Научная статья на тему 'НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА "ПИЛОТИРУЕМЫЕ КОСМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ И КОМПЛЕКСЫ"'

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА "ПИЛОТИРУЕМЫЕ КОСМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ И КОМПЛЕКСЫ" Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
435
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПИЛОТИРУЕМАЯ КОСМОНАВТИКА / РОССИЙСКИЙ СЕГМЕНТ МКС / КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ / РОССИЙСКАЯ ОРБИТАЛЬНАЯ СТАНЦИЯ / ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ И ОСВОЕНИЯ ЛУНЫ / КОМПЛЕКС ПОИСКА И СПАСЕНИЯ КОСМОНАВТОВ / ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ЗАДЕЛА / MANNED SPACEFLIGHT / ISS RUSSIAN SEGMENT / COMMERCIALIZATION OF SCIENTIFIC RESEARCH / RUSSIAN ORBITAL STATION / LUNAR RESEARCH AND EXPLORATION PROGRAM / CREW SEARCH AND RESCUE SYSTEM / PROBLEMS OF LAYING THE SCIENTIFIC AND ENGINEERING GROUNDWORK

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Микрин Евгений Анатольевич

В настоящей, в значительной части обзорной, статье представлены результаты анализа современного состояния и перспектив развития отечественной пилотируемой космонавтики с точки зрения РКК «Энергия» как головной организации России в этой области науки и техники. Рассмотрены вопросы завершения развертывания Российского сегмента МКС вводом в ее состав трех разрабатываемых в РКК «Энергия» новых модулей (многоцелевого лабораторного - в 2020 г.; узлового - в 2021 г.; научно-энергетического - в 2022 г.) и создания модернизированной серии ТГК «Прогресс МС». Описываются сокращенные схемы сближения пилотируемых и грузовых кораблей с МКС. Обсуждаются вопросы повышения эффективности использования Российского сегмента МКС, проблемные вопросы коммерциализации и планы расширения научно-прикладных исследований. Рассмотрена целесообразность создания после завершения программы МКС Российской орбитальной станции. В качестве стратегической перспективы развития отечественной пилотируемой космонавтики сформулированы предложения по национальной программе исследования и освоения Луны. Приведены разработанные РКК «Энергия» предложения по созданию многофункционального комплекса поиска и спасения космонавтов при запусках пилотируемых кораблей с космодрома «Восточный». Обсуждаются результаты и проблемы создания научно-технического и технологического заделов для разработки перспективных пилотируемых космических комплексов, включая внедрение цифровых технологий, создание новых приборов, использование композиционных материалов, аддитивных и робототехнических технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Микрин Евгений Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC AND ENGINEERING PROBLEMS INVOLVED IN THE IMPLEMENTATION OF THE PROJECT "MANNED SPACE SYSTEMS AND COMPLEXES"

This paper, which is, to a large extent, a review, presents results of an analysis of the current status and future prospects for the development of our country’s manned spaceflight from the standpoint of RSC Energia as the prime organization in Russia in this field of science and engineering. It addresses the issues involved in the ISS Russian Segment deployment completion, which is to be achieved by the addition of three new modules currently being developed at RSC Energia: the Multipurpose Laboratory Module in 2020; the Node Module in 2021; Science and Power Module in 2022, and the development of an improved version of cargo spacecraft Progress MS. It describes quick ISS rendezvous profiles for crew and cargo transportation spacecraft. It discusses the issues involved in improving the efficiency of the ISS Russian Segment utilization, commercialization problems and plans to expand scientific applied research. The paper explores the desirability of establishing a Russian orbital station after the ISS program completion. As a strategic outlook for the development of our country’s manned space flight the paper formulates proposals on the national program of Lunar research and exploration. It summarizes RSC Energia’s proposals on the development of a multifunctional system for crew search and rescue during launches of manned spacecraft from Vostochny launch site. It discusses the results and problems involved in laying the scientific, engineering and manufacturing groundwork for the development of advanced manned space systems, including introduction of digital technologies, development of new instrumentation, use of composite materials, additive and robotic technologies.

Текст научной работы на тему «НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА "ПИЛОТИРУЕМЫЕ КОСМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ И КОМПЛЕКСЫ"»

УДК 629.786.2(470+571) DOI 10.33950/spacetech-2308-7625-2019-3-5-19

научно-технические проблемы

реализации проекта «пилотируемые космические системы и комплексы»

© 2019 г. микрин Е.А.

Ракетно-космическая корпорация «Энергия» имени С.П. Королёва (РКК «Энергия») Ул. Ленина, 4А, г. Королёв, Московская обл., Российская Федерация, 141070, e-mail: [email protected]

В настоящей, в значительной части обзорной, статье представлены результаты анализа современного состояния и перспектив развития отечественной пилотируемой космонавтики с точки зрения РКК «Энергия» как головной организации России в этой области науки и техники. Рассмотрены вопросы завершения развертывания Российского сегмента МКС вводом в ее состав трех разрабатываемых в РКК «Энергия» новых модулей (многоцелевого лабораторного — в 2020 г.; узлового — в 2021 г.; научно-энергетического — в 2022 г.) и создания модернизированной серии ТГК «Прогресс МС». Описываются сокращенные схемы сближения пилотируемых и грузовых кораблей с МКС. Обсуждаются вопросы повышения эффективности использования Российского сегмента МКС, проблемные вопросы коммерциализации и планы расширения научно-прикладных исследований. Рассмотрена целесообразность создания после завершения программы МКС Российской орбитальной станции.

В качестве стратегической перспективы развития отечественной пилотируемой космонавтики сформулированы предложения по национальной программе исследования и освоения Луны. Приведены разработанные РКК «Энергия» предложения по созданию многофункционального комплекса поиска и спасения космонавтов при запусках пилотируемых кораблей с космодрома «Восточный».

Обсуждаются результаты и проблемы создания научно-технического и технологического заделов для разработки перспективных пилотируемых космических комплексов, включая внедрение цифровых технологий, создание новых приборов, использование композиционных материалов, аддитивных и робототехничес-ких технологий.

Ключевые слова: пилотируемая космонавтика, Российский сегмент МКС, коммерциализация научных исследований, Российская орбитальная станция, программа исследования и освоения Луны, комплекс поиска и спасения космонавтов, проблемы создания научно-технического задела.

SCIENTIFIC AND ENGINEERING pROBLEMS INvOLvED IN THE IMplementation OF THE project

«manned space systems and complexes»

Mikrin E.A.

S.P. Korolev Rocket and Space Public Corporation Energia (RSC Energia) 4A Lenin str., Korolev, Moscow region, 141070, Russian Federation, e-mail:[email protected]

This paper, which is, to a large extent, a review, presents results of an analysis of the current status and future prospects for the development of our country's manned spaceflight from the standpoint of RSC Energia as the prime organization in Russia in this field of science and engineering. It addresses the issues involved

in the ISS Russian Segment deployment completion, which is to be achieved by the addition of three new modules currently being developed at RSC Energia: the Multipurpose Laboratory Module in 2020; the Node Module in 2021; Science and Power Module in 2022, and the development of an improved version of cargo spacecraft Progress MS. It describes quick ISS rendezvous profiles for crew and cargo transportation spacecraft. It discusses the issues involved in improving the efficiency of the ISS Russian Segment utilization, commercialization problems and plans to expand scientific applied research. The paper explores the desirability of establishing a Russian orbital station after the ISS program completion.

As a strategic outlook for the development of our country's manned space flight the paper formulates proposals on the national program of Lunar research and exploration. It summarizes RSC Energia's proposals on the development of a multifunctional system for crew search and rescue during launches of manned spacecraft from Vostochny launch site.

It discusses the results and problems involved in laying the scientific, engineering and manufacturing groundwork for the development of advanced manned space systems, including introduction of digital technologies, development of new instrumentation, use of composite materials, additive and robotic technologies.

Key words: manned spaceflight, ISS Russian Segment, commercialization of scientific research, Russian orbital station, Lunar research and exploration program, crew search and rescue system, problems of laying the scientific and engineering groundwork.

МИКРИН Евгений Анатольевич — академик РАН, генеральный конструктор - первый заместитель генерального директора РКК «Энергия», e-mail: [email protected] MIKRIN Evgeny Anatolyevich — RAS academician, General Designer - First Deputy General Director of RSC Energia, e-mail: [email protected]

микрин Е.А.

введение

Основной целью проекта «Пилотируемые космические системы и комплексы» [1] является создание перспективных пилотируемых космических комплексов в соответствии с Основами государственной политики в области космической деятельности [2].

Проект предусматривает решение следующих основных задач:

• завершение развертывания и обеспечение эффективного использования Российского сегмента Международной космической станции (РС МКС), а также расширение научно-прикладных исследований на околоземных орбитах;

• создание перспективной пилотируемой транспортной системы и космической инфраструктуры для осуществления на рубеже 2030-х гг. пилотируемых полетов в окололунное пространство и на Луну.

завершение развертывания и обеспечение эффективного использования PC мкС

Одной из основных задач проекта является завершение развертывания и обеспечение эффективного использования Российского сегмента МКС.

Среди всех космических программ конца XX - начала XXI вв. самой грандиозной по техническим и экономическим параметрам является Международная космическая станция, которая представляет собой огромное по составу систем и размерам сооружение массой ~450 т. Длина станции 109 м, ширина 51 м.

МКС — совместный международный проект, в котором участвуют 15 стран-партнеров, 100 государств-исследователей [3].

В 2018 г. исполнилось 20 лет со дня запуска первого модуля станции. С 1998 г. по март 2019 г. выполнено 207 запусков

кораблей и модулей, в т. ч. 129 российских. Россия обеспечивает непрерывный пилотируемый режим полета МКС, запустив пять модулей РС МКС:

• функциональный грузовой блок (ФГБ) «Заря»;

• служебный модуль (СМ) «Звезда»;

• стыковочный отсек (СО) «Пирс»;

• малые исследовательские модули (МИМ) «Поиск» и «Рассвет».

Транспортно-техническое обеспечение МКС выполняется транспортными грузовыми и пилотируемыми космическими кораблями «Прогресс МС» и «Союз МС» с модернизированными бортовыми системами, ключевым элементом этих кораблей является бортовой комплекс управления и его программное обеспечение [4].

Из-за финансовых трудностей количество запусков кораблей «Прогресс МС» сокращено до трех в год, а с 2017 г. экипаж РС МКС сокращен до двух человек. Однако, с 2020 г. для интеграции модуля МЛМ-У экипаж РС МКС должен быть увеличен до трех человек, для чего необходим запуск четырех кораблей «Прогресс МС» в год.

Управление МКС обеспечивается контуром управления на базе спутников-ретрансляторов «Луч-5» с учетом модернизации наземного радиотехнического комплекса и установки на борту кораблей «Прогресс МС» и «Союз МС» единой командно-телеметрической системы [5].

В 2008 г. в РКК «Энергия» разработана и в 2012 г. внедрена в практику космических полетов шестичасовая схема сближения, позволившая сократить в восемь раз время доставки экипажа и грузов на МКС [6].

Исходя из возможностей корабля «Союз МС», разработана трехчасовая («двух-витковая») схема сближения с МКС [7], в июле 2018 г. проведена ее отработка на корабле «Прогресс МС-09» [8].

К 2022 г. планируется завершение строительства РС МКС вводом в его состав трех разрабатываемых РКК «Энергия» новых модулей:

• многоцелевого лабораторного (МЛМ-У) — в 2020 г.;

• узлового (УМ) — в 2021 г.;

• научно-энергетического (НЭМ) — в 2022 г. [4].

Эти модули должны быть спроектированы с учетом возможности создания Российской орбитальной станции (РОС) в случае принятия соответствующих решений.

Транспортно-техническое обеспечение станции будут осуществлять грузовые и пилотируемые корабли «Прогресс МС» и «Союз МС».

Отметим, что в настоящее время ведутся переговоры с международными партнерами о продлении программы МКС до 2030 г.

расширение

научно-прикладных исследований

Одним из направлений пилотируемой космонавтики, определенных государственной политикой, является расширение научно-прикладных исследований на околоземных орбитах.

Научные исследования на РС МКС охватывают шесть направлений [9]:

• исследование Земли и Космоса;

• технологии освоения космического пространства;

• физико-химические процессы и материалы в условиях космоса;

• космическая биология и биотехнология;

• человек в Космосе;

• образование и популяризация космических исследований.

На апрель 2019 г. в программу исследований было включено 299 космических экспериментов (КЭ), в т. ч. 65 КЭ находятся на этапе реализации, 123 — на этапе наземной подготовки, 111 — завершены. Примеры наиболее значимых результатов исследований, полученных на РС МКС, описаны в статьях [10, 11].

В направлении «Физико-химические процессы и материалы в условиях космоса» — это разработка технологии высокотемпературного синтеза и проведение рентгеноструктурного анализа кристаллов белков, полученных в условиях микрогравитации [12].

В направлении «Исследование Земли и Космоса» построены карты нейтронного излучения на орбите МКС и накоплена информация по эмиссиям верхней атмосферы Земли в УФ-диапа-зоне спектра [13].

В направлении «Человек в Космосе» исследовано влияние условий и факторов космического полета на различные системы организма человека вплоть до клеточного уровня [14].

В направлении «Космическая биология и биотехнология» открыта и установлена новая граница биосферы Земли и выращены высококачественные кристаллы белков [15].

В направлении «Технологии освоения космического пространства» проведена отработка основных технологических и конструкторских решений межспутниковой лазерной системы передачи информации [16].

Выполнены также образовательные эксперименты по физике и химии с привлечением школьников, студентов, молодежи для популяризации космоса [17].

Основное назначение МЛМ-У и НЭМ -расширение реализации научных исследований на РС МКС с использованием усовершенствованных универсальных рабочих мест (УРМ) внутри и на внешней поверхности модуля, в обеспечении возможностей по хранению грузов. Так, например, комплекс целевых нагрузок на МЛМ-У имеет 14 внутренних и 9 внешних УРМ (с возможностью наращивания до 16), организованных с использованием отработанных на СМ и МИМ2 методов и технических средств. С интеграцией МЛМ-У в состав РС МКС количество рабочих мест для размещения научной аппаратуры увеличится в три раза.

Кроме ввода в эксплуатацию новых модулей МЛМ-У, НЭМ, УМ, необходимо создание модернизированной серии ТГК «Прогресс МС» для выполнения целевых экспериментальных задач с учетом:

• увеличения срока активного существования в автономном полете до 3-5 мес.;

• увеличения запаса характеристической скорости (топлива) до 220 м/с (до 500 кг);

• снижения погрешности ориентации до уровня 5...10';

• установки высокоскоростной цифровой радиолинии передачи цифровой информации со скоростью 4-6 Мбит/с.

Кроме того, необходимо создание модульных малых космических аппаратов (МКА) различной размерности с обеспечением их автоматического запуска с помощью ТГК «Прогресс» (МКА массой до 250 кг, высотой орбиты до 750 км и сроком активного существования до 5 лет) [18].

проблемные вопросы коммерциализации

Для повышения эффективности использования РС МКС Госкорпорацией «Роскосмос» и РАН в феврале 2019 г. утверждено Положение о новом порядке планирования и проведения целевых работ на РС МКС. Предложен новый принцип формирования Долгосрочной программы

целевых работ — реструктуризация на три раздела (научный; технологический; целевой, включая прикладные и коммерческие эксперименты) с разными механизмами формирования, финансирования и оценки эффективности. Разработанная в 2018 г. первая версия новой Долгосрочной программы включает три раздела (всего 200 КЭ):

• эксперименты и исследования научно-поискового и фундаментального характера (107 КЭ);

• технологии освоения космического пространства (65 КЭ);

• практические задачи и образовательные мероприятия (28 КЭ).

При формировании долгосрочной программы планируется провести инвентаризацию всех экспериментов на предмет актуальности, значимости и возможности реализации до 2024 г.

Основные проблемные вопросы коммерциализации следующие:

• существующим законодательством и нормативно-правовой базой не предусматриваются работы по программам коммерческой частной пилотируемой космонавтики;

• необходимо устанавливать цены на коммерческие работы и услуги ниже, чем цены государственных закупок. Существующее законодательство запрещает это, что ограничивает конкурентоспособность российских компаний по сравнению с западными.

российская орбитальная станция

В целях перспективного развития отечественной пилотируемой космонавтики представляется целесообразным создание после завершения программы МКС Российской орбитальной станции [4]. РОС будет создаваться как непрерывно функционирующая станция за счет замены выработавших ресурс модулей, обеспечивая постоянный и беспрепятственный доступ России в космос, технологическую независимость страны, развитие наукоемких технологий. На эту станцию можно будет перенести все дорогостоящее и уникальное научное оборудование с РС МКС. РОС будет состоять из пяти модулей, обеспечивать работу экипажа из трех человек и иметь массу порядка 60 т, причем НЭМ здесь отводится ключевая роль. Для обеспечения НЭМ функциями базового

модуля необходимы доработка бортового комплекса управления, интеграция гиро-динов (возможен вариант размещения гиродинов на других модулях РОС) и ряд других работ. К вновь разрабатываемым модулям можно отнести трансформируемый и шлюзовой модули.

Технология подготовки экипажей к полету на борту многомодульных долговременных орбитальных комплексов в настоящее время хорошо отработана [19] и может быть полностью применима к РОС с учетом использования новых модулей.

РКК «Энергия» развернула предпро-ектные работы по определению облика трансформируемых модулей [20]. Выбраны и экспериментально отработаны состав и структура оболочки, подтверждены физико-механические свойства применяемых материалов, при этом обеспечена возможность перехода к опытно-конструкторским работам по созданию экспериментального изделия объемом ~ 100 м3. В дальнейшем по данной технологии планируется создание полноразмерных обитаемых модулей для использования в составе орбитальных космических станций и в Лунной программе.

Для обеспечения выхода экипажа в открытый космос (установки научной аппаратуры, сборки и развертывания крупногабаритных конструкций, прокладки и подключения коммуникаций и др.) при эксплуатации РОС планируется создать шлюзовой модуль, на который в РКК «Энергия» разработаны основные положения, и показана целесообразность его создания с использованием задела по корпусам УМ и МИМ2 [4].

российская национальная программа исследования и освоения луны

В соответствии с Основами государственной политики Российской Федерации в области космической деятельности на период до 2030 г. и дальнейшую перспективу, одной из задач является исследование и освоение Луны.

Двумя ключевыми событиями в российской лунной программе должны стать высадка российских космонавтов на поверхность Луны в 2030 г. и начало регулярных полетов на Луну после 2030 г.

Ведущие космические агентства также заявляют о приоритете освоения Луны наряду с развитием космической деятельности в области низких орбит.

Ряд стран (США, Китай, страны-участники Европейского космического агентства, Япония, Канада, Индия, Израиль) уже приступили к реализации программ, в т. ч., в формате международного сотрудничества.

По результатам совместной работы отраслевых институтов и РАН 28 ноября 2018 г. Советом РАН по космосу совместно с Госкорпорацией «Роскосмос» был представлен проект концепции российской комплексной программы исследования и освоения Луны, одобренный решением Президиума Научно-технического совета Госкорпорации «Роскосмос» и Бюро Совета РАН по космосу.

27 марта 2019 г. было проведено заседание коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации, на котором был представлен поэтапный подход к исследованию и освоению Луны.

Предусматриваются следующие этапы: Этап 1 (2020-2025 гг.)

1. Использование автоматических КА «Луна-25», «Луна-26», «Луна-27», «Бион-М2», «Возврат» [21] в рамках Федеральной космической программы России на 2016-2025 гг. (ФКП-2025) для решения следующих задач:

• апробирование посадки и работы на полярной Луне, глобальное картирование Луны с орбиты в различных диапазонах излучения;

• исследование свойств и состава лунного полярного реголита, физических условий на и под поверхностью Луны;

• выбор и закрепление за Россией наиболее перспективного района для будущих полигонов (баз);

• исследование комбинированного действия на биологические системы невесомости, космической радиации и гипо-магнитной среды.

2. Разработка ключевых технологий, необходимых для освоения Луны (космическая медицина, робототехника, луноходы, высокоточная и безопасная посадка и др.), их отработка, в т. ч. с использованием средств МКС.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Начало отработки отечественной транспортной системы Земля-Луна-Земля:

• разработка РН (ракеты-носителя) СТК (сверхтяжелого класса) [22, 23] и пилотируемого транспортного корабля (ПТК);

• демонстрация возможностей создаваемых РН;

• демонстрация возможностей ПТК в автоматическом и пилотируемом полетах.

Начало отработки элементов РН СТК и ПТК запланировано на 2022 г. с запуском без экипажа с космодрома Байконур с использованием вновь разрабатываемой РН «Союз-5» грузоподъемностью до 17 т. Запуск ПТК «Федерация» на околоземную орбиту также будет осуществляться РН среднего класса «Союз-5» грузоподъемностью до 17 т [24]. Для этого на космодроме «Байконур» планируется доработка инфраструктуры РН «Зенит». На первой ступени РН «Союз-5» будет устанавливаться двигатель РД171МВ, являющийся модификацией двигателя РД171М, который подтвердил свою эффективность и надежность многолетней эксплуатацией РН «Зенит» [25]. На второй ступени будет использован двигатель РД0124М, создаваемый на основе РД0124, отработанного в составе РН «Союз-2.1б» [26].

На первом этапе летных испытаний запланировано три полета ПТК на низкую околоземную орбиту, в т. ч. со стыковкой к РС МКС. По результатам первого этапа летных испытаний возможно принятие решения о проведении дополнительной отработки ПТК на низкой околоземной орбите, которая будет реализована после 2025 г. (в рамках новой ФКП).

Средства аварийного спасения (САС) могут быть отработаны при запусках ПТК с космодрома «Восточный» с помощью РН «Союз-5» для последующего применения в составе РН сверхтяжелого класса. Для ПТК «Федерация» САС будут разработаны для проведения запусков ПТК с 2022 г. с космодрома «Байконур». Эти средства будут решать задачу спасения экипажа ПТК «Федерация» при пусках с космодрома «Восточный» с помощью космического комплекса с РН сверхтяжелого класса [27]. Спасение экипажа на участке выведения предлагается осуществлять с привлечением средств Министерства обороны РФ, Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Рос-авиации и т. д. под управлением координационного центра, который необходимо создать по отдельному решению.

В 2017 г. на заседании научно-технического совета Военно-промышленной комиссии рассмотрены и одобрены представленные РКК «Энергия» материалы по созданию многофункционального комплекса поиска и спасения космонавтов при запусках пилотируемых кораблей

с космодрома «Восточный», а также рекомендовано использовать данные материалы в рамках разработки аванпроекта этого комплекса.

Этап 2 (2025-2030 гг.)

1. Развитие программы освоения Луны автоматическими КА в рамках систематических работ по развертыванию полигонов или баз для решения следующих задач:

• возврат грунта из приполярных районов Луны («Луна-28»);

• использование тяжелого лунохода для комплексных исследований природных условий в районе полигона и начало развертывания на нем элементов лунной полярной базы [28].

2. Начало международного сотрудничества по созданию полигонов.

3. Подготовка к пилотируемым полетам на Луну. Реализация ключевых технологий, необходимых для реализации экспедиции посещения.

4. Демонстрация возможностей РН СТК и перспективного транспортного корабля.

5. Осуществление пилотируемых полетов на окололунные орбиты и демонстрационных полетов пилотируемых средств на Луну.

Этап 3 (2030-2035 гг.)

1. Посадка взлетно-посадочного комплекса на Луну. Привлечение экипажей к части работ на лунных полигонах.

2. Развертывание полномасштабных научных экспериментов на Луне.

3. Развертывание для работы на полигонах вспомогательных средств: ретрансляторов, энергетических модулей, робото-технических средств.

4. Начало экспериментов по использованию лунных ресурсов для автономной системы жизнеобеспечения и строительства лунной базы [29].

5. Организация международного сотрудничества по использованию лунных полигонов.

Третий этап начинается непосредственно по готовности наземной космической инфраструктуры космодрома «Восточный», средств доставки экипажей (ПТК, РН СТК) и лунного взлетно-посадочного комплекса в область Луны и на ее поверхность. На начальной стадии этого этапа проводятся краткосрочные пилотируемые экспедиции на поверхность Луны продолжительностью 7... 14 сут, численностью экипажа до четырех человек, с целью комплексного апробирования работы транспортных систем, систем жизнеобеспечения, робототехники [30].

С 2032 г. предполагается перейти к реализации экспедиций периодического обитания человека на Луне. К этому моменту должны быть разработаны универсальный модуль лунной базы (в минимальной конфигурации) и средства передвижения по поверхности. По результатам этапа должны быть определены оптимальные места для размещения элементов будущей лунной базы и уточнены требования к ее функциональным характеристикам. Этап 4 (2035 г. и далее)

1. Начало работы полномасштабной лунной базы (баз).

2. Доставка крупнотоннажных грузов и насыщение лунных полигонов разнообразными научными экспериментами.

3. Международное использование лунных полигонов.

Четвертый этап начинается после (и при условии) успешного завершения третьего этапа, предположительно в 2035-2036 гг. Задача этого этапа начало полномасштабного освоения Луны. В это время стартует строительство крупногабаритных сооружений с использованием местных ресурсов и аддитивных технологий, оснащение научных и промышленных установок аппаратурой и оборудованием, формирование инфраструктуры, обеспечивающей жизнедеятельность и производственные возможности. Конечная цель четвертого этапа — создание условий для долгосрочного пребывания экипажей и реализации полномасштабных научно-производственных и, в перспективе, опытно-промышленных проектов на поверхности Луны [31].

На всех этапах реализации программы предполагается международное сотрудничество в интересах исследования Луны, Марса и дальнего космоса.

В период до 2025 г. основное финансирование в части перспективных пилотируемых программ сосредоточено на создании космических средств для реализации лунной программы. Работы по созданию ПТК и РН СТК в составе космического ракетного комплекса СТК должны быть продолжены и интенсифицированы с целью обеспечения полета к Луне в 2028 г. Одновременно должны быть развернуты работы по созданию инфраструктурных элементов в интересах лунной программы: ЛВПК и модулей лунной базы. Для этого необходимо внести соответствующие изменения в ФКП-2025.

Эксперименты на МКС в максимальной степени должны ориентироваться на отработку критических технологий в обеспечение пилотируемых полетов к Луне, а также — на реализацию проектов в интересах сторонних пользователей, включая коммерческие организации.

Россия при условии принятия такого решения может принимать участие в международном проекте строительства окололунной станции DSG (Deep Space Gateway), выполняя задачи в интересах национальной лунной программы [32]. Однако, создание окололунной станции не является приоритетной национальной задачей. Важно обеспечить партнерство по окололунной станции по аналогии с программой МКС. Для участия в данном проекте на паритетных условиях разработки только шлюзового модуля этой станции окажется недостаточно. Станцию возможно будет использовать для отработки систем и элементов лунной инфраструктуры: КА, элементов лунной базы, систем связи, навигации, робототехники и для обеспечения доступа в различные районы поверхности Луны.

Программы исследования Луны автоматическими КА дополняются работами, направленными на получение критически важных данных, необходимых для реализации будущих пилотируемых полетов. Решение задачи навигации для Лунной программы должно обеспечиваться применением средств спутниковой и автономной навигации. Предполагается использовать действующие КА, доос-настить околоземную спутниковую группировку, а также, при необходимости, создать в перспективе окололунную группировку КА [33].

Создание научно-технического и технологического заделов

РКК «Энергия» ведет работы по созданию научно-технического и технологического заделов для разработки перспективных пилотируемых космических комплексов.

В обеспечение повышения качества и надежности, снижения затрат и длительности разработки и изготовления РКТ внедряются технологии цифрового производства. В результате создан технологический базис для обеспечения единой среды сквозной разработки изделий; обеспечена возможность выпуска рабочей

документации на новые изделия в электронной форме; разработаны и внедрены методы электронного макетирования изделий на основе 3-0-моделей; сокращены объемы натурной отработки за счет расширения доли компьютерного математического моделирования. Ведется проработка прокладки бортовой кабельной сети на изделии с использованием 3-0-моделей, выполнение рабочей технологической документации на основе 3-0-эскизов [34].

Основными проблемами являются:

• стандартизация форматов и порядка обмена электронной документацией между соисполнителями и с заказчиком;

• внесение изменений в нормативную документацию в части обеспечения возможности предоставления государственному заказчику электронных подлинников конструкторской документации и установления порядка ее согласования.

Применение цифровых технологий подразумевает использование концепции комплексной организации проектирования, разработки, отработки и испытаний бортовых комплексов управления КА и их программного обеспечения. Центральное место в концепции занимает использование стендов имитационного моделирования на всех этапах жизненного цикла создания КА [34].

РКК «Энергия» ведет разработку новых типов приборов с применением электронной комплектующей базы (ЭКБ) отечественного производства. В соответствии с программой импортозамещения, во всех приборах для кораблей «Прогресс» и «Союз» осуществляется плановая замена ЭКБ зарубежного производства на ЭКБ отечественного производства, а ключевые приборы бортового комплекса управления НЭМ и ПТК «Федерация» будут выполнены на основе отечественной ЭКБ. Для приборов ПТК «Федерация» максимально использован задел модулей с НЭМ, и дополнительно разработан ряд модулей также на отечественной электронной базе.

Основные проблемные вопросы применения ЭКБ отечественного производства:

• большая часть современной ЭКБ, разработанной в рамках работ по импорто-замещению, не выпускается с необходимым уровнем качества;

• полеты к Луне и в дальний космос устанавливают повышенные требования к радиационной стойкости оборудования;

• отсутствие данных по радиационной стойкости (в особенности — к воздействию тяжелых заряженных частиц) не позволяет разработчикам аппаратуры провести предварительный выбор стойкой ЭКБ и требует проведения дополнительных испытаний;

• для изготовления ряда приборов требуются радиационно-стойкие flash-память и программируемые логические интегральные схемы большой емкости. В настоящее время отечественных микросхем с такими характеристиками не существует.

Для создания современных КА необходимо использование:

• герметичных сварных конструкций с высоким массовым совершенством, которое обеспечивается внедрением высокопрочных материалов, в частности, сплава 1570С с уровнем прочности на 15-20% выше сплава АМг6 [35];

• технологий, обеспечивающих реализацию требуемых конструкторских решений, в т. ч. изготовления крупногабаритных штамповок и поковок из сплава 1570С и сварки, обеспечивающей высококачественное соединение алюминиевых сплавов толщиной до 30 мм [36, 37];

• современных методов и средств неразрушающего контроля, в т. ч. комплексного стенда диагностики, созданного, в частности, в РКК «Энергия» [38].

Применение в создании пилотируемых КА конструкций минимальной массы достигается при использовании перспективных полимерных композиционных материалов [39], автоклавных технологий [40], препрегов на основе высокопрочных волокон [39]. В составе теплозащитных панелей используются облегченные композитные материалы переменной плотности [41].

Основными проблемами являются отсутствие необходимой нормативной базы применения композиционных материалов в изделиях пилотируемой космонавтики и недостаточное количество отечественных композиционных материалов с улучшенными эксплуатационными характеристиками.

РКК «Энергия» развернула работы по исследованию возможности использования аддитивных технологий для изготовления элементов конструкций ПКА, уже изготовлены экспериментальные элементы конструкций и опытные образцы [42].

Основными проблемами внедрения новых производственных технологий являются отсутствие необходимого технологического оборудования и ограничения в применении перспективных технологий, таких, например, как сварка трением с перемешиванием, аддитивные и композиционные технологии.

развитие робототехнических технологий

Одним из перспективных направлений отечественной космонавтики является развитие робототехнических технологий [43].

В настоящее время на РС МКС эксплуатируется механический манипулятор «Грузовая стрела», обеспечивающий перенос крупногабаритных грузов и поддержку внекорабельной деятельности экипажа станции. В составе модуля МЛМ-У будет доставлен на орбиту европейский манипулятор ERA, затем в составе НЭМ — манипулятор-перестыков-щик модуля НЭМ с надирного на боковой порт УМ. В рамках опытно-конструкторских работ «Косморобот» будет создан робот, предназначенный для выполнения сборочных, монтажных и других технологических операций на внешней поверхности НЭМ. В рамках КЭ «Теле-дроид» планируется создание антропоморфного робота для локального обслуживания внешней поверхности РС МКС в копирующем режиме. В рамках КЭ «Испытатель» будет создан автономный антропоморфный робот для выполнения работ внутри ПТК и РС МКС. Первую отработку робота планируется провести на транспортном пилотируемом корабле «Союз МС-14» (запуск в 2019 г.).

разработка требований к средствам и методам подготовки космонавтов

Определение потребностей и разработка требований к средствам и методам подготовки космонавтов должны проводиться с учетом необходимости ввода в действие средств подготовки космонавтов до начала подготовки экипажей. Для отработки перспективных технологий подготовки космонавтов в Центре подготовки космонавтов уже проводятся экспериментальные исследования, в т. ч., и с экипажами Международной космической станции сразу после завершения космического полета [44].

заключение

1. В рамках космической деятельности на низких околоземных орбитах РС МКС является основой пилотируемой космонавтики России. Необходимо завершить строительство РС МКС, продолжить системную работу по повышению эффективности целевого использования станции. Развитие программы МКС обеспечит для российской стороны переход от освоения к использованию области низких околоземных орбит с учетом расширения коммерциализации и развития международного сотрудничества в области пилотируемой космической деятельности. В целях эффективного использования околоземной космической инфраструктуры в интересах науки, социально-экономического развития и обороноспособности страны необходима разработка проекта Российской орбитальной станции.

2. В Лунной программе необходимо рассмотреть возможность формирования государственной целевой программы по исследованию и освоению Луны, предусмотрев в ней разработку перспективной транспортной космической системы и лунных взлетно-посадочного и грузового посадочного комплексов, а также решение первоочередных задач по созданию окололунной станции с участием международных партнеров. Целесообразно рассмотреть возможность выполнения первоочередных проектных работ в обеспечение первого этапа Лунной программы в рамках ФКП-2025.

Список литературы

1. О генеральном конструкторе по созданию вооружения, военной и специальной техники: Указ Президента Российской Федерации от 19 января 2015 г. № 18 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kremlin.ru/acts/bank/39360 (дата обращения 02.04.2019 г.).

2. Основные положения Основ государственной политики Российской Федерации в области космической деятельности на период до 2030 года и дальнейшую перспективу. Утверждены Президентом Российской Федерации 19 апреля 2013 г. № Пр-906. Документ опубликован не был.

3. Деречин А.Г., Жарова Л.Н., Синявский В.В., Солнцев В.Л., Сорокин И.В. Международное сотрудничество в сфере

пилотируемых полетов. Часть 2. Создание и эксплуатация Международной космической станции // Космическая техника и технологии. 2017. № 2(17). С. 5-28.

4. Микрин Е.А. Перспективы развития отечественной пилотируемой космонавтики (к 110-летию со дня рождения С.П. Королёва) // Космическая техника и технологии. 2017. № 1(16). С. 5-11.

5. Беляев М.Ю., Карасев Д.В., Матвеева Т.В., Рулев Д.Н. Грузовые корабли «Прогресс» в программах орбитальных станций (к 40-летию первого в мире полета грузового корабля к орбитальной станции) // Космическая техника и технологии. 2018. № 1(20). С. 23-39.

6. Микрин Е.А., Орловский И.В., Бра-газин А.Ф., Усков А.В. Новые возможности автономной системы управления модернизированных кораблей «Союз» и «Прогресс» для реализации «быстрой» встречи с МКС // Космическая техника и технологии. 2015. № 4(11). С. 58-67.

7. Муртазин Р.Ф. Схемы ускоренного доступа к орбитальной станции для современных космических кораблей // Космические исследования. 2014. Т. 52. Вып. 2. С. 162-175.

8. Роскосмос [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.roscosmos. ru/25289/ (дата обращения 10.07.2018 г.).

9. Координационный научно-технический совет по программам научно-прикладных исследований на пилотируемых космических комплексах. Направления исследований [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://knts.tsniimash.ru/ru/site/ Default.aspx (дата обращения 28.12.2012 г.).

10. Зеленый Л.М., Климов С.И., Ангаров В.Н., Родин В.Г., Назаров В.Н., Суханов А.А., Батанов О.В., Готлиб В.М., Калюжный А.В., Каредин В.Н., Козлов В.М., Козлов И.В., Эйсмонт Н.А., Ледков А.А., Новиков Д.И., Корепанов В.Е., Боднар Л., Се-геди П., Ференц Ч., Папков А.П., Лизунов А.А. Космический эксперимент «Микроспутник» на Российском сегменте Международной космической станции // Космическая техника и технологии. 2015. № 3(10). С. 26-37.

11. Легостаев В.П., Марков А.В., Сорокин И.В. Целевое использование Российского сегмента МКС: значимые научные результаты и перспективы // Космическая техника и технологии. 2013. № 2. С. 3-18.

12. Беляев М.Ю., Легостаев В.П., Матвеева Т.В., Монахов М.И., Рулев Д.Н., Сазонов В.В. Отработка методов проведения

экспериментов в области микрогравитации в автономном полете грузового корабля «Прогресс М-20М» // Космическая техника и технологии. 2014. № 3(6). С. 22-32.

13. Координационный научно-технический совет по программам научно-прикладных исследований на пилотируемых космических комплексах. Космический эксперимент «БТН-Нейтрон» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://knts.tsniimash. ru/ru/site/Experiment_q.aspx?idE=92 (дата обращения 20.03.2019 г.).

14. Координационный научно-технический совет по программам научно-прикладных исследований на пилотируемых космических комплексах. Направление 3: «Человек в космосе» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://knts.tsniimash. ru/ru/site/Dire ction.aspx (дата обращения 02.04.2019 г.).

15. Координационный научно-технический совет по программам научно-прикладных исследований на пилотируемых космических комплексах. Направление 4: «Космическая биология и биотехнология» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://knts.tsniimash.ru/ru/site/Direction.aspx (дата обращения 02.04.2019 г.).

16. Королёв Б.В. Технология работы космической оптической линии связи для повышения оперативности управления и получения информации потребителем в процессе функционирования космических средств // Космическая техника и технологии. 2014. № 1(4). С. 39-47.

17. Координационный научно-технический совет по программам научно-прикладных исследований на пилотируемых космических комплексах. Направление 10: «Космическое образование» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://knts.tsniimash. ru/ru/site/Section.aspx?id=10 (дата обращения 02.04.2019 г.).

18. Марков А.В., Матвеева Т.В., Муртазин Р.Ф., Смирнов А.В., Соловьев В .А, Сорокин И.В., Чурило И.В., Хамиц И.И. Технология запуска микроспутников с использованием транспортных грузовых кораблей типа «Прогресс-М» // Космическая техника и технологии. 2015. № 1(8). С. 42-52.

19. Бронников С.В. Разработка требований к подготовке экипажей космической станции // Космическая техника и технологии. 2015. № 1(8). С. 81-87.

20. Хамиц И.И., Филиппов И.М., Бу-рылов Л.С., Медведев Н.Г., Чернецова А.А.,

Зарубин В.С., Фельдштейн В.А., Буслов Е.П., Ли А.А., Горбунов Ю.В. Трансформируемые крупногабаритные конструкции для перспективных пилотируемых комплексов // Космическая техника и технологии. 2016. № 2(13). С. 23-33.

21. Планетные исследования [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www. laspace.ru/projects/planets/ (дата обращения 02.04.2019 г.).

22. Сверхтяжелая ракета «Енисей» отправит к Луне макет корабля «Федерация». Известия [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://iz.ru/843804/2019-02-09/ sverkhtiazhelaia-raketa-enisei-otpravit-k-lune-maket-korablia-federatciia (дата обращения 09.02.2019 г.).

23. Хамиц И.И., Филиппов И.М., Буры-лов Л. С., Тененбаум С.М., Перфильев А.В., Гусак Д.И. Концепция космической транс-портно-энергетической системы на основе солнечного межорбитального электроракетного буксира // Космическая техника и технологии. 2017. № 1(16). С. 32-40.

24. Роскосмос запустит четыре ракеты «Иртыш» в рамках летных испытаний. ТАСС [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://tass.ru/kosmos/6198658 (дата обращения 08.03.2019 г.).

25. Филин В.М. Ракета космического назначения «3енит-35£» для программы «Морской старт» // Космическая техника и технологии. 2014. № 2(5). С. 40-48.

26. Чванов В.К., Судаков В.С. Лёвоч-кин П.С. Современные жидкостные ракетные двигатели АО «НПО Энергомаш имени академика В.П. Глушко». Состояние программ и перспективы (к 110-летию со дня рождения академика В.П. Глушко) // Космическая техника и технологии. 2018. № 3(22). С. 5-16.

27. Радугин И.С. Проект экономически эффективной системы средств выведения среднего и тяжелого классов для запусков элементов перспективной пилотируемой транспортной системы с космодрома «Восточный» // Космическая техника и технологии. 2013. № 3. С. 3-13.

28. Луна — шаг к технологиям освоения Солнечной системы / Научные редакторы В.П. Легостаев и В.А. Лопота. М.: РКК «Энергия», 2011. 550 с.

29. Брюханов Н.А., Легостаев В.П., Лобыкин А.А., Лопота В.А., Сизенцев Г.А. Синявский В.В Сотников Б.И., Филиппов И.М., Шевченко В.В. Использование ресурсов Луны для исследования и освоения Солнечной системы в XXI веке //

Космическая техника и технологии. 2014. № 1(4). С. 3-14.

30. Борзых С.В., Воронин В.В. Программно-методический подход к моделированию динамики посадки лунного взлетно-посадочного корабля // Космическая техника и технологии. 2018. № 2(21). С. 16-23.

31. Шевченко В.В. Утилизация привнесенного на Луну астероидного вещества — экономичный путь к получению космических ресурсов высокой ценности // Космическая техника и технологии. 2018. № 1(20). С. 5-22.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

32. Роскосмос заинтересовался проектом США по созданию международной окололунной станции. ТАСС [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://tass.ru/kosmos/5807831 (дата обращения 19.10.2018 г.).

33. Микрин Е.А., Михайлов М.В., Орловский И.В., Рожков С.Н., Краснополь-ский И.А. Спутниковая навигация космических аппаратов на лунной орбите // Космическая техника и технологии. 2018. № 2(21). С. 63-70.

34. Гукало А.А., Золотарев А.М., Маг-жанов Р.М. Электронное макетирование как этап разработки конструкторской документации модулей орбитальных станций РКК «Энергия» // Космическая техника и технологии. 2017. № 4(19). С. 29-35.

35. Шачнев С.Ю., Пащенко В.А., Махин И.Д., Базескин А.В., Дубовицкий А.Д. Отработка технологии сварки трением с перемешиванием алюминиевых сплавов 1570С, АМг6 большой толщины для использования в перспективных разработках РКК «Энергия» // Космическая техника и технологии. 2016. № 4(15). С. 24-30.

36. Махин И.Д., Носачев С.Н., Усов П.А. Особенности применения технологии автоматической импульсной лазерной сварки при изготовлении герметичных корпусов приборов с радиусными углами из слоистых композиционных материалов // Космическая техника и технологии. 2014. № 4(7). С. 54-61.

37. Бронз А.В., Ефремов В.И., Плотников А.Д., Чернявский А.Г. Сплав 1570С -материал для герметичных конструкций перспективных многоразовых изделий РКК «Энергия» // Космическая техника и технологии. 2014. № 4(7). С. 62-67.

38. Махин И.Д., Николаев В.В., Петро-вичев П.С. Исследование свариваемости сплавов В-1469 и 1570С с использованием

электронно-лучевой сварки применительно к конструкции перспективного пилотируемого корабля // Космическая техника и технологии. 2014. № 4(7). С. 68-75.

39. Аккуратов И.Л., Алямовский А.И., Виноградов А.С., Герасимова Т.И., Зем-цова Е.В., Кириллов С.В., Копыл Н.И., Магжанов Р.М., Сеньковский А.Н., Соколова С.П., Щербаков Э.В. Результаты исследований свойств углепластиков на основе различных полимерных связующих, перспективных для изготовления конструкций космической техники // Космическая техника и технологии. 2018. № 1(20). С. 54-66.

40. Романенков В.А., Колесниченко А.Ф., Мартынов М.В., Тарасов В.А., Комков М.А., Боярская Р.В. Повышение физико-механических показателей теплозащитных покрытий при автоклавном формовании в нейтральной среде // Космическая техника и технологии. 2017. № 3(18). С. 34-41.

41. Земцова Е.В. Исследование прочности при сдвиге клеевых соединений с применением термостойких клеев для крепления теплозащитного покрытия на основе синтактового композитного материала при температурах 20, 150, 200 °С //

Космическая техника и технологии. 2016. № 1(12). С. 22-28.

42. Артемов А.Л., Дядченко В.Ю., Лукь-яшко А.В., Новиков А.Н., Попович А.А., Рудской А.И., Свечкин В.П., Скоромнов В.И., Смоленцев А.А., Соколов Б.А., Солнцев В.Л., Суфияров В.Ш., Шачнев С.Ю. Отработка конструктивных и технологических решений для изготовления опытных образцов внутренней оболочки камеры сгорания многофункционального жидкостного ракетного двигателя с использованием аддитивных технологий // Космическая техника и технологии. 2017. № 1(16). С. 50-62.

43. Ушаков И.Б., Бубеев Ю.А., Гущин В.И., Боритко Я.С. К проекту освоения Луны: некоторые инженерно-психологические и медицинские проблемы // Космическая техника и технологии. 2015. № 3(10). С. 68-80.

44. Калери А.Ю., Кукин О.Н., Серов М.В. Методология летно-испытательной деятельности космонавтов при создании пилотируемого транспортного корабля // Космическая техника и технологии. 2017. № 2(17). С. 90-98.

Статья поступила в редакцию 19.06.2019 г.

reference

1. O general'nom konstruktore po sozdaniyu vooruzheniya, voennoy i special'noy tekhniki: Ukaz Prezidenta Rossijskoy Federatsii ot 19 yanv. 2015 g. № 18 [On the general designer for creation of weapons, military and special equipment: Decree of the President of the Russian Federation of January 19, 2015, no. 18]. Available at: http://kremlin.ru/acts/ bank/39360 (accessed 02.04.2019).

2. Osnovnye polozheniya Osnov gosudarstvennoi politiki Rossiiskoi Federatsii v oblasti kosmicheskoi deyatel'nosti na period do 2030 goda i dal'neishuyu perspektivu. Utverzhdeny Prezidentom Rossiiskoi Federatsii 19 aprelya 2013 g. № Pr-906. Dokument opublikovan ne byl [Main provisions of Fundamentals of the state policy of the Russian Federation in the field of space activities for the period up to 2030 and further. Approved by the President of the Russian Federation on April 19, 2013, no. np-906. The document was not published].

3. Derechin A.G., Zharova L.N., Sinyavskiy V.V., Solntsev V.L., Sorokin I.V. Mezhdunarodnoe sotrudnichestvo v sfere pilotiruemykh poletov. Chast' 2. Sozdanie i ekspluatatsiya Mezhdunarodnoy kosmicheskoy stantsii [International cooperation in the sphere of manned flights. Part 2. Development and operation of the International Space Station]. Kosmicheskaya tekhnika i tekhnologii, 2017, no. 2(17), p. 5-28.

4. Mikrin E.A. Perspektivy razvitiya otechestvennoy pilotiruemoy kosmonavtiki (k 110-letiyu so dnya rozhdeniya S.P. Korolyova) [Outlook for our country's manned spaceflight development (to mark the 110th anniversary of S.P. Korolev)]. Kosmicheskaya tekhnika i tekhnologii, 2017, no. 1(16), pp. 5-11.

5. Belyaev M.Yu., Karasev D.V., Matveeva T.V., Rulev D.N. Gruzovye korabli «Progress» v programmakh orbital'nykh stantsiy (k 40-letiyu pervogo v mire poleta gruzovogo korablya k orbital'noy stantsii) [Progress cargo vehicles in orbital-station programs (dedicated to the 40th anniversary of the world's first cargo vehicle space flight to an orbital station]. Kosmicheskaya tekhnika i tekhnologii, 2018, no. 1(20), pp. 23-39.

6. Mikrin E.A., Orlovskiy I.V., Bragazin A.F., Uskov A.V. Novye vozmozhnosti avtonomnoy sistemy upravleniya modernizirovannykh korabley «Soyuz» i «Progress» dlya realizatsii

«bystroy» vstrechi s MKS [New capabilities of the autonomous control system of upgraded Soyuz and Progress spacecraft for implementing a «quick» rendezvous with the ISS]. Kosmicheskaya tekhnika i tekhnologii, 2015, no. 4(11), pp. 58-67.

7. Murtazin R.F. Skhemy uskorennogo dostupa k orbital'noj stancii dlya sovremennyh kosmicheskih korablej [Procedures of accelerated access to the orbital station for up-to-date spacecraft]. Kosmicheskie issledovaniya, 2014, vol. 52, issue 2, pp. 162-175.

8. Roskosmos. Available at: https://www.roscosmos.ru/25289/ (accessed 10.07.2018).

9. Koordinacionnyj nauchno-tekhnicheskij sovet po programmam nauchno-prikladnyh issledovanij na pilotiruemyh kosmicheskih kompleksah. Napravleniya issledovanij [Coordination Scientific and Technical Council for programs of the applied scientific research on manned space systems. Directions of the development of research]. Available at: http://knts.tsniimash.ru/ru/site/Default.aspx (accessed 28.12.2012).

10. Zelenyi L.M., Klimov S.I., Angarov V.N., Rodin V.G., Nazarov V.N., Sukhanov A.A., Batanov O.V., Gotlib V.M., Kalyuzhnyi A.V., Karedin V.N., Kozlov V.M., Kozlov I.V., Eismont N.A., Ledkov A.A., Novikov D.I., Korepanov V.E., Bodnar L., Szegedi P., Ferencz C, Papkov A.P., Lizunov A.A. Kosmicheskiy eksperiment «Mikrosputnik» na Rossiyskom segmente Mezhdunarodnoy kosmicheskoy stantsii [Space experiment «Microsatellite» on the Russian segment of the International Space Station]. Kosmicheskaya tekhnika i tekhnologii, 2015, no. 3(10), pp. 26-37.

11. Legostaev V.P., Markov A.V., Sorokin I.V. Tselevoe ispol'zovanie Rossiyskogo segmenta MKS: znachimye nauchnye rezul'taty i perspektivy [The iSS Russian Segment utilization: research accomplishments and prospects]. Kosmicheskaya tekhnika i tekhnologii, 2013, no. 2, pp. 3-18.

12. Belyaev M.Yu., Legostaev V.P., Matveeva T.V., Monakhov M.I., Rulev D.N., Sazonov V.V. Otrabotka metodov provedeniya eksperimentov v oblasti mikrogravitatsii v avtonomnom polete gruzovogo korablya «Progress M-20M» [Development of methods of conducting microgravity experiments in free flight of Progress M-20M logistic vehicle]. Kosmicheskaya tekhnika i tekhnologii, 2014, no. 3(6), pp. 22-32.

13. Koordinacionnyj nauchno-tekhnicheskij sovet po programmam nauchno-prikladnyh issledovanij na pilotiruemyh kosmicheskih kompleksah. Kosmicheskij ehksperiment «BTN-Nejtron» [Coordination Scientific and Technical Council for programs of the applied scientific research on manned space systems. Space experiment BTN-Neitron]. Available at: http://knts. tsniimash.ru/ru/site/Experiment_q.aspx?idE=92 (accessed 20.03.2019).

14. Koordinacionnyj nauchno-tekhnicheskij sovet po programmam nauchno-prikladnyh issledovanij na pilotiruemyh kosmicheskih kompleksah. Napravlenie 3: «Chelovek v kosmose» [Coordination Scientific and Technical Council for programs of the applied scientific research on manned space systems. Direction 3: Man in space]. Available at: http://knts.tsniimash.ru/ru/site/Direction.aspx (accessed 02.04.2019).

15. Koordinacionnyj nauchno-tekhnicheskij sovet po programmam nauchno-prikladnyh issledovanij na pilotiruemyh kosmicheskih kompleksah. Napravlenie 4: «Kosmicheskaya biologiya i biotekhnologiya» [Coordination Scientific and Technical Council for programs of the applied scientific research on manned space systems. Direction 4: Space Biology and Biotechnology]. Available at: http://knts.tsniimash.ru/ru/site/Direction.aspx (accessed 02.04.2019).

16. Korolev B.V. Tekhnologiya raboty kosmicheskoy opticheskoy linii svyazi dlya povysheniya operativnosti upravleniya i polucheniya informatsii potrebitelem v processe funktsionirovaniya kosmicheskikh sredstv [Space optical communications line technology aimed at a more responsive control and prompter delivery of data to the end user during space operations]. Kosmicheskaya tekhnika i tekhnologii, 2014, no. 1(4), pp. 39-47.

17. Koordinacionnyy nauchno-tekhnicheskiy sovet po programmam nauchno-prikladnyh issledovaniy na pilotiruemyh kosmicheskih kompleksah. Napravlenie 10: «Kosmicheskoe obrazovanie» [Coordination Scientific and Technical Council for programs of the applied scientific research on manned space systems. Direction 10: Space Education]. Available at: http://knts.tsniimash.ru/ru/site/Section.aspx?id=10 (accessed 02.04.2019).

18. Markov A.V., Matveeva T.V., Murtazin R.F., Smirnov A.V., Soloviev V.A., Sorokin I.V., Churilo I.V., Khamits I.I. Tekhnologiya zapuska mikrosputnikov s ispol'zovaniem transportnykh gruzovykh korabley tipa «Progress-M» [Launch procedure of microsatellites using Progress-M-type cargo transport vehicles]. Kosmicheskaya tekhnika i tekhnologii, 2015, no. 1(8), pp. 42-52.

19. Bronnikov S.V. Razrabotka trebovaniy k podgotovke ekipazhey kosmicheskoy stantsii [Development requirements for space station crew training]. Kosmicheskaya tekhnika i tekhnologii, 2015, no. 1(8), pp. 81-87.

20. Khamits 1.1., Filippov I.M., Burylov L.S., Medvedev N.G., Chernetsova A.A., Zarubin V.S., Feldshtein V.A., Buslov E.P., Li A.A., Gorbunov Yu.V. Transformiruemye krupnogabaritnye konstrukcii dlya perspektivnyh pilotiruemyh kompleksov [Large transformable structures for advanced manned complexes]. Kosmicheskaya tekhnika i tekhnologii, 2016, no. 2( 13), pp. 23-33.

21. Planetnye issledovaniya [Planetary research]. Available at: https://www.laspace.ru/ projects/planets/ (accessed 02.04.2019).

22. Sverhtyazhelaya raketa «Enisej» otpravit k Lune maket korablya «Federaciya» [Superheavy rocket Enisei will send the Federatsia spacecraft mockup to the Moon]. Available at: https://iz.ru/843804/2019-02-09/sverkhtiazhelaia-raketa-enisei-otpravit-k-lune-maket-korablia-federatciia (accessed 09.02.2019).

23. Khamits 1.1., Filippov I.M., Burylov L.S., Tenenbaum S.M., Perfilyev A.V., Gusak D.I. Kontseptsiya kosmicheskoy transportno-energeticheskoy sistemy na osnove solnechnogo mezhorbital'nogo elektroraketnogo buksira [A concept of space transportation and power generating system based on solar electric propulsion orbital transfer vehicle]. Kosmicheskaya tekhnika i tekhnologii, 2017, no. 1(16), pp. 32-40.

24. Roskosmos zapustit chetyre rakety «Irtysh» v ramkah letnyh ispytanij. TASS [Roscosmos will launch four rockets Irtysh within the scope of flight tests. TASS]. Available at: https://tass.ru/kosmos/6198658 (accessed 08.03.2019).

25. 25. Filin V.M. Raketa kosmicheskogo naznacheniya «Zenit-3SL» dlya programmy «Morskoy start» [Zenit-3SL integrated launch vehicle for Sea Launch Program]. Kosmicheskaya tekhnika i tekhnologii, 2014, no. 2, pp. 40-48.

26. Chvanov V.K., Sudakov V.S. Levochkin P.S. Sovremennye zhidkostnye raketnye dvigateli AO «NPO Energomash imeni akademika V.P. Glushko». Sostoyanie programm i perspektivy (k 110-letiyu so dnya rozhdeniya akademika V.P. Glushko) [Modern liquid-propellant rocket engines made by NPO Energomash named after academician V.P. Glushko. Current status of programs and future prospects (to mark the 110th anniversary of academician V.P. Glushko)]. Kosmicheskaya tekhnika i tekhnologii, 2018, no. 3(22), pp. 5-16.

27. Radugin I.S. Proekt ekonomicheski effektivnoy sistemy sredstv vyvedeniya srednego i tyazhelogo klassov dlya zapuskov elementov perspektivnoj pilotiruemoy transportnoy sistemy s kosmodroma «Vostochny» [A project of cost effective system of medium- and heavy-lift launch vehicles to launch elements of the advanced manned transportation system from Vostochny launch site]. Kosmicheskaya tekhnika i tekhnologii, 2013, no. 3, pp. 3-13.

28. Luna - shag k tekhnologiyam osvoeniya Solnechnoj sistemy [The Moon — a step towards technologies of the solar system development]. Sci. ed. by V.P. Legostaev, V.A. Lopota. Moscow, RKK «Energiya»publ, 2011. 550 p.

29. Bryukhanov N.A., Legostaev V.P., Lobykin A.A., Lopota V.A., Sizentsev G.A., Sinyavskiy V.V., Sotnikov B.I., Filippov I.M., Shevchenko V.V. Ispol'zovanie resursov Luny dlya issledovaniya i osvoeniya Solnechnoj sistemy v XXI veke [Use of lunar resources for Solar System exploration in the 21st century]. Kosmicheskaya tekhnika i tekhnologii, 2014, no. 1(4), pp. 3-14.

30. Borzykh S.V., Voronin V.V. Programmno-metodicheskiy podkhod k modelirovaniyu dinamiki posadki lunnogo vzletno-posadochnogo korablya [Programmatic and procedural approach to simulating landing dynamics of a lunar landing and ascent vehicle]. Kosmicheskaya tekhnika i tekhnologii, 2018, no. 2(21), pp.16-23.

31. Shevchenko V.V. Utilizatsiya privnesennogo na Lunu asteroidnogo veshchestva ekonomichnyy put' k polucheniyu kosmicheskikh resursov vysokoy tsennosti [Utiliuzation of asteroid subject on the Moon — a more economic way to obtain cosmic resources of high value]. Kosmicheskaya tekhnika i tekhnologii, 2018, no. 1(20), pp. 5-22.

32. Roskosmos zainteresovalsya proektom SShA po sozdaniyu mezhdunarodnoj okololunnoj stancii. TASS [Roscosmos is interested in the U.S. project to create the International Circumlunar Station. TASS]. Available at: https://tass.ru/kosmos/5807831 (accessed 19.10.2019).

33. Mikrin E.A., Mikhailov M.V., Orlovskiy I.V., Rozhkov S.N., Krasnopolskiy I.A. Sputnikovaya navigatsiya kosmicheskikh apparatov na lunnoj orbite [Satellite navigation of spacecraft in lunar orbit]. Kosmicheskaya tekhnika i tekhnologii, 2018, no. 2(21), pp. 63 - 70.

34. Gukalo A.A., Zolotarev A.M., Magzhanov R.M. Elektronnoe maketirovanie kak etap razrabotki konstruktorskoy dokumentatsii moduley orbital'nykh stantsij RKK «Energiya»

[Electronic simulation as a phase of developing design documentation for RSC Energia orbital station module]. Kosmicheskaya tekhnika i tekhnologii, 2017, no. 4( 19), pp. 29-35.

35. Shachnev S.Yu, Pashchenko V.A., Makhin I.D., Bazeskin A.V., Dubovitskiy A.D. Otrabotka tekhnologii svarki treniem s peremeshivaniem alyuminievykh splavov 1570S, AMg6 bol'shoy tolshchiny dlya ispol'zovaniya v perspektivnykh razrabotkakh RKK «Energiya» [Developing technology of friction stir welding of heavy gauge aluminum alloys 1570S, AMg6 for use in RSC Energia advanced designs]. Kosmicheskaya tekhnika i tekhnologii, 2016, no. 4(15), pp. 24-30.

36. Makhin I.D., Nosachyov S.N., Usov P.A. Osobennosti primeneniya tekhnologii avtomaticheskoy impul'snoy lazernoy svarki pri izgotovlenii germetichnykh korpusov priborov s radiusnymi uglami iz sloistykh kompozitsionnykh materialov [Peculiarities of using automatic pulsed laser welding technology in the manufacturing of sealed deice enclosures with radius corners made of laminated composite materials]. Kosmicheskaya tekhnika i tekhnologii, 2014, no. 4(7), pp. 54-61.

37. Bronz A.V., Efremov V.I., Plotnikov A.D., Chernyavsky A.G. Splav 1570S — material dlya germetichnykh konstruktsiy perspektivnykh mnogorazovykh izdeliy RKK «Energiya» [Alloy 1570C — material for pressurized structures of advanced reusable vehicles of RSC Energia]. Kosmicheskaya tekhnika i tekhnologii, 2014, no. 4(7), pp. 62-67.

38. Makhin I.D., Nikolaev V.V., Petrovichev P.S. Issledovanie svarivaemosti splavov V-1469 i 1570S s ispol'zovaniem elektronno-luchevoy svarki primenitel'no k konstruktsii perspektivnogo pilotiruemogo korablya [Study of weldability of alloys B-1469 and 01590C using electron-beam welding as applied to the advanced manned spacecraft structure]. Kosmicheskaya tekhnika i tekhnologii, 2014, no. 4(7), pp. 68-75.

39. Akkuratov I.L., Alyamovskiy A.I., Vinogradov A.S., Gerasimova T.I., Zemtsova E.V., Kirillov S.V., Kopyl N.I., Magzhanov R.M., Senkovskiy A.N., Sokolova S.P., Shcherbakov E.V. Rezul'taty issledovaniy svoystv ugleplastikov na osnove razlichnykh polimernykh svyazuyushchikh, perspektivnykh dlya izgotovleniya konstruktsij kosmicheskoy tekhniki [Results of studies into the properties of carbon fiber-reinforced plastics based on various polymer binders, viewed as candidates for manufacturing structures for space hardware]. Kosmicheskaya tekhnika i tekhnologii, 2018, no. 1(20), pp. 54-66.

40. Romanenkov V.A., Kolesnichenko A.F., Martynov M.V., Tarasov V.A., Komkov M.A., Boyarskaya R.V. Povyshenie fiziko-mekhanicheskikh pokazateley teplozashchitnykh pokrytiy pri avtoklavnom formovanii v neytral'noy srede [Improving physical and mechanical properties of thermal insulation using autoclave molding in inert medium]. Kosmicheskaya tekhnika i tekhnologii, 2017, no. 3( 18), pp. 34-41.

41. Zemtsova E.V. Issledovanie prochnosti pri sdvige kleevykh soedineniy s primeneniem termostoykikh kleev dlya krepleniya teplozashchitnogo pokrytiya na osnove sintaktovogo kompozitnogo materiala pri temperaturakh 20, 150, 200 °C [A study of shear strength of adhesive bonds using heat-resistant glues for bonding a thermal protection coating based on a syntactic composite material at temperatures of 20, 150, 200 °C]. Kosmicheskaya tekhnika i tekhnologii, 2016, no. 1(12), pp. 22-28.

42. Artemov A.L., Dyadchenko V.Yu, Lukyashko A.V., Novikov A.N., Popovich A.A., Rudskoy A.I., Svechkin V.P., Skoromnov V.I., Smolentsev A.A., Sokolov B.A., Solntsev V.L., Sufiyarov V.S., Shachnev S.Yu. Otrabotka konstruktivnyh i tekhnologicheskih reshenij dlya izgotovleniya opytnyh obrazcov vnutrennej obolochki kamery sgoraniya mnogofunkcional'nogo zhidkostnogo raketnogo dvigatelya s ispol'zovaniem additivnyh tekhnologij [Development of design and technology solutions for additive manufacturing of prototype inner lining for combustion chamber of multifunctional liquid-propellant rocket engine]. Kosmicheskaya tekhnika i tekhnologii, 2017, no. 1(16), pp. 50-62.

43. Ushakov I.B., Bubeev Yu.A, Gushchin V.I., Boritko Ya.S. K proektu osvoeniya luny: nekotorye inzhenerno-psihologicheskie i medicinskie problemy [On the subject of Lunar exploration: some engineering-psychology and medical problems]. Kosmicheskaya tekhnika i tekhnologii, 2015, no. 3( 10), pp. 68-80.

44. Kaleri A.Yu, Kukin O.N, Serov M.V. Metodologiya letno-ispytatel'noy deyatel'nosti kosmonavtov pri sozdanii pilotiruemogo transportnogo korablya [Methodology of cosmonauts flight-testing activities in the course of manned transportation spacecraft development]. Kosmicheskaya tekhnika i tekhnologii, 2017, no. 2(17), pp. 90-98.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.