DOI: 10.18572/2686-858X-2023-19-3-35-42
Научно-популярный туризм, как вектор развития
студенческого туризма в регионах россии (на примере Южного федерального университета)
Popular science tourism as a vector of the development of student tourism in the regions of russia (on the example of Southern federal university)
Ханина Анна Владимировна,
к.э.н., доцент кафедры технологии управления и индустрии туризма, ФГАОУ ВО Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Россия
E-mail: ahanina@sfedu.ru
Якименко Марианна Владимировна,
к.э.н., заведующая кафедрой технологий управления в индустрии туризма, ФГАОУ ВО Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Россия E-mail: mvyakimenko@sfedu.ru
Khanina Anna V.,
Сandidate of Sciences (Ph.D.) in Economics, Associate Professor of the Department of Management Technologies in the Tourism Industry, Southern Federal University,
Rostov-on-Don
Yakimenko Marianna V.
Сandidate of Sciences (Ph.D.) in Economics, Head of the Department of Management Technologies in the Tourist Industry, Associate Professor, Southern Federal University,
Rostov-on-Don
Аннотация. Развитие студенческого туризма сейчас активно популяризируется в ВУЗах по всей России. Обозначив целое десятилетие науки и технологий, Президент России дал старт еще одному направлению развития туризма — научно-популярному туризму. Благодаря данному направлению многие вузы открыли для путешественников свои лаборатории, музеи, исследовательские центры. Так как большинство путешествующих в рамках научно-популярного туризма — это студенты и молодые исследователи, то логично предположить, что объединение данных программ должно дать синергетический эффект. Авторами был проведен анализ развития студенческого и научно-популярного туризма на примере Южного федерального университета, проведен опрос обучающихся, с целью определения заинтересованности в программе, а также предложены несколько тематических маршрутов по университету. В рамках исследования были определены ключевые проблемы, тормозящие процессы развития научно-популярного и студенческого туризма, а также предпринята попытка предложить варианты для решения данных проблем и активизации данных движений в ВУЗе.
Ключевые слова. Студенческий туризм, студтуризм, научно-популярный туризм, университет, путешествие, туризм, студенты Jel Classification code. Z32
Annotation. The development of student tourism is now being actively popularized in universities throughout Russia. Having designated a whole decade of science and technology, the President of Russia launched another direction of tourism development — popular science tourism. Thanks to this direction, many universities have opened their laboratories, museums, and research centers for travelers. Since the majority of those traveling within the framework ofpopular science tourism are
students and young researchers, it is logical to assume that combining these programs should give a synergistic effect. The authors analyzed the development of student and popular science tourism on the example of the Southern Federal University, conducted a survey of students to determine their interest in the program, and also proposed several thematic routes around the university. Within the framework of the study, the key problems hindering the development ofpopular science and student tourism were identified, and an attempt was made to offer options for solving these problems and activating these movements at the university.
Keywords. Student tourism, student tourism, popular science tourism, university, travel, tourism, students
1. ВВЕДЕНИЕ
Десятилетие науки и технологий дало толчок развитию важного направления в туристической индустрии как научно-популярный туризм. Научно-популярный туризм пришел на смену научному туризму, основной целью которого является популяризация науки и образование, а также привлечение и ротацию ученых между ВУЗами России.
Наука является важной сферой человеческой жизни, которая отвечает современным общественным запросам и позволяет реагировать на большие вызовы, ежедневно возникающие в нашей реальности. Именно с помощью осознания роли науки, а также популяризации ее среди населения страны можно добиться нового качества жизни, так как именно научно-технический прогресс позволяет решить социальные, экономические, экологические и иные проблемы. Именно уровень развития науки демонстрирует уровень развития государства на мировой арене.
Обычно, путешествуя в рамках научного туризма путешественник может посещать научные мероприятия, лаборатории, выставки и семинары, собирать нужную для исследования информацию.
Понятие научно-популярного туризма гораздо шире, чем определение научного туризма и впервые прозвучало в Концепции развития научно-популярного туризма в РФ на период до 2035 года. Научно-популярный туризм — это временные выезды с постоянного места жительства в познавательных, профессионально-деловых и иных целях, осуществляющиеся по утвержденным маршрутам, с посещением объектов инфраструктуры организаций, сопряженных с научной, инновационной, образовательной, просветительской деятельностью, способствующие популяризации достижений российской науки и технологий.
Согласно концепции развития научно-популярного туризма его продуктом явля-
ется комплекс услуг по демонстрированию объектов научно-популярного туризма, проведению мероприятий, перевозке и размещению в соответствии с договором о реализации туристского продукта.
Осуществлять мероприятия по научно-популярному туризму могут научно-исследовательские институты, образовательные организации, производства, объекты ту-риндустрии, музеи, наукограды.
В 2022 году Президентом РФ объявлено о старте десятилетия науки и технологий в стране, одним из направлений которого является инициатива по развитию научно-популярного туризма. Научно-популярный туризм будет способствовать погружению туристов в научную атмосферу, пониманию процесса организации и проведения научных исследований, ясному представлению себе работы ученого и популяризации науки в обществе. Научно-популярный туризм нацелен в первую очередь на студентов, аспирантов, молодых исследователей, которые начинают свой профессиональный путь в науке. Безусловно, путешествовать в рамках научно-популярного туризма могут не только студенты, но и все остальные группы туристов, заинтересованные в изучении науки. К тому же, некоторые ВУЗы предлагают свои маршруты для путешествий не только для заинтересованных студентов, но и для всех желающих, например, маршрут «Путешествие в науку: Томск — Сибирские Афины» или «Путешествие в науку. Московские университеты: МГУ», которые доступны на сервисе «слетать.ру».
2. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
Сегодня научно-популярный туризм еще не получил широкой научной огласки, основная часть исследований, которые имеются в настоящее время посвящены научному туризму или студенческому туризму, комбинация такая как научно-популярный туризм только входит в научный оборот. Пономарева И.Ю. и Савинов В.Ю. в своей
работе раскрывают предпосылки развития научно-популярного туризма в Тульской области. Авторы провели исследование имеющихся в настоящее время формулировок и классификаций научно-популярного туризма и предложили авторское определение данного термина [1].
Баранова А.Ю. предлагает посмотреть на научно-популярный туризм в контексте его финансирования. Автор предлагает собственное видение на трактовку термина, определение целей, задач, методов популяризации. Особое место в исследовании Барановой А.Ю. занимает процесс финансирования поездок в рамках научно-популярного туризма, в силу своей специфики наибольший интерес к таким поездкам проявляют студенты и молодые ученые, а значит, требуется софинансирование от принимающего или направляющего ВУЗа [2, 3].
Крылова Е.А. предлагает посмотреть на научно-популярный туризм в контексте принципиального нового инновационного решения, которое появилось после пандемии COVID-19 в туриндустрии. В статье автором рассматривается роль туризма как бизнеса, процессы его влияния на экономику страны и региона, а также перспективы развития научно-популярного туризма как нового направления в российском и международном туризме, которому до настоящего времени практически не уделялось достаточного внимания [4].
Некоторые работы посвящены развитию научно-популярного туризма в отдельных регионах России. Например, Баранова А.Ю. посвятила одну из своих работ теме развития науки на курортах, что будет способствовать инновационному развитию как самих курортов, так и направлению научно-популярного туризма [2, 3].
Уже третий год в России активно развивается движение студенческого туризма. Студенты могут направиться в путешествие в другой регион, поселившись в общежитиях ВУЗов-партнеров программы за символическую плату. Некоторые исследователи уже занимались изучением вопросов студенческого туризма. Воробьев Н.С. рассматривает проблему развития студенческого туризма через призму формирования здорового образа жизни молодежи, предлагая различные подходы к решению данного вопроса [5].
Иванова С.А. и Ноговицын И.М. рассматривают понятие студенческий туризм и его формы как процесс интеграции и
активного взаимодействия между высшими учебными заведениями страны и мира [6].
Ханина А.В. рассматривает вопрос развития студенческого туризма как базиса образовательного и научного туризма. Представлен ретроспективный анализ развития понятий научный, образовательный и студенческий туризм, а также отражены результаты исследования о необходимости формирования студенческих научных обществ для развития и популяризации студенческого туризма в России [7].
Харьковская Е.В. и Харьковский С.Н. рассматривают студенческий туризм с точки зрения развития сельского туризма, предполагая, что молодые люди предпочитают отдых на природе, а именно в сельской местности студенческой компании будет максимально комфортно [8].
Рогалиева Н.Л. рассматривает актуальность развития студенческого туризма в Камчатском крае. В одной из своих работ автор говорит о векторе развития студенческого экологического туризма как в части формирования экологической компетенции у общественности Камчатского края [9].
3. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Анализ проходил на основе эмпирических методов исследования: анализ литературных источников, синтез полученных результатов. Основополагающим для данной работы методом был выбран описательный метод, включающий элементы обобщения, наблюдения, классификации, сопоставления и интерпретации.
4. РЕЗУЛЬТАТЫ И ДИСКУССИЯ
Авторами предлагается провести комбинацию научно-популярного и студенческого туризма в силу идентичности основной целевой аудитории и реализовать программы приема «от студента к студенту» в ВУЗах-партнерах программы.
Программа студенческого туризма была запущена в 2021 году, как возможность бюджетных студенческих путешествий из одного региона в другой. Однако, каждый участвующий в программе ВУЗ, который принимает студентов по данной программе обладает интересными лабораториями, музеями, комплексами, которые также могут стать объектами притяжения наряду с достопримечательности самого города или региона [10].
В 2023 году было объявлено о реализации проекта «Десятилетие науки и технологий», в рамках которого выделено
направление научно-популярного туризма [11]. Именно в рамках научно-популярного туризма предлагается посещать объекты научного туризма, которые в большинстве своем, расположены именно в ВУЗах.
На сайте научно-популярного туризма представлен всероссийский реестр объектов научно-популярного туризма по регионам России, всего выделено 755 объектов, при этом, можно с уверенностью сказать, что их число будет только увеличиваться [12].
Южный федеральный университет является участником программы студенческого туризма с момента ее основания, в связи с чем, авторами было проведено исследование возможностей формирования маршрутов научно-популярного туризма в ЮФО, а также определены основные проблемы при формировании таких маршрутов и представлены возможности их решения.
В реестре объектов научно-популярного туризма, представленных на сайте, числится 12 объектов, относящихся к Южному федеральному университету, а именно:
1. Ботанический сад Южного федерального университета;
2. Естественнонаучный музей Южного федерального университета;
3. Зональная научная библиотека Южного федерального университета;
4. Лаборатория технологии функциональных наноматериалов Южного федерального университета;
5. Минералогический музей Южного федерального университета;
6. Научно-исследовательский институт робототехники и процессов управления Южного федерального университета;
7. Научно-образовательный центр «Нанотехнологии» Южного федерального университета;
8. Научно-образовательный центр «Политехнический музей Южного федерального университета»;
9. Ресурсный центр Института компьютерных технологий и безопасности Южного федерального университета (кластер «Кремниевое Лукоморье»);
10. Учебная астрономическая обсерватория Южного федерального университета;
11. Учебный музей археологии Южного федерального университета;
12. Центр арменоведения Института социологии и регионоведения Южного федерального университета;
В процессе проведения исследования было установлено, что помимо имеющихся объектов, в университете имеются и иные объекты, которые могут быть отнесены к объектам научно-популярного туризма и включаться в студенческие туристические маршруты, например, криминалистический полигон юридического факультета, музей истории Южного федерального университета, кабинет-музей Ю.А. Жданова, уникальная кирпичная библиотека или единственная на юге страны безэховая камера.
Прежде чем формировать маршруты, было решено определить какие объекты будут являться наиболее популярными у студентов. Для этого был проведен опрос, в котором приняло участие более 750 обучающихся ЮФУ, средний возраст которых составил от 16 до 20 лет. Так как программа реализуется для студентов и молодых ученых до 35 лет, то можно сказать, что респонденты полностью соответствуют целевой аудитории (рис. 1).
Безусловно, прежде чем выбирать объекты для посещения, было интересно узнать, а осведомлены ли студенты о том, какие объекты научно-популярного туризма находятся в Южном федеральном университете (рис.2).
I Возраст
1 6-20 21 -25 26-30 31-35 3640 41 -15 46-50
51 -55 56 60
Рисунок 1. Возраст респондентов, прошедших опрос
Рисунок 2. Известные объекты научно-популярного туризма в ЮФУ
Рисунок 3. Какие объекты научно-популярного туризма ЮФУ интересно посетить
студентам
Самым известным местом стал Ботанический сад ЮФУ, так как он является открытым к посещению не только для студентов и сотрудников университета, но и для всех желающих, каждую неделю там проводятся экскурсии, научно-популярные лекции, к тому же, садоводы-любители могут приобрести там саженцы редких растений. Второй была названа Зональная научная библиотека, которая так же является объектом не только научно-популярного, но и исторического туризма, так как здание библиотеки ранее было особняком известного в Ростове-на-Дону купца Н.Е. Парамонова. Еще одним известным местом является музей истории ЮФУ, так как именно там проходит много университетских мероприятий. Остальные объекты значительно менее известны среди студентов университета и, скорее всего, известны именно обучающимся в данных подразделениях. Например, про учебно-криминалистический полигон знают сту-
денты юрфака, а про безэховую камеру обучающиеся в институте радиотехнических систем и управления.
Логично было следующим вопросом уточнить, а какие объекты заинтересовали обучающихся, и они готовы были их посетить (рис. 3).
На данный вопрос ответы были не столь однозначными, по сравнению с предыдущим. Наибольший интерес вызвали учебно-криминалистический полигон, естественно-научный музей, ресурсный центр Института компьютерных технологий и безопасности Южного федерального университета (кластер «Кремниевое Лукоморье»), безэховая камера, учебная астрономическая обсерватория. Безусловно, остальные объекты тоже не остались без внимания, в связи с чем, было решено проработать несколько маршрутов, которые бы отличались разной тематической направленностью и в полной мере удовлетворяли бы запросам потенциальных туристов.
| Сколько готовы заплатить
100-600
1000+
Рисунок 4. Сколько туристы готовы заплатить за экскурсию по объектам научно-популярного туризма
Безусловно, большинство путешествий, которые реализуются в рамках проекта студенческого туризма и предоставляются в формате «от студента к студенту», они бесплатны. Однако, популяризация науки и научно-популярного туризма дает возможность задуматься о монетизации маршрутов, в связи с чем был задан вопрос о том, сколько туристы готовы заплатить за экскурсию по таким объектам (рис. 4).
Большинство опрошенных готово заплатить сумму от 100 до 500 рублей за экскурсию. По данным сайта Sputnik [13] средний чек на обзорную экскурсию по Ростову-на-Дону колеблется в пределах от 600 до 1000 руб. с опытными гидами-экскурсоводами. В связи с чем, есть необходимость проработать маршрут таким образом, чтобы у туристов появилось желание заплатить больше, ведь в рамках экскурсии гости смогут не только послушать про историю университета, но и прикоснуться к экспонатам лаборатории, научным объектам, а также задать интересующие их вопросы преподавателям и научным работникам ВУЗа, ведь в каждой лаборатории есть ответственные лица, готовые делиться информацией.
Еще один заданный вопрос касался особенности проведения экскурсии, ведь сегодня экскурсоводы предлагают различные варианты представления информации — от классической экскурсии до иммерсивных мероприятий и театрализованных шоу. Респонденты выбрали в качестве приоритетных, экскурсию в виде квеста (14,5 % и 21,6 %), а также классическую экскурсию (17,3 % (рис. 5).
Хотелось бы заметить, что многие респонденты отмечали, что было бы неплохо комбинировать стили, т.е. не все время
Рисунок 5. Формат проведения экскурсии
в формате лекции, а с включением аудитории в процесс (вопросы, викторины, конкурсы, загадки и т.п.).
Также, стоит подчеркнуть тот факт, что приоритетным будет процесс проведения экскурсии самими студентами и молодыми учеными, работающими на объектах научно-популярного туризма, так как основная целевая аудитория туристов, путешествующих по программе студтуризм или планирующих к посещению объекты научно-популярного туризма — это студенты, выпускники, молодые ученые-исследователи и аспиранты, т.е. лица, заинтересованные в конкретных направлениях и способах исследования, обмене данными и опытом.
Именно анализ целевой аудитории дал возможность ответить на вопрос о процессе формирования туристических маршрутов. Объекты Южного федерального университета были объединены в маршруты по территориальному расположению самих объектов, а также их специфики, так появились следующие маршруты:
1. ЮФУ исторический — с посещением музея истории университета, зональной библиотеки, Северо-Кавказского научного центра высшей школы, где расположен археологический музей ЮФУ, а также кабинет Ю.А. Жданова и криминалистический полигон;
2. ЮФУ естественно-научный — с посещением крупнейшего ботанического сада, минералогического музея и кирпичной библиотеки;
3. ЮФУ космический — с увлекательной экскурсией в обсерваторию университета;
4. ЮФУ технический — с выездом в инженерно-технологическую академию ЮФУ в г.Таганроге, где туристы посетят политехнический музей ЮФУ, научно-образовательный центр «Нанотехнологии» Южного федерального университета, ресурсный центр Института компьютерных технологий и безопасности Южного федерального университета (кластер «Кремниевое Лукоморье»), безэховую комнату, научно-исследовательский институт робототехники и процессов управления Южного федерального университета.
К тому же, маршруты можно трансформировать под запросы конкретных туристских групп и организовывать уникальные экскурсии.
5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог проведенному исследованию, хотелось бы отметить некоторые выводы и рекомендации, которые были получены в процессе подготовки туристских маршрутов для студентов и молодых ученых.
1. Важно организовать доступность всех объектов научно-популярного туризма на уровне ВУЗа или даже на федеральном уровне, так как многие лаборатории или научно-исследовательские центры закрыты в выходные дни или периоды летних отпусков, как раз тогда, когда ожидается основной поток туристов.
2. Согласовать маршруты в ВУЗе один раз и не запускать для каждой группы новые служебные записки и «длинные» согласования, только если это не режимные объекты. Для организации массовых экскурсий и увеличения частоты посещения объектов важно, чтобы о программе посещений были осведомлены все ее потенциальные участники, а также назначен единый координационный центр, который будет собирать запросы от туристов и формировать
программу их приема. Для этого отлично подойдут группы в контакте или 1е^гат-каналы, а также информационный раздел о программе на сайте университета.
3. Процесс проведения экскурсии должен быть организован в формате «от студента к студенту», т.е. именно обучающиеся должны принимать своих коллег из других университетов, показывать им свои разработанные маршруты, лаборатории и центры, которыми владеет Южный федеральный университет. Для этого, студенты, обучающиеся по направлению «туризм» должны подготовить план проведения экскурсии, отыскать интересные факты об объектах и протестировать свои маршруты.
4. Экскурсии по лабораториям, научным центрам, специфическим объектам, безусловно, должны проводить сотрудники данных лабораторий. Однако, необходимо разработать план экскурсии таким образом, чтобы осветить все самые важные аспекты, связанные с объектом, при этом рассказ строился на понятном языке, без обилия сложных терминов, так как не все экскурсанты являются профессионалами в данной области, некоторым гуманитариям может быть интересна техника.
5. Экскурсии должны иметь возможность трансформироваться и подстраиваться под запросы экскурсантов. В таком случае маршрут будет строиться вокруг одного ключевого объекта, который и станет в итоге главной «изюминкой» маршрута.
6. Участие в программе студтуризма и научно-популярного туризма должно быть возможны круглый год. В настоящее время многие ВУЗы — партнеры программы принимают туристов только в летний период, что значительно усложняет процедуру приема, так как многие лаборатории закрыты из-за отпусков сотрудников, а студенты проходят практику и тоже не могут организовать экскурсии. Круглогодичная программа решила бы большое число вопросов именно с точки зрения посещения объектов научно-популярного туризма.
Развитие студенческого и научно-популярного туризма в коллаборации должно дать, безусловно, положительные эффекты. Студенты являются самыми активными путешественниками, их любознательность и желание познавать гораздо выше, чем у иных категорий путешествующих людей. С учетом возможностей, которые предоставляет программа студтуризм, а именно, большие скидки на проживание в кампусах
университетов, в совокупности с льготным проездом в железнодорожном или автотранспорте, данная программа будет
весьма востребована, главное, преодолеть некоторые барьеры, возникшие при первом апробировании маршрутов.
6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Пономарева И.Ю. Исторические предпосылки развития научно-популярного туризм в Тульской области / И.Ю. Пономарева, В.Ю. Савинов // Российские регионы: взгляд в будущее. 2022. Т. 9. № 3-4. С. 64-74.
2. Баранова А.Ю. Научно-популярный туризм: структура и методы финансирования / А.Ю. Баранова // Управленческий учет. 2022. № 4-2. С. 237-243.
3. Баранова А.Ю. Развитие науки на курортах: научно-популярный туризм : монография / А.Ю. Баранова // Инновационное развитие науки: фундаментальные и прикладные проблемы / Э.А. Аламанова, Л.П. Андрианова, А.Ю. Баранова [и др.]. Петрозаводск : Новая Наука, 2022. С. 344-361.
4. Крылова Е.А. Научно-популярный туризм как новое туристическое направление в экономике России / Е.А. Крылова // Креативная экономика. 2022. Т. 16. № 5. С. 1829-1848.
5. Воробьев Н.С. Формирование здорового образа жизни студенческой молодежи через туризм // Наука-2020. 2020. № 4 (40). С. 121-126.
6. Иванова С.А. Студенческий туризм как форма международного сотрудничества высших учебных заведений / С.А. Иванова, И.М. Ноговицын // Приоритеты в современном естественнонаучном образовании: проблемы и перспективы : материалы всероссийского научно-образовательного форума с международным участием (г. Якутск, 22 ноября 2021 — 26 ноября 2021 г.) : сборник тезисов / редакторы: О.М. Кривошапкина, М.П. Андреева, Р.П. Софронов [и др.] ; ответственный редактор К.Е. Егорова. Якутск : Издательский дом СВФУ, 2021. С. 332-338.
7. Ханина А.В. Современный студенческий туризм: особенности и перспективы развития / А.В. Ханина // Сервис в России и за рубежом. 2022. Т. 16. № 4 (101). С. 18-27.
8. Харьковская Е.В. Студенческий туризм как фактор развития сельского туризма / Е.В. Харьковская, С.Н. Харьковский // Роль науки в удвоении валового регионального продукта : материалы XXV Международной научно-производственной конференции (г. Майский, 26-27 мая 2021 г.) : сборник тезисов. В 2 томах. Т. 2 / члены редакционной коллегии: А.Ф. Дорофеев, А.В. Акинчин,Д.В. Дронов [и др.] ; председатель редакционной коллегии С.Н. Алейник. Майский : Белгородский государственный аграрный университет имени В.Я. Горина, 2021. С. 314-315.
9. Рогалева Н.Л. Развитие студенческого экологического туризма в камчатском крае / Н.Л. Рогалева Повышение конкурентоспособности социально-экономических систем в условиях трансграничного сотрудничества регионов : материалы 1Х международной научно-практической конференции (г. Ялта, 05-08 апреля 2022 г.) : сборник научных статей / члены редакционной коллегии: А.А. Дорофеева, Д.А. Мардар, С.В. Архипова ; ответственный редактор А.В. Олифиров. Симферополь : Типография «Ариал», 2022. С. 147-149.
10. Программа молодежного и студенческого туризма. URL: https://xn--d1agcrrehbhc. xn--p1ai/?ysclid=livlhdikok952904046 (дата обращения 14.06.2023).
11. Концепция развития научно-популярного туризма в Российской Федерации на период до 2035 года. URL: https://scienceid.net/upload/tourism_document/78/4/ bdf61971_4.pdf (дата обращения 14.06.2023)
12. Всероссийский реестр объектов научно-популярного туризма. URL: https://scienceid. net/upload/tourism_document/da/6/cfe4a3ef_6.pdf (дата обращения 14.06.2023)
13. Экскурсии по Ростову-на-Дону: 82 экскурсии по городу на июнь-июль 2023 года. URL: https://www.sputnik8.com/ru/rostov-na-donu (дата обращения 14.06.2023)