Научная жизнь университета • Scientific life of University УДК 378:061.3
В. В. Брежнева, Т. В. Захарчук Научно-методическая конференция «STUDIUM» Valentina V. Brezhneva, Tatiana V. Zakharchuk Scientific and methodical conference «STUDIUM»
1. Научно-методическая конференция «STUDIUM: технологии и традиции гуманитарного образования». Секция «Библиотеки в системе профессиональных коммуникаций»
1. Scientific and methodical conference «STUDIUM: technologies and traditions of arts education». Section «Libraries in system of professional communications»
5-6 марта 2012 г. в СПбГУКИ была проведена первая Всероссийская научно-методическая конференция «БТ^ЮМ: технологии и традиции гуманитарного образования», посвященная вопросам педагогики высшей школы, инновационным технологиям и педагогическим методикам в сфере гуманитарного образования. В рамках конференции работали 3 секции: «Библиотеки в системе профессиональных коммуникаций: к 50-летию кафедры информационного менеджмента», «Менеджмент и маркетинг в условиях модернизации высшего профессионального образования», «Традиционная культурная среда: образование и воспитание».
Секция «Библиотеки в системе профессиональных коммуникаций» продолжила традицию проведения конференций, посвященных памяти профессора Валентины Альфредовны Минкиной, которая сложилась в вузе с 2005 г. В 2012 г. секция была посвящена 50-летию кафедры информационного менеджмента, основанной в 1962 г. Иваном Андреевичем Моховым как кафедра технической литературы. Валентина Альфредовна возглавляла кафедру с 1989 по 2004 г. Она сумела сохранить то, что было создано ее учителями: Даниилом Юрьевичем Тепловым, Людмилой Вениаминовной Зильберминц, Верой Владимировной Гнучевой. Созданная ими научная школа технической библиографии получила свое дальнейшее развитие и силами самой Валентины Альфредовны, и ее коллег (Гертруды Васильевны Гедримович, Элеоноры Евгеньевны Рокицкой, Татьяны Анатольевны Белогорской и др.), и ее учеников (Олега Менделевича Зусьмана, Валентины Владимировны Брежневой, Татьяны Викторовны Захарчук и др.).
В настоящее время в основе исследовательской программы сформировавшейся более сорока лет назад научной школы лежат проблемы информационного управления в самом широком понимании этого термина: управление
информационными ресурсами, информационное обслуживание, информационные исследования науки, документационное обеспечение управления и т. д. Научная школа «технической библиографии - информационного управления» является одной из наиболее устойчивых научных школ, в которой «учится» уже четвертое поколение научных работников.
В заседании секции приняли участие ученые, стоявшие у истоков формирования информатики как научной дисциплины (Р. С. Ги-ляревский, А. В. Соколов), руководители крупнейших библиотек страны (В. П. Леонов, Е. Д. Жабко, О. Ю. Устинова), декан факультета информационных технологий Т. В. Ляшенко. Все они в том или ином качестве имели непосредственное отношение к реализации исследовательской программы научной школы «технической библиографии - информационного управления».
В большинстве докладов подводились итоги развития наук библиотечно-информационного цикла, звучала озабоченность их дальнейшим развитием.
Доклад Р. С. Гиляревского был посвящен возникновению и развитию информатики в России, ее влиянию на развитие наук библиотечно-библиографического цикла, а А. В. Соколов, озаглавив свой доклад «Приключения Информации на библиотечном факультете», рассказал о вкладе преподавателей нашего вуза в развитие отечественной информатики.
В. П. Леонов выступил с философским докладом, в котором предложил подумать о будущем библиотеки как предмете изучения.
Е. Д. Жабко представила интереснейший доклад о развитии информационных ресурсов Президентской библиотеки им. Б. Н. Ельцина.
Доклад Т. В. Ляшенко был посвящен изменениям в деятельности библиотек в условиях развития информационных технологий.
Во многих докладах отмечалось, что кафедра на протяжении практически всего периода своего существования развивала самые современные направления библиотечно-информационной науки, связанные с деятельностью научно-технических библиотек и центров научно-технической информации.
Значительное внимание привлек доклад, посвященный идентификации научной школы «Л. В. Зильберминц - В. А. Минкиной» (Т. В. Захарчук). Возникла острая дискуссия о том, какой коллектив можно считать научной школой, каковы его особенности и основные функции в науках библиотечно-информационного цикла. Оказалось, что проблема научных школ в библиотековедении, библиографоведении и книговедении разработана слабо. При этом многие ведущие ученые заинтересованы в идентификации собственных научных школ, что отчасти связано с возможностью получения грантов для поддержки научных школ и с необходимостью аттестации вуза.
Основные перспективы дальнейшего развития исследовательской программы были представлены в докладе заведующей кафедрой
информационного менеджмента В. В. Брежневой, которая осветила основные направления научных исследований кафедры и их отражение в учебном процессе.
Большой интерес у участников конференции вызвали воспоминания тех, кто работал на кафедре в 1950-1970-х гг., сопровождавшиеся презентацией из фотографий прошлых лет.
Прочитанные доклады стали своеобразным отчетом о достижениях кафедры в методическом и научном направлениях.
Представляется, что секция стала чрезвычайно плодотворной и с точки зрения осознания специалистами своего прошлого, и с позиций дальнейшего развития одного из направлений библиотечно-информационной науки.
Ежегодное проведение таких конференций может в определенной степени решить проблему повышения эффективности профессиональных коммуникаций, даст возможность проведения открытых дискуссий по острым проблемам современной науки и практики, позволит обменяться передовым опытом в проведении научных исследований и преподавании учебных дисциплин.
2. Научно-методическая конференция «STUDIUM: педагогика высшей школы: интерактивные технологии в образовании и культуре». Секция «Информационная концепция образования и культуры» (памяти В. А. Минкиной)
2. Scientific and methodical conference «STUDIUM: pedagogics in higher school: interactive technologies in education and culture». Section «Informational concept of education and culture» (to the mеmory of Valentina A. Minkina)
Работа секции «Информационная концепция образования и культуры» осуществлялась в рамках второй научно-методической конференции «БТ1ЮИ1М: педагогика высшей школы», прошедшей 14-15 марта 2013 г. в СПбГУКИ. Тема 2013 г.: «Интерактивные технологии в образовании и культуре».
Секция проводилась в партнерстве с Институтом научной информации по общественным наукам (ИНИОН) РАН (Москва) и Институтом проблем информатики (ИПИ) РАН (Москва).
Первый день работы секции был полностью посвящен обсуждению информационной концепции культуры. Основные положения обсуждаемой проблемы были изложены в открытой лекции главного научного сотрудника ИПИ РАН К. К. Колина «Образование для будущего: основы информационной концепции культуры и познания природы человека». Предложенные им выводы вызвали множество вопросов, связанных с вызовами, которые стоят перед современной
культурой и образованием, проблемами глобальной и национальной безопасности. Особый интерес аудитории вызвали названные докладчиком причины глобального кризиса системы образования, а также сформулированные им основные угрозы для национальной безопасности в образовании.
В ходе обсуждения высказывались мнения о том, что современная цивилизация переживает системный кризис. Это глобальная угроза для человека, природы и общества, причины кризиса кроются в гуманитарной сфере общества, в состоянии образования и культуры. Главная задача науки и образования - сформировать научное мировоззрение, способность понимать угрозы и осуществлять им противодействие
Второе заседание секции проходило в форме выездного семинара «Методологические проблемы наук об информации» (11-е выездное заседание совместного научного семинара ИПИ РАН и ИНИОН РАН).
170 Вестник СПбГУКИ • № 2 (15) июнь • 2013
В работе семинара приняли участие сотрудники Института содержания и методов обучения РАН (Москва), Фундаментальной библиотеки ИНИОН РАН, преподаватели Военно-космической академии имени А. Ф. Можайского (Санкт-Петербург), сотрудники Президентской библиотеки им. Б. Е. Ельцина, Библиотеки Российской академии наук, Российской национальной библиотеки и других организаций, преподаватели, студенты, магистры и аспиранты СПбГУКИ.
В ходе работы семинара были прочитаны и обсуждены 3 доклада: «Философия информации и методологические проблемы наук об информации» (д-р техн. наук, проф. К. К. Колин (ИПИ РАН)); «О взаимосвязи информатики и библиотековедения» (д-р пед. наук, проф. А. В. Соколов (СПбГУКИ)); «Философия информации: взгляд из Китая (по материалам статьи Лю Гана „Философия информации и основы будущей китайской философии науки и техники")» (канд. филос. наук Ю. Ю. Черный (ИНИОН РАН)). Были представлены 15 стендовых докладов, связанных с проблемами, обсужденными на семинаре.
Слушателям были представлены различные (зачастую противоположные) взгляды ведущих ученых на информацию, способы ее существо-
вания, возможности и направления использования.
При обсуждении докладов также звучали различные точки зрения. Наиболее активными в ходе дискуссии были преподаватели кафедр философии и информатики и математики СПбГУКИ.
Работа конференции сопровождалась выставкой книг, раскрывающих эволюцию становления информатики как науки, и вклад преподавателей СПбГУКИ в ее развитие.
Подводя итоги конференции, декан библиотечно-информационного факультета СПбГУКИ В. В. Брежнева отметила важность не только совместного обсуждения проблем, связанных с развитием взглядов на сущность информации, но и возможного проведения совместных исследований, что было бы полезно и преподавателям, и студентам СПбГУКИ, а сотрудникам академических институтов дало бы возможность изучить различные подходы к проблемам информатики, формирования и развития информационных ресурсов. Итогом конференции стали разработанные предложения по сотрудничеству, включающие проведение совместных конференций и организацию совместных исследований.