Научная статья на тему 'НАУЧНО-ОБОСНОВАННЫЙ ПОДХОД К ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ПРОЕКТИРОВАНИЮ ИЗДЕЛИЙ ИЗ КОЖИ'

НАУЧНО-ОБОСНОВАННЫЙ ПОДХОД К ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ПРОЕКТИРОВАНИЮ ИЗДЕЛИЙ ИЗ КОЖИ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
53
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / СОВРЕМЕННАЯ ТЕОРИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ / ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Холмурадова Д.Д., Жахонкулова Д.С.

В данной статье приведены научно-обоснованный подход к художественному проектированию изделий из кожи, а также создать предпосылки для использования новых технических средств и новых технологических процессов, способствующих рациональному использованию материальных ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НАУЧНО-ОБОСНОВАННЫЙ ПОДХОД К ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ПРОЕКТИРОВАНИЮ ИЗДЕЛИЙ ИЗ КОЖИ»

Д.Д. Холмурадова, Д.С. Жахонкулова

НАУЧНО-ОБОСНОВАННЫЙ ПОДХОД К ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ПРОЕКТИРОВАНИЮ

ИЗДЕЛИЙ ИЗ КОЖИ

В данной статье приведены научно-обоснованный подход к художественному проектированию изделий из кожи, а также создать предпосылки для использования новых технических средств и новых технологических процессов, способствующих рациональному использованию материальных ресурсов.

Ключевые слова: эффективность производства, инновационные технологии, художественное проектирование, современная теория художественного проектирования, творческий процесс, программно-целевой подход.

Эффективность кожгалантерейного производства определяется величиной прироста продукции в стоимостных или натуральных показателях на единицу затрат при соответствующем своевременном обновлении ассортимента и повышении качества выпускаемой продукции. Повышение эффективности производства изделий является сложной и многогранной проблемой, что обусловлено разнообразием методов и форм интенсификации технологических процессов. Применение инновационных технологий в кожга-лантерейной промышленности должно обеспечить рост производительности труда. А также создать предпосылки для использования новых технических средств и новых технологических процессов, способствующих рациональному использованию материальных ресурсов.

Освоение профессионального мастерства конструктора одежды - длительный и трудоемкий процесс, поскольку он основан на двух равнозначных составляющих - творческой и расчетной. Именно под влиянием этих двух составляющих человеческой активности в увлекательном процессе реального конструирования могут быть созданы эстетически совершенные и технологически грамотные конструкции новых моделей одежды, ценность которых будет значительно выше, если в них отражены перспективные тенденции моды. Естественно, что из модных приемов, необходимых для получения новых образов, форм и силуэтов, важнейшая роль принадлежит конструктивной составляющей, а ее развитие является задачей конструктивного моделирования [1].

Современная теория художественного проектирования только начинает складываться. Художественное проектирование одежды, обуви, сумок и других изделий из кожи является областью еще более сложной, чем художественное проектирование машин и предметной среды, так как костюм тесно связан с конкретным образом человека, с его движением. Поэтому основные понятия, которыми оперирует техническая эстетика, лишь частично могут быть использованы в теории художественного проектирования одежды и обуви.

Художественное проектирование изделий из кожи, по существу, не новое понятие. По-своему проектировали костюм и в давние исторические времена, думая о его целесообразности, эстетической и других функциях. Однако с изменением общественного уклада, средств производства, экономических условий процесс проектирования изделий из кожи значительно усложнился [2].

Художественное проектирование - это творческий процесс создания целостной системы вещей, при котором проблема стиля является одной из центральных. Художник должен стремиться создать каждую вещь как элемент пространственной целостности, отражающий современные тенденции культуры. Задачей художника является не проектирование группы предметов, связанных между собой, а нахождение связей между предметным миром в целом и проектируемыми предметами.

Роль художественного проектирования предметно-пространственной среды претерпевала изменения во времени. Когда оно внедрялось в культуру как принципиально новая сфера творчества, в области промышленного производства изделий происходило столкновение традиционной художественной культуры с требованиями машинного производства, при этом внимание концентрировалось на таких сторонах,

как рациональность, научность, унифицированность и т. д. В 60-е годы художественное проектирование

^ *

получило название дизайна .

Дизайн сначала не играл ведущей роли в предметном мире, но возникновение более жестких концепций формообразования и унифицированность моделей способствовали внедрению дизайна в предметно-пространственную среду. Машинное производство и массовый потребитель - два важнейших фактора, определяющих необходимость внедрения дизайна.

Машинный способ тиражирования изделий требует ориентации на обобщенные унифицированные характеристики потребителя.

В настоящее время дизайн непосредственно связан со стилеобразующими процессами, с национальными традициями, с самыми различными аспектами художественного формообразования. Эта роль дизайна в культуре ставит новые задачи перед дизайнерами и научными работниками.

© Холмурадова Д.Д., Жахонкулова Д.С., 2021.

Суть деятельности дизайнера - в создании вещей и предметных связей с помощью различных средств воздействия на предметно-пространственную среду человека.

Особое значение имеет программно-целевой подход к управлению. Дизайн-программа - программа организации и управления проектировочной деятельностью, направленной на постановку проблем и целей значительного социально-культурного масштаба, крупных многопроблемных комплексов. Составление дизайн-программы - один из этапов проектирования. Выбор типа дизайн-программы - это выбор определенной организационной стратегии, обеспечивающей реализацию поставленных целей. Дизайн-программы имеют следующие характерные особенности:

1) являются одной из относительно самостоятельных подпрограмм крупной комплексной целевой народнохозяйственной программы;

2) ассимилированы целевой народнохозяйственной программой и как бы растворены в совокупности отдельных мероприятий, планируемых и реализуемых в рамках различных направлений;

3) являются генеральной программой по отношению к комплексу целевых программ, имеющих самостоятельное значение в общей системе управления деятельностью по достижению генеральной цели;

4) являются независимой системой организации и управления, в которой ассимилируются цели другой организационной системы.

Выбор той или иной дизайн-программы и разработка конкретной программной стратегии существенно зависят от того, с какого рода проблемной задачей в данной конкретной ситуации имеет дело дизайнер.

Существуют социально-экономические, производственно- экономические, религиозные, экологические, организационно-хозяйственные программы, целью которых являются разрешения тех или иных проблем проектирования при решении целостности объекта или среды. Всякая программа начинается с выявления и обоснования проблемы, подлежащей разработке и решению. При выявлении проблем исходят из перспектив и задач развития народного хозяйства, отражаемых в государственных планах. В системе управления необходим контроль за реализацией дизайн-программы. Этапом создания дизайн-программы является формирование дизайн-концепции.

Каждое новое произведение воплощает всегда определенную концептуальную целостность, поскольку концепция- это смысловой инвариант художественной системы, охватывающей множество персональных вариантов и в них же воплощенной.

Всякую вещь дизайнер рассматривает как модель жизнедеятельности и образа человека. Сегодня индустриальные методы изготовления изделий невозможно отделить от процесса формирования современного художественного стиля.

Унификация, типизация, агрегатирование, стандартизация и другие принципы и способы комплексного формообразования промышленности органически "врастают" в быт, во все области человеческой культуры, становятся ее естественными формами. Промышленность производит не отдельную вещь, а некий системный продукт, обладающий как всякое целое определенными экономическими, технологическими, конструктивными и социальными качествами. Число изготовленных изделий переходит в новое качество. Множество разных вещей проектировщик сводит к системному объекту, единство которого построено на единстве базовой модели и единой схеме производства. Например, принцип унификации позволяет создать объекты-конструкторы, из которых собираются разные вещи. Системными свойствами такой конструктор обладает только в сфере промышленности, а в сфере потребления предстает как набор штучных объектов. Множественность элементов - один из критериев системности.

Однако дизайнер не должен ограничиваться точкой зрения промышленности. Для него такая "системность" имеет значение лишь некоторого исходного условия, причем не только в смысле ограничений, но и еще больше в смысле возможностей, которые промышленность дает в распоряжение дизайнеру. Вместе с этим дизайнер при создании формы исходит из общих стилевых тенденций, проявляющихся во всех предметах, архитектуре, костюме.

Библиографический список

1.В.Т.Козлова. Основы художественного проектирования изделий из кожи. Учебное пособие для вузов.-2-е изд., доп.и перераб.-М.: Легпромбытиздат 1987. - 232 с.

2.Гусейнов Г.М., Ермилова В.В., Ермилова Д.Ю. и др. Композиция костюма. Учеб.пособие для вузов.-М.: Академия, 2003.-432 с.

ХОЛМУРАДОВА Д.Д. - ассистент кафедры «Технология и дизайн изделий из кожи, меха», Бухарский инженерно-технологический институт, Узбекистан.

ЖАХОНКУЛОВА Д.С. - студентка, Бухарский инженерно-технологический институт, Узбекистан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.