Научная статья на тему 'Научно - исследовательская работа студентов - основа повышения эффективности подготовки инженера'

Научно - исследовательская работа студентов - основа повышения эффективности подготовки инженера Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
377
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лялин В. М.

Рассмотрены основные аспекты студенческой научно исследовательской работы в вузе, как один из основных факторов повышения эффективности подготовки инженера машиностроительной специальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH WORK OF STUDENTS - BASIS OF INCREASE OF EFFICIENCY OF PREPARATION OF THE ENGINEER

The main aspects of student's research work at Tula State University, as one of major factors of increase of efficiency of preparation of the engineer of machine building specialty, are considered.

Текст научной работы на тему «Научно - исследовательская работа студентов - основа повышения эффективности подготовки инженера»

ния дальнейших мониторинговых исследований качества образования в вузе.

S.K. Tusyuk, E.S. Belyanskaya

DIAGNOSTIC INTERNET-TESTING FIRST-YEAR STUDENTS IN THE TULA STATE UNIVERSITY

The technique of diagnostic Internet-testing Tula State University students in the subjects of school course "Mathematics", "Physics", "Russian language", an analysis of the results.

Key words: diagnostic Internet-testing, testing first-year students, a basic knowledge offirst-year students.

Получено 17.10.12

УДК 534.1

В.М. Лялин, д-р техн. наук, проф., (4872) 35-54-28, prof.lyalin@yandex.ru (Россия, Тула, ТулГУ)

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ -ОСНОВА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОДГОТОВКИ ИНЖЕНЕРА

Рассмотрены основные аспекты студенческой научно-исследовательской работы в вузе, как один из основных факторов повышения эффективности подготовки инженера машиностроительной специальности.

Ключевые слова: научно-исследовательская работа студентов.

Подготовка инженеров машиностроительных специальностей основывается на развитии творческих форм учебного процесса. К таким формам в первую очередь относится научно-исследовательская работа студентов в рамках учебного плана.

При обсуждении темы «Научно-исследовательская работа студентов» требуют уточнения термины «НИРС» и «УИРС». Существует мнение, что «учебно-исследовательской» следует называть работу студентов, выполняемую в рамках учебного плана, а научно-исследовательской — работу, выполняемую за его пределами. Некоторые авторы полагают, что основания для деления на НИРС и УИРС должно быть другим. Научно-исследовательской работой студентов следует называть такую работу, которая выполняется в соответствии с планом научных работ кафедры, СКБ или другого предприятия, куда направлен студент (например, на производственную практику), независимо от того, выполняется она в часы, предусмотренные учебным планом, или во внеучебное время. При этом студент не только учится, но и участвует в реальной работе, выполняя функции лаборанта, техника или инженера. Учебно-исследовательской целесообразно называть любую работу чисто учебного характера, содержащую элементы исследования или творчества [l].

Современные методы обучения

Цикл творческих форм учебного процесса по специальности «Высокоэнергетические устройства автоматических систем» складывается из обширного лабораторного и проектно-технологического практикума по специальным дисциплинам основной образовательной программы. Работы экспериментально-теоретического характера выполняются в учебно-исследовательской лаборатории кафедры СПВ. Поощряется и внеучеб-ная добровольная научно-исследовательская работа студентов в научных группах и семинарах кафедры, а также в лабораториях предприятий.

НИР студентов обычно заканчивается исследовательской частью дипломного проекта. Весь этот комплекс оказывает огромное влияние на формирование творческого потенциала специалиста, его самостоятельность и моральный облик, способствует воспитанию не только зрелого специалиста, но и гражданина.

Заметная роль в системе НИРС принадлежит конференциям, которые проводятся под руководством преподавателей специальной выпускающей кафедры на 4-м и 5-м курсах, на которых студенты делают доклады по темам, связанным с их будущей специальностью, используя статьи из научных журналов, материалы научных исследований научной группы, а также результаты исследований, полученные в период производственной практики на предприятии.

Самостоятельная научная работа студентов по оригинальной современной тематике начинается с 4-го курса, продолжается на 5-м курсе, при прохождении практики и завершается исследовательской частью дипломного проекта, магистерской диссертации, а часто статьями в научном сборнике.

Одним из важных аспектов подготовки специалиста широкого профиля, обладающего навыками исследователя, является взаимодействие выпускающей кафедры с промышленными предприятиями в целях обеспечения реальности тематики дипломного проектирования, конкретной заинтересованности предприятий в работах студентов, а также содействия распределению их после окончания университета. В связи с этим кафедра проводит следующие мероприятия:

1) в период обучения студентов на 5-м курсе, примерно в ноябре, кафедра собирает предложения по тематике дипломных проектов на отраслевых предприятиях Тулы и Подмосковья. Одновременно с этим выясняется потребность в молодых специалистах данного выпуска;

2) со всеми студентами проводятся индивидуальные беседы заведующим кафедрой, ведущими преподавателями и куратором группы. Выясняются интересы студентов к определенным темам дипломных работ, обсуждаются возможные места их будущей работы, даются советы по вопросам трудоустройства.

Все это приводит к тому, что к началу преддипломной практики, а в большинстве случаев и раньше, устанавливаются контакты между руководителями дипломных проектов и студентами, приводящие к положительным результатам.

Таким образом, основной структурой вуза, способствующей повышению эффективности подготовки инженера-машиностроителя через систему НИРС, является выпускающая кафедра. Для секции СНО кафедры необходимо разнообразие форм организации научной работы, в которые должны входить:

- лабораторные работы по специальным дисциплинам с элементами исследований;

- выполнение курсовых и дипломных проектов с исследовательской частью по реальным темам предприятий;

- участие студентов в выполнении госбюджетных и хоздоговорных НИР кафедры;

- работа студенческого конструкторского бюро;

- участие студентов в научно-технических конференциях, олимпиадах, НТК предприятий, на выставках творчества молодых по новым направлениям науки и техники.

Необходимо стремиться к привлечению наибольшего числа студентов как старших, так и младших курсов, к участию в научно-исследовательской работе путем закрепления их в научные группы по направлениям специальности. При этом студенты должны принимать активное участие в литературной и патентной проработке вопроса, разбираться в математическом обеспечении решаемой технической или технологической задачи, участвовать в подготовке, проведении эксперимента и в обработке его результатов, а также представлять экономическую целесообразность разработки.

Участие студентов в научно-исследовательской работе по тематике специальности дает возможность приобретения навыков самостоятельной работы, более глубоких знаний, уверенности в своих силах, преодоления боязни новой техники, стремления к поиску новых решений, что в конечном итоге скажется на повышении эффективности работы выпускника.

Список литературы

1. Принципы совершенствования качества подготовки специалистов в ЛПИ им. М.И. Калинина. Л.: Изд-во ЛПИ, 1975.

V.M. Lyalin

RESEARCH WORK OF STUDENTS - BASIS OF INCREASE OF EFFICIENCY OF PREPARATION OF THE ENGINEER

The main aspects of student's research work at Tula state university, as one of major factors of increase of efficiency of preparation of the engineer of machine-building specialty, are considered.

Key words: research work of students.

Получено 17.10.12

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.