Научная статья на тему 'Научно-методическое обеспечение информатизации и технологий электронного государства'

Научно-методическое обеспечение информатизации и технологий электронного государства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
351
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / ЭЛЕКТРОННОЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тузиков Александр, Лапицкий Владимир, Григянец Ромуальд, Науменко Георгий

Рассмотрены основные направления научно-методического обеспечения информатизации, механизмы внедрения результатов научных исследований, определены перспективные направления развития информационно-коммуникационных технологий в Республике Беларусь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The methodological support of the e-state informatization and technologies

The article considers the main lines of the informatization methodological support, mechanisms of the research results implementation and determines the future trends of the ICT development in the Republic of Belarus.

Текст научной работы на тему «Научно-методическое обеспечение информатизации и технологий электронного государства»

Научно-методическое обеспечение информатизации и технологий электронного государства

УДК [002:004]:316.774;002.63;004.738.5

Построение информационного общества (ИО) и инновационный путь развития - национальные приоритеты Беларуси, которые требуют координации и объединения усилий государства, частного бизнеса и гражданского общества. Информационное общество базируется на доминирующей роли знаний и информации, где ИКТ оказывают влияние на все сферы человеческой деятельности и общество в целом. Для него характерны: увеличение числа людей, занятых ИК-технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг в структуре ВВП; массовое использование телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, традиционных и электронных СМИ, а также формирование глобального информационного пространства.

Научно-

методологическое

обеспечение

информатизации

Процесс перехода к ИО в разных странах идет близкими, но далеко не одинаковыми путями. Следует выделить европейскую, американскую и восточную (Южная

Резюме. Рассмотрены основные направления научно-методического обеспечения информатизации, механизмы внедрения результатов научных исследований, определены перспективные направления развития информационно-коммуникационных технологий в Республике Беларусь. Ключевые слова: информационное общество, информационно-коммуникационные технологии, информатизация, электронное правительство, электронное здравоохранение.

Корея, Тайвань, Сингапур и Гонконг) модели развития. Основной чертой макроэкономической политики стран ЕС является поиск баланса между контролем со стороны государства и законами рынка, то есть оптимального сочетания правительственных и рыночных сил с учетом того, что роль каждой из них может меняться в зависимости от ситуации. Американский путь формирования информационного общества определяется общей моделью социально-экономического развития, где функции государства сводятся к минимуму, а деятельность частных лиц - к максимуму. Сущность данного подхода - отдать все в руки бизнеса и рынка.

В соответствии с Декретом Главы государства от 05.03.2002 г. №7 НАН Беларуси организовывает, осуществляет проведение и координацию и фундаментальных, и прикладных научных исследований, выполняемых всеми

субъектами научной деятельности, является головным учреждением республики по научно-методическому обеспечению информатизации. Основные цели, принципы и направления этого процесса определены в Стратегии развития информационного общества в Республике Беларусь на период до 2015 г., утвержденной Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 09.08.2010 г. №1174 (разработана при координации Академии наук), а их достижение - Национальной программой ускоренного развития услуг в сфере ИКТ на 2011-2015 гг.

Функция научно-методического обеспечения возложена на Объединенный институт проблем информатики НАН Беларуси, которым выполняются научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, направленные на получение новых научных результатов и разработку предложений.

В рамках этих работ проводятся:

■ научно-техническая экспертиза проектов нормативных правовых и технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации систем информатизации, интегрированных информационных систем и систем информационного взаимодействия ведомственных информационных систем;

■ научно-техническая экспертиза отраслевых программ информатизации и развития информационной инфраструктуры;

■ научно-методологическое обеспечение реализации Стратегии;

■ сравнительный анализ национальных стратегий и моделей развития информационного общества за рубежом и в Беларуси;

■ разработка научно-аналитических докладов и предложений по развитию информатизации, ИКТ, информационных ресурсов и электронных услуг на базе данных технологий, обеспечению безопасности в информационной сфере в НАН Беларуси в части технической защиты информации.

Реализация проводимых

мероприятий по развитию информатизации обеспечила

повышение позиции Беларуси в международных рейтингах. В настоящее время республика (по данным 2015 г.) занимает 36-е место (из 167 стран) в рейтинге по индексу развития ин-формационно-коммуникацион-ных технологий по системе оценок Международного союза электросвязи и 55-е место (из 193 стран) в рейтинге ООН по индексу готовности к электронному правительству.

Методологическая база информатизации совершенствуется также с учетом межправительственных и иных документов многостороннего сотрудничества. При Региональном содружестве в области связи работает и принимает консолидированные решения Координационный совет государств - участников СНГ по информатизации. Значимая цель в данном направлении - формирование единой методологии реализации мероприятий информатизации, являющейся основой подхода к выполнению системных и межведомственных проектов. В ее достижении важная веха - создание системы, позволяющей осуществлять мониторинг процессов информатизации в нашей стране, инструментарии, индикаторы и показатели которого должны стать достоянием всех

Программы фундаментальных и прикладных исследований и разработок в области ИКТ на 2011-2015 гг.

Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг.

Национальная программа ускоренного развития услуг в сфере ИКТ

Î

Концепция национальной безопасности

Программа деятельности правительства на

2011-2015 гг.

III

Национальная космическая программа

ГКЦНТП «Информационные и космические технологии»

ГНТП «Информационные

ГНТП

«CALS-ERP-технологии» ГПНИ «Информатика и космос»

ГНТП

«Защита информации-2»

ГНТП «Космические системы и технологии»

ГПНИ «Космические исследования»

субъектов сферы информатизации. Однако внедрение системы на данном этапе явилось локальным, в том числе по причине недостаточной проработанности научно-методических основ ее формирования.

Достижение требуемого уровня соблюдения принципов и способов организации деятельности по мониторингу возможно при условии разработки следующих методик:

■ оценки анализа достоверности показателей состояния и развития информатизации;

■ обработки результатов статистического наблюдения;

■ формирования требований к достоверности статистических показателей;

■ оценки влияния погрешности знания совокупности объектов информатизации на достоверность статпоказателей. К тому же необходима подготовка основных принципов организации государственного надзора в сфере информатизации; методик и инструкций по инвентаризации объектов надзора и по надзору за отдельными их типами на основе действующих нормативных правовых актов.

В декабре 2014 г. завершены работы по созданию интегрированной автоматизированной информационной системы научно-методического обеспечения развития информатизации (АИС НМОРИ). Она представляет собой государственный информационный ресурс по опыту и результатам выполнения НИОКР в сфере информатизации и становления информационного общества и обеспечивает удаленный доступ к нему различных категорий авторизованных пользователей.

Ожидаемые результаты от внедрения АИС НМОРИ:

■ для населения (С2С): возможность ознакомления с результатами развития информатизации и формирования

информационного общества в республике, сведениями об электронных услугах; для субъектов хозяйствования (G2B): оказание научной, методической и технической поддержки разработчикам проектов в области информатизации; ■ для государственных органов (G2G): актуальные данные по разрабатываемым и завершенным проектам по информатизации, а также результатам их внедрения.

Мероприятием, способствующим развитию информатизации и государственной системы научно-технической информации, является ежегодная международная конференция РИНТИ в ОИПИ НАН Беларуси. В 2015 г. она проводилась в четырнадцатый раз. Хорошим подспорьем в продвижении приоритетов электронного государства стала монография «Развитие информационного общества в Беларуси», подготовленная коллективом авторов по результатам и материалам исследований, проведенных при разработке Стратегии развития информационного общества на период до 2015 г.

Перспективные направления развития ИКТ

Советом Министров Республики Беларусь (протокол от 03.11.2015 г. №26) одобрена Стратегия развития информатизации в нашей стране на 20162022 гг. По предложению НАН Беларуси документ дополнен разделом «Научное обеспечение развития информатизации». Основными направлениями фундаментальных и прикладных исследований и разработок в нем будут являться: обработка больших массивов данных и извлечение знаний; интеллектуальные информационные системы;

биоинформатика, математическое, алгоритмическое и информационное обеспечение в медицине, фармакологии и генетике;

распределенные высокопроизводительные вычисления, включая «облачные»; автоматизация проектирования и производства; технологии и системы идентификации, мультимедийные технологии и системы; машинное обучение; человеко-машинное взаимодействие; робототехника;

методы обработки разнородной космической информации; квантовые и оптические технологии;

информационная безопасность.

Данные исследования позволят: создать новые технические средства и технологии, внедрение которых в различные сферы деятельности повысит уровень удовлетворения информационных потребностей общества, обеспечит новый уровень роста процессов информатизации и информационного общества; развить социальную информатику, объединяющую исследования, позволяющие сформировать научно-методологические основы информатизации и ее конечной цели - информационного общества.

Предложения НАН Беларуси нашли отражение в разделе «Развитие национального электронного контента» и включили в себя:

■ перевод в цифровые форматы и обеспечение сохранности культурно-исторического и научного наследия, доступа к нему;

■ формирование системы электронных библиотек и образование на их основе Национальной электронной библиотеки Республики Беларусь;

■ создание электронных научных периодических изданий;

■ развитие государственной системы научно-технической информации;

■ производство национального контента на основе открытых данных;

■ либерализацию правовых норм публикации в цифровой форме произведений литературы

и искусства;

■ совершенствование нормативно-правовой базы размещения в сети Интернет электронного контента.

Предложены совместно с Минздравом основные направления информатизации системы здравоохранения.

Стратегия развития информатизации в Республике Беларусь на 2016-2022 гг.

Основной целью, согласно документу, является устойчивый социально-экономический, политический и культурный рост страны, улучшение качества жизни граждан, обеспечение широких возможностей для удовлетворения потребностей и свободного развития личности. При этом определяющая роль в координации процессов информатизации и организации научных исследований принадлежит государству, большая роль отводится созданию и развитию человеческого потенциала, постоянному совершенствованию бизнес-климата и росту конкуренции в сфере ИКТ, становлению национальной индустрии информатизации, обеспечивающей производство информационных технологий и ресурсов, государственных электронных услуг для населения, организаций, бизнеса.

Одно из приоритетных направлений в Стратегии - развитие инициативы «Электронного правительства», включая:

■ развитие национальной информационно-коммуникационной инфраструктуры;

■ внедрение ИКТ в реальном секторе экономики;

совершенствование социальной сферы на основе информационных технологий и др.; удовлетворение потребностей общества в е-услугах.

Электронное правительство

В предыдущее пятилетие в стране создан базовый комплекс «Электронного правительства», в который входят: общегосударственная автоматизированная информационная система (ОАИС), система межведомственного электронного документооборота, Государственная система управления открытыми ключами проверки электронной цифровой подписи (ГосСУОК), единое расчетное информационное пространство и др. В результате выполнения мероприятий подпрограммы «Национальная информационно-коммуникационная инфраструктура» Национальной программы в 2011-2015 гг. образована современная инфраструктура, которая может быть использована в качестве основы для организации информационного обмена между всеми участниками экономических процессов: бизнесом, обществом, государством.

Следует отметить, что основные усилия по развитию инициатив «Электронного правительства» в 2016-2020 гг. будут сосредоточены на реализации отраслевых программ информатизации. В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 02.12.2013 г. №531 проект программы информатизации «Электронные услуги научно-технической информации» разработан в НАН Беларуси и одобрен Бюро Президиума 30.11.2015 г. постановлением №518.

В настоящее время Министерством связи и информатизации совместно с заинтересованными органами государственного управления разрабатывается проект Государственной программы

развития цифровой экономики и информационного общества на 2016-2020 гг. Для этого создана рабочая группа во главе с первым заместителем Премьер-министра, в которую включен и представитель Академии наук.

Руководство уделяет большое внимание вопросам развития «Электронного правительства». Так, постановлением Бюро Президиума НАН Беларуси от 31.08.2015 г. №363 на базе Объединенного института проблем информатики организован Научно-технический центр технологий электронного государства (Центр ТЭГ). Он создан в целях повышения синергети-ческого эффекта от интеграции научных подразделений Института для проведения исследований и разработок в области технологий е-государства в Беларуси, а также для выполнения работ по научно-методическому и информационному обеспечению развития информатизации. Центр должен утвердиться как ведущий общественный научно-технический центр республики в области разработки ИТ для е-государства.

Задачами Центра являются:

■ разработка концепций построения, архитектуры и технологии формирования е-правитель-ства, е-здравоохранения; создание методов организации информационной базы, языковых интерфейсов, информационных ресурсов и технологии функционирования систем информационного обеспечения различных видов деятельности в области е-государства;

■ подготовка теоретических основ методологии обеспечения защиты информации в информационных системах в сфере электронного правительства; научно-методическое обеспечение указанных процессов реализации Стратегии развития информатизации в Республике Беларусь;

организация и выполнение НИОКР в рамках государственных и ведомственных программ, проектов и хозяйственных договоров для обеспечения комплексной автоматизации деятельности местных советов депутатов, государственного таможенного комитета и таможенных органов, медучреждений и создания единого информационного пространства системы здравоохранения; профилактики заболеваний, диагностики и определения лечебной тактики на базе анализа медицинских изображений различной модальности и молеку-лярно-генетических, клинических и лабораторных данных; формирования системы научно-технической информации, корпоративных систем и технологий автоматизации библиотечной и информационной деятельности; обеспечения развития системы автоматизации информационного обеспечения научной, научно-технической и инновационной работы в НАН Беларуси;

■ создание методик испытаний защищенных информационных систем, издание методических и научных материалов;

■ организация и проведение международных, национальных и локальных научных

и научно-образовательных семинаров, конференций, форумов и выставок, обучающих занятий, тренингов, курсов, школ для повышения квалификации и переподготовки по перспективным направлениям развития ИТ, реклама разработок ОИПИ путем публикаций и выступлений в средствах массовой информации.

В структуре Центра ТЭГ выделено два направления:

■ «Электронное правительство» и научно-методическое обеспечение развития информатизации;

■ «Электронное здравоохранение» и биоинформатика.

Следует отметить, что работы по научно-методическому обеспечению развития информатизации во многом способствовали успешной реализации Стратегии развития информационного общества в Республике Беларусь и Национальной программы ускоренного развития услуг в сфере ИКТ в 2010-2015 гг., повышению международных рейтинговых позиций нашей страны по системе показателей МСЭ (развитие ИКТ) и ООН (развитие систем электронного правительства).

В НАН Беларуси продолжаются разработки научных основ и исследования проблем управления процессами информатизации, создание методов и средств контроля, планирования, оценки и прогнозирования состояния, хода и результатов развития информационного общества и информатизации. И

Александр Тузиков,

генеральный директор Объединенного института проблем информатики НАН Беларуси, член-корреспондент

Владимир Лапицкий,

заместитель генерального директора Объединенного института проблем информатики, директор Научно-технического центра технологий электронного государства ОИПИ НАН Беларуси, кандидат технических наук

Ромуальд Григянец,

заведующий лабораторией ОИПИ НАН Беларуси,

замдиректора Научно-технического центра технологий электронного государства ОИПИ, кандидат технических наук

Георгий Науменко,

заведующий сектором научно-методического обеспечения развития информатизации Научно-технического центра технологий электронного государства ОИПИ НАН Беларуси

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Электронное здравоохранение столицы

Владимир Лапицкий,

заместитель генерального директора Объединенного института проблем информатики, директор Научно-технического центра технологий электронного государства ОИПИ НАН Беларуси, кандидат технических наук

Важнейшим направлением развития социальной сферы в нашей стране является совершенствование системы здравоохранения, которая должна гарантировать гражданам республики качественную и доступную медицинскую помощь, чему активно способствует широкое внедрение медицинских информационных технологий и систем. Они занимают центральное место в обеспечении безопасности здоровья, оказании медико-санитарных услуг и преобразовании систем здравоохранения в мире.

М

ногие страны (по последним оценкам ВОЗ, более 60%) разрабатывают и реализуют собственные стратегии в области электронной медицины. Символизирующая ее приставка «е» стала присутствовать во всех стратегических планах по совершенствованию медицинских услуг, предоставляемых гражданам экономически развитых стран. Так, европейский рынок электронных услуг в области здравоохранения эксперты оценивают примерно в 20 млрд

евро и еще столько же отводят на электронную фармацевтику (общий годовой объем фармацевтического рынка в Европе - около 205 млрд евро).

К внедрению информатизации системы здравоохранения приступили и в Беларуси. В данной статье рассмотрим, как происходит этот многоаспектный системообразующий процесс, включающий сбор, накопление, интеграцию и эффективное использование баз, банков данных и знаний о деятельности отрасли в Минске.

Автоматизация системы

здравоохранения

Основным направлением информатизации столичных учреждений здравоохранения в последние годы было внедрение автоматизированных информационных систем (АИС) «Многопрофильная больница», «Взрослая поликлиника», «Детская поликлиника», «Стоматологическая поликлиника» и «Диспансер». Это позволило изменить технологию работы в данной сфере и поднять ее на качественно новый уровень.

Во всех столичных медицинских организациях завершился этап автоматизации процесса создания и ведения паспортно-ана-мнестических сведений о пациентах, получения и обработки необходимых статистических данных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.