Научная статья на тему 'Научно-методические подходы к формированию программ по адаптивной физической культуре для школьников с сенсорными и ментальными нарушениями с учетом сенситивных периодов развития координационной структуры двигательной деятельности'

Научно-методические подходы к формированию программ по адаптивной физической культуре для школьников с сенсорными и ментальными нарушениями с учетом сенситивных периодов развития координационной структуры двигательной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
285
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ / ШКОЛЬНИКИ С СЕНСОРНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ / ШКОЛЬНИКИ С МЕНТАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ / СЕНСИТИВНЫЕ ПЕРИОДЫ / КООРДИНАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Красноперова Татьяна Витальевна, Ворошин Игорь Николаевич, Киселева Евгения Александровна

В данном материале рассматриваются научно-методические подходы к формированию программ по адаптивной физической культуре для лиц школьного возраста с сенсорными и ментальными нарушениями с учетом сенситивных периодов развития координационной структуры двигательной деятельности. Выделены общепринятые подходы системный, личностный, деятельностный, культурологический. Сформулированы специфические подходы, учитывающие особенности контингента занимающихся индивидуально-дифференцированный, коррекционно-развивающий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Красноперова Татьяна Витальевна, Ворошин Игорь Николаевич, Киселева Евгения Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Scientifically-methodical approaches to formation of adaptive physical activity programs for schoolchildren with sensor and mental infringements taking into account the sensitive periods of development in coordination structure of motor activity

In this material, the scientific and methodological approaches to developing the programs on adaptive physical culture for schoolchildren with sensory and mental disorders are considered, taking into account the sensitive periods of development of the coordination structure of motor activity. Common approaches have been identified systemic, personal, activity, and culturological. Specific approaches have been formulated that take into account the characteristics of the contingent engaged individually-differentiated, corrective-developing.

Текст научной работы на тему «Научно-методические подходы к формированию программ по адаптивной физической культуре для школьников с сенсорными и ментальными нарушениями с учетом сенситивных периодов развития координационной структуры двигательной деятельности»

5. Tovstonog, I.M. (2011), Recreation and fitness classes with women 35-45years using innovative sets of complementary means of physical culture, dissertation, Smolensk.

6. Chajnikov, S.A. (2004), Formation of the valuable relation to a healthy lifestyle of teachers of the higher school in the conditions of the Kola North, dissertation, Murmansk.

7. Shchetinina, S.Yu. (2017), "Needs-motivational sphere of students as the factor of physical education effectiveness increase in the university", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 2, pp. 287-292.

Контактная информация: vf-kost@mail.ru

Статья поступила в редакцию 18.04.2017

УДК 376.3

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОГРАММ ПО

АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ С

СЕНСОРНЫМИ И МЕНТАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ С УЧЕТОМ СЕНСИТИВНЫХ ПЕРИОДОВ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ

ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Татьяна Витальевна Красноперова, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник, Игорь Николаевич Ворошин, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий сектором, Евгения Александровна Киселева, младший научный сотрудник, Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры (ФГБУ СПбНИИФК), Санкт-Петербург

Аннотация

В данном материале рассматриваются научно-методические подходы к формированию программ по адаптивной физической культуре для лиц школьного возраста с сенсорными и ментальными нарушениями с учетом сенситивных периодов развития координационной структуры двигательной деятельности. Выделены общепринятые подходы - системный, личностный, деятельност-ный, культурологический. Сформулированы специфические подходы, учитывающие особенности контингента занимающихся - индивидуально-дифференцированный, коррекционно-развивающий.

Ключевые слова: адаптивная физическая культура, научно-методические подходы, школьники с сенсорными нарушениями, школьники с ментальными нарушениями, сенситивные периоды, координационная структура двигательной деятельности.

SCIENTIFICALLY-METHODICAL APPROACHES TO FORMATION OF ADAPTIVE PHYSICAL ACTIVITY PROGRAMS FOR SCHOOLCHILDREN WITH SENSOR AND MENTAL INFRINGEMENTS TAKING INTO ACCOUNT THE SENSITIVE PERIODS OF DEVELOPMENT IN COORDINATION STRUCTURE OF MOTOR ACTIVITY

Tatyana Vitalyevna Krasnoperova, the candidate of biological sciences, senior researcher,

Igor Nikolaevich Voroshin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Evgeniya Aleksandrovna Kiseleva, the junior researcher, St. Petersburg Research Institute of Physical Culture, St. Petersburg

Annotation

In this material, the scientific and methodological approaches to developing the programs on adaptive physical culture for schoolchildren with sensory and mental disorders are considered, taking into account the sensitive periods of development of the coordination structure of motor activity. Common approaches have been identified - systemic, personal, activity, and culturological. Specific approaches have been formulated that take into account the characteristics of the contingent engaged - individually-differentiated, corrective-developing.

Keywords: adaptive physical culture, coordination structure in motor activity, scientifically-methodical approaches, schoolchildren with sensor infringements, schoolchildren with mental infringements, sensitive periods, coordination structure of motor activity.

Программы по физической культуре являются одними из важнейших документов, регламентирующих профессиональную деятельность преподавателя на учебных занятиях, поэтому их формирование должно быть основано на научно обоснованных педагогических подходах, учитывающих основные особенности контингента занимающихся [4].

При анализе специализированной научной литературы, посвященной развитию координационных способностей, установлено, что у лиц с сенсорной недостаточностью и ментальными нарушениями наблюдается отставание в формировании координационных способностей в зависимости от полового диморфизма и нелинейный характер ее развития [2, 3] в сравнении с характеристиками относительно здоровых детей [1]. Для наиболее точной градации зон развития координационных способностей как главного звена структуры двигательной деятельности у лиц школьного возраста с сенсорными и ментальными нарушениями целесообразно проводить стабилометрические исследования для формирования индивидуально ориентированных программ по АФК с целью повышения эффективности физкультурно-спортивного процесса.

Цель - разработка научно обоснованных подходов к формированию программ по адаптивной физической культуре с учетом сенситивных периодов развития координационной структуры обеспечения двигательной деятельности у лиц школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья в виде сенсорных и ментальных нарушений в процессе занятий адаптивной физической культурой.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Анализ показателей стабилометрических характеристик значительной выборки школьников с нарушением зрения (п=163) выявил следующее [3]:

- сенситивный период развития у мальчиков приходится на возрастной период 13-14 лет, что отстает на 3 года от практически здоровых сверстников (10-11 лет). В этом периоде по результатам исследования наблюдается наименьшее количество статокине-тических нарушений (СКН), в основном представленных легкой степенью;

- в возрастном диапазоне у мальчиков 7-12 лет установлен разброс характеристик, степени СКН от легкой до резко выраженной;

- у девочек сенситивный период развития координации приходится на возраст 12-13 лет и свидетельствует об отставании в развитии данного двигательного качества на 3 года от практически здоровых сверстниц (9-10 лет). В возрасте 12-13 лет установлено наименьшее количество статокинетических нарушений, а именно легкая степень и отсутствие СКН;

- в возрасте 9 и 11 лет у девочек наблюдалась разная степень СКН (легкая, умеренная, выраженная и резко выраженная).

В соответствии с данными анализа стабилометрических характеристик значительной выборки школьников с нарушением слуха (п=98) были определены следующие сенситивные периоды для данной нозологии [2]:

- у мальчиков сенситивный период развития координации приходится на возрастной период 11 и 13 лет. В возрасте 11 и 13 лет установлено наименьшее количество статокинетических нарушений, а именно легкая степень и отсутствие СКН;

- в возрастном диапазоне у мальчиков от 7 до 9 лет установлена различная степень СКН: от легкой и умеренной до выраженной и резко выраженной;

- у девочек сенситивный период развития координации приходится на возраст 10-11 лет. В возрасте 10-11 лет установлено наименьшее количество статокинетических нарушений, а именно легкая степень и отсутствие СКН;

- у девочек с нарушением слуха в 12 лет наблюдалась разная степень СКН (легкая, умеренная, выраженная и резко выраженная).

Для определения сенситивных периодов развития школьников с ментальными нарушениями были обследованы 123 школьника. Анализ результатов выявил следующие

данные:

- у мальчиков сенситивный период развития координации приходится на возраст 15-16 лет;

- возраст 7-14 лет у мальчиков представлен различной степенью СКН: от легкой и умеренной до выраженной и резко выраженной;

- у девочек сенситивный период развития координации приходится на возраст 14-15 лет. В возрасте 14-15 лет установлен наименьший разброс характеристик СКН.

- у девочек с интеллектуальными нарушениями в 8, 9, 12, 13 лет наблюдалась разная степень СКН (легкая, умеренная, выраженная и резко выраженная).

Выявление особенностей СКН школьников с сенсорными и ментальными нарушениями, а также смещение сенситивных периодов развития данного физического качества заставляют при формировании программ по адаптивной физической культуре базироваться как на общепринятых педагогических подходах, так и создавать подходы, учитывающие специфические особенности контингента.

Общепринятые подходы:

- системный подход заключается в представлении всех компонентов педагогической системы (целей, задач, объектов, принципов, форм, средств, методов) в тесной взаимосвязи друг с другом;

- личностный подход основан на дифференциации личностных особенностей индивида;

- деятельностный подход выражается в представлении деятельности как основы, средства и главного условия развития и формирования личности;

- культурологический подход рассматривает проблему через призму сравнения с аналогичными процессами различных сторон педагогики с учетом социальных и культурных требований к формированию и развитию личности.

Специфические подходы:

- индивидуально-дифференцированный подход предполагает подбор средств и методов, объема и интенсивности физической нагрузки с учетом нозологии, текущего состояния здоровья занимающихся, сенситивных периодов развития и степени сохранности координационной структуры двигательной деятельности, а так же степени стато-кинетических нарушений;

- коррекционно-развивающий подход подразумевает: постепенное увеличение дозировки упражнений; корректировку техники их выполнения с учетом отклонений в физической и психической сфере; развитие двигательного стереотипа без отклонений, что наиболее важно школьникам с сенсорными и ментальными нарушениями; улучшение сенсорных функций, в частности, кинестетической и вестибулярной; протекание компенсаторных реакций в плане улучшения осанки, улучшения в работе кардио-респираторной системы; корректировку координационных способностей, согласованности и точности выполнения движений, улучшение ориентировки в пространстве и равновесия.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Создание программ по адаптивной физической культуре для лиц школьного возраста с сенсорными и ментальными нарушениями с учетом сенситивных периодов развития координационной структуры двигательной деятельности на основе описанных педагогических подходов позволит повысить не только качество учебного процесса на занятиях адаптивной физической культурой, но и качество жизни школьников.

ЛИТЕРАТУРА

1. Горская, И.Ю. Теоретические и методологические основы совершенствования базовых координационных способностей школьников с различным состоянием здоровья : автореф. дис. ...

д-ра пед. наук / Горская И.Ю. - Омск, 2001. - 46 с.

2. Киселева, Е.А. Особенности статокинетической устойчивости как составляющей координационных способностей у лиц школьного возраста с нарушением слуха / Е.А. Киселева, Т.В. Красноперова // Адаптивная физическая культура. - 2016. - № 2 (66). - С. 8-10.

3. Красноперова, Т.В. Современные представления о статокинетической составляющей координационной структуры двигательной деятельности лиц школьного возраста с нарушением зрения / Т.В. Красноперова // Адаптивная физическая культура. - 2016. - № 3 (67). - С. 31-33.

4. Красноперова, Т.В. Научно-методические подходы к формированию программ по адаптивной физической культуре для лиц школьного возраста с ментальными нарушениями с учетом сенситивных периодов развития координационной структуры двигательной деятельности / Т.В. Красноперова, И.Н. Ворошин // Адаптивная физическая культура. - 2017. - № 1 (69). - С. 1618.

REFERENCES

1. Gorskaya, I.Yu. (2001), Theoretical and methodological foundations for improving the basic coordination abilities of schoolchildren with different health conditions, dissertation, Omsk.

2. Kiseleva, E.A. and Krasnoperova, T.V. (2016), "Peculiarities of statokinetic stability as a component of coordination abilities in schoolchildren with hearing impairment", Adaptive physical culture, No. 2 (66), pp. 8-10.

3. Krasnoperova, T.V. (2016), "Modern representations about statokinetic part at coordination structure of motor activity in persons of school age with visual impairments", Adaptive physical culture, No. 3 (67), pp. 31-33.

4. Krasnoperova, T.V. and Voroshin, I.N. (2017), "Scientifically-methodical approaches to formation of adaptive physical activity programs for schoolchildren with mental infringements taking into account the sensitive periods of development in coordination structure of impellent activity", Adaptive physical culture, No. 1 (69), pp. 16-18.

Контактная информация: tvkbox@gmail.com

Статья поступила в редакцию 12.05.2017

УДК 378

ВОСПИТАНИЕ КУРСАНТОВ ВУЗОВ СИЛОВЫХ ВЕДОМСТВ ЧЕРЕЗ ПРЕПОДАВАЕМЫЙ ПРЕДМЕТ

Ярослав Сергеевич Козиков, кандидат педагогических наук, доцент,

Сергей Николаевич Беспрозванных, кандидат педагогических наук, доцент, Сибирский государственный университет путей сообщения, Новосибирск, Аркадий Андреевич Тихончук, капитан, адъюнкт, Военный институт физической культуры, Санкт-Петербург, Алексей Сергеевич Галунин, лейтенант, В/ч 54229, Калининград

Аннотация

В статье рассматривается воспитательная составляющая преподаваемого предмета в процессе обучения курсантов (слушателей). Подробно анализируется комплексное применение всех составляющих воспитательного процесса на учебных занятиях по преподаваемой дисциплине, а так же готовность преподавателя правильно применять рассматриваемые методы.

Ключевые слова: воспитание, воспитательная работа, преподаватель кафедры, методы обучения, воспитательный процесс, воспитательная программа воспитательная цель, государственно-патриотическое воспитание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.