тельных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы. М., 2005.
8. Колер Ю. Обеспечение качества, аккредитация и признание квалификаций как контрольные механизмы Европейского пространства высшего образования // Высшее образование в Европе. 2003. № 3.
9. Семин Ю.Н. Квалитативная технология междисциплинарной интеграции // Образование и наука. Екатеринбург. 2001. № 3 (9).
10. Мелик-Гайказян И.В., Мелик-Гайказян М.В., Тарасенко В.Ф. Методология моделирования нелинейной динамики сложных систем. М., 2001.
Поступила в редакцию 13.05.2008 г.
Bukalova G.V. Pedagogical approaches to organization of competence based vocational training. The main idea of the author’s conception of perfection of training experts for the autoserving enterprises consists in the following: on the basis of the integrative and competence approaches to provide pedagogical integration of disciplines having similar objects, subjects and goals of studying in order to create conditions for formation of professional competence of university graduates.
Key words: professional competencies; competence based education (CBE); competence conception; pedagogical integration; educational process.
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Т.П. Фомина
В статье рассматривается проблема качества профессионального образования. Организация научно-исследовательской деятельности студентов является одним из главных аспектов этой проблемы. Автор определяет структурные компоненты научно-исследовательской работы студентов и раскрывает их содержание в процессе обучения математическим дисциплинам.
Ключевые слова: научно-исследовательская деятельность студентов, образование, качество.
Современный этап развития российской системы образования характеризуется стремительно разворачивающимися инновационными процессами, которые ориентированы на ее интеграцию в мировое образовательное пространство. Происходящие в педагогической теории и образовательной практике существенные изменения направлены на гармонизацию российских и зарубежных образовательных программ, развитие академической мобильности студентов российских вузов и обеспечение конвертируемости отечественного высшего образования. Все это определяет повышенное внимание к проблеме качества высшего профессионального образования.
Качество образования - это соотношение цели и результата, и оно выступает как интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.
Целью высшего профессионального образования является подготовка компетентного, ответственного специалиста, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Результатом образования должны стать фактически усвоенные знания и компетенции, личностное развитие, самостоятельность и творческий поиск, способность продолжить образование на более высоком уровне.
Для реализации этой задачи необходимо организовать учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы он содействовал эффективному формированию специалиста, способного к постоянному поиску нестандартных способов осуществления любых видов деятельности. В условиях многопро-фильности, дефицита аудиторного времени необходим гибкий системный деятельностный подход к проектированию и реализации
подготовки, основанной на принципах модульности, интенсификации, индивидуализации, обеспечивающий самоуправляемую познавательную деятельность студентов.
Актуальной проблемой является разработка комплексных методов оценки качества подготовки будущих специалистов, центральное звено которой составляет процесс обучения. Имеются различные возможности оценки качества обучения (контрольные работы, тесты, экзамены и т. д.). Однако более объективную характеристику процесса обучения дает анализ уровней подготовки по предметам, научно-исследовательской деятельности студентов, итогов педагогических и производственных практик и т. д.
Научно-исследовательская деятельность студентов [1], несомненно, является неотъемлемой частью подготовки специалистов и занимает особое место в системе форм обучения. Ее задачами выступают:
а) активизация познавательной деятельности студентов;
б) творческое освоение методики самостоятельного решения проблемных задач;
в) углубленное творческое освоение специальности;
г) формирование коммуникативных компетенций.
Развитие у студентов интереса к научной работе, выработка необходимых для этого исследовательских навыков, умения самостоятельно решать встающие перед ними в процессе исследования профессиональные проблемы, развитие творческих способностей, навыков пользования специальной и научной литературой - все это обогащает профессиональный потенциал студентов, повышает уровень теоретической и практической подготовки в сфере выбранной профессии, что делает их востребованными на рынке труда.
Проблемой совершенствования учебного процесса кафедра прикладной математики и информационных технологий Липецкого государственного педагогического университета (ЛГПУ) занимается постоянно, но при этом решались, в основном, проблемы совершенствования методики проведения лекционных, практических и лабораторных занятий по отдельным дисциплинам, организации самостоятельной работы студентов, формирования курсов по выбору и т. д.
Смена парадигмы образования, переход вузов на систему бакалавриат - специалитет -магистратура требует от кафедры более глубокой системной проработки вопросов обеспечения профессиональных качеств выпускников, в частности, по специальностям «Информатика», «Математика и информатика» и «Прикладная математика и информатика».
Определены основные направления работы по формированию исследовательских умений и навыков:
1) на занятиях: через систему индивидуальных и групповых заданий по подготовке докладов и рефератов, через творческие работы, через проведение семинаров и интегрированных занятий;
2) вне занятий: через работу научных студенческих групп, через конкурсы студенческих работ, проектные работы, научнопрактические конференции.
Успех в этой работе во многом зависит от сотрудничества, содружества студентов и преподавателей. Вот почему традиционными должны стать семинары, научно-практические конференции, работа в творческих группах «студент - преподаватель».
Очень плодотворно научно-исследовательской работой можно заниматься в процессе изучения математических дисциплин, таких как «Дискретная математика», «Теория вероятностей и математическая статистика», «Исследование операций», «Теория игр», «Методы оптимизации», «Математическое моделирование» и др.
Математика пробуждает тягу к знаниям, меняет эмоциональное состояние, имеет большие возможности для развития творческих способностей, пространственного воображения, всех видов мышления. Развитие этого компонента необходимо в современных условиях, т. к. математическое образование и математическая культура составляют основу научного знания, и значение математики как инструментальной основы фундаментальных и прикладных исследований постоянно возрастает.
Нами определена следующая блочномодульная структура научно-исследовательской деятельности (рис. 1).
В научно-исследовательскую работу студентов необходимо включать уже на младших курсах. В процессе такой работы у студентов формируются первичные навыки
Рис. 1. Структура научно-исследовательской деятельности студентов
исследования: умения анализировать научно -популярную и научную литературу, подготовить доклад или реферат, подготовить какую-либо информацию для изложения перед аудиторией. Для того чтобы подготовка доклада или реферата не сводилась к переписыванию материала из учебника или журнала, что, следует заметить, не способствует формированию каких-либо исследовательских навыков, необходимо потребовать, чтобы эти работы содержали практическую или экспериментальную часть и выражали межпредметный характер. Это повышает интерес студентов к выбранной профессии и способствует профессиональной подготовке. При этом у студентов формируются следующие исследовательские и профессиональные навыки:
а) работа с литературой;
б) осуществление сравнительного анализа материала;
в) умение делать выводы и обобщения межпредметного характера;
г) умение применять математические знания для решения задач из других дисциплин.
На этом этапе также можно использовать учебно-исследовательские задания в качестве домашних заданий [2-4], которые по своему характеру, построению и методике должны быть близки к научному исследованию.
Такие учебно-исследовательские задания помогают студенту мыслить творчески, са-
мостоятельно, анализировать изучаемый материал, сравнивать, обобщать. Некоторые задания становятся темами курсовых и выпускных квалифицированных работ, составляя их основу. Это не только обеспечивает хорошее усвоение изучаемого материала, но и является стимулом для повышения познавательной деятельности студента. Приобретенные навыки студенты могут использовать в своей будущей профессиональной деятельности. Так, наши выпускники успешно справляются с реализацией получившего в настоящее время широкое развитие в обучении школьников метода проектов.
Подготовка рефератов и выполнение исследовательских заданий являются первым шагом к написанию курсовых и выпускных квалификационных работ.
Также нами практикуется проведение практических занятий в форме конференций. На первом занятии выдается перечень тем (вопросов), которые необходимо подготовить к определенному времени. Для выполнения заданной работы студент просматривает необходимую литературу, что углубляет специальные знания и способствует привлечению новой информации, получает консультации у преподавателя. Выступление студента содержит историю вопроса, теоретические сведения, демонстрацию интересных задач и методов их решения. После окончания доклада студенту задаются вопро-
сы. Особое внимание уделяется решению задач, которые подбираются в порядке возрастания сложности.
Опыт показывает, что такая форма проведения практических занятий вызывает интерес к предмету, расширяет кругозор студента, способствует формированию исследовательских навыков.
К одной из форм научно-исследовательской деятельности относится участие в заседаниях научных групп или обществ, работа в которых начинается с изучения литературы, знакомства с методами научного исследования под руководством преподавателя.
Во время выполнения курсовых работ студенты делают первые шаги к самостоятельному научному творчеству. Важным результатом написания курсовой работы является приобретение студентами навыков научного исследования, изучение научной литературы по выбранной теме, сбор и обработка данных. Курсовые работы, согласно учебным планам названных специальностей, выполняются на третьем и четвертом курсах (соответственно по математике и информатике). Студентам, как правило, предлагаются темы межпредметного характера: «Компьютерная реализация модели оптимизации затрат на рекламу», «Обработка данных методом наименьших квадратов и его реализация средствами Excel», «Численная реализация методов решения игр с природой» и др.
При выполнении выпускной квалификационной работы (ВКР) реализуется интегративная деятельность студента-выпускника. Эта работа требует актуализации и реализации теоретических знаний и практических навыков по педагогике, математике, информатике, методике, умения анализировать опыт и работать с научной литературой, владения практическими навыками в области программирования и использования информационных технологий.
ВКР предполагает выполнение следующих видов деятельности:
а) четкое изложение цели и задач исследования;
б) изложение математического содержания темы;
в) место данной темы в курсе математики, информатики, системе наук;
г) компьютерная реализация темы:
- непосредственное программирование;
- использование моделирования, прикладных и математических пакетов и т. д.
д) разработка методики изложения данной темы на уроках математики, информатики или интегрированного спецкурса.
Тематика ВКР достаточно обширна: математика и ее приложения с использованием компьютерных технологий, методика преподавания математики и информатики. Студентами за последние семь лет были выполнены и успешно защищены следующие работы: «Численная реализация моделей массового обслуживания», «Игровые модели сотрудничества и конкуренции», «Моделирование
экономической стабильности в регионе методом анализа иерархий», «Организация тестирования по темам школьной информатики», «Элективные курсы в профильном обучении» и др. Это не только обеспечивает хорошее усвоение изучаемого материала, но и является стимулом для повышения познавательной деятельности студента. Причем число студентов, выполняющих работы интегративного характера, с каждым годом увеличивается. Так в 2001 г. таких работ было 5, что составило 11 % от всего количества; в 2007 г. их было 32, а это уже 84 % от количества работ выпускников данных специальностей.
Участие студентов в научных конференциях формирует ответственность за выполнение теоретического и практического исследования. Здесь студент имеет возможность сравнить свою работу с другими, выделить слабые и сильные стороны своего исследования, сделать выводы. Наши студенты выступают с докладами во время ежегодной студенческой научной конференции, ежегодной (начиная с 2005 г.) Всероссийской конференции «Актуальные проблемы естественных наук и их преподавания» [5] и в школе молодых ученых, проводимых на базе ЛГПУ. Также некоторые студенты принимали участие в работе Всероссийских научно-методических и научно-практических конференций: «Информационные и коммуникационные технологии в образовании» (Борисоглебск, БГПУ, 2006, 2007 гг.), «Актуальные вопросы методики преподавания математики и информатики» (Биробиджан, ДВГСГА, 2007 г.), «Цифровые образовательные ресурсы в учебном процессе педагогического вуза и школы» (Воронеж, ВГПУ, 2007, 2008 гг.), «Инноваци-
онные технологии обучения: проблемы и перспективы» (Липецк, ЛГПУ, 2008 г.) [6] и др.
Выполняя такие работы, студенты учатся рассуждать, доказывать, переносить полученные знания в новую ситуацию, моделировать, обрабатывать статистические данные и т. д.
Разработанная технология вовлечения студентов в научно-исследовательскую деятельность реализует постепенное восхождение студентов по индивидуальным траекториям развития. Именно на этом пути (освоение знаний в процессе создания собственного образовательного продукта) происходит творческая самореализация, самосовершенствование, саморазвитие личности, формируются и развиваются математические, коммуникативные и профессиональные компетенции будущих специалистов.
1. Болдырев Н.Н., Артемов А.А. Научно-исследовательская деятельность как основа повышения качества образования в вузе // Вестн. Тамб. ун-та. Сер. Естеств. и техн. науки. Тамбов, 2004. Т. 9. Вып. 1. С. 147-148.
2. Горелик В.А., Фомина Т.П. Основы исследования операций. М., 2004.
3. Кузнецова Е.В., Фомина Т. П. Элементы теории вероятностей и математической статистики. Липецк, 2007.
4. Фомина Т.П. Элементы исследования операций и теории игр. М., 2006.
5. Актуальные проблемы естественных наук и их преподавания: материалы Всерос. науч. конф. Липецк, 2007.
6. Инновационные технологии обучения: проблемы и перспективы: сб. науч. тр. Всерос. науч.-метод. конф. Липецк, 2008.
Поступила в редакцию 14.05.2008 г.
Fomina T.P. Students’ research work as a component of education quality increase. The main objective of this article is the problem of quality of university education. Students’ research work is a component of this system. The author defines structural components of students’ research work and reveals their content during teaching mathematical disciplines.
Key words: students’ research work, education, quality.
РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ФИЛОСОФСКИХ ЗНАНИЙ В ФОРМИРОВАНИИ НАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МВД РОССИИ
В.С. Остапенко
Рассматривается проблема роли и значения философских знаний в становлении и развитии научного мировоззрения курсантов в ходе учебно-воспитательного процесса в ведомственных образовательных учреждениях МВД России, специфика формирования правового аспекта мировоззрения, исходя из будущей профессиональной деятельности.
Ключевые слова: философские знания, научное мировоззрение, правовой аспект мировоззрения, убеждения, идеалы, специфика вузов МВД России.
Мировоззрение нельзя механически заимствовать, оно не может быть навязано извне, т. к. вырабатывается самой личностью в процессе изучения всего комплекса учебных дисциплин, и в особенности, философских. Получая знания, курсант образовательного учреждения МВД России соотносит их с потребностями и интересами, осмысливает, оценивает, переживает. Знания, которые приобретают жизненную актуальность, личностную значимость, внутренне принимают-
ся курсантом, превращаются в жизненные установки, ориентации, становятся убеждениями, которые будут определять его поведение и поступки в предстоящей правоохранительной деятельности.
Знания лишь тогда становятся убеждениями, когда они не только транслированы в сознание курсанта, но восприняты им как истинные, практически значимы для него, когда он овладел ими - включил их в свою точку зрения, и они овладели им - стали ре-