Научная статья на тему 'Научно-методические основы образования XXI века‌'

Научно-методические основы образования XXI века‌ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
351
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Научно-методические основы образования XXI века‌»

Научно-методические основы образования

XXI века

Карпенко М.П.

Для каждого человека высшее образование - это не только свидетельство о возможности вести профессиональную деятельность определенного уровня, но также чрезвычайно важная социальная характеристика. По международной классификации, принятой ЮНЕСКО, это третичное образование, т.е. образование в течение 15-16 лет, заметим, что при этом не дается никакой характеристики, в какой именно области науки или культуры получает образование человек. В обществе принято с равным уважением относиться как к физикам, так и к инженерам, лингвистам, медикам и так далее. В какой именно области человек получил образование - это вторичный признак его образования; первичный признак - это сам факт получения высшего образования, что характеризует его культурный уровень, круг его интересов, круг его общения. Именно к этому, а не к содержанию образования, будет привлечено наше внимание.

Рис. 1

Наши представления об образовании как отрасли экономики будущего общества, о социальной роли образования, технологиях и организационно-дидактических методах сложились на основании теоретического осмысления опыта развития высшего учебного заведения - Современной гуманитарной академии (г. Москва). В соответствии со своим названием Академия опирается на современные информационно-коммуникационные технологии и за 17 лет своего существования стала самым крупным вузом России и стран СНГ (рис. 1).

В настоящее время в СГА входят 950 центров доступа (учебных центров, интеллектуальных кампусов) в крупных, средних и малых городах, в том числе и в 65 заграничных. В СГА обучается 160 тысяч студентов, образовательная сеть СГА покрывает 23 млн.кв.км - 14% суши нашей планеты.

Трансграничным образованием СГА охвачены 10 стран, где обучается 16 тысяч студентов (для сравнения, в Российском университете дружбы народов обучается 4 тысячи иностранных студентов), число выпускников СГА - иностранцев превысило 30 тысяч человек. Общее число выпускников СГА - 272 тысячи человек (для сравнения, число выпускников МГУ за 255 лет - около 200 тысяч человек).

СГА имеет в собственности два стационарных телепорта, 460 малых телепортов (У8ЛТ) в разных городах и арендует спутниковый ресурс на двух спутниках с зоной покрытия, перекрывающей территорию России и сопредельных государств. В собственности СГА также два телеканала, регулярно проводятся видеоконференции с двухсторонним охватом десятков городов, действует система видеонаблюдения за дистанционным учебным процессом, в частности, за сдачей экзаменов, итоговой аттестацией.

Возрастание объемов высшего образования

В историческом разрезе объемы высшего образования, т.е количество людей имеющих высшее образование, и их доля в обществе все время неуклонно возрастало (рис. 2).

Историческое возрастание потребности в высшем образовании

Рис. 2

Как мы видим, всего лишь доли процента имели высшее образование в античные времена. В дальнейшем эта доля увеличивалась, в индустриальную эпоху эта доля составляла около 20%, и сейчас мы находимся на переходе к обществу, основанному на знаниях, где по нашим расчетам доля экономически активного населения, имеющего высшее образование, должна достигнуть 60%.Если посмотреть еще далее, то мы думаем, что постепенно доля населения, получившего высшее образование, должна возрасти до 90%. Такое общество мы называем когнетивным.

Постоянное возрастание объемов высшего образования диктуется нуждами экономики (см. таблицу 1), в процессе развития которой все время возрастает доля человеческого капитала. В ближайшее время в среднемировой структуре национального богатства доля человеческого капитала достигнет 78%, а на долю природного капитала, включая сырье и энергоресурсы, и произведенного капитала, включая машины, заводы, дороги и здания, придется только 22%. Естественно, что качество человеческого капитала прямо зависит от образования.

Табл. 1

Динамика структуры национального богатства развитых стран

В последние 20 лет идет достаточно бурный процесс возрастания доли лиц, имеющих высшее образование среди экономически активного населения развитых стран (рис. 3).

Доля активного населения, имеющего высшее образование, как показано на этом рисунке, в некоторых странах сейчас составляет 30%, 35% и даже 47%, т.е. она постепенно приближается к 60%. В России эта доля тоже повышается, и как мы видим, она уже превысила 27%, но это лишь повторение тренда, имеющегося во всех промышленно-развитых цивилизованных странах, т.е. ничего нового Россия миру не демонстрирует. Непонятны опасения государственных мужей, считающих, что доля людей, имеющих высшее образование, в России чрезмерно велика. Нет, мы просто с некоторым отставанием следуем мировым тенденциям. Ряд государств, причем очень авторитетных - это США, Япония, прибавим сюда же и Китай, - декларировали достижение всеобщего высшего образования как цель развития национальной системы образования.

Динамика роста количества лиц

с высшим образованием :

Ведущие страны мира по доле населения с высшим образованием, в процентах:

Рис. 3

Занятость

У властей предержащих популярна мысль о том, что излишнее образование порождает уменьшение занятости. Типичный вопрос: куда девать образованных людей? Можно подумать, что куда девать людей необразованных - известно. На самом деле это миф, по данным центра изучения общественного мнения ВЦИОМ (рис. 4) в целом доля незанятых людей, получивших высшее образование, значительно меньше, чем общая безработица.

Влияние высшего образования (ВО ) (данные ВЦИОМ, опубликованные 12.06.2007г.)

Увеличение заработка у имеющих высщее образование (для

чной волны)

«Нулевой» уровень -среднее образование. Далее за каждый год последующего

обучения заработок возрастает на 13 %

среднее по

Чем меньше поселение, тем

высшим

образованием

Более 1 000 000 100 000 - 500 000

Численность поселений

80

70

До 50 000

Рис. 4

Особенно интересно то, что занятость людей с высшим образованием возрастает в малых городах и поселениях. Так для сёл занятость образовательных людей в 1,5 раза выше, чем у не имеющих высшего образования.

В связи с проблемами занятости крайне важен вопрос, образование какого профиля является наиболее востребованным? В печати то и дело приводятся выступления руководителей сферы образования о том, что в стране перепроизводство юристов, экономистов и менеджеров и нехватка технических специалистов. Однако, исследования показывают, что картина обратная (рис. 5).

Как для индустриальной, так и для инновационной экономик основную долю занятых, имеющих высшее образование, должны составлять люди, работающие в сфере услуг (управление, образование, финансы, культура, торговля, туризм...) - около 95%, в промышленности, а также транспорте, связи занятых около 4% и ничтожная доля (меньше 1%) в сельском хозяйстве.

Доля экономически активного населения с высшим образованием (в /о )

Постиндустриальная экономика ( до 1995 года) доля в/о - 21,3% (100%)

Инновационная экономика

доля в/о - 60% (100%)

I 0,16% ->

сельское хозяйство

промышленность, транспорт, связь

сельское хозяйство

промышленность, транспорт, связь

Рис. 5

3%

.2,4%

Таким образом, высказывания в пользу технического образования, по-видимому, имеют целью загрузить уже существующие технические вузы, а народ прав, предпочитая гуманитарные специальности.

К этой теме примыкает проблема использования полученного высшего образования (рис. 6).

Использование высшего образования в РФ

Академическое использование образования

Работа не по полученной специальности. Результат образования — развитие

личности

Профессиональное использование образования

Работа непосредственно по полученной специальности.

Гуманитарные направления

Академическое использование 41% человеко-лет

Технические

Академическое использование 85% человеко-лет

Другие (военное, медицинское...) направления

Академическое использование 88% человеко-лет

•I

| Ишрофессиональное | ^Нвспользование

человеко-лет

¡1*-

Рис. 6

В западных странах различается академическое образование, даваемое в университетах, и профессиональное - в высших школах. В РФ все высшее образование называется профессиональным, но как оно используется? По данным статистики 38% выпускников технических вузов даже не приступают к работе по полученной специальности. В дальнейшем число выпускников, работающих по специальности все уменьшается и исчезает к стажу 18 лет. То есть в среднем они работают по полученной специальности 9 лет - 15% трудового потенциала, а 85% - по другой специальности. Это академическое использование образования (главное, что получили эти люди в вузе - развитие личности и способностей). Не рассматривая подробно другие направления обучения, заметим, что сейчас по полученной в вузе специальности в России работает в среднем только 20% выпускников, а 80% использует высшее образование академически, развив во время обучения свою личность.

Образование как отрасль экономики

Расчеты экономистов показывают, что высшее образование оказывает серьезное влияние на экономику (рис. 7).

Влияние высшего образования (ВО ) . на производительность и оплату труда

Рис. 7

В среднем каждый работник с высшим образованием имеет производительность, исчисленную по внутреннему валовому продукту (ВВП), по данным США в 5 раз, а по данным РФ в 7,8 раз выше, чем работник, не имеющий высшего образования. При этом заработок работника с высшим образованием больше по данным США в 2,5 раза, в РФ по данным ВЦИОМ - в 1,5 раза больше, по расчетам СГА - в 2 раза.

Со времен церковных школ и утопического социализма сохранились взгляды на образование как на объект благотворительности со стороны государства. Консерваторы и утописты, придерживающиеся таких взглядов, путают бесплатность с доступностью, считают чуть ли не святотатством рыночные подходы и экономические анализы образовательных парадигм и процессов. Однако, образование в

цивилизованных странах уже превратилось в мощную отрасль экономики.

На примере России в 2009 году статистические данные показывают, что клиентов, то есть учащихся учебных заведений, в том числе и вузов, насчитывается 24,4 млн. человек (17% населения РФ), а граждан, непосредственно заинтересованных в деятельности отрасли образования (близких родственников учащихся), - 89 млн. человек (63% населения РФ).

Работников отрасли образования (преподавателей, администраторов и обслуживающего персонала) - 5,3 млн. чел. (8% занятого населения РФ). Для сравнения скажем, что примерно столько же работников в такой мощной отрасли экономики, как строительство.

Отрасль образования имеет здания общей площадью 300 млн.кв.м, их общая рыночная стоимость - более 900 млрд.долл. США. Заметим, что мода на строительство кампусов, привела к излишествам - на одного учащегося приходится в среднем 18,4 кв.м при нормах 8 (школы) - 11 (вузы) кв.м на человека. В ближайшие годы в связи с депопуляцией удельная площадь вузов возрастет до 35 кв.м на студента, на их содержание потребуются колоссальные средства, что подорвет экономику вузов. Уже сейчас в составе капвложений вузов здания составляют 98,5%, а оборудование, включая информатизацию, библиотеки, лаборатории - 1,5%. Из текущих затрат на содержание зданий уходит 50%, а зарплаты профессорам приходится сокращать. Эта платоническая любовь руководителей образования к зданиям напоминает каменный век в истории человечества. Но надо учитывать, что каменный век кончился не потому, что кончились камни, а потому, что появились новые технологии.

Расходы образования в 2009 г. составили 2,1 трил.руб. (5,3% ВВП). Столько же израсходовано в строительстве плюс производство и распределение электроэнергии, газа, воды.

Таким образом, в социальном, трудовом, производственном и экономическом отношениях образование в РФ является одной из наиболее мощных отраслей национальной экономики, которой необходимы те же подходы, какие применяются к другим отраслям.

Для прагматической экономики важно, что образование увеличивает человеческий капитал и национальный ВВП, а для государства -увеличивает сбор налогов, необходимых государству для осуществления своих функций. Действительно, расчеты показывают, что благодаря приросту объема продукции в среднем на 90 тыс.руб. в год увеличиваются собираемые государственные налоги: на прибыль, НДС, подоходный, а благодаря увеличению зарплаты работника с высшим образованием на 25 тыс.руб. в год прирастают социальные

налоги. Мы уже показали, что выпускники в среднем по полученной специальности работают около 10 лет, поэтому справедливо прирост налогов умножить на 10. В дальнейшем мы покажем, что справедливая доля вуза составляет 1/3 полученного эффекта. Следовательно, переходя на рыночные отношения, государство должно заплатить 380 тыс.руб. за каждого выпускника. И это только за прирост налогов. Таким образом, благотворительность вузам не нужна, а нужны рыночные отношения, при которых вузы зарабатывают гораздо больше.

Развитие организационно-дидактических методов образования

Правомочность и польза применения дистанционных методов обучения на основе информационно-коммуникационных технологий теперь уже нигде не ставится под сомнение, как это было всего несколько лет назад. В настоящее время нам надо приступить к систематизации организационно-дидактических схем, порождаемых новыми технологиями, и прогнозировать тренды их развития.

В этой связи мы можем описать четыре основных схемы, различающихся по критерию их звенности (рис. 8).

Двухзвенная (традиционная)

Двухзвенная (телекоммуникационная)

Трехзвенная (инфо-

коммуникационная)

Четырехзвенная (коммуникационно-роботизированная)

преподаватель

Прямое обшение

£3

Большие капитальные и эксплуатационные расходы, кампусная география

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Большие капитальные и

вуз III студенты эксплуатационные расходы,

~ 11!=г распределенная география

Телекоммуникации

£3

Малые расходы, распределенная география

терные роботы

доступа Информа-

Прямое общение

13

Сверхмалые

расходы,

сверх-

распределенная география

Iелеком-

Рис. 8

Традиционная дидактика имеет два звена - преподаватель и студенты в прямом общении. По этой средневековой формуле организованы кампусные вузы, не отвечающие справедливому и необходимому в наше время географическому постулату - обучение на месте проживания. Студенты должны покидать места обитания и переселяться в кампусы, а создание кампусов требует больших капитальных и эксплуатационных расходов.

Также два звена имеет современная телекоммуникационная схема, при которой студенты общаются с вузом преимущественно через интернет. Эта схема выступает под различными названиями: е-1еагт^, он-лайн обучение... Сейчас эту схему широко применяют кампусные вузы - им же надо как-то использовать свои кампусы. Налицо попытки совместить новые технологии с устаревшей дидактикой. Географическая проблема телекоммуникациями решается, но затраты по прежнему велики.

СГА применяет трехзвенную инфокоммуникационную схему, в которой между вузом и студентами помещается центр доступа к образовательному ресурсу. При этом решается не только географическая проблема, но и резко сокращаются затраты, так как для проживания и социального обеспечения (питание, медицина, спорт) студенты используют муниципальные объекты.

Однако, наши исследования показывают, что наиболее эффективной будет четырехзвенная схема, которую мы называем коммуникационно-роботизированной - между центром доступа и студентами вставляется звено интеллектуальных роботов и именно на них переносится центр тяжести прямого общения студентов с обучающими структурами. Четырехзвенная схема обладает максимальной гибкостью, применима в любых условиях, малозатратна, полностью отвечает географическому постулату, а кроме того, отвечает требованиям постулата непрерывности образования, так как обладает необходимой гибкостью, возможностью настраиваться на индивидуальные запросы обучающегося.

Мы разрабатываем и применяем большой спектр учебных роботов -лекции с обратной связью, супертьюторы, логические схемы, экономические и другие игры, исследовательские программы, тестирующие и аттестационные программы и др. Но мы особенно гордимся создаваемыми в СГА организационно-дидактическими роботами (см. таблицу 2), которые в настоящее время быстро внедряются в практическую деятельность СГА.

Табл. 2

Организационно - дидактическая роботизация СГА

Робот академического администрирования КАСКАД: • компьютерная авторизация сессий, • контроль • администрирование □ учитывает все занятия и их оценки; □ осуществляет допуск к модульной, промежуточной и итоговой аттестациям; □ переводит студентов на следующий семестр (курс); □ составляет семестровые матрикулы с рейтингами студентов; □ составляет ираспечатывает академические справки и документы об образовании; □ осуществляет финансовые расчеты за образовательные услуги.

Робот-рецензент студенческих творческих работ КОП: контроль оригинальности и професс ионализма □ проверяет нормокомплектработы (оформление, объем, библиография и др.;) □ проверяет оригинальностьработы; □ оценивает уровень профессионализмаработы (через семантические сети); □ оценивает общекультурныйуровень и грамотность работы; □ оформляет рецензию и выставляет оценку.

Робот индивидуальных учебных процессов КОМБАТ: компьютерная база аттестаций □ составляет индивидуальные учебные планы; □ составляет индивидуальные расписания; □ предоставляет студентамучебные занятия; □ проводит аттестацию занятий; □ контролирует выполнение учебного гтана и расписание занятий; □Фиксируетрезультатыучебного процесса для передт данных в КАСКАД.

| кьйДи^^й^д ¡а 1 ■ -—- ^Щ \

Робот академического администрирования КАСКАД (компьютерная авторизация сессий, контроль, администрирование) осуществляет функции деканатов, а также бухгалтерии и ректората, в том числе учет всех занятий и их оценок, допуск к модульному и экзаменационному тестированию, выдачу семестровых матрикулов, перевод с курса на курс, контроль оплаты обучения, выдачу документов об образовании и сопутствующие функции, включая расчет рейтингов студентов.

Робот-рецензент студенческих творческих работ КОП (контроль оригинальности, профессионализма) проверяет курсовые работы, эссе, отчеты о практиках и др. Проверяет нормокомплект и оформление работ, их оригинальность, с помощью семантических сетей оценивает уровень профессионализма, общей культуры, стилистики, грамотности, оформляет рецензию и выставляет оценку. Этот робот пока единственный в мире. Скорость его работы 12 сек. на работу, 5 работ в минуту, 300 в час, 7200 в сутки - роботу сон не нужен. Студент из любого города получает рецензию на свою работу через час после её отсылки.

Робот индивидуальных учебных процессов КОМБАТ (компьютерная база аттестаций) составляет индивидуальные расписания занятий,

предоставляет студентам индивидуальные учебные занятия, проводит аттестацию по результатам занятий, контролирует выполнение учебного плана, фиксирует результаты учебного процесса для передачи в КАСКАД.

Замечательные свойства роботизированных технологий особенно эффективно могут быть использованы в малых городах и поселениях, особенно в горной и труднодоступной местности для любых уровней и видов образования, в том числе и для школьного образования. Индивидуальные методы обучения позволяют организовать учебу даже одного школьника, студента или слушателя.

Добавим еще одну мысль.

С учетом возможностей коммуникационно-роботизированной технологии, несомненной ошибкой является проводимое в настоящее время в России сокращение количества малокомплектных школ. При этом игнорируется географический постулат образования. Современная технология и дидактика позволяют организовать малозатратную деятельность малокомплектных школ, а географический постулат требует увеличения их количества в России примерно в 10 раз - до 600 тысяч.

На своем опыте мы убедились, что интеллектуальные роботы обладают объективностью, быстродействием, индивидуальной подстройкой под каждого учащегося. Основным трендом дальнейшего развития образования несомненно является роботизация.

Качество высшего образования

Качество образования является сейчас главной темой спекуляций и, причем не только в России, но и во всем мире. Все критикуют качество образования, в обществе сложилось убеждение, что раньше качество было лучше, а в настоящее время оно ухудшается и ухудшается, и чем больше денег вкладывается в образование, тем хуже становится его качество.

Наше мнение состоит в том, что если критерием является качество выпускников вузов, то оно зависит от двух групп факторов: генетических (природные способности студента) и средовых (образовательная среда, созданная вузом). Соответственно, высокого качества выпускников вуз может добиться двумя способами: отбором одарённых студентов и созданием совершенной образовательной среды.

Здесь надо бы привлечь науки, изучающие человека, но официальная образовательная наука не интересуется человеком. Она не различает студентов по полу, по возрасту, по свойствам нервной системы.Нам пришлось создать лабораторию когнитивной нейрологии и изучать всё самим.

Приведено исследование одаренности россиян по критерию (рис.

Одаренность людей по критерию

Рис. 9

Получены данные, что одаренных насчитывается 5,3%, норма (то есть средние способности) - 83,4% и людей низко одаренных, которые, по-видимому, не смогут получить высшее образование, - 11,3% (см. рис.10). Однако, доля людей с высшим образованием среди экономически активного населения уже сейчас приближается к 30% и продолжает возрастать. Из этой доли 5/6 - люди со средними способностями. Они и составляют подавляющее большинство студентов обычных вузов.

Существуют еще вузы элитные, обильно финансируемые государством. По аналоги с термином «социальный лифт» их можно назвать социальными поездами. Они отбирают самых одаренных, обучают их за счет налогоплательщиков, далее в элитные вузы приходят иностранные вербовщики, одаренные выпускники уезжают работать за границу и там платят налоги и пополняют пенсионные фонды.

Национальную экономику тянут выпускники со средними способностями из обычных вузов, в том числе из СГА.

Обеспечение качества подготовки

специалистов в вузах

Влияние генетических и средовых факторов (общие и индивидуальные) на процесс обучения*

Вклад образовательной среды вуза при групповом обучении (традиционная технология) — до 20%;

Вклад образовательной среды вуза при индивидуальном обучении (ИКТ-обучение) - до 32%......

* Данные Луизвильского лонгитьюда (исследование монозиготных и дизиготных близнецов, сибсов, приемных детей), данные для взрослых (15 лет и старше)

Рис. 10

По исследованиям психологов (рис. 10) влияние генетических факторов является преобладающим и составляет 2/3. Влияние средовых факторов - 1/3 (вот так мы определили долю вузов в экономическом эффекте). Но это заставляет нас усилить внимание к образовательной среде. При этом следует учесть, что в вопросах содержания образования российская образовательная система не допускает вольного творчества вузов. Существуют списки профессий, примерные образовательные программы, государственные образовательные стандарты. У всех практически одинаковые. Шаг в сторону считается побегом, можно иметь неприятности с прокуратурой.

Проведенные нами исследования показали, что тестирование остаточных знаний студентов никак не может являться критерием качества работы вуза и, как с правовой точки зрения, так и с точки зрения психологии неприемлемо и может принести вред.

На контроль качества работы вузов, на процессы лицензирования и аккредитации затрачивается большой труд квалифицированных специалистов и большие средства. Наблюдения показывают, что эти затраты не окупаются, в значительной части они являются излишними.

Таким образом, основным критерием качества вуза, его работы по нашему мнению является не качество выпускников, в основном зависящее от их способностей, а качество образовательной среды, создаваемой вузом.

Качество образовательной среды можно оценить по степени осуществления тех ее функций, которые достигаются применением современных технологий:

- обучение на месте проживания (географический постулат);

- индивидуальные образовательные программы (постулат непрерывного образования);

- индивидуальная дидактика (время усвоения, количество повторов...)

- индивидуальные графики обучения;

- идентификация обучающихся;

- объективность оценки уровня знаний;

- мониторинг обучения (постоянный контроль, а не сессионный);

- информатизация (роботизация) администрирования.

Интегральной характеристикой образования является постулат

развития личности как главной цели получения высшего образования. На уровне когнитивной нейрологии развитие личности характеризуется структурной перестройкой мозга. Эта цель достигается только большим объемом интеллектуальной (учебной) работы, а следовательно образовательная среда должна понуждать учащегося выполнить эту работу в полном объеме, должна контролировать объем работы студентов и слушателей.

Образование и качество жизни

Массовое высшее образование привлекло внимание к вопросам влияния продолжительного обучения на различные аспекты жизни и даже на физиологию человека. Очевидно, что у образованного человека меняются привычки и стиль поведения, меняется круг общения, использование свободного времени, стили питания, поддержания здорового образа жизни, отношение к семье и многое другое.

Табл. 3

Новые качества человека развитой цивилизации '

1. Акселерация (раннее созревание, укрупнение...)

2. Увеличение средней продолжительности жизни

3. Возрастание

4. Демографический переход (смена гиперболического закона роста на линейный закон падения и стабилизацию)

Гипотетическая причина

Появление массового высшего образования

Накапливающиеся физиологические изменения приводят (см. таблицу 3) к явлениям акселерации (раннее созревание, укрупнение.), увеличению продолжительности жизни (за 200 лет она возросла втрое), усилению интеллекта (за последние 15 лет ср.1р увеличился на 10%), к демографическому переходу (депопуляции), к помолодению (за последние 80 лет люди физиологически помолодели на 10-20 лет), к усилению умственных способностей пожилых людей 50-70 лет и т.д. Ученые пока не могут предложить убедительные причины таких явлений. Наша гипотеза - они возникают в результате резкого возрастания доли людей с высшим образованием.

Зависимость здоровья граждан США от дохода и образования (2004 г .)

Годовой Доор плдн В 1ВЕИ[ ;й о хорошим и отличным здоровьем шмости от уровня ойрлммекня.Ч

доу>ц, Нине слеанег о Сроднен общее Среднее специлпьн. Высшее

< 20 юо 31) 40 46 65

¡0 МО- 3413} 39 50 Ей п

35 ИО ■ Н 939 43 62 67 73

$5 000-74 3» 67 и 80

> 75 000 в; 71 п вз

Показатели Высшее образование в среднем улучшает (с^ео раз) по сравнению с образованием:

ниже средним средним общим средним специальн.

Здоровье 1,65 1,32 1,16

Годовой доход 1,58 1,29 1,16

Качество жизни (произведение) 2,61 1,70 1,37

Доля здоровых, % 100

образование

65 000 >75 000 Годовой доход, 5

Рис. 11

Приведено исследование, проведенное в США (см. рис. 11), которое показывает, что уровень образования одновременно влияет на заработок человека и его здоровье. Чем выше уровень образования, тем лучше здоровье и тем выше годовой доход. Если считать качеством жизни произведение годового дохода на уровень здоровья, то у человека с высшим образованием качество жизни выше в 2,6 раза по сравнению с человеком, у которого образование ниже среднего.

В СГА по статистическим данным выполнено исследование динамики продолжительности жизни россиян в зависимости от образования (рис. 12).

Динамика продолжительности жизни в зависимости от уровня образования

83 81 79 77 75 73 71 69 67 65

Швеция: работники умственного труда, имеющие высшее образование

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Академики РАН Россия,, высшее образ ование

Россия,, все население

1961-1970 1971-1980 1901-1990 1991-2000 2001-2007

Рис. 12

Показано, что в пореформенные года средняя продолжительность жизни населения России падала, в то время как у людей с высшим образованием росла. В настоящее время разница между продолжительностью жизни образованных людей и не получивших высшее образование составляет более 10 лет. Приведены данные по академикам РАН, их средняя продолжительность жизни выше ещё на три года, динамика положительная. Приведены данные по образованным шведам - также положительная динамика.

Таким образом, высшее образование - это не только, и даже не столько, профессиональный фактор, сколько социальный и физиологический. Ограничивая гражданам возможность получения высшего образования, власти ухудшают качество их жизни, ограничивают материальное благополучие и саму жизнь.

Государственники задают вопрос: экономике нужны рабочие, но если все будут иметь высшее образование, где взять рабочих? Государственники забывают, что в наше время и многие рабочие профессии требуют высшего образования, а кроме того, нет железного занавеса. Существует международный рынок труда, в России и сейчас около 13 млн. трудовых мигрантов (для сравнения - в США 35 млн.).

Рынок труда уравнивает спрос и предложение, а разумная иммиграционная политика (к которой прибегают многие страны) позволяет избежать кризисов и перекосов.

Предложим свой ответ на ещё один животрепещущий вопрос. В связи с депопуляцией количество школьников, абитуриентов, студентов сокращается почти вдвое и в высшей школе появляется излишний потенциал, излишний профессорско-преподавательский состав. Как его использовать? Наш ответ - экспорт образования. И причем в наиболее удобной и современной форме трансграничного образования. Заметим, что при этом ведущими должны быть негосударственные вузы, а ведомыми - государственные, так как их на свою территорию другие государства не пустят.

Слабость научных обоснований и мифы образования

Сфера образования очень близка к науке, тем более странен тот факт, что образование как отрасль, как система практически не пользуется наукой. Решения по управлению образованием принимаются волюнтаристским способом, на основе интуитивных представлений и субъективизма.

Такие важные для отрасли параметры, как лицензионные нормативы, непосредственно влияющие на экономику даже не отрасли, а всего государства, не обоснованы технологией образовательных процессов, в литературе не публикуются исследования на этот счет. Также не имеют научного обоснования санитарные нормы и правила, аккредитационные критерии.

Научными методами не проверяется корреляция между:

- условиями приема в вуз и успешностью обучения;

- успешностью обучения в вузе и производственной карьерой;

- объемом финансирования вуза и качеством образования;

- научными достижениями вуза и качеством подготовки выпускников;

- результатами тестирования остаточных знаний студентов и качеством подготовки выпускников.

Отсутствуют официально признанные научно обоснованные критерии:

- качества подготовки выпускников;

- качества образовательной среды вузов;

- качества научных достижений вузов;

- качества преподавательского состава.

Слабость научного обеспечения деятельности отрасли образования допускает существование в образовательной среде следующих мифов:

- образованию нужна благотворительность, а не рыночные отношения;

- закачка денег, разрушающая рыночные отношения, помогает развитию образования;

- качество образования определяется престижем вуза, а престиж -зданиями;

- доступность образования определяется его бесплатностью;

- образовательные стандарты, аккредитации и постоянный надзор улучшают качество работы вузов;

- вузы дают профессиональное образование, а не академическое;

- тестирование остаточных знаний определяет качество подготовки выпускников вузов;

- выпускники вузов становятся безработными.

Новая роль высшего образования

Из вышеизложенного мы делаем вывод о том, что в настоящее время сфера высшего образования находится на подходе к революционным изменениям, которые приведут к пониманию новой роли высшего образования в национальном измерении.

Эта новая роль заключается в:

- развитии инновационной экономики;

- приращении человеческого капитала в составе национального богатства;

- получении экономического эффекта в виде приращения воспроизводимого капитала и дополнительных налогов;

- улучшении качества жизни людей;

- положительной перестройке самого человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.