Научная статья на тему 'Научно-педагогические кадры в Великобритании'

Научно-педагогические кадры в Великобритании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
239
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ / ПРОФЕССОР / РИДЕР / СТАРШИЙ ЛЕКТОР / ACADEMIC STAFF / PROFESSOR / READER / SENIOR LECTURER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козлова Елена Владимировна, Сергеева Светлана Васильевна

В статье представлены особенности состава научно-педагогических кадров в Великобритании, их ранжирование по иерархической служебной лестнице.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Козлова Елена Владимировна, Сергеева Светлана Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Academic Staff in Great Britain

In the article the features of the academic staff structure in Great Britain and the personnel ranking according to the hierarchical career ladder are presented.

Текст научной работы на тему «Научно-педагогические кадры в Великобритании»

184 ЗНАНИЕ. ПОНИМАНИЕ. УМЕНИЕ______________2011 - №4

ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

Научно-педагогические кадры в Великобритании

Е. В. Козлова

(Пензенский государственный педагогический университет

им. В. Г. Белинского),

С. В. Сергеева

(Пензенская государственная технологическая академия)*

В статье представлены особенности состава научно-педагогических кадров в Великобритании, их ранжирование по иерархической служебной лестнице.

Ключевые слова: научно-педагогические кадры, профессор, ридер, старший лектор, лектор.

Сближение России с общеевропейским образовательным пространством, реформирование системы высшего образования в нашей стране обусловили необходимость сопоставления понятия «научно-педагогические кадры», сформировавшегося в отечественной и зарубежной сфере образования, и его «измерения» в рамках принятой в 2005 г. Бергенским коммюнике структуры квалификаций для Европейского пространства высшего образования (QE — EHEA).

В этой связи нам представляется целесообразным рассмотрение данного вопроса

на примере одной из старейших в Европе системы высшего образования Великобритании.

Согласно глоссарию статистических терминов в Великобритании сложившемуся в российской системе высшего профессионального образования понятию «научно-педагогические кадры вуза» соответствует понятие Academic Staff, означающее: научно-педагогические кадры, или преподавательский состав университета (по Классификации международного стандарта образования (International Standard Classification of Education, ISCED), — персонал вуза, ос-

* Козлова Елена Владимировна — ассистент кафедры иностранных языков Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского, аспирант кафедры педагогики и психологии высшей школы Пензенской государственной технологической академии. Тел.: +7 (8412) 54-82-23. Эл. адрес: real12345@inbox.ru

Сергеева Светлана Васильевна — доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогики и психологии высшей школы Пензенской государственной технологической академии. Тел.: +7 (8412) 49-65-73. Эл. адрес: sergeeva@pgta.ru

новное назначение которого — преподавание, исследование или общественная деятельность. К данной категории кадров относятся работники вуза, имеющие ученые звания: профессор, адъюнкт-профессор, старший преподаватель, преподаватель, лектор или с эквивалентом любого из них, а также должностные лица — декан, директор. Их основная деятельность — преподавание или исследование. Оно не включает понятие «студент-практикант» (аспирант, преподающий под руководством квалифицированного преподавателя для получения ученой степени в области образования) (2002 Data Collection..., 2002: 43).

Проанализировав англоязычную справочно-энциклопедическую литературу и научные труды известных британских специалистов в области образования, мы решили показать иерархическую лестницу научнопедагогических кадров высшей школы в Великобритании.

Согласно иерархии на верхней ступени для старшего преподавательского состава вузов стоит профессор, который в словаре британского образования определяется как «преподаватель высшего ранга. Он традиционно занимает административную должность заведующего кафедрой университета» (Gordon, Lawton, 2003: 185).

Дж. Маккейн в работе «Профессора и студенты в европейских университетах» отмечает, что профессорское звание присваивается и за личные достижения в развитии науки. Он подчеркивает, что увольнение профессора может быть связано только с серьезным преступлением (McCain, 1960: 200-207).

П. Бокстейл в работе «Математические и точные науки» пишет, что со временем из преподавателей, преимущественно читающих лекции, профессора превратились в исследователей, и научно-исследовательская работа стала неотъемлемой частью их служебных обязанностей (Bockstaele, 2004: 512).

Ниже ступень иерархической лестницы преподавательского состава вузов занимают

ридеры. Толкование этого понятия представлено в словаре британского образования как «университетское звание, правовое положение которого является промежуточным между званием профессора и старшего лектора». Они могут занимать должность профессора, но «без председательского места» (Gordon, Lawton, 2003: 194).

В информации, опубликованной на официальных интернет-сайтах Лондонского и Открытого университетов, содержатся критерии, относящиеся к работе ридеров в Соединенном Королевстве. Они подобны тем, что относятся к профессорству: продвижение от старшего лектора к ридеру требует наличия научных исследований и практической работы в университете.

Еще ниже по статусу среди преподавательского состава вузов Великобритании находятся старшие лекторы. Некоторыми зарубежными исследователями они рассматриваются во многих университетах как звено между ридерами и лекторами. Старшие лекторы обычно занимаются преподаванием какого-либо предмета, но нередко их назначают на различные административные должности. В последние годы, так же как в преподавании и администрировании, от них требуются высокие результаты и в научных исследованиях.

В британских университетах в качестве преподавателей неизменно работают лекторы. Их работа включает как преподавательскую, так и исследовательскую деятельность. Но по статусу положение лектора ниже ридера и профессора.

В ряде вузов Великобритании существует распространенная практика, когда кандидат назначается на должность лектора после того, как он некоторое время поработает в качестве исследователя.

По истечении испытательного срока, который обычно длится не более трех лет, лекторы нанимаются университетами на постоянную работу по договору. Но вузы имеют право расторгнуть такие договоры в случае принятия решения о сокращении штата, увольняя при этом даже старший пре-

ACADEMIC RANKS (ученые звания)

Профессор Professor

Ридер Reader

Старший лектор / преподаватель Senior Lecturer or Senior Teaching Fellow (or

Principal Lecturer)

Лектор Lecturer, or Teaching Fellow

(или старший преподаватель) (or Senior Lecturer)

подавательский состав, например, профессоров.

Таким образом, ранжирование научнопедагогических кадров можно представить в виде схемы, помещенной выше.

Следует заметить, что в «новых» британских университетах (т. е. институтах, которые до 1992 г. назывались политехническими) существует немного другая схема: лектор, старший лектор и основной лектор (основной лектор — звание, соответствовавшее званию «старший лектор» в университетах до 1992 г.). Оксфордский университет в 1990-х годах ввел различия в званиях, позволяя их обладателям быть названным профессорами или ридерами, занимая академические посты на уровне лектора, а университет Эксетера и Уорвикский университет начали использовать австралийскую терминологию: старший лектор и ридер теперь носят звание адъюнкт-профессор, так как разница между системами званий в англоговорящих странах делает положение ридера трудным для определения вне Соединенного Королевства. Например, в Швеции подобному званию соответствует звание доцент, которое официально переведено на английский язык как ридер (Ъ^ а^, J5nson, 2006: Электр. ресурс)

Таким образом, в настоящее время в условиях глобализации и интернационализации образования ученые звания в Соединенном Королевстве больше не так структурированы, как раньше.

Представленная в статье структура научно-педагогических кадров высшей школы

Великобритании в полном объеме отражает сущность понятия Academic Staff, трактующегося в толковом словаре терминов на английском языке в области международного образования как совокупность сотрудников образовательного учреждения, привлекаемых к учебно-педагогической работе. Изученные нами материалы отечественных и зарубежных исследователей высшей школы Великобритании свидетельствуют о многогранной деятельности ее сотрудников, постоянной научно-исследовательской работе и их непрерывном профессиональном росте.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Bockstaele, P. (2004) The Mathematical and the Exact Sciences // A History of the University in Europe. Vol. III. P. 493-517.

2002 Data Collection on Education Systems: Definitions, Explanations and Instructions. UIS, OECD, EUROSTAT. (2002) Paris.

McCain, J. (1960) Professors and Students in European Universities: Observations of an American College President // The Journal of Higher Education. Vol. 31. № 4. Р. 200-207.

Gordon, P., Lawton, D. (2003) Dictionary of British Education. London : Woburn Press.

Tofg ard, K., Jonson, G. (2006) Procedure for Appointment as Reader («Docent») at the Faculty of Engineering, Lund University [Электронный ресурс] // Lunds tekniska h ogskola: LTH. URL: http://www.lth.se/fileadmin/lth/omlth/personal-fragor/Readership_instruct_060925.pdf (дата обращения: 16.05.2011).

ACADEMIC STAFF IN GREAT BRITAIN E. V. Kozlova (V. G. Belinsky Penza State Pedagogical University), S. V. Sergeeva (Penza State Technological Academy)

In the article the features of the academic staff structure in Great Britain and the personnel ranking according to the hierarchical career ladder are presented.

Keywords: academic staff, professor, reader, senior lecturer, lecturer.

BIBLIOGRAPHY (TRANSLITERATION) Bockstaele, P. (2004) The Mathematical and the Exact Sciences // A History of the University in Europe. Vol. III. P. 493-517.

2002 Data Collection on Education Systems: Definitions, Explanations and Instructions. UIS, OECD, EUROSTAT. (2002) Paris.

McCain, J. (1960) Professors and Students in European Universities: Observations of an American College President // The Journal of Higher Education. Vol. 31. № 4. R. 200-207.

Gordon, P., Lawton, D. (2003) Dictionary of British Education. London : Woburn Press.

Tofg ard, K., J önson, G. (2006) Procedure for Appointment as Reader («Docent») at the Faculty ofEngineering, Lund University [Elektr. resurs] // Lunds tekniska högskola: LTH. URL: http:// www.lth.se/fileadmin/lth/omlth/personal-fragor/Readership_instruct_060925.pdf (data obrashcheniia: 16.05.2011).

Научная жизнь

27 октября 2011 г. в МосГУ состоялось организационное собрание членов Русской секции Международной академии наук.

Международная академия наук (штаб-квартира в г. Инсбрук, Австрия), основанная в 1980 г. по инициативе дважды лауреата Нобелевской премии Линуса Полинга и других крупнейших ученых современности, объединяет выдающихся ученых, организаторов науки, политических и общественных деятелей мира. Среди них более 120 лауреатов Нобелевской премии, 30 бывших и действующих министров. В состав МАН вошли члены более 80 национальных академий наук. Свыше 40 университетов различных стран и многие исследовательские институты стали коллективными членами академии. Русская секция МАН была учреждена в 1993 г. У ее истоков стояли выдающиеся представители отечественной науки: академики Н. Н. Моисеев, В. И. Покровский, Н. Г. Басов, А. И. Прохоров, К. В. Судаков, Н. П. Лаверов, Ф. И. Комаров и др.

На организационное собрание приехал президент Международной академии наук В. Кофлер (Австрия), представители руководства МАН из США и Японии, ученые — члены МАН из Москвы и ряда других городов России. Вел собрание академик В. Г. Зилов. Доклад о работе МАН и перспективах развития академии сделал В. Кофлер. С сообщением о деятельности Русской секции МАН выступил вице-президент МАН К. В. Судаков. Организационное собрание приняло изменения в Уставе, в том числе приняло новое название — «Русское отделение МАН», избраны руководящие органы. Президентом Русского отделения МАН избран И. М. Ильинский, ректор Московского гуманитарного университета. Его кандидатуру при избрании охарактеризовали академики МАН — директор Института психологии РАН А. Л. Журавлев и главный научный сотрудник Института философии РАН В. М. Межуев. Вице-президентами Русского отделения МАН избраны О. С. Глазычев и Вал. А. Луков, генеральным ученым секретарем — Н. В. Захаров.

В состав Президиума вошли академики Г. П. Гладышев, С. Н. Глазачев, А. Г. Зилов, Вл. А. Луков, Ю. Э. Пенионшкевич, Б. Н. Рогатин, К. В. Судаков, А. А. Хадарцев, Б. Г. Юдин, Е. А. Юматов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.