Научная статья на тему 'Вопросы функциональной стилистики по формированию коммуникативных умений'

Вопросы функциональной стилистики по формированию коммуникативных умений Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
452
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТИЛЬ ЯЗЫКА / СТИЛИСТИКА ТЕКСТА / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ СТИЛЬ / LANGUAGE STYLE / TEXT STYLE / FUNCTIONAL STYLE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Козырова А. А.

В статье рассматриваются вопросы функциональной стилистики по формированию коммуникативных умений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The questions of functional stylistics in the formation of communicative skills

The article studies the questions of communicative stylistics in the process of communicative skill's formation.

Текст научной работы на тему «Вопросы функциональной стилистики по формированию коммуникативных умений»

УДК 37.025

ВОПРОСЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ СТИЛИСТИКИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ

А.А.Козырова

В статье рассматриваются вопросы функциональной стилистики по формированию коммуникативных умений.

Ключевые слова: стиль языка, стилистика текста, функциональный стиль.

A.A. Kozirova The questions of functional stylistics in the formation of communicative skills.

The article studies the questions of communicative stylistics in the process of communicative skill’s formation.

Key words: language style, text style, functional style.

В последнее время вопросы функциональной стилистики все чаще решаются при помощи, или через вопросы теории текста. Появилось и такое направление, как стилистика текста, благодаря которому сейчас стало очевидным, что в первую очередь на уроках в школе следует развивать навыки учебно-научной формы изложения, так как эта форма проявляется в стиле устных ответов, самостоятельных и творческих работ учащихся, в стиле объяснений учителя, в стиле учебников, пособий и литературно-критических материалов.

Однако в лингвистике до сих пор нет четкого определения понятия «стиль речи»: разные ученые вкладывают в него свое содержание. В одних работах стиль речи понимается как форма речи (стиль устной и письменной речи), в других - как норма правильной речи, в третьих -эмоционально-экспрессивные качества речи или манера говорящего. Многие исследователи понятие «функциональный стиль» - языка и речи - определяют с единых лингвистических позиций, причем стиль рассматривается с опорой на основные признаки и назначения языка. Поэтому структурная и функциональная стороны языка рассматриваются у них как диалектическое двуединство. Наиболее приемлемым в этой связи является учение В.В.Виноградова о функциональных стилях речи. Стиль, по мнению В.В.Виноградова - «это общественно осознанная и функционально обусловленная, внутренне объединенная совокупность приемов употребления, отбора и сочетания средств речевого общения и в сфере того или иного общенародного, общенационального языка, соотносительная с другими такими же способами выражения, которые служат для иных целей, выполняют иные функции в речевой общественной практике данного народа. Стили речи у В.В.Виноградова выступают как композиционные формы устной и письменной речи. Разговорный стиль у него противопоставляется книжному и отграничивается от других стилей вследствие присущей ему коммуникативно-бытовой функции. В сфере этой функции он выделяет обиходно-деловой стиль; научно-деловой, специальный, определяющийся своеобразными свойствами и принадлежностями научно-коммуникативной функции; газетно- или журнально-публицистический, выделяющийся по характерным качествам и приметам, агитационно-канцелярский или официально-документальный и некоторые другие. В.В.Виноградов дает и классификацию стилей, выделение которых основывается на общественных функциях общения, сообщения и воздействия: обиходно-бытовой стиль (функция общения), обиходно-деловой, официально-документальный и научный (функция сообщения); публицистический и художественно-беллетрический (функция воздействия).

Особым вопросом в лингвистике является системность стиля. Л.Г.Барлас подчеркивает, что она заключается в том, что составляющие его языковые единицы оказываются теснейшим образом взаимосвязанными на основе единой цели - обслуживания именно данной сферы общения, своеобразие которой обусловлено определенной формой общественного сознания и соответствующим ей видам деятельности. С позиций системности стиля особую актуальность приобретает научный стиль, композиционные формы которого усваиваются в школе при изучении самых разнообразных предметов. Любая речевая ситуация в школе, какой бы естественной она на уроке не была, всегда разворачивается в рамках особой учебно-научной сферы общения.

Научный стиль речи занимает одно из важнейших мест в классификации функциональных стилей. В лингвистической и методической литературе существуют различные термины: «научная речь», «научный язык», «стиль научной прозы», «стиль научного изложения» и так далее. Мы будем пользоваться наиболее распространенными терминами: «научный стиль», «учебно-научный

стиль речи». Специальному методическому и лингвистическому научный стиль речи, по признанию специалистов, подвергался мало. Поэтому в лингвистической литературе до сих пор нет полного и системного научного стиля речи.

Во многих исследованиях отмечается, что каждый функциональный стиль характеризуется частотой употребления в нем тех или иных языковых средств и их значений. Например, М.Н.Кожина отмечает, что функциональный стиль характеризуется «системой частот и различной степенью продуктивности тех или иных языковых единиц. Системность научного стиля речи выражается в том, что употребляющиеся в нем языковые средства взаимосвязаны по своим отвлеченно-обобщенным значениям. Такая целостность и взаимосвязь языковых средств с характерными для научной речи значениями и их частотами и создает специфическое качество речи - научный стиль».

Поскольку научное изложение имеет отвлеченно-обобщенный логический, объективный и точный характер, что находит свое выражение в структуре научной речи и в системе речевых средств, к внутри-стилевым чертам, считают лингвисты, следует относить логичность, объективность, отвлеченно-обобщенный характер (абстрагизацию), безличность, точность.

При этом такая внутристилевая черта, как логичность, имеет, по мнению многих лингвистов, особое значение, поскольку в научной речи, являющейся формой выражения понятий, суждений, умозаключений, доказательств, реализуется сугубо логический характер научного познания. Поэтому здесь используются такие языковые средства, которые в соответствии с требованиями логического мышления выражают часто понятийное содержание, формой проявления которого является логическая последовательность изложения. Предложения и части синтаксического целого, как правило, очень тесно связаны друг с другом, каждый последующий вытекает из предыдущего или является следующим звеном в рассуждении.

Большое значение имеет особенность текстовой организации стиля в условиях непосредственного функционирования разных форм устно-научной речи. О.Б.Сиротинина подчеркивает невозможность объединения в рамках одной функциональной разновидности монологической научной речи и разговорной речи.

Одним из наиболее ярких различий этих двух видов речи является текстовая организация первой и отсутствие признаков текста, ассоциативное построение - во второй. В монологической устной научной речи, как правило, есть все признаки текстовой организации: логический стержень, четкое деление на части, эксплицитно выраженная межфразовая связь и так далее.

Таким образом, в научном стиле речи лингвисты выделяют такие черты, как строгая нормативность (соответствие нормам литературного языка), последовательность, завершенность, точность, ясность и лаконичность в выражении мысли, насыщенность терминологией, использование абстрактной лексики, употребление слов в их предметно-логических, конкретных значениях, «безличность», связь отдельных частей высказывания, полнота высказывания.

С этой точки зрения, нам необходимо выяснить, какими особенностями обладает учебный текст, или должна обладать учебно-научная форма монологической речи учащихся. При этом следует отметить, что взаимосвязь с речью мы проводим чисто эмпирически.

В учебном тексте обычно выделяют три наиболее общие функции ориентировки: предметная ориентация, ценностная ориентация, инструментальная ориентация. В соответствии с этими функциями выделяются шесть подстилей учебно-научного стиля речи: для предметной ориентации - описательный и теоретико-познавательный, для ценностной ориентации -убеждающий и эмоционально-образный, для инструментальной ориентации - инструктивнометодический и логико-математический. Для учебников гуманитарного цикла преобладающей является первая функция (предметной ориентации).

Исходя из данных функциональной стилистики, в частности, из зависимости типа и стиля речи от особенностей речевой ситуации, обычно предлагают структуры описания функциональных типов речи (учебные модели стиля), которые включают четыре основных признака: сферу применения высказывания, задачу речи, стилевые черты, языковые средства.

В последнее время среди умений связной речи стали называть и умение создавать текст определенного стиля. Для эффективного овладения структурой того или иного стиля сейчас предлагаются специальные задания. Например, задания на стилистическую трансформацию текста, которое по степени продуктивности максимально приближено к заданиям на

самостоятельное конструирование текста.

Обобщено учебную модель стиля можно представить так (см. табл.). В этой таблице могут записываться примеры, иллюстрирующие наличие той или иной стилевой черты. Примеры могут быть морфологического, лексического, синтаксического характера.

Таблица

Общая таблица наблюдений над стилями речи

Стили речи

Ситуация общения Разговорный Стиль Научный стиль Официальноделовой стиль Публицистическая стиль Художественный стиль

Где? Неофициальная обстановка Официальная обстановка В художественной литературе

С кем? 1 - 1 1 - много 1 - много 1 - много 1 - много

Зачем? Общение Сообщение Сообщение Воздействие Воздействие

Стилевые черты Непринуж- денность Абстракт- ность, точность Бесстраст- ность, точность Призывность, эмоциональ- ность Конкретность, образность, эмоциональ- ность

Примеры

В своей работе мы трансформируем такие аспекты стилистического анализа, как:

1) условия реализации языковых средств (контекст и текст);

2) стилистический анализ с ориентацией на текст:

- социально-речевой жанр текста, речевая ситуация, прагматическая установка, общая тональность;

- стилевая однородность-неоднородность текста, признаки однородности-неоднородности, стилевая динамика текста, ее признаки, причины стилевой неоднородности;

- состав стилистически отличенных и нейтральных общеупотребительных средств, принципы их отбора и функции в соответствии с речевой ситуацией, характером текста;

- «образ автора» как композиционно-стилистический центр художественного текста.

3) Стилистический анализ с ориентацией на стилистическую норму:

- семантико-стилистический аспект, направленный на поиск стилистического значения, функционально-стилистический аспект и аспект эстетический;

- отступление стилистических и языковых норм, мотивы этих отступлений;

- стилистические приемы употребления языковых средств - стилистические ошибки, квалификация этих ошибок.

В лингводидактическом аспекте (М.Н.Кожина, Г.В.Колшанский) стиль можно определить как конструкт, систему координат, структуру или систему возможностей, открываемых языком для целенаправленного отбора их в той или иной сфере общения. Стиль языка - это явление наивысшего уровня стилистической абстракции. Поэтому соотносить стиль языка непосредственно с текстом нельзя. Тексты могут быть однородными в стилистическом отношении, но могут быть и со стилевой доминантой. В последних, как правило, бывают представлены средства разных стилей. Иначе говоря, между стилями языка и текстом всегда стоит определенный, типизированный речевой жанр, который отличает:

- предметно-смысловая исчерпанность;

- речевой замысел или речевая воля говорящего;

- типическая, композиционно-жанровая форма завершения.

Литература

1.Барлас Л.Г. Русский язык. Стилистика. /Л.Г.Барлас - М., 2004.

2.Жинкин Н.И. Язык - речь - творчество: Избранные труды /Н.И.Жинкин// М.: Лабиринт, 1998.

3.Кожина М.Н. Стилистика русского языка /М.Н.Кожина - М., 2004.

4.Коменский Г.В. Проблемы коммуникативной лингвистики /Г.В.Коменский// Вопросы

языкознания.-1979.-№6

5.Лосева Л.М. Как строится текст /Л.М.Лосева -М., 2004.

6.Методика развития речи на уроках русского языка. /Под ред. Т.А.Ладыженской. М., 2000.

7.Солганик Г.Я. Синтаксическая стилистика / Г.Я.Солганик М., 1993.

8.Солганик Г.Я. Стилистика русского языка./ Под ред. Н.М.Шанского. М., 2000.

9.Пешковский А.М. Вопросы методики родного языка, лингвистики и стилистики./А.М.Пешковский - М.,1930.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.