Научная статья на тему 'Научно-методические аспекты реализации теории деятельности в борьбе'

Научно-методические аспекты реализации теории деятельности в борьбе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
104
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОРИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / THEORY OF ACTIVITY / СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / COMPETITIVE ACTIVITY / ПОТРЕБНОСТЬ / NEED / МОТИВ / MOTIVE / ОПЕРАЦИЯ / OPERATION / ДЕЙСТВИЕ / ACTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сагалеев Андрей Сергеевич, Нанзад Бургедаа

В статье раскрыты основные вопросы теории деятельности, показаны условия, при которых деятельность является таковой, рассмотрены категории потребности и мотива деятельности. Анализ свидетельствует о том, что соревновательное противоборство состоит из операций, действий, совокупности операций и действий. Сделан вывод о том, что управление соревновательной деятельностью спорт-сменов-единоборцев это многоуровневый процесс. Определены наиболее информативные показатели для контроля соревновательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сагалеев Андрей Сергеевич, Нанзад Бургедаа

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Scientific and methodological aspects of implementation the theory of activity in wrestling

In the article the basic issues of the theory of activity are revealed, the conditions, under which the activity is as the following, are demonstrated, the categories of need and motive of activity are considered. The analysis states that competitive confrontation is composed of operations, actions, set of operations, actions. The conclusion has been drawn that the management of competitive activity of single combat sportsmen is a multilevel process. The most informative indicators for competitive activity control are identified.

Текст научной работы на тему «Научно-методические аспекты реализации теории деятельности в борьбе»

УДК 796.8

Научно-методические аспекты реализации теории деятельности в борьбе

© Сагалеев Андрей Сергеевич

доктор педагогических наук, профессор кафедры спортивных дисциплин, Бурятский государственный университет Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а E-mail: [email protected]

© Бургедаа Нанзад

соискатель кафедры спортивных дисциплин, Бурятский государственный университет

Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а E-mail: [email protected]

В статье раскрыты основные вопросы теории деятельности, показаны условия, при которых деятельность является таковой, рассмотрены категории потребности и мотива деятельности. Анализ свидетельствует о том, что соревновательное противоборство состоит из операций, действий, совокупности операций и действий. Сделан вывод о том, что управление соревновательной деятельностью спортсменов-единоборцев — это многоуровневый процесс. Определены наиболее информативные показатели для контроля соревновательной деятельности.

Ключевые слова: теория деятельности, соревновательная деятельность, потребность, мотив, операция, действие.

Scientific and methodological aspects of implementation the theory of activity in wrestling

Andrey S. Sagaleev

EdD, Professor of the Department of Sports Disciplines, Buryat State University 24a Smolina St., Ulan-Ude, 670000 Russia

Burgedaa Nanzad

Competitor for Scientific Degree of the Department of Sports Disciplines, Buryat State University

24a Smolina St., Ulan-Ude, 670000 Russia

In the article the basic issues of the theory of activity are revealed, the conditions, under which the activity is as the following, are demonstrated, the categories of need and motive of activity are considered. The analysis states that competitive confrontation is composed of operations, actions, set of operations, actions. The conclusion has been drawn that the management of competitive activity of single combat sportsmen is a multilevel process. The most informative indicators for competitive activity control are identified. Keywords: theory of activity, competitive activity, need, motive, operation, action.

Теорию деятельности, основы которой разработаны Л. С. Выготским [2], С. Л. Рубинштейном [10], А. Н. Леонтьевым [6] и другими, в спорте первым применил В. А. Демин [3].

Бесспорно, что любая деятельность предполагает достижение определенного результата. В связи с многообразием потребностей человека и общества формируется множество типов деятельности. В этом смысле сфера спорта наполнена совокупностью различных типов деятельности, объединенных понятием «спортивная деятельность», одним из типов которой является соревновательная деятельность. При этом понятие «спортивная деятельность» во многом совпадает с определением понятия «спорт» в широком смысле, а «соревновательная деятельность» — с понятием «спорт» в узком смысле [7].

Для формирования представления о типе деятельности необходимо охарактеризовать весь комплекс отличительных признаков. Отдельные признаки могут быть присущи и другим типам. Каждый тип деятельности органически объединяет определенный комплекс признаков. В качестве отличительных признаков соревновательной деятельности можно выделить следующее [5]:

1. Соревновательная деятельность по своему происхождению вторична, как бы надпредметна, то есть разворачивается на материале другой, первичной, предметной деятельности. Например, соревновательная деятельность может организовываться на материале таких предметных деятельностей, как бег, плавание, гребля, метание, прыжки, единоборство, игра, труд.

2. Соревновательная деятельность связана с особым типом социального взаимодействия личностей, групп, организаций различного уровня, стран — конкуренцией.

3. Конкуренция обусловливает возникновение особого специфического состояния, являющегося эмоциональным и физиологическим фоном деятельности.

4. Конкуренция в соревновательной деятельности хотя и направлена на выявление превосходства одной из сторон, но выстраивается на основе гуманных отношений, исключающих физическое уничтожение соперника.

Таким образом, соревновательная деятельность представляет собой соперничество, направленное на выявление превосходства одной из конкурирующих сторон в регламентированных условиях.

Отправным моментом теории деятельности является мысль о том, что включенным в конкретную деятельность индивидом можно считать лишь того, кто имеет адекватную мотивацию [8].

Как отмечает Р. А. Пилоян [9], деятельностью можно считать только тот процесс, который реализуется за счет мотивации, сформированной на основе субъект-объектных связей, включающих общественно значимый предмет.

Успешность деятельности во многом определяется характером побуждения к ней, то есть тем, что толкает человека к совершению того или иного действия. Таким образом, побуждающей основе (человеческой активности) в теории деятельности придается решающее значение [2; 6; 10]. Следовательно, только включенность в деятельность обеспечивает спортсмену совершенствование его психофизических возможностей, овладение способами достижения победы в данном виде спорта, развитие его сознания. Поэтому мотивация рассматривается как «системообразующий фактор» деятельности [1].

Как отмечает А. А. Красников [5], представление о деятельности как о действии, связанном с удовлетворением определенной потребности, не соответствует представлению о деятельности, состоящей из множества последовательно упорядоченных действий. Второе определение создает представление не о различных уровнях структуры деятельности, а об отношениях между процессом и его составными частями.

В. А. Демин [3] при исследовании мотивов деятельности предлагает опираться на анализ субъект-объектных связей, причем таких, которые имеют определенное смысловое содержание для субъекта, способствуют или препятствуют достижению стоящей перед ним цели, то есть являются для него информативно значимыми. Такая постановка вопроса, во-первых, требует от исследователя всегда рассматривать конкретного субъекта, занятого в определенной сфере деятельности, и, во-вторых, позволяет создать экспериментальную методику исследования структуры мотива деятельности спортсменов.

Р. А. Пилояном [9] дано определение понятия «мотивация спортивной деятельности», под которым автор подразумевает особое состояние личности спортсмена, формирующееся в результате соотнесения им своих потребностей и возможностей с предметом спортивной деятельности, служащее основой для постановки и осуществления целей, направленных на достижение максимально возможного в данный момент спортивного результата.

Другой аспект анализа спортивных единоборств с позиции теории деятельности связан с тем, что всякое противоборство автором рассматривается как реализация отдельных действий, подчиненных конкретной цели. Далее показано, что всякое действие осуществляется с помощью операций, которые подчиняются не цели, а условиям реализации действия. В целом сформулированы принципы исследования процесса спортивного противоборства для выявления ориентиров индивидуализации подготовки спортсменов.

Принципиальным положением теории деятельности является то, что каждая из единиц деятельности может становиться более дробной, то есть в ходе достижения одной цели может произойти выделение промежуточных целей. В результате целостное действие делится на ряд отдельных последова-

тельных действий. Цель достигается через реализацию промежуточных целей. В этих случаях в качестве действий следует рассматривать все моменты активности спортсмена — от возникновения цели до ее реализации. Существенно также, что деление одного действия на несколько промежуточных чаще всего связано с трудностями его реализации.

Действие характеризуется и тем, что его цель должна быть осознана по отношению к цели деятельности. В свою очередь, в качестве составной части отдельных действий в теории деятельности принято использовать так называемые операции. Под операцией А. Н. Леонтьев [6] понимает способ выполнения действия. По его мнению, операция представляет собой необходимое содержание всякого действия, но она не тождественна с действием. Одно и то же действие может осуществляться разными операциями и, наоборот, одними и теми же операциями осуществляются иногда разные действия. Если действие подчинено цели, то операция зависит от условий, в которых действие реализуется.

Важным в осмыслении сути понятий «действие» и «операция» является то, что всякая сознательная операция вначале формируется как действие, которое затем может приобрести форму автоматизированного навыка, и при постановке перед спортсменом новой цели данное действие станет способом выполнения другого. Особенно наглядно переход действия в операцию виден в становлении технико-тактического мастерства спортсменов. Данный процесс ярко наблюдается при формировании сложных технико-тактических действий (комбинаций). Отдельные приемы, вначале выступающие как самостоятельные действия, образуют одно целостное действие, а сами выполняют функцию операций.

Операции — это, по существу, мельчайшие элементы действия, которые спортсмен реализует автоматически (без участия сознания) под влиянием складывающихся условий (особенностей противника, собственного состояния, счета баллов в поединке и т. п.).

Важным в понимании основ теории деятельности является представление о том, что все приведенные категории деятельности — потребность, мотив, предмет деятельности, действие и операция — выступают не как застывшие образования, а в диалектическом развитии, обусловливающем изменения, взаимные переходы, которые отражают состояние личности спортсмена на качественно новой ступени формирования.

Р. А. Пилоян, Ю. А. Шахмурадов [8] рассмотрели двигательный состав спортивной борьбы с позиции двух теорий: деятельности и спорта, а также с точки зрения практики этого вида спорта. В ней представлена соревновательная часть спортивной борьбы и отсутствует процесс тренировки как таковой, хотя, безусловно, все это в тренировке присутствует. Выделение трех компонентов борьбы и соответственно трех разделов подготовки — технической, тактико-технической и тактической — неслучайно, поскольку благодаря этому удается не только разобраться в двигательной структуре этой группы видов спорта, но и объяснить сущность техники и тактики.

Названные авторы [8] ввели понятие «совокупность операций». С одной стороны, борец при помощи отдельной операции (перемещение, захват, рывок, толчок и т. п.) не добивается материального преимущества (баллов) над соперником, а лишь создает для этого предпосылку (выполняет захват, выводит из равновесия, сближается и т. п.) и как бы решает промежуточную задачу. С другой стороны, в условиях противоборства даже самую простую промежуточную задачу подчас нельзя решать при помощи одной операции. Для этого нужна целая совокупность операций, логически связанных между собой.

Другой узловой компонент спортивной борьбы — отдельные действия. В поединке борца приводят к победе не великолепно освоенные (до автоматизма) отдельные операции и их совокупность (техника), а качественно новые двигательные образования, называемые действиями, в которых ведущую роль играет цель. Действие — это не механическое объединение отдельных операций, а их вариативно-устойчивое единство в связи с неизменностью цели и изменчивостью условий протекания поединка.

Следующим критерием тактико-технической подготовленности борцов является наличие в их арсеналах различных совокупностей действий (комбинаций, связок и т. п.). Среди всего того, что составляет суть высшего мастерства, особое место занимают так называемые алгоритмы действий, реализуемые в ходе поединка. Опытный мастер проводит соревновательный поединок по намеченному и закрепленному в тренировках плану. Согласно ему он навязывает сопернику ту последовательность действий, которая в совокупности ведет к победе с наименьшей затратой физических сил и душевной энергии. В самом упрощенном виде она может выглядеть следующим образом. В начале борец проводит разведку, затем атакует и добивается преимущества, после этого переходит к действиям контратаки и в конце атаки, в зависимости от соотношения сил и действий противника, проводит в нара-

щивании или сохранении преимущества. Эта или какая-либо другая последовательность действий, заранее продуманная с учетом особенностей противника и собственных возможностей, и составляет тактику ведения поединка [4].

В рамках проблемы соревновательной деятельности как специфической основы спортивных единоборств нами проанализированы вопросы управления, структуры, контроля, тактики, надежности, индивидуального стиля и моделирования [11].

Таким образом, можно заключить следующее: соревновательная деятельность спортсменов-единоборцев имеет сложную, многокомпонентную структуру, в основе понимания которой лежит психологическая теория деятельности. Собственно соревновательная деятельность протекает с переменной интенсивностью нервно-мышечных напряжений с дискретно-экстремальными нагрузками и характеризуется чередованием активных и пассивных фаз. Управление соревновательной деятельностью спортсменов-единоборцев включает в себя следующие уровни: первый — модель соревновательной деятельности; второй — характеристики компонентов подготовленности; третий — состояние систем организма. Для контроля соревновательной деятельности информативными можно считать такие показатели, как активность, эффективность, качество, разнообразие. Фрагментарный (структурно-смысловой) анализ представляется наиболее целесообразным для исследования ее структуры, по его результатам осуществляется моделирование ситуаций или поединков в целом.

Литература

1. Анохин П. К. Узловые вопросы теории функциональной системы. — М.: Наука, 1980. — 276 с.

2. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. — М.: Изд-во АМН РСФСР, 1956. — 519 с.

3. Демин В. А. Методологические вопросы исследования спорта в аспекте теории деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. — М., 1975. — 26 с.

4. Джапаралиев В. Т. Индивидуализация тактической подготовки борцов в связи с особенностями соревновательной деятельности: автореф. дис. ...канд. пед. наук. — М., 1983. — 22 с.

5. Красников А. А. Проблемы общей теории спортивных соревнований. — М.: СпортАкадемПресс, 2003. — 324 с.

6. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. — 2-е изд. — М.: Смысл; Академия, 2005. — 352 с.

7. Матвеев Л. П. Основы общей теории спорта и система подготовки спортсменов. — Киев: Олимпийская литература, 1999. — 318 с.

8. Пилоян Р. А., Шахмурадов Ю. А. Двигательная структура спортивной борьбы с точки зрения теории деятельности // Теория и практика физической культуры. — 1997. — №3. — С. 5-8.

9. Пилоян Р. А. Индивидуализация подготовки спортсменов в видах единоборств: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. — М., 1985. — 50 с.

10. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии / под ред. Е. В. Шорохова. — М.: Педагогика, 1973. — 423 с.

11. Сагалеев А. С. Соревновательно-тренировочная деятельность спортсменов-единоборцев в условиях межкультурного диалога Востока и Запада: дис. ... д-ра пед. наук. — Улан-Удэ, 2012. — 392 с.

References

1. Anokhin P. K. Uzlovye voprosy teorii funktsional'noi sistemy [Central issues of the theory of functional systems]. Moscow: Nauka, 1980. 276 p.

2. Vygotskii L. S. Izbrannye psikhologicheskie issledovaniya [Selected psychological studies]. Moscow: The RSFSR Academy of Medical Sciences publ., 1956. 519 p.

3. Demin V. A. Metodologicheskie voprosy issledovaniya sporta v aspekte teorii deyatel'nostiю Avtoref. dis. ... kand. ped. nauk [Methodological issues of sports studying in the aspect of activity theory. Author's abstract of Cand. pedagogical sci. diss.]. Moscow, 1975. 26 p.

4. Dzhaparaliev V. T. Individualizatsiya takticheskoi podgotovki bortsov v svyazi s osobennostyami sorevnovatel'noi deyatel'nosti. Avtoref. dis. ...kand. ped. nauk [Individualization of wrestlers' tactical training in connection with nature of competitive activity: Author's abstract of Cand. pedagogical sci. diss.]. Moscow, 1983. 22 p.

5. Krasnikov A. A. Problemy obshchei teorii sportivnykh sorevnovanii [Problems of general theory of sports competitions]. Moscow: SportAkademPress, 2003. 324 p.

6. Leont'ev A. N. Deyatel'nost', soznanie, lichnost' [Activity, consciousness, personality]. 2nd ed. Moscow: Smysl; Akademiya, 2005. 352 p.

7. Matveev L. P. Osnovy obshchei teorii sporta i sistema podgotovki sportsmenov [The basics of general sport theory and the system of athletes' training]. Kiev: Olimpiiskaya literatura, 1999. 318 p.

8. Piloyan R. A., Shakhmuradov Yu. A. Dvigatel'naya struktura sportivnoi bor'by s tochki zreniya teorii deyatel'nosti [Motor structure of wrestling in terms of activity theory]. Teoriya i praktika fizicheskoi kul'tury — Theory and Practice of Physical Culture. 1997. No. 3. Pp. 5-8.

9. Piloyan R. A. Individualizatsiya podgotovki sportsmenov v vidakh edinoborstv. Avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk [Individualization of training sportsmen in combative sports]. Moscow, 1985. 50 p.

10. Rubinshtein S. L. Problemy obshcheipsikhologii [Problems of general psychology]. Moscow: Pedagogika, 1973. 423 p.

11. Sagaleev A. S. Sorevnovatel'no-trenirovochnaya deyatel'nost' sportsmenov-edinobortsev v usloviyakh mezhkul'turnogo dialoga Vostoka i Zapada. Dis. ... d-ra ped. nauk [Competitive and training activities of combatants in the conditions of cross-cultural dialogue between East and West. Dr. pedagogical sci. diss.]. Ulan-Ude, 2012. 392 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.