Научная статья на тему 'Научно-методическое обеспечение качества освоения учебной дисциплины студентами'

Научно-методическое обеспечение качества освоения учебной дисциплины студентами Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
791
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
учебный процесс / научно-методическое обеспечение качества освоения учебной дисциплины / личностно ориентированная оценка качества образования / формирующие оценивание / educational process / scientific and methodological support of the discipline quality development / personal-oriented evaluation of the quality of education / the formative assessment

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Р.А. Кубанов

В исследовании анализируются основные элементы научно-методического обеспечения качества освоения учебной дисциплины студентами. Представленный в работе результативный компонент оценивания качества освоения учебной дисциплины студентами предусматривает использование преподавателем личностно ориентированная оценки как дидактической категории в рамках технологии формирующего оценивания учебных достижений студентов. Личностно ориентированная оценка качества образования – это характеристика учебного процесса, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов личностным ожиданиям. Формирующие оценивание предполагает оценку достижений студентов преподавателем, который их обучает, т.е. человеком, находящимся внутри процесса обучения тестируемых студентов. Такое оценивание нацелено на определение индивидуальных достижений каждого студента и не предлагает как сравнения результатов, продемонстрированных разными студентами, так и административных выводов по результатам обучения испытуемых. Соответственно, отсутствуют жесткие требования к унификации содержания, процедуре проведения и способам интерпретации результатов оценивания. Формирующей данная оценка называется потому, что она ориентирована на конкретного студента, призвана выявить пробелы в освоении студентами элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью. При формирующем оценивании преподаватель делегирует часть своих контрольных функций студентам, тем самым усиливая степень вовлечения студентов в учебный процесс. Использование технологии формирующего оценивания учебных достижений студентов для обеспечение качества освоения учебной дисциплины позволяет преподавателю установить на постоянной основе обратную связь со студентами, что, безусловно, усиливает эффективность профессиональной подготовки будущих специалистов разных направлений подготовки. По мнению автора, рассматриваемый в статье подход позволяет обеспечивать, контролировать и оценивать приобретаемые студентами знания, умения и навыки в рамках учебной дисциплины на всем этапе прохождения учебного курса. Комплексное использование и сочетание традиционных методов проверки с инновационными подходами обеспечивает в полной мере качество освоения учебной дисциплины студентами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Р.А. Кубанов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Scientific and methodological support of the discipline quality development of students

The study analyzes the main elements of scientific and methodological support of the discipline quality development of the university students. The efficient component of evaluating the quality of the development of the discipline of students, which is represented in the study, involves the use of person-oriented teacher evaluation as a didactic category within technology formative assessment of educational achievements of students. Personality-oriented assessment of the quality of education is a characteristic of the educational process, which reflects the extent of the actual results, personal achievements within educational expectations. Formative evaluation involves the assessment of achievements of students by a teacher who teaches them, i.e., the person who is in the process of training the tested students. This assessment aims to determine the individual achievements of each student and offers a comparison of the results, demonstrated by different students, and administrative findings of the subjects of study as well. Therefore, there are no strict requirements for harmonization of the content, procedures and methods of interpretation of assessment results. This rating is called the forming raiting because it is focused on a particular student, designed to identify gaps in the development of students of educational content element in order to fill them with maximum efficiency. When formative assessment teacher delegate part of its supervisory functions to students, thereby increasing the degree of involvement of students in the learning process. Using the technology of the formative assessment of educational achievements of students to ensure the quality of the development of the discipline allows the teacher to establish permanent feedback from the students, which, of course, increases the effectiveness of training of future specialists in different areas of training. According to the author, an approach that is considered in the study allows to provide, monitor and evaluate the knowledge acquired by the students, the level of skill and competence on a subject on the entire stage of the training course. Integrated use of a combination of traditional methods and knowledge test and skills to provide innovative approaches to the full development of the discipline quality of the university students.

Текст научной работы на тему «Научно-методическое обеспечение качества освоения учебной дисциплины студентами»

Scientific journal PHYSICAL AND MATHEMATICAL EDUCATION

Has been issued since 2013.

Науковий журнал Ф1ЗИКО-МАТЕМАТИЧНА ОСВ1ТА

Видасться з 2013.

http://fmo-journal.fizmatsspu.sumy.ua/

Кубанов Р.А. Научно-методическое обеспечение качества освоения учебной дисциплины студентами // Фiзико-математична осв'та : науковий журнал. - 2016. - Випуск 4(10). - С. 49-55.

Kubanov R. Scientific and methodological support of the discipline quality development of students // Physical and Mathematical Education : scientific journal. - 2016. - Issue 4(10). - Р. 49-55.

УДК 378.14

Р.А. Кубанов

Институт инновационного образования Киевского национального университета строительства и архитектуры, Украина

kubanov12@rambler.ru

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ СТУДЕНТАМИ

В современных социально-экономических условиях образование необходимо рассматривать как производство человеческого капитала. Образование становиться главной движущей силой развития современного общества. Развитие образования может идти само по себе, но является эффективным только в том случае, если оно совершенствуется в процессе управления. Интеграция образовательной системы Украины в европейское и международное пространство повлекла ряд инноваций в подходах к методике обучения студентов.

Следует подчеркнуть, что образование - это формирование гармонично и перспективно развитой личности на основе культуры жизнедеятельности, воспитания, получения знаний, овладения определенными видами профессиональной деятельности. Качество образования «задает» позитивно поступательное направление в жизни человека и общества, ибо оно определяется не только уровнем знаний, умений и навыков, но и характеристиками личностного, мировоззренческого, гражданского развития подрастающего поколения и его эмоционально-ценностного ориентирования в окружающем мире. Поэтому обозначенная проблема должна рассматриваться с позиции, прежде всего, личностной ценности образования. Такой подход требует определенных изменений при формировании системы управления образовательным процессом студентов в рамках высшего учебного заведения (дальше - ВУЗ).

Повышению качества профессиональной подготовки студентов способствует методическая работа в вузе представляющая комплекс мероприятий по разработке средств методического обеспечения и сопровождения образовательных программ, внедрению инновационных методов обучения, формированию методической компетентности преподавателей ВУЗа (О. Куликова [1]). В ряде научных работ обсуждается проблема управления методической работой в современных образовательных условиях (Н. Власова [4], Н. Деньгина [5], Н. Ковалева [6], Г. Саранцев [7]), однако отсутствует целостное понимание многих методических дефиниций, не учитываются новые подходы, которые появились в науке.

Цель исследования - выявить и систематизировать основные элементы научно-методического обеспечения качества освоения учебной дисциплины студентами.

Качество высшего образования - это комплексный феномен, характеризующий и зависящий не только от качества учебного процесса и производственно-педагогической деятельности, квалификации педагогических кадров и профессиональных образовательных программ, но и от качества материально-технической базы и информационно-образовательной среды, качества студентов, качества управления и мониторинга, качества ресурсного обеспечения (финансового, научно-методического и пр.) образовательной деятельности. Требования к этим качествам в той или иной степени прописаны в разных образовательных стандартах и являются обязательным условием достижения результата образования, соответствующего социальным нормам и требованиям.

Каждый из названных компонентов качества важен для всей системы качества, и каждый может быть исследован отдельно, но сущностью исследования в данной работе выбран компонент «обеспечение качества освоения учебной дисциплины», как менее всего разработанный элемент, обеспечивающий качество образовательной услуги предоставляемой ВУЗом студентам - будущим специалистам. Исследование данного вида обеспечения качества актуально и значимо, поскольку оно выполняет важную дидактическую функцию.

Исходя из этого, был сделан исследовательский акцент на научно- методическом обеспечении качества освоения учебной дисциплины студентами вуза. В проводимом диссертационном исследовании мы рассматривали научно-методическое обеспечение, как фактор и как предпосылку («предпосылка [3, с. 570 - 571] - 1) исходный пункт какого-нибудь рассуждения; 2) предварительное условие чего-нибудь; глагол предпослать означает написать, сказать в качестве введения к чему-нибудь») качества образовательных услуг в региональном колледже. Иногда этот вид

ISSN 2413-158X (online) ISSN 2413-1571 (print)

обеспечения классифицируют как технологическое или организационно-педагогическое условие. Толковый словарь под обеспечением понимает то, чем обеспечивают кого-либо [3, с. 374]. Речь идет в данном случае о совокупности средств, позволяющих человеку выполнять различные виды деятельности. Данная трактовка термина обеспечение вполне достаточна для дальнейших теоретических рассуждений.

При анализе научных источников, обращает на себя внимание тот факт, что различные авторы выделяют различные виды обеспечения учебного процесса, такие, как системно-методическое, программно-методическое, информационно-технологическое, правовое и, конечно же учебно-методическое и научно-методическое [4 - 6].

Для обоснования понимания и формулировки термина научно-методическое обеспечение, нам пришлось обратиться к этимологическому сопоставительному анализу перечисленных понятий. Осуществив данный анализ, мы пришли к выводу, что большинство из них имеют общий родовой признак, которым выступает методическое обеспечение образовательного процесса.

На основе исследования Н Ковалевой [6], под методическим обеспечением следует понимать обеспечение учебного процесса соответствующими методиками, или комплексом методов, методических приемов, отдельных методических процедур и операций, позволяющих обучающему достигать заданных им же целей обучения, используя при этом наиболее результативные виды психолого-педагогического взаимодействия с обучающимися. Это означает, что в каждом случае преподаватель подбирает эффективные и оптимальные методы организации учебной деятельности. При этом, вместе с методической стороной учебной деятельности, выступающей в этом случае главной, подчеркивается не менее важная роль определения соответствующих данной методике средств обучения.

Мы поддерживает мнения Г. Саранцева [7] и других исследователей, которые в словосочетаниях «системно-методическое» и «научно-методическое» обеспечение подчеркивают глубину осмысления данных аспектов. Первый вариант указывает на необходимость использовать методическое обеспечение с системных позиций, с учетом всех компонентов процесса обучения как целостной дидактической системы, а второй вариант подчеркивает необходимость научного обоснования используемых преподавателем методов, способов, методических приемов, а также используемых образовательных средств. Понятия учебно-методическое обеспечение и дидактико-методическое обеспечение, по мнению исследователей во многом синонимичны и их использование осуществляется в сходных контекстах.

Большинство авторов [2; 7; 8], раскрывая сущность и содержание различных видов обеспечения посредством комплексного использования преподавателем форм, методов и средств обучения, считают, что они позволяют всесторонне поддержать учебный процесс, сделать его эффективным. В большинстве высказываний речь идет о разработке соответствующей учебным целям методической системы. Неразрывная связь целей образования и методического его обеспечения эволюционно и исторически детерминирована.

Научно-методическое обеспечение, в широком смысле, это сложный процесс, который включает ряд процедур: прогнозирования образовательных потребностей, подготовку научно-методических материалов и определение возможностей их применение в процессе реализации образовательного процесса.

Научно-методическое обеспечение качества освоения учебной дисциплины, в узком смысле, представляет собой комплекс научно-, и учебно-методических средств, направленных на организацию учебно-обучающей деятельности преподавателей и студентов по конкретному направлению (освоение учебной дисциплины) в соответствии с существующими образовательными стандартами для удовлетворения их различных запросов в рамках учебно-воспитательного процесса ВУЗа.

О. Куликова [1] считает, что освоение учебной дисциплины - это одна из составляющих получения высшего образования по направлению подготовки бакалавра и магистра. Организация обучения реализуется согласно рабочей программе. Содержание понятия «качество освоения дисциплины» включает два компонента: результативный и процессуальный. В педагогической практике подвергается измерению результат освоения обучающимися учебной дисциплины, который проявляется в их знаниях, умениях, навыках и фиксируется в виде количественной оценки в соответствующей документации. Диагностика процесса, в ходе которого формируются знания, умения и навыки будущих специалистов, проводится педагогом непрерывно с целью своевременного получения информации, необходимой для продуктивного управления взаимодействием со студентами. Учебные достижения обучающихся непроизвольно отражают эффективность пройденного пути; поэтому, анализируя данные диагностики о результативном компоненте, всегда можно составить представление и о процессуальном компоненте.

Исследование О. Куликовой показывает, что качество освоения учебной дисциплины студентами ВУЗа может определяться: 1) программным обеспечением; 2) дидактическим обеспечением; 3) методическим обеспечением; 4) диагностическим обеспечением; 5) реализуемой преподавателем образовательной технологией [1, с. 42].

Программное обеспечение по дисциплине включает: образовательный стандарт, учебную программу, технологическую карту, календарно-тематический план.

В комплект дидактического обеспечения входят: учебники, учебные пособия, сборники задач, материалы для контрольных и лабораторных работ, тематика курсовых проектов.

Банк методического обеспечения формируется инструкциями по самостоятельному освоению теоретического материала, решению учебных задач, выполнению контрольных и лабораторных работ, написанию курсовых проектов.

Диагностическое обеспечение составляется из аттестационных педагогических измерительных материалов по изучаемой учебной дисциплине и государственного экзамена.

Образовательная технология рассматривается как система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам [2, с. 24]. Эффективность организации учебного процесса достигается при оптимальном проектировании образовательной технологии, учитывающей особенности контингента обучаемых и содержания образовательного пространства.

В рамках кредитно-модульной системы обучения успешность освоения каждой из дисциплин учебного плана в системе академических кредитов оценивается суммой баллов исходя из максимального количества, равного 100, и может включать две составляющие.

Первая составляющая — оценка преподавателем итогов учебной деятельности студента по изучению дисциплины в течение семестра (в сумме не более 70 баллов). Структура баллов, составляющих оценку преподавателя, представлена в стандарте учебной дисциплины и включает отдельные доли в баллах, начисляемых студенту за успешность подготовки сообщений, защиту докладов и рефератов, за полноту и качество самостоятельной работы по некоторым дисциплинам (в некоторых университетах — по всем дисциплинам), за посещаемость (пропорционально числу посещенных занятий).

Вторая составляющая — оценка знаний студента по дисциплине на экзамене по 30 балльной шкале (в сумме две составляющие образуют 100 баллов).

Суммарный итог двух частей балльной оценки освоения дисциплины переводится по утвержденным шкалам в международную буквенную оценку.

Положительной оценкой считается сумма от 40 до 60 баллов при условии, что студент имеет зачеты по всем плановым заданиям и успешно прошел все предусмотренные контрольные испытания. Виды таких заданий и испытаний, распределение 60 баллов по точкам текущего контроля, а также порядок аттестации, как правило, устанавливаются кафедрой, за которой закреплена соответствующая учебная дисциплина. В свою очередь к итоговой аттестации допускаются студенты, набравшие по дисциплине не менее 40 баллов. Только в исключительных случаях с разрешения заведующего кафедры возможен допуск к зачету (зачету с оценкой) или экзамену обучающегося, который набрал в семестре менее 40 баллов, но при условии выполнения всех видов учебных поручений.

В зачетную книжку студенту выставляется оценка в рейтинговых баллах и по традиционной системе оценок. Мы согласны с мнением В. Капралова, что для хорошо успевающих студентов должен быть предусмотрен индивидуальный подход - возможность оценки знаний по дисциплине без специально проводимого зачета или экзамена, но при соблюдении следующих условий:

- у преподавателя должны быть сведения (уверенность) о том, что по данной дисциплине оценка конкретного обучающегося складывается из рейтинговых оценок по отдельным разделам (видам учебных поручений);

- все разделы учебной дисциплины и все виды учебных поручений охвачены текущим рейтинговым контролем (оцениванием), при этом проверены как теоретические, так и практические знания обучающегося [8, с. 144].

Безусловно, каждый обучающийся имеет право повысить свою рейтинговую оценку с учетом сдачи семестрового экзамена. Описанная система оценивания качества усвоения учебной дисциплины характерна для большинства ВУЗов Украины.

Считаем необходимым отметить, что качество — многофакторное явление, и поэтому его характеризует множество параметров. В учебном процессе десятилетиями развивались формы и методы контроля и оценки качества образования со стороны преподавателя, образовательного учреждения, органов управления образованием. И практически не оценивалось качество образования с позиции студентов.

В исследовании Т. Кабаковой сделана попытка преодолеть данный недостаток образовательной системы с помощью личностно ориентированной оценки. Исследователь считает, что личностно ориентированная оценка предусматривает определение цены, установление степени или уровня качества образования, высказывания своего мнения, суждения о качестве образования непосредственными потребителями образовательных услуг; определение своего «места нахождения» в образовательной среде (системе). Личностно ориентированная оценка качества образования - это характеристика учебного процесса, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов личностным ожиданиям [9, с. 76].

Личностно ориентированная оценка качества освоения учебной дисциплины как дидактическая категория может использоваться в рамках технологии формирующего оценивания учебных достижений студентов.

В условиях построения системы высшего образования с личностной направленностью образовательного процесса актуальным направлением деятельности преподавателя ВУЗа является необходимость следить за динамикой и темпом продвижения каждого студента в обучении, выявлять уровень развития его общих и специальных умений, навыков, способностей. Поэтому формирующие оценивание, как дидактический инструмент с инновационными характеристиками, призвано отображать интеллектуальное и психическое развитие, индивидуальную направленность личности каждого студента.

Сегодня в ряде западных стран, и прежде всего в Великобритании и США, происходит смена парадигмы оценивания от преимущественно суммирующего оценивания к модели так называемого «оценивания для обучения». Этот механизм просто и точно показывает профессор Педагогического колледжа Университета штата Аризона (США) Джи Джеймс Пол [10], некоторые характеристики также анализируются в наших предыдущих исследованиях [11]. Обобщая суть современных исследований предлагаем вниманию научного сообщества несколько главных тезисов, которые раскрывают озвученную проблему.

Формирующее оценивание необходимо для того, чтобы диагностировать, как идёт процесс обучения на начальной и промежуточной, а не только конечной стадии и - если данные окажутся неудовлетворительными - на основе полученной информации внести в него необходимые изменения по совершенствованию качества учебной деятельности. Именно это стоит за определением формирующего оценивания как оценивания для обучения.

Формирующее оценивание:

- Центрировано на студенте. Это оценивание фокусирует внимание преподавателя и студента в большей степени на отслеживании и улучшении обучения, а не преподавания. Оно даёт преподавателю и студенту информацию, на основании которой они принимают решения, как улучшать и развивать процесс обучения.

- Направляется преподавателем. Это оценивание предполагает автономию, академическую свободу и высокий профессионализм преподавателя, поскольку именно он решает, что оценивать, каким образом, как реагировать

на информацию, полученную в результате оценивания. При этом преподаватель не обязан обсуждать результаты оценивания с кем-либо помимо студенческой группы.

- Разносторонне результативно. Поскольку оценивание сфокусировано на обучении, оно требует активного участия студентов. Благодаря соучастию в оценивании студенты глубже погружаются в материал и развивают навыки самооценивания. Кроме того, растёт их учебная мотивация, поскольку студенты видят заинтересованность преподавателей, стремящихся помочь им стать успешными в учёбе.

- Формирует учебный процесс. Цель данного оценивания - улучшать качество обучения, а не обеспечивать основание для выставления оценок.

- Определено контекстом. Это оценивание должно соответствовать определённым характеристикам и нуждам преподавателя, студентов и изучаемых дисциплин. То, что хорошо работает в одной студенческой группе, необязательно подойдёт для другой.

- Непрерывно. Это оценивание - продолжающийся процесс, который запускает механизм обратной связи и постоянно поддерживает его в работающем состоянии. Используя широкий ассортимент простых техник, которые можно легко и быстро освоить, преподаватель получает от студентов обратную связь относительно того, как они учатся. Преподаватели поддерживают этот механизм, предоставляя студентам обратную связь относительно результатов оценивания и возможностей улучшить процесс обучения.

- Проявляется в качественном преподавании. Подобное оценивание стремится построить на основе существующей достаточно успешной и высоко профессиональной практики - включив механизм обратной связи, информирующей преподавателя о том, как учатся студенты, - практику ещё более систематичную, подвижную и эффективную. Преподаватель активно задаёт студентам вопросы, отвечает на те вопросы, которые возникают у них, наблюдает за их поведением, выражением их лиц, проверяет тесты и т.д. Формирующее оценивание даёт возможность естественным образом интегрировать оценивание в традиционные процессы преподавания и обучения, происходящие в аудитории.

Таким образом, формирующее оценивание можно определить, как сложный дидактический феномен состоящий из следующих элементов:

1. Оценивание - это больше, чем маркировка. Оценивание - это механизм, обеспечивающий преподавателя информацией, которая нужна ему, чтобы совершенствовать процесс преподавания, находить наиболее эффективные методы обучения, а также мотивировать студентов более активно включиться в своё обучение.

2. Оценивание - это обратная связь. Оно даёт информацию о том, чему студенты научились и как учатся в данный момент, а также о том, в какой степени преподаватель реализовал поставленные учебные цели. Чтобы обратная связь полноценно влияла на уровень качества обучения, необходимо не только определить на каком уровне студенты должны владеть содержанием курса к его окончанию, но и до какой степени они осваивают его по ходу курса.

3. Оценивание направляет процесс обучения. Если педагоги действительно хотят воздействовать на то, что и как учит студент, нужно выявить следующее. Во-первых, определить, что, по нашему мнению, он должен извлечь из изучаемого курса. И, во-вторых, понять, какие формы оценивания этому соответствуют. То есть, прежде всего, необходимо определить цели преподаваемого курса - их надо обозначить и письменно зафиксировать. Поскольку изначально оценивание направлено на то, чтобы узнать, в какой степени эти цели достигнуты.

Ассоциация преподавателей естественных наук, организованная Национальным институтом естественнонаучного образования Университета Висконсин-Медисон (National Institute for Science Education's, University of Wisconsin-Madison, USA) представила весь процесс обучения в виде модели «Дорожной карты» с постановкой учебной цели вначале, прокладыванием пути и оцениванием в конце. Оценивание говорит преподавателю, достиг ли он пункта назначения или нет, и надо ли продвигаться к нему по-другому. Эта «дорожная карта» обеспечивает детальную разработку направления и всех действий, которые нужно совершить согласно указателям по ходу пути. Выбрав стартовой точкой оформление целей, дальше надо двигаться следующим образом:

1. Перевести цели в измеряемые учебные результаты.

2. Определить необходимый для них уровень достижений.

3. Отобрать и содержание, и техники оценивания.

4. Выбрать и реализовать соответствующие методы обучения.

5. Провести оценивание и установить, достигнуты ли измеряемые учебные результаты.

Таким образом, оценивание предполагает оценку достижений студентов преподавателем, который их обучает, т.е. человеком, находящимся внутри процесса обучения тестируемых студентов. Такое оценивание нацелено на определение индивидуальных достижений каждого студента и не предполагает как сравнения результатов, продемонстрированных разными студентами, так и административных выводов по результатам обучения испытуемых. Соответственно, отсутствуют жесткие требования к унификации содержания, процедуре проведения и способам интерпретации результатов оценивания. Формирующей данная оценка называется потому, что она ориентирована на конкретного студента, призвана выявить пробелы в освоении студентами элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью. При формирующем оценивании преподаватель делегирует часть своих контрольных функций студентам, тем самым усиливая степень вовлечения студентов в учебный процесс. Такой подход, безусловно, усиливает эффективность профессиональной подготовки будущих специалистов разных направлений подготовки.

Использование технологии формирующего оценивания учебных достижений студентов для обеспечения качества освоения учебной дисциплины позволяет преподавателю установить на постоянной основе обратную связь со студентами. К сожалению, сложившаяся практика преподавания в ВУЗах в виде лекционных занятий представляет собой монолог преподавателя и не подразумевает наличия на протяжении чтения всего курса какой-либо обратной связи со студентами, что, безусловно, снижает качество понимания и запоминания материала студентами.

На основе работ Н. Колычева, В. Семченко, Г. Левкина, Е. Сосновской [13], И. Буллах [14] дадим характеристику обозначенного процесса. Известно, что за запоминание информации у человека отвечают различные отделы головного мозга, и попытка задействовать их в полном объеме позволит обеспечить наилучшее запоминание преподаваемого

материала. Человеческое сознание кодирует изученный материал в том же виде, в котором он его изучил, и извлечение этой информации из памяти осуществляется по средствам той же репрезентативной системы. Как правило, принято рассматривать три основных системы восприятия информации - аудиальное, визуальное и кинестетическое.

Приемы преподавания, активизирующие визуальное и кинестетическое восприятие материала студентами, давно используются в ходе проведения занятий со студентами: для активизации визуального запоминания используются схемы, таблицы, изображения, интеллект-карты; для кинестетического - макеты, образцы, наглядные пособия. Отдельного внимания заслуживает основной путь восприятия лекционного материала - аудиальный, который, казалось бы, и так задействован в ходе занятий наибольшим образом. Однако, по мнению автора, этот канал задействован только частично, ведь студент большую часть времени слушает, а запоминание должно быть подкреплено проговариванием и переработкой (осознанием) получаемой информации. Это особенно актуально для технических ВУЗов, так как переработка студентами информации посредством построения логических цепочек, позволяет понимать материал достаточно легко. Таким образом, задачей преподавателя становится не только «начитывание» материала, а, скорее, диалог с преподавателя со студентами, направленный на движение по курсу посредством активизации логического мышления студентов, выявления логических взаимосвязей между идеями, элементами и темами курса. Одновременно, ведение диалога со студентами позволяет поддерживать интерес у студентов к изучаемой дисциплине, что повышает их мотивацию к обучению.

Отдельно следует заметить, что описанный вид работы со студентами может и должен быть направлен также и на повторение пройденного в рамках предыдущих тем или дисциплин материала, использование которого предполагается в ходе изучения текущей темы. Причем для наиболее эффективного запоминания материала студентами, целесообразно возвращаться к повторению наиболее важных ключевых моментов несколько раз в течение нескольких занятий, что способствует последовательному переносу информацию из иконической (мгновенной) памяти студента в кратковременную, а затем в оперативную и после - в долговременную.

Описанные выше элементы преподавания, призванные повысить качество усвоения материала дисциплины, базируются на физиолого-психологических особенностях восприятия, переработки и хранения информации человеком. За последние десятилетия количество изучаемых дисциплин, и объем информации в каждой дисциплине значительно возросли, причем увеличение объема изучаемого материала из года в год увеличивается в прогрессии, что не позволяет использовать дальше издавна принятые приемы преподавания и, по мнению автора, необходимо при преподавании в ВУЗах использовать методики, учитывающие физиологические и психологические особенности человека. При этом необходимость научить студентов учиться должно стать важной частью программы высшего профессионального образования, ведь основной задачей преподавателя должно быть не «впихивание» в голову студента конкретных знаний, а научить его логически думать, анализировать информацию, трансформировать ее таким образом, чтобы он ее мог легко осознать, запомнить и использовать в дальнейшей своей жизни.

Наличие обратной связи со студентами может быть проверено с помощью анкетирования. Анкета может содержать вопросы на понимание студентами понятия качества образования, основных признаков и определения уровня качества образования, а также отношение к содержанию образования, организации учебного процесса. Например, анкета может содержать в себе следующие вопросы открытого и закрытого характера:

1. Каково Ваше отношение к содержанию обучения по конкретной дисциплине (предмету)?

2. Соответствует ли содержание обучения по дисциплине (предмету) современным требованиям, предъявляемым к специалистам?

3. Как вы думаете, что такое качество образования?

4. Как Вы считаете, дает ли преподаватель высокое качество обучения?

5. Как Вы оцениваете степень подготовки студентов по дисциплине?

6. Как вы считаете, от кого зависит качество образования?

7. В какой степени оказались востребованными теоретические знания в ходе профессиональной практики?

8. Какие способности развиваются у вас в процессе обучения?

Мы полностью согласны с мнением Т. Кабаковой, что объективная оценка качества образования - это соответствие полученного образовательного результата требованиям стандартов, а субъективная - личностно ориентированная оценка качества образования. Оценка - это сочетание объективной и субъективной характеристики предмета и реально достигнутого уровня образования. Соотношение между ожидаемым и реальным - это и есть суть оценки качества образования. Соотношение может иметь положительную динамику, если ожидаемый и реальный результат совпадает, и может иметь отрицательную динамику, если ожидаемый и реальный результат не совпадает [9, с. 76-77].

На основе выявленных отрицательных тенденций преподаватель может принять ряд управленческих решений по обеспечению качества обучения, т.к. личностно ориентированная оценка качества образования является эффективным средством управления учебным процессом.

Таким образом, проведенное исследование позволяет нам сделать следующие выводы.

Во-первых, научно-методическое обеспечение качества освоения учебной дисциплины, в узком смысле, представляет собой комплекс научно-, и учебно-методических средств, направленных на организацию учебно-обучающей деятельности преподавателей и студентов по конкретному направлению (освоение учебной дисциплины) в соответствии с существующими образовательными стандартами для удовлетворения их различных запросов в рамках учебно-воспитательного процесса ВУЗа. Может определяться: 1) программным обеспечением; 2) дидактическим обеспечением; 3) методическим обеспечением; 4) диагностическим обеспечением; 5) реализуемой преподавателем образовательной технологией

Во-вторых, оценивание качества освоения учебной дисциплины студентами предусматривает использование преподавателем личностно ориентированная оценки как дидактической категории в рамках технологии формирующего оценивания учебных достижений студентов.

Личностно ориентированная оценка качества образования - это характеристика учебного процесса, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов личностным ожиданиям.

Формирующие оценивание предполагает оценку достижений студентов преподавателем, который их обучает, т.е. человеком, находящимся внутри процесса обучения тестируемых студентов. Такое оценивание нацелено на определение индивидуальных достижений каждого студента и не предлагает как сравнения результатов, продемонстрированных разными студентами, так и административных выводов по результатам обучения испытуемых. Соответственно, отсутствуют жесткие требования к унификации содержания, процедуре проведения и способам интерпретации результатов оценивания. Формирующей данная оценка называется потому, что она ориентирована на конкретного студента, призвана выявить пробелы в освоении студентами элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью. При формирующем оценивании преподаватель делегирует часть своих контрольных функций студентам, тем самым усиливая степень вовлечения студентов в учебный процесс.

В-третьих, использование технологии формирующего оценивания учебных достижений студентов для обеспечения качества освоения учебной дисциплины позволяет преподавателю установить на постоянной основе обратную связь со студентами, что безусловно, усиливает эффективность профессиональной подготовки будущих специалистов разных направлений подготовки.

В-четвертых, рассматриваемый в статье подход позволяет обеспечивать, контролировать и оценивать приобретаемые студентами знания, умения и навыки в рамках учебной дисциплины на всем этапе прохождения учебного курса. Комплексное использование и сочетание традиционных методов проверки с инновационными подходами обеспечивает в полной мере качество освоения учебной дисциплины студентами.

Список использованных источников

1. Куликова О. В. Диагностика качества освоения учебной дисциплины с позиции системного подхода : монография / О. В. Куликова. - Екатеринбург : Изд-во УрГУПС, 2012. - 112 с.

2. Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств / Г. К Селевко. - М. : НИИ школьных технологий, 2005. - 208 с.

3. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова // Российская АН. ; Российский фонд культуры; - 2-е изд., испр. и доп. - М. : АЗЪ, 1994. - 856 с.

4. 4. Власова Н. С. Научно-методическое обеспечение подготовки студентов вузов в области web-дизайна : автореф. дис. ... канд. пед. наук : спец. 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования» / Н. С. Власова. -Екатеринбург, 2010. - 28 с.

5. Деньгина Н. П. Научно-методическое обеспечение культурологической направленности начального профессионального образования : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Деньгина Наталья Павловна. - Ставрополь, 2006.

- 164 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Ковалева Н. И. Научно-методическое обеспечение подготовки специалистов в области сервиса : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Ковалева Наталья Иосифовна. - Волгоград, 2005. - 223 с.

7. Саранцев Г. И. Методическая система обучения предмету как объект исследования / Г. И. Саранцев // Педагогика, 2005. - №2. - С. 30-36.

8. Капралов В. В. Дидактические средства оценивания эффективности формирования профессиональных компетенций в контексте модульного обучения / В. В. Капралов // Ярославский педагогический вестник, 2014. - № 3. - Том II (Психолого-педагогические науки). - С. 140 - 148.

9. Кабакова Т. Д. Роль личностно ориентированной оценке качества образования в управлении учебным процессом / Т. Д. Кабакова // Управление качеством в образовательном учреждении : сб. науч. статей и тезисов ; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2010. - Вып. № 2. - С. 74-80.

10. Gee J. P. Getting over the slump: Innovation strategies to promote children's learning / J. P. Gee. - N.Y. : The Joan Ganz Cooney Center at Sesame Workshop, 2008.

11. Кубанов Р. А. Розвивальна складова контролю якост професшно!' пщготовки майбутых фахiвцiв економiчних спещальностей / Р. А. Кубанов // The Unity of Science : International scientific professional periodical journal. - Vienna, Austria : The European Association of pedagogues and psychologists «Science», 2016. - February. - P. 105-107.

12. Новые развивающие технологии педагогической практики: коллективная монография / отв. ред. А. Ю. Нагорнова. -Ульяновск : Зебра, 2016. - 448 с.

13. Лекция о лекции : учеб. пособие / [Колычев Н.М., Семченко В.В., Левкин Г.Г., Сосновская Е.В.]. - 2-е изд., испр. и доп.

- Омск : Омская областная типография, 2014. - 80 с.

14. Булах I. Методи контролю та оцЫювання рiвня знань / I. Булах // Сучасн системи вищо! освiти: порiвняння для Украши.

- К. : Видавничий дiм «КМ Асаdemia», 1997. - С. 169-185.

Аннотация. Кубанов Р.А. Научно-методическое обеспечение качества освоения учебной дисциплины студентами.

В исследовании анализируются основные элементы научно-методического обеспечения качества освоения учебной дисциплины студентами. Представленный в работе результативный компонент оценивания качества освоения учебной дисциплины студентами предусматривает использование преподавателем личностно ориентированная оценки как дидактической категории в рамках технологии формирующего оценивания учебных достижений студентов. Личностно ориентированная оценка качества образования - это характеристика учебного процесса, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов личностным ожиданиям. Формирующие оценивание предполагает оценку достижений студентов преподавателем, который их обучает, т.е. человеком, находящимся внутри процесса обучения тестируемых студентов. Такое оценивание нацелено на определение индивидуальных достижений каждого студента и не предлагает как сравнения

результатов, продемонстрированных разными студентами, так и административных выводов по результатам обучения испытуемых. Соответственно, отсутствуют жесткие требования к унификации содержания, процедуре проведения и способам интерпретации результатов оценивания. Формирующей данная оценка называется потому, что она ориентирована на конкретного студента, призвана выявить пробелы в освоении студентами элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью. При формирующем оценивании преподаватель делегирует часть своих контрольных функций студентам, тем самым усиливая степень вовлечения студентов в учебный процесс. Использование технологии формирующего оценивания учебных достижений студентов для обеспечение качества освоения учебной дисциплины позволяет преподавателю установить на постоянной основе обратную связь со студентами, что, безусловно, усиливает эффективность профессиональной подготовки будущих специалистов разных направлений подготовки.

По мнению автора, рассматриваемый в статье подход позволяет обеспечивать, контролировать и оценивать приобретаемые студентами знания, умения и навыки в рамках учебной дисциплины на всем этапе прохождения учебного курса. Комплексное использование и сочетание традиционных методов проверки с инновационными подходами обеспечивает в полной мере качество освоения учебной дисциплины студентами.

Ключевые слова: учебный процесс, научно-методическое обеспечение качества освоения учебной дисциплины, личностно ориентированная оценка качества образования, формирующие оценивание.

Анота^я. Кубанов Р.А. Науково-методичне забезпечення якост'1 засвоення навчальноi дисципл'ши студентами.

У досл'дженш анал'зуються основнi елементи науково-методичного забезпечення якост'1 засвоення навчально¡' дисципл'ши студентами. Представлений у рамках роботи результативний компонент оц/нювання якост'1 засвоення навчальноf дисципл'ши студентами передбачае використання викладачем особист'!сно орiентовано¡оц/нки як дидактичноf категорП в рамках технологи формуючого оц/нювання навчальних досягнень студент'в. Особист'сно орiентована оц/нка якост'1 осв'ти - це характеристика навчального процесу, що вiдображае ступнь вiдповiдностi реальних досягнутих осв'тшх результат'¡в особист'сним оч'куванням. Формуюче оц'нювання передбачае оц/нку досягнень студент'в викладачем, який ¡х навчае, тобто людиною, що знаходиться всередин процесу навчання студент/в, що тестуються. Таке оц/нювання нацлене на визначення 1'ндив1'дуальних досягнень кожного студента, i не пропонуе, як порiвняння результат'¡в, продемонстрованих студентами, так i адм'!шстративних висновк'в за результатами навчання випробовуваних. Вiдповiдно, в'дсутн'! жорстк вимоги до унiфiкацi¡зм/сту, процедури проведення та способiв iнтерпретацi¡ результат ¡в оц/нювання. Формуючiй дана оц/нка називаеться тому, що вона орiентована на конкретного студента, покликана виявити прогалини в оволодiннi студентами елемента зм/сту осв/'ти з тим, щоб заповнити ¡х з максимальною ефективнстю. При формуючому оц/нюванн викладач делегуе частину свох контрольних функц/й студентам, тим самим посилюючи ступнь залучення студент'в до навчального процесу. Використання технологи формуючого оц/нювання навчальних досягнень студент'в для забезпечення якост'1 засвоення навчальноi' дисципл'ни дозволяе викладачевi встановити на постiйнiй основi зворотний зв'язок з студентами, що, безумовно, посилюе ефектившсть професiйно¡пдготовки майбутшхфахiвцiв р'зних напрям'в пдготовки.

На думку автора, розглянутий у статт'1 п'дх'д дозволяезабезпечувати, контролювати i оц/нювати придбанi студентами знання, вм'ння та навички в рамках навчально! дисципл'ни на всьому етапi проходження навчального курсу. Комплексне використання i поеднання традицйних метод/'в перевiрки з iнновацiйними пдходами забезпечуе повною м/рою як'!сть освоення навчально¡'дисципл'ни студентами.

Ключовi слова: навчальний процес, науково-методичне забезпечення якост'1 засвоення навчально¡'дисципл'ни, особист'!сно ор/ентована оц/нкаякост'1 осв'ти, формуюче оц'нювання.

Abstract. Kubanov R. Scientific and methodological support of the discipline quality development of students.

The study analyzes the main elements of scientific and methodological support of the discipline quality development of the university students. The efficient component of evaluating the quality of the development of the discipline of students, which is represented in the study, involves the use of person-oriented teacher evaluation as a didactic category within technology formative assessment of educational achievements of students. Personality-oriented assessment of the quality of education is a characteristic of the educational process, which reflects the extent of the actual results, personal achievements within educational expectations. Formative evaluation involves the assessment of achievements of students by a teacher who teaches them, i.e., the person who is in the process of training the tested students. This assessment aims to determine the individual achievements of each student and offers a comparison of the results, demonstrated by different students, and administrative findings of the subjects of study as well. Therefore, there are no strict requirements for harmonization of the content, procedures and methods of interpretation of assessment results. This rating is called the forming raiting because it is focused on a particular student, designed to identify gaps in the development of students of educational content element in order to fill them with maximum efficiency. When formative assessment teacher delegate part of its supervisory functions to students, thereby increasing the degree of involvement of students in the learning process. Using the technology of the formative assessment of educational achievements of students to ensure the quality of the development of the discipline allows the teacher to establish permanent feedback from the students, which, of course, increases the effectiveness of training of future specialists in different areas of training.

According to the author, an approach that is considered in the study allows to provide, monitor and evaluate the knowledge acquired by the students, the level of skill and competence on a subject on the entire stage of the training course. Integrated use of a combination of traditional methods and knowledge test and skills to provide innovative approaches to the full development of the discipline quality of the university students.

Key words: educational process, scientific and methodological support of the discipline quality development, personal-oriented evaluation of the quality of education, the formative assessment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.