Научная статья на тему 'Научно-методические основания преподавания проектирования интегрированных видов декоративно-прикладных искусств (на примере ювелирного и косторезного искусства)'

Научно-методические основания преподавания проектирования интегрированных видов декоративно-прикладных искусств (на примере ювелирного и косторезного искусства) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
92
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смекалова А.А

Статья посвящена современным тенденциям в культуре и социуме интеграционным процессам, которые стали проявляться вразных сферах бытия человека. На основании этого направления автор предлагает использовать эту концепцию в профессиональной подготовке ювелиров, а именно сочетать традиционные виды декоративно-прикладных искусств, создавая единое художественное явление. С целью обновления содержания автор рассматривает и приводит пример проектирования интегрированных изделий с целями, задачами и поэтапностью процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Смекалова А.А

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Научно-методические основания преподавания проектирования интегрированных видов декоративно-прикладных искусств (на примере ювелирного и косторезного искусства)»

Смекалова А.А.,

Высшая школа народных искусств (институт)

Научно-методические основания преподавания проектирования интегрированных видов декоративно-прикладных искусств (на примере

ювелирного и косторезного искусства)

В настоящее время интенсивность темпов развития науки и технологии, введение различных видов инноваций ведут за собой смену приоритетов культурных и социальных ценностей. Постоянно повышаются улучшения требования уровня жизни человека, а также развитию духовного богатства личности.Это связано и с систематическим накоплением знаний и опыта, а главное - с реформами в отечественном высшем образовании, что порождает необходимость обновления учебного процесса.

В наши дни при проектировании ювелирных украшений все отчетливее проявляется тенденция обращения авторов к художественным образам современного промышленного дизайна. Но в целях привлечения общества к традициям их сохранению, мы можем использовать их синтез, так как ювелирное искусство себя исчерпало в приемах, способах декоративной отделки, формообразовании, перефразировании всевозможных художественных образов и тд.

С учетом анализа актуальности рассматриваемой проблемы, мы считаем, что необходимо использовать процессы интеграции, которые могут иметь место в рамках уже сложившейся системы профессиональной подготовки ювелиров, применяемые в виде заданий учебных программ профессионального образования бакалавров-ювелиров.

Рядом ученых были рассмотрены понятия «интеграция» и исследованы интеграционные процессов в общей и художественной педагогике: М.Н. Берулава, А.Я. Данилюк, Б.П. Юсов, Л.Г. Савенкова, С.В. Аранова. В их работах указывается о том, что интеграция развивает интеллектуально-

познавательные способности учащихся.

В понятие интеграции входит значение процесса, или действия, имеющее своим результатом, целостность; объединение, а также соединения в целое ранее разнородных частей и элементов. На основе этогомы предлагаем ввести в предмет «Проектирование» разработку интегрированных изделий, сочетающих ювелирноеи другие видыдекоративно-прикладных искусств (такие как: кружевоплетение, косторезное искусство, лаковая миниатюра). Это позволит создать новое интеграционное решение, художественное изделие, не сводимое к сумме составляющих его компонентов.

Ювелирное дело издревле являлось неотъемлемой частью декоративно-прикладного искусства. Отсюда и сходство художественных образов с другими видами декоративно-прикладных искусств. Их идейное содержание, образное и композиционное единство, общность участия в художественном решении, согласованность масштабов, пропорций, ритма породят в искусстве качества, способные активизировать его восприятие, сообщать ему многоплановость, многогранность развития идеи, оказывая на обучаемого многостороннее эмоционально насыщенное воздействие, обращаясь ко всей полноте его чувств. Как в отдельные исторические эпохи, так и сегодня в соответствии с конкретным замыслом художника разные виды искусства могут тесно срастаться между собой, гармонично дополнять друг друга или находиться в контрастном сопоставлении, выявляя своё взаимодополняющее своеобразие. При их дифференциации, возникает обратное и естественное стремление — к их синтезу. Искусства взаимодействуют по своей сути, так как являются разным выражением одних и тех же духовных явлений и качеств мира. Цвет, основы композиции, пространство, возможности связи материалов тесно взаимосвязаны.

Исторически, четких границ разъединения искусств не было, так как в

древности искусство носило синкретичный характер. В процессе развития

искусств, многие направления сформировались в самостоятельные виды. С

усовершенствованием искусств и их независимости друг от друга, в настоящее

время появляется тенденция к их взаимодействию или интеграции. Этот процесс

необходим для формирования у студентов: навыков сравнения, соотнесения,

35

сопоставления, противопоставления, трансформации, преобразования, обобщения, расширения знаний за счет изучения отдельных компонентов интегрируемых видов искусств, а также для нахождения общих точек соприкосновения между разнокачественными явлениями.

Чтобы проанализировать варианты интеграции традиционных прикладных видов искусств, необходимо рассмотреть возможные принципы их взаимодействия, такие как: исторические примеры, сочетаемость материалов, общие принципы композиции, используемые в декоративном искусстве, технология соединения, пространственно-временные связи, соединение плоскостного изображения и объема, сочетание традиционного способа изготовления изделий с инновационными. На протяжении многих веков художники пробовали соединить разные материалы и некоторые из них закрепились в нашем восприятии как естественные. Но есть такие сочетания, которые не изучены. Поиск этих взаимосвязей и единой гармонии между ними представляет собой большой творческий интерес для будущего художника. Каждый вновь появившийся материал в изделии может дать новые элементы, привнести свою эстетику, изысканность, свойства, цвет и ощущение новой фактуры и дать неповторимость образа. Кроме того, применение непохожих материалов создает контраст по форме и текстуре, как дополнительное средство композиции. В декоративно-прикладном искусстве чаще применяются натуральные материалы. Они веками использовались для украшения как эстетически, так и для введения цветового пятна в металлические изделия. Цвет различных материалов и самого металла всегда волновал человека, вызывая чувства, но иногда металл является нейтральным конструктивным элементом. К настоящему времени создано несколько комбинаций, которые считаются удачными, например, связь дерева, кости с металлом. Механически хорошо соединить их крайне трудно, и только в самое последнее время это удается нашей технике, когда используются современные технологии.

Для достижения поставленных задач интеграции искусств необходимо

использовать методы и принципы, используемые в обучении проектированию

интегрированных видов искусств: ассоциация, формальное содержание, световое

36

и цветовое отношение, законы композиции. Композицию понимают в области искусства как систему построения художественного произведения. Это понятие применимо к процессу проектирования, к проекту и самому изделию.Прежде чем рассмотреть различные закономерности композиции, надо познакомиться со свойствами пространственной формы материальных предметов, то есть совокупность всех ее зрительно воспринимаемых признаков: геометрический вид (конфигурация), величина, положение в пространстве, масса, фактура, текстура, цвет, светотень. Работа с различными видами материалов развивает наблюдательность, раскрывает возможности восприятия, и дает ощущение материалов,помогая лучше понять свойства пространственной формы предметов.

В настоящее время все больше возрастает роль науки, растет объем знаний, меняются общественные ценности, поэтому естественно, меняются цели обучения, меняется его содержание. Отсюда, важным является привитие обучаемым стремления самостоятельно приобретать знания. Методика преподавания как педагогическая наука решает вопрос о закономерностях процесса обучения по конкретной учебной дисциплине, на основе которых строится процесс обучения данной дисциплине. Слово методика происходит от древнегреческого теШо-Шке, что означает «путь исследования», «способ познания». Методика преподавания в высших учебных заведениях относится к педагогическим научным дисциплинам. Перед ней стоят задачи исследования закономерностей процесса обучения конкретной учебной дисциплине (предмету).

Обучение дисциплине «Проектирование» в высшем учебном заведении художественного профиля - сложный процесс, состоящий из отбора содержания, принципов, методов, форм обучения, дидактических средств (наглядных материалов, учебников и т.д.), существования учебного процесса. Дисциплина «Проектирование» является одной из профилирующих дисциплин в программе учебно-образовательного профессионального цикла будущих художников-ювелиров.

В профессиональной деятельности художников большое место занимают

умения - способность использовать знания в изменяющихся условиях

практической деятельности. Профессионал должен уметь планировать свою

37

работу, делать расчеты, принимать оперативные решения на основе анализа сложившейся ситуации, контролировать ход и результаты своего труда и т.д.

Применяя методику обучения как педагогическую науку, мы изучаем и разрабатываем цели, содержание, методы и средства обучения по конкретной учебной дисциплине «Проектирование».

Целями на занятиях по проектированию интегрированных изделий декоративно-прикладных видов искусств являются создание проекта, макета (прототипа, прообраза) предполагаемого или возможного объекта. В этой связи должны изучить комплект документации, предназначенной для создания определённого объекта, его эксплуатации, ремонта и ликвидации, а также для проверки или воспроизведения промежуточных и конечных решений,на основе изучения художественно-историческогоматериала и технологии.

В задачи обучения проектированию интегрированных изделий входит наработка студентами знаний и умений:

- в разработке художественных проектов изделий, интегрирующих различные виды декоративно-прикладного искусства, как предметов эстетического и утилитарного назначения, обеспечивая высокий уровень потребительских свойств и эстетических качеств изделий, соответствие их технико-экономическим требованиям и прогрессивной технологии производства, требованиям эргономики,

- в осуществлении отбора и анализа информации (исторической, научной, технической, иллюстративной), необходимой на различных стадиях художественного проектирования, выбора стратегий и методов исследования проектных ситуаций, методов поиска новых идей, методов исследования структуры проблемы, методов оценки,

- по изучению требований, предъявляемых заказчиками к проектируемым изделиям, предметам, техническим возможностям предприятия для их изготовления,

- по проведению сравнительного анализа аналогичной отечественной и зарубежной продукции, оценку их эстетического уровня,

- в участии при выполнении отдельных стадий и направлений научно-

38

исследовательских и экспериментальных работ, связанных с решением художественных, конструкторских и стилистических задач,

- в осуществлении с использованием новых информационных технологий поиска наиболее рациональных вариантов решений материалов, элементов и компонентов формы, подготовке данных для расчетов экономического обоснования предлагаемых изделий, предметов и др.,

- в разработке необходимой технической документации на проектируемое изделие (эскизы, чертежи, макеты, демонстрационные графические произведения, наглядные технические схемы, зарисовки и др.),

- в разработке художественных проектов изделий с учетом конструктивно -технологических, эстетических, стилистических, экономических и др. параметров,

- в использовании информационных технологий при разработке новых изделий, предметов, функций, нововведений и т.п.

Проектирование интегрированных изделий декоративно-прикладных видов искусствпредполагает более глубокое проникновение студентами в понимание особенностей ювелирного искусства.

Результатом проектирования будет создание проекта, который состоит из: цели, задач, необходимых сведений о ювелирном изделии и других видах декоративно-прикладных искусств, описание процесса интеграции (историко-художественный, технологический), представления модели изделий и этапов проектирования, оценивания этапов, сроков выполнения. Проект может содержать описание технических условий и помещений, оборудование, и информационные источники.

Примером проекта может служить проект «Образ листьев, выполненный в виде ажурной композиции на основе сочетания ювелирного искусства и кружевоплетения». Ажурная композиция «Осенние листья» на основе сочетания ювелирного искусства и кружевоплетения.

1. Цель проекта: создание художественного изделия интегрирующего ювелирное искусство и кружевоплетение изделия декоративно-

прикладных видов искусств, и пояснительной записки.

39

2. Задачи проекта: 1) выполнить проект будущего изделия в виде чертежей проекций, одна из которых в цвете с высоким качеством исполнения, 2) найти принципы соединения двух разных видов искусств, 3) создать единое художественное произведение, обеспечив эстетическое и утилитарное его назначение.

3. Этапы проектирования:

• Отбор информации по изделиям, в которых есть соединения материалов, традиционных и нетрадиционных для ювелирного искусства (исторические примеры, их описания - временной период, особенности композиции, технологии соединения, виды и конструктивные особенности изделий) - в виде зарисовок и записей.

• Отбор информации по изделиям, в которых есть соединения различных видов искусств на основе ювелирного искусства (исторические примеры, их описания - временной период, особенности композиции, технологии соединения, виды и конструктивные особенности изделий)- в виде зарисовок и записей.

• Поиск идей будущего проекта в виде набросков.

• Разработка наиболее удачного эскиза, выбранных под руководством преподавателя.

• Выполнение необходимой технической документации на проектируемое изделие в виде чертежей разных видов проекций, макетов (при необходимости) и наглядных технических схем соединения материалов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.