Научная статья на тему 'Научно-методические положения управления подготовкой квалифицированных борцов'

Научно-методические положения управления подготовкой квалифицированных борцов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
146
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ / PEDAGOGICAL CONTROL / ТРЕБОВАНИЯ / ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ПРОЦЕССУ УПРАВЛЕНИЯ / REQUIREMENTS MANAGEMENT PROCESS / ТРЕХУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / THREE LEVEL MANAGEMENT SYSTEM / СПЕЦИФИКА СПОРТИВНЫХ ЕДИНОБОРСТВ / SPECIFICITY OF COMBAT SPORTS / ЭНДОГЕННЫЕ И ЭКЗОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ / ENDOGENOUS AND EXOGENOUS FACTORS / АДРЕСАТЫ УПРАВЛЯЮЩИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ / RECIPIENTS OF CONTROL ACTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сагалеев Андрей Сергеевич, Дагбаев Батор Владимирович

В статье представлены основные положения подготовки квалифицированных борцов. Описаны обратные связи, соответствующие четырем различным направлениям педагогического контроля. Показано, что процесс управления должен отвечать определенным исходным требованиям. С помощью системно-структурного подхода установлена взаимосвязь между элементами системы управления подготовкой спортсменов, определена ее иерархичность и на этой основе разделены функции управления в трех уровнях. Раскрыта специфика спортивных единоборств, а также описаны эндогенные и экзогенные факторы, воздействующие на спортсменов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Scientific and methodological statements of management training in skilled wrestlers

In the article the main statements of skilled wrestlers’ training are presented. The feedback is described that corresponds to four different directions of pedagogical control. It has been shown that the management process should meet definite initial requirements. The interrelationship between the elements of the management system of athletes training is identified by means of a systematic and structural approach, its hierarchy is defined and on its basis the management functions are divided into three levels. The specificity of combat sports is revealed аМ endogenous and exogenous factors affecting on athletes are also described.

Текст научной работы на тему «Научно-методические положения управления подготовкой квалифицированных борцов»

УДК 796.8

Научно-методические положения управления подготовкой квалифицированных борцов

© Сагалеев Андрей Сергеевич

доктор педагогических наук, профессор кафедры спортивных дисциплин, Бурятский государственный университет Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а E-mail: sagands@mail.ru

© Дагбаев Батор Владимирович

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой спортивного менеджмента и туризма, Бурятский государственный университет Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а E-mail: dagbav@mail.ru

В статье представлены основные положения подготовки квалифицированных борцов. Описаны обратные связи, соответствующие четырем различным направлениям педагогического контроля. Показано, что процесс управления должен отвечать определенным исходным требованиям. С помощью системно-структурного подхода установлена взаимосвязь между элементами системы управления подготовкой спортсменов, определена ее иерархичность и на этой основе разделены функции управления в трех уровнях. Раскрыта специфика спортивных единоборств, а также описаны эндогенные и экзогенные факторы, воздействующие на спортсменов.

Ключевые слова: педагогический контроль; требования, предъявляемые к процессу управления; трехуровневая система управления; специфика спортивных единоборств; эндогенные и экзогенные факторы; адресаты управляющих воздействий.

Scientific and methodological statements of management training in skilled wrestlers

Andrey S. Sagaleev

EdD, Professor of the Department of Sports Disciplines, Buryat State University 24a Smolina St., Ulan-Ude, 670000 Russia

Bator V. Dagbaev

PhD in Education, A/Professor, Head of the Depertment of Sports Management and

Tourism, Buryat State University

24a Smolina St., Ulan-Ude, 670000 Russia

In the article the main statements of skilled wrestlers' training are presented. The feedback is described that corresponds to four different directions of pedagogical control. It has been shown that the management process should meet definite initial requirements. The interrelationship between the elements of the management system of athletes training is identified by means of a systematic and structural approach, its hierarchy is defined and on its basis the management functions are divided into three levels. The specificity of combat sports is revealed аnd endogenous and exogenous factors affecting on athletes are also described. Keywords: pedagogical control; requirements management process; three level management system; specificity of combat sports; endogenous and exogenous factors; recipients of control actions.

Спортивная тренировка рассматривается как процесс управления, сложность которого заключается в том, что невозможно непосредственно управлять спортивными результатами. Это достигается только опосредованно, то есть тренер управляет лишь действиями (поведением) спортсмена: он задает ему программу упражнений (тренировочную нагрузку) и добивается ее правильного и эффективного выполнения, в частности правильной техники движений [2].

В процессе управления системой подготовки спортсменов необходимо решение комплекса задач: определение характеристики текущего состояния структуры подготовленности; выявление структуры соревновательной деятельности целевого уровня; диагностика функциональных возможностей и определение основных направлений работы, путей достижения необходимого эффекта; подбор средств и методов тренировки и их распределение во времени с целью перевода структуры подготовленности на необходимый уровень; поэтапный контроль за эффективностью процесса подготовки; обеспечение возможности коррекции управленческих воздействий [1]. Сбор информации о состоянии объекта управления и сравнение его действительного состояния с должным называется контролем. Говоря об обратных связях, можно выделить четыре типа, соответствующих четырем различным направлениям в педагогическом контроле: 1) сведения, получаемые от спортсмена (о самочувствии, отношении к происходящему, настроении и т. п.); 2) сведения о поведении спортсмена (какие тренировочные задания выполнены, ошибки в технике и т. п.); 3) данные о срочном тренировочном эффекте (величина и характер тренировочных сдвигов под влиянием однократной физической нагрузки); 4) сведения о кумулятивном тренировочном эффекте (изменения в подготовленности спортсменов) [2].

Проблема управления современным тренировочным процессом чрезвычайно сложна, так как затрагивает широкие аспекты в подготовке спортсменов, и может быть решена положительно только при концентрации общих усилий ученых и специалистов. Необычайное обострение конкуренции на международной арене выдвигает повышенные требования к тренерам и спортсменам, заставляя их осуществлять постоянный поиск более эффективных форм, средств и методов подготовки.

Одной из самых актуальных проблем всех видов единоборств является переход от эмпирического построения тренировочного процесса к научно обоснованному управлению им. В вольной борьбе она затрагивает самые различные аспекты подготовки спортсмена и может быть решена только при концентрации усилий специалистов теории и практики, причем частные задачи совершенствования мастерства борца должны решаться прежде всего с учетом последних изменений, вносимых ФИЛА в правила соревнований. Аналитический подход к управлению современным тренировочным процессом должен также ориентироваться и на повышение зрелищности соревновательных поединков, что позволит борьбе успешно конкурировать с теми видами спорта, которые традиционно владеют симпатиями зрителей и болельщиков. Чем быстрее будет перестраиваться процесс подготовки в национальных командах на такой основе, тем выше и стабильнее будут результаты этой школы [5].

Важным условием повышения эффективности управления является увеличение количественных показателей сторон подготовленности спортсменов [4].

Говоря об управлении, О. П. Юшков [11] указывает, что подготовка борца — это большая сложная система, для которой характерна иерархичность подсистем и их элементов, наличие нескольких качественных уровней (например, уровней тренированности и «спортивной формы» борца), большое число объектов (например, технико-тактические действия, скоростно-силовые упражнения, средства психической коррекции и т. д.), для описания которых требуются специфические методы исследования, в частности методы моделирования и структурно-функционального анализа.

Практические аспекты управления, такие как индивидуализация подготовки, совершенствование и восстановление эффективности коронных атакующих действий, подведение спортсменов к ответственным стартам, сроки прибытия спортсменов на Олимпийские игры, рассмотрены Ю. А. Шахмура-довым [10]. При этом автор отмечает, что процесс управления должен отвечать следующим исходным требованиям: 1) необходимо наличие субъекта и объекта управления; 2) в основе управления должны лежать акты принятия и реализации решений; 3) управление должно осуществляться на основе «модели будущего», модели тех соревнований, к которым идет подготовка; 4) рассогласования, имеющиеся между текущим состоянием спортсмена и моделью противоборства, то есть соревнования, в которых ему придется участвовать, должны служить основанием для конкретизации программы действия.

В ходе управления решения и действия должны корректироваться на основе информации, поступающей по каналам обратной связи.

В спортивной борьбе результаты не поддаются прямому измерению, поэтому введение формализованных показателей позволяет давать количественную оценку отдельных элементов управляемой системы, то есть самого борца. Это в свою очередь, благодаря объективизации оценки состояния спортсмена, дает возможность точнее и рациональнее подбирать средства и методы тренировки или управляющие воздействия. В спортивной практике, особенно при подготовке квалифицированных борцов, нельзя обойтись без объективных показателей, характеризующих как уровень состояния под-

готовленности, так и уровень, который необходимо достигнуть [8].

Основываясь на системно-структурном подходе, А. А. Новиков [7] установил взаимосвязь между элементами системы управления подготовкой спортсменов, определил ее иерархичность и на этой основе осуществил разделение функций управления на различных уровнях. При этом автор выделил три основных уровня, позволяющих представить всю систему в полном объеме, и определил взаимосвязь воздействий и управляемых элементов.

Первый уровень — основной целеполагающий уровень системы — отражает необходимую для достижения планируемого результата модель соревновательной деятельности в виде спорта, а также динамику соответствия модельным признакам текущих значений элементов соревновательной деятельности конкретного спортсмена.

Второй уровень характеризуется информационными образованиями, посредством которых осуществляется соревновательная деятельность. Сюда входят характеристики технического, тактического, скоростно-силового, специального физического, психологического и других компонентов подготовленности.

Третий уровень отражает состояние систем организма и необходим для всестороннего анализа причинно-следственных взаимосвязей элементов систем на первом и втором уровнях и условий их функционирования в зависимости от состояния основных систем организма спортсмена.

Разработав трехуровневую систему модельных характеристик и привязав к ней систему комплексного контроля за текущим состоянием спортсмена на основе общетеоретических принципов совершенствования различных сторон подготовленности, А. А. Новиков [7] создал функциональную систему управления подготовкой спортсменов. Она позволяет увязать всю информацию о спортсмене, условиях его деятельности в единое целое и выбрать оптимальные варианты управленческих воздействий.

Для эффективного управления тренировочно-соревновательной деятельностью необходимо учитывать специфику спортивных единоборств, заключающуюся в следующем:

- большой арсенал специализированных средств-приемов, используемых для решения специфических двигательных задач соревновательной деятельности; наличие приемов со сходной технической структурой в действиях с различными тактическими задачами;

- вероятностный характер развертывания соревновательной деятельности, обусловленный, в частности, неопределенными приемами, которые может применить противник для решения конкретной задачи в определенной ситуации спортивного поединка; неопределенностью момента начала действий; элементами дезинформации, преднамеренно вносимыми участниками состязаний;

- непрерывная вариабельность взаимодействия противников во времени и пространстве при дистанционных и временных лимитах;

- постоянно возникающие психолого-тактические, притязательные возможности нравственно — поведенческих мотивационных альтернатив и связанная с ними резкая контрастность эмоций, приобретающих зачастую экстремальные значения;

- рецепторно усиливающаяся напряженность антагонизма мотивационных альтернатив сенсорно-визуальной, семиотико-семантической и антиципационно-реальной стрессорной конфликтности;

- резкопеременная интенсивность нагрузки и чрезвычайная лабильность функциональной активности организма спортсмена [3]. В процессе управления необходимо учитывать влияние эндогенных и экзогенных факторов [6].

Эндогенные факторы включают в себя в различной степени отрицательные состояния борца, в том числе психические, в различной степени отрицательные физические и морфологические особенности борца; недостаточный уровень технико-тактического мастерства борца.

Экзогенные факторы включают в себя масштаб соревнований и задачи, стоящие перед борцом; физическое состояние, уровень мастерства и тренированности соперников; технико-тактические защитные и контратакующие действия соперника; физические и морфологические особенности соперников; факторы биологического воздействия (изменение условий местности, климатических условий и пр.); факторы, характеризующие взаимодействие с опорой и с противником; факторы, характеризующие внешние условия поединка (шум, давление зрителей и пр.).

Как указывают В. А. Петрунев, В. А. Вишневский, В. В. Мороз, А. И. Кузнецов [9], достижение положительного результата в повышении эффективности управленческих воздействий тренера возможно лишь на основе комплексных исследований с привлечением специалистов многих профилей — педагогов, физиологов, психологов, медиков и др. Обобщение получаемых данных позволит глубже понять суть процессов, происходящих в организме спортсменов, дать качественные рекомен-

дации по вопросам его дальнейшего совершенствования. При этом целесообразно исходить из принципов системного подхода, привлечение которого к изучению проблем физической культуры и спорта позволяет значительно повышать эффективность научных исследований.

На протяжении четырех десятков лет в спортивной борьбе наблюдается уменьшение продолжительности схваток и, следовательно, возрастание их интенсивности. Судьями поощряется технически насыщенная и в то же время жесткая силовая борьба. В связи с тем, что взвешивание производится всего один раз, спортсмены стали прибегать к форсированной сгонке веса. Отмечается рост объема и интенсивности тренировочных нагрузок, повышение их специфичности, что ведет к увеличению риска переутомления и перетренировки. Все это свидетельствует о повышении экстремальности соревновательно-тренировочной деятельности борцов.

Управление подготовкой борцов как функция организованной системы, обеспечивающая сохранение ее структуры и реализацию ее программы, представляет собой совокупность управленческих воздействий субъектом управления (один или группа специалистов) на субъект воздействия (спортсмены). Объектом управления служит система деятельности (тренировочной и соревновательной) тренеров и команды по реализации поставленных целей. В этой связи основополагающим управляющим воздействием является целевое комплексное программирование подготовки борцов.

При этом адресатами управляющих воздействий являются отдельные подсистемы, представляющие собой: а) модифицированные варианты построения тренировочного процесса; б) научно обоснованный подбор оптимального объема средств технической подготовленности; в) новые методы развития скоростно-силовых способностей борцов; г) моделирование соревновательной деятельности борцов; д) стимулирование анализаторных систем; е) индивидуализация подготовки борцов с учетом стиля ведения поединка [11].

Опираясь на данные перечисленной научно-методической литературы и собственные исследования, мы определили пути совершенствования управления подготовкой борцов на основе объективизации данных педагогического контроля за тренировочными и соревновательными нагрузками и последующим их состоянием. При этом важнейшим условием является то, чтобы обратная связь отвечала требованиям оперативности, надежности и простоты обработки. Данная система педагогического контроля предполагает сбор информации о специальной физической, технико-тактической и психической подготовленности на различных этапах тренировки квалифицированных спортсменов.

Литература

1. Годик М. А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок. — М.: Физкультура и спорт, 1980. — 136 с.

2. Зациорский В. М. Спортивная метрология / под ред. В. М. Зациорского. — М.: Физкультура и спорт, 1982. — 256 с.

3. Келлер В. С. Деятельность спортсменов в вариативных конфликтных ситуациях. — Киев: Здоровье, 1977. — 179 с.

4. Мотылянская Р. Е. Значение модельных характеристик спортсменов высокого класса для спортивного отбора и управления тренировочным процессом // Теория и практика физической культуры. — 1989. — № 4. — С. 21-23.

5. Нелюбин В. В., Миндиашвили Д. Г. Мастера большого ковра. — Красноярск, 1993. — 416 с.

6. Новиков А. А. Методология технико-тактического мастерства спортсменов (на примере борьбы). — М.; Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 1998. — 220 с.

7. Новиков А. А. Педагогические основы технико-тактического мастерства в спортивных единоборствах (на примере спортивной борьбы): дис. ... д-ра пед. наук. — М., 2000. — 62 с.

8. Оленик В. Г., Рожков П. А., Каргин Н. Н. Специфика мастерства борцов различных манер ведения поединка // Спортивная борьба: ежегодник. — М.,1984. — С. 8-11.

9. Петрунев А. А., Вишневский В. А., Мороз В. В., Кузнецов А. И. Подготовка квалифицированных борцов классического стиля. — Красноярск: Изд-во Краснояр. гос. ун-та, 1988. — 200 с.

10. Шахмурадов Ю. А. Вольная борьба: научно-методические основы многолетней подготовки борцов. — М.: Высш. шк., 1997. -189 с.

11. Юшков О. П. Система управляющих воздействий на структуру подготовленности квалифицированных борцов: авто-реф. дис. ... д-ра пед. наук. — М., 1994. — 38 с.

Referenses

1. Godik M. A. Kontrol' trenirovochnykh i sorevnovatel'nykh nagruzok [Control of training and competitive loads]. Moscow: Fizkul'tura i sport, 1980. 136 p.

2. Zatsiorskii V. M. Sportivnaya metrologiya [Sports metrology]. Moscow: Fizkul'tura i sport, 1982. 256 p.

3. Keller V. S. Deyatel'nost' sportsmenov v variativnykh konfliktnykh situatsiyakh [Activities of athletes in variable conflict situations]. Kiev: Zdorov'e, 1977. 179 p.

4. Motylyanskaya R. E. Znachenie model'nykh kharakteristik sportsmenov vysokogo klassa dlya sportivnogo otbora i uprav-leniya trenirovochnym protsessom [Value of high-class athletes model features for sports selection and training process management]. Teoriya ipraktika fizicheskoi kul'tury — Theory and Practice of Physical Culture. 1989. No. 4. Pp. 21-23.

5. Nelyubin V. V., Mindiashvili D. G. Mastera bol'shogo kovra [Masters of World wrestling]. Krasnoyarsk, 1993. 416 p.

6. Novikov A. A. Metodologiya tekhniko-takticheskogo masterstva sportsmenov (na primere bor'by) [Methodology of athletes' technical and tactical skills (on the example of free-style wrestling)]. Moscow; Ulan-Ude: Buryat State University publ., 1998. 220 p.

7. Novikov A. A. Pedagogicheskie osnovy tekhniko-takticheskogo masterstva v sportivnykh edinoborstvakh (na primere spor-tivnoi bor'by). Dis. ... d-ra ped. nauk [Pedagogical bases of technical and tactical skills in combat sports (on the example of wrestling). Dr. pedagogical sci. diss.]. Moscow, 2000. 62 p.

8. Olenik V. G., Rozhkov P. A., Kargin N. N. Spetsifika masterstva bortsov razlichnykh maner vedeniya poedinka [Skills specifics of wrestlers with different styles of combat conducting]. Sportivnaya bor'ba — Wrestling. Moscow, 1984. Pp. 8-11.

9. Petrunev A. A., Vishnevskii V. A., Moroz V. V., Kuznetsov A. I. Podgotovka kvalifitsirovannykh bortsov klassicheskogo stilya [Training of the qualified wrestlers of Greco-Roman style]. Krasnoyarsk: Krasnoyarsk State University publ., 1988. 200 p.

10. Shakhmuradov Yu. A. Vol'naya bor'ba: nauchno-metodicheskie osnovy mnogoletnei podgotovki bortsov [Free-style wrestling: scientific and methodological foundations of wrestlers' long-term training]. Moscow: Vysshaya shkola, 1997. 189 p.

11. Yushkov O. P. Sistema upravlyayushchikh vozdeistvii na strukturu podgotovlennosti kvalifitsirovannykh bortsov. Avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk [System of control actions on the structure of qualified wrestlers' training. Author's abstract of Dr. pedagogical sci. diss.]. Moscow, 1994. 38 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.