СКРИПТОРИй.ВИЗАНТИЙСКИЙ НАБАТ
консолидированными. Однако консолидация к XV в. уже была утрачена. Поражение 1453 г. было поражением греков, но не ромеев. Греческий национализм работал на разрушение ромейской державы. Парадоксальным образом усилия византийских западников и византийских националистов пришлись в унисон. Фашизм для России, подразумевалось в фильме, столь же гибелен, как и западническое реформирование.
«Гибель империи» — это фильм-набат. Его звучание адресовано России. Воспримут ли византийский урок российские государственные власти? Услышит ли звук набата русский народ? Рост ВВП, поток нефтедолларов, сверхвы-
сокие электоральные рейтинги национального политического лидера — казалось бы, ничто не предвещает беды. Однако за внешней успешностью скрывается внутренний надлом, исчерпанность жизненных потенциалов. Количественный рост не соотносится с качественным развитием.
Иллюзия благоденствия погубила исторически не одну империю. Способна ли Россия осознать вызов надвигающейся катастрофы? Ответ на вопрос остается за кадром. Византия погибла, когда от начала вступления на престол Константина Великого минуло 1147 лет. История России от образования древнерусского государства насчитывает 1146 лет. Время задуматься о византийских уроках...
научно-практическая конференция
«психология креативности: пшолого-социдльный дискурс»
В соответствии с планом проведения научных и научно-практических конференций и приказом ректора университета Кафедрой психологии гуманитарного факультета 22—23 мая 2008 года была проведена научно-практическая конференция «Психология креативности: психолого-социальный дискурс», посвященная Дню славянской письменности.
На конференции рассмотрены вопросы современного познания природы и сущности интеллекта и креативности как активной сферы психо-социального развития, проблемы инновационных технологий формирования креативности в образовательной деятельности.
На пленарные и секционные заседания были представлены 29 докладов по основным направлениям работы конференции: теоретико-методологические проблемы развития креативности, психолого-социальные технологии формирования способности к творческому поиску и мышлению у студентов, креативность в сфере туризма, сервиса и бизнеса. По окончании работы секций принята резолюция конференции.
Резолюция
Подготовка специалистов в области туризма и сервиса в условиях инновационной экономики выдвигает потребность максимального приближения образования к запросам практики. Требования к профессиональным качествам личности дополняются необходимостью формирования способности принятия творческих решений, использования знаний, умений и личных качеств для успешной деятельности в социальной среде.
Университетское образование способствует формированию специфических свойств ког-нитивности, направленных на нестандартное решение поставленных образовательных задач. В связи с этим необходимо провести исследование вопросов, связанных с обучением способностям к творческому мышлению, повышения когнитивной активности, уровня творческой одаренности.
Изучение онтологии творчества, способности к творчеству, интеллекта и креативности является одной из актуальных проблем теоретической и прикладной психологии. Основой
для комплексного исследования служит понимание междисциплинарного взаимодействия фундаментальных и прикладных наук с использованием опыта взаимопонимания мыслителей, ученых и практиков психологической науки с представителями смежных дисциплин — от философии и культурологии до психофизиологии, психиатрии и психогенетики.
Основатели субъектно-деятельностной школы в психологии отмечают, что основную задачу психологической науки составляет раскрытие внутренних психологических условий, которые опосредуют психологический эффект внешних воздействий на субъекта и внутренних закономерностей внешне обусловленной психической деятельностью.
Значимость психолого-социального осмысления понятия креативности обусловлена необходимостью изучения вопросов индивидуализации признаков мышления, роли психофизических задатков индивидума, определение барьеров в восприятии и переработке информации, рассмотрения способностей в широком понимании этого феномена. Детерминация креативности определяет решающее значение в профессиональной успешности специалиста и рассматривается своего рода индикатором образования, профессионального роста, становления и благополучия специалиста в современном обществе.
Принимая во внимание, что в основе образовательной деятельности находится процесс освоения знаний, воплощенный в те или иные формы ее реализации концепция психосоциального развития индивидуума выдвигает потребность решения вопросов возможности генерации моделей, методов и условий активизации творческого мышления, как на психологическом так и социальном уровнях. Процесс восприятия и переработки информации основывается на креативности познания как на сознательном, так и бессознательном уровнях. При этом процесс познания рассматривается творчески, практико-ориентированно, как генерирование новых идей, принятие инновационных решений в повседневной деятельности. В реализации инновационной когнитивной идеи находит свое выражение креативность образования как содержательный элемент познания.
Выступления докладчиков на конференции продемонстрировали, что практика психологии накопила обширный материал по изуче-
нию различных аспектов творчества. Вместе с тем актуализация этого материала в решении вопросов, связанных с корреляцией характера и формы обучения, содержания программ, самооценки и успеваемости, культуральным климатом в педагогическом процессе, остается недостаточной в связи с отсутствием комплексных психолого-социальных исследований.
Представленные доклады позволяют отметить, что кафедрой психологии определено новое направление исследований по психологии креативности и условий ее формирования в условиях образовательной среды университета.
Анализ проблемы рассматривается в двух форматах. Это, прежде всего, представленные в работах психофизиологов, генетиков психогенетические исследования, направленные на выявление наследственной генетической детерминации в развитии когнитивных функций, а также исследования социальной среды, детерминирующие формирование креативности, выявляющие влияния специально создаваемой образовательной среды, на психические функции обучаемых различного возраста.
Средовое направление исследований креативности в образовательном процессе предполагает следующие аспекты: потребностно-информационный, включающий в себя анализ характера и содержания общих образовательных программ, и межличностного взаимодействия, т.е. системы эмоциональных взаимоотношений, создающих креативный климат в образовательной среде. Новое направление и новый подход в решении поставленных задач находится на стадии феноменологического описания фактов, их влияния на креативность, интеллект и поисков психосоциальных характеристик, определяющих их формирование. В этой связи понятие когнитивная креативность в образовательном процессе может отражать феноменологию изучаемого явления, которое непосредственно связано с активизацией творческих способностей.
Исследование когнитивной креативности в образовательном процессе позволит расширить представление о генезисе творческого самовыражения, развития личности, способной к творческой самореализации, выявить особенности пространства обучения и развития, раскрыть возможности формирования компетентности будущих профессиональных кадров, целенаправленно выявлять и готовить творческих специалистов, способных к внедре-
новости конференции
нию инновационных разработок во все сферы жизнедеятельности. Проводимые исследования выявят основной аспект среды, детерминирующий развитие креативности образовательного процесса.
Исследования методов психологической активизации творческого мышления основываются на системном подходе, концепции психосоциального развития (Э. Эриксон) и он-топсихологической концепции модели психогенеза как теоретико-методологической базы формирования способности к творчеству, инновационному мышлению будущих специалистов университета.
Методологическую основу исследования составляют субъектно-деятельностный, системный подход (С.Л. Рубинштейн, Б.Ф. Ломов, В.А. Барабанщиков), структурно-динамическая теория интеллекта Д.В. Ушакова.
Формирование творческих способностей рассматривается на основе изучения взаимоотношений социального и индивидуального развития и взаимовлияния индивидуальных и социальных изменений личности в процессе образовательной деятельности, становления специалиста. Это предполагает изучение проблем креативности с позиции единства психофизических, духовных и социальных факторов, оказывающих воздействие на обучающего во все периоды его становления как личности.
Креативно значимые личностные качества, формируемые под влиянием индивидуального морфо-структурного базиса психофизического состояния личности и особенностей профиля психосоциального развития в университете, особенно на первых курсах, являются ключевыми в понимании «способности к творчеству».
Не менее важным является анализ психофизиологических особенностей эмоциональной регуляции поведения и творческой деятельности на основе модели психогенеза основанной на взаимодействии физиологических систем организма.
Целостное представление о психофизиологических особенностях познавательного процесса обеспечит оптимальную ориентацию в выборе психологических и психофизиологических технологий сопровождения обучающихся с целью оптимизации процесса когнитивной креативности.
Единое представление о взаимосвязи эмоциональной сферы обучаемого с его психофизиологическими характеристиками способностей к творческой деятельности позволяют обосновать личностно-ориентированные методики обучения.
В целях оптимизации научно-исследовательской работы по изучению проблемы креативности, обеспечения оптимальной ориентации в выборе психологических и психофизиологических технологий сопровождения обучающихся, определения необходимых условий дальнейшего совершенствования образовательного процесса участники конференции рекомендуют:
1) для формирования способности к творчеству, инновационному мышлению будущих специалистов в области туризма и сервиса расширить масштаб и интенсифицировать тематику научных исследований, предметом которых является методология изучения особенностей креативного процесса в образовании;
2) определить научное направление кафедры психологии (заведующий кафедрой д.м.н. профессор Е.А. Сигида) «Когнитивная креативность в образовательном процессе» как перспективное, позволяющее расширить представление о генезисе творческого самовыражения, условиях его формирования в образовательной среде университета и влияния на компетентность будущих профессиональных специалистов, способных к внедрению инновационных разработок во все сферы жизнедеятельности;
3) ввести в практику научной работы кафедры психологии проведение ежегодных научнометодологических конференций по вопросам когнитивной креативности в образовательном процессе.
Декан гуманитарного факультета ФГОУВПО «Российский государственный университет сервиса», доктор исторических наук, профессор В.Э. Багдасарян Заведующий кафедрой психологии, д.м.н., профессор Е.А. Сигида