ПЕРВАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ПРОБЛЕМЫ РЕЧЕВОГО И ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ И ШКОЛЕ»
28 марта 2006 года в Уральском государственном педагогическом университете на факультете русского языка и литературы состоялась первая региональная научно-практическая конференция «Проблемы речевого и лингвистического образования в вузе и школе», посвящённая вопросам преподавания русского языка, риторики, развития речи. Организаторы конференции - преподаватели и сотрудники кафедры теории и методики обучения русскому языку факультета русского языка и литературы УрГПУ: И.С. Чудинова, Г.И. Быкова, И. А. Абрамова, Ю.Р. Ахьямова и автор этих строк. Основной состав участников - учителя русского языка, работающие в школах Екатеринбурга и Свердловской области. Открывая конференцию, её участников приветствовали начальник отдела научных исследований Л.И. Забара и декан факультета Н.И. Коновалова.
На пленарном заседании прозвучали три доклада:
Т.А. Сутырина (УрГПУ, г. Екатеринбург) рассмотрела соотношение функций педагогической публицистики и педагогических мифологем. По данным современных исследований, они выполняют в обществе сходные функции: в архаических обществах педагогические задачи решались с помощью мифологии. Особенно сильно сходство их функций, когда педагогическая публицистика представляет педагогическую реальность в виде желаемой, возможной. Идеологемы тоталитаризма и демократии, классовые идеологемы, идеологемы общественного сознания активизируют соответствующие мифологемы (свободного воспитания, дифференциации образования и др.), которые не могут не влиять и на педагогическую публицистику. Сама она способна развивать существующие мифологемы и порождать новые. И всё же сводить педагогическую публицистику к мифологеме некорректно, так как в основе публицистики лежат реальные факты и явления, актуальные проблемы. Поэтому определение реалий и мифологем педагоги-
ческой публицистики, их соотношение на всех этапах её развития заслуживают внимания исследователей.
Н.А. Дьячкова (УрГУ, Екатеринбург) познакомила слушателей с новой программой по русскому языку для профильных классов, представленной в «Сборнике нормативных документов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования». Будучи одним из соавторов подобной программы, предложенной Институтом филологических исследований «Словесник», докладчица находит, что существенных различий между программами нет, кроме количества часов, которое здесь почти вдвое больше. В программе кратко, как в дайджесте, представлены сведения о системе русского языка, а также предусматривается знакомство с последними достижениями в области теории речевой коммуникации, конфликтологии, психолингвистики, с новыми направлениями науки о языке: социолингвистикой, когнитивной лингвистикой, лингвокультурологией. Авторы «Программы...» считают, что попутно с систематизацией знаний по русскому языку, закреплением ранее полученных навыков решаются также задачи развития и углубления интереса к русскому языку, науке о языке, прививается вкус к научно-исследовательской деятельности.
В докладе Д.И. Архаровой (УрГПУ) «Структура речевого действия и его оценивания» излагается взгляд на обучение речевой деятельности как путь к обеспечению речевой и коммуникативной компетентности выпускника школы. Вначале автор уточняет содержание понятия «речевое действие», затем предлагает подходы, позволяющие выделить в речевом акте речевые действия, в них - операции и приёмы, а далее - оценить содержание речевых действий и уровень речевой деятельности.
Как и ожидалось в связи с тематикой конференции, значительное количество докладов было посвящено вопросам методики обучения русскому языку. Так, в докладе Г.И. Быковой (УрГПУ, г. Екатеринбург), А.С. Парамыгиной (лицей № 3 г. Екатерин-
82
бурга) «Содержание тестирования: проблемы подготовки школьников к ЕГЭ» сравниваются традиционные формы проведения экзаменов, устных и письменных, и тестирование. Выявляются и критикуются недостатки тестовых заданий по русскому языку, встречающиеся в материалах к Единому Государственному экзамену (малочастотные слова, которых нет в школьных учебниках; переходные явления в морфологии, статус которых невозможно определить вне контекста; вопросы на факультативные знаки препинания). Преподаватель, готовящий школьников к ЕГЭ, должен всё это учитывать.
Доклад И.С. Чудиновой, (УрГПУ, г. Екатеринбург) А.С. Парамыгиной «Методическое обеспечение уроков русского языка» систематизирует представления о современном школьном учебнике: его функциях и структурных компонентах. Сопоставлены три учебных комплекта, имеющих гриф Министерства образования РФ: Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова и др. («стабильный»); В.В. Бабайцевой, Л.Д. Чесноко-вой и др. («параллельный»); М.М. Разумовской и П.А. Леканта («альтернативный»). Указаны особенности каждого из них, даны рекомендации по их выбору и использованию.
М.В. Латыпова (школа № 32 г. Екатеринбурга) рассказала о своём опыте применения методики обучения русскому языку средствами субъективизации. Подход, при котором школьник является субъектом образовательного процесса, становится уже обычным. Происходит поиск нового инструментария. Очень продуктивным оказалось использование учебного комплекса «Русский язык как периодическая система элементов речи» И.В. Барановой (Санкт-Петербург). Приоритет отдаётся устной речи, а обучение грамотности строится как преодоление противоречий между устной речью и письменной. Благодаря объединению грамматических и речевых свойств на основе сходства в 40 элементов, подчиняющихся 10 закономерностям, весь свод правил легко алгоритмизируется. Методика основывается на ясном и осознанном понимании явлений языка и речи. Главная опора в обучении - творческая активность, познавательный интерес учащихся.
«Орфографический тренажёр как средство повышения грамотности учащихся 5-7 классов» - тема доклада Л.П. Толстенко (лицей № 173 г. Екатеринбурга). Разработанная ею система бескомпьютерных заданий для каждой орфограммы состоит из 13 звеньев, включает разные формы работы, позволяет создать одинаково комфортные условия для детей с разным типом восприятия (аудиалов, визуалов, кинестетиков) и обеспечить ситуацию успеха, благодаря чему создаётся высокая положительная мотивация к овладению грамотностью.
В.Н. Беляева (УрГЮА, г. Екатеринбург) рассказала о методике проведения самодиктантов-изложений по произведениям Д.Н. Мамина-Сибиряка. Пособие «Русский язык (орфография и пунктуация): Практикум» (Екатеринбург: УрГЮА, 2003), составленное автором доклада для студентов юридических вузов, содержит отрывки из произведений Д.Н. Ма-мина-Сибиряка, которые использовались для проведения такого полезного вида работы, как самодик-тант-изложение, во всех классах среднего и старшего
Филологический класс, 16/2006
звена многих школ Уральского региона. Подготовительный этап работы состоит в троекратном чтении, сопровождаемом озаглавливанием текста, выделением опорных слов; в устном воспроизведении предложений, уточнении их грамматической структуры. После этого каждый школьник самостоятельно записывает текст. Судя по опыту, эта работа развивает память, способствует формированию языкового чутья учащихся, а кроме того, воспитывает интерес к языку, к личности и творчеству писателя.
М.Н. Кычанова (школа № 143 г. Екатеринбурга) в докладе «Использование новых технологий на уроках русского языка» предложила систему работы по формированию навыков владения деловой речью. Материал, знакомящий учащихся 5-9 классов с лексическими и грамматическими особенностями официально-делового стиля, связывается с изучаемыми грамматическими и орфографическими темами. Уроки по деловому этикету проходят с элементами деловой игры.
В докладе Л.С. Чечулиной (УрГПУ, г. Екатеринбург) «Изучение бессоюзных сложных предложений в школе» уточняются возможности усиления преемственности в изучении БСП: первое знакомство с бессоюзием, с разными типами сложных предложений возможно уже в младшем звене при изучении грамматической основы. Целесообразным представляется поэтапное знакомство с БСП: начальное звено (от грамматической основы к БСП); среднее звено (от сложного предложения к специфике синтаксической связи в БСП); старшее звено (комплексное изучение свойств БСП). Систему упражнений предлагается дополнить новыми видами заданий: «одно из двух», «третий лишний», тест, «конструктор».
М.Л. Некрасова (школа № 67 г. Екатеринбурга) в качестве средства формирования интереса к русскому языку предлагает использовать на уроках разноуровневые нестандартные задания. Они делятся на: репродуктивные (например, составление зрительного диктанта: в тексте заменить буквы точками, чтобы одноклассники вставили их - в место привычного «вставить буквы»; продуктивные (например, составление схемы для лучшего запоминания материала); частично поисковые (диктант с продолжением, подбор примеров к теоретическим положениям и др.); творческие (коллективный рассказ с каким-либо условием, составление диктанта, микроисследование с необычной формулировкой темы, составление лингвистических задач и т.д.).
Решая проблему развития коммуникативной и языковой компетенции учащихся, преподаватели школы № 66 г. Екатеринбурга нашли такой путь реализации личностно-ориентированного подхода к обучению, как создание школьного пресс-клуба. С этим опытом знакомит нас доклад О.О. Колядиной «От классных сочинений - к школьной газете». Основные понятия и методика работы с публицистическим текстом формируются на лекционных занятиях, организуемых пресс-клубом.
Ряд докладов был посвящён проблемам школьной риторики. М.Ю. Рогачёва (лицей № 110 г. Екатеринбурга) представила систему уроков риторики, нацеленную на развитие навыков толерантного поведения при изучении темы «Дискуссия (диспут, по-
лемика)» в 10-11 классах. В ходе занятий учащиеся сами делают выводы о ценности толерантного поведения.
«Технология развития навыков речевого этикета у учащихся 5-6 классов» - тема доклада С.В. Толкач (г. Нижневартовск). Формулы речевого этикета объединены в тематические группы (приветствия, прощания, благодарности и т.д.), и успешность выбора одной из формул определяется критериями хорошей речи, из которых самый существенный - уместность. При оценке уместности важна результативность речевого акта. Коммуникативные упражнения, выполняемые школьниками, выстраиваются в порядке возрастающей сложности и включают задания, связанные с анализом готового текста, с созданием новых высказываний и самостоятельных речевых произведений. Очень важен принцип сознательности: «. дети должны в полной мере осознавать функции этикета и причины, по которым. предпочитаются определённые этикетные формулы». Технология показала свою эффективность на практике.
С риторической тематикой перекликается тематика развития речи. О.А. Усатова (УрГПУ, г. Екатеринбург) в докладе «Функциональная нагрузка изобразительно-выразительных средств публицистического текста», исходя из поставленной в образовательном госстандарте задачи формирования речевой культуры ученика, стремится заполнить теоретический и терминологический вакуум, создающий сложности при работе с публицистическим текстом в школе. В докладе тезисно указаны основные черты публицистического стиля, его средства на разных уровнях текста, их функции. Различаются собственно публицистика и художественная публицистика. В первой «образ носит несколько внешний характер, не связанный напрямую с темой материала». Вторую можно рассматривать «с позиций стилистических законов художественной речи».
Т.Д. Сегова (НТГСПА, г. Нижний Тагил) рассматривает психологические подходы к обучению слушанию. В докладе систематизируются понятия: речевая деятельность, слушание, восприятие речи, осмысление, распознавание и понимание речи.
А.А. Василевская (школа № 3 г. Первоуральска) рассказала об изучении метафоры в школе на примерах из текстов СМИ спортивной тематики. В докладе приведено множество метафорических выражений, концептуализирующих спортивную сферу как подобие сферы образовательной.
Н.А. Груздева (гимназия № 9 г. Екатеринбурга) познакомила слушателей со своим опытом обучения старшеклассников написанию портретного очерка. Основа обучения - анализ литературного портрета (на примере очерка А. Бахраха «Непреодолённый дар» о Бальмонте). Анализ проводится в классе в опоре на основные черты жанра, указанные в пособии Н.Б. Руженцевой «Сочинения разных жанров» (2004): 1) предмет речи, 2) структура литературного портрета - свободная, эссеистическая, 3) стиль и язык (комбинация элементов публицистического и художественного стилей), 4) цель автора, 5) участие авторского «я», позиция автора, 6) адресат. Подход, «учитывающий компоненты жанровой модели и прагматической рамки текста», представляется автору оптимальным и перспективным.
В.Н. Капленко (УрГПУ, г. Екатеринбург) продемонстрировал работу над лексикой при разборе стихотворного текста («Фонтан» Ф.И. Тютчева) как этап сбора материала для сочинения на поэтическую тему.
Е.Н. Лугвин (школа № 1 г. Т алицы) выступил с докладом «Формирование речевой среды как условия воспитания речевой культуры школьников», в котором поделился богатым опытом работы по созданию оптимальной «совокупности. языковых условий, в которых протекает речевая жизнь индивида» (Т.В. Матвеева). Работа эта организуется во множестве форм, традиционных (уроки) и нетрадиционных (родительские собрания на лингвистические и культурно-речевые темы, выступления учителей на радио и в местной газете, лингвистические конференции для школьников, в которых участвуют и родители, и т.д.). По свидетельству автора, эта работа приносит свои плоды.
Обсуждая ход и результаты конференции, её участники и организаторы высказали свои оценки и предложения. Тематика конференции признана удачной. В Екатеринбурге и области немало людей, которых волнуют вопросы обучения русскому языку, воспитания речевой культуры, и сотрудничество между ними может оказаться полезным для всех.
Издан сборник материалов конференции: Проблемы речевого и лингвистического образования в школе: материалы I региональной конференции, Екатеринбург, 28 марта 2006 г./ сост. и общ. ред. И.С. Чудиновой; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2006.
Обзор подготовил В.Н. Капленко, кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и методики обучения русскому языку УрГПУ