Научная статья на тему 'Научно-методические подходы к туристско-рекреационному проектированию: муниципальный уровень'

Научно-методические подходы к туристско-рекреационному проектированию: муниципальный уровень Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1289
226
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС / ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЙ РЕСУРС / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / TOURISM / TOURIST AND RECREATIONAL DESIGN / TOURIST AND RECREATIONAL COMPLEX / TOURIST AND RECREATIONAL RESOURCES / MUNICIPALITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кружалин Виктор Иванович, Шабалина Наталия Владимировна, Цыщук Евгений Алексеевич

Целью исследования являлась разработка и апробация научно-методических подходов к туристско-рекреационному проектированию территорий. В качестве объекта исследования рассматривается муниципальный туристско-рекреационный комплекс. Анализируются проблемы, связанные с развитием туризма на муниципальном уровне и научно-методическим обеспечением проектной деятельности в сфере туризма и рекреации. Выделяются основные этапы проектирования, предлагаются методы анализа и оценки туристско-рекреационного потенциала, инструменты принятия проектных и управленческих решений. Апробация результатов исследования проведена в рамках туристско-рекреационного проектирования муниципальных образований, отличающихся уровнями экономического и туристско-рекреационного потенциала. Представленные в исследовании научно-методические подходы могут быть использованы в практической деятельности муниципальных и государственных органов власти и служить основой разработки учебно-методических материалов для научно-педагогических кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кружалин Виктор Иванович, Шабалина Наталия Владимировна, Цыщук Евгений Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL APPROACHES TO TOURISTAND RECREATIONAL DESIGN: MUNICIPAL LEVEL

The aim of the research is the development and testing of scientific and methodological approaches to the tourist and recreational design of territories. The object of the research is the municipal tourist and recreational complex. The problems associated with the development of tourism at the municipal level and the scientific and methodological support of project activities in the field of tourism and recreation are analyzed. The main design stages are presented. Methods for analyzing and evaluating tourism and recreation potential and tools for making design and management decisions are proposed. Approbation of the research results is carried within the framework of the tourist and recreational design of municipalities, differing in the level of economic as well as tourist and recreational potential. The scientific and methodological approaches presented in the study can be used in the practical activities of municipal and state authorities or serve as the basis for the development of teaching materials for scientific and pedagogical personnel.

Текст научной работы на тему «Научно-методические подходы к туристско-рекреационному проектированию: муниципальный уровень»

РЕКРЕАЦИОННАЯ ГЕОГРАФИЯ И ТУРИЗМ

УДК: 911.9

DOI: 10.18384/2310-7189-2019-3-9-26

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОМУ ПРОЕКТИРОВАНИЮ: МУНИЦИПАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

Кружалин В. И.1, Шабалина Н. В.1, Цыщук Е. А.2

1 Московский государственный университет

119991, г. Москва, Ленинские горы, д. 1, Российская Федерация

2 Академия современного образования

170032, г.Тверь, Московское шоссе, д. 14, Российская Федерация

Аннотация. Целью исследования являлась разработка и апробация научно-методических подходов к туристско-рекреационному проектированию территорий. В качестве объекта исследования рассматривается муниципальный туристско-рекреационный комплекс. Анализируются проблемы, связанные с развитием туризма на муниципальном уровне и научно-методическим обеспечением проектной деятельности в сфере туризма и рекреации. Выделяются основные этапы проектирования, предлагаются методы анализа и оценки туристско-рекреационного потенциала, инструменты принятия проектных и управленческих решений. Апробация результатов исследования проведена в рамках ту-ристско-рекреационного проектирования муниципальных образований, отличающихся уровнями экономического и туристско-рекреационного потенциала. Представленные в исследовании научно-методические подходы могут быть использованы в практической деятельности муниципальных и государственных органов власти и служить основой разработки учебно-методических материалов для научно-педагогических кадров. Ключевые слова: туризм, туристско-рекреационное проектирование, туристско-рекреа-ционный комплекс, туристско-рекреационный ресурс, муниципальное образование

SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL APPROACHES TO TOURIST AND RECREATIONAL DESIGN: MUNICIPAL LEVEL

V. Kruzhalin1, N. Shabalina1, E. Tsyshchuk2

1 Lomonosov Moscow State University

Leninskie Gory 1,11999 1Moscow, Russian Federation

2 Academy of Modern Education

Moscowskoe shosse 14,170032 Tver, Russian Federation

Abstract. The aim of the research is the development and testing of scientific and methodological approaches to the tourist and recreational design of territories. The object of the research is

© CC BY Кружалин В. И., Шабалина Н. В., Цыщук Е. А., 2019.

the municipal tourist and recreational complex. The problems associated with the development of tourism at the municipal level and the scientific and methodological support of project activities in the field of tourism and recreation are analyzed. The main design stages are presented. Methods for analyzing and evaluating tourism and recreation potential and tools for making design and management decisions are proposed. Approbation of the research results is carried within the framework of the tourist and recreational design of municipalities, differing in the level of economic as well as tourist and recreational potential. The scientific and methodological approaches presented in the study can be used in the practical activities of municipal and state authorities or serve as the basis for the development of teaching materials for scientific and pedagogical personnel.

Keywords: tourism, tourist and recreational design, tourist and recreational complex, tourist and recreational resources, municipality

Постановка проблемы

В последние годы в научной и деловой среде широко обсуждаются вопросы, связанные с разработкой и апробацией на практике научно-методических подходов к туристско-рекреационному проектированию территорий различного типа и ранга. Понятийный аппарат в отношении данного вида деятельности пока еще окончательно не сформирован. Большинство ученых и практиков под туристско-рекреационным проектированием понимают проектную деятельность в сфере туризма и рекреации. Несмотря на согласованную позицию в отношении этого понятия в целом, сущностные характеристики такой деятельности могут иметь различную трактовку.

Ряд исследователей полагает, что проектная деятельность в сфере туризма и рекреации должна опираться исключительно на теоретико-методологические основы экономической науки. На наш взгляд, теоретико-методологической основой проектной деятельности в сфере туризма и рекреации должна выступать рекреационная география, так как именно рекреационная география занимается

изучением факторов формирования, развития, управления и трансформации туристско-рекреационных систем разного ранга и специализации, оценкой туристско-рекреационного потенциала территории, анализом ту-ристско-рекреационных потребностей населения и т. п. [1]. В этой связи мы не видим существенных противоречий в том, чтобы предметом исследования выступала социально-экономическая модель развития туристско-рекреаци-онной системы.

Такой системой может быть ТРК территории, ключевыми подсистемами которого являются: туристско-рекреационные ресурсы, туристская и обеспечивающая инфраструктура, туристы и рекреанты как потребители турпродукта и услуг, хозяйствующие субъекты (участники туристского рынка, занятые в формировании и реализации совокупного турпродукта) [3, с. 130].

Данный подход к толкованию ту-ристско-рекреационного комплекса применим для административно-территориальных образований различного уровня: федерального, регионального, муниципального. Наибольший интерес с научной и практической точ-

V1V

ки зрения вызывает муниципальный уровень. С одной стороны, он является самым сложным, как наименее финансово обеспеченный. С другой стороны, именно на этом уровне управления формируются условия для развития ту-ристско-рекреационной деятельности.

Обоснование научно-методических подходов к туристско-рекреаци-онному проектированию на муниципальном уровне требует обобщения проблем, связанных с развитием и функционированием муниципальных ТРК в современных условиях.

Результаты исследований, проведенных авторами в муниципальных образованиях Центральной России (Московская, Тверская, Смоленская области), позволили изучить и систематизировать данные проблемы и выделить из них ключевые, присущие подавляющему числу муниципальных образований.

Проблема разбалансировки стратегических решений. Исследования показывают, что в последние пять лет муниципальные образования (МО) заметно активизировали свою деятельность в сфере туризма. В качестве основной причины такой активности выступает поиск новых возможностей для диверсификации и роста местной экономики, а также решения острых социальных вопросов. Причём это в равной степени является актуальным как для городских поселений, формирующих основную долю валового муниципального продукта, так и для сельских поселений, оказавшихся сегодня в довольно трудном положении.

Активизация деятельности МО характеризуется усилением межмуниципальной конкуренции и низким уровнем межмуниципального сотруд-

ничества в разработке и продвижении турпродуктов. В качестве стратегической цели развития туризма большинство глав МО, как правило, видят концентрацию потребительской активности именно на своей территории. С учётом сложившейся бюджетной системы и системы административно-территориального управления позиция глав МО - добиваться успехов в своих административных границах и концентрировать потребительскую активность именно у себя, - отчасти может быть принята. Но достижение этой цели связано с большими издержками, а результат не всегда очевиден. Он является краткосрочным и не всегда устойчивым.

Данное противоречие проявляется в разбалансировке стратегических проектных решений в сфере туризма на региональном и муниципальном уровнях и системных ошибках по развитию инфраструктуры. К сожалению, нам неизвестна ни одна из схем территориального планирования, где была бы представлена аргументация в отношении комплексного развития туристской и обеспечивающей инфраструктуры с опорой на имеющиеся туристско-рекреационные ресурсы и возможности межмуниципального и межрегионального взаимодействия. Отсутствуют комплексные и согласованные решения по развитию интермодальных туристских маршрутов и созданию «туристских хабов». Нередко бюджетные инвестиции, направленные на развитие инженерной и дорожно-транспортной инфраструктуры, оказываются неэффективными, а бизнес не спешит инвестировать в туризм, рассматривая альтернативные варианты вложения своего капитала.

В контексте рассматриваемой проблемы остается нерешенным вопрос взаимодействия региональных и муниципальных органов власти по ту-ристско-рекреационному освоению территорий. В большинстве случаев МО формируют свою повестку. Часто стратегии и программы развития туризма, утверждаемые местными органами власти, не согласуются с документами стратегического планирования на региональном уровне.

Неравномерность распределения туристско-рекреационного потенциала. Результаты свидетельствуют о том, что неравномерность распределения туристско-рекреационного потенциала является достаточно распространенным явлением, характерным как для развитых в социально-экономическом отношении территорий, так и депрессивных, испытывающих серьезные трудности с привлечением инвестиционных и кадровых ресурсов [3, с. 142]. Как правило, туристские ресурсы и инфраструктура весьма неравномерно распределены по поселениям МО, тяготея к районному центру.

Возникает проблема стратегического выбора: концентрироваться на развитии наиболее развитых в туристском отношении поселений и получить быстрый эффект или развивать территорию системно, усиливая слабые территориальные образования за счёт более сильных в туристском отношении. Второй вариант в краткосрочном периоде будет не таким результативным, как первый, и потребует значительных административно-управленческих и финансовых усилий. Но в долгосрочном периоде позволит получить устойчивый эффект.

Проблема поиска и согласования целей в отношении развития туризма. В зависимости от мотивационных установок руководителей органов власти, ресурсного потенциала, уровня жизни населения и условий ведения хозяйственной деятельности различные МО формируют свои приоритеты в отношении туризма.

Наши исследования показывают, что для промышленно развитых или рекреационных территорий, а также малых исторических городов основным приоритетом в большинстве случаев выступает экономический. Для территорий депрессивных, преимущественно с аграрной специализацией, -социальный. Данное деление условно, так как в долгосрочном периоде результаты социальных проектов могут трансформироваться в экономические. Существуют также другие модели, основанные на иных приоритетах.

Социальные цели, как правило, легко измеримы и понятны большинству стейкхолдеров. Экономические цели не всегда очевидны, требуют детальной проработки и согласования между участниками туристского рынка и органами власти. Например, цель по увеличению налоговых поступлений от туризма в местный бюджет не всегда может быть достигнута с учетом сложившейся налоговой системы. Проблема поиска и согласования целей может быть решена в рамках аналитической работы и широкого обсуждения.

Проблема построения системы управления туризмом. Исследования показывают, что вопросы построения системы управления туризмом на местном уровне решаются по-разному. Уполномоченные органы, как прави-

ло, создаются на базе подведомственных муниципальных организаций или структурных подразделений администрации. Там, где полномочия по развитию туризма не закреплены, существуют координационные или общественные советы. Но в большинстве случаев эти образования являются номинальными органами, не принимающими никаких решений.

Следует отметить, что, независимо от своей структуры, пока ни одна из рассмотренных нами систем управления развитием туризма не зарекомендовала себя как эффективная. Можно выделить три основные причины данного явления: недостаточно четко определены приоритеты в отношении туризма на местном уровне; не решены вопросы организации межведомственного взаимодействия органов власти ипрофессиональных участников туристского рынка; не сформирована такая важная институция, как туристское сообщество.

Таким образом, деятельность МО в сфере туризма и рекреации на современном этапе характеризуется достаточно фрагментарным подходом к организационно-пространственному развитию территорий. В числе основных причин, формирующих такой подход, выступают: бюджетные и нормативно-правовые ограничения деятельности местных органов власти в сфере туризма и рекреации, а также несформированная в полном объеме научно-методическая основа для проектирования и развития туристско-ре-креационных систем муниципального уровня.

В вопросах научно-методического обеспечения проектной деятельности в сфере туризма и рекреации пока не

в полной мере проработан механизм практического применения результатов научных исследований. В работах российских ученых приводятся алгоритмы исследования и методика оценки ту-ристско-рекреационного потенциала, но достаточно слабо проработана методика использования результатов такой оценки при разработке схем турист-ско-рекреационного освоения территорий и проектировании турпродуктов. Представлены инструменты для прогнозирования результатов развития туризма, но не приводятся методики синхронизации управленческих решений в социальной и экономической сфере. В научном сообществе также нет единого мнения и в вопросах выбора единиц исследования и планирования развития туризма: административно-территориальных образований (поселений) или туристских районов.

В контексте представленной проблематики авторы исследования поставили цель: сформулировать научно-методические подходы к проектированию туристско-рекреационных комплексов муниципальных образований, используя результаты научно-прикладных исследований, проводившихся на территории муниципальных образований Центральной России в период с 2015 по 2018 гг.

Материалы исследования

Научно-методические подходы к туристско-рекреационному проектированию включают: алгоритмы проектирования; методы анализа и оценки (объектов, субъектов и процессов); инструменты принятия управленческих решений.

Предлагаемый авторами алгоритм проектирования включает в себя три

основных этапа: стратегический, ор-ганизационно-просгрансгвенный и программный. Стратегический этап (рис. 1) содержит семь элементов (проектных единиц), которые взаимосвязаны между собой, имеют определенную

последовательность в проработке и формируют целостное представление о приоритетах, перспективах и механизмах развития туристско-рекреа-ционного комплекса муниципального образования (ТРК МО).

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

Факторный анализ развития исследуемой территории

В

Анализ состояния развития турнстско-рекреацнониого комплекса

«4

п

Цели развнтня

тури стско-рекреацнониого комплекса

П

ТЕА

Е

ЦЕННОСТИ И ПРЕИМУЩЕСТВА

Позиционирование территории. Маркетинговая основа н стратегия формирования турпродуктов.

щ

УПРАВЛЕНИЕ

та

Система управления турнстско-рекреационным комплексом. Механизмы взаимодействия участников рынка.

Стратегия и инструменты продвижения туристских возможностей на российском и международном рынке.

В

Ei

Прогнозные параметры развития туристско-рекреационного комплекса на основе сценарного подхода

Рис. 1. Блок-схема стратегического этапа проектирования ТРК МО

Факторный анализ развития исследуемой территории предусматривает выявление ключевых факторов, оказывающих наиболее значительное влияние на развитие ТРК [7].

В рамках анализа институциональной и социальной сред наиболее важными факторами выступают: качество социальных услуг и уровень жизни

населения, проживающего на данной территории; развитость механизмов государственно-частного партнерства; инвестиционный климат территории; заинтересованность местных органов власти в развитии туризма и альтернативных видов занятости; уровень поддержки инициатив и бизнес-проектов; наличие общественных объединений,

социальная и экономическая актив -ность местного населения.

Уровень безопасности характеризуется криминогенной и экологической обстановкой. Перспективы развития экономических отношений в туризме могут быть охарактеризованы с помощью таких факторов, как: наличие компетенций у предпринимателей и владельцев домохозяйств и мотиваци-онных установок на дальнейшее развитие; способность промышленных предприятий и/или фермерских хозяйств, являющихся драйверами роста, стать объектами туристского показа; уровень кооперации и сетевого взаимодействия между участниками туристского рынка.

Состояние сервисной среды характеризуется местным укладом жизни, традициями и обычаями местности, формирующими характер и сервисную ментальность населения [5, с. 246247]. Инфраструктурная обеспеченность территории характеризуется разветвленностью и состоянием дорожно-транспортной сети, транспортной доступностью к объектам показа; состоянием инженерных сетей, энергообеспеченностью. Набор факторов и условий, оказывающих или способных оказать влияние на развитие ТРК, не является исчерпывающим и определяется в процессе обобщения на начальном этапе исследования.

Оценка влияния факторов осуществляется с использованием метода Дельфи - одного из наиболее распространенных и результативных методов получения достоверной информации от группы авторитетных специалистов, участвующих в исследовании. Метод представляет собой заочный и анонимный опрос экспертной

группы в несколько туров с согласованием мнений экспертов.

Уровень влияния фактора оценивается по двум параметрам: степень проявления фактора и его вес (значимость). По итогам экспертных процедур осуществляется расчет интегральной оценки влияния фактора. Результаты факторного анализа во многом определяют структуру и содержание всей проектной работы в дальнейшем.

Анализ состояния развития ТРК включает: мониторинг социально-экономических показателей, характеризующих состояние развития туризма, оценку туристско-рекреационного потенциала и анализ рынка туристских услуг. При прочих равных условиях к числу показателей следует относить: оборот туризма, туристский и экскурсионный поток, емкость коллективных средств размещения и их загрузку, вклад туризма в валовой муниципальный продукт, объем налоговых поступлений в разрезе видов экономической деятельности, количество рабочих мест в сфере туризма и рекреации.

Мониторинг является эффективным инструментом для выявления экономических и территориальных диспропорций развития туризма, оценки возможностей для роста и диверсификации местной экономики позволяет в первом приближении, используя инструменты ретроспективного анализа и экстраполяции, оценить, каким может быть вклад туризма в местную экономику к определенному периоду времени, провести сравнительный анализ динамики налоговых поступлений в разрезе видов экономической деятельности [6].

Например, мониторинг развития ТРК Клинского района Московской

области за период с 2011 по 2014 гг. показал, что при значительно малой доле туризма в валовом муниципальном продукте (1,1%) темп роста налоговых

При проведении мониторинга необходимо оценивать динамику и территориальное распределение туристского потока [8]. Эти сведения могут быть использованы при разработке стратегических и проектных решений. Например, мониторинг развития туризма в Ногинском районе Московской области в 2016 г. показал неравномерность распределения потенциала коллективных средств размещения (КСР). На районный центр Ногинск, в котором сосредоточены основные объекты показа, приходится только

поступлений от предприятий турин-дустрии Клинского района в два раза превышает темп роста налоговых поступлений в целом (рис. 2).

18,2% от совокупного потенциала КСР (рис. 3).

В числе прочих данный результат был использован при проектировании туристско-рекреационного кластера «Богородский» в части создания новых туристских центров и опорных территорий, реновации существующих имущественных комплексов, привязки объектов показа и инфраструктуры к межрегиональным маршрутам.

Оценка туристско-рекреационного потенциала исследуемой территории связана с изучением туристско-рекре-

2,5 -------------------------------------------------------------------------------- ------------

2

1,5 .......................^^....................................................................................

1 ............. — "* 1,22 ...........1,13....................................................................................................'Л'............

0,5

0 - 2012 2013 2014

Индекс роста налоговых отчислений а консолидированный бюжет РФ от деятельности предприятий туриндустрии Клинского района по отношению к 2011 г.

— *■ - Индекс роста совокупныхналоговых отчислений в консолидированный бюжет РФ по всем предприятиям Клинского района по отношению к 2011 г

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 2. Индексы роста налоговых отчислений по отношению к 2011 г. (Клинский муниципальный район Московской области)

40%

27%

18%

8% ■ 4% з%

/ / / О А* / / </ с/ J* оР с?

Рис. 3. Распределение потенциала КСР Ногинского района по административно-территориальному признаку (с учетом емкости номерного фонда)

ационных ресурсов и туристской инфраструктуры. В составе туристско-рекреационных ресурсов выделяют: природные объекты и территории, промышленные и с/х предприятия, являющиеся объектами показа, объекты и места бытования народных промыслов и ремесел, усадьбы и усадебные комплексы, объекты религиозного назначения, музеи и выставочные залы, памятники, исторические здания и архитектурные ансамбли.

В составе туристской инфраструктуры выделяют: коллективные средства размещения, предприятия общественного питания, муниципальные зоны отдыха (парки, скверы), объекты развлечений, спортивно-досуговые объекты.

Данная классификация не случайна, так как для оценки каждого типа ресурсов и инфраструктуры может быть использован свой набор срезов и показателей [2, с. 5, 6; 4, с. 402-405].

Результаты оценки важны не только для поиска и разработки маркетинговых решений в отношении турпро-

дукта, но и выбора стратегии развития ТРК: экстенсивной, системной или смешанной [3, с. 140]. Одним из факторов, оказывающим влияние на выбор стратегии, выступает неравномерность туристско-рекреационного потенциала, свойственная большинству муниципальных образований. Пример, характеризующий такую неравномерность, представлен на рис. 4.

Другим фактором, влияющим на выбор стратегии в контексте проблемы неравномерности, выступает целесообразность и/или перспектива включения исследуемой территории в межрегиональные и межмуниципальные цепочки формирования турпродуктов.

Анализ рынка туристских услуг связан с решением двух задач:

1) оценкой конкурентной среды, структуры и объема предложения;

2) определением целевых групп, представляющих максимальный интерес для территории, и выявлением потребительских предпочтений потенциальных туристов и экскурсантов.

Рис. 4. Распределение интегрального (совокупного) потенциала туристских ресурсов и туристской инфраструктуры по поселениям Ногинского района Московской области

В процессе анализа используются инструменты, хорошо зарекомендовавшие себя на практике: сбор и обобщение информации из открытых источников; анкетирование реальных и потенциальных потребителей туристских услуг; интервьюирование представителей объектов показа и инфраструктуры по вопросам структурных характеристик туристско-экскурсион-ного потока, предпочтений потребителей; анкетирование представителей туристских компаний, реализующих турпродукты на территории муниципального образования.

Факторный анализ и оценка состояния развития ТРК завершаются выбором и согласованием целей развития туризма. В последнее время в научной и деловой среде, параллельно с развитием культуры проектного управления, прочно закрепился в обороте такой термин, как «качество цели». Под

качеством цели подразумевается ее обоснованность и согласованность со всеми стейкхолдерами. Наиболее эффективным инструментом разработки цели выступает коллективное обсуждение, осуществляемое в форме стратегических или форсайт-сессий.

Как было отмечено выше, в зависимости от ресурсного потенциала территорий и местных условий цели в отношении развития туризма могут отличаться. С административно-управленческой точки зрения особую важность такие отличия приобретают в границах одного региона. Задача органов по управлению туризмом субъектов РФ, формирующих цели по развитию региональных туристских комплексов, заключается в синхронизации целей всех муниципальных образований и отдельных поселений. Но, к сожалению, в настоящее время цели по развитию туризма, зафикси-

V1V

рованные в государственных программах субъектов РФ, не всегда проходят предварительное обсуждение с представителями местных органов власти, а принимаются в директивном порядке. Между тем практика показывает, что в тех муниципальных образованиях, где цели развития туризма имеют «высокое качество» и корреспондируются с целями регионального уровня, наблюдается положительная динамика в приросте целевых показателей.

Цели во многом определяют тот набор ценностных предложений, которые территория транслирует местным жителям и потенциальным туристам, формируя основу для позиционирования территории. Например, отдельные населенные пункты Лихославльско-го района (г. Лихославль, д. Мямми-но, с. Толмачи), Спировского района (п. Козлово), Рамешковского района (д. Филиха, с. Замытье) Тверской области позиционируют себя как опорные территории в рамках межмуниципального турпродукта «Тверская Карелия». Его содержательной основой выступает культурное и историческое наследие тверских карел, компактно проживающих на территории Тверской области более 400 лет, а сами опорные территории имеют свою условную специализацию (активный туризм, национальная кухня, народное творчество и ремесла, национальный язык и литература, православие).

Отдельно хотелось бы остановиться на проблеме выбора и обоснования системы управления развитием туризма на муниципальном уровне. ТРК МО как туристско-рекреацион-ная система нуждается в управлении. Стратегия управления опирается на приоритеты и цели развития туризма,

а субъектами управления выступают: исполнительные и законодательные органы власти, координирующие и/ или регулирующие развитие туристского комплекса на муниципальном уровне; местное население, предприниматели, отраслевые и/или общественные объединения, участвующие в развитии туристско-рекреационного комплекса.

Следует особо подчеркнуть, что местное население может выступать не только в качестве субъекта, но и объекта управления, так как цели развития туризма могут быть направлены на создание дополнительных рабочих мест в туризме и смежных отраслях экономики, росту доходов домохо-зяйств. В связи с этим формирование структуры управления ТРК с опорой на местное население, предпринимателей и максимально полный учет их социально-экономических интересов является задачей первостепенной важности.

Данная задача может быть эффективно решена в рамках использования инструментов проектного управления. В качестве организационных структур по управлению проектной деятельностью на местном уровне могут быть использованы постоянно действующие и временные структуры. Примером постоянно действующей организационной структуры выступает матричная, в рамках которой в системе муниципального управления создается проектный офис (рис. 5).

Ключевые задачи руководителя муниципального проектного офиса: формирование портфеля туристских проектов, построение оптимальной структуры управления проектами; развитие горизонтальных связей между

Рис. 5. Пример постоянно действующей организационной структуры управления проектной деятельностью МО

структурными подразделениями администрации и внешними исполнителями (участниками). Сильной стороной матричной структуры является возможность инкорпорирования в проектную деятельность представителей местного сообщества и предпринимателей. Если муниципальный проектный офис еще не создан, то туристский проект может быть реализован в рамках временно созданной организационной структуры, деятельность которой регламентируется отдельным постановлением главы МО.

Например, в рамках реализации туристского проекта «Создание му-зейно-культурного комплекса "Усадебный дом Милюковых" в пос. Овси-ще» администрация Вышневолоцкого района Тверской области выступила с инициативой создания проектного комитета, в состав которого вошли профильные специалисты органов исполнительной власти, подведомственных учреждений, предприниматели и местные активисты. Основными задачами организационных структур по управлению проектной деятельностью

являются: координация и экспертная оценка проектов решений, инициируемых органами власти, решение вопросов по привлечению инвестиций и развитию механизмов муниципально-частного партнерства, формирование портфеля туристских проектов.

Объединение туристских проектов в программы или портфели на муниципальном уровне имеет свои преимущества:

1) позволяет управлять приоритетами и помогает рационально распределять ресурсы в рамках ограничений по финансированию туризма1. Целесообразно выделять более приоритетные проекты с точки зрения достижения целей и анализировать причинно-

1 В соответствии с положениями пункта 3 статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансировать мероприятия по развитию туризма имеют право муниципальные образования, в бюджетах которых доля дотаций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет не превышала 20 процентов собственных доходов местного бюджета, начиная с очередного финансового года.

следственные связи между проектами и программами различного уровня;

2) помогает рационально распределять кадровые ресурсы и повышать отраслевую компетенцию всех участников проектного управления. Непрофильные подразделения и специалисты органов власти становятся вовлеченными в проектную деятельность в сфере туризма. По числу горизонтальных связей туризм является самым проек-тно-образующим направлением.

Целью организационно-пространственного этапа проектирования выступает туристско-рекреационное зонирование, включающее выделение опорных территорий и центров, разработку схем перспективного туристско-рекреационного освоения отдельных населенных пунктов, формирование каркаса экскурсионно-маршрутной сети, обоснование размещения объектов транспортной инфраструктуры и развития интермодальных туристских перевозок [7].

Важным вопросом является выбор принципов туристско-рекреационного зонирования. Использование в качестве единиц исследования и планирования развития туризма административно-территориальных образований (городских или сельских поселений) является оправданным с управленческой точки зрения. Однако такой подход не всегда оправдан, так как фактическая организация туристской деятельности, сосредоточение туристско-рекреационных ресурсов (например, природных территорий) или перспективы развития турпродуктов часто не соответствуют границам поселений.

Поэтому взаимодополняющим в зонировании является использование принципа туристского районирова-

ния. Туристские районы представляют собой территориальные единицы, в границах которых осуществляется или может осуществляться туристско-рекреационная деятельность. Определение границ туристских районов осуществляется по совокупности наиболее существенных районообразую-щих признаков.

На завершающем программном этапе туристско-рекреационного проектирования формируется структура и перечень мероприятий (проектов), охватывающих ключевые направления развития туризма, осуществляется их сопряжение с проектами в сфере культуры, спорта, транспорта и дорожного хозяйства, образования, инвестиционной политики и других направлений, производится оценка коммерческой, социально-экономической и бюджетной эффективности проектов и программ, разрабатываются организационно-правовые модели реализации мероприятий и дорожные карты [6].

Результаты исследования

Апробация научно-методических подходов к туристско-рекреационно-му проектированию осуществлялась в период с 2015 по 2018 гг. Объектом исследования выступали МО трех типов:

- МО с высоким промышленным потенциалом и недостаточно развитым туристско-рекреационным комплексом;

- МО с преимущественно аграрной специализацией, испытывающие острые демографические проблемы;

- малые исторические города с высоким уровнем туристско-рекреа-ционного потенциала и маятниковой миграции.

МО с высоким промышленным потенциалом и недостаточно развитым

туристско-рекреационным комплексом. Характерные проблемы и сильные стороны МО данного типа в отношении перспектив развития туризма:

1) прочная экономическая основа для реализации проектов по комплексному туристско-рекреационно-му освоению территории;

2) наличие местных сообществ, заинтересованных в развитии туризма;

3) отсутствие мотивационных установок к развитию туризма у руководителей органов власти, принимающих управленческие решения (проблемы с целеполаганием);

4) высокий барьер входа на туристский рынок (сложности с позиционированием);

5) наличие туристско-рекреацион-ных ресурсов, способных стать точками роста (промышленная архитектура середины XIX - начала XX вв., природные территории, народные художественные промыслы и ремесла, объекты религиозного назначения и др.) и низкий уровень вовлеченности этих ресурсов в туристский оборот;

6) территориальные диспропорции в развитии туристско-рекреаци-онного потенциала.

Указанные проблемы были детально изучены и нашли свое решение в рамках двух исследовательских проектов, осуществленных на территории Клинского и Ногинского муниципальных районов Московской области. В рамках НИР «Научное обоснование приоритетных направлений, оптимальной структуры и механизмов развития туристского комплекса Клинского муниципального района Московской области» разработаны и предложены комплексные проектные решения, включающие стратегию раз-

вития туризма и схему туристско-ре-креационного освоения МО, систему программных мероприятий и рекомендации по развитию инфраструктуры.

Одним из примеров проектного решения, направленного на устранение проблемы территориальной диспропорции, является создание в г. Высоко-вске автотуристского «хаба» Северного Подмосковья - важного структурного элемента в ТРК Клинского района, Московской области и Центральной России. Его основой выступают: музейное пространство - музеи и музейные композиции, объединенные единой концепцией сетевого взаимодействия и продвижения турпродукта; современный мультиформатный автотуристский комплекс; инфраструктура для развития активного туризма.

Сильной стороной проекта является его месторасположение относительно автомобильных транспортных артерий (А-108, Р-107, М-10), а также сохранившееся культурное наследие г. Высоковска, экологически чистые рекреационные территории Воздвиженского сельского поселения, близость культурно-исторических центров Московской области - Клина, Дмитрова, Волоколамска. Дополнительные возможности для реализации проекта создает строительство платной высокоскоростной автомагистрали М-11 и автомобильной развязки.

Проблемы с позиционированием и устранением территориальных диспропорций также могут быть решены в рамках межрегионального туристского взаимодействия. Например, при разработке схемы перспективного освоения туристско-рекреационного кластера «Богородский» авторами исследования был предложен проект по

развитию межрегионального туристского коридора «Стромынка»: Москва (кемпинг «Сокольники») - д. Авдотьи-но (Николо-Берлюковский монастырь) - г. Ногинск (Туристско-рекреацион-ный парк «Морозовский») - с. Стро-мынь - г. Киржач - г. Владимир.

Проведенные на территории Ногинского муниципального района исследования показали, что наиболее перспективной транспортной артерией для построения экскурсионно-маршрутной сети Восточного Подмосковья в среднесрочном периоде является наименее загруженное по отношению к автодороге М-7 «Волга» Щелковское шоссе. Дополнительным преимуществом использования этой артерии выступает возможность построения межрегиональных и межмуниципальных маршрутов с пересечением в Ногинске, выполняющим роль туристского центра Восточного Подмосковья. Усиливать каркас экскур-сионно-маршрутной сети Восточного Подмосковья призваны прилегающие территории, являющиеся перспективными для развития туризма: Киржач, Павловский Посад, Монино, Черноголовка, Фряново.

Для МО с преимущественно аграрной специализацией, испытывающих острые демографические проблемы, характерны:

1) низкий уровень экономического потенциала и бюджетной обеспеченности;

2) высокий уровень вовлеченности местных сообществ в реализацию туристских проектов и программ (преимущественно событийной направленности);

3) высокий уровень мотивации руководителей МО в отношении раз-

вития туризма, наличие «качественных целей», связанных с решением преимущественно демографических проблем посредством повышения занятости в сфере туризма и создания комфортных условий для жизни (участие в реализации проектов по развитию социальной инфраструктуры в рамках федеральных и государственных программ);

4) высокий барьер входа на туристский рынок (сложности с позиционированием);

5) наличие туристско-рекреацион-ных ресурсов, способных стать точками роста (природные территории, народные художественные промыслы и ремесла, объекты сельского туризма, усадьбы и др.) и низкий уровень вовлеченности этих ресурсов в туристский оборот;

6) территориальные диспропорции в развитии туристско-рекреаци-онного потенциала.

Примером решения проблемы позиционирования и создания точки роста может быть предложенный авторами проект по созданию этнокультурного комплекса «Мяммино» на территории Толмачевского сельского поселения Лихославльского района Тверской области. Цель развития туризма на территории поселения - преодолеть негативные демографические тенденции к 2025 г. Проведенные исследования показали, что этноком-плекс может мультиплицировать развитие экономики сельского поселения, стать системообразующим объектом ТРК Лихославльского района и одной из опорных точек туристско-рекреа-ционного кластера Тверской области.

В рамках проекта может быть успешно реализована схема государственно-

частного и муниципально-частного партнерства, предусматривающая не только привлечение инвестиций, но и использование современных технологий продаж и продвижения туристских возможностей территории на российском и международном рынках.

Заключение и выводы

Использование научно-методических подходов к туристско-рекреаци-онному проектированию территории выступает необходимым условием для ее эффективного развития как турист-ско-рекреационной системы в долгосрочном периоде.

На примере проектирования муниципальных ТРК удалось апробировать научно-методические подходы, позволяющие достаточно полно раскрыть

содержание туристско-рекреационно-го потенциала исследуемой территории, обосновать приоритеты и оценить перспективы развития ТРК, предложить проектные решения, позволяющие достичь поставленных целей в условиях существующих ограничений.

Использование научно-методических подходов, предложенных авторами, позволяет в рамках туристско-ре-креационного проектирования решить проблемы с разбалансировкой стратегических решений, территориальными диспропорциями в распределения ту-ристско-рекреационного потенциала, поиском и согласованием целей в отношении развития туризма и построением системы управления ТРК.

Статья поступила в редакцию 30.07.2019

ЛИТЕРАТУРА

1. Кружалин В. И., Шабалина Н. В., Кружалин К. В. Теоретико-методологические подходы к туристско-рекреационному проектированию // Вопросы географии. Теория и практика туризма. 2014. Т. 139. С. 100-122.

2. Минаев В. А., Ульянченко Л. А., Цыщук Е. А. Оценка туристских ресурсов и качества инфраструктуры туризма в муниципальных образованиях // Вестник Ассоциации ВУЗов туризма и сервиса. 2015. Т. 9. № 3. С. 4-13.

3. Цыщук Е. А., Минаев В. А., Цыщук Г. Ю. Методический подход к разработке стратегии развития туристско-рекреационного комплекса муниципального образования // Туризм и рекреация: фундаментальные и прикладные исследования: труды XIII международной научно-практической конференции, Смоленский государственный университет, 19-21 апреля 2018 г. Смоленск: Свиток. С. 128-143.

4. Fedulin A. A., Tsyshchuk E. A. Method of designing service infrastructure of tourist destination // 3-rd International multidisciplinary scientific conference on social science&arts SGEM 2016, Albena, Bulgaria. Book 4. Sofia: STEF92, 2016. P. 401-408.

5. Tsyshchuk E. A. Design of the service space of rural tourism based on modern business models // 3-rd International multidisciplinary scientific conference on social science&arts SGEM 2016, Albena, Bulgaria. Book 4. Sofia: STEF92, 2016. P. 245-252.

6. Boskovic D., Saftic D., Trost K. Planning and Organizing Tourist Tourism Destinations -The Example of the Rural Istria Cluster // Tourism & Hospitality Management 2010: Conference Proceedings. Opatija, 2010. Р. 794-807.

7. Lew A., Mckercher B. Modeling tourist movements: a local destination analysis // Annals of Tourism Research. 2006. Vol. 33 (2). P. 403-423.

8. Stankova M., Vasenska I. Tourism destination competitiveness models // Tourism and Travelling. 2017. Vol. 1 (1). P. 58-64.

REFERENCES

1. Kruzhalin V. I., Shabalin N. V., Kruzhalin K. V. [Theoretical and methodological approaches to tourism and recreational design]. In: Voprosy geografii. Teoriya i praktika turizma [Geography issues. Theory and practice of tourism], 2014, vol. 139, pp. 100-122.

2. Minaev V. A., Ulyanchenko L. A., Tsyshchuk E. A. [Evaluation of tourist resources and quality of tourism infrastructure in municipalities]. In: Vestnik Assotsiatsii VUZov turizma i servisa [Bulletin of the Association of Universities of Tourism and Service], 2015, vol. 9, no. 3, pp. 4-13.

3. Tsyshchuk E. A., Minaev V. A., Tsyshchuk G. Yu. [Methodological approach to developing a strategy for the development of the tourist and recreational complex of the municipality]. In: Turizm i rekreatsiya: fundamental'nyye i prikladnyye issledovaniya: trudy XIII mezhdun-arodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, Smolenskiy gosudarstvennyy universitet, 19-21 aprelya 2018 g. [Tourism and recreation: basic and applied research: Proceedings of the XIII International Scientific and Practical Conference, Smolensk State University, April 19-21, 2018]. Smolensk, Svitok Publ., pp. 128-143.

4. Fedulin A. A., Tsyshchuk E. A. Method of designing service infrastructure of tourist destination. In: 3-rd International multidisciplinary scientific conference on social science&arts SGEM 2016, Albena, Bulgaria. Book 4. Sofia, STEF92 Publ., 2016, pp. 401-408.

5. Tsyshchuk E. A. Design of the service space of rural tourism based on modern business models. In: 3-rd International multidisciplinary scientific conference on social science&arts SGEM 2016, Albena, Bulgaria. Book 4. Sofia, STEF92 Publ., 2016, pp. 245-252.

6. Boskovic D., Saftic D., Trost K. Planning and Organizing Tourist Tourism Destinations -The Example of the Rural Istria Cluster. In: Tourism & Hospitality Management 2010: Conference Proceedings. Opatija, 2010, pp. 794-807.

7. Lew A., Mckercher B. Modeling tourist movements: a local destination analysis. In: Annals of Tourism Research, 2006, vol. 33, no. 2, pp. 403-423.

8. Stankova M., Vasenska I. Tourism destination competitiveness models. In: Tourism and Travelling, 2017, vol. 1, no. 1, pp. 58-64.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Кружалин Виктор Иванович - доктор географических наук, профессор, заведующий кафедрой рекреационной географии и туризма географического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова; e-mail: v.kruzhalin@gmail.com

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Шабалина Наталия Владимировна - кандидат географических наук, доцент, заместитель заведующего кафедрой рекреационной географии и туризма географического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова; e-mail: natshab@yandex.ru

Цыщук Евгений Алексеевич - кандидат педагогических наук, исполнительный директор Академии современного образования, г. Тверь; e-mail: evgenytsyshchuk@gmail.com

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Viktor I. Kruzhalin - PhD in Geographical Sciences, Professor, Head of the Department of Recreational Geography and Tourism, Faculty of Geography, Lomonosov Moscow State University; e-mail: v.kruzhalin@gmail.com

Nataliya V. Shabalina - PhD in Geographical Sciences, Associate Professor and Deputy Head of the Department of Recreational Geography and Tourism, Faculty of Geography, Lomonosov Moscow State University; e-mail: natshab@yandex.ru

Evgeny A. Tsyshchuk - PhD in Geographical Sciences, Executive Director of the Academy of

Modern Education;

e-mail: evgenytsyshchuk@gmail.com

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ

Кружалин В. И., Шабалина Н. В., Цыщук Е. А. Научно-методические подходы к турист-ско-рекреационному проектированию: муниципальный уровень // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Естественные науки. 2019. № 3. С. 9-26.

DOI: 10.18384/2310-7189-2019-3-9-26

FOR CITATION

Kruzhalin V., Shabalina N., Tsyshchuk E. Scientific and methodological approaches to tourist and recreational design: municipal level. In: Bulletin of the Moscow Region State University, Series: Natural Sciences, 2019, no. 3, pp. 9-26. DOI: 10.18384/2310-7189-2019-3-9-26

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.