Научная статья на тему 'Научно-художественный сборник в центральной и региональной печати'

Научно-художественный сборник в центральной и региональной печати Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
176
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СБОРНИК / НАУЧНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ АЛЬМАНАХ / "ХОЧУ ВСЕ ЗНАТЬ" / ВУЗОВСКАЯ ПРАКТИКА КНИГОИЗДАНИЯ / THE SCIENTIFIC AND ART COLLECTION / THE SCIENTIFIC AND ART ALMANAC / "I WANT TO KNOW EVERYTHING" / HIGHER SCHOOL PRACTICE OF BOOK PUBLISHING

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Пономарёва Маргарита Гелиевна

В соответствии с ГОСТ 7.60-2003, сборник это издание, содержащее ряд произведений. На современном книжном рынке распространены научные и научно-популярные сборники, авторские и коллективные сборники художественных произведений. Однако в 1980-х гг. появилась новая разновидность изданий научно-художественный сборник (ранее это были научно-художественные альманахи). Большую популярность в эти годы приобрели такие научно-художественные сборники, как «Хочу все знать», «Космос» и «Глобус ». Все они были выпущены ленинградской редакцией издательства «Детская литература». Это были сборники научно-популярных статей, предназначенных для детей среднего школьного возраста. Авторы материалов, включенных в такие сборники, активно использовали средства популяризации и повышения занимательности текстов, то есть старались придать им художественную форму. В 1990-е гг. с развитием регионального книгоиздания меняется и традиция понимания природы и состава научно-художественного сборника. Появилась новая разновидность изданий, в которые, наряду с серьезными научными исследованиями в различных областях знаний, включались и собственно художественные тексты малой формы стихи, рассказы, сказки и т. д. Непрофессиональные редакторы этих изданий понимали научно-художественный сборник как альманах, то есть издание, содержащее чаще всего, наряду с научно-популярными материалами, и художественные тексты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Scientific and Art Collection in Central and Regional Press

According to GOST 7.60-2003, the collection is an edition containing a number of works. Scientific and popular scientific collections, author's and collective collections of works of art are widespread in the modern book market. However in the 1980-s there was a new kind of editions the scientific and art collection (earlier they were scientific and art almanacs). The great popularity these years was acquired by such scientific and art collections as "I Want to Know Everything", "Space" and "Globe". All of them were released by Leningrad publishing house "Children's Literature". There were collections of the popular scientific articles aimed at children of middle school age. Authors of the materials, included into such collections, actively used means of promotion and increase of texts,entertainment, i. e. they tried to give them an art form. In the 1990-s years with development of regional book publishing the tradition of understanding of the nature and structure of the scientific and art collection is changed. There was a new kind of editions which together with serious scientific researches in various fields of knowledge joined with actually art texts of a small form verses, stories, fairy tales etc. Nonprofessional editors of these editions understood the scientific and art collection as the almanac, that is the edition containing together with popular scientific materials and art texts.

Текст научной работы на тему «Научно-художественный сборник в центральной и региональной печати»

УДК 908

М. Г. Пономарёва

Научно-художественный сборник в центральной и региональной печати

В соответствии с ГОСТ 7.60-2003, сборник - это издание, содержащее ряд произведений. На современном книжном рынке распространены научные и научно-популярные сборники, авторские и коллективные сборники художественных произведений. Однако в 1980-х гг. появилась новая разновидность изданий - научно-художественный сборник (ранее это были научно-художественные альманахи). Большую популярность в эти годы приобрели такие научно-художественные сборники, как «Хочу все знать», «Космос» и «Глобус». Все они были выпущены ленинградской редакцией издательства «Детская литература». Это были сборники научно-популярных статей, предназначенных для детей среднего школьного возраста. Авторы материалов, включенных в такие сборники, активно использовали средства популяризации и повышения занимательности текстов, то есть старались придать им художественную форму.

В 1990-е гг. с развитием регионального книгоиздания меняется и традиция понимания природы и состава научно-художественного сборника. Появилась новая разновидность изданий, в которые, наряду с серьезными научными исследованиями в различных областях знаний, включались и собственно художественные тексты малой формы - стихи, рассказы, сказки и т. д. Непрофессиональные редакторы этих изданий понимали научно-художественный сборник как альманах, то есть издание, содержащее чаще всего, наряду с научно-популярными материалами, и художественные тексты.

Ключевые слова: научно-художественный сборник, научно-художественный альманах, «Хочу все знать», вузовская практика книгоиздания.

M. G. Ponomariova

The Scientific and Art Collection in Central and Regional Press

According to GOST 7.60-2003, the collection is an edition containing a number of works. Scientific and popular scientific collections, author's and collective collections of works of art are widespread in the modern book market. However in the 1980-s there was a new kind of editions - the scientific and art collection (earlier they were scientific and art almanacs). The great popularity these years was acquired by such scientific and art collections as "I Want to Know Everything", "Space" and "Globe". All of them were released by Leningrad publishing house "Children's Literature". There were collections of the popular scientific articles aimed at children of middle school age. Authors of the materials, included into such collections, actively used means of promotion and increase of texts,entertainment, i. e. they tried to give them an art form.

In the 1990-s years with development of regional book publishing the tradition of understanding of the nature and structure of the scientific and art collection is changed. There was a new kind of editions which together with serious scientific researches in various fields of knowledge joined with actually art texts of a small form - verses, stories, fairy tales etc. Nonprofessional editors of these editions understood the scientific and art collection as the almanac, that is the edition containing together with popular scientific materials and art texts.

Keywords: the scientific and art collection, the scientific and art almanac, "I Want to Know Everything", higher school practice of book publishing.

Научно-художественный сборник - сейчас явление достаточно редкое на современном книжном рынке. Последние издания, имеющие данный подзаголовок и выпущенные за пределами Ярославской области, - это два сборника с общим названием «Гермес», вышедшие в Саранске в 2009 и 2010 гг. Они включают, согласно аннотации, научные статьи по истории и теории и практике перевода, а также прозаические (в том числе научные) и поэтические переводы. Так, в сборник 2009 г. включены статьи А. Н. Злобина (редактора издания) о подготовке переводчиков в Мордовии, Т. А. Янссен-Фесенко о переводе как вербальной реальности сознания, А. Ю. Ивлевой

о проблемах перевода текстов «потока сознания» и переводы на русский и с русского на английский произведений как художественной литературы (как классической, так и современной), так и научно-исследовательской и публицистической. Можно отметить, что данные материалы во многом дополняют друг друга, тем более, что зачастую статьи и переводы сделаны одними и теми же людьми (в основном преподавателями МГУ им. Н. П. Огарева). Можно также отметить сборник «Эстезис», выпущенный в 2004 г. в Нижнем Новгороде. Однако это единичные случаи за последние 15 лет.

© Пономарёва М. Г., 2014

Ранее подобные сборники выпускались намного чаще. Одним из последних был сборник «Амфирифмы» (1995). Это издание «Клуба русского палиндрома», однако, как говорится в конце статьи «От редактора»: «Итак, пока в клубе двое. Мы ждем» (Стоит отметить, что нумерация страниц в этом сборнике «условна» относительно самого издания, так как, во-первых, сборник состоит из 5 законченных выпусков, в некоторых из них есть своя нумерация; во-вторых, текст верстается поперек полосы, почему граница между страницами «призрачна» - идет по сгибу.) [1, с. 4-5]. Учредителем, автором и составителем мини-альманаха, как указано в подзаголовке, стал Александр Владимирович Бубнов. Этот выпуск оказался единственным, но поиски самого автора на этом не остановились. В 2002 г. им была защищена докторская диссертация на тему «Лингвопоэтические и лексикографические аспекты палиндромии» [3], в списке источников которой изменен статус анализируемого издания. В библиографическом описании указывается, что это не «мини-альманах», а «научно-художественный сборник» (библиоописание приводится по списку источников в указанной диссертации [3, с. 348]).

Не знаю, насколько законна такая «послевы-пускная» жизнь издания с точки зрения библиографов, но статус издания определен вполне оправданно. Во втором варианте указывается уже не только на объем издания, но и на специфику содержательного аспекта: ведь наряду с собственно художественными текстами Гаврилы Державина («Я разуму уму заря...» [1, с. 4]), Вели-мира Хлебникова («Перевертень» [1, с. 4-5]), Валерия Брюсова («Голос луны» [1, с. 5]), Семена Кирсанова («"Гастрономический" перевертень» [1, с. 4]), Владимира Рыбинского («Палиндромон» [1, с. 6]), Николая Ладыгина («Владимир Маяковский» [1, с. 20]) и др. в нем помещены библиографический список известных составителю в то время палиндромов, теоретико-литературные и критические заметки самого Александра Бубнова («Стиль строгий и стиль вольный» [1, с. 8]), Сергея Бирюкова («Выйдет ли книга Ладыгина» [1, с. 12-13]), И. Лившина-Ананишвили (по всей видимости, это псевдоним одного из авторов, указанных А. В. Бубновым в зоне авторских прав библиоописания) («Тит - в кабаке сидит» [1, с. 18]), краткая хроника истории русского палиндрома Н. Ивина (тоже, по всей видимости, псевдоним. Было бы неудивительно, если бы все указанные материалы при-

надлежали одному человеку - самому А. В. Бубнову) [1, с. 9], ответы авторов на критику, прозвучавшую в их адрес [1, с. 22-23] и т. д. В сборнике есть даже попытка начать полемику вокруг собственно теоретико-литературных проблем: спор А. Рубцова и А. Бубнова о вольностях, возможных в рамках палиндрома [1, с. 14-15].

Можно также отметить другие немногочисленные научно-художественные сборники - «Китайский эрос» (1993), «Космос» (1982) [6], «Гло -бус» (1988-1990) [4]. И, конечно же, нельзя не упомянуть о хорошо всем известном издании «Хочу все знать». Согласно уточненным данным каталога РГБ, с 1957 по 1981 г. оно выходило как научно-художественный альманах, а далее как научно-художественный сборник. Граница перехода, правда, из периодического в непериодическое издание достаточна призрачна. Скорее всего, смена статуса произошла вместе со сменой составителя. С появлением А. Томилина издание приобрело статус сборника. Однако при этом в структуре самого издания и его оформлении мало что поменялось. Основу издания всегда составляли научно-популярные очерки. И логика определения вида данного издания иная. Согласно ГОСТу 7.60-2003, по характеру информации выделяются такие виды изданий, как научные и научно-популярные, официальные и нормативно-производственные, производственно-

практические, учебные, справочные, рекламные и литературно-художественные. Они, в свою очередь, делятся на альманахи, антологии, документально-художественные и научно-художественные. Альманах - это сборник, содержащий литературно-художественные и(или) научно-популярные произведения, объединенные по определенному признаку. В этом случае наименование научно-художественный альманах ничем не отличается от наименования научно-художественный сборник. Скорее всего смена типа определялась близостью формы альманаха к периодическим изданиям, в которых, в отличие от сборника, должна прослеживаться система постоянных рубрик. Это и было в альманахе «Хочу все знать» до 1981 г. Можно выделить 5 основных: «Вне Земли», «Земля», «В лабораториях ученых», «В мире прекрасного» (в ранних выпусках эта рубрика имела несколько иное название - «Разговор о прекрасном»), «Разное» (в ранних выпусках - «Про всякое разное»). Очевидно, что в обоих случаях изменения в заголовках имеют характер стилистической правки.

Такие же несущественные изменения претерпели и микрорубрики, существовавшие в альманахе. В выпусках 1950-х - начала 1960-х гг. озаглавлена была только одна такая рубрика «Из записок любознательного архивариуса», в которой публиковались описания интересных фактов. Например, об отклоненном судом иске американского миллионера к художнику Тернеру [10, с. 62]. Эти материалы не имели собственного заглавия и не указывались в содержании. Кроме них, существовали еще небольшие дополнительные рубрики, которые содержали по сути дела исторические анекдоты. Они отличались от тех, которые входили в рубрику «Из записок любознательного архивариуса» меньшим размером и наличием заглавия. Например, под заголовком «Верное средство» был напечатан следующий анекдот: «Однажды журналист спросил возвратившегося из путешествия по Африке писателя Хемингуэя:

- Правда ли, что дикие звери не нападают на человека, несущего в руках горящий факел?

- Конечно, - ответил писатель, - но при одном условии: что этот человек быстро уносит факел» [10, с. 69].

В более поздних номерах все дополнительные материалы печатались с заголовками, даже те, которые объединялись в рубрику «Из записок любознательного архивариуса» (например, «Неизменный герой» [11, с. 160] или «Тяжело ли быть лошадью» [11, с. 259]). Появились и новые микрорубрики, например «Биография вещей», но остались и тексты вне рубрик: так, на одной странице могли быть опубликованы 4 небольших заметки - «Памятник деревянному герою», «Роговая книга», «Уникальная мозаика», «Взаимная вежливость» [11, с. 98] - непонятно почему вне, например, рубрики «Из записок любознательного архивариуса». В целом же можно говорить о том, что структура альманаха становилась все более четкой.

Смена вида издания на научно-художественный сборник совпадает с тем, что изменилось количество и наполнение основных рубрик, а кроме того, появились непостоянные рубрики. К концу 1980-х гг. основных рубрик стало 12 - «Наука и техника сегодня», «Календарь науки», «Общество и я», «Актуальное интервью с классиком», «В мире прекрасного», «Природа и мы», «Человек на земле», «Человек в космосе», «По страницам истории», «За пределами школьного учебника», «А чем увлекаетесь вы?», «Короткие заметки». Каждая рубрика име-

ла свой логотип, который воспроизводился не только в содержании, но и рядом с заголовком каждого материала, входившего в эту рубрику.

Временных рубрик («Словарь перестройки», «Продовольственная программа - дело всего народа», «Рассказы о профессиях», «Земля и вселенная», «Когда ученые говорят: "Может быть..."», «Техническая энциклопедия», «Из жизни замечательных людей», «Листы из Красной книги» и др.) тоже стало значительно больше. Часть из них были напрямую связаны с событиями общественной жизни страны (например, «Словарь перестройки»), а некоторые позволяли вводить материалы, которые не могли найти место в постоянных рубриках (например, «Техническая энциклопедия»). Кроме того, теперь материал временных рубрик в зависимости от объема мог быть оформлен как самостоятельный, попасть в раздел «Короткие заметки» или быть разделенным на несколько частей рубрики, так как материалы, входившие в нее, были расположены внутри других рубрик. Так, в выпуске за 1986 г. в рубрике «Техническая энциклопедия» был один очерк А. Сафонова «Современные материалы для машин и приборов», но он был поделен на 3 части [7]. В раздел «Короткие заметки» могли попасть материалы и других временных рубрик («Хочу все знать!», «Техническая энциклопедия», «Знаете ли вы?», «Учись мыслить логически»).

Структура сборника стала более гибкой, но увеличилось и количество «идеологизированных» материалов. Так, на страницах сборника «Хочу все знать» помещались «интервью» с классиками мировой литературы (Г. Гейне, М. Твеном. К. Чапеком, Б. Шоу, А. С. Пушкиным, Д. И. Фонвизиным, К. Прутковым, Л. Н. Толстым, А. П. Чеховым, В. В. Маяковским). Им задавали вопросы типа «Что вы думаете о нашей гласности?», «Чем вы объясняете застой в наших общественных науках?», «От чего хотели бы вы предостеречь нашу молодежь?», «Почему так важен для нас мир?», «Чем ценен для вас прогресс?» и др. С другой стороны, составители теперь уделяли больше внимания гуманитарным дисциплинам (появилась рубрика «Языки мира» [12, с. 95]), вопросам моды и культуры поведения.

Можно с большой долей уверенности констатировать, что научно-художественный сборник -жанр, появившийся на отечественном книжном рынке в середине 1980-х гг., когда началась перестройка советской системы книгоиздания. Наи-

более быстро откликнулись на новые веяния времени ленинградские редакции издательства «Детская литература» (именно там были подготовлены научно-художественные сборники «Хочу все знать», «Космос» и «Глобус»).

Однако до сих пор трудно провести границу между такими жанрами, как научно-художественный альманах и научно-художественный сборник. Чаще всего можно говорить об авторских (составительских) предпочтениях в этой области. Международным центром Рерихов в течение 1993-1997 гг. издавался научно-художественный альманах «Утренняя звезда» (всего вышло 3 номера: первый в 1993 г., а второй и третий собраны в один том (1994-1997). Казалось бы, мы должны были увидеть в нем постоянный набор рубрик (повторяется только 3 рубрики: «Из архива МЦР», «Сподвижники» («Сподвижники и сотрудники» во 2-3 номерах) и «Русский космизм»), но этого нет. Кроме того, во вступительном обращении «К читателям» В. Я. Лакшин напишет: «Различие тем, авторов и жанров делает книгу (Выделено мною. - М. П.) разнообразной и живой и, может, лучше всего напомнит об универсальности интересов Н. К. Рериха, стоящего у истоков значительного духовного движения наших дней» [9, с. 5]. Определяя жанр издания как альманах, писатель все-таки видит в нем книжное издание (и это вполне возможно).

Определение же альманах, по всей видимости, должно было подчеркнуть разнообразие обсуждаемых проблем, богатство материалов, в него вошедших. Собственно говоря, это и удалось издателям «Утренней звезды». Альманах включает как научные, так и художественные публикации [8; 13], стянутые к единому центру -жизни и философскому наследию Н. К. Рериха.

Получается, что история становления и развития жанра научно-художественного сборника будет неполной без учета альманахов этого типа. Их значительно больше. Так, в Иваново были выпущены 3 номера научно-художественного альманаха «Архетип детства». Издание отличалось удивительным постоянством круга авторов и широтой круга обсуждаемых проблем, иногда только по касательной связанных с образами детства (особенно это видно в первом номере, где названия рубрик никак не соотносятся с обсуждаемым кругом вопросов - «Горизонты культуры», «Поэтико-художественные миры», «Киноискусство», «Психолого-педагогические проблемы»). Завершая издание альманаха, сами соста-

вители так определяют его композицию: «Наш новый н-х альманах замыкает триптих АД, выходивший с 2003 г. Практически тексты у всех авторов носят междисциплинарный характер и, следовательно, разделы сложились, скорее, по тематическому принципу, нежели по соображениям специализации. Их последовательность выстраивается, при внимательном рассмотрении, в некий космогонический сюжет: первые три смысловые позиции соответствуют синархии райского бытия, вторые - монархии креативного принципа созидательной деятельности, третьи - анархии проблемного поля, его освоения и одоления. Перед нами - необходимые стадии триадической инволютивной модели Бытия, о чем собственно напоминает и общее число вышедших альманахов АД» [2, с. 11].

Альманах «Архетип детства» можно по праву назвать и научно-художественным сборником, так как наряду с серьезными научными исследованиями, как правило культурологической направленности (например, статья В. П. Океанского (в соавторстве с Жанной Сурковой) «Андрей Тарковский и Лев Толстой. Аргументы к постановке проблемы в контексте символического миропонимания» в первом номере), он включает и художественные тексты (как правило, стихотворные произведения о детях и для детей А. В. Океанской, Н. Л. Тагановой, К. А. Шаронина и др.).

Научно-художественный сборник «Голоса русской провинции» выпускается ежегодно в Ярославле по результатам Васильевских чтений. Поскольку эта конференция включает в себя как научную, так и художественную программу (ставший уже ежегодным поэтический конкурс «Чем жива душа.»), то и включение двух составляющих в определение тематической разновидности сборника вполне естественно. Однако стоит сразу отметить, что этот сборник не просто повторяет структуру конференции, но и имеет самостоятельную концепцию.

Определение «научно-художественный сборник» появилось только в третьем выпуске, вышедшем в 2009 г. (до этого сборник представлялся как «материалы научных докладов»), и было предложено Н. Н. Пайковым, который являлся одним из его редакторов. С чем было связано изменение жанра? Как сказано в аннотации: «. редколлегия нашла возможность включить в состав сборника ряд материалов юбилейного характера. Редколлегия посчитала оправданным поместить в Приложение к основному корпусу материалов ряд находящихся в редакционном

портфеле и ранее не публиковавшихся выступлений докладчиков II-IV Васильевских чтений и участников мемориальных мероприятий в связи с кончиной К. В. Васильева». Вопрос о смене статуса сборника, в котором появились «"первые ласточки" публикации собственно художественных сочинений» [5, с. 6], становится объектом рефлексии и в открывающей его статье «К читателям», автором которой тоже был Н. Н. Пайков: «. в книжку введен раздел "Литературные портреты", в котором составители сборника берут на себя смелость по собственному усмотрению, во-первых, представить читательской аудитории 2-3 лица ярославских поэтов и писателей, преимущественно (но не исключительно) из текущего литературного процесса - с первопубликацией (или, по необходимости, свежей перепечаткой) нескольких стихотворений или фрагмента прозы, во-вторых, предложить статьи обобщающего аналитического характера, посвященные героям предлагаемых "портретов"» [5, с. 6]. Так было в 3-м сборнике (фрагмент из книги А. Коноплина «Плацдарм» и статья Н. Н. Пайкова, подборка стихотворений А. Белякова «Расцветают спазмы колеса» и совместное исследование А. А. Виноградовой и Н. Н. Пайкова), в 4-м (фрагмент романа В. А. Замыслова «Алена Арзамасская» и статья М. Г. Пономаревой; стихи трех поэтов - А. Калинина, В. Перцева, Л. Советникова и статья Н. Н. Пайкова), в 5-м (фрагмент романа Г. Кемоклидзе «Салин» и статья Н. Н. Пайкова), в 6-м (отрывки из рабочих тетрадей К. Васильева и предисловие С. Н. Ефимовой) и 7-м (фрагмент романа В. Ф. Московкина «Потомок седьмой тысячи» и статья С. С. Лобинской). В 5-м номере появилась и еще одна собственно «художественная» рубрика - «Антология одного стихотворения», в которую входят стихотворения победителей поэтического конкурса «Чем жива душа.». Появление этой рубрики позволило отразить в сборнике всю программу конференции.

Таким образом, традиция научно-художественных сборников, возникшая в центральных советских издательствах еще в конце 1950-х гг., продолженная активно в 1980-е, в 2000-е гг. подхвачена на региональном уровне. Научно-художественный сборник теперь становится фактом прежде всего вузовской издательской практики, с чем связано и изменение характера самих материалов - научные статьи, а не научно-популярные материалы. Несмотря на то, что с точки зрения издательских ГОСТов этот вид изданий по-прежнему представляет собой

нонсенс, он не теряет своей популярности в провинции. Он становится тесно связан с проводимыми вузами конференциями и отражает интересы как широкой читающей публики, так и узкого круга специалистов.

Библиографический список

1. Амфирифм: Клуб русского палиндрома [Текст] : научно-художественный сборник / Д. Е. Авалиани, С. Н. Бирюков, А. В. Бубнов, В. Л. Гершуни, Б. Н. Гольдштейн, П. Л. Гребер, В. Н. Рыбинский, А. Д. Эрлих. - Курск, 1995. - 28 с.

2. Архетип детства-3: или Сад расходящихся тропок : Дети и сказка в культуре, литературе, кинематографии и педагогике [Текст] / сост. В. П. Океанский, А. В. Тарасов: научно-художественный альманах. -Иваново, 2005.

3. Бубнов, А. В. Лингвопоэтические и лексикографические аспекты палиндромии [Текст] / А. В. Бубнов : диссертация ... д-ра филологических наук: 10.02.01. - Орел, 2002. - 525 с.

4. Глобус [Текст] : геогр. научно-худож. сб.: науч-но-худож. издание : для ср. и ст. шк. возраста / [Сост. Лидия Ивановна Алешина]. - Л.: Дет. лит., 1988-1990.

5. Голоса русской провинции [Текст] : научно-художественный сборник. - Вып. 3 / под ред. Н. Н. Пайкова, Т. М. Рыковой, И. Г. Васильева. - Ярославль: Аверс-Плюс, 2009. - 220 с.

6. Космос [Текст] : научно-художественный сборник. - Л.: Детская литература, 1982.

7. Сафонов, А. Современные материалы для машин и приборов [Текст] / А. Сафонов // Хочу все знать. - Л., 1986. - С. 33-36, 44-45, 203-205.

8. Спирина, Н. Стихи [Текст] / Н. Спирина // Утренняя звезда: научно-художественный иллюстрированный альманах международного центра Рерихов. -1993. - № 1. - С. 314-317.

9. Утренняя звезда [Текст] : научно-художественный иллюстрированный альманах международного центра Рерихов. - 1993. - № 1.

10. Хочу все знать [Текст]. - 1963. - № 5.

11. Хочу все знать [Текст]. - 1968. - № 10.

12. Хочу все знать [Текст] : научно -художественный сборник / сост. Н. Неймина. - Л.: Детская литература, 1990.

13. Яковлева, Е. Николай Рерих и театр [Текст] / Е. Яковлева // Утренняя звезда : научно-художественный иллюстрированный альманах международного центра Рерихов. - 1993. - № 1. - С. 115-137.

Bibliograficheskij spisok

1. АшйгИт: Klub russkogo palindroma [Tekst] : nauchno-khudozhestvennyj sbornik / D. E. АуаИат, S. N. Biryukov, А. V. Bubnov, V. L. Gershuni, B. N. Gol'dshtejn, P. L. Greber, V. N. Rybinskij, А. D. EHrlikh. - Kursk, 1995. - 28 s.

2. Аrkhetip detstva-3: ili Sad raskhodyashhikhsya tro-pok : Deti i skazka v kul'ture, literature, kinematografii i pedagogike [Tekst] / sost. V. P. Okeanskij, А. V. Tarasov: nauchno-khudozhestvennyj al'manakh. - Ivanovo, 2005.

3. Bubnov, А. V. Lingvopoehticheskie i leksi-kograficheskie aspekty palindromii [Tekst] / А. V. Bubnov : dissertatsiya ... d-ra filologicheskikh nauk: 10.02.01. - Orel, 2002. - 525 s.

4. Globus [Tekst] : geogr. nauchno-khudozh. sb.: nauchno-khudozh. izdanie : dlya sr. i st. shk. vozrasta / [Sost. Lidiya Ivanovna Аleshina]. - L.: Det. lit., 19881990.

5. Golosa russkoj provintsii [Tekst] : nauchno-khudozhestvennyj sbornik. - Vyp. 3 / pod red. N. N. Pajkova, T. M. Rykovoj, I. G. Vasil'eva. - YAroslavl': Аvers-Plyus, 2009. - 220 s.

6. Kosmos [Tekst] : nauchno-khudozhestvennyj sbornik. - L.: Detskaya literatura, 1982.

7. Safonov, А. Sovremennye materialy dlya mashin i priborov [Tekst] / А. Safonov // KHochu vse znat'. - L., 1986. - S. 33-36, 44-45, 203-205.

8. Spirina, N. Stikhi [Tekst] / N. Spirina // Utrennyaya zvezda: nauchno-khudozhestvennyj illyustrirovannyj al'manakh mezhdunarodnogo tsentra Rerikhov. - 1993. -№ 1. - S. 314-317.

9. Utrennyaya zvezda [Tekst] : nauchno-khudozhestvennyj illyustrirovannyj al'manakh mezhdu-narodnogo tsentra Rerikhov. - 1993. - № 1.

10. KHochu vse znat' [Tekst]. - 1963. - № 5.

11. KHochu vse znat' [Tekst]. - 1968. - № 10.

12. KHochu vse znat' [Tekst] : nauchno-khudozhestvennyj sbornik / sost. N. Nejmina. - L.: Detskaya literatura, 1990.

13. YAkovleva, E. Nikolaj Rerikh i teatr [Tekst] / E. YAkovleva // Utrennyaya zvezda : nauchno-khudozhestvennyj illyustrirovannyj al'manakh mezhdu-narodnogo tsentra Rerikhov. - 1993. - № 1. - S. 115-137.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.