Список литературы:
1. Арский Ф.Н. Страбон. - М.: Мысль, 1974. - 71 с.
2. Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима / Пер. с польск. В.К. Ронина. - М.: Высш. шк., 1988. - 496 с.
3. Геродот. История / Пер. с греч. и комм. Г.А. Стратановского. - М.: ОЛМА-ПРЕСС; Инвест, 2004. - 640 с.
4. Гиро П. Частная и общественная жизнь греков. - СПб.: Алетейя, 1995. - 470 с.
5. Гиро П. Частная и общественная жизнь римлян. - СПб.: Алетейя, 1995. - 592 с.
6. Лукиан Самосатский. Сочинения: в 2 т. Т. 2 / Под общ. ред. А.И. Зайцева. - СПб.: Алетейя, 2001. - 538 с.
7. Лурье С.Я. Геродот. - М.; Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1947. - 210 с.
8. Письма Плиния Младшего: Кн. 1-Х / Изд. подгот. М.Е. Сергеенко, А.И. Доватур [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.krotov.info/ acts/02/01/pliniy.html.
9. Плиний Старший. Естествознание. Об искусстве / Пер. с лат. Г.А. Та-роняна. - М.: Ладомир, 1994. - 941 с.
10. Постернак A.B. История Древней Греции и Древнего Рима. - М.: Изд-во ПСТГУ, 2008. - 778 с.
11. Рудзитис РЯ. Аспазия Милетская и Перикл // Новая эпоха. - 1998. - № 1 (16) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.newepoch.ru/ journals/16/rudzitis_aspaziya.html.
12. Соколова М.В. История туризма: учеб. пособие. - М.: Мастерство, 2002. - 352 с.
13. Страбон. География в 17 книгах / Пер. Г.А. Стратановский; под ред. С.Л. Утченко. - М.: Наука, 1964. - 940 с.
14. Цицерон Марк Туллий. О пределах блага и зла. Парадоксы стоиков / Пер. с лат. H.A. Федорова; вступ. ст. Н.П. Гринцера; коммент. Б.М. Никольского. - М.: Изд-во РГГУ, 2000. - 474 с.
КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНЫХ МУЗЕЕВ Г. КЕМЕРОВО В 2010 Г.
© Леонов Е.Е.*
Кемеровский государственный университет культуры и искусств, г Кемерово
В статье говорится о работе школьных музеев г. Кемерово в 2010 г., подчёркивается значимость школьных музеев в развитие гражданско-патриотического воспитания, приводится статистика о проделанной ими работе.
* Младший научный сотрудник музея истории.
В муниципальной системе образования г. Кемерово приоритетным направлением воспитательной деятельности является гражданско-патриотическое воспитание, которое осуществляется на основе городских программ: «Я - Кемеровчанин», «С любовью к городу» и Плана мероприятий по реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010 гг.» в г. Кемерово [4, с. 1].
Главная цель патриотического воспитания - формирование у юных кемеровчан гражданской позиции, патриотических чувств и любви к прошлому, настоящему и будущему своей семьи, школы, города, края. Школьные музеи являются одним из центров патриотического воспитания граждан.
Школьные музеи г. Кемерово развиваются динамичными темпами, о чём свидетельствует то, что они к середине 2000-х гг. сформированы в единую сеть. В настоящее время их деятельность направлена, в первую очередь, на определение степени их исторического развития, популяризации деятельности и развитии уровня методической подготовки руководителей школьных музеев.
На 2010 г. в городе функционирует 92 музея [6]:
- в общеобразовательных школах - 69, из которых 1 виртуальный музей;
- в учреждениях дополнительного образования - 6;
- в учреждениях интернатного типа - 2;
- в дошкольных образовательных учреждениях - 15.
В фондах школьных музеев хранится более 75 тыс. экспонатов, в том числе основной фонд составляет 48 тыс. единицы хранения, вспомогательный - 26 тыс. [6].
В 2010 г. фонды музеев пополнились на 10 тыс. экспонатов, в том числе по военной истории города на 3,5 тыс. экспонатов [4, с. 2].
Музеи в 2010 г. посетили более 130 тыс. чел., среди них школьники, ветераны, родители, жители микрорайонов [4, с. 2].
В 2009 г. за большую просветительскую и организаторскую работу музею им. В. Д. Мартемьянова МОУ «СОШ № 31» и музею им. Е. Земцова МОУ «СОШ № 16» было присвоено звание «Отличный школьный музей».
Таким образом, в г. Кемерово на начало 2011 г. насчитывается 34 музея со статусом «Отличный музей» и 8 музеев статуса «Народный музей» (ОУ № 5, 11, 12, 35, 50, 54, 65, 97) [6].
В 2010 г. следующим школам и музеям г. Кемерово были присвоены имена выдающихся соотечественников:
- МОУ «СОШ № 40» было присвоено имя С. А. Катасонова, участника Великой Отечественной войны, Заслуженного учителя РФ;
- МОУ «Центр образования «Смена» присвоено имя Г.Г. Новикова, ветерана Великой Отечественной войны, «Отличника народного просвещения»;
- музею МОУ «СОШ № 46» присвоено имя А.Д. Ракитянского, Героя Социалистического Труда;
- музею МОУ «СОШ № 95» присвоено имя В.И. Заузелкова, Почётного гражданина Кемеровской области.
Всего имена заслуженных людей Кемеровской области носят 13 образовательных учреждений и 21 школьный музей.
Школьные музеи города имеют комплексную структуру. Экспозиции большинства музеев состоят из трех основных разделов: история школы, краеведение, военная история города.
В школьных музеях представлены экспозиции по истории промышленных предприятий; образования, здравоохранения и культуры, детского туризма в Кузбассе; международных связей Кемеровской области; русского быта и народных промыслов; по этнографии и археологии, флоре и фауне Кузбасса.
В 2010 г. поисково-исследовательская работа школьных музеев посвящалась 65-летию Победы и Году Учителя в России. Музееведы изучали боевой путь Сибирских дивизий: работу промышленных предприятий, учреждений образования, здравоохранения и культуры в годы войны; знакомились с биографией участников войны и тружеников тыла; историей памятников и улиц, названных именами героев-земляков [4, с. 3].
На основе собранных музееведами коллекций в школьных музеях были открыты 273 экспозиции о Сибирских добровольческих дивизиях, о работе промышленных предприятий, школ и госпиталей; об учителях, директорах и выпускниках школ, сражавшихся на фронте; о родственниках обучающихся - участниках войны и тружениках тыла. При активном участии школьных музеев собрано 177 материалов по учителям для издания второй части книги «Поклон учителю» [4, с. 3].
В 2010 г. оформлены 149 тематических выставок и 152 стенда о Городах-Героях, Городах Воинской Славы и кемеровчанах - Героях Советского Союза [4, с. 3].
На торжественном городском мероприятии в честь 65-летия Победы на выставке «Великая Победа в истории города» было представлено более 50 подлинных экспонатов из фондов школьных музеев. С выставкой ознакомилось более 800 участников мероприятия [4, с. 3].
За большую работу по патриотическому воспитанию ОУ № 8, 19, 93 были переданы копии знамён Победы, 12 школьным музеям (ОУ № 1, 8, 12, 17, 33, 41, 32, 16, 24, 19, 39, 50) был вручен памятный знак администрации города «Предприятию - труженику тыла в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. - благодарные кемеровчане» [4, с. 3].
Поисковые группы школьных музеев в рамках акции «Фронтовое письмо моей семьи», организованной Кемеровским городским советом народных депутатов, собрали 125 подлинных писем погибших на фронте родственников [4, с. 3].
Активисты школьных музеев из 40 ОУ собрали и разместили иа информационном портале КО «Кузбасс - LAND» сайта «Кузбасс: 1941-1945» фронтовые письма - 30 шт., биографии 42 кемеровчан - участников войны и тружеников тыла, удостоенных боевыми и трудовыми наградами [4, с. 3].
Музееведы из 23 ОУ приняли участие во Всероссийской программе «Наша Победа», подготовив видеоролики - интервью с 25 участниками войны [4, с. 3].
На основе собранных материалов, музееведы из 47 ОУ подготовили 77 докладов, с которыми выступили на IV городской поисково-краеведческой конференции «Я - Кемеровчанин». В работе конференции приняли участие 265 чел. [1, с. 2].
Школьные музеи организовали и провели городские мероприятия:
- краеведческую игру «Колесо истории», с участием 650 музееведов из 67 ОУ, Игра проходила по темам: «Основные битвы и сражения ВОВ», «Эвакогоспитали», «Кемеровчане - герои войны», «Памятные и мемориальные места города» [4, с. 3];
- день Героев Отечества, в ходе проведения которого во всех ОУ состоялись тематические экскурсии - 204; уроки памяти, мужества - 306; торжественные митинги, линейки, с возложением цветов к мемориальным доскам и памятникам воинов-земляков - 117, с участием более 15 тыс. чел. [6];
- смотр-конкурс школьных музеев по номинациям «О тех, кто победил войну...» и «Учитель, перед именем твоим...». В смотре-конкурсе участвовали 59 школьных музеев, было представлено 1400 поисковых материалов и 2250 творческих работ (рисунки, поделки, рассказы и сочинения, фото коллажи). Победители городского смотра-конкурса музеи ОУ № 16, 23, 93 были представлены на областной конкурс школьных музеев. Музей П.А. Чернова МОУ «Лицей № 23» занял 2 место в номинации «Музей общеобразовательного учреждения» [3, с. 2-3];
- марафон «100 дней до Победы», в рамках которого состоялись конкурсы: информационных стендов «Календарь Великой Победы», фотографий и видеороликов, о тех, кто ковал Победу на фронте и в тылу, а так же конкурс тимуровских, волонтерских отрядов. В мероприятиях марафона участвовало более 3000 обучающихся из 70 ОУ [4, с. 4];
- слёт активистов школьных музеев «Время проходит, а память остаётся», в котором приняли участие 598 чел. На слете были подведены итоги работы за три года, награждены победители смотра-конкурса школьных музеев, лидеры-музееведы, лучшие руководители школьных музеев, определены перспективы дальнейшей работы музеев общеобразовательных учреждений. За отличные по-
казатели в патриотическом воспитании школьников музею «Сибирское наследие» МОУ «СОШ № 93» был вручен приз памяти директоров школ - фронтовиков, учрежденный в 1999 г. [2, с. 2-4].
В летний период при общеобразовательных школах работали 62 экскурсионных бюро, которые провели 421 экскурсию с участием более 10 тыс. чел [4, с. 4].
В 2011 г. в целях повышения качества работы школьных музеев будет завершена работа по участию ОУ в областной паспортизации школьных музеев; обновлены локальные акты по присвоению званий «Отличный школьный музей», «Народный музей» и проведению городских мероприятий; будет продолжена работа по реализации проекта «Музей истории города Кемерово: вклад школьных музеев» по обеспечению учета и условия хранения наиболее ценных коллекций школьных музеев; а так же будет продолжена практика участия музеев в грантовых конкурсах, по разработке и реализации социально значимых проектов, направленных на воспитание гражданственности и патриотизма; в процесс обучения музейному делу руководителей школьных музеев будут внедрены новые формы; в связи с реорганизацией ОУ предстоит доработать механизм передачи имущества и экспонатов закрытых музеев в другие школы; продолжится работа по материально-техническому оснащению музеев ОУ [4, с. 4].
Список литературы:
1. Аналитическая справка по итогам IV Городской поисково-краеведческой конференции «Я - Кемеровчанин». - 2010.
2. Аналитическая справка по итогам проведения слёта школьных музеев «Время проходит, а память остаётся». - 2010.
3. Аналитичекая справка по итогам проведения смотра школьных музеев. - 2010.
4. Доклад «Информация о работе школьных музеев г. Кемерово в 2010 г.» заместителя главы г. Кемерово И.Ф. Фёдоровой. - 2011.
5. Положение о проведении IV Городской поисково-краеведческой конференции «Я - Кемеровчанин». - Кемерово, 2010.
6. Статистические данные МОУ ДОД «ЦДОД им. В. Волошиной» о количестве школьных музеев г. Кемерово. - Кемерово, 2011.
7. Горбунов B.C. Школьный музей и воспитание патриотизма // Воспитание школьников. - 2007. - № 5. - С. 3-21.
8. Школьные музеи г. Кемерово: путеводитель. - Юрга: Новая типография, 2008. - 152 с.