Научная статья на тему 'Научно-организационная элита: вопросы теории, истории и региональной практики'

Научно-организационная элита: вопросы теории, истории и региональной практики Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
106
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Научно-организационная элита: вопросы теории, истории и региональной практики»

НАУЧНО-ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЭЛИТА:

ВОПРОСЫ ТЕОРИИ, ИСТОРИИ И РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРАКТИКИ

Понятие «научная элита» используется в современной научной литературе для обозначения определенного слоя ученых, которые выделяются заметным образом в среде себе подобных. Элитарность ученых формируется на основе признания в среде посвященных, значимых для ученого людей1. Когда ученый достигает серьезных результатов в науке, он получает признание научного сообщества в таких формах, как присуждение Нобелевской или какой-то другой международной или отечественной престижной премии, избрание в легитимные и авторитетные академии наук, формирование высокого индекса цитирования другими исследователями его основных трудов, известности в научной среде, широкой популярности, вплоть до своеобразного культа личности ученого. Следует особо выделить такую характеристику элитарного ученого, как включение в административно-научную иерархию, особенно в условиях СССР и современной России, в условиях государственного финансирования Академии наук и наличия у нее значительной материальной базы в виде НИИ, лабораторий и спецпредприятий, известного влияния политического руководства Академии наук, когда ее руководители обретают определенные социально-политические функции. Уровень и характер научноорганизационной работы, степень участия в разработке научной политики государства, несомненно, являются важными критериями отнесения ученого к научной элите. Вероятно, можно даже говорить о выделении в составе научной элиты научно-организационной субэлиты. Надо иметь в виду и тот факт, что большинство ученых вступают не только в информационно-когнитивные контакты, но и в социальнополитические, включаясь во время внедрения в практику результатов исследований, в решение общественно значимых проблем. Кроме того, ученые как граждане своей страны испытывают имманентную потребность оказать интеллектуальное содействие прогрессивному развитию общества, исходя из исторического понимания понятия «прогресс». Более того, как показывает практика, современные ученые, как гуманитарии, так и естественники, искренне убеждены, что они лучше политиков понимают сущность политического процесса и делают попытки оказать влияние на политических субъектов различного вида, орга-

1 Пряжников Н.С. Психология элитарности. М.-Воронеж, 2000. С. 90.

низовать благоприятное (или наоборот) общественное мнение по поводу участников политических дискуссий и т.п.

Однако необходимо отличать сущность творческой личности от личности властных и политических структур, пишет А.В. Кокин, так как последняя использует для своих целей механизм подавления группы, толпы, общества. Даже руководитель научного учреждения может при определенных условиях превратиться из творческой личности во властную личность1.

В российской научной литературе очень часто используются понятия «интеллигенция» и «научная интеллигенция», характеризующие не просто узкий слой специалистов-интеллектуалов, а прежде всего, такой особый слой людей, для которого характерно сочетание профессионализма с типичными нравственными качествами, определенным типом мышления и поведения, ориентированным не на науку, технику, и культуру, а на «бескорыстное служение народу». Т.Г. Лешкевич в учебном пособии по философии науки отмечает, что научная элита -это функциональный тип интеллигенции, который связан с возложенной на него функцией обеспечения духовного и интеллектуального развития общества2. Исходя из этого, И.В. Клушина считает, что интеллигенция является рядовой массой, не достигшей общепризнанных результатов в науке, но «научная элита пополняется кадрами научной интеллигенции»3. Иначе говоря, именно из интеллигенции произрастает научная элита. Однако проблема несколько сложнее.

В традиционном понимании интеллигенции к ней традиционно относятся практически все более-менее образованные люди (в том числе не имеющие высшего образования), являющиеся носителями социальной памяти и опыта народа. В таком понимании это действительно не социальная группа, не слой высококвалифицированных специалистов и крупных интеллектуалов, включая научную элиту, а некое аморфное, постоянно рефлектирующее, расколотое по политическим симпатиям и антипатиям, не имеющее собственности межклассовое образование, которое не без оснований получило наименование «прослойка». В литературе распространено мнение о том, что интеллигенция - это «духовная элита общества»4.

1 Кокин А.В. Феномен интеллекта. Ростов н/Д. - СПБ., 2002. С. 146-147.

2 Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиции и новации. М., 2001. С. 100.

3 Клушина И.В. «Научная элита»: экспликация понятия // Путь в науку. Молодые ученые об актуальных проблемах социальных и гуманитарных наук. Вып. 4. Ч. 2. Ростов н/Д., 2003. С. 78.

4 Российская интеллигенция: ХХ век. Екатеринбург, 1994. С. 65.

Однако сторонники этой расширительной позиции не объясняют того факта, что в среде реальной интеллигенции проявлялись даже тоталитарные модели политического поведения. Главной особенностью русской интеллигенции советского периода было «поведенческое двуязычие», когда на людях интеллигент говорит одно, а дома, в кругу друзей, «на кухне» - совершенно противоположное. 1 Это приводит к появлению «двойного сознания» интеллигенции, то есть к развитию, наряду с классическими качествами, также двойного стандарта в оценках, зазнайства, самоуверенности, неискренности, агрессивности, скептицизма, цинизма2. Еще больше вопросов вызывает позиция некоторой части современной российской интеллигенции, которая отказалась от защиты социальных прав широких масс рабочих и крестьян, но активно поддерживает махинаторов-олигархов, националистов-сепара-тистов, голосует за партии демагогического толка, поддерживает власть имущих и т.д.

На наш взгляд, российская интеллигенция как целостное и органичное, социально ориентированное на защиту трудящихся, простого народа и т.д. образование перестала существовать, так как на ее историческом месте появилось несколько квазисоциальных групп, ориентирующихся на слишком различные мировоззренческие ценности, социально-классовые слои населения и даже на разные моральнонравственные ценности. В условиях информационной революции интеллигенция обрела свою материально значимую интеллектуальную собственность и включилась в качестве «среднего класса» в социальную структуру общества. В этой связи и понятие «научная интеллигенция», обнимающее векторы науки и нравственности, исключающее вектор корысти и собственничества, в некоторой мере начало терять свой изначальный смысл. Вероятно, логичней говорить о страте профессиональных научных работников, преподавателей вузов, из которых в рамках научно-преподавательской иерархии (кандидат наук, доцент, доктор наук, профессор, зав. кафедрой или лаборатории, руководитель известной научной или вузовской организации, академик, лауреат престижных премий, кавалер высших госнаград, высший неформальный авторитет, признанный лидер в науке и т.д.) самые лучшие, талантливые, с организаторскими способностями кадры превращаются в признанную научную элиту.

Нам представляется, что в англо-американской литературе про-

1 Барбакова К.Г., Мансуров В.А. Интеллигенция и власть. М., 1991. С. 165.

2 Кормер В. Двойное сознание интеллигенции и псевдокультура. М., 1997. С. 226-227.

дуктивно рассматривается интеллектуальная элита общества, обеспечивающая преемственность культуры, поведения, образа жизни и мышления, а уровень интеллигентности связывается преимущественно с уровнем образованности. 1

М. Фридман писал, что в современных условиях резко выросла роль интеллектуального труда в судьбах человечества. Научнотехнический прогресс стирает грань между белыми и синими воротничками, сближая по уровню материальной обеспеченности категории людей. Но это не означает, что численность интеллектуалов возрастает автоматически. Поэтому необходимо создать условия для расширенного воспроизводства интеллектуальной элиты общества на основе развития конкуренции вузов и отказа от государственного субсидирования образования2. Д. Белл, Д. Харт, Ф. Фетс доказывали, что в условиях НТР главная роль в обществе принадлежит технократам, причем именно научная элита является лидирующей группой, направляющей власть имущих. Но К. Манхейм и А. Верба писали об ученых, как о «свободно парящих интеллектуалах», выбирающих степень сотрудничества с государством и обществом. Научная элита - это достаточно оформленная страта. Поэтому нужно учитывать происхождение, фазы карьеры, итоги деятельности, индивидуальный и групповой характер участия, типы научного объединения, степень заинтересованности государства в их деятельности и т.п.

Научная элита базируется, прежде всего, на высочайшем профессионализме и компетенции, причем высокие нравственные качества ученых желательны, но не обязательны. Например, создатель водородной бомбы США Э. Теллер, по общему мнению, не отличался высокими моральными достоинствами и не пользовался особым уважением коллег. С.А. Красильников предложил понятие «интеллектуальный потенциал общества», которое включает в себя такие элементы, как форма социальной организации умственного труда, способ создания, накопления и использования интеллектуальных знаний, механизм внешнего регулирования и самоорганизации внутри интеллектуального сообщества, ресурсное обеспечение (материальная база, финансирование, коммуникации)3. На наш взгляд, центральной, стержневой, направляющей и содержательной частью интеллектуального потенциала общества является именно научная элита, которой принадлежит

1 Кислицын С.А., Нектаревская Ю.Б. Научная элита и политическая система. Ученые России и США в ХХ веке. Ростов н/Д., 2006.

2 Friedman M. Free to Choose. H.B.I. New York. 1990. P. 15.

3 Там же. С. 71.

решающая роль в выборе направлений научного поиска. Именно она «является носительницей научной рациональности. От нее зависит успешность «выведения» новых продуктивных теорий и идей, изменение и развитие идей и концепций зависит от изменений в сообществе ученых, объединенных в строгие институты в широком смысле слова, занимающихся разработкой, реализацией, популяризацией достиже-

ний.1

Под научной элитой можно понимать общность людей, обладающую высоким статусом в государстве, активно действующую в области науки, образования, средств массовой информации, политического консалтинга, имеющую высокопрофессиональные знания и добивающуюся наивысших результатов в своей области научного знания, а также контролирующую формирование системы символов, культурных ценностей, мифов, из которых складываются идеологии. Особое значение имеет то обстоятельство, что научная элита обладает ответственностью, высоким моральным статусом и значительным социальным престижем. (Звания «академик» и «профессор» традиционно до сих пор воспринимаются российскими гражданами весьма уважительно). В отечественной политологии известны работы Б.М. Фирсова,

А.С. Макарычева, А.Д. Савельева и других ученых, которые продуктивно осваивают опыт англо-американских политологов в изучении данного вопроса2. В работе А.Д. Савельева сделана попытка определить роль научной элиты для развития науки, показать общность и принципиальное отличие научной элиты от иных элит, возможность идентификации и классификации научной элиты и формирования научной страты в общей структуре элиты общества3. А.Д. Савельев считает, что научный работник может быть отнесен к элитной части научного сообщества, если его творческие научные результаты содержат научные знания первого ранга ценности, когда ожидаемый результат претендует на открытие новых закономерностей объекта исследования, новых явлений, новых социально-общественных теорий и т.п. Дополнительным «проходным баллом» в элиту является величина коэффициента предпочтения той науки и того объекта исследования, которым занимается научный работник. Но научная элита общества по-

1 Лешкевич Т.Г. Философия науки. Учебное пособие. М., 2006. С. 241-242.

2 Макарычев А.С. Взаимодействие научной и политической элит: теория вопроса и практика Нижегородской области // Трансформация российских региональных элит в сравнительной перспективе. М., 1999.

3 Савельев А.Д.Идентификация и формирование научной элиты // Социс. 1995. № 2.

средством полученного нового знания и информации оказывает влияние на формирование других страт, использующих научное знание и информацию: образовательную, культурную, проектно-экономическую и др. Следовательно, научная элита занимает ключевые позиции в развитии современного общества и будет играть еще большую роль при переходе к «информационному. А.И. Ракитов отмечает необходимость сохранения и восполнения научно-технической элиты, способной к разработке, восприятию и внедрению новых технологий, особенно наукоемких технологий завтрашнего дня1. Бывший министр науки и образования Б.Г. Салтыков в качестве принадлежности ученых к элитному слою отмечает подтвержденный мировой уровень их исследова-

ний2.

В коллективной монографии об ученых Санкт-Петербурга научная элита определяется как категория ученых, вносящих наибольший вклад в систему научных знаний. Исходя из понимания науки как со-циокогнитивной системы, авторы делают обоснованный вывод, что научная элита формируется на основе объективно неустранимой разнородности и расслоения совокупного субъекта3. Ее составляют те, кто по своим личностным качествам получает наивысшую оценку в направлениях научной деятельности, в частности, в области нового знания. Рассматривая внутреннюю иерархичность научной элиты, авторы выделяют горизонтальный и вертикальный срезы иерархии. «Горизонтальный срез выявляет группы, различающиеся по степени элитности и по ориентации на те или иные функции в научной сфере -творчество и управление, тогда как вертикальный срез обнаруживает степень развития качеств, присущих элите вообще, способностей, без которых доступ в ряды элиты просто закрыт». Отсюда в горизонтальном срезе выделяются два типа элиты: творческая и административноуправленческая. На наш взгляд, допустимо выделение и регионального уровня этой элиты.

К творческой элите относятся «творцы новых понятий, теорий, методов, даже новых путей мышления, новых парадигм». Наряду с формально-вторичными признаками творческой элиты, такими как количество публикаций, частота цитируемости, научные звания и премии, выделяется новый признак - признание научным сообществом научной школы, которая объединяет последователей и учеников.

1 Ракитов А.И. Конверсия, трансфер, образование // Byз и рынок. M., 1993. Кн. 3. Ч. I.

2 Поиск. 1994. № 30 (272). 12-18 августа.

3 Интеллектуальная элита Санкт-Петербурга. Ч. 1. СПб., 1993.

Для научной элиты характерно, что принадлежность к ней преимущественно определяется индивидуальными достижениями в информационно-когнитивной плоскости, а социальное качество является второстепенным признаком. Однако, на наш взгляд, некорректно говорить, что общим для политических и научных элит является лишь избранность представителей обеих элит, тогда как характеристики элитности и механизмы социальных гарантий совершенно различны. Например, В.Ж. Келле под научной элитой понимает наиболее привилегированную и высокооплачиваемую часть научного сообщества1. В большинстве стран имеется особый слой ученых-политиков, которые принадлежат как к научной, так и к политико-административной элите. 2

Как подчеркивают О. Жаренова, Н. Кечил, Е.Пахомов, «научная элита - сложная система. Все ее элементы находятся в формальных и неформальных, явных и скрытых связях между собой. Эта система способна развиваться и обновляться, в известных пределах сама восстанавливать утраченное. Вместе с тем она хрупка, уязвима и выпадение (разрушение) тех или иных элементов может сравнительно легко поставить ее на грань распада»3.

По мнению Б.М. Фирсова, в России можно называть научной элитой ученых и специалистов высшей квалификации, отличающихся творческими достижениями и обладающих знаниями, научным и жизненным опытом для того, чтобы выполнять роль наставников новых поколений исследователей. При этом им выделяется три слоя научной элиты, которые характеризуются различным эмиграционным потенциалом. Первый слой - постэлита, специалисты, которые добились высокого статуса в науке, хотя часть из них уже не создает новых идей и подписывает чужие труды. Второй слой - креативная элита (ученые в возрасте от 25 до 55 лет). Здесь наблюдаются наибольшие показатели эмиграции и перехода в другие области профессиональной деятельности. Третий слой -предэлита (эмбриональная элита), к которой принадлежат наиболее талантливые студенты, аспиранты и молодые докторанты. Сознавая свою особую миссию, научная элита претендует на определенную власть в государстве, прежде всего, на право формировать научную и образовательную политику. Более того, подчеркивает Б.М. Фирсов, если уровень вос-

1 Келле В.Ж. Самоорганизация процесса познания // Вестн. АН СССР. 1990. № 9. С. 3.

2 Лоутон А., Роу Э. Организация и управление в государственных учреждениях. М., 1993.

3 Жаренова О., Кечил Н., Пахомов Е. Интеллектуальная миграция россиян. Ближнее и дальнее зарубежье. М., 2002. С. 57.

производства научной элиты опускается ниже определенного «критического значения», развитие общества блокируется.

Лидером научной элиты региона - Дона и Северного Кавказа многие годы был Ю.А. Жданов Он совместил в своем лице талант руководителя, организатора и естествоиспытателя, философа и культуролога. Будучи ректором РГУ и председателем СКНЦ ВШ, известный политик, он стал центром притяжения для большинства представителей научной элиты региона.

К числу известных организаторов и лидеров науки Дона можно отнести таких ученых, как академики РАН математик И.И. Ворович и химик В.И.Минкин, академик АМН микробиолог З.В. Ермольева, академик ВАСХНИЛ ученый-животновод П.Е.Ладан, конструктор Г.М. Бериев, вирусолог Д.И.Ивановский, академик РСХА, агроном И.Г. Ка-линенко, член-корр. АМН, хирург П.П.Коваленко, физиолог А.Б. Коган, химик В.А.Коган, академик АН СССР металлург М.А.Павлов, ученый-селекционер Я.И. Потапенко, философ Г.Г. Предвечный, физики М.А.Блохин, Е.Г.Фесенко, психиатр А.О. Бухановский, хирурги В.И.Русаков, Н.А. Богораз, невропатолог Ю.В. Тринитатский, социолог Ю.Г.Волков, философ В.Е.Давидович, историки Е.Н.Осколков, АИ. Козлов, А.П. Пронштейн, В.А.Золотов, М.А.Люксембург, Ю.И.Серый, геолог Г.В. Войткевич. статистик А.И. Гозулов, экономист В.Г.Игнатов, филолог М.А.Милых и десятки др. Неполный список приведен в уникальном сборнике биографических данных «Наука Дона в лицах»1.

Это очень разные люди, но их всех объединяла страсть к научному поиску и достигнутые высокие результаты. Изучение их вклада в науку и биографического пути - это тема отдельного самостоятельного исследования. Мы кратко осветим научный путь и достижения видных ученых - организаторов науки Северо-Кавказской Академии государственной службы в связи с приближающимся 15-летием СКАГС и другими латентными юбилеями. Латентность заключается в том, что самый первый управленческий вуз в Ростове-на-Дону был создан в августе 1946 г. на базе годичной партийной школы. Как бы не относиться к существовавшей политической партийно-советской системе, совершенно очевидно, что без более-менее квалифицированного управления развитие любого региона страны практически невозможно. Уже к 1950-г. ростовскую ВПШ закончили 554 руководящих работника, в том числе 60 председателей райисполкомов, 168 секретарей горкомов

1 Наука Дона в лицах: Эксклюзивное досье. Ростов н/Д., 1998.

и райкомов правящей партии1. Несмотря на идеологизированность преподавания ряда учебных дисциплин, образование в целом отвечало рациональным требованиям народного хозяйства. В дальнейшем в ходе радикальных социально-политических преобразований этот управленческий вуз был преобразован в качественном отношении сначала в Северо-Кавказский кадровый центр, затем в социально-политический институт, а на заключительном этапе реформ в совершенно новый вуз -Северо-Кавказскую академию государственной службы. Как отмечает академик В.И.Жуков, ректор Московского государственного социального университета (МГСУ), созданного на базе Московской ВПШ, эти преобразования системы политического образования носили содержательный характер, однако можно отметить наличие общей традиции подготовки специалистов-управленцев2. Более того, в условиях идейно-политического плюрализма подготовка высококвалифицированных управленцев, политологов, социологов, юристов, экономистов стала одним из самых важных условий построения правового государства и гражданского общества.

Основная тенденция развития научной элиты нового века - расширение интеллектуальной базы принятия оперативных и стратегических решений по углублению процесса демократизации страны, научно-инновационной поддержке конкурентоспособной экономики. Эта задача успешно решается в СКАГС. Очень многие ученые СКАГС обладают высокими научными степенями и почетными научными званиями, имеют серьезные монографии, являются членами признанных научных общественных объединений (академий) и т.п. Опираясь на справочник «Наука Дона в лицах» и другие источники, назовем представителей ростовской региональной научно-организационной элиты в СКАГС, которые являются не только учеными, но и организаторами научной деятельности. Обращает на себя внимание тот факт, что большинство ученых не кабинетные исследователи, а профессиональные руководители науки, занимающиеся общественно-политической деятельностью и получившие признание в обществе не только как авторы монографий, но как преподаватели и просветители.

1 Очерки истории партийных организаций Дона. Часть 2. (1921-1971). Ростов н/Д. 1973. С.439

2 Жуков В.И. Российские преобразования: социология. Экономика. Политика. М.,2003.

Игнатов В.Г. родился в 1938 г., закончил в 1960 РГУ. Прошел путь от аспиранта и преподавателя до профессора, зав. кафедрой политэкономии РГПИ. Активно участвовал в общественной жизни страны. Работал ректором Ростовского института народного хозяйства. С 1991 г. ректор СККЦ, СКСПИ, СКАГС. Является одним из ведущих ученых Дона и Северного Кавказа в области экономической и политической науки, организации государственной службы, истории государственного управления. Член ряда экспертных советов ЮФО, Ростовской области, президент областного отделения общества «Знание», член совета ректоров области, главный редактор журнала «Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС». В России и Германии им опубликовано свыше 300 научных работ, в том числе свыше 30 и монографий и учебных пособий. Имеет звание Заслуженного деятеля науки РФ, а также ряда республик Северного Кавказа. Член ряда диссертационных советов, научных академий, член Союза журналистов, награжден орденами и медалями, почетными знаками.

Игнатова Т.В. родилась в 1965 г. Закончила экономфак РГУ. В 1989 г. защитила докторскую диссертацию по экономическим наукам по проблеме приватизации и рыночной трансформации России. Автор и соавтор более 150 научных работ, том числе ряда монографий и учебников. В настоящее время - профессор, зав. кафедрой экономики и предпринимательства, председатель диссертационного совета по экономическим наукам. Обладает опытом международного сотрудничества, развития связей СКАГС с западноевропейскими университетами.

Понеделков А.В. родился в 1945 г., закончил Шахтинский пединститут, ВПШ, экономический факультет РИНХа. Работал в партийных органах. Защитил докторскую диссертацию по политическим наукам по проблеме генезиса и становления российской политической элиты. Автор более 200 учебных пособий, монографий и других научных публикаций. В настоящее время - проректор СКАГС по науке и работе с регионами, председатель диссертационного совета по политическим наукам, член экспертной комиссии ВАК, член национальной коллегии политологов-преподавателей. Заслуженный деятель науки РФ и ряда республик Северного Кавказа. Автор и соавтор более 300 трудов. Член ряда академий. Награжден медалями и знаками отличия.

Старостин А.М. родился в 1949 г., окончил РГПИ. Работал преподавателем, ученым секретарем, проректором РГПИ. Защитил кандидатскую диссертацию по философским наукам. Был на партийной работе. В Ростовской академии архитектуры заведовал кафедрой общественных наук. С 2001 г. работает в СКАГС, где защитил докторскую диссертацию по теме эффективности деятельности административно-политических элит. Является заместителем председателя дис-

сертационного совета по политическим наукам. Декан факультета переподготовки СКАГС. Заведующий кафедрой философии и методологии науки СКАГС. Автор и соавтор более 300 научных трудов. Член ряда академий

Солодков Г.П. родился в 1949 г. закончил РГУ. Прошел путь от преподавателя до заведующего кафедрой международных экономических отношений РИНХа. Защитил докторскую диссертацию по экономическим наукам. С 1993 г. он профессор, директор Ростовского международного института экономики СКАГС. Издал свыше 100 научных работ, в том числе ряд монографий в московских научных издательствах. Имеет научные контакты с вузами Германии. Лауреат конкурсов и член ряда научных академий.

Шапсугов Д.Ю. родился в 1943 г., закончил в 1968 г. РГУ. В 1991 г. защитил докторскую диссертацию по юридическим наукам. Работал проректором по научной работе НИИ управления и права Северо-Кавказского кадрового центра. С 1994 г. профессор, директор ростовского Юридического института СКАГС, главный редактор журнала «Северо-Кавказский юридический вестник», зав. кафедрой истории и теории государства и права, председатель диссертационного совета по юридическим наукам. Автор более 100 научных публикаций. Заслуженный юрист РФ. Академик АМАН, МАНЭБ и др.

В СКАГС работают и другие профессора, известные в своих областях научного знания: А.К. Агапонов, Л. В. Акопов, Л.А. Батурин, В.И. Бутов, А.Г.Данилов, Г.П.Зинченко, С.А.Зинченко, С.А.Кислицын,

A.В.Кокин, В.Н. Некрасов, Л.Г. Павлова, В. М. Попов, А.И.Радченко,

B.Н.Сергеев, В.А.Сологуб, В.И.Стрюковский, В.Н.Смирнов.

Под руководством В.Г.Игнатова в СКАГС предпринимаются энергичные усилия по модификации инструментов научной политики для более эффективного привлечения к подготовке и принятию решений в области государственного и муниципальной управления, региональной политике наиболее подготовленных представителей научного сообщества, политиков, бизнесменов, общественных организаций и движений и т.п. Научная элита делает содержание и идеи научных концепций доступными представителям всех заинтересованных групп. Политики могут найти в ней материал по вопросам бюджета образования и науки, представители общественных движений - для требований по улучшению качества жизни, в том числе расширения доступа к интернету, поощрения постдипломного образования, в том числе защит диссертаций представителями власти. Научный характер подготовки таких решений позволяет значительно повысить эффективность государственной политики. СКАГС становится крупным региональным инновационным образовательным центром у области подготовки качественного научного и административнополитического корпуса кадров демократического государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.