Нами получены следующие результаты: продолжать свое образование в магистратуре намерены 15 студентов (39,5% опрошенных), после окончания бакалавриата, готовы работать по специальности 12 человек (31,6%), не по специальности 5 человека (13,2%), не задумывались над данным вопросом 6 студентов (15,7%). Результаты третьего вопроса подтверждают, что 11 человек студентов сделали свой выбор случайно и скорее всего, будут продолжать обучение на других направлениях подготовки, 27 студентов сделали свой выбор осознанно и готовы продолжать свое обучение в магистратуре, заниматься научно-исследовательской деятельность, разрабатывать бизнес проекты, применять полученные знания в практической деятельности.
Для проведения занятия в интерактивном режиме, преподаватель должен обеспечить условия его эффективной организации, а именно: создание благоприятного для обучения эмоционального климата и соответствующей учебно-пространственной среды; руководство диалоговым взаимодействием всех участников образовательного процесса; организацию продуктивной внутригрупповой и межгрупповой учебной деятельности; осуществление обратной связи с аудиторией, анализ причин успехов и неудач в совместной деятельности. В современном образовательном процессе важную роль играет личность студента, его заинтересованность в получении новых знаний, поэтому задача вуза предложить такие формы обучения, которые будут направлены на развитие компетенций и мотивацию студентов [2].
Для повышения уровня мотивации студентов, роста их заинтересованности процессом обучения, необходимо своевременно изменять форматы учебных занятий. Переходить на такие формы обучения и взаимодействия студента и преподавателя, которые будут релевантны содержанию дисциплины и особенностям современного образа жизни.
Список литературы / References
1. Добрынина Т.Н. Педагогические условия применения интерактивных форм обучения в педагогическом вузе. Автореф. дис. канд. пед. наук. Новосибирск, 2003.
2. Лунина Д.С., Покровская Р.Ю. Study-квест «Как успеть везде?». [Электронный ресурс] / Лунина Д.С., Покровская Р.Ю. Режим доступа: http://pnu.edu.ru/ru/news/2017-02-16-kvest/ (дата обращения: 24.04.2018).
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА СТРЕЛКОВ ИЗ ЛУКА ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ Эрдыниева Н.К.1, Цинкер В.М.2 Em ail: Erdynieva17126@scientifictext.ru
'Эрдыниева Наталья Константиновна — магистрант; 2Цинкер Виталий Михайлович — кандидат педагогических наук, профессор, кафедра теории физической культуры, Бурятский государственный университет, г. Улан-Удэ
Аннотация: в условиях высокой конкуренции в спорте высших достижений научно-методическое обеспечение (НМО) является важнейшей составляющей системы подготовки спортсменов. Комплексными научными группами применяется ряд программ тестирования спортсменов - членов сборной команды РФ по стрельбе из лука. Программа тестирования включает в себя: анализ состава тела, оценку вертикальной устойчивости, мотивационной сферы, когнитивных функций, психоэмоционального состояния, скоростно-силовых показателей, интенсивности нагрузок, тензометрию стрелковой стойки.
Ключевые слова: научно-методическое обеспечение (НМО), тестирование функциональной подготовленности спортсменов - членов сборной РФ по стрельбе из лука.
SCIENTIFIC AND METHODICAL MAINTENANCE OF HIGH CLASS ARCHERS TRAINING PROCESS Erdynieva N.K.1, Tsinker V.M.2
'Erdynieva Natalia Konstantinovna — Undergraduate;
2Tsinker Vitaliy Mikhailovich — PhD in Pedagogic Sciences, Full Professor, PHYSICAL CULTURE THEORY DEPARTMENT, BURYAT STATE UNIVERSITY, ULAN-UDE
Abstract: in the conditions of the high competition in elite sport the scientific and methodical maintenance (SMM) is the major component of athletes training system. Complex scientific groups apply a number of testing programs for athletes - members of the Russian Federation national archery team. The program of testing includes: body structure analysis, test of vertical stability, motivational sphere, cognitive functions, psychoemotional state, high-speed and power indicators, intensity of loadings, tenzometriya of a shooting stance.
Keywords: scientific and methodical maintenance (SMM), functional fitness testing of athletes -members of the Russian Federation national archery team.
УДК 796.015.686
Современный олимпийский спорт характеризуется высокой степенью конкурентной борьбы и большой ответственностью спортсменов при выступлении на международных соревнованиях. Достижения в спорте возможны только благодаря постоянной тренировочной работе с большими физическими и психическими напряжениями. Поэтому своевременное внедрение в спортивную практику достижений науки, разработка технологий и их использование для обеспечения эффективности управления тренировочным процессом делают научно-методическое обеспечение (НМО) важнейшей составляющей системы подготовки спортсменов.
В соответствии с Положением о Министерстве спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2008 г. № 408, Минспорттуризм России осуществляет научно-методическое и антидопинговое обеспечение спортивных сборных команд Российской Федерации (п. 5.17.10), а также самостоятельно устанавливает порядок научно-методического обеспечения спортивных сборных команд Российской Федерации за счет средств федерального бюджета (п. 5.2.11.11).
Целью научно-методического обеспечения является повышение эффективности управления процессом подготовки сборных команд России за счет: применения современных научно обоснованных технологий; получения объективной информации о функциональном состоянии спортсменов, уровне специальной физической, технической, тактической и психологической подготовленности; выработки предложений для своевременной коррекции тренировочного процесса [2].
В декабре 2011 года на базе ВНИИФКа был создан Федеральный научный центр физической культуры и спорта. Опираясь на огромный практический опыт работы и методические разработки в области комплексного контроля при подготовке спортсменов к этапам Кубка Мира, Чемпионатам Мира, Олимпийским играм, ФГБУ ФНЦ ВНИИФК успешно применяет ряд основных программ НМО с учетом современных требований, тенденций и специфики видов спорта [3]. Основной организационной формой НМО являются комплексные научные группы (КНГ). Руководителем КНГ по научно-методическому обеспечению в стрельбе из лука является Тарасова Любовь Викторовна, доктор педагогических наук.
Также, 28 мая 2014 в Российском Олимпийском комитете (РОК) открылся Инновационный центр. Федерация стрельбы из лука России заключила договор с центром и в данный момент организации ведут совместную работу. Сотрудники Инновационного центра проводят ряд тестов над членами сборной команды России по стрельбе из лука.
Современная система научно-методического обеспечения подготовки стрелков из лука включает в себя следующие взаимосвязанные разделы:
• углубленные медицинские обследования (УМО);
• этапные комплексные обследования (ЭКО);
• текущие обследования (ТО);
• обследования соревновательной деятельности (ОСД) [3].
Каждая из программ обследования имеет собственную специфику, что свидетельствует о необходимости их проведения в комплексе. Если целью углубленного медицинского
обследования (УМО), в первую очередь, является определение состояния здоровья и получение объективной информации о текущем уровне физической работоспособности, то в рамках этапного комплексного обследования (ЭКО) решаются задачи оценки уровня физической работоспособности, и уровня развития физических качеств, которые вместе с функциональной составляющей формируют уровень физической подготовленности [3]. УМО проводятся 2 раза в начале и середине года. ЭКО проводятся 3-4 раза в год на основных этапах подготовки.
При проведении текущих обследований (ТО) основной задачей является получение срочной информации о воздействии физических нагрузок на организм спортсмена непосредственно во время тренировочной деятельности и в период восстановления [3].
ОСД производится в условиях ответственных соревнований с целью определения эффективности выполнения составных частей соревновательной деятельности и разработки стратегии подготовки [1]. В стрельбе из лука технология ОСД включает использование видеозаписи и хронометраж фаз стрельбы во время соревнований.
Для оценки уровня специальной физической подготовленности, функциональных возможностей спортсменов и учета особенностей вида спорта стрельба из лука сотрудниками Инновационного центра РОК была предложена программа тестирования.
Программа тестирования включает в себя: анализ состава тела, оценку вертикальной устойчивости, мотивационной сферы, когнитивных функций, психоэмоционального состояния, скоростно-силовых показателей, интенсивности нагрузок, тензометрию стрелковой стойки.
Анализ состава тела.
Экспресс-измерение состава тела осуществлялось методом биоимпедансометрии (на приборе Медасс). Измерения позволяют оценить динамику распределения массы тела по компонентам (мышцы, жир, жидкость) и определить ряд производных коэффициентов (оценки степени ожирения - индексы массы тела и метаболических процессов в тканях организма -интенсивность основного обмена, клеточная масса тела и фазовый угол, как показатель физиологического состояния спортсмена).
Результаты анализа состава тела спортсменов сборной РФ по стрельбе из лука представлены в таблице 1.
Таблица 1. Динамика показателей состава тела в годичном цикле
Показатели Периоды
Середина подготовительного периода Конец подготовительного периода Соревновательный период
Масса тела, кг 52,7 54,0 53,0
Мышечная масса, кг 17,1 17,8 20,1
Жировая масса, кг 14,7 15,8 12,0
Объем жидкости, л 27,8 28,0 30,0
Жидкость внутриклеточная, л 16,4 16,4 17,4
Жидкость внеклеточная, л 11,5 11,6 12,7
Клеточная масса тела, кг 22,0 22,3 21,7
Индекс массы тела 19,1 19,6 19,2
Фазовый угол 5,8 7,0 6,9
В процессе подготовки наблюдается положительная тенденция. Так, мышечная масса возросла с середины подготовительного периода к концу подготовительного периода на 4%, а к соревновательному периоду на 17,5%, фазовый угол изменился от 5,8 градуса до 6,9 градуса с середины подготовительного периода к соревновательному.
Оценка вертикальной устойчивости.
При выполнении выстрела вертикальная устойчивость спортсмена имеет огромное значение. Она влияет на точность попаданий, а также является одним из факторов, отражающих функциональное состояние спортсмена. Стабилографические показатели регистрировали с помощью стабилоанализатора с биологически обратной связью «Стабилан 01-2» во время выполнения нескольких тестов каждый вечер после ужина. Стандартный тест состоял из трех 20-секундных проб: с открытыми, закрытыми глазами и «Мишень». Он предназначен для проведения контроля функционального состояния человека.
стрельбе из лука представлены на
Открытые глаза (90) Закрытые глаза (51) Мишень (75)
Рис. 1. Оценка вертикальной устойчивости
Уровень вертикальной устойчивости нормальный. Результаты теста вертикальной устойчивости с закрытыми глазами ниже, чем с открытыми, что может говорить о более значительном вкладе зрительной системы. Характер статокинезиграммы при наличии обратной связи свидетельствует о хорошем уровне развития рефлексии и обучаемости. Для повышения вертикальной устойчивости может быть рекомендована серия тренировочных упражнений с закрытыми глазами.
Оценка мотивационной сферы.
Оценка мотивационной сферы была выполнена по 10 мотивам-категориям:
• Мотив эмоционального удовольствия (ЭУ) - 1
• Мотив социального самоутверждения (СС) - 9
• Мотив физического самоутверждения (ФС) - 10
• Социально-эмоциональный мотив (СЭ) - 6
• Социально-моральный мотив (СМ) - 5
• Мотив достижения успеха в спорте (ДУ) - 16
• Спортивно-познавательный мотив (СП) - 10
• Рационально-волевой мотив (РВ) - 2
• Мотив подготовки к профессиональной
деятельности (ПД) - 8
• Гражданско-патриотический мотив (ГП) - 6
Проведенное оценивание мотивационной сферы у спортсменов сборной РФ по стрельбе из лука позволило установить, что наиболее выраженным мотивом является «достижение успеха в спорте» (16 выбранных суждений). Наименее выраженными мотивами являются мотив эмоционального удовольствия (ЭУ) (1 выбранное суждение) и рационально-волевой мотив (РВ) (2 выбранных суждения).
Оценка когнитивных функций.
В тесте по методике Кольца Ландольта оценивалась точность и время выполнения задания на зрительное внимание. Анализ динамики этих показателей позволяет установить основные тенденции свойств внимания.
Результаты одного из спортсменов сборной РФ по стрельбе из лука следующие: точность - 0,71 (средняя точность - 0,79), время выполнения - 4:06 (среднее время - 4:37). Таким образом, можно прийти к выводу, что уровень концентрации внимания низкий, скорость обработки информации средняя, показатели точности ниже среднего значения спортсменов по команде, время выполнения теста выше, чем в среднем по команде.
Оценка психоэмоционального состояния.
Оценка психоэмоционального состояния определялась по шкале тревоги Спилбергера-Ханина (личная и ситуативная тревожность). При интерпретации показателей можно использовать следующие ориентировочные оценки тревожности: до 30 баллов - низкая, 31 -44 балла - умеренная, 45 и более - высокая.
Показатели спортсменов сборной РФ по стрельбе из лука по ситуативной тревожности равны 36, по личностной тревожности 32, что говорит об оптимальном уровне тревожности, как личностной, так и ситуативной.
Оценка психомоторных показателей.
• Реакция на движущийся объект (РДО).
Тест РДО оценивает способность человека адекватно реагировать на изменения пространственно-временных событий (как один из компонентов апперцепции), а также выявляет степень уравновешенности нервной системы по степени баланса процессов возбуждения и торможения. Измеряемые параметры: КТР - количество точных реакций (норма - более 21, т.е. более 70%), СКО - среднеквадратичное отклонение реакций от точных (норма -30-60 мс), КБ - Коэффициент баланса (норма 0,9-1,1).
Результаты теста РДО спортсменов сборной РФ по стрельбе из лука следующие: КТР - 23, СКО - 43 мс, КБ - 0,49. Выявлено смещение баланса нервных процессов в сторону возбуждения, разброс результатов по параметру количество точных реакций невысокий, разброс результатов по стабильности нервной системы невысокий.
• Статический тремор
Способность контроля мышечного напряжения оценивалась методом тремометрии. При этом определялись два показателя: общее количество касаний за 30 секунд и среднее время касания. Низкие значения этих показателей свидетельствуют о хорошей способности контроля мышечного напряжения. Билатеральная (право-левая) асимметрия оценивалась при помощи Коэффициента асимметрии - отношение разницы количества касаний левой и правой руки к их сумме.
Коэффициент асимметрии спортсменов сборной РФ по стрельбе из лука равен 0,11, что говорит о близких друг к другу показателях обеих рук.
Оценка скоростно-силовых показателей.
Силовые характеристики мышц зависят от скорости изменения суставного угла. В рамках данного теста в изокинетическом режиме на скорости 20 °/сек измерялись как максимально развиваемое усилие (пиковая сила абсолютная, ПСА), так и среднее значение в диапазоне суставного угла от -20 до +70 (средняя сила абсолютная, ССА).
На приведенном ниже графике (Рис. 2.) представлены две наиболее характерные для спортсменов сборной РФ по стрельбе из лука попытки. ПСА = 33 Нм, ССА = 29 Нм.
35п 1 ! I I 1 I ! 1 г
nu_i_1_i_1_i_i_1_J_L
-20 -10 0 10 20 30 40 50 60 70 Угол, градусы
Рис. 2. Динамометрия мышечной силы. График зависимости усилия от суставного угла
Для данного спортсмена характерна высокая повторяемость мышечного усилия от попытки к попытке. Также, в результате проведённых исследований выявлено, что у высококвалифицированных стрелков из лука усилие, прикладываемое в процессе приведения руки из положения «рука в сторону» в положение «рука вперед» равномерное, что характеризует скоростно-силовые способности спортсмена.
Оценка интенсивности нагрузок (пульсометрия: функциональный тест).
Пульсометрия проводилась в рамках ежедневного функционального теста, включающего в себя удержание растянутого лука (6 раз по 10 с, отдых 10 с) и серию быстрой стрельбы (6 выстрелов за 1 мин). Показатели ЧСС фиксировались с помощью монитора сердечного ритма «Polar». Реакция организма на специализированную нагрузку выражалась в виде пульсовой эффективности (ПЭ). Формула ПЭ в интерпретации сотрудников ИЦ РОК имеет следующий вид: ПЭ = А/3/ЧССср , где А - условная работа(сила лука в кг*количество выстрелов/удержаний), ЧССср - среднее значение ЧСС.
Результаты функционального теста спортсмена сборной РФ по стрельбе из лука представлены на графике (Рис. 3.) ниже.
Динамика пульсовой эффективности в тесте.
0,75 0,70 0,65 0,60 0,55 0,50 0,45
01.мэр 02.мар 03.мэр 04.мэр 05.мар
01 .мар 02.мар 03, мар 04.мар 05, мар
пэ 0,62 0,58 0,65 0,56 0,71
Рис. 3. Пульсометрия: функциональный тест
Рост пульсовой эффективности (выраженный в линейном тренде) в течение тренировочного мероприятия свидетельствует о том, что спортсмен хорошо переносит нагрузку.
Тензометрия стрелковой стойки.
В тесте измеряли долю веса спортсмена (в %), приходящуюся на одну из следующих частей стоп (среднее в интервале 2 секунды перед выстрелом, медианное значение по всем выстрелам):
• левая стопа - Л;
• правая стопа - П;
• левая стопа, передняя часть (носок) - ЛН;
• левая стопа, задняя часть (пятка) - ЛП;
• правая стопа, передняя часть (носок) - ПН;
• правая стопа, задняя часть (пятка) - ПП.
Результаты теста спортсменов сборной РФ по стрельбе из лука приведены на рис. 4.
Рис. 4. Распределения веса спортсмена между стопами
Спортсмен при стрельбе 71% веса переносит на левую ногу. На обеих ногах вес смещен назад, особенно на правой (86%). Небольшой межквартильный размах доли распределения веса говорит о постоянстве такой постановки стоп при стрельбе. Рекомендуется сместить центр давления вперед, изменив стойку и/или подобрав оптимальную обувь.
Таким образом, проведенное исследование использования данных научно-методического комплекса в управлении тренировочным процессом стрелков из лука высокой квалификации позволило установить, что данные, полученные в ходе тестирований, дают возможность вносить некоторые коррективы в программу учебно-тренировочной работы. В то же время, современное научно-методическое обеспечение тренировочного процесса помогает выявить некоторые недостатки, а также сильные стороны в подготовке стрелков из лука. Наши выводы базируются на собственных данных и результатах спортсменов на крупнейших российских и
международных соревнованиях. За последние два года достижения стрелков из лука существенно возросли не только по техническим результатам, но и занятым местам. Впервые за последнюю четверть века спортсменка России стала чемпионкой мира в классическом луке, также есть значительные сдвиги в командных соревнованиях: серебро Олимпийских Игр 2016 года, золото Чемпионата Европы 2016 года, золото Кубка мира 2017 года.
Список литературы / References
1. Петряев А.В. Современный подход в научно-методическом обеспечении подготовки спортсменов в циклических видах спорта / А.В. Петряев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта, 2006. № 22. С. 51-57.
2. Фомиченко Т.Г. Современные подходы к совершенствованию системы научно-методического обеспечения подготовки спортивных сборных команд России / Т.Г. Фомиченко., М.П. Шестаков, А.Г. Абалян // Вестник спортивной науки, 2010. № 5. С. 3-6.
3. ФНЦ ВНИИФК научно-методическое обеспечение. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://vniifk.ru/nauchno-metodicheskoe_obespechenie.php/ (дата обращения: 27.04.2018).
ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 3 - 4 ЛЕТ Зотова И.В.1, Колпакова А.Н.2 Email: Zotova17126@scientifictext.ru
'Зотова Ирина Васильевна - кандидат педагогических наук, доцент; 2Колпакова Анастасия Николаевна - студент, кафедра дошкольного образования и педагогики, Крымский инженерно-педагогический университет, г. Симферополь
Аннотация: в статье раскрываются особенности социально-коммуникативного развития детей младшего дошкольного возраста. Рассматривается проблема социально-личностного развития ребенка дошкольного возраста. Дана характеристика понятия социально-коммуникативного развития. Описаны формы социально-коммуникативного развития. Рассматриваются сферы общения социально-коммуникативного развития. Рассматриваются понятия социализация, коммуникация, выделена основная цель социально-коммуникативного развития. Дана характеристика форм общения детей младшего дошкольного возраста. Рассматриваются средства общения младших дошкольников. Рассматривается основное условие развития взаимодействия с другими людьми. Рассматривается процесс социально-коммуникативного развития в игре.
Ключевые слова: социализация, коммуникация, развитие, общение, дети дошкольного возраста.
PECULIARITIES OF THE OF FORMATION PROCESS OF THE COGNITIVE ACTIVITY IN CHILDREN OF THE SENIOR PRESCHOOL AGE 3 - 4 YEARS Zotova I.V.1, Kolpakova A.N.2
'Zotova Irina Vasikvna - PhD in Pedagogy, Associate Professor; 2Kolpakova Anastasia Nikolaevna - Student, THE DEPARTMENT OF PRESCHOOL EDUCATION AND PEDAGOGY CRIMEAN ENGINEERING-PEDAGOGICAL UNIVERSITY, SIMFEROPOL
Abstract: the article reveals the peculiarities of social and communicative development of children of preschool age. The problem of social and personal development of a preschool child is considered. The characteristic of the concept of social and communicative development is given. The forms of social and communicative development are described. The spheres of social and communicative development are considered. The concepts of socialization, communication are considered, the main purpose of social and communicative development is allocated. The characteristic of forms of