Научная статья на тему 'Научно-методические подходы к логопедической работе по преодолению звукопроизносительных нарушений у детей с дизартрией'

Научно-методические подходы к логопедической работе по преодолению звукопроизносительных нарушений у детей с дизартрией Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
433
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИЗАРТРИЯ / ОБСЛЕДОВАНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ / АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ ПРАКСИС / РЕЧЕВОЕ ДЫХАНИЕ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Бояркина Анастасия Александровна

В статье проанализированы и описаны методики оценки состояния звукопроизношения у детей с дизартрией с учетом механизмов нарушений. Также отмечены важные моменты, на которые следует обращать внимание при проведении оценки звукопроизносительных навыков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Научно-методические подходы к логопедической работе по преодолению звукопроизносительных нарушений у детей с дизартрией»

knowledge, the formation of a positive attitude to the traditions, life, mentality of other people, etc.). According to N. V. Tarasova, "Russia is experiencing a moment in history when there was a need for a new understanding of the diverse relations "man-world", built on the principles of mutual openness. This is dialogue and tolerance as values of democratic consciousness" [12, p. 67].

Among students in the assimilation of linguistic material formed linguistic competence which is understood as a holistic system of ideas about national traditions, customs and realities of the country of the target language, enabling them to get from the vocabulary of this language is the same information that the media, and provides thus a full-fledged communication. This leads to the conclusion that the assimilation of foreign language knowledge is a necessary condition for the formation of students ' communicative competence.

References:

1. Vereshchagin, E. M. Language and culture. Linguo-cultural studies in teaching Russian as a foreign language / V. G. Kostomarov,

E. M. Vereshchagin, Moscow: Nauka, 1990, 251 p.

2. Vereshchagin, E. M. theory of language and culture of speech : textbook. manual / E. M. Vereshchagin, V. G. Kostomarov. - Moscow: Russian language, 1995. - 220 p.

3. Demyanova, Zh. V. Formation of linguo-cultural competence of students of non-linguistic faculties of a pedagogical University: author's abstract. ... candidate of pedagogical Sciences / Demyanova Zhanna Viktorovna. Chelyabinsk, 2010, 24 p.

4. Passov, E. I. the Purpose of teaching a foreign language at the present stage of development of society / E. I. Passov, V. p. Kuzovlev, V. S. Korostelev // Foreign languages at school. - 2008. - № 6. - 24 C.

5. Federal state educational standard of secondary General education (grades 10-11). Projects of the Federal state educational system of General education [Electronic resource] // Website of the Ministry of education and science of the Russian Federation. - URL: https://fgos.ru/.

6. Polivanov, E. D. Articles on General linguistics / E. D. Polivanov. - Moscow: Nauka, 1968. - 376 p.

7. Minyar-beloruchev, R. K. How to become an interpreter? / R. K. Min'yar-Beloruchev. Moscow: Gotika, 1999. 176 p.

8. Bim, I. L. Theory and practice of teaching German in secondary school. Problems and prospects / I. L. BIM. - M.: Enlightenment, 1988. - 256 p.

9. Tomakhin, G. D. lingvostranovedenie: what is It? / G. D. Tomakhin // Foreign languages at school, 1996, no. 6, Pp. 27-30.

10. Slastenin, V. A. Pedagogika: ucheb. student's guide. higher PED. studies'. institutions / V. A. Slastenin, I. F. Isaev, E. N. Shiyanov. - Moscow: Akademiya, 2007. - 576 p.

11. Gez, N. N. Methods of teaching foreign languages in secondary schools: textbook. manual / N. N. GEZ, M. V. Lyakhovitsky. - M.: Higher school, 1990. - 172 p.

12. Tarasova, N. V. Strategy for implementing the competence approach in education: historical and pedagogical aspect / N. V. Tarasova, Moscow: FIRO, 2007, 52 p.

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ЗВУКОПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ

Бояркина Анастасия Александровна

студент,

Новосибирский государственный педагогический университет,

г.Новосибирск, Россия

Аннотация. В статье проанализированы и описаны методики оценки состояния звукопроизношения у детей с дизартрией с учетом механизмов нарушений. Также отмечены важные моменты, на которые следует обращать внимание при проведении оценки звукопроизносительных навыков.

Abstract. The article analyzes and describes methods for assessing the state of sound reproduction in children with dysarthria, taking into account the mechanisms of violations. There are also important points that should be paid attention to when evaluating sound-producing skills.

Ключевые слова: дизартрия, обследование звукопроизношения, артикуляционный праксис, речевое дыхание.

Keywords: dysarthria, examination of sound reproduction, articulatory praxis, speech breathing._

Преодоление нарушений звукопроизносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией - многоаспектная задача, решение которой зависит от степени развития навыков акустического контроля, овладения артикуляцией звука, просодических средств, умения произвольно использовать приобретенные речевые навыки в коммуникативной деятельности.

Проблема оценки звукопроизносительной стороны речи у детей с дизартрией не только в течение многих десятилетий интересовала разных авторов (Г. А. Волкова, О. В. Правдина, Ф. Ф. Рау), но и на современном этапе остается в центре внимания исследователей. Оценка фонематических процессов у

детей с дизартрией рассматривается Т. О.Бочкаревой и О. А. Энс [1]. А. Ю. Чистобаева и Л. А. Калугина дают оценку общих подходов и обозначают целесообразность преждевременной диагностики и профилактики звукопроизносительных нарушений. Чем раньше начать целенаправленную работу с ребёнком, тем эффективнее окажется коррекция нарушения [2].

Коррекция нарушений при дизартрии основывается на понимании структуры речевого дефекта при разных формах дизартрии, с учетом механизмов нарушения общей и речевой моторики, уделяя внимание личностным особенностям детей.

Основы оценки звукопроизносительных навыков у детей с дизартрией заложены Ф. А. Рау [3, с. 31]. Этот подход был продолжен О. В. Правдиной. В своей диагностике она предлагает использовать материал, позволяющий всесторонне оценить состояние артикуляционной моторики, а именно такие качества движения, как объем, точность, плавность, ритмичность и равномерность.

М. Ф. Фомичева и О. Е. Грибова предлагают обследовать звукопроизносительные навыки только в том случае, если в процессе беседы с ребенком, а также при обследовании связной речи, выявляются недостатки звукопроизношения. При определении состояния звукопроизношения обнаруживается количество нарушенных звуков, какие фонетические группы нарушены, характер нарушения произношения звуков (искажение, отсутствие, замена, смешение) в различных фонетических условиях. М. Ф. Фомичева предлагает проводить обследование таким образом, что сначала проверяется звук в слове, затем в изолированной позиции, а после уже в предложении и фразовой речи. При этом оценка артикуляционной моторики не предусматривается.

Т. А. Ткаченко в своей диагностической методике обращает внимание на общее звучание речи, характеристики голоса, просодические характеристики. При этом рассматривается как сопряженная, так и самостоятельная речь. Большое внимание уделяется обследованию фонематического слуха. Дается характеристика звукопроизношения ребенка, а также оценивается умение дифференцировать звуки как в изолированной позиции, так и в составе слова и предложения. Оценка механизмов звукопроизносительных нарушений в данной методике не предусмотрена.

Методика обследования авторов Г. В. Бабиной, Ю. Ф. Гаркуши, Т. В. Волосовец, Р. Е. Идес включает подробное обследование мимической моторики (объема и качества движений) и моторики артикуляционного аппарата. При анализе результатов учитывается насколько доступно для ребенка предлагаемое задание, фиксирует ли он позу при выполнении статичных упражнений, четко ли выполняет инструкцию, доступно ли ему переключение с одной позы на другую, насколько быстро он истощается. Также нужно обращать внимание на особенности двигательной памяти, внимания, самоконтроля, отмечать темп выполнения упражнения (нормальный, замедленный, ускоренный). Отмечаются также ошибки в пространственной ориентации: незнание сторон тела; неуверенное знание, легко ли ребенок удерживает позу. Фиксируется соответствие двигательной реакции сигналу, присутствие сопутствующих, насильственных движений.

В методике Г. В. Чиркиной и Т. Б. Филичевой при проведении диагностического обследования особое внимание обращается на замены, искажения и пропуски звуков в словах различной слоговой структуры. При обследовании произношения звонких и глухих согласных следует учитывать, что степень оглушения детьми согласных может проявляться в различной степени. На последнем этапе происходит проверка умения произносить звуки в предложениях, которые включают слова как с правильно произносимыми звуками, так и с дефектно произносимыми звуками. Выявленные дефекты звукопроизношения в результате данного исследования группируют в соответствии с фонетической классификацией. Авторы отмечают важность проверки физического слуха ребенка до начала проведения обследования восприятия речевых звуков на слух. При исследовании фонематического восприятия детям предлагаются задания, которые не содержат трудностей артикулирования, для того, чтобы трудности проговаривания не оказывали влияние на качество их выполнения. В результате данного обследования можно получить подробную картину состояния звукопроизношения ребенка, но не механизмов нарушений звукопроизношения.

Е. Ф. Архипова приводит такую схему обследования звукопроизношения у детей со стертой дизартрией - произнесение звука в изолированной позиции, в слогах разной структуры, в словах, где бы звук занимал разные позиции, в словах разной слоговой структуры, в предложении.

Что касается обследования речевого дыхания, то внимание ему уделяется только в методиках Е. А. Архиповой и Г. А. Волковой. В начале обследования речевого дыхания оценивается координация вдоха и выдоха. Затем определяется характер дыхания ребенка в покое и при речи. Визуально определяется характер дыхания в покое: дышит ли ребенок носом или ртом. Проверяется направленность, сила воздушной струи.

Таким образом, анализ методик показал, что единого комплексного анализа состояния звукопроизносительной стороны речи с учетом механизмов нарушений на данный момент не существует. Для получения полной картины обследования возможно использование нескольких систем заданий. Для оценки артикуляционного праксиса можно использовать методику Г. В. Бабиной, Ю. Ф. Гаркуши, Т. В. Волосовец, Р. Е. Идес. Кроме того, для этой цели подойдет система заданий Л. С. Цветковой и А. Р. Лурии. Обследование речевого дыхания подробно представлено в работах таких авторов, как Е. А. Архипова и Г. А. Волкова. Обследование фонематического слуха включено в методики

Т. А. Ткаченко. представили подробное обследование мимической моторики и моторики артикуляционного аппарата. Е. А. Архипова, О. Е. Грибова, О. Ю. Федосова, Г. В. Чиркина и другие авторы приводят подробную схему обследования звукопроизношения.

Список литературы:

1. Бочкарева Т. О. Формирование предпосылок фонематического восприятия у детей 4-5 лет со стертой дизартрией /Т. О. Бочкарева, О. А. Энс //Научно-методический электронный журнал "Концепт". -2019. - № V6. - С. 52-59.

2. Калугина Л. А. Анализ методик по выявлению речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста /Л. А. Калугина, А. Ю. Чистобаева //Вопросы педагогики. - 2019. - № 8-1. - С. 47-50.

3. Основы теории и практики логопедии / под ред. Р.Е. Левиной. - Москва: Просвещение, 1967. - 363 с. [Электронный ресурс]. - URL: http://pedlib.ru/Books/4/0286/index.shtml?from_page=20 (дата обращения 20.07.2020).

ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ТРАДИЦИОННЫХ ВИДОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ АРКТИКИ

Власов Никита Вадимович

студент 4 курса бакалавриата Института народов Севера РГПУ им. А.И. Герцена 191186 Россия г. Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д. 48 Чернышова Светлана Леонидовна доцент кафедры этнокультурологии Института народов Севера РГПУ им. А.И. Герцена 191186 Россия г. Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д. 48

ETHNOPEDAGOGICAL POTENTIAL OF TRADITIONAL TYPES OF MANAGEMENT OF INDIGENOUS PEOPLES OF THE ARCTIC

Vlasov Nikita Vadimovich

4th year undergraduate student Institute of the Peoples of the North the Herzen State Pedagogical University of Russia 191186 Russia, Saint Petersburg, 48 Moyka Embankment Chernyshova Svetlana Leonidovna Assistant professor, Institute of the Peoples of the North the Herzen State Pedagogical University of Russia 191186 Russia, Saint Petersburg, 48 Moyka Embankment

Аннотация. Предметной областью данного исследования является междисциплинарный анализ и исследование культурного значения традиционных хозяйственных промыслов коренных малочисленных народов Арктики, а также выявление актуальности этнопедагогического потенциала их уникальных хозяйственных традиций. Авторы данной статьи полагают, что этнопедагогические принципы воспитания наиболее ярко реализуются в процессе приобщения представителей подрастающего поколения арктических этносов к традиционным видам хозяйственной деятельности.

Abstract. The Subject area of this research is an interdisciplinary analysis and study of the cultural significance of traditional economic crafts of indigenous peoples of the Arctic, as well as the identification of the relevance of the ethnopedagogical potential of their unique economic traditions. The authors of this article believe that the ethno-pedagogical principles of education are most clearly implemented in the process of introducing representatives of the younger generation of Arctic ethnic groups to traditional economic activities.

Ключевые слова: традиционные хозяйственно-промысловые практики, автохтонные этносы Арктики, этнические общности, ассимиляция, аккультурация, этническая идентичность, этнопедагогический потенциал, народное воспитание, трансляция этнокультурных ценностей.

Key words: traditional economic and commercial practices, autochthonous ethnic groups of the Arctic, ethnic communities, assimilation, acculturation, ethnic identity, ethnopedagogical potential, folk education, translation of ethno-cultural values

Растущие тенденции исчезновения традиционных хозяйственно-промысловых практик коренных малочисленных народов Арктики, прогрессирующие трансформации условий и традиционного образа их жизни на фоне стремительной глобализации и промышленного освоения арктической территории и мест их природопользования и компактного проживания, породили в настоящее время серьезные проблемы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.