DOI: 10.17805/trudy.2022.6.7 ПСИХОЛОГИЯ
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ПСИХОЛОГИ И ПСИХОЛОГИЯ
В ГОДЫ ВОЙНЫ» КАК МОТИВИРУЮЩАЯ ФОРМА ПРИВЛЕЧЕНИЯ МОЛОДЕЖИ К ИЗУЧЕНИЮ ИСТОРИИ ПСИХОЛОГИИ
И.Н. Елисеева Московский гуманитарный университет
Аннотация: В статье описаны основные условия привлечения к историко-психологическим исследованиям студентов: эмоциональная вовлеченность, личностный смысл, понимание социокультурного контекста, связь прошлого с современностью.
Ключевые слова: история психологии; учебная дисциплина; мотивация изучения; истори-ко-психологическое исследование; Великая Отечественная война
SCIENTIFIC AND PRACTICAL PROJECT «PSYCHOLOGISTS AND PSYCHOLOGY DURING THE WAR» AS A MOTIVATING FORM OF ATTRACTING YOUNG PEOPLE TO STUDY THE HISTORY OF PSYCHOLOGY
I.N. Eliseeva Moscow University for the Humanities
Abstract: The article describes the main conditions for attracting students to historical and psychological research: emotional involvement, personal meaning, understanding of the socio-cultural context, the connection of the past with the present.
Keywords: history ofpsychology; academic discipline; motivation of study; historical andpsychological research; the Great Patriotic War
Трудности в изучении студентами учебной дисциплины «История психологии» неоднократно фиксировались историками психологии (см., например, Мироненко, 2015: 6; Стоюхина, 2014: 271 и др.). Традиционно студентами отмечается не только сложность, но объемность изучаемого курса и неочевидность связи его содержания с задачами предстоящей профессиональной деятельности (Бадмаев, 1999: 145; Батыршина, Жарова, 2016: 74; Чеснокова, 2006: 3). Именно поэтому задача разработки проекта комплексного историко-психологического исследования с добровольным участием студентов-психологов вне учебного плана стала для его авторов своеобразным вызовом.
В конце 2014 г. при обсуждении планов работы студенческого психологического добровольческого движения Центра экстренной психологической помощи МЧС России (ЦЭПП МЧС России) Ю.Н. Олейник предложил идею проведения историко-психологического исследования, посвященного 70-й годовщине Великой Победы. Цели проекта были сформулированы следующим образом: изучение и популяризация достижений в области психологии и смежных с ней отраслях науки и практики в период Великой Отечественной войны, а также создание
условий для вовлечения студентов-добровольцев в исследовательские проекты, посвященные истории страны, что позволило задействовать в неформальном творческом объединении представителей академической науки; высших учебных заведений, осуществляющих подготовку по направлению «Психология»; специалистов психологической службы МЧС России и студентов-добровольцев (Елисеева, Шойгу, 2016а).
Научно-практический проект «Психологи и психология в годы войны» был рассчитан на 2 года и реализован в 2015-2016 гг. с активным привлечением членов студенческого психологического добровольческого движения ЦЭПП МЧС России в Москве, Хабаровске, Красноярске, Екатеринбурге, Челябинске, Тюмени, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Пятигорске, Севастополе, Санкт-Петербурге и Пушкине, Иванове, Пензе, Владимире. Членами добровольческого движения являлись студенты, обучающиеся по направлению «Психология», которые после подготовки и при курировании специалистов психологической службы МЧС России проводили тренинги по культуре безопасного поведения для различных групп населения, а наиболее подготовленные привлекались для работы на телефоне «Горячая линия» для оказания экстренной психологической помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях. Содержание работы студентов-добровольцев носило практико-ориентированный характер и было весьма далеко от истории психологии.
Организаторы проекта постарались сформулировать его задачи таким образом, чтобы были учтены мотивы добровольческой деятельности студентов-психологов, а именно:
1. Активизация взаимодействия студенческой молодежи и ветеранов и тружеников тыла Великой Отечественной войны, оказание психологической поддержки ветеранам;
2. Расширение и детализация знаний студентов-добровольцев о развитии отечественной психологической мысли в период Великой Отечественной войны;
3. Выявление ранее не введенных в научный оборот сведений о деятельности отечественных психологов и специалистов смежных специальностей в период Великой Отечественной войны;
4. Создание условий для развития профессиональных компетенций добровольцев в области историко-психологических исследований.
Общее управление проектом осуществляла директор ЦЭПП МЧС России Ю.С. Шойгу. Научными руководителями выступили Ю.Н. Олейник и В.А. Кольцова, которые консультировали непосредственных руководителей проекта по отдельным вопросам методики его организации и обеспечили сотрудничество со стороны Института психологии РАН. Необходимо подчеркнуть большой личный вклад указанных руководителей, без усилий которых этот проект не мог быть реализован в таком качестве и масштабе.
Проект реализовывался в три этапа: методический, практический, аналитический. На методическом этапе группа специалистов ЦЭПП МЧС России, Мо-
сковского гуманитарного университета и Института психологии РАН определила:
- основные тематические рубрики исследования, опираясь на работы В.А. Кольцовой и Ю.Н. Олейника, Е.А. Климова и О.Г. Носковой, А.В. Барабан-щикова и Н.Ф. Феденко и др.;
- правила фиксации, хранения и передачи информации, полученной при работе в архивах и библиотеках;
- темы полуструктурированных интервью ветеранов и тружеников тыла Великой Отечественной войны;
- алгоритмы подготовки, проведения и расшифровки интервью, включая получение разрешения на их опубликование (Елисеева, Шойгу, 2016Ь).
В рамках практического этапа было проведено 31 интервью с ветеранами войны и тружениками тыла, что позволило прикоснуться к переживаниям непосредственных участников событий, а в некоторых городах проведенная работа стала началом еще одного направления в деятельности добровольцев - поддержки нуждающихся в этом пожилых людей.
Исследование архивных документов и периодических изданий способствовало расширению представлений участников о социокультурном контексте изучаемого периода: проблемах гражданского и военного управления; практических задачах, решаемых в военное время; морально-психологическом климате коллективов; условиях функционирования научных, педагогических и других коллективов; специфике межгрупповых отношений; бытовых условиях жизни и деятельности и т.д. (Елисеева, Шойгу, 2016а).
Представляют интерес обнаруженные факты о деятельности высших учебных заведений. Так, найден протокол заседания ученого совета при Свердловском государственном педагогическом институте 1942 г., где упомянуто, что планировалось заслушивание доклада В.С. Мерлина «Психология немецкого солдата по его высказываниям» (Воденикова, 2016), уточнены сведения о трудовом и жизненном пути А.К. Перова - Свердловский государственный педагогический институт (Каримова, 2016), С.М. Василейского - Горьковский государственный педагогический институт (Симанова, Ушакова, 2016), М.Ф. Беляева - Иркутский государственный педагогический институт (Елисеева, Шойгу, 2016б), работе кафедры психологии и педагогики Ростовского государственного университета сразу после войны (Кузнецова, 2016) и др.
Работа в библиотеках позволила участникам проекта ознакомиться с полными текстами трудов С.Г. Геллерштейна по трудотерапии в системе эвакогоспиталей, К.Х. Кекчеева по психофизиологии маскировки, А.Н. Леонтьева,
A.В. Запорожца по психофизиологии восстановления функций руки, психиатров
B.А. Гиляровского, Н.Н. Тимофеева, И.В. Ребельского и др. В рамках проекта проведена большая работа по анализу междисциплинарного подхода в деятельности отечественных психиатров в годы Великой Отечественные войны, прослежены предпосылки формирования этого подхода в истории отечественной психиатрии (Коханов, Пак, 2016).
Работа студентов сопровождалась регулярной консультативной поддержкой с участием Ю.Н. Олейника, И.Н. Елисеевой, М.С. Талмач, Е.В. Марченко, по вопросам психиатрии - В.П. Коханова, а также преподавателей вузов. Организаторы взаимодействовали со специалистами научно-исследовательского института Военной истории Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации.
В рамках аналитического этапа промежуточные результаты и итоги реализации проекта были представлены на круглом столе для участников проекта на международном салоне «Комплексная безопасность-2015», форуме молодежи Уральского федерального округа «УТРО-2015», научно-практической конференции «Актуальные проблемы состояния и перспективы развития психологической службы МЧС России», школе молодых ученых факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, круглом столе «70-летие Великой Победы» в рамках юбилейной конференции «От истоков к современности» (130 лет организации психологического общества при Московском университете), Всероссийской конференции по истории психологии «VI Московские встречи».
Важной вехой проекта стала научно-практическая конференция «Опыт решения психологических задач в годы Великой Отечественной войны (1941-1945), проведенная 26 ноября 2015 г. на базе ЦЭПП МСЧ России в очно-дистанционном формате, где было представлено 20 докладов как уже состоявшихся специалистов, так и студентов-добровольцев. Проект завершился подготовкой электронного издания сборника материалов конференции, где опубликованы интервью ветеранов и тружеников тыла (Опыт решения..., Электр. ресурс, 2016).
Таким образом, за счет архитектуры проекта, объединившей представителей академической и вузовской науки, специалистов-практиков и студентов-добровольцев, его участникам были предоставлены возможности:
- получения опыта участия в историко-психологическом исследовании при поддержке ведущих отечественных специалистов в этой области;
- широкого выбора направлений исследований: творческое наследие ученых и практиков, развитие отраслей психологии и отдельных направлений, развитие научных школ и центров подготовки психологов, развитие психологии в отдельных регионах, междисциплинарные связи психологической науки и практики, развитие житейского психологического знания и т.д.;
- выбора направлений практической работы: интервьюирование и психологическая поддержка ветеранов и тружеников тыла; работа в архивах и библиотеках, обработка, анализ и систематизация полученных данных;
- апробации результатов исследований и их публикации.
Некоторые студенты-добровольцы сумели защитить курсовые работы, подготовить главы дипломных работ на материале, полученном в ходе проекта.
Наиболее важным результатом является то, что в рамках комплексного исто-рико-психологического исследования по изучению многогранного опыта жизни и деятельности советских людей в период Великой Отечественной войны, дости-
жений в области науки; источников, условий и мотивов каждодневного подвига советского народа было привлечено более 200 студентов - будущих психологов и специалистов-практиков в 13 городах Российской Федерации. Участие в проекте способствовало развитию общей и профессиональной культуры всех участников, решению задач по гражданскому и патриотическому воспитанию, что особенно важно на этапе профессионального обучения и гражданского становления студентов и молодых специалистов.
Очевидно, работа студентов в проектах такого рода не может заменить систематического курса истории психологии. Однако неподдельный интерес участников проекта к истории отечественной психологии, их включенность в работу, полученные научные результаты позволили сформулировать несколько выводов, которые могли бы быть, вероятно, полезны и при проектировании учебных курсов по истории психологии.
Важным аспектом вовлеченности в историко-психологическое исследование стало эмоциональное отношение участников к изучаемым событиям и явлениям. Сопереживание участников проекта, возникшее при проведении интервью ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла, изучении дневников эвакуированных из блокадного Ленинграда детей, дневниковых записей специалистов и т.д., способствовало развитию устойчивой мотивации к активному участию в проекте, сделало его личностно значимым.
Разнообразные направления практической работы, различные их формы (индивидуальные, групповые, коллективные), доступные участникам проекта, позволили им найти личностные смыслы участия в комплексном историко-пси-хологическом исследовании, что сделало его «полезным для себя» и интересным.
Для понимания масштаба, значимости событий и фактов в развитии психологии необходимо погружение в социокультурный контекст соответствующего периода. Например, студентам-добровольцам было полезно ознакомится с исследованиями по отечественной истории, посвященными эвакуации и реэвакуации населения в период Великой Отечественной войны, для понимания условий жизни и работы ученых-психологов.
При изучении трудов, подготовленных в годы войны или основанных на опыте, полученном в эти годы, участники проекта смогли выявить методологические основания, оценить глубину и тщательность проработки решенных учеными научных и практических задач, что способствовало формированию у них представлений о различиях идеалов и норм научного исследования изучаемого периода и современности, а также о динамике психологического знания в некоторых прикладных направлениях психологии.
Описанная организация работы по научно-практическому проекту «Психологи и психология в годы войны» позволила его руководителям показать участникам историю психологии как увлекательную дисциплину и обосновать необходимость истории психологии «...для успешной разработки актуальных проблем современной науки» (Теплов, 1985: 191). Понимание общих закономерностей
развития психологического знания, в том числе его динамических аспектов, возможность адекватной оценки современного состояния психологии как науки и практики, защита от «научной тавтологии» и т.д. дает будущим специалистам возможность осознанного выбора направлений предстоящей профессиональной деятельности, уточнения критериев и норм ее успешности (Мазилов, Слепко, 2014: 46; Теплов, 1985: 192).
При этом разнообразные методические приемы преподавания курса, к рассмотрению которых обращаются специалисты (см., например: Оксина, 2012; Баянова, Фатихова, 2015 и др.) могут и должны быть использованы в целостной системе методического обеспечения учебной дисциплины «История психологии», для которой одними из ориентиров, по опыту реализации научно-практического проекта, могут стать: эмоциональная вовлеченность, личностный смысл, понимание социокультурного контекста, связь прошлого с современностью.
Учитывая опыт, полученный при организации научно-практического проекта, было бы полезным продумать организацию постоянно действующего добровольного объединения исследователей, преподавателей истории психологии, студентов-психологов, что могло бы служить преодолению некоторых трудностей, возникающих при преподавании и изучении дисциплины «История психологии», и повышению общего качества историко-психологических работ. Подобное объединение может охватить значительное количество высших учебных заведений, создав площадку для развития компетенций, обмена опытом в области истори-ко-психологических исследований и апробации их результатов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Бадмаев Б.Ц. (1999) Методика преподавания психологии: Учеб.-метод. пособие для преподават. и аспирантов вузов. М.: ВЛАДОС, 304 с.
Батыршина А.Р., Жарова Д.В. (2016) Особенности истории психологии как учебной дисциплины // Гуманизация образования. № 6. С. 74-80.
Баянова, Л.Ф., Фатихова, Л.Ф. (2015) Интерактивные формы обучения в преподавании истории психологии в вузе. Филология и культура. № 2 (40). С. 303-307.
Воденикова, М.А. (2016) Деятельность Вольфа Соломоновича Мерлина в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. // Опыт решения психологических задач в годы ВОВ (1941-1945 гг.). Сборник материалов научно-практической конференции. М.: ФКУ ЦЭПП МЧС России. С. 86-91.
Елисеева И.Н., Шойгу Ю.С. (2016а) Научно-практический проект «Опыт решения психологических задач в годы Великой Отечественной войны» как форма деятельности студенческого психологического добровольческого движения Центра экстренной психологической помощи МЧС России // История отечественной и мировой психологической мысли: судьбы ученых, динамика идей, содержание концепций. Материалы всероссийской конференции по истории психологии «VI Московские встречи», 30 июня - 02 июля 2016 г. / отв. ред. А.Л. Журавлев, В.А. Кольцова, Ю.Н. Олейник. М.: ИП РАН. С. 438-448.
Елисеева И.Н., Шойгу Ю.С. (2016Ь) Научно-практический проект «Опыт решения психологических задач в годы Великой Отечественной войны (19411945 гг.)»: реализация, результаты, перспективы // Опыт решения психологических задач в годы ВОВ (1941-1945 гг.). Сборник материалов научно-практической конференции. М.: ФКУ ЦЭПП МЧС России. С. 9-28.
Каримова В.Г. (2016) А.К. Перов: история становления уральского ученого-психолога // Опыт решения психологических задач в годы ВОВ (1941-1945 гг.). Сборник материалов научно-практической конференции. М.: ФКУ ЦЭПП МЧС России. С. 92-99.
Коханов В.П., Пак Е.Т. (2016) К вопросу о междисциплинарном подходе в деятельности психиатров в годы Великой Отечественной Войны // Опыт решения психологических задач в годы ВОВ (1941-1945 гг.). Сборник материалов научно-практической конференции. М.: ФКУ ЦЭПП МЧС России. С. 131-160.
Кузнецова В.В. (2016) Становление и развитие психологической науки в Южном федеральном университете в период Великой Отечественной войны // Опыт решения психологических задач в годы ВОВ (1941-1945 гг.). Сборник материалов научно-практической конференции. С. 100-104.
Мазилов В.А., Слепко Ю.Н. (2014) О некоторых резервах фундаментализации профессиональной подготовки психолога в современном вузе // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. Т. 3. № 1. С. 44-48.
Мироненко И.А. (2015) История психологии в структуре современного профессионального психологического образования // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. Т. 5. № 4. С. 5-11.
Оксина И.Ю. (2012) Проблема мотивации изучения дисциплин общетеоретического блока студентами психологического факультета // Ученые записки СПб филиала РТА. № 3 (43). С. 68-71.
Опыт решения психологических задач в годы ВОВ (1941-1945 гг.) (2016) // Сборник материалов научно-практической конференции М.: ФКУ ЦЭПП МЧС России. 515 с.
Симанова Л.Ф., Ушакова И.Л. (2016) Анализ деятельности систем дошкольного, школьного и высшего образования в Горьковской области в годы Великой Отечественной Войны (1941-1945 гг. // Опыт решения психологических задач в годы ВОВ (1941-1945 гг.). Сборник материалов научно-практической конференции. М.: ФКУ ЦЭПП МЧС России. С. 116-124.
Стоюхина Н.Ю. (2014) Проблемы преподавания истории психологии советского периода (на примере психотехники) // Ярославский педагогический вестник. Т. 2. № 1. С. 271-276.
Теплов Б.М. (1985) Избранные труды: В 2-х т. Т. II. М.: Педагогика. 360 с.
Чеснокова А.Г. (2006) История психологии: вопросы методологии и проблемы преподавания // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. № 1. С. 3-10.
Елисеева Ирина Николаевна — кандидат психологических наук, преподаватель кафедры общей психологии, социальной психологии и истории психологии Московского гуманитарного университета. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5. Тел. +7 (499) 374-67-20. Эл. адрес: [email protected]
Yeliseyeva Irina Nikolaevna, Candidate of Psychological Sciences, lecturer at the Department of General Psychology, Social Psychology and the History of Psychology of the Moscow University for the Humanities. Address: 5 Yunosti str., Moscow, 111395, Russia. Те!. +7 (499) 374-67-20. Email: [email protected]
Для цитирования:
Елисеева И.Н. Научно-практический проект «Психологи и психология в годы войны» как мотивирующая форма привлечения молодежи к изучению истории психологии. 2022. № 6. С. 66-73. DOI: https://www.doi.Org/10.17805/trudy.2022.6.7