УДК 371
А.В. Прохоров
НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВИДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА И ЕГО САМОРАЗВИТИЯ В КОНТЕКСТЕ ИДЕЙ К.Д. УШИНСКОГО
Анализируется разноречивое видение в педагогике категорий «человек» и «саморазвитие человека». В итоговом выводе исследование проблемы этих базовых понятий не сводится только к личности и личностному саморазвитию. Используя междисциплинарный и целостный подходы, предлагается расширить концептный формат видения человека и его саморазвития для дальнейшего совершенствования педагогической деятельности.
педагогика, педагогическая деятельность, концепт, методологический подход.
В эпоху модернизации российского образования человековедческие идеи К.Д. Ушинского остаются методологическим ориентиром для педагогов. Подход великого мыслителя к познанию человека и его развития был междисциплинарным и целостным 1. Многочисленные исследования по педагогической антропологии подтверждают это и проводятся с учетом положений К.Д. Ушинского 2. Но современное междисциплинарное целостное научно-педагогическое видение человека и его саморазвития характеризуется и активным использованием понятий психологического смыслового формата. В то же время имеется необходимость и возможность расширения соответствующего педагогического концептного объема. Объект и предмет самой педагогической науки связан с образовательной деятельностью (Н.М. Борытко,
В.А. Сластёнин). Она же требует более масштабных концептов для помощи человеку в самостоятельной жизни. Кроме того, уже давно философы сделали расширение целостного подхода методологически возможным действием. А педагоги-практики, в частности родители, с незапамятных времен воплощали его в реальность. Полагаем, что А.М. Столяренко, ссылаясь на мнение В.В. Давыдова, обращает внимание на то, что педагоги должны пользоваться психологическими знаниями, но без диктата последних. Расширяя свои представления о педагогике, он говорит о ней как о науке, которая может и должна помочь человеку стать сознательным субъект-объектом всей своей жизни, а не только объект-субъектом обучения и воспитания 3. В.А. Сластёнин напоминает, что К.Д. Ушинский, подчеркивая важность психологии для педагогики, считал ее знания недостаточными для научного понимания человека как предмета
1 Ушинский, К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии // Собр. соч. М. : Изд-во АПН, 1950. Т. 8. 776 с.
2 Педагогическая антропология и междисциплинарный контекст : материалы Междунар. науч. конф. М. : Изд-во УРаО, 2002. 320 с.
3 Столяренко А.М. Общая педагогика : учеб. пособие. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2006. С. 56-57,
воспитания и призывал педагогов знакомиться с опытом и других человековедческих наук. Предложенная К.Д. Ушинским концепция нуждается в современном осмыслении в целях совершенствования образовательной деятельности 4
Воззрение К.Д. Ушинского на человека обнаруживается уже в рекомендации в целях воспитания узнать его во всех отношениях, узнать подробно физическую и душевную природу, окружающие его обстоятельства и педагогические влияния разных источников. К.Д. Ушинский предлагал рассматривать человека в качестве предмета воспитания в расширенном, социально-природном аспекте, видеть целостно, во всем реальном многообразии внутренних и внешних отношений, не ограничиваясь усеченным представлением о человеке и не замыкаясь на одном только образовательном процессе. Взгляды К.Д. Ушинского на саморазвитие человека содержат следующие концептуальные идеи. Педагогическое представление о самодвижении (саморазвитии 5) человека должно целостно охватывать его внутреннее (физическое, личностное) и внешнее (поведение, деятельность, отношения) саморазвитие в социоприродной среде от зачатия до смерти. Это целостное педагогическое воззрение необходимо не только для совершенствования искусства сознательного влияния на человеческое саморазвитие, но и для совершенствования той питательной духовной культурной среды, при помощи которой сам человек и выстраивает свою целостную жизнь. Данное самодвижение осуществляется по коду, скрытому в каждой клеточке живого организма, и под действием внешних влияний и их результатов в психике человека. Воспитание как преднамеренная воспитательная деятельность (влияние на развитие) осуществляется в школе и в наставничестве, а непреднамеренное воспитание (влияние на развитие) - в природе, семье, обществе, народе, их истории, причем второе нередко оказывается сильнее. Не употребляя термин «саморазвитие», К.Д. Ушинский констатировал, что в русском языке логично выражается сущность растительных организмов их названием - растения. Они растут, увеличиваются в объеме, дают новые ветви или новые семена подобным себе. Такие же растительные процессы происходят и в других организмах - животных и человеке, но в них есть еще чувства, движения и соответствующие органы.
Данные мысли были созвучны соответствующему разделу «Толкового словаря живого великорусского языка В.И. Даля» (1863-1866), вышедшему незадолго до опубликования фундаментальной работы К.Д. Ушинского «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» (1868-1869). В нем развитие человека трактуется как телесный и душевный рост его от зачатия. Оно аналогично техническим и природным процессам развития, связанным с «развертыванием», «раскручиванием», «расплетением», «распусканием», «расширением» и с соответствующими обратными действиями 6. Искусство сознательного влияния на это развитие К.Д. Ушинский и называл педагогикой, которая должна опираться на знания из различных наук для всестороннего понимания человека. В этом случае
4 Сластёнин В.А. Избр. соч. М. : МАГИСТР-ПРЕСС, 2000. С. 222, 228.
5 Советский энциклопедический словарь. М. : Советская энциклопедия, 1981. С. 1176,
1175.
6 Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля. СПб. : Весь, 2004. С. 515.
последний рассматривался им не только как субъект образовательного процесса. Предлагалось знать подробно его физическую и душевную природу, а также окружающие обстоятельства и педагогические влияния разных источников в разных условиях и в разные возрастные периоды. К.Д. Ушинский считал, что педагог должен изучать множество наук, связанных непосредственно с человеком: анатомию, логику, филологию, географию, статистику, историю, собственно воспитание и др. Сам же он успел коснуться только знаний по физиологии и психологии, относящихся к индивидуальной антропологии, и то, по его мнению, некачественно, ибо, как и другие человековедческие науки, педагогика находилась в начальной стадии своего развития. И хотя знаний было накоплено уже достаточно много, времени и сил на их освоение и переработку не хватало. Поэтому изучать общество с педагогической целью уже не представлялось возможным. Но главное, что это была первая попытка субъективного осмысления научных знаний с педагогических позиций и делалась она в России. При этом К.Д. Ушинский активно пользовался мыслительным приемом расширенного и суженного толкования понятий «педагогика» и «воспитание», и фактически косвенно применил этот прием при осмыслении понятий «человек» и «развитие человека».
Таким образом, стратегия педагогического исследования по К.Д. Ушин-скому в области человекознания, действительно, не ограничивается личностными рамками. Она междисциплинарна в целостных системах человека, природы, общества. Сверхзадача исследования - получение научного продукта, способствующего совершенствованию педагогического внешнего влияния и самовлияния на процесс комплексного человеческого развития.
Человековедческие мысли-рекомендации великого педагога вошли в базовые положения отечественной педагогической антропологии. Ее современное состояние отражается в работах Б.М. Бим-Бада, В.И. Максаковой, Ю.С. Тюнникова и др. Несмотря на некоторые отличия позиций в ряде вопросов, педагоги-исследователи сходятся в том, что человек является сложным, многоаспектным предметом познания для целого ряда наук: генетики, химии, психологии, социологии, истории, экономики и др. За многие годы ими накоплен большой объем информации, однако это не привело к созданию единой, удовлетворяющей всех концепции человека как обобщенного представителя Homo sapiens. Тем не менее, подчеркивается, что человек является живым биоэнергетическим существом, активным, пластичным и развивающимся на протяжении столетий. Существом, которое является частью природы Земли, Космоса и социума и которое оказывает на них все большее влияние. Отмечается также целостность человека и одновременно его противоречивость, единство его организма, личности, индивидуальности и вариативность, синергетичность их проявлений. Соответственно выделяют физическое (развитие организма), личностное (становление и реализация самости), внешнее развитие (поведение, деятельность, отношения). Организм как одна из подструктур человека, взятого как целое при системном подходе к нему, рассматривается в педагогике на основе данных естественных наук и является единой саморазвивающейся и саморегулирующейся биологической системой. Физическое развитие человека - это биологический процесс становления, формирования и последующего изменения в течение жизни морфофункциональных свойств его ор-
ганизма и основанных на них физических качеств и способностей. Трактовка личности бинарна. Личностью является и человек, и системное качество индивида. Она определяется включенностью субъекта в общественные отношения и формируется в ходе общения и совместной деятельности. Современные ученые признают развитие индивида самоуправляемым процессом. Наследственные факторы его запускают, окружающая среда активно влияет, но важная роль в развитии человеческого организма и личностной социализации принадлежит сознательной активности самого человека 7.
Такова в общем виде характеристика антропологических знаний в педагогике. Однако, несмотря на их междисциплинарность и целостность, в научно-педагогических исследованиях имеет место диалектика центрации на психологической кон-цептной составляющей при оперировании понятиями человек и его саморазвитие. После большого количества исследований по самовоспитанию в советский период, с 90-х годов прошлого века в научных публикациях все чаще начинают использовать термин «саморазвитие», причем идентично термину «саморазвитие личности». Это просматривается в трудах В.И. Андреева, К.Я. Вазиной, Г.К. Селевко и других авторов. Об этом свидетельствует также и результат анализа формулировок тем диссертационных работ. По данным Н.И. Загузова 8, за 1937-1998 годы в стране были защищены и утверждены две фундаментальные докторские диссертации, темы которых связаны с самовоспитанием. Это работы А.Я. Арета «Основные положения теории самовоспитания» (Л., 1965) и Л.И. Рувинского «Основы самовоспитания» (М., 1971). Исследования других ученых лишь развивали данную тематику. В 1999-2009 годах в электронном каталоге диссертаций Российской государственной библиотеки 9 были зарегистрированы уже четыре докторские диссертации по личностному саморазвитию: сельского учителя (Г.А. Федотова, 2004), студентов и субъектов образовательного процесса вуза (И.А. Шаршов, 2005; Ю.В. Андреева, 2006; Э.Р. Хайруллина, 2007). Темы других докторских диссертационных исследований по педагогике в электронном каталоге Российской государственной библиотеки по-прежнему лишь касаются вопросов самовоспитания, самообразования и т.п. За минувшее десятилетие было защищено более 20 кандидатских диссертаций по различным вопросам саморазвития школы и вуза, постоянно расширяется и круг лиц, которые проводят исследования по вопросам саморазвития.
Обобщая таким образом, научно-педагогическое видение человека и его саморазвитие совершенствовалось достаточно длительное время, благодаря накоплению соответствующих знаний в различных областях науки и усилиям самих педагогов в исследовательской деятельности. Еще К.Д. Ушинский обратил
7 Бим-Бад Б.М. Педагогическая антропология : курс лекций. М. : Изд-во УРАО, 2002. 208 с. ; Максакова В.И. Педагогическая антропология : учеб. пособие. 3-е изд. М. : Академия, 2006. 208 с. ; Салов Ю.И., Тюнников Ю.С. Психолого-педагогическая антропология : учеб. пособие. М. : ВЛА-ДОС-ПРЕСС, 2003. 256 с.
8 Загузов Н.И. Докторские диссертации по педагогике и психологии (1937—1998 годы) : справочник. 2-е изд. перераб. и доп. М. : НЕСТО, 1999. 208 с.
9 Единый электронный каталог РГБ. URL : http://www.rsl.ru/ru/s97/s339/ (дата обращения : 07.07.2011).
внимание педагогической общественности на важность ряда базовых представлений о человеке для его воспитания. Философы достаточно четко осмыслили взаимосвязанные понятия в парах «часть» и «целое», «движение» и «развитие». В философии целостная система «человек» относится в структурной иерархии к более масштабным внешним системам вплоть до Космоса. Психологи сформировали целостное представление о человеческой личности и ее саморазвитии в контексте философских, естественнонаучных и собственных воззрений. Педагоги на вопросы о человеке и саморазвитии человека часто смотрят с позиций психологов, что прослеживается в определениях соответствующих понятий. Но современной педагогической антропологии более близка историкоэволюционная концепция развития человека, интегрирующая конструктивные идеи представителей других концепций: биогенетической, социогенетической, персоналистской. В итоге модель взаимосвязи человека с пространством и временем в онтогенезе и в филогенезе предстает сложной и противоречивой. Для позитивных результатов саморазвития важно динамическое равновесие внутреннего мира индивидуума с природным и социальным (историческим) пространством жизни человечества в целом и психологическим временем конкретных людей. Этому, по нашему мнению, должен способствовать и выход научно-педагогических представлений о человеке и его саморазвитии на другой концептный уровень. Для этого необходимо усилить связь данных представлений с реальной действительностью, поскольку ведь и опыт педагогической практики, например семейного воспитания, свидетельствует о ценностной значимости более широкого реального педагогического целостного междисциплинарного подхода в сравнении с аналогичным психолого-педагогическим подходом. Родители работают со своим ребенком не просто как с личностью, человеком, а как с саморазвивающимся человеческим комплексом, охватывающим и внутренний мир этого человека, и внешнюю среду его жизнедеятельности. Владение совокупностью разных составляющих такой целостности становится одной из важнейших жизненных компетентностей молодого человека. Аналогичный подход осознаваемо или неосознаваемо присутствует в работе и многих педагогов-профессионалов.
Наличие современных педагогических концептных противоречий рассмотрения категорий «человек» и «саморазвитие человека» в контексте антропологических идей К.Д. Ушинского, по нашему мнению, указывает на то, что проблему исследования этих базовых понятий нельзя сводить только к личности и личностному саморазвитию. На основе междисциплинарного и целостного подходов возможно расширение концептного формата видения человека и его саморазвития для дальнейшего совершенствования педагогической деятельности. Но предварительно возникает потребность уточнить представление о реалистичности соответствующего педагогического исследования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ
1. Бим-Бад, Б.М. Педагогическая антропология [Текст] : курс лекций. - М. : Изд-во УРАО, 2002. - 208 с.
2. Единый электронный каталог РГБ [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.rsl.ru/ru/s97/s339/ (дата обращения : 07.07.2011).
3. Загузов, Н.И. Докторские диссертации по педагогике и психологии (1937-1998 годы) [Текст] : справочник. - 2-е изд. перераб. и доп. - М. : НЕСТО, 1999. - 208 с.
4. Максакова, В.И. Педагогическая антропология [Текст] : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. - 3-е изд. - М. : Академия, 2006. - 208 с.
5. Педагогическая антропология и междисциплинарный контекст [Текст] : материалы Междунар. науч. конф. - М. : Изд-во УРАО, 2002. - 320 с.
6. Салов, Ю.И. Психолого-педагогическая антропология [Текст] : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Ю.И. Салов, Ю.С. Тюнников. - М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. -256 с.
7. Сластёнин, В.А. Избранные сочинения [Текст]. - М. : МАГИСТР-ПРЕСС, 2000. -488 с.
8. Советский энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред. А.М. Прохоров. - М. : Советская энциклопедия, 1981. - 1600 с.
9. Столяренко, А.М. Общая педагогика [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям (030000). - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 479 с.
10. Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля [Текст] / сост. Н.В. Шахматова [и др.] - СПб. : Весь, 2004. - 736 с.
11. Ушинский, К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии [Текст] // Собр. соч. - М. : Изд-во АПН СССР, 1950. - Т. 8. - 776 с.
A.V. Prohorov
SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL IDEA ABOUT HUMAN AND HIS SELF-DEVELOPMEN WITHIN THE CONTEXT OF K.D. USHINSKYS CONCEPTIONS
Author dedicated this article to the analysis of different view of categories «human» and «self-development of human» in this modern pedagogical science. In the final conclusion the analysis of the problem of these basic ideas is advised not to use only to a person and his self-development. Using interdisciplinary and holistic approachs is proposed to expand the concept format of idea about human and his self-development for further improvement of pedagogical activity.
concept, methodological approach, pedagogic, pedagogical activity.