Научная статья на тему 'Научно-методическое обеспечение подготовки магистров технических направлений к изобретательской деятельности'

Научно-методическое обеспечение подготовки магистров технических направлений к изобретательской деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
149
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТЕНТНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ИЗОБРЕТЕНИЕ / ПОЛЕЗНАЯ МОДЕЛЬ / ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКАЯ ЗАДАЧА / ВЕПОЛЬНЫЙ АНАЛИЗ / ПАТЕНТ НА ИЗОБРЕТЕНИЕ / PATENT RESEARCH / INVENTION / USEFUL MODEL / INVENTIVE PROBLEM / FIELD ANALYSIS / PATENT FOR INVENTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Харченко А.О., Харченко А.А.

В статье приведена методика подготовки магистров технических направлений к основным аспектам инновационной деятельности новаторству и изобретательству. Материал основан на базе опыта преподавания учебных дисциплин данной направленности в СевГУ и предусматривает выполнение практических работ в следующей последовательности: правовые основы изобретательской деятельности; оформление и подача заявок на изобретение и полезную модель; Международная патентная классификация (МПК) и управление объектами интеллектуальной собственности; решение изобретательских задач 1-го уровня простыми инструментами методами проб и ошибок, мозгового штурма и морфологического анализа; использование законов развития технических систем для решения изобретательских задач; решение технических изобретательных задач с помощью вепольного анализа; решение технических изобретательских задач с помощью преодоления технических противоречий; требования к оформлению материалов заявки на изобретение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Харченко А.О., Харченко А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL SUPPORT OF TRAINING OF MASTERS OF TECHNICAL DIRECTIONS TO INVENTIVE ACTIVITY

The article presents the method of preparing masters of technical directions to the main aspects of innovation activity -innovation and invention. The material is based on the experience of teaching academic disciplines of this direction in the SevSU and provides for the implementation ofpractical work in the following sequence: the legal foundations of inventive activity; design and submission of applications for inventions and utility models; International Patent Classification (IPC) and Intellectual Property Management; solving inventive problems of the 1st level with simple tools by trial and error, brainstorming and morphological analysis; the use of the laws of the development of technical systems for solving inventive problems; solution of technical inventive problems using field analysis; solving technical inventive problems by overcoming technical contradictions; requirements for the design of the application materials for the invention.

Текст научной работы на тему «Научно-методическое обеспечение подготовки магистров технических направлений к изобретательской деятельности»

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

УДК 608.1(075.8) UDC 608.1(075.8)

ХАРЧЕНКО А.О.

кандидат технических наук, профессор кафедры «Технология машиностроения», ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет» E-mail: khao@list.ru ХАРЧЕНКО А.А.

Кандидат технических наук, доцент кафедры «Автомобильный транспорт», ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет» E-mail: a.a.kharchenko@sevsu.ru

KHARCHENKO A.O.

Ph.D., professor of the department "Technology ofmechanical engineering", Sevastopol State University" E-mail: khao@list.ru KHARCHENKO A.A.

Ph.D., Associate Professor of "Automobile Transport",

"Sevastopol State University" E-mail: a.a.kharchenko@sevsu.ru

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРОВ ТЕХНИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ К ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL SUPPORT OF TRAINING OF MASTERS OF TECHNICAL DIRECTIONS TO INVENTIVE ACTIVITY

В статье приведена методика подготовки магистров технических направлений к основным аспектам инновационной деятельности - новаторству и изобретательству. Материал основан на базе опыта преподавания учебных дисциплин данной направленности в СевГУ и предусматривает выполнение практических работ в следующей последовательности: правовые основы изобретательской деятельности; оформление и подача заявок на изобретение и полезную модель; Международная патентная классификация (МПК) и управление объектами интеллектуальной собственности; решение изобретательских задач 1-го уровня простыми инструментами методами проб и ошибок, мозгового штурма и морфологического анализа; использование законов развития технических систем для решения изобретательских задач; решение технических изобретательных задач с помощью вепольного анализа; решение технических изобретательских задач с помощью преодоления технических противоречий; требования к оформлению материалов заявки на изобретение.

Ключевые слова: патентные исследования, изобретение, полезная модель, изобретательская задача, ве-польный анализ, патент на изобретение.

The article presents the method of preparing masters of technical directions to the main aspects of innovation activity -innovation and invention. The material is based on the experience of teaching academic disciplines of this direction in the SevSU and provides for the implementation ofpractical work in the following sequence: the legal foundations of inventive activity; design and submission of applications for inventions and utility models; International Patent Classification (IPC) and Intellectual Property Management; solving inventive problems of the 1st level with simple tools by trial and error, brainstorming and morphological analysis; the use of the laws of the development of technical systems for solving inventive problems; solution of technical inventive problems using field analysis; solving technical inventive problems by overcoming technical contradictions; requirements for the design of the application materials for the invention.

Keywords: patent research, invention, useful model, inventive problem, field analysis, patent for invention.

Введение.

Процесс развития техники сопровождается стремительными и бурными преобразованиями и коренными изменениями в производстве средств производства, предметов труда, в использовании новых методов получения энергии, в совершенствовании технологии, организации и управления производственными процессами, которые, в свою очередь, оказывают значительное воздействие на все сферы деятельности человека. Этот процесс прежде всего осуществляется за счет создания и расширения сферы применения более совершенных быстродействующих, высокопроизводительных, надежных автоматических устройств, машин, аппаратов, приборов и других механизмов, которые расширяют

возможности управления, облегчают труд, повышают его производительность. Совершенствование техники, создание новых, более прогрессивных и эффективных её образцов неразрывно связано с практикой изобретательства. Однако для высокопроизводительной творческой новаторской деятельности одного желания мало, здесь необходимы не только глубокие научно-технические знания, но и современная информация из области патентоведения, изобретательства и основ авторского права [1].

Цель приведенных в статье материалов - формирование у студентов системы теоретических и практических знаний по правовой охране интеллектуальной собственности, инновационному предпринимательству,

© Харченко А.О., Харченко А. А. © Kharchenko A.O., Kharchenko A.A.

о методах оформления научно-технических достижений, их охраны и патентной защиты.

Основная часть.

В Севастопольском государственном университете на основе многолетнего опыта преподавания ряда дисциплин, в числе которых «Патентоведение», «Патентоведение и авторское право», «Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ)» «Интеллектуальная собственность», «Методология научных исследований», а также с учетом качественных изменений, происшедших в патентоведении за последние годы, реализована методика проведения практических занятий по подготовке магистров к новаторской деятельности.

На практическом занятии №1 «Правовые основы изобретательской деятельности» изучается необходимость и целесообразность патентования изобретений, основы права интеллектуальной собственности, условия патентоспособности. Цель правовой охраны изобретений, как объектов интеллектуальной собственности (ОИС), заключается в создании правового механизма законного предотвращения актов безвозмездного использования прав на ОИС третьими лицами с целью коммерциализации [2, 3]. При этом охраняются не сами объекты техники или технологии, а изобретения, лежащие в их основе. Большинство производителей стараются сохранять свои изобретения в тайне в виде ноу-хау, исходя из того, что, анализируя существующие патенты, конкурент может найти пути решения интересующей его проблемы, т.к. в документации, прилагаемой к защитным документам, подробно описывается суть изобретений, приводятся иллюстрации и чертежи. Поэтому вопрос о целесообразности оформления защитного документа, особенно в тех случаях, когда изобретение потенциально является инновационным, необходимо рассматривать взвешенно, с учетом последствий раскрытия коммерчески значимой информации. Студент на занятии получает в качестве варианта индивидуального задания описания патентов на изобретение и на полезную модель, изучает полученные материалы и проводит анализ их по следующим критериям: определение объекта патентования; наличие и составляющие новизны; наличие изобретательского уровня; промышленная применимость; отличия в оформлении патентов на изобретение и полезную модель.

На практическом занятии №2 «Международная патентная классификация (МПК) и патентные исследования» изучается содержание, порядок проведения и методы патентных исследований. Патентные исследования (ГОСТ Р 15.011-96) - это исследования технического уровня и тенденций развития объектов хозяйственной деятельности, их патентоспособности, патентной чистоты, конкурентоспособности (эффективности использования по назначению) на основе патентной и другой информации. В частности, они могут включать: исследование технического уровня объектов хозяйственной деятельности, выявление тенденций, обоснование прогноза их развития; обоснование конкретных требований по совершенствованию существующей и созданию но-

вой продукции; исследование состояния рынков данной продукции, исследование требований потребителей к продукции и услугам; выявление торговых марок (товарных знаков), используемых конкурентами; обоснование целесообразности правовой охраны ОИС, в т.ч. за рубежом; выбор стран патентования; исследование патентной чистоты объектов техники. Основная (аналитическая) часть отчета о патентных исследованиях в общем случае включает разделы: технический уровень и тенденции развития объекта хозяйственной деятельности; использование объектов промышленной (интеллектуальной) собственности и их правовая охрана; исследование патентной чистоты объекта техники; анализ деятельности хозяйствующего субъекта и перспектив ее развития.

Патентная информация - это техническая и правовая информация, которая помещается в официальных периодических публикациях ведомств интеллектуальной собственности, которые существуют во всех странах, где законодательством предусмотренная правовая охрана объектов права интеллектуальной собственности.

Патентные документы классифицируются по областям в соответствии с единой Международной патентной классификацией (МПК). Как результат, патентная информация представляет собой единую всеохватывающую подборку систематизированной технической информации.

Студент получает в качестве варианта индивидуального задания название технического объекта для предстоящего патентования на изобретение или на полезную модель. Выполняет классификацию данного объекта в соответствии с МПК: определяет раздел объекта патентования, класс, подкласс, группу, подгруппу; производит по выбранной рубрике МПК поиск аналогов для заданного объекта; указывает патентные реквизиты выбранных аналогов.

Практическое занятие №3 «Методы активизации творческого мышления» преследует цель привития навыков практического применения простых инструментов при решении изобретательских задач. В отличие от рутинных задач, требующих лишь следования известным методикам и технологиям, решение проблемных ситуаций предполагает поиск решения в условиях неопределенности и требует творческого мышления. Специфику творческой деятельности, методы организации процесса творческого мышления изучает научная отрасль - эвристика. Студенты знакомятся с несколькими эвристическими методами. Традиционным методом поиска решения долгое время являлся метод проб и ошибок: в поисках подходящего результата перебирались все доступные действия или материалы. Метод дает результат при решении относительно простых изобретательских задач, когда число возможных путей, вариантов решения относительно невелико. Первые методы активизации творческого процесса стали применяться в конце 20-х годов прошлого века. К этим методам относятся: мозговой штурм, синектика, морфологический анализ, метод контрольных вопросов, ассоциативный метод и др. [4].

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

Всего таких методов порядка тридцати. Метод морфологического анализа, предложенный астрономом и изобретателем Ф. Цвикки в 1940-е годы, предусматривает следующие этапы:

1. Выделение узловых точек или осей, которые характеризуют разрабатываемую систему с позиции ранее сформулированной цели. Это могут быть принципы работы, форма, расположение, характеристики, свойства.

2. Формирование вариантов реализации для каждой узловой точки.

3. Перебор всех вариантов решений с проверкой на соответствие условиям задачи.

Фиксировать узловые точки удобно в виде таблицы (морфологической матрицы) или графа.

В качестве примера выполним морфологический анализ для колеса (таблица 1). Для предложенного количества элементов колеса и их возможных реализаций возможно 2^3x3x2 = 36 сочетаний, которые сложно было бы наглядно представить при простом переборе. В таблице содержатся сочетания, приводящие к таким изобретениям, как колесо с упругими спицами, сферомобиль (патент ЯП 2554905), шароходы (патент ЯП 2505447, ЯП 2297356) и шароколесные движители (патент ЯП 2581806), ведомое колесо транспортного средства полой конструкции (патент ЯП 2573665), мотор-колеса и другие изобретения (рисунок 1), относящиеся к областям МПК Б60Б19/14 - колеса шарового типа, Б60Б9 - упругое крепление ободьев к колесам, Б60Б9 - колеса повышенной эластичности, Б60Б5 - колеса, спицы, диски, ободья, ступицы, полностью или преимущественно выполненные из неметаллических материалов. Часть существующих разнообразных конструктивных реализаций колеса показана на рисунке 1.

Таблица 1. Морфологическая матрица для колеса

Ось признаков элементов

Признак 1 Признак 2 Признак 3

о Ступица Есть Нет -

а ж Диск Круглый Некрупный Сферический

Упругий Пневмати- Пружинный Электро-

m л элемент ческий магнитный

О Привод Вне колеса Внутри колеса -

Используя методы активизации творческого мышления, студент должен предложить решения для улучшения показателей заданного объекта. Для наилучших результатов необходимо ознакомиться с примерами из информационных источников [4,...,9], а также просмотреть опыт работы ТРИЗ-экспертов на страницах Интернет-ресурсов. При выполнении работы также следует:

1. Для заданного объекта составить морфологическую матрицу, в которой отразить возможные альтернативы принципов работы, формы, расположения, характеристик, свойств.

2. Произвести улучшение функциональных показателей заданного объекта с помощью изученных методов активизации творческого мышления.

Для рассмотрения предлагаются (в зависимости от

направления подготовки обучающегося) следующие объекты:

А) автомобиль повышенной проходимости; устройство для очистки поверхности лобового стекла автомобиля; устройство для ограничения скорости транспортного потока; устройство для компактной парковки автотранспорта; устройство, предотвращающее засыпание водителя за рулем; устройства для разгрузки кузова грузового автомобиля;

Б) токарный резец; сверлильный инструмент для обработки некруглых отверстий; станок с числовым программным управлением; промышленный робот-манипулятор; защитное устройство металлорежущего станка; координатно-измерительная машина.

В отчете по занятию приводится: описание технического объекта, выбранного для предстоящего улучшения его технического уровня; морфологическая матрица с возможными альтернативами принципов работы, формы, расположения, характеристик, свойств объекта; общий вид (схема, эскиз) улучшенного объекта в результате морфологического анализа; выводы по результатам улучшения признаков и показателей заданного объекта на основе методов активизации творческого мышления.

Практическое занятие №4 «Использование законов развития технических систем для решения изобретательских задач» знакомит студентов с жизненным циклом технической системы, раскрывает суть следующих законов развития технических систем: полноты частей системы; энергетической проводимости; согласования ритмики частей системы; неравномерности развития; перехода с макроуровня на микроуровень; перехода в надсистему; увеличения степени идеальности; увеличения вепольности.

Перечисленные законы развития технических систем являются основой аппарата решения технических изобретательских задач. Главной движущей силой развития технических систем является противоречие между растущими потребностями общества и возможностями самих систем. Диалектический характер творчества состоит в том, что в новом объекте сочетаются новые и известные технические решения. Так, в начале развития металлорежущие станки получали вращение от общего привода - локомобиля через трансмиссионные валы (что влекло за собой сложность управления, низкую производительность, представляло высокую опасность) или от ручного привода. В начале XVIII века родоначальник отечественного станкостроения, «личный токарь Петра I» - А.К. Нартов (1693-1756 гг.) изобрел первый в мире токарный станок с механическим суппортом (рисунок 2, а). Затем появились станки с индивидуальным приводом от электродвигателя через ременные и зубчатые передачи (рисунок 2, б). Тенденция развития современных станков - снабжение каждого узла собственным приводом в виде шагового электродвигателя, высокомомент-ного двигателя (рисунок 2, в) и создание на агрегатной основе многооперационных станков с ЧПУ (рисунок 2, г). Неравномерность развития частей системы наблюдается в появлении регулируемых электродвигателей раз-

л

..1"

где

Рис.1. Примеры варьирования морфологических признаков колеса: а - с упругими спицами (патент 8и 12618, 1926 г.); б -сферомобиль (патент Яи 2554905, 2013 г.); в - шароходы (патент Яи 2505447, Яи 2297356), г - шароколесные движители (патент Яи 2581806, 2016 г.); д - ведомое колесо транспортного средства полой конструкции (патент Яи 2573665, 2016 г.); е - мотор-

колесо Шкондина (патент Яи 2035114, 1995 г.)

личных типов и сохранении обычных зубчатых передач, в быстром прогрессе систем управления и медленном развитии собственно приводов. С целью расширения технологических возможностей и повышения производительности обработки в настоящее время широко реализуется модульный принцип построения компоновок различных исполнений многоцелевого токарного станка на основе механизмов параллельной структуры, (рисунок 2, д, е) [8, 10, 11].

Студент должен выбрать из предложенного перечня вариант объекта или способа в качестве задания для обзора его эволюции и анализа законов развития технических систем. Произвести обзор эволюции объекта и охарактеризовать примеры реализации законов развития технических систем, спрогнозировать возможные варианты усовершенствования заданного объекта или способа с учетом указанных законов

В процессе практического занятия №5 «Решение технических изобретательских задач с помощью ве-польного анализа» студент изучает обозначения веполь-ных схем и применение данного инструмента ТРИЗ для решения изобретательских задач. Веполь (от сочетания слов «вещество» и «поле») - принятая в ТРИЗ модель минимально работоспособной технической системы, состоящей, как минимум, из трех элементов: двух веществ и поля. Решение технических изобретательских задач с помощью вепольного анализа подразумевает построение правила, по которому должна решаться та или иная задача на основе моделирования исследуемых технических систем. При построении модели используются вепольные схемы [11].

Существует пять простых правил преобразования веполей, позволяющих применять их для решения

множества изобретательских задач: достройки вепо-ля; перехода к феполю; разрушения веполя; перехода к двойному и цепному веполям; выявления физических эффектов.

Студент должен изучить обозначения вепольных схем и применить их для решения поставленной конкретной задачи, выбрав из нерешенных на сегодняшний день проблем вариант в качестве задания для создания изобретения:

На практическом занятии № 6 «Приемы устранения технических противоречий» неотъемлемым этапом решения изобретательской задачи является столкновение с противоречием: административным - «надо улучшить систему, но не знаю, как (не умею, не имею права) сделать это»; техническим - «улучшение одного параметра системы приводит к ухудшению другого параметра»; физическим - «для улучшения системы, какая-то её часть должна находиться в разных физических состояниях одновременно, что невозможно». Студенты изучают 40 основных приемов устранения технических противоречий, основанных на принципах: дробления, вынесения, местного качества, асимметрии, объединения, универсальности, интегрирующей концентрации, противовеса, предварительного напряжения, эквипотенциальности, инверсии, сфероидальности и т.д.

Студент должен предложить возможные варианты решения заданной проблемы (задачи) на основе патентных описаний аналогов и прототипа. Провести анализ данного объекта, изучить устройство и принцип действия, после чего: определить основные противоречия при создании объекта; ознакомиться с приемами и принципами устранения противоречий при решении изобретательских задач; предложить принципы, прием-

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

a

б

в

г

д е

Рис. 2. Уровни изобретений на примере развития металлорежущего токарного станка: а - первый в мире токарно-копировальный станок Андрея Нартова (1718 г.); б - токарно-винторезный станок 16К20 (1973 г.); в - токарный станок с ЧПУ 16К20Ф30 (1980 г.); г - многооперационный токарный центр 1П420ПФ40 с ЧПУ N0-201 (1990 г.); д - токарный многоцелевой станок на базе механизмов параллельной структуры с шестью штангами (2006 г.); е - станок Уегйса1Ыпе У100 (Германия) на основе дельта-робота для трехкоординатной обработки (токарной, фрезерной, лазерной закалки, лазерной сварки, шлифования,

операции сборки) (2015 г.)

лемые для решения конкретной задачи; на основе отобранных принципов предложить новый рациональный вариант технического объекта, превосходящий базовый.

На практических занятиях № 7 «Требования к оформлению материалов заявки на изобретение (полезную модель)» и № 8 «Оформление и подача заявок на изобретение и полезную модель в Российской Федерации» студент изучает основные требования к оформлению материалов заявки на изобретение (полезную модель) в печатном и электронном видах, правила оформления и порядок подачи заявки и других документов на получение патента.

После изучения требований необходимо оформить по результатам предыдущих практических работ учебную заявку на изобретение (полезную модель), Для этого требуется:

1) определить вид заявляемого объекта техники (способ, устройство, вещество) и название предполагаемого изобретения;

2) исходя из технической сущности изобретения, изучить тематический рубрикатор, затем определить индексы Международной патентной классификации (МПК) изобретения с использованием алфавитно-предметного указателя;

3) из баз данных, доступных на сайте Федерального института промышленной собственности (ФИПС) в разделе «Информационные ресурсы - информационно-поисковая система» и других источников патентно-технической информации отобрать аналоги и подвергнуть их анализу. Выбрать не менее трех аналогов, из числа которых наиболее близкий по использованию взять в качестве прототипа изобретения;

4) составить вводную часть описания изобретения;

5) изготовить чертежи и иные графические материалы, причем каждому из них дать название, а позиции чертежей пронумеровать;

6) составить основную часть описания изобретения;

7) указать технический результат изобретения;

8) проверить, имеются ли нарушения принципа единства изобретения и принципа единства терминологии, а также соответствие используемой технической терминологии общепринятой терминологии;

9) составить формулу изобретения;

10) подготовить чертежи и иные графические материалы;

11) произвести взаимную корректировку формулы и описания;

12) составить реферат изобретения;

13) оформить материалы заявки;

14) заполнить заявление на выдачу патента РФ.

Оформить отчет, содержащий описание и формулу

патентуемого объекта в соответствии с вышеприведенными требованиями к его оформлению, как учебную за-

явку на изобретение (полезную модель).

Заключение.

Такой подход [11] позволил достичь основные цели при освоении магистрами дисциплины с инновационно-творческой составляющей и получить требуемые компетенции для технических направлений подготовки - систематизация, анализ и обобщение знаний о правовой охране и защите интеллектуальной собственности, патентованию объектов; способность руководить подготовкой заявок на изобретения в области конструкторско-технологической подготовки машиностроительных производств, оценивать стоимость интеллектуальных объектов, способность разрабатывать методики, рабочие планы и программы проведения научных исследований и перспективных технических разработок, готовить отдельные задания для исполнителей, научно-технические отчеты, обзоры и публикации по результатам выполненных исследований, управлять результатами научно-исследовательской деятельности и коммерциализации прав на объекты интеллектуальной собственности, осуществлять ее фиксацию и защиту.

Библиографический список

1. КузнецовЮ.Н. Патентоведение и авторское право: учебник для студ. вузов. К.: Кондор, 2009. 446 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Аверченков В. И. Методы инженерного творчества [электронный ресурс]: учеб. пособие / В. И. Аверченков, Ю. А. Малахов. 3-е изд., М.: ФЛИНТА, 2011. 78 с.

3. Алътшуллер Г.С. Поиск новых идей: от озарения к технологии (Теория и практика решения изобретательских задач) / Г.С. Альтшуллер, Б.Л. Злотин, А.В. Зусман, В.И. Филатов. Кишинев: Картя Молдовэняске, 1989. 381 с.

4. Джонс Дж. К. Методы проектирования. М.: Мир, 1986. 326 с.

5. ДжоунсД. Изобретения Дедала: пер. с англ./ Под ред. В.В. Патрикеева. М.: Мир, 2005. 232 с.

6. Нескоромных В.В. Методологические и правовые основы инженерного творчества: Учеб. пособие / В.В. Нескоромных, В.П. Рожков. М.: НИЦ ИНФРА-М; Красноярск: СФУ 2015. 318 с.

7. Половинкин А.И. Основы инженерного творчества: Учеб. пособие. М.: Машиностроение, 1988. 368 с.

8. РевенковА.В. Теория и практика решения технических задач: Учеб. пособие / А.В. Ревенков, Е.В. Резчикова. 3-е изд. М.: Форум: НИЦ ИНФРА-М, 2013. 384 с.

9. Харченко А.О. Металлообрабатывающие станки и оборудование машиностроительных производств: Учеб. пособие /

A.О. Харченко М: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2017. 260 с.

10. ИшковА.Д. Промышленная собственность. Оформление заявки на выдачу патента на изобретение [Электронный ресурс]: справ. пособие / А. Д. Ишков, А. В. Степанов; под ред. А. Д. Ишкова. 2-е изд., стер. М.: ФЛИНТА, 2013. 48 с.

11. Харченко А.О. Патентоведение и изобретательство. Практикум /А.О. Харченко, А.Г. Карлов, А.А. Харченко, К.Н. Осипов. М.: Центркаталог, 2018. 112 с.

References

1. Kuznetsov Yu.N. Patenting and copyright: a textbook for university students / Yu.N. Kuznetsov. K.: Condor, 2009. 446 p.

2. Averchenkov V. I. Methods of engineering creativity [electronic resource]: manual / V.I. Averchenkov, Yu. A. Malakhov. 3rd ed., Moscow: FLINT, 2011. 78 p.

3. Altshuller G.S. Search for new ideas: from insight to technology (Theory and practice of solving inventive problems) / G.S. Altshuller,

B.L. Zlotin, A.V. Zusman, V.I. Filatov. Chisinau: Kartya Moldomeniaske, 1989. 381 p.

4. Jones J.K. Design Methods / J. K. Jones. Moscow: Mir, 1986. 326 p.

5. Jones D. The Inventions of Daedalus: A Compendium of Plausible Schemes. Translated from English / Ed. V.V. Patrikeev. Moscow: Mir, 2005. 232 p.

6. Neskoromnyh V.V. Methodological and legal foundations of engineering creativity: manual / V.V. Neskomoromnyh, V.P. Rozhkov. Moscow: SIC INFRA-M; Krasnoyarsk: Siberian Federal University, 2015. 318 p.

7. PolovinkinA.I. Fundamentals of engineering creativity: manual. Moscow: Mashinostroenie, 1988. 368 p.

8. RevenkovA.V Theory and practice of solving technical problems: manual / A.V. Revenkov, E.V. Rezchikova. 3rd ed. Moscow: Forum: SIC INFRA-M, 2013. 384 p.

9. KharchenkoA.O. Metalworking machines and equipment engineering industries: manual. Moscow: University textbook: INFRA-M, 2017. 260 p.

10. IshkovA.D. Industrial property. Registration of an application for the grant of a patent for an invention [Electronic resource]: reference book / A. D. Ishkov, A. V. Stepanov; by ed. A. D. Ishkov. 2nd ed., stereotyped. Moscow: FLINT, 2013. 48 p.

11. Kharchenko A.O. Patenting and invention. Practicum / A.O. Kharchenko, A.G. Karlov, A.A. Kharchenko, K.N. Osipov. Moscow: Centrkatalog, 2018. 112 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.