Научно-методическое обеспечение информатизации и технологий электронного государства
УДК [002:004]:316.774;002.63;004.738.5
Построение информационного общества (ИО) и инновационный путь развития - национальные приоритеты Беларуси, которые требуют координации и объединения усилий государства, частного бизнеса и гражданского общества. Информационное общество базируется на доминирующей роли знаний и информации, где ИКТ оказывают влияние на все сферы человеческой деятельности и общество в целом. Для него характерны: увеличение числа людей, занятых ИК-технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг в структуре ВВП; массовое использование телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, традиционных и электронных СМИ, а также формирование глобального информационного пространства.
Научно-
методологическое
обеспечение
информатизации
Процесс перехода к ИО в разных странах идет близкими, но далеко не одинаковыми путями. Следует выделить европейскую, американскую и восточную (Южная
Резюме. Рассмотрены основные направления научно-методического обеспечения информатизации, механизмы внедрения результатов научных исследований, определены перспективные направления развития информационно-коммуникационных технологий в Республике Беларусь. Ключевые слова: информационное общество, информационно-коммуникационные технологии, информатизация, электронное правительство, электронное здравоохранение.
Корея, Тайвань, Сингапур и Гонконг) модели развития. Основной чертой макроэкономической политики стран ЕС является поиск баланса между контролем со стороны государства и законами рынка, то есть оптимального сочетания правительственных и рыночных сил с учетом того, что роль каждой из них может меняться в зависимости от ситуации. Американский путь формирования информационного общества определяется общей моделью социально-экономического развития, где функции государства сводятся к минимуму, а деятельность частных лиц - к максимуму. Сущность данного подхода - отдать все в руки бизнеса и рынка.
В соответствии с Декретом Главы государства от 05.03.2002 г. №7 НАН Беларуси организовывает, осуществляет проведение и координацию и фундаментальных, и прикладных научных исследований, выполняемых всеми
субъектами научной деятельности, является головным учреждением республики по научно-методическому обеспечению информатизации. Основные цели, принципы и направления этого процесса определены в Стратегии развития информационного общества в Республике Беларусь на период до 2015 г., утвержденной Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 09.08.2010 г. №1174 (разработана при координации Академии наук), а их достижение - Национальной программой ускоренного развития услуг в сфере ИКТ на 2011-2015 гг.
Функция научно-методического обеспечения возложена на Объединенный институт проблем информатики НАН Беларуси, которым выполняются научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, направленные на получение новых научных результатов и разработку предложений.
В рамках этих работ проводятся:
■ научно-техническая экспертиза проектов нормативных правовых и технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации систем информатизации, интегрированных информационных систем и систем информационного взаимодействия ведомственных информационных систем;
■ научно-техническая экспертиза отраслевых программ информатизации и развития информационной инфраструктуры;
■ научно-методологическое обеспечение реализации Стратегии;
■ сравнительный анализ национальных стратегий и моделей развития информационного общества за рубежом и в Беларуси;
■ разработка научно-аналитических докладов и предложений по развитию информатизации, ИКТ, информационных ресурсов и электронных услуг на базе данных технологий, обеспечению безопасности в информационной сфере в НАН Беларуси в части технической защиты информации.
Реализация проводимых
мероприятий по развитию информатизации обеспечила
повышение позиции Беларуси в международных рейтингах. В настоящее время республика (по данным 2015 г.) занимает 36-е место (из 167 стран) в рейтинге по индексу развития ин-формационно-коммуникацион-ных технологий по системе оценок Международного союза электросвязи и 55-е место (из 193 стран) в рейтинге ООН по индексу готовности к электронному правительству.
Методологическая база информатизации совершенствуется также с учетом межправительственных и иных документов многостороннего сотрудничества. При Региональном содружестве в области связи работает и принимает консолидированные решения Координационный совет государств - участников СНГ по информатизации. Значимая цель в данном направлении - формирование единой методологии реализации мероприятий информатизации, являющейся основой подхода к выполнению системных и межведомственных проектов. В ее достижении важная веха - создание системы, позволяющей осуществлять мониторинг процессов информатизации в нашей стране, инструментарии, индикаторы и показатели которого должны стать достоянием всех
Программы фундаментальных и прикладных исследований и разработок в области ИКТ на 2011-2015 гг.
Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг.
Национальная программа ускоренного развития услуг в сфере ИКТ
Î
Концепция национальной безопасности
Программа деятельности правительства на
2011-2015 гг.
III
Национальная космическая программа
ГКЦНТП «Информационные и космические технологии»
ГНТП «Информационные
ГНТП
«CALS-ERP-технологии» ГПНИ «Информатика и космос»
ГНТП
«Защита информации-2»
ГНТП «Космические системы и технологии»
ГПНИ «Космические исследования»
субъектов сферы информатизации. Однако внедрение системы на данном этапе явилось локальным, в том числе по причине недостаточной проработанности научно-методических основ ее формирования.
Достижение требуемого уровня соблюдения принципов и способов организации деятельности по мониторингу возможно при условии разработки следующих методик:
■ оценки анализа достоверности показателей состояния и развития информатизации;
■ обработки результатов статистического наблюдения;
■ формирования требований к достоверности статистических показателей;
■ оценки влияния погрешности знания совокупности объектов информатизации на достоверность статпоказателей. К тому же необходима подготовка основных принципов организации государственного надзора в сфере информатизации; методик и инструкций по инвентаризации объектов надзора и по надзору за отдельными их типами на основе действующих нормативных правовых актов.
В декабре 2014 г. завершены работы по созданию интегрированной автоматизированной информационной системы научно-методического обеспечения развития информатизации (АИС НМОРИ). Она представляет собой государственный информационный ресурс по опыту и результатам выполнения НИОКР в сфере информатизации и становления информационного общества и обеспечивает удаленный доступ к нему различных категорий авторизованных пользователей.
Ожидаемые результаты от внедрения АИС НМОРИ:
■ для населения (С2С): возможность ознакомления с результатами развития информатизации и формирования
информационного общества в республике, сведениями об электронных услугах; для субъектов хозяйствования (G2B): оказание научной, методической и технической поддержки разработчикам проектов в области информатизации; ■ для государственных органов (G2G): актуальные данные по разрабатываемым и завершенным проектам по информатизации, а также результатам их внедрения.
Мероприятием, способствующим развитию информатизации и государственной системы научно-технической информации, является ежегодная международная конференция РИНТИ в ОИПИ НАН Беларуси. В 2015 г. она проводилась в четырнадцатый раз. Хорошим подспорьем в продвижении приоритетов электронного государства стала монография «Развитие информационного общества в Беларуси», подготовленная коллективом авторов по результатам и материалам исследований, проведенных при разработке Стратегии развития информационного общества на период до 2015 г.
Перспективные направления развития ИКТ
Советом Министров Республики Беларусь (протокол от 03.11.2015 г. №26) одобрена Стратегия развития информатизации в нашей стране на 20162022 гг. По предложению НАН Беларуси документ дополнен разделом «Научное обеспечение развития информатизации». Основными направлениями фундаментальных и прикладных исследований и разработок в нем будут являться: обработка больших массивов данных и извлечение знаний; интеллектуальные информационные системы;
биоинформатика, математическое, алгоритмическое и информационное обеспечение в медицине, фармакологии и генетике;
распределенные высокопроизводительные вычисления, включая «облачные»; автоматизация проектирования и производства; технологии и системы идентификации, мультимедийные технологии и системы; машинное обучение; человеко-машинное взаимодействие; робототехника;
методы обработки разнородной космической информации; квантовые и оптические технологии;
информационная безопасность.
Данные исследования позволят: создать новые технические средства и технологии, внедрение которых в различные сферы деятельности повысит уровень удовлетворения информационных потребностей общества, обеспечит новый уровень роста процессов информатизации и информационного общества; развить социальную информатику, объединяющую исследования, позволяющие сформировать научно-методологические основы информатизации и ее конечной цели - информационного общества.
Предложения НАН Беларуси нашли отражение в разделе «Развитие национального электронного контента» и включили в себя:
■ перевод в цифровые форматы и обеспечение сохранности культурно-исторического и научного наследия, доступа к нему;
■ формирование системы электронных библиотек и образование на их основе Национальной электронной библиотеки Республики Беларусь;
■ создание электронных научных периодических изданий;
■ развитие государственной системы научно-технической информации;
■ производство национального контента на основе открытых данных;
■ либерализацию правовых норм публикации в цифровой форме произведений литературы
и искусства;
■ совершенствование нормативно-правовой базы размещения в сети Интернет электронного контента.
Предложены совместно с Минздравом основные направления информатизации системы здравоохранения.
Стратегия развития информатизации в Республике Беларусь на 2016-2022 гг.
Основной целью, согласно документу, является устойчивый социально-экономический, политический и культурный рост страны, улучшение качества жизни граждан, обеспечение широких возможностей для удовлетворения потребностей и свободного развития личности. При этом определяющая роль в координации процессов информатизации и организации научных исследований принадлежит государству, большая роль отводится созданию и развитию человеческого потенциала, постоянному совершенствованию бизнес-климата и росту конкуренции в сфере ИКТ, становлению национальной индустрии информатизации, обеспечивающей производство информационных технологий и ресурсов, государственных электронных услуг для населения, организаций, бизнеса.
Одно из приоритетных направлений в Стратегии - развитие инициативы «Электронного правительства», включая:
■ развитие национальной информационно-коммуникационной инфраструктуры;
■ внедрение ИКТ в реальном секторе экономики;
совершенствование социальной сферы на основе информационных технологий и др.; удовлетворение потребностей общества в е-услугах.
Электронное правительство
В предыдущее пятилетие в стране создан базовый комплекс «Электронного правительства», в который входят: общегосударственная автоматизированная информационная система (ОАИС), система межведомственного электронного документооборота, Государственная система управления открытыми ключами проверки электронной цифровой подписи (ГосСУОК), единое расчетное информационное пространство и др. В результате выполнения мероприятий подпрограммы «Национальная информационно-коммуникационная инфраструктура» Национальной программы в 2011-2015 гг. образована современная инфраструктура, которая может быть использована в качестве основы для организации информационного обмена между всеми участниками экономических процессов: бизнесом, обществом, государством.
Следует отметить, что основные усилия по развитию инициатив «Электронного правительства» в 2016-2020 гг. будут сосредоточены на реализации отраслевых программ информатизации. В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 02.12.2013 г. №531 проект программы информатизации «Электронные услуги научно-технической информации» разработан в НАН Беларуси и одобрен Бюро Президиума 30.11.2015 г. постановлением №518.
В настоящее время Министерством связи и информатизации совместно с заинтересованными органами государственного управления разрабатывается проект Государственной программы
развития цифровой экономики и информационного общества на 2016-2020 гг. Для этого создана рабочая группа во главе с первым заместителем Премьер-министра, в которую включен и представитель Академии наук.
Руководство уделяет большое внимание вопросам развития «Электронного правительства». Так, постановлением Бюро Президиума НАН Беларуси от 31.08.2015 г. №363 на базе Объединенного института проблем информатики организован Научно-технический центр технологий электронного государства (Центр ТЭГ). Он создан в целях повышения синергети-ческого эффекта от интеграции научных подразделений Института для проведения исследований и разработок в области технологий е-государства в Беларуси, а также для выполнения работ по научно-методическому и информационному обеспечению развития информатизации. Центр должен утвердиться как ведущий общественный научно-технический центр республики в области разработки ИТ для е-государства.
Задачами Центра являются:
■ разработка концепций построения, архитектуры и технологии формирования е-правитель-ства, е-здравоохранения; создание методов организации информационной базы, языковых интерфейсов, информационных ресурсов и технологии функционирования систем информационного обеспечения различных видов деятельности в области е-государства;
■ подготовка теоретических основ методологии обеспечения защиты информации в информационных системах в сфере электронного правительства; научно-методическое обеспечение указанных процессов реализации Стратегии развития информатизации в Республике Беларусь;
организация и выполнение НИОКР в рамках государственных и ведомственных программ, проектов и хозяйственных договоров для обеспечения комплексной автоматизации деятельности местных советов депутатов, государственного таможенного комитета и таможенных органов, медучреждений и создания единого информационного пространства системы здравоохранения; профилактики заболеваний, диагностики и определения лечебной тактики на базе анализа медицинских изображений различной модальности и молеку-лярно-генетических, клинических и лабораторных данных; формирования системы научно-технической информации, корпоративных систем и технологий автоматизации библиотечной и информационной деятельности; обеспечения развития системы автоматизации информационного обеспечения научной, научно-технической и инновационной работы в НАН Беларуси;
■ создание методик испытаний защищенных информационных систем, издание методических и научных материалов;
■ организация и проведение международных, национальных и локальных научных
и научно-образовательных семинаров, конференций, форумов и выставок, обучающих занятий, тренингов, курсов, школ для повышения квалификации и переподготовки по перспективным направлениям развития ИТ, реклама разработок ОИПИ путем публикаций и выступлений в средствах массовой информации.
В структуре Центра ТЭГ выделено два направления:
■ «Электронное правительство» и научно-методическое обеспечение развития информатизации;
■ «Электронное здравоохранение» и биоинформатика.
Следует отметить, что работы по научно-методическому обеспечению развития информатизации во многом способствовали успешной реализации Стратегии развития информационного общества в Республике Беларусь и Национальной программы ускоренного развития услуг в сфере ИКТ в 2010-2015 гг., повышению международных рейтинговых позиций нашей страны по системе показателей МСЭ (развитие ИКТ) и ООН (развитие систем электронного правительства).
В НАН Беларуси продолжаются разработки научных основ и исследования проблем управления процессами информатизации, создание методов и средств контроля, планирования, оценки и прогнозирования состояния, хода и результатов развития информационного общества и информатизации. И
Александр Тузиков,
генеральный директор Объединенного института проблем информатики НАН Беларуси, член-корреспондент
Владимир Лапицкий,
заместитель генерального директора Объединенного института проблем информатики, директор Научно-технического центра технологий электронного государства ОИПИ НАН Беларуси, кандидат технических наук
Ромуальд Григянец,
заведующий лабораторией ОИПИ НАН Беларуси,
замдиректора Научно-технического центра технологий электронного государства ОИПИ, кандидат технических наук
Георгий Науменко,
заведующий сектором научно-методического обеспечения развития информатизации Научно-технического центра технологий электронного государства ОИПИ НАН Беларуси
Электронное здравоохранение столицы
Владимир Лапицкий,
заместитель генерального директора Объединенного института проблем информатики, директор Научно-технического центра технологий электронного государства ОИПИ НАН Беларуси, кандидат технических наук
Важнейшим направлением развития социальной сферы в нашей стране является совершенствование системы здравоохранения, которая должна гарантировать гражданам республики качественную и доступную медицинскую помощь, чему активно способствует широкое внедрение медицинских информационных технологий и систем. Они занимают центральное место в обеспечении безопасности здоровья, оказании медико-санитарных услуг и преобразовании систем здравоохранения в мире.
М
ногие страны (по последним оценкам ВОЗ, более 60%) разрабатывают и реализуют собственные стратегии в области электронной медицины. Символизирующая ее приставка «е» стала присутствовать во всех стратегических планах по совершенствованию медицинских услуг, предоставляемых гражданам экономически развитых стран. Так, европейский рынок электронных услуг в области здравоохранения эксперты оценивают примерно в 20 млрд
евро и еще столько же отводят на электронную фармацевтику (общий годовой объем фармацевтического рынка в Европе - около 205 млрд евро).
К внедрению информатизации системы здравоохранения приступили и в Беларуси. В данной статье рассмотрим, как происходит этот многоаспектный системообразующий процесс, включающий сбор, накопление, интеграцию и эффективное использование баз, банков данных и знаний о деятельности отрасли в Минске.
Автоматизация системы
здравоохранения
Основным направлением информатизации столичных учреждений здравоохранения в последние годы было внедрение автоматизированных информационных систем (АИС) «Многопрофильная больница», «Взрослая поликлиника», «Детская поликлиника», «Стоматологическая поликлиника» и «Диспансер». Это позволило изменить технологию работы в данной сфере и поднять ее на качественно новый уровень.
Во всех столичных медицинских организациях завершился этап автоматизации процесса создания и ведения паспортно-ана-мнестических сведений о пациентах, получения и обработки необходимых статистических данных