Научная статья на тему 'Научно-методические и практические аспекты применения антироссийских санкций как инструмента внешней политики'

Научно-методические и практические аспекты применения антироссийских санкций как инструмента внешней политики Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
348
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ САНКЦИИ / ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ГЕОПОЛИТИКА / ЭМБАРГО / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОГРАНИЧЕНИЯ / ОФШОРЫ / ECONOMIC SANCTIONS / FOREIGN TRADE POLICY / GLOBALIZATION / GEOPOLITICS / EMBARGO / ECONOMIC CONSTRAINTS / OFFSHORES

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Смирнов Евгений Николаевич

Статья посвящена анализу теоретических и практических аспектов использования экономических санкций как инструмента современной международной политики. В инструментарии современного влияния одних стран на другие санкции используются широко только в последние несколько лет. По мнению автора, это отчасти объясняется неэффективностью сложившейся системы многостороннего регулирования международных экономических отношений. В рамках проведенного исследования разработана классификация и типизация санкций по различным критериям. Проведенный анализ позволил прийти к выводу, что инициаторы санкций должны обязательно заблаговременно и объективно оценивать возможности и последствия применения к ним самим контрсанкций, реакцию мирового общественного мнения и собственного населения и бизнеса, поскольку сами санкции могут нанести существенный ответный ущерб. Также был сделан вывод о том, что большое значение имеют возможности получения государственной поддержки в случае наступления санкций, наличие надежных зарубежных бизнес-партнеров, не боящихся вторичных санкций. В нашем исследовании были разработаны хронологические этапы антироссийских экономических санкций. Было установлено, что наибольший эффект достигается тогда, когда санкции имеют коллективный, последовательный, многосторонний и комплексный характер. Автором статьи доказано, что эффективность межгосударственных санкций зависит как от их обоснованности, характера, силы, глубины, последовательности и реши тельности реализации, так и от уязвимости, самодостаточности, степени и характера включения объекта воздействия в международное разделение труда, его зависимости от стран-инициаторов санкций. Большое значение имеет также наличие у подсанкционной страны надежных, мощных, верных, не боящихся и независящих от стран-инициаторов санкций союзных государств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Scientific, methodological and practical aspects of the application of anti-Russian sanctions as an instrument of foreign policy

The article is devoted to the analysis of theoretical and practical aspects of the use of economic sanctions as an instrument of modern international policy. In the toolkit of modern influence of some countries on other sanctions are used widely only in the last few years. According to the author, this is partly due to the inefficiency of the established system of multilateral regulation of international economic relations. The study developed the classification and typing of sanctions according to various criteria. The analysis concluded that the proponents of sanctions should necessarily assess in advance and objectively the possibilities and consequences of the counter-sanctions themselves, the reaction of world public opinion and their own population and business, as the sanctions themselves could cause significant retaliatory damage. It was also concluded that it is important to be able to obtain state support in case of sanctions, to have reliable foreign business partners who are not afraid of secondary sanctions. Our study developed chronological stages of anti-Russian economic sanctions. It has been found that the greatest effect is achieved when sanctions are collective, consistent, multilateral and integrated. The author of the article has proved that the effectiveness of inter-state sanctions depends both on their validity, nature, strength, depth, consistency and determination of implementation, as well as on the vulnerability, self-sufficiency, degree and nature of inclusion of the object of influence in the international division of labour, its dependence on the countries initiating the sanctions. It is also important for the sub-agency country to have reliable, powerful, loyal, not afraid of and independent of the sanctions countries of the allied states.

Текст научной работы на тему «Научно-методические и практические аспекты применения антироссийских санкций как инструмента внешней политики»

Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esj.todav 2019, №5, Том 11 / 2019, No 5, Vol 11 https://esj.today/issue-5-2019.html URL статьи: https://esj.today/PDF/13ECVN519.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Смирнов Е.Н. Научно-методические и практические аспекты применения антироссийских санкций как инструмента внешней политики // Вестник Евразийской науки, 2019 №5, https://esj.today/PDF/13ECVN519.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Smirnov E.N. (2019). Scientific, methodological and practical aspects of the application of anti-Russian sanctions as an instrument of foreign policy. The Eurasian Scientific Journal, [online] 5(11). Available at: https://esj.today/PDF/13ECVN519.pdf (in Russian)

УДК 339.7

ГРНТИ 06.51.67, 06.51.57

Смирнов Евгений Николаевич

ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», Москва, Россия Профессор кафедры «Мировой экономики и международных экономических отношений»

Доктор экономических наук, профессор E-mail: [email protected] ORCID: http://orcid.org/0000-0002-9325-7504 РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=639962 Researcher ID: http://www.researcherid. com/rid/M-3532-2016

Научно-методические и практические аспекты применения антироссийских санкций как инструмента внешней политики

Аннотация. Статья посвящена анализу теоретических и практических аспектов использования экономических санкций как инструмента современной международной политики. В инструментарии современного влияния одних стран на другие санкции используются широко только в последние несколько лет. По мнению автора, это отчасти объясняется неэффективностью сложившейся системы многостороннего регулирования международных экономических отношений. В рамках проведенного исследования разработана классификация и типизация санкций по различным критериям. Проведенный анализ позволил прийти к выводу, что инициаторы санкций должны обязательно заблаговременно и объективно оценивать возможности и последствия применения к ним самим контрсанкций, реакцию мирового общественного мнения и собственного населения и бизнеса, поскольку сами санкции могут нанести существенный ответный ущерб. Также был сделан вывод о том, что большое значение имеют возможности получения государственной поддержки в случае наступления санкций, наличие надежных зарубежных бизнес-партнеров, не боящихся вторичных санкций. В нашем исследовании были разработаны хронологические этапы антироссийских экономических санкций. Было установлено, что наибольший эффект достигается тогда, когда санкции имеют коллективный, последовательный, многосторонний и комплексный характер. Автором статьи доказано, что эффективность межгосударственных санкций зависит как от их обоснованности, характера, силы, глубины, последовательности и реши тельности реализации, так и от уязвимости, самодостаточности, степени и характера включения объекта воздействия в международное разделение труда, его зависимости от стран-инициаторов санкций. Большое значение имеет также наличие у подсанкционной страны надежных, мощных, верных, не боящихся и независящих от стран-инициаторов санкций союзных государств.

Ключевые слова: экономические санкции; внешнеторговая политика; глобализация; геополитика; эмбарго; экономические ограничения; офшоры

Категория «санкции» (производно от лат. Sanction - строжайшее указание, постановление, распоряжение) благодаря возможностям ее широкого и разностороннего толкования в настоящее время используется в самых разнообразных сферах общественно-политической жизни (дипломатии, юриспруденции, страховании, банковском деле, государственном регулировании внешнеэкономической деятельности). Суть санкций заключается в принудительном, целенаправленном, последовательном воздействии их инициаторов на реального или мнимого (в случае отсутствия неоспоримых, доказанных в судебном порядке и очевидных причин) нарушителя установленных, общепринятых, зачастую зафиксированных в действующих, международных или национальных документах или регламентах в целях исправления или предупреждения спорной проблемной ситуации [1]. Объектом нашего рассмотрения являются именно международные санкции. Мы рассмотрим их природу, субъекты, объекты, виды, а также конкретные инструменты реализации.

Субъектами международных санкций являются: руководители органов высшей государственной власти стран-инициаторов воздействия, а также союзных или зависимых государств, различные международные организации (ООН, Международный валютный фонд (МВФ), Европейский союз (ЕС), Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Международный олимпийский комитет (МОК) и др.). В свою очередь, объектами санкций могут быть руководители органов государственной власти различных уровней, а также отдельные государственные институты, субъекты стран, чиновники любых уровней, бизнесмены, юридические лица любых видов деятельности и любых форм собственности, а также физические лица, даже имеющие двойное гражданство [2].

Отметим, что международные санкции относятся к мерам не силового, невоенного, целевого, последовательного воздействия. С точки зрения количественной субъектности инициаторов они могут быть односторонними (со стороны одного государства) или групповыми, коллективными (нескольких совместно или одновременно действующих стран или международных организаций) [3].

Санкции могут быть первичными, инициативными (возникают как реакция, результат субъективной оценки инициатором воздействия законности, правильности действий подсанкционного объекта в сложившейся ситуации так и явного установленного неоспоримого факта нарушения каких-то договоров или обещаний, общепризнанных норм). Санкции могут быть и ответными, когда они являются реакцией объекта воздействия, считающего их необоснованными, неправомерными, предвзятыми (например, ответом на начавшееся в марте 2014 г. санкционное воздействие со стороны США и ЕС стал Указ Президента РФ от 6 августа 2014 г. «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации»).1

В зависимости от масштабов и характера противодействия ответные санкции могут быть симметричными. Точное соответствие первичным санкциям по силе и последствиям воздействия, например, высылка такого же количества дипломатических работников), а также ассиметричными (ответ превышает или уступает по каким-то качественным параметрам

1 Указ Президента РФ от 6 августа 2014 г. N 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://base.garant.ru/70711352/ (дата обращения: 12.09.2019).

Страница 2 из 12

Введение. Подходы к толкованию экономических санкций

13ECVN519

объему первичное санкционное воздействие). Так, в ответ на самые разнообразные санкции со стороны США и их союзников президентский указ 2014 г. ограничивался лишь запретом на импорт мяса, молочных и морских продуктов, овощей, фруктов и орехов из стран-инициаторов санкций.

По приоритетности воздействия международных санкций могут быть [4]:

• первичными, направленными исключительно только против страны-объекта воздействия;

• вторичными, когда воздействие направлено на государственные органы, чиновников, бизнесменов, физических или юридических лиц из любых третьих стран, сотрудничающих с объектами первичных санкций. Первыми адресатами нынешних вторичных антироссийских санкций стали Департамент подготовки войск и снабжения Центрального военного совета КНР и его руководитель за покупку у России зенитных комплексов С-400 и боевых самолетов СУ-35.

С точки зрения масштабов своего воздействия возможна классификация санкций по пяти уровням (табл. 1).

Таблица 1

Уровни масштабов воздействия санкций

№ п.п. Уровни Характеристика

1 Глобальный Санкции осуществляются международными организациями (Ассамблея ООН, Совет ЕС, Евразийская группа по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма, «Большая восьмерка» и др.). Глобальные санкции способны нанести максимальный ущерб объекту воздействия и прямо пропорциональны авторитету международной организации, сплоченности ее членов, контролю за реализацией принятых мер, а также обоснованности и действенности самих санкционных инструментов.

2 Межгосударственный Санкции вводятся руководителями отдельных стран или группы государств в отношении других суверенных государств.

3 Национальный (внутристрановой) Санкции могут быть направлены против отдельных органов государственной власти, чиновников, бизнесменов, политиков, общественных деятелей, юридических лиц, регионов, отраслей и секторов национальной экономики, отдельных граждан. Действенность этих санкций зависит от экономического и научно-технического потенциала страны-объекта воздействия, объемов и уровня диверсификации экспорта, размеров и характера импорта, возможностей импортозамещения, наличия международных кооперационных связей, уровня внешней задолженности, размеров и структуры национальных международных резервов. Большое значение имеет патриотизм, сплоченность национальной властной и бизнес-элиты, ее зависимость от зарубежных банковских счетов, недвижимости и объектов предпринимательской деятельности.

4 Корпоративный Под санкции попадают национальные, транснациональные и международные компании любой отраслевой принадлежности и всех форм собственности, работающие внутри страны-объекта санкций и за ее пределами. Их уязвимость зависит от масштабов, характера и степени диверсификации бизнеса в целом, а также объемов и характера включения в международное разделение труда, в частности.

5 Персональный Санкции могут быть направлены против групп или отдельных отечественных государственных деятелей, чиновников всех уровней и рангов, любых ветвей государственной власти, политиков, общественных деятелей, бизнесменов, а также отдельных граждан страны-объекта воздействия.

Источник: разработано автором

Зарубежные эксперты предлагают классифицировать попавших под санкции российских граждан по следующим группам:

1. крупные известные предприниматели, сотрудничающие с российским государственным руководством по вопросам деятельности так называемых частных военных компаний (ЧВК) в зарубежных странах, а также в организации кибервойны и акций дезинформации в зарубежных странах;

2. группа физических лиц, стоящих близко к Президенту РФ;

3. дети представителей высшего государственного и хозяйственного руководства, занимающие во властных правительственных структурах и государственных банках и корпорациях благодаря этому самые высокие посты;

4. крупные предприниматели, чей бизнес в значительной мере связан с российскими властями;

5. руководители российских государственных корпораций, близкие к высшему руководству страны и использующие свое положение для личного обогащения;

6. сами юридические лица, принадлежащие к физическим лицам из 6 категории [5, с. 5].

Типология антироссийских санкций

В зависимости от используемых инструментов и методов воздействия можно различать следующие виды санкций (см. табл. 2):

Таблица 2

Виды санкций в зависимости от методов и инструментов воздействия

№ п.п. Типы санкций Виды санкций

1 Дипломати ческие или политические - приостановление членства страны-объекта воздействия в различных международных организациях, лишение ее официальных представителей права голоса, исключение из международных переговорных процессов, а также приостановление процессов приема страны в члены международных организаций; - демонстративная высылка послов, других высокопоставленных дипломатов и официальных представителей страны-объекта санкций, закрытие консульств, торговых представительств, культурных центров, а также аннулирование дипломатических виз, полное или частичное сокращение дипломатических контактов; - проведение военных учений, открытие новых военных баз в третьих странах, размещение новейшего вооружения на территориях стран-союзниц вблизи государства-объекта санкций; - оказание разносторонней поддержки оппозиционным силам внутри подсанкционного государства, демонстративное содействие соседним с ним странам, находящимся с ним во враждебных отношениях. - использование национальных и зарубежных средств массовой информации, произведений искусства для дискредитации страны-объекта санкций, формирования его негативного имиджа, различные меры по выставлению соответствующих руководителей, чиновников и простых граждан в негативном свете , а в идеале - его всемирная изоляция.

№ п.п. Типы санкций Виды санкций

2 Производственные, коммерческие и экономи ческие - полный или частичный запрет на экспорт или импорт товаров и услуг, технологий, прежде всего продукции двойного назначения, разрыв действующих контрактов и отказ от подписания новых; - ограничение или прекращение субсидирования и других видов поддержки внешнеэкономических связей с под санкционных компаний; - ужесточение технических барьеров для проведения внешнеторговой деятельности, изменения экспортно-импортных квот и таможенных пошлин, усложнение соответствующих регламентов; - отказ от новых, а также свертывание уже реализуемых проектов производственного и научно-технического сотрудничества, даже взаимовыгодных обменов научно-технической информацией со страной-объектом санкций; - полная или частичная блокада внешнеэкономических связей со страной-объектом санкций с оказанием соответствующего воздействия на третьи государства, сотрудничающие с ним.

3 Банковско-финансовые - замораживание золотовалютных резервов, зарубежных государственных финансовых активов, валютных счетов подсанкционных государств, арест государственного имущества, находящегося за границей; - сокращение доступа правительственных структур, отдельных чиновников и бизнесменов подсанкционного государства к международным рынкам капитала и инвестиционным ресурсам; - ограничение возможностей попавших под санкции компаний к получению внешних займов, листинга их акций и других ценных бумаг на зарубежных биржах, блокировка их присутствия в международных финансовых центрах; - запрет бизнесменам подсанкционного государства осуществлять любую предпринимательскую деятельность на территории страны-инициатора санкций, ограничение их прав на приобретение и пользование недвижимым имуществом, покупку и владение зарубежными акциями и долями в компаниях; - запрет под санкционным компаниям получать в стране-инициаторе санкционного воздействия государственные заказы и получать различную государственную финансовую помощь и кредиты; - запрет на осуществление компаниями и физическими лицами из страны - объекта санкций любых операций с ценными бумагами, а также долговыми инструментами, выпущенными в стране-инициаторе воздействия после вступления в силу акций; - блокировка международных расчетов компаний и бизнесменов под санкционной страны, аресты зарубежных счетов чинов ников и политиков, крупных бизнесменов.

4 Научные, спортивные и культурные - бойкот проведения в подсанкционной стране международных спортивных соревнований всех видов спорта и уровней, недопущение принятия международными спортивными органами решений о проведении в них общемировых олимпиад или региональных чемпионатов; - запрет спортсменам и болельщикам - гражданам стран-инициаторов санкций участвовать в проводимых под санкционном государстве любых соревнованиях; - организация антидопинговых скандалов против спортсменов - граждан страны объекта санкций как в ходе проводимых, так и состоявшихся ранее соревнований; - недопущение или бойкот проведения в стране-объекте санкций международных культурных мероприятий (фестивалей, конкурсов и т. д.), а также гастролей в ней представителей культуры и развлекательного жанра - граждан страны-инициатора санкций; - распространение ложной недостоверной информации об опасностях и сложностях туризма в подсанкционной стране в целях ее дискредитации и уменьшения доходов от въездного туризма; - полное прекращение или ограничение научно-исследовательских, образовательных, гуманитарных, религиозных и культурных контактов с под санкционным государством; - развязывание за рубежом антироссийской истерии, кампании по превращению под санкционного государства в страну-изгоя.

№ п.п. Типы санкций Виды санкций

5 Процессуальные, межстрановые перемещения физических лиц - ограничения в выдаче въездных виз и прямые запреты гражданам под санкционных государств пересекать границы страны-инициатора санкционного воздействия, даже имеющих двойное гражданство; - выдворение из страны-инициатора санкций нежелательных лиц-граждан под санкционного государства; - принуждение граждан под санкционного государства к отказу от соответствующего гражданства; - угрозы и организация уголовного преследования находящихся за рубежом граждан под санкционного государства вплоть до их принудительной депортации на территорию страны-инициатора санкций.

Источник: разработано автором

Рассмотрим основные цели нынешних принятых США и их союзниками антироссийских санкций. Их лейтмотивом стали некорректные, огульные и неочевидные обвинения в незаконном присоединении Крыма, участии России в трагических событиях в Донбассе, нарушении Минских соглашений. отравлении Скрипалей, а также российском влиянии на президентские выборы в США в 2016 г.

На наш взгляд, истинными первичными, глубинными целями этого санкционного воздействия следует считать:

1. Радикальное изменение в пользу США и их союзников сложившейся в последние годы общественно-политической ситуации внутри Российской Федерации. Последовательная всесторонняя изоляция и дискредитация высшего российского руководства, особенно чересчур самостоятельного и неуступчивого по мнению Запада Президента РФ В.В. Путина, прежде всего за рубежом, Раскол российской правящей элиты в целях поддержки позиций чиновников и крупных бизнесменов, зависящих от стран-инициаторов санкций благодаря наличию в них имущества, валютных счетов, бизнеса и родственников.

2. Сохранение и даже усиление сырьевого характера российской экономики и ее товарного экспорта, затруднение ее модернизации, диверсификации в интересах обеспечения ее экономической самостоятельности и безопасности, а также сохранения ее сильных позиций в мировом противостоянии со странами-инициаторами санкций.

3. Ухудшение позиций России в странах СНГ, на Ближнем Востоке, а также в отношениях с КНР, снижение ее авторитета среди развивающихся государств, входивших когда-то в сферу интересов СССР, преемницей которых считается Российская Федерация.

4. Ослабление экономических позиций стран ЕС, являющихся одновременно политическими союзниками США и их экономическими конкурентами, а также одновременно рынками сбыта американской промышленной продукции, а также американских энергоносителей. Вытеснение России с энергетических рынков Европы с одновременным уменьшением возможностей модернизации российской экономики путем прекращения или максимального сокращения технологической помощи и экспорта современного оборудования из стран ЕС.

Этапы реализации современных антироссийских санкций

По нашему мнению, для современных действующих антироссийских санкций со стороны США и их союзников, а также контролируемых ими различных международных организаций характерны следующие последовательные этапы реализации:

1 этап. Начался 4 марта 2014 г. после захвата власти в г Киеве, назначения Верховным Советом Автономной Республики Крым 27 февраля 2014 г. главой правительства автономии

С. Аксенова, починившего себе 1 марта все силовые структуры полуострова, принятия 11 марта Декларации о независимости Автономной Республики Крым и города Севастополя. В силу ограниченности размеров статьи ниже будут приведены лишь самые значимые антироссийские санкции, принятые главными их инициаторами: США, ЕС и подконтрольными им международными организациями. На данном, коротком этапе, продлившемся лишь до 21 марта 2014 г., были введены: следующие антироссийские санкции:

• власти США объявили о приостановлении военного и инвестиционного сотрудничества в Россией, отмене двусторонних переговоров, а также любых работ, связанных с подготовкой и проведением различных конференций по представлявшим взаимный интерес вопросам;

• Президент США Б. Обама подписал указ «О блокировании собственности некоторых лиц, способствующих ситуации на Украине». Были введены визовые запреты и блокировка их собственности на территории США В данный санкционный список попали многие государственные чиновники. В этот же день Организация Североатлантического договора объявила о приостановлении встреч с российскими представителями по актуальным вопросам сотрудничества и об отказе проведения совместных военных миссий;

• ОЭСР приостановила процесс приема России в свои члены;

• Министерство торговли США объявило о продаже на мировом рынке 5 млн баррелей нефти, аналогичной по своим характеристикам российской нефти, из стратегического резерва США в целях уменьшения российских экспортных доходов;

• Совет ЕС объявил о санкциях против 21 российских федеральных и крымских чиновников и политиков. Были заморожены их банковские счета и экономические ресурсы на территории ЕС;

• «Большая восьмерка» (О 8) объявила об отмене проведения саммита этой организации в июне 2014 г. в г. Сочи, а Европейский инвестиционный банк прекратил финансирование своих проектов в России;

• расширенные санкции США были распространены на целый ряд высокопоставленных российских чиновников [6].

Анализ перечня и основных адресатов вышеприведенных санкций свидетельствует об их общем, фрагментарном, поверхностном характере. Речь шла о блокировании собственности, банковских счетов, денежных ресурсов отдельных физических лиц, отказе от финансирования отдельных инвестиционных банковских проектов, прекращении межгосударственных переговоров и контактов по отдельным вопросам. Да и причины их введения неконкретны и огульны.

2 этап стартовал 21 марта 2014 г. (и продлился до середины 2017 года) после вступления в силу законов о присоединении Крыма и Севастополя к Российской Федерации в статусе 2 федеральных субъектов. Именно в последующие месяцы 2014 г. было принято наибольшее количество различных антироссийских санкций2.

В частности, в 2014 году: объявлено о приостановлении российско-американского сотрудничества в сфере борьбы с наркотиками, прекращена выдача американским компаниям лицензий на экспорт в Россию «потенциально опасной для США продукции»; запрещена

2 Хронология введения санкций и ответные меры России в 2014-2015 годах [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://ria.ru/spravka/20151125/1328470681.1328470681 (дата обращения: 18.09.2019).

выдача лицензий на экспорт в Россию продукции и услуг военного назначения; приостановлено сотрудничество США с Россией в областях космического пространства за исключением проекта Международной космической станции и мирного атома; принято решение об исключении России из американской программы, позволяющей странам с переходной экономикой беспошлинно экспортировать в США определенные виды их продукции; США ввели санкции против ряда компаний из ключевых секторов российской экономики (нефте- и газодобычи, военно-промышленного комплекса), а также «Газпромбанка»; Европейский инвестиционный банк прекратил финансирование всех своих проектов на российской территории; Совет ЕС ввел санкции в сферах торговли и инвестиционных проектов против крымских предприятий, а также «Российского национального коммерческого банка», концерна ПВО «Алмаз-Антей», а также авиационной компании «Добролет»; ЕС принял санкции против ведущих структурообразующих российских государственных банков: Сбербанк, «Газпромбанк», ВТБ, «Россельхозбанк» (одновременно был запрещен экспорт в Россию любой продукции и услуг, которые могут быть как-то использованы в российском военно-промышленном комплексе, а также продукции двойного назначения); запрещен экспорт американского оборудования для глубинной добычи и более глубокой переработки нефти, разработки сланцевых пластов, а также технологий для нетрадиционной добычи энергоносителей и горизонтального бурения; ЕС ввел санкции против «Роснефти», «Газпромнефти» и «Транснефти», а также российских компаний из ВПК; США объявили санкции против компаний «Газпром», «Роснефть», «Газпромнефть», «Сургутнефтегаз», «Лукойла» (американским компаниям запрещено продавать в Россию технологии и оборудование для освоения глубоководных морских участков арктического шельфа. Перечисленным выше корпорациям нельзя брать кредиты и размещать на американском финансовом рынке их ценные бумаги со сроками обращения свыше 30 дней); ЕС запретил любые инвестиции в Крым, а также контакты между компаниями из стран ЕС с крымским бизнесом в сфере туризма; европейским компаниям стало невозможным приобретать в Крыму недвижимость и объекты предпринимательской деятельности [7].

В 2015 году ЕС запретил российском послу и ряду дипломатических работников свободный доступ в здание Европейского парламента, а США ввели наказания для всех банков из третьих стран, осуществляющих любые операции с российскими подсанкционными физическими и юридическими лицами. Также США приняли точечные санкции против российских компаний из самых разных отраслей: «Российского фонда прямых инвестиций». «Корпорации развития Северного Кавказа», УК «Фонд развития Дальнего Востока», «Российского агентства по страхованию экспортных кредитов», «Федерального центра проектного финансирования», концерна «Ижмаш», нескольких небольших частных коммерческих банков. В конце 2016 года США объявили о высылке из страны «за нарушения дипломатической деятельности» 35 российских дипломатов и закрытии доступа РФ к двум жилым комплексам постпредства РФ в г. Нью-Йорке и российского посольства в Вашингтоне.

Отметим, что во второй половине 2015 г. и в 2016 г новые существенные антироссийские санкции практически не принимались, лишь продлевались и расширялись уже приняты запреты. Это во многом было обусловлено тогдашней подготовкой и проведением президентских выборов в США. Однако расширилось и стало более конкретным обоснование необходимости введения санкций. Без всяких очевидных и судебно-доказанных фактов стали предъявляться обвинения в «незаконной аннексии Крыма», а также в «участии в событиях в Донбассе». В качестве санкционных инструментов стали применяться запреты на российский импорт из США и стран ЕС технологий и продукции военного и двойного назначения, оборудования для освоения арктического шельфа. Санкции распространились не только на физических, но и на различных юридических лиц из самых разных отраслей.

3 этап начался 2 августа 2017 г. сразу после подписания уже новым президентом США Д. Трампом специального закона, который подтвердил действие всех ранее принятых запретов и ограничений, а также установил норму, согласно которой для любого изменения или прекращения антироссийских санкций будет необходима специальная процедура Конгресса США. Кроме того, к прежним причинам введения антироссийских санкций добавилась целая палитра новых. Россия как всегда бездоказательно стала обвиняться: в уничтожении в июле 2014 г. над Донбассом «малазийского боинга», применении химического оружия в Сирии, нарушениях «минских соглашений», санкционного режима в отношении КНДР, отравлении в марте 2018 г. семьи Скрипалей в г. Солсбери (Великобритания), традиционно - за «...нарушение прав человека», а также «...за вмешательство в американские президентские выборы 2016 года».

Стали впервые применяться санкции против российских государственных компаний в металлургии, горнодобыче, энергетике, железнодорожном транспорте. Была введена санкционная ответственность для российских физических и юридических лиц за «нарушения прав человека на оккупированных Россией территориях», также действующих в интересах ВПК и российских разведывательных органов, участвующих в техническом обслуживании и модернизации, ремонте российских энергетических экспортных трубопроводов, способствующих проведению в России приватизации государственных активов. Возникла практика зарубежных публикаций подробных спекулятивных отчетов, докладов и справок о лицах, приближенных к президенту РФ. Было объявлено о возможном выборочном применении санкций к физическим и юридическим лицам из третьих стран, уличенным в сотрудничестве с российскими подсанкционными компаниями. Американским компаниям и гражданам было запрещено прямо или косвенно осуществлять экспорт и реэкспорт в Россию технологий и товаров, оборудования, которые могут быть использованы для разведки и добычи углеводородов на арктическом шельфе, а также участвовать в сланцевых проектах на территории России. Министерством финансов США были запрещены любые финансовые операции с российскими подсанкционными компаниями на срок свыше 14 дней, возможные сроки, кредитования российского энергетического сектора сократились с 90 до 60 дней. В конце 2017 года Международный олимпийский комитет «.в связи с систематическими манипуляциями антидемпинговой системой в России» приостановил членство Олимпийского комитета РФ и запретил участие ее национальной сборной в зимней олимпиаде 2018 года в Южной Корее.

Отметим, что на этом этапе санкции стали более последовательными, конкретными, согласованными, разнообразными и многогранными, а значит и более опасными для всей российской экономики. Все больше стал проявляться курс инициаторов санкционного воздействия на дискредитацию и мировую изоляцию страны.

4 этап. 6 апреля 2018 г. «в ответ на разнообразную злонамеренную деятельность России» министерство финансов США ввело санкции против 14 российских компаний, в том числе Агрохолдинга «Кубань», группы «ГАЗ», компаний «Газпромбурение», «Евросибэнерго», «Ренова» «Базовый элемент», «Русские машины», «Российская финансовая корпорация», а также в отношении юридически нероссийских офшорных компаний UC Rusal и NPV, En+Group, B-Finance Ltd, двух «чисто» иностранных компаний из третьих стран, а также 24 физических лиц, в том числе в большой степени связанных с американским бизнесом (против владельца «Русала» О. Дериаски, владельца «Реновы» В. Вексельберга, члена Совета Федерации РФ С. Керимова, председателя правления «Гапрома» А. Миллера, председателя правления ВТБ А. Костина, секретаря Совета безопасности РФ Л. Косачева, директора Росгвардии В. Золотова, министра внутренних дел РФ В. Колокольцева) и даже двух бизнесменов-граждан третьих стран.

США «из-за химической атаки в Солсбери» объявил о высылке из страны 26 российских дипломатов и закрытии генерального консульства РФ в г. Сиэтле. В ответ министерство иностранных дел РФ объявило о высылке 455 американских дипломатов и технических работников. Бюро промышленности и безопасности министерства финансов США ввело санкции против 81 физического и юридического лица из Крыма, а также 11 компаний, занятых разработкой, производством и поставками электронных приборов и соответствующих компонентов. В санкционный список попали: АФК «Система», «Роснано», группа «Ангстрем», НПО «Микрон», НПЦ «Гранат» и даже международная корпорация «Technopole».

В сентябре 2018 года Министерство торговли США ввело санкции против 12 российских компаний, в том числе НИИ «Вектор», НПО «Гамма», группы компаний «Инфотекс», НПО «Аэрокомпозит», КБ «Авиадвигатель» и др. (за «угрозу интересам национальной безопасности и внешней политике США»). В этот список попали также ОНПП «Технология им. А.Г. Ромашина», «Воронежский НИИ «Вега», группа компаний Nilko Group («за материальную поддержку иранской ракетной промышленности и поставки в Иран нефтепродуктов, а также за содействие российской военной аэрокосмической отрасли), «НПО подводных технологий «Океанос», НПО «Дайвтехносервис» (за неуказанное абстрактное содействие этих фирм российскому ВМФ) [8].

Санкции против НПО «Аэрокомпозит» и НПО «Технологии им. А.Г. Ромашина», обвиненных также во взаимодействии с российским военным самолетостроением, привели к прекращению поставок в Россию. компонентов для изготовления композитных материалов американской корпорацией Hexsel и японской компанией Torav. Это поставило под угрозу перспективы производства новейшего российского гражданского авиалайнера МС-21, с которым связаны огромные надежды российского руководства. В этот проект уже вложено более 158,3 млрд руб., на период до 2025 г. запланированы дополнительные инвестиции в размере 279,1 млрд руб.3 На экспортных шансах этого авиалайнера могут отрицательно сказаться также возможные трудности в связи с его сертификацией соответствующими американскими, а также подконтрольными США и международными организациями.

В январе 2019 года, впервые за всю историю нынешнего санкционного воздействия Министерство финансов США отменило санкции в отношении офшорной компании En+Group, зарегистрированной на британском острове Джерси, включенной 6 апреля 2018 г. в санкционные списки вместе с ее владельцем российско-кипрским гражданином О. Дерипаской, который остается под санкциями по сей день. Он пошел на встречу американским требованиям. Его доля в акциях компании сокращена с 70 % до 44,95 %. Половину новых членов совета директоров компании теперь будут составлять граждане Великобритании и США, их кандидатуры обязательно должны утверждаться министерством финансов США, кроме того, ему ежемесячно и ежеквартально следует представлять отчеты о деятельности компании. Правда у О. Дерипаски остается блокирующий пакет акций, т. е. он может оказывать влияние на заключение тех крупных сделок, невозможных без одобрения всех акционеров. Но теперь без согласия министерства США невозможна даже наметившаяся после введения санкций перерегистрация данной офшорной компании в российскую юрисдикцию на о. Октябрьский в Калининграде. Тем самым можно говорить о некотором успехе американских санкций, т. к. возникают вопросы о подчиненности второго в мире производителя алюминия, степени его подконтрольности России и обеспечении соблюдения ее стратегических интересов.

Другим примером потенциальной «эффективности» антироссийских санкций США может стать введение в конце января 2019 г. вторичных санкций против государственной

3 Экономические санкции против России: причины, анализ, списки, последствия [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://info/economicheskie_stati/economicheskiesahkcii (дата обращения: 12.09.2019).

венесуэльской нефтяной корпорации PDVSA, которой принадлежит американская нефтеперерабатывающая компания Cirgo, владеющая в США 9 нефтепроводами, 3 нефтеперерабатывающих завода (НПЗ), 48 терминалами для хранения нефтепродуктов и сетью АЗС. Причем с ноября 2016 г. 49,9 % акций этой американской компании находятся в залоге у российской корпорации «Роснефть» через ее швейцарскую офшорную дочернюю компанию «Rosneft Trading». Сама «Роснефть» уже давно находится под американскими санкциями. Всего эта российская государственная компания предоставила. PDVSA кредиты на сумму около 5 млрд долл. (напомним что общая задолженность Венесуэлы России оценивается в 17-20 млрд долл.) [9].

Санкции США против PDVSA означают полное эмбарго на весь нефтяной экспорт «тяжелой» венесуэльской нефти на самый главный ее потребительский рынок, а американские перерабатывающие мощности «заточены» именно на это сырье. Тем самым под удар ставится возврат России выданных ею Венесуэле кредитов и получение причитающихся по ним процентов. Ситуация может еще более ухудшиться в случае прихода к власти в Венесуэле проамериканской оппозиции.

Таким образом санкции четыре этапа являются самыми целеустремленными, глубокими, предельно конкретными и опасными. Они нацелены на самые первичные, коренные интересы обеспечения безопасности и суверенности Российской Федерации. По сравнению с санкциями, связанными с ситуацией на Украине, причины их введения еще более надуманны. бездоказательны и абсурдны.

ЛИТЕРАТУРА

1. Мировая экономика и международные экономические отношения: учебник / под ред. Р.К. Щенина, В.В. Полякова. - М.: Юрайт 2016. - 346 с.

2. Блэквилл Р., Харрис Д. Война иными средствами. - М.: Изд-во АСТ, 2017. - 480 с.

3. Мировая экономика и международный бизнес. Практикум. Учебное пособие, 2-е издание, стереотипное / под ред. В.В. Полякова, Р.К. Щенина. - М.: Кнорус, 2013. - 398 с.

4. Кешнер М. Экономические санкции в современном международном праве [Текст]: монография / М.В. Кешнер. - М.: Проспект, 2015. - 179 с.

5. Субботин И. США нанесут точечные удары по детям российской элиты // Независимая газета. - 28.11.2018. - С. 5.

6. Экономические вызовы западных санкций против России: общие и особенные черты: монография / М.Л. Альпидовская [и др.]; под ред. М.Л. Альпидовской; Финуниверситет НИИ экономики ЮФО. - Краснодар: НИИ Экономики ЮФО, 2016. - 184 с.

7. Антироссийские санкции: история и современность: информационно-аналитический вестник / под ред. А.П. Кошкина. - Вып. 7. - М.: ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», 2016. - 92 с.

8. Мовчан А. Система санкций и противовесов. Куда ведет санкционная война России и Запада [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://carnegie.ru/commentary/76265 (дата обращения: 22.09.2019).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Старинская Г., Петлевой В. «Роснефть» лишится залога // Ведомости. -30.01.2019. - С. 21.

Smirnov Evgenii Nikolayevich

State university of management, Moscow, Russia E-mail: [email protected]

Scientific, methodological and practical aspects of the application of anti-Russian sanctions as an instrument of foreign policy

Abstract. The article is devoted to the analysis of theoretical and practical aspects of the use of economic sanctions as an instrument of modern international policy. In the toolkit of modern influence of some countries on other sanctions are used widely only in the last few years. According to the author, this is partly due to the inefficiency of the established system of multilateral regulation of international economic relations. The study developed the classification and typing of sanctions according to various criteria. The analysis concluded that the proponents of sanctions should necessarily assess in advance and objectively the possibilities and consequences of the counter-sanctions themselves, the reaction of world public opinion and their own population and business, as the sanctions themselves could cause significant retaliatory damage. It was also concluded that it is important to be able to obtain state support in case of sanctions, to have reliable foreign business partners who are not afraid of secondary sanctions. Our study developed chronological stages of anti-Russian economic sanctions. It has been found that the greatest effect is achieved when sanctions are collective, consistent, multilateral and integrated. The author of the article has proved that the effectiveness of inter-state sanctions depends both on their validity, nature, strength, depth, consistency and determination of implementation, as well as on the vulnerability, self-sufficiency, degree and nature of inclusion of the object of influence in the international division of labour, its dependence on the countries initiating the sanctions. It is also important for the sub-agency country to have reliable, powerful, loyal, not afraid of and independent of the sanctions countries of the allied states.

Keywords: economic sanctions; foreign trade policy; globalization; geopolitics; embargo; economic constraints; offshores

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.