8. Rozhkovsky V.A. Small business as a factor of sustainable development of rural areas // Bulletin of the Altai State Agrarian University. - 2016. - No. 4. - P. 189-193.
9. Temyakova T.V., Ustinova N.V., Shuldyakova V.V. Small forms of entrepreneurship in the agroindustrial complex: economic and legal analysis // Bulletin of the Saratov State Social and Economic University. - 2017. -No. 5 (69). - P. 125-130.
УДК 330.341.1:338.439:637.5 НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ МЯСОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ
КОТАРЕВ А.В.,
кандидат экономических наук, доцент кафедры управления и маркетинга в АПК Воронежского государственного аграрного университета им. Императора Петра I, [email protected], 8(920)218-98-81.
Реферат. В работе были сформулированы инновационные направления развития мясоперерабатывающих предприятий РФ, факторы, определяющие качество и тенденции инновационного развития мясоперерабатывающих предприятий, а также многоуровневая структура организационно-экономического взаимодействия мясоперерабатывающих предприятий в условиях реализации инновационного процесса. Основной целью внедрения и использования инноваций в мясоперерабатывающем секторе промышленности должно стать: обеспечение перманентного роста производительности труда; повышение качества выпускаемой продукции; повышение уровня экологичности производства. При внедрении высокоэффективной технологии наибольшее значение приобретают следующие результаты: снижение показателя ручного труда и улучшение условий труда; обеспечение стабильного и непрерывного производственного процесса, уменьшение непроизводственных временных затрат; уменьшение трудоемкости и материалоемкости продукции; увеличение эффективности эксплуатации оборудования; диффузия инновации в иные организации на коммерческой основе. Таким образом, создание необходимых и достаточных условий для рациональной организации менеджмента инноваций в промышленных структурах (мясоперерабатывающее производство) позволит повысить уровень конкурентоспособности продукции и доходность профильной деятельности в условиях нестабильности и сингулярности организационно-управленческой и финансово-экономической сфер хозяйствования на микро-, мезо- и макроуровнях.
Ключевые слова: мясоперерабатывающие предприятия, инновационное развитие, устойчивость, организационно-управленческая деятельность.
SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL ASPECTS OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF MEAT PROCESSING ENTERPRISES
KOTAREV A.V.,
PhD, associate Professor of management and marketing in agribusiness of the Voronezh state agrarian University. Emperor Peter I, [email protected], 8(920)218-98-81.
Essay. The work was formulated innovative directions of development of meat processing enterprises of the Russian Federation, the factors that determine the quality and trends of innovative development of meat processing enterprises, as well as a multi-level structure of organizational-economic interaction of meat processing enterprises in the conditions of realization of the innovation process. The main purpose of the introduction and use of innovations in the meat processing industry sector should be: to ensure permanent growth of labor productivity; to increase the quality of products; increasing the level of environmental performance of production. When implementing a high-performance technology, the following results are of the greatest importance: reduction of the indicator of manual labor and improvement of working conditions; ensuring a stable and continuous production process, reducing non-production time costs; reducing labor and material consumption of products; increasing the efficiency of equipment operation; diffusion of innovation in other organizations on a commercial basis. Thus, the creation of necessary and sufficient conditions for the rational organization of management of innovations in industrial structures (meat processing production) will improve the competitiveness of products and the profitability of profile activities in terms of instability and the singularity of the organization-management and financial-economic spheres of economic management at the micro, meso-and macro levels.
Key words: meat-processing enterprises, innovative development, stability, organizational and management activities.
Введение. Ретроспективный анализ тенденций и динамики реализации государственной инновационной политики в зарубежных странах и в России доказал, что быстрые и масштабные изменения во всех сферах общественного развития, происходящие в условиях постиндустриальной революции, создали такие предпосылки, что, на текущий момент, экономический рост хозяйствующих субъектов определяется объемом наукоемкой и высокотехнологичной продукцией и услугами [1. -С. 22]. Именно за счет инноваций уровень отдачи инвестиций в странах Западной Европы, США и Японии был значительно больше именно во второй, а не первой половине XX в. Практика доказывает, что положительная тенденция роста доходности и капитализации тесно коррелируют с развитием наукоемких и высокотехнологичных производств [2. - С. 35].
В данных обстоятельствах, когда инновационная активность является важнейшим конкурентным преимуществом, все экономически развитые зарубежные страны оценивают эффективную государственную инновационную политику как ключевой фактор развития инновационных отраслей экономики.
Плохо организованная и мало реализуемая инновационная государственная политика, может способствовать ускоренному нарастанию «инновационного кризиса». История показывает, что в конце 80-х годов ХХ в. во Франции уровень инно-вационности технологий начал резко снижаться. Основной причиной данного обстоятельства выступила излишняя бюрократичность механизма государственной поддержки инновационных проектов. В данных обстоятельствах было весьма сложно привлечь венчурный капитал, а правительственные ведомства довольно бюрократично занимались созданием новых компаний [3. - С. 236]. В этот же период принятые в США законы стимулировали и упрощали процедуру передачи новых разработок и технологий из научно -исследовательских институтов в коммерческий сектор, а также получение университетами и исследовательскими лабораториями разрешений на организацию малых предприятий, которые могли бы эффективно их апробировать и внедрять в сферу производства. Кроме того, был создан достаточно льготный режим для инвестирования в венчурный бизнес. Как закономерное следствие в 90-е годы из Франции в США было эмигрировано большое количество ученых, которые быстро освоили капитал в венчурных инновационных проектах. Данная ситуация была характерна и для России в реформенный период 90-х годов XX в. Так же исторический анализ доказал, что за последние 50 лет способность ученых-конструкторов и изобретателей, а также предпринимателей реа-лизовывать инновационную деятельность была
одним из ключевых факторов социально-экономического роста в США, причем, отметим, что не менее 50 % роста экономики было за счет научных и технологических достижений. На текущий момент в инновационной политике США используются такие методы и подходы, как научно-исследовательское и технологическое прогнозирование, определение кризисных ситуаций, факторов неопределенности, критических технологий, тенденций перспективных научных открытий, будущие потребности рынков в наукоемких и высокотехнологичных товарах. Кроме того, принципом государственной политики является транспорент-ность расходования капитала в условиях совершенствования механизмов кооперационного сотрудничества государства и частного сектора в сфере современных технологий [4. - С. 25].
Относительно государственной инновационной политики европейских государств, можно отметить, что принципы, подходы и методы стимулирования инновационных процессов весьма схожи с американской моделью, но в целом показатель развития инноваций в ЕС ниже, чем в США. В настоящее время базовым ориентиром инновационной политики ЕС являются цифровые инновации как действенный механизм перехода в формат цифровой экономике и информационного общества.
Отечественная пищевая индустрия в последние годы находится в крайне неопределенной ситуации. С одной позиции, отмечаются качественные изменения в плане роста данного сектора экономики, также тенденции трансформации в более эффективную модель развития. Вместе с тем отечественные хозяйствующие субъекты вынуждены функционировать в условиях экстраординарного влияния со стороны ряда внешних ограничений и факторов. Существенным ограничением развития пищевой промышленности РФ, является недостаточный уровень конкурентоспособности отечественных производителей на мировом рынке. На наш взгляд, в данных обстоятельствах необходимо обеспечить качественное развитие агропродоволь-ственного сектора экономики за счет перехода на инновационную модель развития в условиях разработки действенного экономического механизма инновационной деятельности и обеспечения высокой инновационной активности предприятий.
Сегодня мясоперерабатывающая промышленность РФ является крупнейшей сферой пищевой индустрии. Она выпускает широкий ассортимент пищевой продукции, продукции технического и медицинского назначения. Как показало исследование, эффективность производства мяса и мясных продуктов в значительной мере зависит от органи-зационно-управляющих характеристик, технической оснащенности, технологического совершенства, результативности маркетинговых стратегий,
а также эффективности реализации программ в области расширения ассортимента и повышения качества выпускаемой продукции на основе использования инновационного механизма.
Анализ питания различных групп населения показывает, что в настоящее время потребление пищевых продуктов у большей части населения значительно превосходит реальные энергетические потребности. В то же время, необходимо отметить, что потребность в качественном белке, в первую очередь, животного происхождения, сбалансированного по аминокислотному скору, удовлетворяется лишь на 60-65 %, а у отдельных категорий населения не более 30%. Результаты исследований в области питания и физиологии доказывают, что за последние двадцать лет за счет механизации и автоматизации труда, сокращения рабочего времени, развития транспортной и социальной инфраструктуры, энергетические затраты человека уменьшились в 2-2,5 раза. Все это доказывает необходимость изменения ассортиментной линейки мясопродуктов в соответствии с физиологическими потребностям профессиональных и возрастных групп населения. Все это свидетельствует о перспективной необходимости разработки и проведения программ в области инновационной диверсификации.
Производство качественного мяса и мясопродуктов и его продажа по приемлемой цене напрямую зависит от применяемых технологии, автоматизации и механизации как сельского хозяйства, так и перерабатывающего сектора, снижения сырьевых, энергетических и трудовых затрат, повышения трудовой и производственной дисциплины, профессионального роста кадров и так далее. На наш взгляд, общая стратегия роста и развития мясопродуктового подкомплекса России должна основываться на синергии инновационного инструментария и механизма диверсификации. Данная идея верифицируется и рядом положений нормативно-правовых документов и государственных программ [5, 6, 7. - С. 44, 8, 9. - С. 224] реализуемых в области развития агропродовольственных рынков и укрепления продовольственной независимости страны.
( ТЕХНИКО- \
у { ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ [
(Г
Рисунок 1 - Инновационные направления развития мясоперерабатывающих предприятий РФ
Комплексные исследования научных публикаций ученых-теоретиков и ведущих специалистов-отраслевиков, также зарубежный и отечественный опыт становления развития хозяйствующих субъектов мясной промышленности, позволил определить пять стратегических инновационных направлений развития (рисунок 1).
В общем объеме для отраслевых предприятий более значимыми и актуальными, являются следующие виды инноваций:
- технико-технологические, реализуемые в виде технологически усовершенствованного производственного метода, ресурсосберегающих технологий, совершенствования технологических процессов с целью сокращения производственного цикла, совершенствование упаковки, тары и способов транспортировки, а также использования высокопроизводительного и ресурсо-энергоэффективного технического оборудования;
- продуктовые, реализуемые в виде новой и (или) усовершенствованной продуктовой линейки с принципиально новыми потребительскими качествами, также предполагают создание и производство безопасных в экологическом аспекте продуктов, производство продуктов лечебно-профилактического назначения для особых групп населения, разработку и производство детского и диетического и геродиети-ческого питания;
- маркетинговые направлены, прежде всего, на изучение рынков сбыта и поиск потенциальных потребителей, сбор и обработка информации о конъюнктуре рынка, использование передовых методов и технологий продвижения товаров (услуг), разработка адаптивных ценовых стратегий;
- организационные нацелены на создание оптимальных условий для повышения качества межхозяйственных и внутренних производственно-технологических связей, апробацию и внедрению новых форм организации труда и управления, повышение уровня мотивации и максимальное раскрытие кадрового потенциала. Также организационные инновации включают совершенствование или создание новых систем контроля и оценки качества готовой продукции, реализацию механизма ее сертификации, укрепление и совершенствование человеческого капитала;
- экологические включают нововведения в области разработки различных методов, способов и подходов к совершенствованию производства в экологическом аспекте.
На текущий момент, отраслевые ученые, специалисты и управленцы отмечают, что интенсивность инновационного развития мясоперерабатывающего производства РФ значительно возросла, в частности, за счет открытия и успешного функционирования технологических платформ: «Биоиндустрия и биоресурсы - Биотех-2030», «Биоэнергетика», «Технологии пищевой и перерабатывающей промышленности АПК - продукты здорового питания», а также за счет реализации комплексной программы развития биотехнологий в РФ до 2020 г. «Био-2020» [10].
Таблица 1 — Факторы, определяющие качество и тенденции инновационного развития мясоперерабатывающих предприятий_
Группа Факторы
Финансово-экономические особенности функционирования фискальной системы государства; динамика и объемы привлеченных иностранных инвестиций; банковская процентная ставка, ставка рефинансирования и реальные возможности привлечения заемного капитала; уровень инфляции; показатель прямых и косвенных издержек и механизмы их снижения; особенности организации и проведения финансово-экономического планирования и бюджетирования хозяйственной деятельности предприятия
Государственное регулирование масштаб, методы и способы государственной поддержки отрасли; механизмы государственного надзора за деятельностью предприятий; объемы целевых государственных заказов
Научно -технические количество профильных опытно-конструкторских бюро и научно-исследовательских институтов; инструменты государственной поддержки научно-исследовательской деятельности; общее количество профильных учреждений высшего и среднего образования, занимающиеся подготовкой высококвалифицированных кадров
Кадровые качество и уровень подготовки, а также степень квалификации и профессионализма инженерно-управленческого персонала; модели мотивации и способы стимулирования сотрудников; размер заработной платы различных категорий работников
Производственные стоимость сырьевых ресурсов, материалов и комплектующих, а также их доступность на профильном рынке; показатель использования производственной мощности; организация система контроля качества продукции и ее эффективность; наличие у субъекта собственных инновационных разработок и материально-технической базы
Показатель объективной доступности инноваций для отраслевых предприятий, уровень внедрения и степень эффективности их использования зависят от различных факторов.
В таблице 1 представлены основные факторы, определяющие качество и тенденции инновационного развития мясоперерабатывающих предприятий.
Проведенный многофакторный анализ деятельности предприятий пищевой промышленности свидетельствует о недостаточной инновационной активности последних, что, объясняется рядом негативных факторов, а, в частности, неразвитость механизма позиционирования инвестиционной привлекательности данного сектора, отсутствие мотивации у финансовых учреждений к поддержке инновационного предпринимательства и другие. Данные обстоятельства и проблемные ситуации характерны и для мясоперерабатывающих предприятий.
Наличие ряда проблем в сфере инновационного развития мясной промышленности и множества факторов, определяющих ее уровень, актуализирует задачу формирования эффективной системы взаимодействия всех участников инновационного процесса для отраслевых предприятий (рисунок 2).
Основной целью внедрения и использования инноваций в мясоперерабатывающем секторе
промышленности должно стать: а) обеспечение перманентного роста производительности труда;
б) повышение качества выпускаемой продукции;
в) повышение уровня экологичности производства.
Производство качественного инновационного продукта весьма труднодостижимо без эффективно действующего механизма взаимодействия государственных институтов и мясопроизводителей. Государство, реализуя свои базовые функции, должно создавать платформу для развития инновационного потенциала мясокомбинатов. В то же время отраслевики, используя все факторы производства, создают на потребительском рынке качественное товарное предложение [11. - С. 142].
В стратегическом плане важной задачей государственных структур при формировании действенной системы развития инновационной активности в мясоперерабатывающей промышленности является задача определения приоритетных направлений, поддержка реализуемых инновационных проектов и обеспечение реальных возможностей кооперационного участия в них научно-исследовательских и образовательных учреждений, определение кластерной структуры, уровни взаимосвязи и перспективность инноваций, а также оценка синергии на мезо- и макроуровнях.
Органы государственной власти федерального и регионального уровнен (профильные министерства и ведомства)
Отраслевые союзы и ассоциации
Финансов о-крелнтные учреждения
Консультационные организации и НИИ и ФКО
Щ Я &
и
■э
ь
с
В £ = =■ =
& ае
В й £
¿Ее Е ! =
л, К ш 11 в
ё I
Ё § " Й ? Е
= —
Сел екни онно-генеггические центры
Сельскохозяйственные организации. ЛПХ.КФХ
Еомбикорногае
заводы
Поставщики вторичного сырья (пищевая промышленность)
Племенные репродукторы Производители растениеводческой продукции
Предприятия пишев ого ы апшно-строения Компании, организукмпие импортные поставки оборудования, комплектующих и материалов
Компании. обеспечивающие информационное обеспечение (маркетинг, рекламные услуги)
Денежные средства и вторичное сырье
Мясоперерабатывающие предприятия
Транспортно-логистические
компании
......
Потребительский рынок
Оборудование, сырье и материалы
Т ■
Еысоко-^ квалифи-\ пиров ан-\ ные кадры
Контроль и регулирование в сфере финансов и качества
■ О Ь служив ающне компании
■"" Г - + 1 1
Образов ательные учреждения
г - + 1
Научные разработки
Торговый ритейл
Оптовые оазы
1:
Органы государств енного когароля е сф ере налогов и финансов
Органы государственного контроля в сфере потребительского рынка
Рисунок 2 — Многоуровневая структура организационно-экономического взаимодействия мясоперерабатывающих предприятий в условиях реализации инновационного процесса
Рисунок 3 - Алгоритм формирования инновационной политики предприятия мясоперерабатывающей промышленности
На отраслевом уровень наиболее целесообразно осуществлять разработку инноваций на разных стадиях производственного цикла и определение их взаимосвязи, развивать интеграцию и кооперацию предприятий в процессе разработки и использования инноваций, обеспечивать экономическую заинтересованность и выгоду участников инновационного процесса, учитывать и адаптировать к реальной ситуации экологические и социальные эффекты от применения инноваций [12. - С. 24].
Как показывает практика важнейшей составляющей инновационного развития предприятия, а, в частности, мясоперерабатывающего, является формирование и реализация эффективной инновационной политики.
Алгоритм формирования инновационной политики предприятий мясоперерабатывающей промышленности, приведен на рисунке 3.
Ключевым моментом в инновационной политике является формулирование цели разработки, определение горизонта планирования, этапности и конкретных сроков, механизм реализации, контроль и оценка полученных результатов, выводы и в случае необходимости принятие конкретных управленческих решений в области экономики, организации и производства.
Рассмотрим более подробно основные этапы формирования инновационной политики на отраслевых предприятиях.
I этап. Классификация и систематизация поступающих идей: сбор и обработка информации о изменениях на рынке мяса и мясопродуктов, о инновационных направлениях и разработках, поступающих из опытно-конструкторских лабораторий и технологических служб, служб маркетинга, сбыта, торговых посредников и представителей, конечных потребителей (требования, пожелания, рекламации); оценка потенциальных возможностей предприятия в плане разработки и освоения новой продукции, анализ потенциальных рисков, определение их степени и размера; сбор, обработка и систематизация информации о потребительских рынках и долгосрочных тенденциях их развития.
II этап. Отбор потенциально реализуемых идей и разработка инновационных проектов: определение реальных возможностей практики реализации идей; определение уровня производственно-технологи-ческой общности и совместимости новых и традиционных продуктов.
III этап. Технико-экономический анализ эффективности инновационных разработок: трансформация идеи в логически обоснованный проект; определение технико-экономических показателей, оценка их качественных и количественных характеристик; составление сметы затрат и поиск источников финансирования, оценка сроков окупаемости инновации; планирование необходимых ресурсов: финансово-экономические, кадровые, материально-сырьевые, технико-технологические, информационные и так далее; сроки практическо-
го освоения инновации; анализ и оценка положительных эффектов.
IV этап. Разработка структурированной инновационной карты с указанием обязанностей по функциональным подразделениям; разработка инновации и проведение достаточных лабораторных проверок (испытания на уровень безопасности, экологичности, экономичности, транспортабельности и прочее).
V этап. Внедрение инновации в производство на основе положений программы маркетинга, включающей: экономическое обоснование инновации; способы, каналы, методы и инструменты продаж; наличие практического опыта в продаже аналогичных товаров; производственно-технические возможности предприятия: наличие требуемых мощностей, уровень обеспеченности ресурсами, необходимыми кадрами; финансово-экономические возможности: реальные и потенциальные инвестиций, ключевые источники финансирования, оценочные результаты — прибыльность (убыточность) на заданный период планирования; степень соответствия принятым нормам и стандартам; обеспечение патентно-лицензионной защиты разработок.
Повышение уровня эффективности производственно-технологического процесса в применяемых условиях коммерческого обоснования обусловливает рост требований к уровню и потенциалу технико-технологической подготовки производства к выпуску новых продуктов. От качества технико-технологического оснащения в большей степени зависит: глубина и ширина ассортимента продукции; уровень ее качества; организационно-технический уровень производства; экономия трудозатрат и материально-сырьевых ресурсов; величина общих затрат на изготовление продукции, а также уровень управления в организации.
При внедрении высокоэффективной технологии наибольшее значение приобретают следующие результаты: снижение показателя ручного труда и улучшение условий труда; обеспечение стабильного и непрерывного производственного процесса, уменьшение непроизводственных временных затрат; уменьшение трудоемкости и материалоемкости продукции; увеличение эффективности эксплуатации оборудования; диффузия инновации в иные организации на коммерческой основе. Таким образом, создание необходимых и достаточных условий для рациональной организации менеджмента инноваций в промышленных структурах (мясоперерабатывающее производство) позволит повысить уровень конкурентоспособности продукции и доходность профильной деятельности [13. - С. 93, 14. - С. 832, 15. - С. 53, 16. - С. 711, 17. - С. 218, 18. - С. 517, 19. - С. 84, 20. - С. 273].
Для эффективной организации процесса управления инновационной деятельностью требуется четкая формулировка цели управления, оценка возможностей, сильных и слабых сторон, при-
меняемые методы планирования и контроля, разработка организационной и производственной структуры, а также решение ряда иных вопросов. На наш взгляд, весьма важным является построение оптимальной структуры модели инновационного управления отраслевым предприятием, которая представлена на рисунке 4.
Рассмотрим более подробно содержание каждого компонента системы.
Анализ системы начинается с ее «выхода» — это выпускаемая предприятием продукция. Основное требование к «выходу» — это обеспечение требуемого уровня конкурентоспособности товаров на потребительском рынке и обеспечение прибыльности предприятия. Основным условием потенциальной конкурентоспособности «выхода» является результативность стратегических маркетинговых исследований. Отметим, что затраты на различных стадиях жизненного цикла товара весьма разнятся. Например, затраты на НИОКР в десятки раз больше чем затраты на стратегический маркетинг. Затраты на организационно-технологическую подготовку производства в 2-5 раз больше затрат на НИОКР. Процесс материализации объекта НИОКР требует еще больших затрат.
Приоритетной стратегией предприятия в условиях высокой конкуренции и нестабильности макросреды, должна стать стратегия повышения качества товаров и экономии ресурсов. Последовательность экономии такая: увеличение результативности стратегического маркетинга; рост конкурентоспособности выпускаемой продукции; снижение совокупных затрат на единицу их полезного эффекта (отдачи) за счет рационализации эксплуатационных затрат.
К «входу» системы относятся все потоки, которые принимает предприятие с целью производства
продукции: сырье, материалы, комплектующие изделия, энергия, информация, оборудование, кадры, технологии, документы. Основной задачей управления является обеспечение конкурентоспособного «входа» опираясь на результаты маркетинговых исследований и отбора наиболее надежных поставщиков. Если «вход» неконкурентоспособен, то система не может обеспечить результативный «выход».
К элементам «обратной связи» относятся потребительские требования, рекламации клиентов, информация о целевой аудитории, претензии, возникшие в связи с неудовлетворительным качеством продукции, передовые достижения науки и техники, целевое финансирование, инвестиционные потоки.
К элементам экзогенной среды предприятия следует отнести макросреду, инфраструктуру и мировое экономическое пространство, оказывающие прямое или косвенное влияние на конкурентоспособность, эффективность и устойчивость деятельности хозяйствующего субъекта.
К внутренней среде предприятия следует отнести подсистемы научного сопровождения, обеспечивающая, целевая, управляемая и управляющая, которые в совокупности составляют систему инновационного управления.
Подсистема научного сопровождения включает следующие элементы: законы организации и общеэкономические законы, научные подходы к инновационному менеджменту, а также функции и методы менеджмента. К наиболее подходящим научным подходам стоит отнести: функциональный, системный, маркетинговый, нормативный, воспроизводственный, интеграционный, комплексный, динамический, количественный, процессный, поведенческий, административный, ситуационный.
Вход
Внешняя среда
Управление персоналом Разработка управленческого решения Контроль за ходом инновационных проектов
Управляющая подсистема
Обеспечивающая подсистема
Правовое обеспечение
Методическое обеспечение
Ресурсное обеспечение
Информационное обеспечение
Стратегический маркетинг
Подсистема научного сопровождения
экономические законы и законы организации. нavчныe подходы. принципы и методы менеджмент а
Управляемая подсистема
НИОКР по новшествами инновациям
Организационно-т ехно логическая подготовка пр оизеод ствановшеств и внедрения инноваций
Целевая подсистема
Производство новшеств
Формирование портфеля новшеств
Формирование портфеля инноваций
Формирование портфеля инве сти-ций
Быгол
Р
Сервис новшеств
Обратная связь
Рисунок 4 - Модель инновационного управления мясоперерабатывающими предприятиями
К функциям менеджмента отнесем: стратегическое планирование, целевой маркетинг, организацию производственных процессов, оценку, анализ, учет и контроль, мотивацию, регулирование.
Степень проработки проблем управления инновационным развитием и многоаспектная обоснованность управленческого решения характеризуются количественными и качественными характеристиками научных подход, принципами и методами инновационного менеджмента. Чем проще процесс разработки и реализации управленческого решения, тем выше неоднозначность и неопределенность достигаемых результатов. Поэтому объективные законы конкуренции и экономии времени требуют значительных затрат на принятие стратегических решений на ранних стадиях производственного цикла с целью их экономии на последующих этапах.
Целевая подсистема включает два компонента: формирование портфеля новшеств и инноваций. Портфель новшеств должен формироваться преимущественно собственными наукоемкими разработками, патентами, изобретениями, эффективными технологиями и другими прогрессивными новшествами.
Портфель инноваций включает стратегический план внедрения новшеств собственных и приобре-
тенных разработок. Качественно-количественная оценка и глубина обоснованности параметров целевой подсистемы определяет степень эффективности дальнейшего функционирования предприятия. После анализа внешней среды и формирования целевой подсистемы определяются параметры обеспечивающей подсистемы, включающей: сроки поставок, их количество и качество, поставщиков сырья, материалов, комплектующих изделий, необходимые для решения системных задач целевой подсистемы.
Управляемая подсистема включает компоненты по созданию новшеств и их внедрению в стадии производственного цикла: НИОКР; стратегический маркетинг; организационно-технологическую подготовку; производство новшеств их апробация и внедрение.
Управляющая подсистема, является основной, так как она управляет всеми происходящими процессами в системе. К компонентам подсистемы следует отнести: разработку управленческого решения, управление персоналом, координацию и выполнение инновационных проектов. Данные функции определяют качество всех остальных подсистем [21. - С. 364, 22. - С. 2, 23. - С. 68, 24. - С. 37, 25. - С. 74, 26. - С. 58, 27. - С. 61, 28. - С. 49].
Список использованных источников
1. Коробейников О. П., Трифилова А. А. Интеграция стратегического и инновационного менеджмента // Менеджмент в России и за рубежом. - 2017. - № 4. - С. 22.
2. Хэмилтон А. Инновационная и корпоративная реструктуризация в мировой экономике // Персо-налмикс. - 2016. - № 6. - С. 35.
3. Investing in innovation: creating a research and innovation policy that works / edited by Lewis M. Branscomb and James H. Keller Cambridge. - Mass.: MIT Press, 1998. - 516 p.
4. Заварухин В. Управление научно-технологическим развитием в США // Персонал-микс. - 2000. -№ 5. - С. 23-25.
5. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ac.gov.ru/files/attachment/4843.pdf. (дата обращения 07.07.2018 г.).
6. Об утверждении Стратегии развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации. Правительство Российской Федерации. Распоряжение от 17.04.2012 г. № 559-р.
7. Закшевская Е. В., Куксин С. В. Устойчивость аграрного производства и его рациональное размещение в воронежской области // В кн.: Стратегия инновационного развития агропромышленного комплекса в условиях глобализации экономики: материалы Международной научно-практической конференции, 2015. - С. 41-46.
8. Отчеты министерства сельского хозяйства РФ о ходе реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг.» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mcx.ru/documents/document/v7_show/25557.342.htm. (дата обращения 06.07.2018 г.).
9. Улезько А. В., Реймер В. В., Курносов А. П. Особенности организации инновационных процессов в агропродовольственном комплексе // Вестник Воронежского государственного аграрного университета. - 2015. - № 4 (47). - С. 218-227.
10. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации, утверждена Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. № 120.
11. Зяблов А. А. Инновационное развитие пищевой промышленности России: возможности и ограничения // Экономика: вчера, сегодня, завтра. - 2016. - № 2. - С. 136-150.
12. Анопченко Т. Ю., Новицкая А. И. Динамика и тенденции развития пищевой промышленности в современных условиях России // Вопросы регулирования экономики. - 2015. - Т. 6. - № 1. - С. 20-27.
13. Клейнер Г.Б. Системные проблемы развития отечественной промышленности // Научные труды Вольного экономического общества России. - 2015. - Т.3. - С. 90-101.
14. Макаров В. Л., Варшавский А. Е. Наука, высокотехнологичные отрасли и инновации // Экономика России. Оксфордский сборник. - М.: Изд-во Института Гайдара, 2015. - Т. 1. - С. 815-846.
15. Мумладзе Р.Г. Эффективность управления инновациями в сельском хозяйстве. - М.: Русайнс, 2014. 96 с.
16. Aghion P., Bloom N., Blundell R., Griffith R., Howitt P. Competition and innovation: An inverted-U relationship // Quarterly journal of economics. - 2005. - Vol. 120. - No.2. - P. 701-728.
17. Baumol W.J. The free-market innovation machine: analyzing the growth miracle of capitalism. Princeton: Princeton University Press, 2002. - 318 p.
18. Gilbert R., Newbery D. Preemptive patenting and the persistence of monopoly // American Economic Review. 1982. - Vol. 72. - No 3. - P. 514-526.
19. Romer P. Endogenous technological change // Journal of political economy. - 1990. - Vol. 98. - No.5. -P. 71-102.
20. Морозов Ю.П. Инновационный менеджмент: учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. - 446 с.
21. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. Учебник, 4-е изд. - Спб., 2013. — 400 с.
22. Бичеев М. А. Инновационный менеджмент: учеб. пособие для дистанц. обучения. - Новосибирск.: СибАГС, 2007. — 172 с.
23. Абакарова Р. Ш. Современное состояние мясопродуктового подкомплекса АПК России // Теория и практика общественного развития: электронный научный журнал. - 2013. - № 10. - С. 64-69.
24. Алиев Х. А. Современное состояние и конкурентоспособность мясной промышленности // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - 2017. - № 35. - С. 37.
25. Васильченко М. Я. Проблемы модернизации мясной промышленности России // Экономические науки. Научно-информационный журнал. - 2012. - № 1(86). - С. 72-74.
26. Ворошилова И. Эффективность производства мяса и мясных продуктов - основа их конкурентоспособности // АПК: экономика, управление. - 2015. - № 5. - С. 53-60.
27. Магомедов А.Н., Аржанцев С.М. Тенденции развития мясного подкомплекса России // АПК: экономика, управление. - 2014. - № 7. - С. 56-63.
28. Сергеева И. А. Роль мясного подкомплекса в обеспечении продовольственной безопасности // Никоновские чтения. - 2016. - № 14. - С. 48-49.
List of sources used
1. Korobeinikov O.P., Trifilova A.A. Integration of strategic and innovative management // Management in Russia and abroad. - 2017. - No. 4. - P. 22.
2. Hamilton A. Innovative and corporate restructuring in the global economy // Personalmix. - 2016. - No. 6. - P. 35.
3. Investing in innovation: creating a research and innovation policy that works / edited by Lewis M. Branscomb and James H. Keller Cambridge. - Mass .: MIT Press, 1998. - 516 p.
4. Zavarukhin V. Management of scientific and technological development in the US // Staff-mix. - 2000. -№ 5. - P. 23-25.
5. Strategy of innovative development of the Russian Federation for the period until 2020. [Electronic resource]. - Access mode: http://ac.gov.ru/files/attachment/4843.pdf. (circulation date 07/07/2018).
6. On the approval of the Strategy for the Development of the Food and Processing Industry of the Russian Federation. The Government of the Russian Federation. Order of 17.04.2012 № 559-р.
7. Zakshevskaya E.V., Kuksin S.V. Stability of agricultural production and its rational location in the Voronezh region // In the book: The strategy of innovative development of the agro-industrial complex in the context of globalization of the economy: materials of the International Scientific and Practical Conference, 2015. П С 41-46.
8. Reports of the Ministry of Agriculture of the Russian Federation on the implementation of the State Program for the Development of Agriculture and Regulation of Agricultural Products, Raw Materials and Foodstuffs for 2013-2020 "[Electronic resource]. - Access mode: http://www.mcx.ru/documents/document/v7_show/25557.342.htm. (date of circulation on 06/07/2018).
9. Ulezko A.V., Reimer V.V., Kurnosov A. Peculiarities of the organization of innovation processes in the agro-food complex // Vestnik Voronezh State Agrarian University. - 2015. - No. 4 (47). - P. 218-227.
10. The doctrine of food security of the Russian Federation, approved by the Decree of the President of the Russian Federation of January 30, 2010, No. 120.
11. Zyablov A.A. Innovative development of the food industry in Russia: opportunities and limitations // Economics: yesterday, today, tomorrow. - 2016. - No. 2. - P. 136-150.
12. Anopchenko T.Yu., Novitskaya A.I. Dynamics and tendencies of food industry development in the modern conditions of Russia // Issues of economic regulation. - 2015. T. 6. - № 1. - P. 20-27.
13. Kleiner G.B. System problems of development of domestic industry // Scientific works of the Free Economic Society of Russia. - 2015. - T.3. - P. 90-101.
14. Makarov V.L., Varshavsky A.E. Science, high-tech industries and innovations // Economics of Russia. Oxford collection. - Moscow: Publishing House of Gaidar Institute, 2015. - T. 1. - P. 815-846.
15. Mumladze R.G. Effectiveness of innovation management in agriculture. - M .: Rusains, 2014. 96 p.
16. Aghion P., Bloom N., Blundell R., Griffith R., Howitt P. Competition and innovation: An inverted-U relationship // Quarterly journal of economics. - 2005. - Vol. 120. - No.2. - P. 701-728.
17. Baumol W.J. The free-market innovation machine: analyzing the growth of miracle of capitalism. Princeton: Princeton University Press, 2002. - 318 p.
18. Gilbert R., Newbery D. Preemptive patenting and the persistence of monopoly // American Economic Review. 1982. - Vol. 72. - No. 3. - P. 514-526.
19. Romer P. Endogenous technological change // Journal of political economy. - 1990. - Vol. 98. - No.5. -P. 71-102.
20. Morozov Yu.P. Innovative management: Textbook. manual for universities. - M .: UNITY-DANA, 2016. - 446 p.
21. Fatkhutdinov R.A. Innovative management. Textbook, 4 th ed. - St. Petersburg, 2013. - 400 s.
22. Bicheev M.A. Innovative Management: Textbook. allowance for distance. learning. - Novosibirsk: SibAGS, 2007. - 172 p.
23. Abakarova R. Sh. The current state of the meat-producing subcomplex of the Russian agro-industrial complex // Theory and practice of social development: an electronic scientific journal. - 2013. - No. 10. - P. 6469.
24. Aliev Kh.A. The current state and competitiveness of the meat industry // Management of economic systems: electronic scientific journal. - 2017. - No. 35. - P. 37.
25. Vasilchenko M. Ya. Problems of Modernization of the Meat Industry of Russia // Economic Sciences. Scientific and information magazine. - 2012. - No. 1 (86). - P. 72-74.
26. Voroshilova I. Efficiency of meat and meat products production is the basis of their competitiveness // AIC: economy, management. - 2015. - No. 5. - P. 53-60.
27. Magomedov A.N., Arzhantsev S.M. Trends in the development of the meat subcomplex of Russia // AIC: economy, management. - 2014. - No. 7. - P. 56-63.
28. Sergeeva I.A. Role of the meat subcomplex in ensuring food security // Nikon readings. - 2016. - No. 14. - P. 48-49.
УДК 338.43
К ВОПРОСУ О ПРОИЗВОДСТВЕ МОЛОКА В РОССИИ В ПОСТРЕФОРМЕННЫЙ ПЕРИОД
МУЗАЛЕВ И.И.,
главный консультант отдела взаимодействия с предприятиями АПК комитета агропромышленного комплекса Курской области, e-mail: [email protected]; тел. (4712) 70-16-52.
САЛТЫК И.П.,
доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры физико-математических дисциплин и информатики ФГБОУ ВО Курская ГСХА, e-mail: [email protected]; тел. (4712) 53-14-25.
Реферат. В статье обоснована экономическая целесообразность повышения эффективности функционирования животноводческих отраслей АПК. В рамках этой проблемы рассмотрены вопросы продуктивности коров отечественных производителей, закономерности ее изменения. Обосновано значение экономических санкций западных стран против России, представляющих угрозу ее продовольственной безопасности, и их роль в выработке критического, взвешенного подхода к оценке производственных возможностей экономических потенциалов регионов. Выявлены закономерности развития в молочном скотоводстве отечественных технологий и влияние на снижение уровня издержек при производстве молока импортных технологий, машин, оборудования. Показана роль государства в решении этих проблем, а также эффективность специальных экономических мер, определенных Указами Президента Российской Федерации, принятыми национальными проектами, рядом других государственных мер.
Ключевые слова: безопасные продукты питания, молочное скотоводство, производство молока, сокращение поголовья коров, экономические санкции, национальные проекты, стратегия импортозамеще-ния, рынок молока и молочных продуктов, инновации.
ECONOMIC PROBLEMS OF MILK PRODUCTION IN RUSSIA AND THEIR SOLUTION IN THE POST-REFORMED PERIOD