БУДУЩЕЕ НАУКИ - ЗА МОЛОДЫМИ
Г. В. Леонидоёщ, О.Н. Политова
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР КАК ОСНОВА ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕГИОНЕ
Высокие темпы изменений, происходящих в России и в мире, нарастающая глобализация, неизбежно усиливающаяся включенность российского общества в общемировые процессы, стремительный технологический прогресс влекут за собой растущую потребность в высококвалифицированных и профессионально компетентных специалистах, подготовкой которых соответственно потребностям развития общества занимается сфера образования.
Основу для подготовки будущего специалиста можно реализовать еще на этапе школьного образования. Ведь молодые люди начинают задумываться о своем будущем уже в 14 — 15 лет. Как помочь им сделать правильный выбор своей профессиональной судьбы? Кого-то больше влечет экономика, кого-то — математика, а кого-то — искусство. В последних классах школы многие молодые люди успевают выбрать не только направление деятельности, но и вуз, в котором хотели бы продолжать образование. Министерство образования РФ, обобщив зарубежные и отечественные наработки,
предлагает ввести в старших классах профильное обучение, которое позволит каждому учащемуся углубленно заняться любимым предметом.
Подобное профильное обучение с 2002 года ведет МОУ «Средняя общеобразовательная школа №32» г. Вологды в творческом союзе с Вологодским науч-но-координационным центром Центрального экономико-математического института РАН. Школа в этом случае является одним из звеньев непрерывной цепочки в структуре Научно-образовательного центра (НОЦ), создаваемого в г. Вологде усилиями регионального научного центра.
Особое значение приобретает развитие на всех уровнях интегрированной системы вариативных начал в обучении, ориентация на формирование навыков самостоятельной деятельности участников образовательного процесса.
Особый упор делается на применение методов активного обучения1 — систематически проводятся деловые игры,
1 Самохина А.К. Активные методы обучения // Экономика в школе. — 2002. - №3. - С. 29-36.
Леонидова Галина Валентиновна —
зав. отделом подготовки научных кадров вн кц
ЦЭМИ РАН.
Политова Ольга Николаевна —
психолог отдела подготовки научных кадров ВНКЦ ЦЭМИ РАН.
направленные на интенсивное усвоение экономических знаний. Так, во всех классах проводилась деловая экономическая игра «Бизнес-риск». В процессе ее школьники проявили свою компетентность в мире экономических понятий в ситуации активного принятия решений. При подведении итогов игры выяснилось, что успешно провести «деловые операции» и получить прибыль смогли в 11-ом классе только четверть игравших, в 9-ом — 19%, в 10-ом — 44% (рисунок). Остальные участники игры обанкротились. Таким образом, не всем школьникам удалось спрогнозировать экономическую ситуацию в игре, что говорит о пока еще недостаточном опыте применения экономических законов и понятий в моделируемых ситуациях.
10 класс; 44
9 класс , 19
11 класс; 25
Доля учеников, получивших прибыль
в ходе деловой экономической игры
(в % от числа участников)
В 11 классе была проведена деловая экономическая игра «Альтернатива», предполагающая имитацию реальной экономической ситуации, которой свойственна динамичность. В процессе игры участники получили практический опыт руководства подразделениями предприятий.
Кроме этого, для активизации умственной деятельности, развития творческих способностей, необходимых в условиях деловых игр, реализуются такие методы, как мозговой штурм, анализ конкретных ситуаций.
Все обучающиеся в НОЦ привлекаются к выполнению научно-исследовательских работ под руководством аспирантов ВНКЦ ЦЭМИ РАН. В марте -мае 2003 года состоялся первый конкурс
исследовательских работ среди школьников. Накануне ето проводилось социометрическое исследование структуры класса, который в соответствии с полученными данными был разделен в целях эффективной работы на группы примерно одинакового уровня развития, характеризующиеся доброжелательными внутренними отношениями.
Итоги конкурса показали, что учащиеся заинтересованно участвовали в эксперименте. Они проводили социологические опросы по самостоятельно разработанным анкетам, анализировали собранные данные в статистических программах, проводили маркетинговое исследование компьютерных клубов города и т.д.
Лучшие работы были направлены на Четвертую Всероссийскую олимпиаду развития народного хозяйства, проводившуюся Молодежным союзом экономистов и финансистов России. Пятое место в номинации «Управленческое, экономическое и финансовое обеспечение молодежной и семейной политики в России присуждено Балагуровой А. и Калининской Е. за работу «Организация занятости несовершеннолетних: проблемы и перспективы».
Преимущества совместного участия школьников и аспирантов в научной работе очевидны:
1. Школьники учатся работать над реальными научными исследованиями, овладевают методами исследования.
2. Появляется возможность приобрести опыт работы и осознанно выбрать специализацию при поступлении в вуз.
3. Участие в научных исследованиях повышает интерес школьников к науке, а успехи в исследованиях побуждают задуматься о карьере ученого.
4. Расширяются возможности отбора способных школьников в процессе реальной научной работы.
5. Предлагаемая система предоставляет широкие возможности для интеграции интеллектуальных ресурсов учебных заведений и научного академического центра.
Организация совместной работы аспирантов и школьников служит также средством решения воспитательной задачи обучения. Как школьники и студенты, так и аспиранты учатся общению, воспитывается уважение младших к старшим и доброжелательное, но требовательное отношение старших к младшим. Будучи руководителями научных исследований учащихся, аспиранты прививают им вкус к научной работе, помогают становлению таких их качеств, как самостоятельность, ответственность, самоорганизованность, умение преодолевать трудности.
Вот как отозвалась о пилотном варианте интегрированного профильного обучения детей в Научно-образовательном центре директор МОУ «Средняя общеоб-
разовательная школа №32» г. Вологды ГА. Маничева: «При обучении экономике наших детей большое значение имеет тот факт, что с ними работают профессионалы, которые ведут их подготовку на основе научно обоснованных подходов, учитывающих прежде всего соврег-менные приоритеты развития личности, а также системный характер преобразований в нашей стране и их региональную специфику. Нужно отметить, что экономическое образование на уровне школы приобретает для будущего страны стратегическое значение, а знание основ экономической теории и хозяйственной практики становится в современных условиях обязательным элементом общей экономической грамотности».
Наши диссертанты
23 марта в Диссертационном совете при Институте проблем региональной экономики РАН в Санкт-Петербурге младший научный сотрудник ВНКЦ ЦЭМИ РАН Наталия Владимировна Анчукова успешно защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата экономических наук на тему: «Активизация рекреационно-туристской деятельности в регионе».
Научный руководитель — д.э.н., профессор П.М. Советов.
Санкт-Петер-
20 апреля в Диссертационном совете при бургском государственном инженерно-экономическом университете рук. группы ВНКЦ ЦЭМИ РАН Константин Алексеевич Задум-кин успешно защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата экономических наук на тему: «Формирование системы стратегического управления строительным предприятием».
Научный руководитель — д.э.н., профессор Н.А. Пахолков.
18 мая 2004 года в Диссертационном совете при Московском Институте социально-экономических проблем народонаселения зав. отделом подготовки научных кадров ВНКЦ ЦЭМИ РАН Леонидова Галина Валентиновна успешно защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата экономических наук на тему: «Качество трудового потенциала (на примере Вологодской области)».
Научный руководитель — к.э.н. Д.А. Рубвальтер.
I Участвуем и побеждаем! |
23 марта 2004 г. в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №29» г. Вологды состоялась Г областная олимпиада по экономике и основам предпринимательства, организаторами которой выступили Департамент образования Вологодской области, Вологодский институт развития образования и ВНКЦ ЦЭМИ РАН.
В олимпиаде приняли участие 26 учащихся 11-х классов из 12 районов Вологодской области и городов Вологды и Череповца.
Среди победителей Олимпиады — учащиеся МОУ «Средняя общеобразовательная школа №32», обучающиеся в ВНКЦ ЦЭМИ РАН в рамках НОЦ, Лапин Олег и Смачев Михаил, занявшие соответственно 2 и 3 места.
В 2003 — 2004 гг. сотрудники и аспиранты Вологодского научно-координационного центра ЦЭМИ РАН впервые представили свои научные работы на Всероссийскую олимпиаду развития народного хозяйства, которую проводит Молодежный Союз экономистов и финансистов РФ.
Итоги конкурса выглядят так:
Степанова Е.Н., руководитель группы прогнозирования (тема работы «Прогнозирование социально-экономического развития региона на основе нейросете-вых технологий») — 1 место в номинации «Развитие народнохозяйственного комплекса региона»;
Амелин Д.Е. (тема «Совершенствование системы ценообразования промышленных предприятий на основе оценки конкурентоспособности продукции») —
1 место в номинации «Ценообразование в России»;
Множинский А.Н. (тема «Повышение эффективности производства в цехе металлообработки в ОАО «Электротехмаш» на основе использования математических методов») — 2 место в номинации «Развитие машиностроительной промышленности Российской Федерации»;
Гостевская И.А. (тема «Региональные аспекты экономического развития») —
2 место в номинации «Экономические программы развития региона».
Отличились и школьники, обучающиеся в рамках факультатива по экономике в ВНКЦ ЦЭМИ РАН. Балагурова Анна и Калининская Евгения представили на олимпиаду работу «Организация занятости несовершеннолетних: проблемы и перспективы», которой было присуждено одно из призовых мест на конкурсе научно-исследовательских работ среди школьников, проводившемся в 2003 г. в Центре. В номинации «Управленческое, экономическое и финансовое обеспечение молодежной и семейной политики в России» эта работа заняла 5 место. Руководитель их научной деятельности — экономист ВНКЦ ЦЭМИ РАН С.А. Се-лякова.