какой станет школа к 2030 году? // Академия 06.10.2018. №29. (805). С. 4.

2 На основе интеграции науки и образования // Академия. 13.04.2019. № 14. С. 4.

3 http://kremlin.ru/news/19351

На современном этапе в свете концепции модернизации социально-экономического развития он приобретает принципиальное значение и новое содержание. Самой важной стороной нового качества экономического роста является то, что повышение темпов будет достигаться на принципиально иной основе - всемерной модернизации производства. Развитие производства в современных условиях планируется осуществлять на основе его научно-технического обновления и ресурсосбережения. Руководство страны разработало и реализует комплексный подход к научно-техническому прогрессу. Особое внимание уделяется разработке приоритетных направлений науки и техники. Усилия должны быть направлены работку принципиально новых идей, на создание техники новых поколений. Ведущая роль отводится повышению темпов на основе последовательной интенсификации, выхода на высокие рубежи науки и техники, технологии самых последних поколений.

Как известно, на инновационную деятельность фирм в регионе положительно влияют высокий уровень образования населения, наличие налоговых стимулов и производственной инфраструктуры, отсутствие административных барьеров для создания и работы предприятий, высокий уровень доверия к власти [3, р. 1425], а также привлекательность региона для талантливых людей [4, р. 907]. Ускорение научно-технического прогресса является основой для повышения производительности труда, т.к. развитие науки и техники, совершенствование орудий труда, технологических процессов производства, а также повышение квалификации работников являются важнейшим факторами роста производительности труда. При этом, основополагающее значение имеет техническое перевооружение экономики, поэтому поставлена задача осуществить комплекс мероприятий по кардинальному повышению технического уровня производства, совершенствованию технологии, последовательному повышению организационной и технологической гибкости. Намечено получить не менее двух третей прироста производительности труда за счет повышения уровня автоматизации, создания комплексно-автоматизированных производств, способных быстро и экономно перестраиваться. Характерной чертой выступает всемерная концентрация капитальных вложений, прежде всего на реконструкции и техническом перевооружении действующих предприятий. Планируется проведение модернизации на основе широкого использования достижений науки и техники, осуществления прогрессивных сдвигов в структуре и организации производства. В этом процессе важной задачей является создание таких организационных форм интеграции науки, техники и производства, которые бы позволили обеспечить четкое и быстрое прохождение научных идей от зарождения до широкого их применения. При разработке новой техники и технологии будут более полно использоваться нанотехнологии, материалы с заранее заданными свойствами, особенно прогрессивных конструкций.

Технологический прорыв и внедрение инновационных технологий направлены на радикальное улучшение использование природных ресурсов, сырья, материалов, топлива и энергии на всех стадиях - от добычи и комплексной переработки сырья до выпуска и использования конечной продукции, что приведет к качественным изменениям в экономике страны. Целью технологического прорыва является, прежде всего, повышение темпов экономического роста, что означает более полную реализацию свойственных ему закономерностей и преимуществ. Однако динамизм воспроизводственного процесса, ускорение социально-экономического развития не сводится только к наращиванию темпов роста. Поставлена цель перейти к новому качеству экономического роста: всемерной интенсификации производства на основе научно-технического прогресса, структурной перестройки экономики, эффективных форм управления, организации и стимулирования труда. Качество роста неразрывно связано с повышением качества продукции, выходом на передовые рубежи в мире по этому показателю, что позволит обеспечить более полное удовлетворение производственных и личных потребностей, что находит свое выражение в наращивании абсолютных приростов промышленной продукции, валовой продукции сельского хозяйства и национального дохода и выражается в преобладании качественных факторов роста над количественными, интенсивных над экстенсивными. Намеченный технологический прорыв, характеризуется усилением напряженности функционирования всего воспроизводственного цикла, повышением продуктивности всех производственных ресурсов. Он позволит обеспечить опережающий рост результатов производства по сравнению с затратами на него. Это способ планомерного разрешения противоречий между потребностями развертывания НТР, осуществления крупных социальных программ, направленных на существенное повышение жизненного уровня населения, усиления позиций государства на мировом рынке - с одной стороны, и ограниченными возможностями отечественной экономики, которая до сих пор продолжала развиваться преимущественно экстенсивно - с другой. Российская экономика вышла на такой рубеж, когда она может развиваться не за счет все большего наращивания ресурсов, а путем всесторонней модернизации, ведущей не только к росту производительности труда и уменьшению материалоемкости, но и новому качеству экономического роста.

В более широком плане стратегия научно-технологического прорыва предполагает совершенствование общественных отношений, обновление форм и методов работы, решительное преодоление инертности, застойности и консерватизма - всего, что сдерживает общественный прогресс. В условиях модернизации социально-экономического развития процесс совершенствования хозяйственного механизма наполняется новым содержанием. Речь идет о его глубокой перестройке, поскольку частичные изменения в каждом блоке структуры хозяйственного механизма не могут дать существенного эффекта, поскольку эта структура сложилась в условиях экстенсивного типа воспроизводства. Процесс модернизации производства должен быть подчинен формированию новой целостной, эффективной и гибкой системе хозяйствования, способной на деле обеспечит инновационный тип воспроизводства. Главное, что должно обеспечить успех в реализации намеченной стратегии - живое творчество работников, трудового потенциала, максимальное использование его огромных возможностей и преимуществ. При этом, процесс модернизации социально-экономических отношений в России показывает, что ее основой является всестороннее развитие человека, современного работника, без которого невозможны любые долгосрочные изменения в стране [5, с. 54 - 55].

Прогресс человечества непосредственно связан с научно-технической революцией, которая дала начало колоссальному приращению материальных и духовных возможностей человека. В то же время, физические возможности человека, в конечном счете, имеют предел, тогда как творческая мысль его безгранична. Она открывает все новые и новые пути овладения человеком законами природы и ставит их ему на службу. Поэтому в осуществлении технологического прорыва, в ускорении социально-экономического развития страны трудовому потенциалу отводится ведущая роль. Дальнейшее преобразование труда в условиях модернизации предъявляет высокие требования к образовательной и профессиональной подготовке трудового потенциала. Остро стоит задача создания единой системы непрерывного образования. Большое значение придается усилению творческого содержания труда, его инновационного характера, повышению культуры труда и производства, поощрению высококвалифицированной работы на благо общества. Процесс модернизации национальной системы образования имеет экономическую направленность и предстаёт как обоснование, разработка и осуществление нетрадиционных парадигм в рамках адаптации к российским реалиям принципиально новых моделей инновационно-экономического статуса образовательных учреждений и прорыва на этой основе к императивам мирового качества общего и профессионального образования.

Технологический прорыв призван обеспечить новое качество жизни. По стратегическим направлениям достижения поставленных целей выработаны комплексные целевые программы, началась их реализация. Более динамично планируется развивать отрасли, связанные с научно-техническим прогрессом и определяющие его ускорение, обеспечивающую быструю экономическую отдачу и решение неотложных социальных проблем.

Главным средством технологического прорыва производства, его подъема на качественно новую ступень, является кардинальное ускорение научно-технического прогресса. Ибо на прежней материально-технической основе кардинальных перемен добиться невозможно. Необходима глубокая реконструкция народного хозяйства на базе новейших достижений науки и техники, прорывов на авангардных направлениях научно-технического прогресса. Реализация стратегического курса в указанной сфере связана, прежде всего, с осуществлением технологического прорыва народного хозяйства, включающей в себя обновление производственного аппарата путем широкого внедрения передовой техники и эффективное использование основных фондов; реконструкцию топливно-энергетического комплекса; рационализацию и улучшение использования всего комплекса предметов труда; техническое перевооружение производственной инфраструктуры; рационализацию технологических основ производства. Особый акцент следует сделать на последнем направлении, так как наиболее общей формулой современного этапа НТР является "технологическая революция". Именно через технологию наука реализуется в сфере производства, оказывая активное воздействие на его прогресс и совершенствование. Принципиально важно, что инновационные технологии позволяют создавать качественно новые машины, приборы, оборудование на которых становится возможным производство принципиально новых видов продукции и эффективное использование сырья и материалов. Это переводит научно-технический прогресс с эволюционного на революционный путь развития.

Можно согласиться с зарубежными учеными, считающими что при наличии релевантного уровня конкуренции на различия в уровнях инновационной активности воздействует национальный инновационный потенциал, то есть способность страны производить и коммерциализировать поток новых технологий в течение длительного времени. Национальный инновационный потенциал зависит от мощности общей инновационной инфраструктуры страны (межотраслевых факторов,

которые в широком смысле вносят вклад в инновационность экономики], среды для инноваций в промышленных кластерах и силы связи между ними [6, р. 921].

Руководством страны определены необходимые условия новой технической реконструкции народного хозяйства: изменение структурной и инвестиционной политики; дальнейшее наращивание и эффективное использование научно-технического потенциала страны; развертывание научных исследований, открывающих новые возможности технологического прорыва экономики, с тем, чтобы наука в полной мере стала непосредственной производительной силой. Должно быть обеспечено повсеместное внедрение новейших достижений науки в производство. Для этого предусматривается совершенствование организационных форм интеграции науки, техники и производства (создание межотраслевых научно-технических комплексов и центров, укрепление опытно-эксперементальной базы науки и т.п.]; технологический прорыв хозяйственного механизма в интересах ускорения научно-технического прорыва в каждой отрасли экономики; обеспечение необходимых экономических, социальных, организационных предпосылок для творческого труда инженеров, ученых, конструкторов. Соответствующее постановление кабинета министров № 377 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации» принято 29 марта 2019 года. По итогам ее выполнения наука и технологии в России должны стать ключевым ресурсом для развития экономики и общества в целом. Планируется создать передовую инфраструктуру для фундаментальных и прикладных исследований. При этом к 2030 году отношение объема средств внебюджетных источников, направленных на осуществление научной, научно-технической деятельности, к объему бюджетных средств, направленных на осуществление научной, научно-технической деятельности, должно составить 75 процентов. Намечено, что через 10 лет Россия войдет в пятерку мировых лидеров по объему внутренних затрат на исследования и разработки, в десятку - по 14 направлениям научной специализации. Кроме того, на территории РФ будут реализованы 4 крупных международных проекта класса «ме-гасайенс». Для реализации перечисленных и других задач госпрограмму «Научно-технологическое развитие Российской Федерации» разделили на пять подпрограмм:

- «Развитие национального интеллектуального капитала»,

- «Обеспечение глобальной конкурентоспособности российского высшего образования»,

- «Фундаментальные научные исследования для долгосрочного развития и обеспечения конкурентоспособности общества и государства»,

- «Формирование и реализация комплексных научно-технических программ по приоритетам Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, а также научное, технологическое и инновационное развитие по широкому спектру направлений»,

- «Инфраструктура научной, научно-технической и инновационной деятельности».

В 2019 году на их выполнение из федеральной казны выделят около 700 млрд рублей. Общий объем ассигнований до 2030 года составит более 10 трлн рублей. 1

С целью укрепления позиций в мировом научно-инновационном пространстве государство постоянно увеличивает затраты на исследования и разработки (см. табл.].

Таблица

Внутренние затраты на исследования и разработки2

1992 2000 2005 2010 2014 2015 2016 2017

млрд руб. 140,6 76,7 230,8 523,4 847,5 914,7 943,8 1019,2

в % к ВВП 0,74 1,05 1,07 1,13 1,07 1,10 1,10 1,11

Данные таблицы свидетельствуют о том, что, начиная с 2014 года, внутренние затраты на исследования и разработки возрастают как в денежном выражении, так и в процентах к ВВП.

Рассматривая проблемы реализации научно-технического прорыва необходимо обратить особое внимание на то, что он не самоцель, а средство решения экономических и социальных задач. В этой связи следует подчеркнуть, что в процессе создания и внедрения новой техники и технологии должны быть реализованы две функции машин: экономическая, т.е. сбережение, экономия совокупного (живого и овеществленного] труда в обществе; в сфере производства и потребления машин: социальная - облегчение, улучшение условий труда, повышение его содержательности, обеспечение безопасности работы и т.п. Поэтому в современных условиях требования к экономичности новой техники так же, как и к социальной направленности НТП, многократно возрастают. Рассмат-

1 Россия вложит в науку и технологии 10 триллионов рублей. //Парламентская газета. 16.04.2019. https://www.pnp.ru/economics/rossiya-vlozhit-v-nauku-i-tekhnologii-10-triHionov-rubley.html

2 Россия в цифрах. 2019: Крат.стат.сб./Росстат- М., 2019 С. 395.

ривая вопрос о модернизации форм организации производства, необходимо раскрыть в качестве основного направления такого совершенствования следующее положение: следует проводить линию на создание крупных научно-производственных, отраслевых, межотраслевых и территориально-отраслевых объединений, способных самостоятельно осуществлять весь цикл научные исследования - разработки - инвестиции - производство - сбыт - обслуживание.

В процессе технологического прорыва получает дальнейшее развитие творческое содержание и характер труда, повышение его культуры. Это факторы трудового воспитания. В свою очередь, подготовленность человека к труду на современных машинах и оборудовании, с использованием новейшей аппаратуры, увлеченность наукой и техникой послужат делу дальнейшей реализации научно-технического прорыва. Трудовое воспитание эффективно, если оно направлено на развитие у молодежи инновационного экономического мышления, заботы о государственных интересах, совершенствовании умения работать качественно, чувствовать ответственность за эффективное внедрение инноваций в своей сфере деятельности. На современном этапе центр тяжести в функциях технологического прорыва переносится с простейших форм пропорциональности и сбалансированности на динамичность развития экономики. В структуре планомерного развития на первый план выдвигается функция обеспечения модернизации, структурной перестройки и перевода производства в новое качественное состояние. В экономической области переход к новому качеству роста означает, что экономика переводится на принципиально новый уровень эффективности и качества, что позволит благодаря гибкости созданной материально-технической базы и организационной структуры быстро, своевременно и рационально реагировать на динамизм общественных и личных потребностей. Поэтому основными приоритетами современного социально экономического развития выступает расширенное воспроизводство и эффективное использование современного трудового потенциала и человеческого капитала на основе новых подходов к решению демографических проблем, повышения материального благосостояния россиян и качественного улучшения образования. В этой связи важнейшая цель научно-технологического прорыва -расширенное качественное воспроизводство трудового потенциала и обеспечение продуктивной его занятости в условиях инновационной экономики.

Мы разделяем точку зрения отечественных ученых, считающих, что характерной чертой современного мирового хозяйственного развития является переход ведущих стран к новому этапу формирования инновационного общества - построению экономики, базирующейся преимущественно на генерации, распространении и использовании знаний [7, с. 54]. Исходя из оценок позиции России в мировом научно-инновационном пространстве, можно сделать вывод, что Россия по-прежнему обладает одним из самых мощных в мире научно-исследовательским потенциалом, способным генерировать новые знания и новые технологии [8, с. 6].

Сегодня в России имеется качественный производственный и научно-технический потенциал, однако в инновационном развитии она отстает от экономически развитых стран, где прирост ВНП более чем на 70 % осуществляется за счет инновационно-производственных достижений, представляется, что в процессе научно-технологического прорыва саморегуляция рынка должна дополняться активным государственным регулированием инновационных процессов, особенно в деле модернизации трудового потенциала страны.

Литература

1. Мау В.А. Национальные цели и модель экономического роста: новое в социально-экономической политике России в 2018-2019 гг. // Вопросы экономики. 2019. № 3. С. 5 - 28.

2. Сенченя Г.И. Эффективное использование интеллектуальной собственностью // Вопросы экономики. 2019. № 3. С. 119 - 141.

3. Fagerberg J., Srholec M. (2008) National innovation systems, capabilities and economic development. Research Policy, Vol. 37, №9, pp. 1417-1435.

4. Levin A.Y., Massini S., Peeters C. (2009). Why are companies offshoring innovation? The emerging global race for talent. Journal of International Business Studies, Vol. 40, №6, pp. 901-925.

5. Игнатова Т.В., Васильев П.П. Повышение значимости теории человеческого капитала для управления российской экономики. // Journal of Economic Regulation (Вопросы регулирования экономики). 2013. № 2. Т. 4. С. 49 - 55.

6. Furman J.L., Porter M.E., Stern S. (2002). The determinants of national innovative capacity. Research Policy, Vol. 31, № 6, pp. 899-933.

7. Звягинцев П. Управление государственной собственностью как императив инновационного развития // Экономист. 2019. № 3. С. 54 - 60.

8. Курбанов Т. Россия на пути прорыва в новый технологический уклад: экономические и финансовые аспекты // Экономист. 2019. № 3. С. 3 - 13.

Vasilyev Peter Petrovich, doctor of economic sciences, professor of Cathedra of Economic Theory and Entrepre-neurship, South-Russia Institute of Management - branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (70/54 Pushkinskaya St., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: [email protected]

Kharchenko Lana Ivanovna, Candidate of economic sciences, Associate Professor of Cathedra of Economic Theory and Entrepreneurship, South-Russia Institute of Management - branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (70/54, Pushkinskaya St., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: [email protected]

SCIENTIFIC AND TECHNOLOGICAL BREAKTHROUGH AS AN IMPERATIVE OF MODERNIZATION

OF THE COUNTRY'S LABOR POTENTIAL Abstract

The work is devoted to the analysis of various aspects of interrelated socio-economic problems of the implementation of modern labor potential of Russia in the conditions of the need for technological breakthrough, as well as the study of methodological issues of economic development and decisions of the country's leadership aimed at achieving goals. Keywords: labor potential, technological break, education, innovative development, labor productivity, world globalization, economic sphere, economic strategy, economic growth.

References

1. Mau V.A. Nacional'nye celi i model' ekonomicheskogo rosta: novoe v social'no-ekonomicheskoj politike Rossii v 2018-2019 gg. // Voprosy ekonomiki. 2019. № 3. P. 5 - 28.

2. Senchenya G.I. Effektivnoe ispol'zovanie intellektual'noj sobstvennost'yu // Voprosy ekonomiki. 2019. № 3. S. 119 - 141.

3. Fagerberg J., Srholec M. (2008) National innovation systems, capabilities and economic development. Research Policy, Vol. 37, №9, pp. 1417-1435.

4. Levin A.Y., Massini S., Peeters C. (2009). Why are companies offshoring innovation? The emerging global race for talent. Journal of International Business Studies, Vol. 40, №6, pp. 901-925.

5. Ignatova T.V., Vasil'ev P.P. Povyshenie znachimosti teorii chelovecheskogo kapitala dlya upravleniya rossijskoj ekonomiki. / / Journal of Economic Regulation (Voprosy regulirovaniya ekonomiki). 2013. № 2. T. 4. P. 49 - 55.

6. Furman J.L., Porter M.E., Stern S. (2002). The determinants of national innovative capacity. Research Policy, Vol. 31, № 6, pp. 899-933.

7. Zvyagincev P. Upravlenie gosudarstvennoj sobstvennost'yu kak imperativ innovacionnogo razvitiya // Ekonomist. 2019. № 3. P. 54 - 60.

8. Kurbanov T. Rossiya na puti proryva v novyj tekhnologicheskij uklad: ekonomicheskie i finansovye aspekty // Ekonomist. 2019. № 3. P. 3 - 13.

УДК 330.47 DOI: 10.22394/2079-1690-2019-1-3-92-96

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНФОР МАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА В РОССИИ

Ершова кандидат экономических наук, доцент, зав. кафедрой экономики,

Наталья Российский государственный университет правосудия (117418, Россия,

Анатольевна г. Москва, ул. Новочеремушкинская, 69). E-mail: [email protected]

Александрова кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, Маргарита Российский государственный университет правосудия (117418, Россия, Валерьевна г. Москва, ул. Новочеремушкинская, 69). E-mail: [email protected]

Аннотация

Ключевой целью статьи является рассмотрение теоретических положений по зарождению и развитию новой эпохи - эпохи цифровой экономики. При переходе к шестому технологическому укладу цифровые технологии постоянно изменяют повседневную жизнь каждого субъекта экономических отношений, а также влияют на производственные процессы, структуру экономики страны в целом, образование и медицину, культурно-просветительскую сферу, что приводит к необходимости предъявлять новые требования к информационным системам.

Ключевые слова: цифровая экономика, информационное общество, технологические платформы, информационная среда, информационное пространство, общество знаний, информированность граждан, информационная инфраструктура, конкурентоспособные производства.

Современная государственная политика России направлена на развитие общества знаний, повышение благосостояния и качества жизни населения за счет использования современных цифровых технологий, позволяющих не только повысить степень информированности граждан о происходящих в стране социально-экономических процессов, но и уровень их цифровой грамотности.

В настоящее время одной из главных тенденций развития современного мира является процесс глобализации, оказывающий влияние практически на все сферы жизни, в том числе и на

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.