Научная статья на тему 'НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ РЕГИОНА КАК ИНСТРУМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ'

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ РЕГИОНА КАК ИНСТРУМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
127
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / REGION / ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / STATE RESEARCH AND DEVELOPMENT (R&D) POLICY / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / SCIENTIFIC AND TECHNICAL CAPACITY / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ РЕГИОНА / REGION'S SCIENTIFIC AND TECHNICAL PASSPORT

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Золотухина Анна Витальевна

Статья посвящена изучению возможностей повышения эффективности государственной научно-технической политики в регионе на основе совершенствования ее информационного обеспечения. В современных условиях необходимы инструменты и меры, способные обеспечить развитие научно-технического потенциала Российской Федерации и ее субъектов, позволяющие стимулировать НИОКР в регионе. И одним из таких инструментов способен стать научно-технический паспорт региона, формирование которого предполагает использование унифицированной системы представления данных о развитии науки, техники и технологий в каждом регионе страны. Его внедрение в рамках мониторинга состояния научно-технического потенциала в субъектах РФ позволит эффективно осуществлять анализ и оценку НИОКР на территориальном уровне, проводить межрегиональные сравнения, отслеживать происходящие изменения в целях принятия качественных управленческих решений в области региональной научно-технической политики. Цель статьи - разработка инструментария информационного обеспечения проведениягосударственной научно-технической политики в регионе. Методы или методология исследования: при написании статьи использовались теоретические методы, связанные с изучением общей и специальной литературы по исследуемой проблеме, ретроспективный анализ, статистические методы анализа. Результаты: разработано содержание научно-технического паспорта региона, апробация которого представлена на примере одного из регионов России (Республики Башкортостан). Область применения результатов: результаты исследования могут быть использованы органами управления федерального и субфедерального уровня для повышения эффективности мониторинга научно-технического потенциала регионов при обосновании направлений и мер государственной научно-технической политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE REGION’S R&D PASSPORT AS INSTRUMENT OF STATE POLICY

The article is devoted to studying of opportunities to increase of the state research and development (R&D) policy's efficiency in the region on the basis of its information support's improvement. Allowing to stimulate R&D in the region tools and measures, capable to provide development of scientific and technical capacity of the Russian Federation and its subjects are necessary in modern conditions. The region's scientific and technical passport of the which formation assume to use of data presentation for development of science, equipment and technology's unified system in each country's regionone of such tools is capable to become. Its introduction within monitoring scientific and technical capacity's parameters in the Russian regions will effectively carry out R&D analysis and evaluation at the territorial level, to conduct interregional comparisons, track the changes with a view to the quality decision-making in the field ofregionalscience and technology policy. Purpose: development of information support's tools of the state R&D policy in the region. Methods and/or methodology: in article the research methods literature review, retrospective analysis and also statistical methods of the analysis were used. Results: developed the content of the region's technical and scientific passport, testing of which is shown on an example of one of Russia's regions(the Republic of Bashkortostan). Practical implications: the results can be applied federal and sub-federal government in order to improve the monitoring scientific and technological capacity's efficiency at justification of the state R&D policy's directions and measures.

Текст научной работы на тему «НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ РЕГИОНА КАК ИНСТРУМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ»

ЭКОНОМИКА ECONOMICS

DOI: 10.12731/2070-7568-2016-1-71-89 УДК 332.146

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ РЕГИОНА КАК ИНСТРУМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ

Золотухина А.В.

Статья посвящена изучению возможностей повышения эффективности государственной научно-технической политики в регионе на основе совершенствования ее информационного обеспечения. В современных условиях необходимы инструменты и меры, способные обеспечить развитие научно-технического потенциала Российской Федерации и ее субъектов, позволяющие стимулировать НИОКР в регионе. И одним из таких инструментов способен стать научно-технический паспорт региона, формирование которого предполагает использование унифицированной системы представления данных о развитии науки, техники и технологий в каждом регионе страны. Его внедрение в рамках мониторинга состояния научно-технического потенциала в субъектах РФ позволит эффективно осуществлять анализ и оценку НИОКР на территориальном уровне, проводить межрегиональные сравнения, отслеживать происходящие изменения в целях принятия качественных управленческих решений в области региональной научно-технической политики.

Цель статьи - разработка инструментария информационного обеспечения проведениягосударственной научно-технической политики в регионе.

Методы или методология исследования: при написании статьи использовались теоретические методы, связанные с изучением общей и специальной литературы по исследуемой проблеме, ретроспективный анализ, статистические методы анализа.

Результаты: разработано содержание научно-технического паспорта региона, апробация которого представлена на примере одного из регионов России (Республики Башкортостан).

Область применения результатов: результаты исследования могут быть использованы органами управления федерального и субфедерального уровня для повышения эффективности мониторинга научно-технического потенциала регионов при обосновании направлений и мер государственной научно-технической политики.

Ключевые слова: регион; государственная научно-техническая политика; научно-технический потенциал; научно-технический паспорт региона.

THE REGION'S R&D PASSPORT AS INSTRUMENT OF STATE POLICY

Zolotukhina A.V.

The article is devoted to studying of opportunities to increase of the state research and development (R&D) policy's efficiency in the region on the basis of its information support's improvement. Allowing to stimulate R&D in the region tools and measures, capable to provide development of scientific and technical capacity of the Russian Federation and its subjects are necessary in modern conditions. The region's scientific and technical passport of the which formation assume to use of data presentation for development of science, equipment and technology's unified system in each country's regionone of such tools is capable to become. Its introduction within monitoring scientific and technical capacity's parameters in the Russian regions will effectively carry

out R&D analysis and evaluation at the territorial level, to conduct interregional comparisons, track the changes with a view to the quality decision-making in the field ofregionalscience and technology policy.

Purpose: development of information support's tools of the state R&D policy in the region.

Methods and/or methodology: in article the research methods literature review, retrospective analysis and also statistical methods of the analysis were used.

Results: developed the content of the region's technical and scientific passport, testing ofwhich is shown on an example of one of Russia's regions(the Republic of Bashkortostan).

Practical implications: the results can be applied federal and sub-federal government in order to improve the monitoring scientific and technological capacity s efficiency at justification of the state R&D policy's directions and measures.

Keywords: region; state research and development (R&D) policy; scientific and technical capacity; region's scientific and technical passport.

В условиях формирования экономики знаний, когда наука и инновации становятся ведущими факторами конкурентоспособности социально-экономических систем, возрастает значимость проведения эффективной государственной научно-технической политики. Особенно это актуально на уровне отдельных регионов страны в связи с масштабностью территории России и значительными различиями в положении и развитии регионов. В то же время, в условиях продолжающихся рыночных трансформаций и усугубления кризисных тенденций в глобальном и национальном масштабе, вопросы, связанные с государственной поддержкой науки и технологий, с переходом на инновационный сценарий развития страны и ее регионов, по-прежнему остаются нерешенными, что требует совершенствования механизма разработки и реализации государственной научно-технической политики.

Государственная научно-техническая политика, согласно действующему в России федеральному закону [11], это «составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к научной и научно-технической деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти Российской Федерации в области науки, техники и реализации достижений науки и техники» (ст. 2). В современных условиях все ускоряющегося научно-технического прогресса именно эта часть государственной политики, очевидно, становится все более важной, обуславливая позиции страны и ее регионов в мировом сообществе, на международном рынке товаров и услуг, в области инноваций. И если государственная научно-техническая политика (ГНТП) направлена на поддержание развития науки, техники и технологий, на регулирование сферы НИОКР, то инновационная политика государства, являясь более широкой и объемлющей (включая при этом ГНТП), ориентирована на стимулирование инновационной деятельности, связанной с внедрением результатов научных исследований и научно-технических разработок на основе их коммерциализации.

Тем самым, именно проведение ГНТП в направлении эффективного использования и интенсивного развития научно-технического потенциала обеспечивает фундамент для формирования в стране и ее регионах инновационной экономики. Сам же научно-технический потенциал (страны, региона) предстает как совокупность различных ресурсов, необходимых для осуществления НИОКР, а также их результатов (служащих в качестве ресурсной основы для дальнейших фундаментальных или прикладных исследований, разработок).

Региональный аспект ГНТП является наиболее актуальным в силу территориальной ограниченности научно-технической деятельности, требующей наличия тесных связей и взаимодействий между ее субъектами (что, несмотря на повышение мобильности ресурсов в современном глобализующемся мире, возможно в условиях их физической приближенности и наличия общих интересов, обусловленных региональными осо-

бенностями). При этом необходимо совершенствование государственной научно-технической политики на субфедеральном уровне в России, поскольку одним из недостатков существующей ее модели является слабость информационного обеспечения, выражающаяся (прежде всего, в области статистики науки) в отсутствии межрегиональной сопоставимости, непрозрачности и слабой доступности информации о проведении НИОКР в субъектах Российской Федерации.

В зарубежных странах значительное внимание уделяется разработке стандартов в области сбора и интерпретации данных о науке и инновациях - в том числе, на региональном уровне. При этом подчеркивается, что для принятия надлежащих решений региональной политики в области НИОКР необходимо наличие адекватной и надежной информации по соответствующим региональным показателям [14]. В частности, в Европейском Союзе (состав стран которого в некотором роде напоминает состав субъектов РФ) специализированным департаментом Европейской комиссии - Евростататом (Eurostat/Estat) публикуются многочисленные обзоры и руководства, посвященные государственной политике в области НИОКР и особенностям ее осуществления в регионах разного типа. Так, например, в обзоре [12] анализируется интенсивность НИОКР в контексте поляризации региональных показателей (highest and lowest R&D intensity); выделены регионы-лидеры («звезды^/star-performers или «горячие точки^/hot-spots) и отстающие регионы. В работе [16] выделены 7 типов регионов, для каждого из которых разработаны направления государственной научно-технической политики: столичные регионы с преобладающим развитием сферы наукоемких услуг; регионы с высокой концентрацией научно-технического потенциала; регионы-обществен-ные центры знаний; индустриальные регионы; высокотехнологичные регионы; регионы, ориентированные на внедрение технологий и традиционные регионы.

Подобные типологизации позволяют обосновать специфические для каждого типа регионов меры государственной научно-технической поли-

тики, способствующие обеспечению развития регионального научно-технического потенциала с учетом его текущего состояния, а также геополитических, культурно-исторических социально-экономических и других условий регионального развития [13]. Тем самым исключительно важной представляется разработка инструментария информационного обеспечения процесса осуществления государственной научно-технической политики в регионе, позволяющего повысить эффективность управленческого процесса в сфере НИОКР. В качестве такого инструмента предлагается введение в региональную практику управления научно-технического паспорта субъекта Российской Федерации.

В общем виде, паспорт - это некий регистрационный документто-го или иного объекта, содержащий его подробное описание (составных частей, свойстви т.п.). С точки зрения государственной (региональной) политики паспорт представляет собой документ, характеризующий социально-экономическое положение региона на основе унифицированной системы показателей, позволяющей повысить эффективность управления социально-экономическим развитием на территориальном уровне [1].

В последнее время появилось много различных направлений паспортизации субъектов РФ, «как наиболее объективной стартовой основы для саморазвития регионов» [8, с. 130]. В нормативно-правовых актах и в периодической печати можно встретить упоминание о налоговом, демографическом и экологическом паспортах субъекта РФ; паспортах внешнеэкономических проектов, информатизации, безопасности территории региона и др. Некоторые авторы упоминают и об инновационном паспорте региона [10], но чаще в аналитических материалах, посвященных вопросам инновационного развития регионов, можно встретить упоминания об инвестиционном паспорте [2, 3].

Работа по созданию паспортов регионов России была начата еще десять лет назад функционировавшим в тот период Министерством регионального развития (Минрегион) РФ. В разработанном Минрегионом Типовом макете паспорта субъекта РФ было выделено 134 показателя

социально-экономического развития регионов страны, позволяющих оценить их положение в межрегиональном социально-экономическом пространстве [1, 4]. Данные показатели были сгруппированы в 5 разделов: 1) вводный (краткое описание региона, населения, информация об органах государственной власти и отраслевой структуре экономики); 2) общая характеристика социально-экономического развития региона; 3) индикативная оценка региона по различным статистическим показателям: геополитическим, природно-ресурсным, демографическим, трудовым,социальным, финансово-экономическим и др.; 4) перечень федеральных целевых программ и федеральных адресных инвестиционных программ, действующих на территории соответствующего субъекта РФ; 5) перечень крупных инвестиционных проектов, действующих на территории региона.

В 2011 г. Министерством регионального развития была утверждена новая (электронная) форма паспорта субъекта Российской Федерации [5]. Эта работа продолжилась в 2013 г. с принятием усовершенствованной формы электронного паспорта (включавшего 24 раздела), которая в 2014 г. была еще скорректирована [6]. В действующем и по настоящее время электронном паспорте субъекта РФ выделены 3 раздела: 1. Общая информация о регионе (соответствует описанному выше вводному разделу). 2. Характеристика социально-экономического развития региона (объединяет данные о регионе, представленные ранее в разделах 2 и 3 паспорта субъекта РФ). 3. Сведения о регионе по основным направлениям деятельности Минрегиона (данный раздел включает 13 подразделов, в которых отражаются, в частности, данные о состоянии территориального планирования, о стратегическом развитии, о реализации приоритетных инвестиционных проектов, о внешнеэкономическом сотрудничестве и др.).

Однако в связи упразднением в 2014 г. Минрегиона работа по паспортизации субъектов РФ в значительной степени утратила свою эффективность, была «размыта» между несколькими министерствами и ведомствами. В частности, хотя вопросы социально-экономического развития

регионов и территориального планирования были переданы в ведение Министерства экономического развития РФ [9], на официальном сайте министерства в разделе «Развитие экономики регионов» закладка «Паспорта регионов» пуста (не содержит вообще никакой информации). На официальном сайте Министерства финансов РФ, к ведению которого были отнесены такие функции Минрегиона, как выработка и реализация государственной политики в сфере оказания поддержки регионам за счет бюджетных средств, в разделе «Бюджеты субъектов РФ» представлены паспорта регионов по разделам: 1. Общая информация о регионе (его площади, населении, ВРП и др. важнейших социально-экономических показателях; главе региональной администрации; финансовом органе региона). 2. Социальная сфера (демографические и трудовые показатели региона). 3. Экономика (структура ВРП по видам экономической деятельности). 4. Финансы (особенности формирования и исполнения консолидированного бюджета региона). 5. Оценка эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по указу №825 («Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ»), согласно которому оцениваются показатели, сгруппированные в следующие разделы: 1) экономическое развитие; 2) здравоохранение и здоровье населения; 3) и 4) общееи среднее профессиональное образование; 5) и 6) жилищное строительство и ЖКХ; 7) дорожное хозяйство; 8) обеспечение безопасности граждан; 9) организация государственного и муниципального управления; 10) энергосбережение и повышение энергетической эффективности; 11) охрана окружающей среды.

Таким образом, проведенный анализ направленности и содержания паспортизации субъектов РФ наглядно свидетельствует об отсутствии понимания важности адекватного информационного обеспечения процесса разработки и реализации государственной научно-технической политики в стране и ее регионах. Между тем в связи с ведущей ролью науки и технологий в современном социально-экономическом развитии,

в формировании экономики знаний в России и осуществлении инновационного процесса, введение в региональную практику управления научно-технического паспорта региона (НТПР) становится одной из наиболее актуальных задач.

В рамках проведенного исследования было разработано содержание НТПР -сводного информационно-аналитического документа [4], формирующегося по данным мониторинга и оценки регионального научно-технического потенциала (табл. 1).

Таблица 1.

Типовая структура научно-технического паспорта региона

№ п/п Наименование раздела НТПР

1. Общая характеристика региона и его научно-технического комплекса

2. Законодательные основы государственной научно-технической политики в регионе

3. Информационное обеспечение научно-технического развития региона

4. Научно-инновационный профиль региона

5. Объекты научно-инновационной инфраструктуры в регионе

6. Научно-техническая специализация региона

7. Межрегиональное и международное научно-техническое сотрудничество

8. Текущее состояние и динамика научно-технического потенциала региона

9. Основные проблемы и факторы научно-технического развития региона

10. Государственная поддержка НИОКР в регионе (ФЦП, РЦП и др.)

11. Экспертиза региональных проектов в сфере НИОКР

12. Вклад региона в разработку критических технологий (согласно перечня, утверждаемого Президентом РФ)

13. Перспективы научно-технического развития региона

Как основа принятия решений при разработке и реализации ГНТП, научно-технический паспорт региона может формироваться обособленно - либо быть включенным (в виде отдельного подраздела) в социально-экономический паспорт субъекта РФ.

Ниже представлен фрагмент научно-технического паспорта Республики Башкортостан, сформированного в соответствии с типовой струк-

турой НТПР, охарактеризованной в табл. 1, составленный автором по данным [7] и материалам, представленным на официальном сайте региональной администрации (режим доступа: www.bashkortostan.ru), а также на информационно-аналитическом портале «Наука и инновации в регионах России»(режим доступа: http://regions.extech.ru/).

1. Общая характеристика региона и его научно-технического комплекса. Республика Башкортостан - это субъект Приволжского федерального округа, один из крупных нефтедобывающих регионов страны, центр химической промышленности и машиностроения; занимает седьмое место в России по численности населения. Ведущими отраслями специализации являются топливная промышленность, химия и нефтехимия, электроэнергетика, металлургия, машиностроение, сельскохозяйственная промышленность.

Научно-технический комплекс Республики Башкортостан представлен (по данным 2014 г. [7]) 69 организациями, выполняющими НИР:

- в государственном секторе науки (в нем сконцентрировано более 70% организаций) - Уфимским научным центром РАН и Академией наук Республики Башкортостан (АН РБ), а также научными организациями в ее структуре, отраслевыми научно-исследовательскими институтами (в области топливно-энергетической промышленности, машиностроения, строительства, сельского и водного хозяйства, медицины и др.);

- в предпринимательском секторе (около 20%) - такими крупными предприятиями и организациями республики, как ПАО АНК «Башнефть», ОАО «Газпром нефтехим Салават», ООО «Газпром трансгаз Уфа», ОАО «ПОЛИЭФ», ОАО «УМПО»,ФГУП «УАПО» и др.;

- в вузовском секторе (менее 10%) -государственными и негосударственными учреждениями высшего профессионального образования РБ (порядка 12 вузов, в которых ведутся НИР и имеется аспирантура).

В республике осуществляются перспективные НИОКР по таким направлениям, как технологии трубопроводного транспорта, сверхпластич-

ности металлов, авиационного и нефтяного машиностроения, глазной хирургии, медицины труда и экологии человека, молекулярной биологии, тонкого органического синтеза и металлокомплексного катализа и др.

2. Законодательные основы государственной научно-технической политики в регионе. На протяжении последних 20 лет в РБ принят ряд законодательных актов, направленных на стимулирование развития научно-технического комплекса и инновационного потенциала республики, государственную поддержку субъектов инновационной деятельности, формирование инновационной инфраструктуры. Это, в частности: законы РБ «О научной и научно-технической деятельности в Республике Башкортостан» (от 02.03.1994 №ВС-22/39, в ред. от 29.04.2014) и «Об инновационной деятельности в Республике Башкортостан» (от 28.12.2006 №400-з, с изм. и доп. от 01.01.2011); Постановления Правительства РБ: «Об утверждении Порядка субсидирования процентных ставок по кредитам, предоставляемым субъектам инновационной деятельности» (от 17.03.2008 №77, ред. от 29.12.2011); «Об условиях и порядке создания и развития субъектов инновационной инфраструктуры в Республике Башкортостан» (от 11.08.2008 №278); «Об использовании специализированного и уникального оборудования субъектами инновационной деятельности в Республике Башкортостан» (от 15.04.2009 №143, ред. от 07.02.2012); «О Совете по научно-технической и инновационной политике при Правительстве Республики Башкортостан» (от 17.01.2011 №1, ред. от 27.05.2013); «О государственной программе «Стимулирование инновационной деятельности в Республике Башкортостан» (от 10.03.2011 №55, ред. от 22.05.2014); «Об утверждении Порядка определения и корректировки состава приоритетных направлений научно-технического и инновационного развития Республики Башкортостан и перечня критических технологий РБ» (от 23.05.2011 №171).

3. Информационное обеспечение научно-технического развития региона. С 1992 г. в республике осуществляет свою деятельность ГАУ Республиканский научно-технологический и информационный комплекс «Баштехинформ», целями деятельности которого выступают: информа-

ционное обеспечение научно-инновационной деятельности, формирование, развитие и использование на территории РБ автоматизированных ресурсов научно-технической информации (включая такие действующие в настоящее время ресурсы, как Республиканский информационный банк данных наукоемких технологий, Центр трансфера технологий и постоянно действующая выставка высокотехнологичной и инновационной продукции РБ). В 2013 г. Постановлением Правительства РБ создан информационно-аналитический портал «Научный потенциал Республики Башкортостан», на котором представлены базы данных о научных кадрах и организациях, научной деятельности в республике (в разрезе академического сектора науки); функции оператора портала возложены на АН РБ.

4. Научно-инновационный профиль региона (рис. 1) - представляет собой графическую (наглядную) характеристику в виде набора показателей [15], сгруппированных по блокам в разрезе структуры научно-технического потенциала региона, которые характеризуют ресурсы и способности к осуществлению научно-инновационной деятельности и фактические ее результаты, полученные в исследуемый период времени (табл. 2).

X11

хбЗ 1111^x12

х62 \7Ч\>^13

х61|СУ//а>г ~тФЛЛЛ^х21

х52\1\\\У<У/ ЩиТТТ! х22

х51

—У^У^ЪХ

х4Г х32

----Среднее значение по РФ

■ Республика Башкортостан

Рис. 1. Научно-инновационный профиль Республики Башкортостан (в среднем за период 2002-2014 г.), составлен автором по данным [7]

Таблица 2.

Наименование показателя Обознач.

1. Образовательный блок

Численность студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования на 10000 человек населения х11

Численность аспирантов на 100 работников х,2

Численность докторантов на 100 работников х,з

2. Кадровый блок

Доля персонала, занятого исследованиями и разработками, в общей численности занятых в экономике (в % к итогу) х21

Численность исследователей с ученой степенью доктора наук на 10000 занятых в экономике (к среднегодовой численности занятых) х22

Численность исследователей с ученой степенью кандидата наук на 10000 занятых в экономике х23

3. Финансовый блок

Внутренние затраты на НИОКР на 100 занятых в экономике хз.

Затраты на технологические инновации на 100 занятых хз2

4. Материально-технический блок

Внутренние текущие затраты на приобретение оборудования на 100 занятых в экономике (в расчете на 1 руб. ВРП на душу населения) х41

Число используемых передовых производственных технологий на 10000 занятых в экономике х42

5. Организационный блок

Число организаций, выполнявших НИР, на 10000 занятых с высшим образованием х51

Инновационная активность организаций (в %) х52

6. Результативный блок

Число выданных патентов на полезные модели и изобретения на 10000 занятых в экономике х61

Число созданных передовых технологий на 10000 занятых в экономике х62

Объем инновационных товаров, работ, услуг (в % от общего объема отгруженных товаров, выполненных работ, оказанных услуг) хбз

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Объекты научно-инновационной инфраструктуры в регионе. В Башкортостане имеются организации академической науки, вузы различной специализации, научно-производственные объединения и проектные

организации;подготовка научно-исследовательских кадров осуществляется в рамках 29 аспирантур (12 высших учебных заведений и 17 научных организаций) и 9 докторантур; созданы и функционируют 7 технопарков, 2 центра трансфера технологий, 2 венчурных фонда, 23 производственно-технологических центра и 3 бизнес-инкубатора, 2 индустриальных парка.

Анализируя представленные в рамках рассматриваемого фрагмента научно-технического паспорта Республики Башкортостан данные, можно сделать вывод о том, что республика, располагая достаточно высоким научно-техническим потенциалом и относительно развитой научно-инновационной инфраструктурой, тем не менее, занимает невысокое положение среди других регионов России по показателям науки и инноваций. Так, на рис. 1 видно, что практически все показатели РБ не отличаются от среднего по стране уровня, с преобладанием значений показателей образовательного и организационного блоков: при относительно высокой численности студентов учреждений высшего профессионального образования и аспирантов, а также организаций, занятых НИР и проявляющих инновационную активность, результативная составляющая научно-технического и инновационного потенциалов республики значительно ниже среднего (практически близка к нулю). Это, видимо, обусловлено недостаточным финансированием НИОКР в республике (также на уровне ниже среднере-гионального) и неразвитостью материально-технической базы, слабой координацией деятельности субъектов научно-инновационной инфраструктуры и разобщенностью научно-технической информации.

Введение в практику регионального управления научно-технического паспорта региона, как инструмента информационной поддержки управленческих решений в рамках ГНТП, позволит обеспечить:

- адекватность представления данных о научно-техническом развитии каждого региона России и на этой основе - возможность качественных межрегиональных сопоставлений;

- создание единой информационной базы мониторинга и оценки научно-технического потенциала субъектов РФ;

- повышение эффективности предпринимаемых мер и управленческих решений региональной администрации в научно-технической сфере.

Список литературы

1. Крепышева Н.В. Региональный мониторинг социально-экономического развития на основе паспорта региона Российской Федерации. М., 2005. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rb-centre.ru/library/ documents/1539/?sphrase_id=48 (дата обращения: 10.01.2016 г).

2. Лукоянчев С.С. Роль инвестиционного паспорта в формировании эффективной региональной инвестиционной политики // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. 2013. № 1. С. 116-118.

3. Любомудров Д.В. Теорема регионального развития // Инициативы XXI века. 2010. №2. С. 31. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ini21.ru/ upload/page_id_898/Ini2.pdf (дата обращения: 02.02.2016 г.).

4. Перелыгин Ю.А. Паспорт субъекта РФ как инструмент регионального мониторинга. М., 2006. [Электронный ресурс]. URL: http://www.minregion. ru/upload/documents/2010/03/2006-10-02-05-pasport-subjecta.ppt (дата обращения: 16.05.2012 г.).

5. Приказ Министерства регионального развития № 555 от 2 декабря 2011 г. «Об утверждении электронного паспорта субъекта Российской Федерации» (утратил силу).

6. Приказ Министерства регионального развития РФ от 26 марта 2014 г. № 90 «Об утверждении формы электронного паспорта субъекта Российской Федерации».

7. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2015: Стат. сб. / Росстат. М., 2015. 1266 с.

8. Татаркин А.И., Татаркин Д.А. Саморазвивающиеся регионы: макроэкономические условия формирования и механизмы функционирования // Наука и власть: проблема коммуникаций: Материалы Всеросс. науч. конф. М.: Научный эксперт, 2009. С. 112-133.

9. Указ Президента РФ от 8 сентября 2014 г № 612 «Об упразднении Министерства регионального развития Российской Федерации».

10. Унтура Г.А. Создание аналитическо-визуальной системы мониторинга состояния инновационной деятельности в субъекте РФ: обобщение российского опыта и предложения по формированию инновационных паспортов и карт // Пространственная экономика: методология и методы исследования: Материалы Всероссийской науч.-практ. конф. СПб.: Ин-т проблем регион. экон. РАН, 2011. С. 141-145.

11. Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ (в посл. ред. от 13.07.2015 года).

12. Exploring regional structural and S&T specialisation: implications for policy. Prepared by Dr. Viola Peter, Technopolis Group and Rainer Frietsch. Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2009.[Электронный ресурс]. URL:http://ec.europa.eu/invest-in-research/pdf/download_en/ kina24049enn.pdf (дата обращения: 24.01.2016 г.).

13. Hackmann H. Governance theories and the practice of science policymaking: Science Policy - Setting and Agenda for Research: Report from the Danish Institute for Studies in Research and Research Policy, 2001, no.8. Рp. 18-30. [Электронный ресурс]. URL:http://www.afsk.au.dk/ftp/Muscipoli/2001_8. pdf(датаобращения: 6.02.2014 г.).

14. Measuring R&D in Developing countries: Annex to the Frascati Manual. Working Party of National Experts on Science and Technology Indicators. OECD Publications, Paris, 2012. [Электронный ресурс]. URL: http://www. oecd.org/ sti/inno/49793555.pdf (дата обращения: 24.01.2016 г.).

15. The OECD Science, Technology and Industry Outlook / STI Outlook 2010. [Электронный ресурс]. URL:http://www.keepeek.com/Digital-Asset-Management/oecd/science-and-technology/oecd-science-technology-and-industry-outlook-2010_ sti_outlook-2010-en (датаобращения: 17.04.2011 г)

16. Wintjes R., Hollanders H. The regional impact of technological change in 2020: Synthesis report, 2010. Final version. [Электронный ресурс]. URL:

http://ec.europa.eu/regional_policy/sources/docgener/studies/pdf/2010_ technological_change.pdf (дата обращения: 30.06.2014 г.).

References

1. Krepysheva N.V. Regional'nyy monitoring sotsial'no-ekonomicheskogo raz-vitiya n aosnove pasporta regiona Rossiyskoy Federatsii [Regional monitoring of socio-economic development on the basis of the Russian Federation's region's passport]. Moscow, 2005. http://www.rb-centre.ru/library/docu-ments/1539/?sphrase_ id=48 (accessed January 10, 2016).

2. Lukoyanchev S.S. Rol' investitsionnogo pasporta v formirovanii effektivnoy regional 'noy investitsionnoy politiki [The role of investment passports in the formation of effective regional investment policy]. Izvestiya Orenburgskogo gosudarst-vennogo agrarnogo universiteta, 2013, no. 1. Pp. 116-118.

3. Lyubomudrov D.V. Teorema regional'nogo razvitiya [The theorem of the regional development]. Initsiativy XXI veka [Journal «Initiatives of the XXI century»], 2010, no. 2, p. 31.http://www.ini21.ru/upload/page_id_898/Ini2.pdf (accessed February 2, 2016).

4. Perelygin Yu.A. Pasport sub"ekta RF kak instrument regional'nogo monitoringa [The passport of subjects of the Russian Federation as a tool of the regional monitoring]. Moscow, 2006. http://www.minregion.ru/upload/docu-ments/2010/03/2006-10-02-05-pasport-subjecta.ppt (accessed May 16, 2012).

5. Prikaz Ministerstva regional'nogo razvitiya № 555 ot 2 dekabrya 2011 g. «Ob utverzhdenii elektronnogo pasporta sub"ekta Rossiyskoy Federatsii» (utratil silu) [The order of the Ministry of regional development no. 555 of December 2, 2011 "About the approval of the electronic passport of the subject of the Russian Federation", repealed].

6. Prikaz Ministerstva regional'nogo razvitiya RF ot 26 marta 2014 g. № 90 «Ob utverzhdenii formy elektronnogo pasporta sub"ekta Rossiyskoy Federatsii» [The order of the Ministry of Regional Development of the Russian Federation of March 26, 2014 no. 90 "About the approval of the electronic passport's form of the subject of the Russian Federation"].

7. Regiony Rossii. Sotsial'no-ekonomicheskie pokazateli. 2015: Stat. sb. Rosstat [Regions of Russia. Socio-economic indicators. 2015: Statistical Yearbook. Russian Federal State Statistics Service (Rosstat)]. Moscow, 2015. 1266 p.

8. Tatarkin A.I., Tatarkin D.A. Samorazvivayushchiesya regiony: makroekono-micheskie usloviya formirovaniya i mekhanizmy funktsionirovaniya [Self-developing regions: macroeconomic conditions of formation and mechanisms of functioning] Nauka i vlast': problema kommunikatsiy: Materialy Vseross. nauch. konf. [All-Russian Scientific Conference "Science and power: the problem of communication"]. Moscow: Nauchnyyekspert, 2009. Pp. 112-133.

9. Ukaz Prezidenta RF ot 8 sentyabrya 2014 g. № 612 «Ob uprazdnenii Ministerstva regional'nogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii» [The presidential decree of the Russian Federation from September 8, 2014 of no. 612 "About abolition of the Ministry of regional development of the Russian Federation"].

10. Untura G.A. Sozdanie analitichesko-vizual'noy sistemy monitoringa sostoy-aniya innovatsionnoy deyatel'nosti v sub"ekte RF: obobshchenie rossiyskogo opyta i predlozheniya po formirovaniyu innovatsionnykh pasportov i kart [The creation of analytical and visual monitoring system innovations in the subject of the Russian Federation: synthesis of the Russian experience and proposals for the formation of innovative passports and cards]. Prostranstvennaya ekono-mika: metodologiya i metody issledovaniya: Materialy Vserossiyskoy nauch.-prakt. konf. [All-Russian Scientific Conference "Spatial economy: methodology and methods of research"]. Sankt-Petersburg: Institute of the regional economy's problems of the Russian Academy of Sciences, 2011. Pp. 141-145.

11. Federal'nyy zakon «O nauke i gosudarstvennoy nauchno-tekhnicheskoy poli-tike» ot 23 avgusta 1996 goda № 127-FZ (vposl. red. ot 13.07.2015 goda)[The Federal Law of Russian Federation from August 23, 1996 no. 127-FZ "On Science and State Scientific and Technical Policy" (Current state on July 13, 2015)].

12. Exploring regional structural and S&T specialisation: implications for policy. Prepared by Dr. Viola Peter, Technopolis Group and Rainer Frietsch. Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2009. http://ec.europa.eu/invest-in-re-search/pdf/download_en/kina24049enn.pdf (accessed January 24, 2016).

13. Hackmann H. Governance theories and the practice of science policymaking: Science Policy - Setting and Agenda for Research.Report from the Danish Institute for Studies in Research and Research Policy, 2001, no. 8. Pp. 18-30. http://www.afsk.au.dk/ ftp/Muscipoli/2001_8.pdf(accessed February 6, 2014).

14. Measuring R&D in Developing countries: Annex to the Frascati Manual. Working Party of National Experts on Science and Technology Indicators. OECD Publications, Paris, 2012. http://www.oecd.org/ sti/inno/49793555.pdf (accessed January 24, 2016).

15. The OECD Science, Technology and Industry Outlook / STI Outlook 2010. http:// www.keepeek.com/Digital-Asset-Management/oecd/science-and-technology/ oecd-science-technology-and-industry-outlook-2010_sti_outlook-2010-en(ac-cessed April 17, 2011).

16. Wintjes R., Hollanders H. The regional impact of technological change in 2020. Synthesis report, 2010. Finalversion. http://ec.europa.eu/regional_policy/ sources/ docgener/studies/pdf/2010_technological_change.pdf (accessed June 30, 2014).

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Золотухина Анна Витальевна, соискатель (докторант) кафедры инновационной экономики, кандидат философских наук

Башкирский государственный университет

ул. Карла Маркса, 3/4, г. Уфа, Республика Башкортостан, 450008,

Российская Федерация

anny@ufanet.ru

DATAABOUT THE AUTHOR Zolotukhina Anna Vital'evna, Degree-seeking students for the Doctor's degree at the Department of Innovation Economics, Candidate of Philosophy

Bashkir State University

3/4, Karl Marx Street, Ufa, 450008, Bashkortostan, Russian Federation anny@ufanet.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.