УДК 378.046.4
Г. И. Репринцева
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ПРОЕКТА ПО ПОДГОТОВКЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ СЕМЕЙНОГО ПРОФИЛЯ СРЕДСТВАМИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО СЕТЕВОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Представлены основные теоретические и методические итоги пилотного экспериментального проекта «Профессиональная школа родителей» по подготовке социальных педагогов семейного профиля средствами дополнительного сетевого образования, осуществленного в 2011-2012 гг. в 13 регионах России.
Ключевые слова: социально-педагогическая стратегия, профессиональная компетентность родителей, социальный педагог семейного профиля, критерии эффективности, внутрисемейные отношения, социальное воспитание детей, научно-методическое сопровождение, содержание и технологии дополнительного сетевого образования, научно-методическое обеспечение.
Пилотный экспериментальный проект «Профессиональная школа родителей», реализованный в рамках НИР ФГНУ «ИСП» РАО (проект 3.5 «Развитие образования как условие совершенствования социальной практики», подпроект 3.5.1 «Социально-педагогическая стратегия и механизм влияния образования на совершенствование социальной практики») завершился в декабре 2012 г. [1].
Цель проекта - дополнительное профессиональное образование и практическая подготовка родителей к эффективному выполнению функций социального педагога семейного профиля в собственной семье, межсемейном социуме, а также обеспечение механизмов укрепления российской семьи.
Реализация предложенной модели дополнительного социально-педагогического образования родителей как будущих социальных педагогов семейного профиля стала возможной благодаря специально разработанной программе и обеспечению сетевого взаимодействия научно-образовательного учреждения с каждым участником проекта на принципах персонифицированного и индивидуализированного повышения их квалификации.
Ретроспективный взгляд на ход реализации и анализ поэтапных результатов социально-педагогического эксперимента позволяет подвести основные его итоги. В соответствии с задачами реализации проекта осуществлено следующее.
Разработаны теоретические основы повышения профессиональной компетентности родителей -будущих социальных педагогов семейного профиля [2].
Установлено, что в соответствии с квалификационной характеристикой социального педагога семейного профиля и программой его подготовки формирование родительской компетентности будущих специалистов в качестве общих теоретических социально-педагогических основ предусматривает бинарную природу деятельности в семье и вне ее, дифференциацию и индивидуализацию раз-
вития материнства, отцовства и супружества как социокультурных феноменов; комплексный и непрерывный характер процесса их развития; осознание родителями грани своей компетентности и необходимости ее обогащения; учет общих и специфических социальных факторов поликультур-ной среды в семье и вне ее и их влияния на развитие детей на разных этапах онтогенеза.
Доказано, что развитие родительской компетентности будущих специалистов предусматривает ориентированность матерей и отцов на формирование комплекса знаний и умений, позволяющих им выполнять многообразные и в первую очередь воспитательную функции в семье на разных этапах ее жизнедеятельности в поликультурной среде; в семейно-соседском сообществе; интеграцию социально-педагогической, нормативно-правовой, социально-психологической, психолого-педагогиче-ской, культурологической составляющих в этом процессе.
Теоретически обоснованы критерии эффективности реализации проекта: повышение профессиональной компетентности родителей, их ответственности за выполнение своих социально обусловленных функций в семье и межсоседском сообществе посредством получения специальности «социальный педагог семейного профиля»; гарантированность оплаты родительского труда в своей семье и семейно-соседском окружении как механизм обеспечения значительной части родителей рабочими местами и повышения их социального статуса; обеспечение подготовки и деятельности родителей - социальных педагогов семейного профиля в семейно-соседской среде как реальный механизм осуществления задач ранней профилактики асоциальных явлений в семейной и детско-молодежной средах и др.
Выявлена социально-педагогическая стратегия формирования профессиональной родительской компетентности в социальном воспитании детей и развитии семейных отношений в России: от роди-
тельского всеобуча и просвещения к профессионализации родительства [3]. В соответствии с выявленной стратегией в рамках реализации проекта осуществлено формирование межрегионального сообщества специалистов и интеграция их усилий в сопровождении и экспертизе процесса профессиональной подготовки родителей как социальных педагогов семейного профиля; мотивирование членов семей на мобильную теоретическую и практическую профессионализацию; апробация модели дополнительного профессионального образования родителей на дистанционной основе и др.
Обеспечено научно-методическое сопровождение родителей в процессе повышения профессиональной компетентности: созданы интегрированные социально-педагогические образовательные программы и пособия для повышения профессиональной компетентности родителей на разных этапах формирования семьи и развития детей; проведена экспериментальная апробация идей и технологий проекта в 13 регионах (15 городах и сельской местности) РФ на базе выборки семей разного типа в каждом регионе [4].
Обосновано содержание и технологии формирования профессиональной родительской компетентности в социальном воспитании детей и гармонизации отношений в семье и семейно-соседском социуме в соответствии с квалификационной
характеристикой деятельности социального педагога семейного профиля. Доказана социально-педагогическая целесообразность и эффективность дополнительного профессионального образования на дистанционной основе специалистов - социальных педагогов семейного профиля из числа родителей. Разработан и апробирован механизм их профессиональной подготовки.
Научно-методическое обеспечение пилотного образовательного проекта «Профессиональная школа родителей» представлено специально разработанной и опубликованной 71 программой и учебно-методическим пособием, научно-методическими статьями, в которых отражены идеи, концептуальное обоснование, цели, задачи, принципы, содержание и технологии социально-педагогического эксперимента, этапы и предварительные результаты его реализации.
В подготовленных по теме проекта в 20112012 гг. и опубликованных теоретических и научно-методических статьях отражены основные идеи, логика, этапы, концепция, понятийный аппарат, содержание, направленность, методы, способы преодоления ключевых проблем и результаты подготовки социальных педагогов семейного профиля из числа родителей на разных этапах формирования их профессионального родительского самосознания.
Список литературы
1. Бочарова В. Г. Идея - экспериментальная апробация - внедрение: пилотный социально-педагогический эксперимент по проекту «Профессиональная школа родителей» // Социальная педагогика в России. 2011. № 3. С. 27-30.
2. Бочарова В. Г., Репринцева Г. И. Программа подготовки семейных социальных педагогов в системе дополнительного профессионального образования // Социальная педагогика в России. 2011. № 3. С. 90-92.
3. Репринцева Г. И. Пилотный социально-педагогический эксперимент по проекту «Профессиональная школа родителей» // Социальная педагогика в России. 2011. № 1. С. 8-19.
4. Репринцева Г. И. Социально-педагогическая парадигма повышения родительской компетентности средствами дополнительного сетевого образования // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2012. Вып. 8 (123). С. 114-119.
Репринцева Г. И., кандидат педагогических наук.
Институт социальной педагогики РАН.
Ул. Павла Корчагина, 7а, Москва, Россия, 129278.
Материал поступил в редакцию 02.12.2013.
G. I. Reprintseva
SCIENTIFIC AND PRACTICAL EFFICIENCY OF THE PILOT PROJECT FOR THE PREPARATION OF SOCIAL TEACHERS OF A FAMILY PROFILE BY MEANS OF ADDITIONAL RESOURCES OF NETWORK EDUCATION
The article deals with the main theoretical and methodical results of the pilot project “Vocational School for Parents” on training of social teachers of a family profile by means of the additional resources of network education, which has been carried out in 2011-2012 in 13 regions of Russia.
Key words: social and pedagogical strategy, professional competence of parents, social teacher of a family profile, criteria of efficiency, family relations, social education of children, scientific and methodological maintenance, contents and technologies of additional network education, scientific and methodological providing.
References
1. Bocharova V. G. Idea - experimental approbation - introduction: pilot social and pedagogical experiment according to the project “Vocational School of Parents”. Social pedagogy in Russia, 2011, no. 3, pp. 27-30 (The edition recommended by the Higher Attestation Commission) (in Russian).
2. Bocharova V. G., Reprintseva G. I. The training program for family social teachers in the system of additional vocational training. Social pedagogy in Russia, 2011, no. 3, pp. 90-92 (in Russian).
3. Reprintseva G. I. Pilot social and pedagogical experiment according to the project “Vocational School of Parents”. Social pedagogy in Russia, 2011, no. 1, pp 8-19 (The edition recommended by the Higher Attestation Commission) (in Russian).
4. Reprintseva G. I. Social pedagogical paradigm of enhancing parental competence by means of additional education network. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2012, vol. 8 (123), pp. 114-119 (in Russian).
Institute of Social Pedagogy Russian Academy of Education.
Ul. Pavla Korchagina, 7a, Moscow, Russia, 129278.