Научная статья на тему 'НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР ПО ИЗУЧЕНИЮ СТАРООБРЯДЧЕСТВА ПРИ КОСТРОМСКОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ "ДИАЛОГ"'

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР ПО ИЗУЧЕНИЮ СТАРООБРЯДЧЕСТВА ПРИ КОСТРОМСКОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ "ДИАЛОГ" Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
13
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАРООБРЯДЧЕСКИЙ РАСКОЛ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР ПО ИЗУЧЕНИЮ СТАРООБРЯДЧЕСТВА "ДИАЛОГ" / КОНЦЕПЦИЯ НИЦ "ДИАЛОГ" / ОТМЕНА КЛЯТВ НА СТАРЫЕ ОБРЯДЫ / КОНСТРУКТИВНЫЙ ХРИСТИАНСКИЙ ДИАЛОГ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Виноградов Алексей Владимирович

Статья рассказывает об открытии научно-исследовательского центра по изучению старообрядчества при Костромской духовной семинарии «Диалог» и знакомит с его деятельностью. Исследование данного религиозного движения требует всестороннего систематического подхода. Лишь объективное изучение старообрядчества в сочетании с христианской любовью к нашим инакомыслящим братьям способно подготовить почву к конструктивному христианскому диалогу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Виноградов Алексей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH CENTER "DIALOGUE" FOR THE STUDY OF THE OLD BELIEVERS AT THE KOSTROMA SEMINARY

The article tells about the opening of a research center called «Dialogue» for the study of the Old Believers at the Kostroma seminary and introduces its activities. The study of this religious movement requires a comprehensive systematic approach. It is only an objective study of the Old Believers in conjunction with Christian love to our brothers - dissenters is able to pave the way for a constructive Christian dialogue.

Текст научной работы на тему «НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР ПО ИЗУЧЕНИЮ СТАРООБРЯДЧЕСТВА ПРИ КОСТРОМСКОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ "ДИАЛОГ"»

ДИАЛОГ СО СТАРООБРЯДЧЕСТВОМ

Виноградов Алексей Владимирович НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР ПО ИЗУЧЕНИЮ СТАРООБРЯДЧЕСТВА ПРИ КОСТРОМСКОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ «ДИАЛОГ»

Научно-исследовательский центр по изучению старообрядчества при Костромской духовной семинарии «Диалог» является постоянно действующей площадкой для научной дискуссии и всестороннего изучения различных актуальных вопросов возникновения, развития и современного состояния старообрядческого движения. Его открытие, которое состоялось 24 декабря 2015 г., является не только знаменательным событием для Костромской епархии и Костромской духовной семинарии, но актуальным и закономерным для всей Русской Церкви.

Научный центр был совместно открыт епископом Костромским и Га-личским Ферапонтом (Русская Православная Церковь) и епископом Ярославским и Костромским Викентием (Русская Православная Старообрядческая Церковь)1. Во время круглого стола, который был организован сразу после церемонии открытия, обсуждалась концепция НИЦ «Диалог» и рассматривались перспективы совместной работы в рамках данной концепции.

Прежде всего, хотелось бы подчер-

Виноградов Алексей Владимирович, Выпускник МПДАиС, и.о. проректора по научной работе Костромской духовной семинарии, преподаватель, и.о. секретаря Ученого совета, руководитель научно-исследовательского центра по изучению старообрядчества при Костромской духовной семинарии «Диалог».

1 Открытие научно-исследовательского центра по изучению старообряд-

чества при Костромской духовной семинарии «Диалог» / Костромская духовная семинария [Электронный ресурс]. - URL: http://kods.cerkov.ru/2015/12/24/ otkrytie-nauchno-issledovatelskogo-centra-po-izucheniyu-staroobryadchestva-pri-kostromskoj-duxovnoj-seminarii-dialog/ (дата обращения: 02.02.2016).

169

Торжественное открытие Научно-исследовательского центра по изучению старообрядчества при Костромской духовной семинарии «Диалог».

кнуть, что работа центра не предполагает замены собой деятельности соответствующих структур Московской Патриархии по рассмотрению межконфессиональных взаимоотношений и канонических вопросов.

Главной задачей центра является изучение всего комплекса исторических проблем предыстории, возникновения, развития и современного состояния старообрядчества, в том числе и единоверия, различных старообрядческих согласий и толков, их взаимоотношений с Русской Православной Церковью и друг с другом.

Для успешного решения поставленной задачи необходимо углубленное исследование «Книжной справы» и обрядовых исправлений XVII века, а также подобных событий как до, так и после указанной церковной реформы. Не менее актуально рассмотрение аналогичных событий и их последствий в других православных церквах в различные исторические периоды.

Имеет значимость изучение полемики между новообрядцами и старообрядцами в разные периоды церковной истории, основных тенденций указанных споров и влияния их на взаимоотношения между оппонентами. Следует подчеркнуть, что полемическая составляющая, опиравшаяся по большей части на политическую целесообразность, а не на христианскую традицию, долгое время

Обсуждение концепции НИЦ «Диалог».

оказывала негативное влияние на объективное исследование всего, что хоть как-то было связано со старообрядчеством.

Представляет несомненный интерес и изучение литературного наследия выдающихся представителей староверия, полемизировавших с ними иерархов, богословов и миссионеров, а также научное описание старообрядческого богословского наследия, литургической практики, певческих традиций, особенностей иконописи и церковного искусства.

Кроме того, необходимо изучение историографии, методологии и иных прикладных научных направлений, помогающих глубже вникнуть в историю староверия. Важность данного направления работы связана с вопросами систематизации имеющихся исследований, с обобщением новых данных и введением их в церковно-научный оборот. Особенно это касается наследия наших светских источниковедов, литературоведов и историков, отыскавших и описавших много новых первоисточников по различным периодам старообрядческого движения. Некоторые из этих сочинений дошли до нас в автографах и являются не только важными литературными памятниками эпохи, но и бесценными вещественными историческими источниками.

Предполагается исследование и иных вопросов, связанных со старообрядческим движением, перечислять которые в данной

статье нет необходимости.

НИЦ «Диалог» стремиться соединить в своей работе объективное научное знание с христианской любовью к нашим собратьям-староверам.

Достижение поставленных целей осуществляется путем различных формы работы научного центра. Это, прежде всего, обмен актуальными научными исследованиями и публикациями и их совместное обсуждение, а так же подготовка и чтение докладов, проведение семинаров, организация совместных встреч, конференций, круглых столов. Создан канал на YouTube2, где размещаются краткие видеоролики, в которых рассказывается о проведенных и запланированных мероприятиях. Кроме того, ведется разработка спецкурсов по вышеуказанным направлениям. Предполагается их преподавание, как в Костромской семинарии, так и в других высших учебных заведениях в рамках межвузовского сотрудничества. По результатам вышеуказанных мероприятий предусматривается публикация актуальных исследований в печатных и электронных изданиях и их распространение. Ведется просветительская и консультационная работа.

Конечно, староверие появилось не вчера, имеются фундаментальные труды по данной тематике, немало узкоспециализированных сочинений и великое множество статей. Тем не менее, существует ряд вопросов, решение которых имеет определяющее значение в изучении данного феномена.

Исследование старообрядчества требует, во-первых, всестороннего систематического подхода, что, к сожалению, далеко не всегда наблюдалось в прежние времена, во-вторых, оно должно быть свободно от полемического задора, что в первые два века существования старообрядческого раскола по различным причинам тоже было невозможно. В первом случае ученым приходилось оглядываться сначала на общепринятую точку зрения на раскол навязанную и поддерживаемую главными виновниками этой трагедии - царским домом Романовых. Только последний русский император попытался изменить государственную политику по отношению к староверам, но было уже поздно. С приходом большевиков и разгромом церковной науки всем исследователям старообрядчества, за исключением эмиграции, приходилось

2 Центр Диалог / YouTube [Электронный ресурс]. - URL: http://

www.youtube.com/channel/UC5EuS-CAFcHIouEbbqYcCpQ (дата обращения: 18.03.2016).

Выпуск 2013 года

подстраиваться под прокрустово ложе марксистко-ленинского понимания истории. Относительного полемической направленности сочинений по данному вопросу в первые два века его существования следует помнить об отсутствии у нас в этот период собственной православной научной школы. Заимствованное с запада схоластическое образование не справлялось с подготовкой специалистов по русскому расколу. Полемизировать с католиками с помощью протестантских наработок, а с протестантами с помощью католических доморощенным миссионерам ещё удавалось. Но вот понять сугубо русское и православное в своём основании явление с помощью запада было крайне затруднительно, а с учётом политических причин - опасно. В сложившейся ситуации удобнее было пользоваться риторическими приёмами, а не историческими фактами.

Только во второй половине XIX века, когда наше богословие перестало быть «богословием на сваях», появились более или менее объективные научные изыскания. Именно эти исследования, а так же восстановление в Русской Православной Церкви канонической формы управления - созыв Поместного собора 1917-1918 гг. и возрождение патриаршества - в конечном итоге привели к тем переменам в отношении к старообрядчеству, которые мы сейчас можем наблюдать.

В XX веке Московским Патриархатом были предприняты важные действия по преодолению церковного разделения. Так, сначала на синоде 1929 года3, а затем на соборе 1971 года Русской Православной Церковью были отменены клятвы на старые обряды и придерживающихся их, наложенные соборами 1656 и 1666-1667 годов4.

Новое тысячелетие ознаменовано новыми шагами навстречу нашим инакомыслящим собратьям. В 2004 году решением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви при Отделе внешних церковных связей была создана «Комиссия по делам

3 См.: История вопроса об отмене клятв Патриарха Антиохийского Ма-кария и Московских Соборов 1656 и 1667 гг. / Документы и материалы собора / Василий (Кривошеин), архиеп. Поместный Собор Русской Православной Церкви и избрание патриарха Пимена (1971 г). СПб: Издательство «САТИСЪ», «ДЕРЖАВА», 2004, с.203-204.

4 См.: Деяние Освященного Поместного Собора Русской Православной Церкви об отмене клятв на старые обряды и на придерживающихся их / Там же, с.220-224.

старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядче-ством»5. 3 июля 2009 года «указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла при Покровском храме в Рубцове (Москва)» был учрежден «Патриарший центр древнерусской богослужебной традиции»6, а «31 марта 2015 года в Московском духовном центре старообрядцев Белокриницкого согласия в Рогожской слободе состоялась первая встреча двусторонней комиссии по вопросу о возможности признания иерархии Русской Православной Старообрядческой Церкви»7.

Достойным продолжением указанных событий явилось открытие при Костромской духовной семинарии научно-исследовательского центра по изучению старообрядчества. Давно назрела необходимость углубленного церковно-научного исследования старообрядческого раскола, что, несомненно, будет способствовать диалогу и сотрудничеству. Хочется верить, что наступят времена, когда мы придём к взаимопониманию, и Россия перестанет быть разделившимся царством8.

5 Комиссия по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством / Русская Православная Церковь. Отдел внешних церковных связей [Электронный ресурс]. - URL: https://mospat.ru/ru/komissiya-po-delam-staroobryadnyh-prihodov/ (дата обращения: 18.03.2016).

6 Патриарший центр древнерусской богослужебной традиции [Электронный ресурс]. - URL: http://www.oldrpc.ru/about/ (дата обращения: 18.03.2016).

7 Состоялось заседание двусторонней комиссии Московского Патриархата и Русской Православной Старообрядческой Церкви / Русская Православная Церковь. Отдел внешних церковных связей [Электронный ресурс]. - URL: https://mospat.ru/ru/2015/04/01/news117335/ (дата обращения: 18.03.2016).

8 «Если царство разделится само в себе, не может устоять царство то; и если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот» (Мф. 12, 25; Мк. 3, 24-25).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.