психологические науки
УДК 371:371.015 ББК 74.04:88.840
С.А. Белоусова, Е.А. Шумилова
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ
психологического ОБЕСПЕЧЕНИЯ информационно-аналитической функции
УПРАВлЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ
В статье рассматриваются научно-методические основания построения психологического компонента образовательного мониторинга на уровне образовательной организации.
Ключевые слова: психологический компонент образовательного мониторинга, психологическое измерение, научно-методические основания психологического измерения.
S.A. Belousova, E.A. Shumilova
basic research methodology for psychological
SUPPORT OF INFORMATIONAL AND ANALYTICAL FUNCTION IN EDUCATION MANAGEMENT
The scientific and methodological foundations for constructing a psychological component of educational monitoring at the level of the educational organization are discussed.
Key words: the psychological component of the educational monitoring, psychological dimension, scientific and methodological grounds of psychological measurement.
Масштабность психологической диагностической практики в сфере образования и невысокая реализованная ценность проводимых исследований заставляют на очередном этапе в развитии службы практической психологии образования вернуться к уточнению научно-методического обоснования включения психологов в процессы информационного обеспечения управления.
Как и любая целенаправленная деятельность, управление образованием предполагает наличие информации, необходимой для обоснований, выводов, прогнозов, т.е. управленческих решений. «Предметом информационного обеспечения управления образованием являются научные и прикладные аспекты технологий отграничения, сбора, обработки и оформления данных (сведений) о свой-
ствах образовательных систем, а также о протекании управленческих процессов и о соответствующих результатах» [4, с. 5]. При этом информация должна отвечать ряду требований: быть максимально полной по объему; объективной; предельно конкретной. В состав психологического информационного обеспечения управления образованием могут быть включены следующие сведения: директивные и нормативные документы по психологической службе образования; сведения об участниках образования, их взаимоотношениях; сведения о результатах функционирования образовательной системы. Последнее нуждается в уточнении с психологической точки зрения.
Педагог-психолог, как известно, «работает» с нормальным детством, за рамки которого вынесены все многообраз-
3
<
и]
го ей о о
о ^
ф
ш
<
С)
ные расстройства, нарушения и отклонения от нормального хода развития. Исследователи отмечают в рамках медико-биологической нормы множество трудностей психологического характера, которые необходимо своевременно обнаруживать и корректировать. Определение тех или иных особенностей психического развития или поведения детей как неблагоприятных, нежелательных, требующих коррекции, осуществляется двумя способами [1, с. 7]: с использованием критерия несоответствия их предъявляемым требованиям со стороны социально-культурного окружения (при нарушении функциональной нормы); на основании сравнения реального хода развития ребенка с оптимальным, т.е. максимально достижимым, уровнем в благоприятных условиях. Направленность прикладной психологии на контроль за полноценностью содержания и условий психического развития ребенка вытекает из онтогенетической теории. Ее основные посылки состоят в следующем.
Индивидуальные формы психической деятельности формируются на основе процесса овладения ребенком многообразными средствами и способами ориентации в сфере человеческих отношений и предметных практик, в мире в целом. Усвоение родового опыта деятельности - глубокий процесс, включающий в себя формирование потребностей и способностей ребенка, его целостной личности. Усвоение происходит в активной деятельности самого ребенка. Противоречия, возникающие в активной деятельности ребенка, - движущие силы его развития.
По своему строению деятельность ребенка с самых ранних этапов онтогенеза может иметь качественное своеобразие, т.к. зависит от определенных условий, и в первую очередь - от особенностей его реально-практического взаимодействия со взрослым (нередко есть основания рассматривать те или иные личностные особенности ребенка как производные от конкретной системы взаимоотношений его со взрослыми).
Большое значение для психического развития ребенка, формирования его
личности имеет процесс обучения (и воспитания).
Необходимым условием развития ребенка является сохранность нейроанато-мических структур и физиологических механизмов мозговой деятельности. Однако и влияние органических особенностей на развитие ребенка опосредовано социальным окружением (даже благоприятные «природные особенности» могут не реализоваться при отсутствии нужных условий).Эти положения онтогенетической теории развития могут служить обоснованием необходимости психологического контроля за ходом и полноценностью содержания и условий психического развития ребенка.
Таким образом, третий (в перечисленных выше) раздел информации в психологическом обеспечении информационно-аналитической деятельности управления образованием на уровне взаимодействия с субъектом управления образованием в образовательной организации может быть представлен в виде следующих задач: 1) контроль за условиями психического развития детей; 2) оценка результатов учебной деятельности; экспертиза средств и методов развивающего обучения, установления взаимосвязи организации обучения и хода развития детей; 3) определение дифференцированного подхода в решении задач оптимизации образовательного процесса.
Основным средством реализации данных задач для психолога является проведение психологических исследований, в ходе которых он должен: а) выявить в объекте изменения, обусловленные тем или иным педагогическим воздействием; б) отделить результаты этих воздействий от изменений, возникших при самодвижении объекта, от фоновых условий (т.е. решение множества проблем контролируемости интересующих его переменных, экологической валидности исследований и пр.); в) при планировании исследований обеспечить контроль за переменными, характеризующими предмет, объект исследования, воздействие и инструмент измерения.
До сих пор распространенное среди педагогов-психологов отношение
к психолого-педагогическому исследованию как к соблюдению только рекомендаций конкретной методики заставляют нас особое внимание уделить построению системологической сетки понятий. Психологические традиции, заложенные А.В. Брушлинским, В.Н. Дружининым, К. Левиным, Я.А. Пономаревым, С.Л. Рубинштейном, Ч. Филмером и др., в качестве глобальных предлагают использовать следующие конструкты: (Е) - среда; та часть объективной реальности, которая непосредственно взаимодействует с выделенной системой; (Et1 Е, ...Etn) - состояния среды; (S) -система - объект, обладающий психикой;
(S , S , . S ,) - состояния системы; (е) - внутренняя среда, внутреннее состояние системы;
(R) - взаимодействие среды и системы. «Отношения взаимодействия являются основным материалом для любого психологического анализа» [2, 25]; (- - - ) - переходы состояний;
- воздействие. Процесс обмена взаимодействиями в психологии принято представлять в виде схемы 1 и схемы 2 (рис. 1 и 2). состояние среды: Е1--------Е 2====>Е 3
4 Т 4
состояние системы:
S
>S
-->St ->
направление времени Рис. 1. Схема 1
На схеме 1 представлено следующее. Система от состояния в момент времени Ц переходит к состоянию в момент Ц, благодаря влиянию среды на систему. Среда от состояния в момент времени Ц переходит к состоянию^ из-за воздействия системы. Таким образом, активность приписывается среде.
Может быть принято за отправную точку отсчета состояние системы (активность приписывается системе, например, причиной изменения состояния системы была определена мотивация школьника, а не влияние участия его в выполнении определенных заданий). Это представлено на рис. 2.
состояние среды: Е==
Т
состояние системы: S.
=>Е
->Е.
>St2 >St3
->
направление времени Рис. 2. Схема 2
В обоих случаях осуществляется позитивистское описание реальности - рассматриваются только такие воздействия среды, которые приводят к психическим изменениям.
(¥) - психика;
(Е-------->¥) - отношения отражения;
(¥------- психорегулятивное отношение;
------¥ ) - способность психики
к самодвижению;
------Е) - соотносимое во времени
изменение состояния психики и среды;
(Еа------¥ ) - соответствие предшествующего состояния психики будущему состоянию среды, «опережающее отражение» [2, с. 28].
Основой проектирования психологического мониторинга может являться совокупность всех выделенных отношений, предложенная В.Н. Дружининым в виде графика (рис. 3).
Т =====>\ ........
1 Rh
%
-E
t2
>S
====> E
с2 ^3
Рис. 3. Совокупность отношений психики
Разделим отношения на поддающиеся наблюдению и конструируемые (домысливаемые) (рис. 4).
Наблюдаемые отношения:
----Б,
Конструируемые
отношения:
=>Et: =>S„
-Wt2 —Wt
->W
t3
ti
-Е
1) Eti-
2) Et2 : 3) S« =
4) St2-5) St2-
6) Eti-7) Eö-
Рис. 4. наблюдаемые и конструируемые отношения в психологическом мониторинге
1) Wti-2)
3) V
4) Wt1-5)
6) Wt2-
Ф S К I S ГО I £0 ф О
ф го
П. О.
ою Ф о
О 5
X
ф
^
ш го
С
а X
>s о
О ф
т
X
го ш о
X
о
о _
Ф с,
_ го
Ü X
о
ф I
т о
_ X
Ч х о о
4
Т
t3
S
ti
t2
t3
го ш о с;
3
<
и]
го" ей О
о >
о ^
ф
ш
<
С)
При этом наблюдаемые детермина-ционные отношения - ($12—Е), а ненаблюдаемые детерминационные отношения: (Ей.......>^й) и СРа......
Каузальная модель интерпретирования для психолога выражается схемой: (среда отражается психикой, а психика изменяет состояние организма). Телеологическая модель интерпретации выглядит следующим образом: (¥—8—Е) и означает, что цель и мотив определяют поведение, которое приводит к изменениям среды.
Далее следует решить проблему показателей и уровней изменения. Психологический мониторинг-исследование академического (в отличие от практически психологического) формата а значит, рассматривается не психика в целом (¥), а ее подсистема, свойство и т.д. (¥'), наблюдается и анализируется не вся среда (Е), а ее часть (Е'), в системе мы берем лишь некоторые ее наблюдаемые проявления и регистрируемые особенности внутреннего состояния (е'). Используем метод моделирования для выделения некоторых интересующих нас сторон естественного процесса и абстрагируемся от других. Описание основных составляющих и отношений между ними может быть представлено следующим образом.
1. Для решения первого типа задач (изучение психических функций; выяснение того, какие процессы у школьников развиваются успешно, а какие «западают»; насколько успешно идет обучение в конкретных классах; как продвигаются в обучении параллели, в каких параллелях возникают затруднения; как продвигаются в обучении все параллели и т.п.) осуществляется исследование общепсихологического типа («психология среды»). Речь идет о комплексном исследовании отдельных систем.
Среда (Е) варьируется - разные образовательные программы, разные варианты комплектования учащихся, разные ученические коллективы... Объекты рассматриваются как эквивалентные. План общепсихологического исследования представлен на рис. 5.
Все S эквивалентны
Е 2—8
е и
Рис. 5. План общепсихологического
исследования в психологическом мониторинге
2. Для решения второго типа задач (анализ процесса обучения по категориям обучающихся - как проходит обучение мальчиков и девочек, одаренных и обычных детей, желающих учиться и не имеющих положительной мотивации учения, здоровых и имеющих отклонения в развитии и т.д.) осуществляется исследование дифференциально-психологического типа («психология систем»).
Среда (Е) признается эквивалентной, либо берется одна и та же среда. Системы
признаются неэквивалентными. План дифференциально-психологического исследования представлен на рис. 6.
V-8«1- ...
Все Е эквивалентны
Е 8 2—
12
Рис. 6. План дифференциально-психологического исследования в психологическом мониторинге
В соответствии с заказом системы управления образованием на состав психологических сведений, приведем необходимые понятия, например, по сфере познания. Интеллект [3, с. 142-143] -«относительно устойчивая структура умственных способностей индивида. Содержательное определение самого интеллекта, особенности инструментов его измерения зависят от характера соответствующей общественно значимой сферы активности индивида (учение, производство, политика и др.)». Уровень умственного развития [3, с. 415] - «совокупность знаний, умений и сформировавшихся при их усвоении умственных действий; свободное оперирование ими в процессах мышления, обеспечивающих усвоение в определенном объеме новых знаний и умений. Наличный уро-
Е,1—8,°—
вень умственного развития - это состояние познавательных и творческих возможностей индивида . Критериально-ориентированное тестирование . дает возможность, не охватывая всего уровня умственного развития в целом, установить, насколько он достаточен для усвоения учебных программ и выполнения заданий, поставленных в конкретной учебной . деятельности, выявить проблемы в знаниях и указать способы возможной их ликвидации». Динамика интеллектуального развития - ход развития, изменение интеллекта под влиянием действующих на индивид факторов.
Отсюда, показатели (¥') и отношения (изучаемые переменные) в ходе психологического мониторинга в образовательной организации: характеристика деятельности (учения); уровень формирующихся психических процессов и качеств; характеристика новообразований возраста; соотношение реального развития деятельности и уровня психических процессов; соотношение уровня умственного развития и академической успешности; абсолютный и относительный прирост интеллекта; соотношение абсолютного и относительного прироста интеллекта с академической успешностью и т.п.
Особо обратим внимание на характеристики методов реализации мониторинговых исследований. В психологическом мониторинге основным методом исследования является измерение, наиболее объективирующее психическую реальность. Это метод «выявления количественных характеристик изучаемых психических явлений. Сущность - определенным психическим явлениям приписываются по определенным правилам числа. Правило - установление соответствия между определенными свойствами чисел и определенными свойствами вещей» [3, с. 132]. В психологическом измерении принято ориентироваться на следующие онтологические принципы: репрезентативности объекта измерения, валидно-сти, надежности, стандартизации условий, инвариантности результата.
С течением времени психологическая практика в образовании накопи-
ла некоторый запас тестов - одного из упрощенных психологических измерительных инструментов, представляющих собой систему заданий, позволяющих измерить уровень развития определенного психического качества [3, с. 396]. «Работают» в практике критериально-ориентированные методики, позволяющие выявить, насколько испытуемый владеет знаниями, навыками умственных действий, которые необходимы и достаточны для выполнения определенных классов учебных заданий; тесты интеллекта, позволяющие выявить умственный потенциал индивида; тесты достижений, выявляющие степень владения испытуемыми конкретными знаниями, умениями, навыками; тесты креативности. Однако, для обеспечения нужного качества измерений важно решить ряд научно-методических проблем в отношении методов сбора данных: обновление инструментария на новых психологических основаниях; обновление шкалирования данных; формирование обновленного психологического портрета возрастных когорт и др.
Анализотчетовпедагогов-психологов по результатам проводимых исследований показывает на тенденцию многих из них упрощать этап обработки полученной информации. В этом плане важно напомнить о целесообразности использования в обработке и интерпретации получаемых данных нескольких видов статистических задач: сопоставление групп испытуемых по какому-либо признаку; сопоставление того, что было, и что стало; сопоставление двух признаков, измеренных на одной и той же выборке испытуемых; сопоставление индивидуальных значений, полученных при комбинациях каких-либо условий.
Итак, психологический компонент образовательного мониторинга - одна из самых «старых» задач, стоящих перед службой практической психологии образования. Масштаб реализации этой задачи заставляет вновь и вновь обращаться как к ревизии сложившейся практики, так и поиску эффективных научно-методических обоснований ее решения.
ф ^
к I
^ го
I со
ф о
т 2 ф го
П. О.
ою Ф о
ю ск О 5
X
ф
^
ш го
С
X
о ^
о ф
т
X
го ш о
X
о
о _
ф с;
^ го
^ х
о
ф т
т о
^ х
Ч х
о о
Библиографический список
1. Бурменская, Г.В. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей [Текст] / Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г.. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 136 с.
2. Дружинин, В.Н. Структура и логика психологического исследования [Текст] / В.Н. Дружинин. - М.: Институт психологии РАН, 1993. - 120 с.
3. Психология. Словарь [Текст] / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.
4. Сериков, Г.Н. Элементы теории системного управления образованием. Ч.3. [Текст] / Г.Н. Сериков. - Челябинск: ЧГПУ, 1996. - 189 с.
Referencеs
1. Burmenskaya G. et al.. Age-related counseling. problems of mental development of children. M.: MSU, 1990. [in Russian].
2. Druzhinin V. The structure and logic of psychological research. M.: Institut Psychologii RAN, 1993. [in Russian].
3. Psychology. Dictionary M .: Politizdat , 1990. [in Russian].
4. Serikov G.N. Elements of the theory of the system of education management. Part 3. Chelyabinsk : Chelyabinsk State Pedagogical University , 1996. [in Russian].
Сведения об авторах: Белоусова Светлана Анатольевна,
доктор психологических наук, доцент, кафедра психологии развития, Южно-Уральский государственный университет (научно-исследовательский университет) г. Челябинск
&mail: [email protected]/
шумилова Елена Аркадьевна,
Доктор педагогических наук, профессор, кафедра педагогики и психологии Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск
&mail: [email protected]
Information about the authors: Belousova Svetlana Anatolievna,
Doctor of Psychology,
Department of Developmental
Psychology
South Ural State
University,
Chelyabinsk. Russia
E-mail: [email protected]/
Shumilova Elena A.,
Doctor of Pedagogics, professor,
Department of Pedagogy and Psychology
Chelyabinsk State Pedagogical
University
Chelyabinsk. Russia.
E-mail: [email protected]