Научная статья на тему 'Научная статья как средство формирования компетентного специалиста'

Научная статья как средство формирования компетентного специалиста Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
262
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Научная статья как средство формирования компетентного специалиста»

ного подхода наиболее важным по результативности процессом становится процесс ролевого моделирования, распадающийся на группы моделей, отличающихся целевыми характеристиками, но обладающих высокой степенью взаимодействия и взаимовлияния, что позволяет использовать их как интегрированные в профессиональную деятельность реальной системой средств массовой информации.

Литература

1. Мухаметзянова Г.В. Педагогические стратегии трансформации качества обра-

зования студента средней профессиональной школы. II Профессиональное образование в России: методология и теория I [Г.В.Мухаметзянова и др.]. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС; Казань: ИПППО РАО, 2005. - 335 с.

2. Равен Дж. Педагогическое тестирование: Проблемы, заблуждения, перспективы. - М.: «Когито-Центр», 2001.- 142 с.

3. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. - М.: АСПЕКТ-ПРЕСС, 2000. - 240 с.

4. Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 437 с.

Научная статья как средство компетентности специалиста

Н.Г.Гараева, с.н.с. ИПП ПО РАО

В лингвистике до сих пор нет четкого определения понятия «стиль е чи»: разные ученые вкладывают в него свое содержание. В одних работа; стиль речи понимается как форма речи (стиль устной и письменной речи), в других - как норма правильной речи, в-третьих -эмоционально- экспрессивные качества речи или манера говорящего. Многие исследователи понятие «функциональный стиль» - языка и речи - определяют с единых лингвистических позиций, причем стиль рассматривается с опорой на основные признаки и назначения языка. Поэтому структурная и функциональная стороны языка рассматриваются как диалектическое двуединство. Наиболее приемлемым в этой связи является учение В.В.Виноградова о функциональных стилях речи. Стиль, по мнению В.В.Виноградова,- «это общественно осознанная и функционально обусловленная внутренне объединенная сово-

формирования

купность приемов употребления, отбора и сочетания средств речевого общения в сфере того или иного общенародного, общенационального языка, соотносительная с другими такими же способами выражения, которые служат для иных целей, выполняют иные функции в речевой общественной практике данного народа». Стили речи, по мнению В.В.Виноградова, базируются на языковых стилях, выступающих основой для дифференциации разных речевых проявлений (стилей): жанровых (дискуссия, доклад, лекция, беседа); соотносительных с устной и письменной формами речи; монологических и диалогических (с учетом их «внутренних» разновидностей); индивидуальных; стилей массовой коммуникации. Стили речи у В.В.Виноградова выступают как композиционные формы устной и письменной речи. Разговорный стиль противопоставляется книжному и отграничивается от

других стилей вследствие присущей ему коммуникативно-бытовой функции. В сфере этой функции выщеляются обиходно-деловой стиль; научно-деловой, специальный, определяющийся своеобразными свойствами и принадлежностями научно-коммуникативной функции; газетно- или журнально-

публицистический, выделяющийся по характерным качествам и приметам, агитационно-канцелярский или официально-документальный и некоторые другие. В.В.Виноградов дает и классификацию стилей, выделение которых основывается на общественных функциях общения, сообщения и воздействия: обиходно-бытовой стиль (функция общения), обиходно-деловой, официально-документальный и научный (функция сообщения); публицистический и художественно-беллетристический (функция возействия).

Особым вопросом в лингвистике является системность стиля. Л.Г.Барлас подчеркивает, что она заключается в том, что составляющие его языковые единицы оказываются теснейшим образом взаимосвязанными на основе единой цели — обслуживания именно данной сферы общения, своеобразие которой обусловлено определенной формой общественного сознания и соответствующим ей видам деятельности. Так, в научном стиле активизируются на всех уровнях те единицы, которые имеют или приобретают в контексте наиболее обобщено-отвлеченное значение.

Научный стиль речи занимает одно из важнейших мест в классификации функциональных стилей. В лингвистической и методической литературе существуют различные термины: «научный стиль», «научная речь», «научный язык», «стиль научной прозы», «стиль научного изложения» и так далее. Наиболее распространенные термины: «на-

учный стиль», «учебно-научный стиль речи». Специальному лингвистическому изучению научный стиль речи, по признанию специалистов, подвергался мало. Поэтому в лингвистической литературе до сих пор нет полного и системного определения научного стиля речи. В работах, посвященных изучению этого стиля, часто возникали разногласия в определении стилистических категорий и специфических черт. Дискуссионность многих вопросов, связанных с проблемами научного стиля, сохраняется и в современной лингвистике.

В целом работы, посвященные специфике научного стиля речи, конкретизируют, какие общие экстралингвистические факторы речи определяют языковой состав научного стиля речи, какие внутри лингвистические факторы являются специфичными для научного стиля речи, какие языковые средства характеризуют научный стиль речи.

Во многих исследованиях отмечается, что каждый функциональный стиль характеризуется частотой употребления в нем тех или иных языковых средств и их значений. Например, М.Н.Кожина отмечает, что функциональный стиль характеризуется «системой частот и различной степенью продуктивности тех или иных языковых единиц. Системность научного стиля речи выражается в том, что употребляющиеся в нем языковые средства взаимосвязаны по своим отвлеченно-обобщенным значениям. Такая целостность и взаимосвязь языковых средств с характерными для научной речи значениями и их частотами и создает специфическое качество речи - научной стиль.

Поскольку научное изложение имеет отвлеченно-обобщенный логический, объективный и точный характер, что находит свое выражение в структуре научной речи и в системе речевых средств, к внутристилевым чертам, считают лин-

гвисты, следует относить логичность, объективность, отвлеченно-обобщенный характер (абстрагизацию), безличность, точность.

При этом такая внутристилевая черта, как логичность, имеет, по мнению многих лингвистов, особое значение, поскольку в научной речи, являющейся формой выражения понятий, суждений, умозаключений, доказательств реализуется сугубо логический характер научного познания. Поэтому здесь используются такие языковые средства, которые в соответствии с требованиями логического мышления выражают часто понятийное содержание, формой проявления которого является логическая последовательность изложения. Предложения и части синтаксического целого, как правило, очень тесно связаны друг с другом, каждый последующий вытекает из предыдущего или является следующим звеном в рассуждении. Большое значение имеет особенность текстовой организации стиля в условиях непосредственного функционирования разных форм устно-научной речи.

О.Б.Сиротинина подчеркивает невозможность объединения в рамках одной функциональной разновидности монологической научной речи и разговорной речи. Одним из наиболее ярких различий этих двух видов речи является текстовая организация первой и отсутствие признаков текста, ассоциативное построение - во второй. В монологической устной научной речи, как правило, есть все признаки текстовой организации: логический стержень, четкое деление на части, эксплицитно выраженная межфразовая связь и так далее.

Таким образом, в научном стиле речи лингвисты выделяют такие черты, как строгая нормативность (соответствие нормам литературного языка), последовательность, завершенность, точность, яс-

ность и лаконичность в выражении мысли, насыщенность терминологией, использование абстрактной лексики, употребление слов в их предметно-логических, конкретных значениях, «безличность», связь отдельных частей высказывания, полнота высказывания.

С этой точки зрения необходимо иметь в виду, какими особенностями обладает учебный текст, или должна обладать учебно-научная форма монологической речи.

В учебном тексте обычно выделяют три наиболее общие функции ориентировки: предметная ориентация, ценностная ориентация, инструментальная ориентация. В соответствии с этими функциями выделяются шесть подстилей учебно-научного стиля речи: для предметной ориентации - описательный и теоретико-познавательный, для ценностной ориентации -убеждающий и эмоционально-образный, для инструментальной ориентации -инструктивно-методический и логико-математический. Для учебников гуманитарного цикла преобладающей является первая функция (предметной ориентации).

Исходя из данных функциональной стилистики, в частности, из зависимости типа и стиля речи от особенностей речевой ситуации, обычно предлагают структуры описания функциональных типов речи (учебные модели стиля), которые включают четыре основных признака: сферу применения высказывания, задачу речи, стилевые черты, языковые средства. В последнее время среди умений связной речи стали называть и умение создавать текст определенного стиля. Для эффективного овладения структурой того или иного стиля сейчас предлагаются специальные задания. Например, задания на стилистическую трансформацию текста, которое по степени продуктивности

максимально приближено к заданиям на самостоятельное конструирование текста, в том числе и научного.

Обобщенно учебная модель стиля представлена в предлагаемой таблице.

Функциональные стили Стилевые черты

Научный Отвлеченность, обобщенность, подчеркнутая логичность, точность, строгость

Официально-деловой Стилистическая однородность, строгость объективность выражения, точность, не допускающая иных толкований, стандартизиро-ванность, должествующе-предписывающий характер

Публицистический Оценочность, призывность «эффект новизны, собирательность, документально-фактологическая точность, сдержанность, некоторая официальность

Разговорно-обиходный Непринуждённость, конкретность, непоследовательность и прерывистость, эмоционально-оценочная информативность, личностный характер, идиоматичность

Художественно-беллетристический Образность, экспрессивность, эмоциональность, многостильность красок, особая роль подтекста

Концепция формирования гармоничной личности

(Концепция формирования основ здоровой жизнедеятельности ребенка на начальных этапах его индивидуального развития в группах восточных единоборств)

Сивков А.Л., соискатель ИПППО РАО

На фоне социально-экономических преобразований, происходящих в стране, физическая культура переживает серьезный кризис. Уровень здоровья подрастающего поколения низок, качество преподавания не способствует стремлению подростков и юношества к освоению ценностей физической культуры, к занятиям в спортивных секциях. Сокращается объем бесплатно предоставляемых спор-

тивно-оздоровительных услуг, школа теряет квалифицированных педагогов, способныгх вести творческую работу. Поэтому приоритетным направлением проводимой в настоящее время модернизации структуры и содержания общего образования является повышение эффективности и качества преподавания физической культуры, призванной обеспечить

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.