Научная статья на тему 'Научная школа северного регионоведения: этапы, центры и направления развития'

Научная школа северного регионоведения: этапы, центры и направления развития Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
404
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
научная школа / научные учреждения / академические исследования / северное регионоведение / северные территории / Российский Север / scientific school / scientific institution / academic study / Northern regional studies / northern territory / Russian North
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Научная школа северного регионоведения: этапы, центры и направления развития»

Обедков А.П.

к. геогр.н., доцент, с.н.с. Института языка, истории и литературы ФИЦ «Коми научный центр УрО РАН»

НАУЧНАЯ ШКОЛА СЕВЕРНОГО РЕГИОНОВЕДЕНИЯ: ЭТАПЫ, ЦЕНТРЫ

И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ

Ключевые слова: научная школа, научные учреждения, академические исследования, северное регионоведение, северные территории, Российский Север.

Keywords: scientific school, scientific institution, academic study, Northern regional studies, northern territory, Russian North.

Среди ныне существующих типов научных сообществ и форм развития науки важнейшее место занимают научные школы. Формирование и развитие научных школ является безусловным фактором прогресса науки. Научная школа представляет собой исторически обусловленную форму организации научной деятельности различных групп исследователей, позволяющую обеспечить преемственность и развитие научных идей и знаний при смене поколений. В основе формирования научной школы лежит общность научных интересов её представителей, придерживающихся общей системы научных взглядов и принципов, подходов и методов.

Возникновение первых научных школ в их современном понимании связано с появлением в начале ХХ века академических и отраслевых научно-исследовательских учреждений как новой формы организации коллективной научной деятельности. Современные научные школы также формируются главным образом на базе подразделений научно-исследовательских учреждений и кафедр высших учебных заведений. Общие научные взгляды и интересы создают предпосылки для создания специализированных научных обществ и ассоциаций учёных, что способствует их более тесному сотрудничеству на неформальной основе. Поэтому в настоящее время всё чаще формируются научные школы нового типа, представляющие собой неформальные коллективы учёных.

Исследование феномена научных школ и их роли в развитии науки обычно проводится в рамках науковедения и общественных наук. В этих работах раскрываются сущность понятия и отличительные особенности научной школы, их характерные признаки и типология с позиций конкретных научных дисциплин. Нередко результаты таких исследований являются взаимоисключающими и трудно сопоставимыми. При этом в одних случаях понятие научной школы неоправданно расширяется, а в других сужается. Подобный широкий разброс трактовок данного понятия делает его весьма расплывчатым, не позволяя отличить школы в науке от других типов научных сообществ. С одной стороны, это свидетельствует о сложности и неоднозначности самого феномена научных школ, а с другой стороны, говорит об их многообразии и необходимости конкретизации исследования отдельных типов научных школ. Один из таких типов школ в науке представляет научная школа северного регионоведения.

Становление отечественной научной школы северного регионоведения началось в 20-30 гг. ХХ века. Объективными свидетельствами становления этого научного направления, которое со временем оформилось в научную школу северного регионоведения, явилось создание первых специализированных научно-исследовательских учреждений и университетских кафедр, которые обеспечили научное сопровождение начавшегося в эти годы хозяйственного освоения и заселения северных территорий страны.

Научная школа северного регионоведения формируется на базе единых теоретических установок и методологических подходов общественной географии как междисциплинарное научно-аналитическое и прикладное направление. Она представляет собой научное течение, основанное на опосредованных связях её представителей через публикацию научных трудов и апробацию результатов научных исследований на научных конференциях. При этом представители научной школы северного регионоведения могут работать не только в разных организациях, но и в различных регионах и странах. По типу связей между поколениями научная школа северного регионоведения является многоуровневой, поскольку объединяет представителей разных поколений исследователей Севера.

Этапы и особенности развития северного регионоведения

Россия располагает крупнейшими в мире северными территориями, которые издавна привлекали к себе внимание землепроходцев, полярных исследователей и путешественников. Целенаправленное изучение северных территорий началось во второй половине XIX века в связи с организацией научно-экспедиционной деятельности Русского географического общества, уделявшего особое внимание исследованию специфики северной природы и жизнедеятельности аборигенных народов северных окраин Российской империи. Активизация работ по научному исследованию Российского Севера в первые годы существования Советской власти способствовала введению в научный оборот термина «североведение», обозначившего всю совокупность научных исследований природы, населения и хозяйства северных территорий.

Стремительное развитие регионоведения в последние три десятилетия под влиянием процессов глобализации мирового хозяйства и регионализации социально-экономической и политической жизни общества потребовало уточнения понятийно-терминологического аппарата научных дисциплин, раскрывающих научно-исследовательские направления комплексного изучения стран и регионов. В русле этих изменений вместо термина «североведение» всё чаще стал применяться термин «северное регионоведение». Между тем понятие «северное регионоведение» намного шире понятия «североведение», научные границы которого ныне сузились до тематической области гуманитарных отраслей знаний, связанной с комплексным изучением языков, истории и этнографии коренных и старожильческих народов Севера.

Отечественное северное регионоведение прошло длительный путь от комплексного краеведения к комплексно -му страноведению и регионоведению северных территорий, от научно-экспедиционного и описательно-познавательного изучения отдельных северных районов к сплошным стационарным академическим исследованиям зоны Севера. В настоящее время северное регионоведение представляет собой междисциплинарное направление в комплексном регионоведении и страноведении. Предметом северного регионоведения является всестороннее изучение экономических и экономико-географических, природно-ресурсных и экологических, социальных и историко-культурных, демографических и этноконфессиональных, политико-правовых и военно-политических, геополитических и трансграничных особенностей и процессов развития региональных социумов северных территорий.

Проблемы изучения и освоения Севера и Арктики традиционно носят междисциплинарный и комплексный характер. Северная специфика раскрывается различными науками. Большую роль в их изучении играют исследования физико-географов и экономико-географов, климатологов и гляциологов, гидрологов и океанологов, биологов и геологов, историков и этнографов, экономистов и социологов, культурологов и лингвистов, демографов и статистиков, правоведов и политологов-международников, разрабатывающих отдельные вопросы северной проблематики. Дифференциация научных знаний и направлений исследования Севера и Арктики способствовала появлению ряда тематических и отраслевых научных дисциплин. К настоящему времени под эгидой северного регионоведения сформировался довольно обширный комплекс природоведческих и обществоведческих наук, исследующих взаимосвязанные проблемы изучения, освоения и развития планетарного Севера, приарктических государств и северных регионов как субъектов международных отношений и глобальной конкуренции. Исследованием отдельных компонентов и свойств северной природы традиционно занимаются учёные, специализирующиеся в области «Полярной географии», «Гляциологии», «Морского ледоведения» и «Физики льда». Разнообразные аспекты заселения и расселения, проживания и адаптации человека в условиях Севера исследуют «Полярная медицина», «Североведение», «Демография Севера» и «Геоурбанистика Севера». В ходе комплексного изучения природы, населения и хозяйства северных и арктических территорий в качестве самостоятельных разделов северного регионоведения оформились «Поляроведение» («Арктиковедение»), «Историческая география Севера», «Экономика Севера» и «Экология Севера». Ядром консолидации и теоретической основой северного регионоведения как междисциплинарного научно-образовательного направления является экономическая, социальная, политическая и рекреационная география, в структуре которой возникли и развиваются комплексное страноведение и комплексное регионоведение.

В ходе изучения северных территорий сложились два основных подхода к их таксономической иерархии: зональный и региональный. Зональный подход основан на изучении циркумполярной и широтной проекций планетарного Севера. Циркумполярная проекция связана с выделением Арктической зоны, широтная проекция - с делимитацией подзон Дальнего (Крайнего) Севера, Среднего Севера и Ближнего Севера и четырёх северных зон дискомфорта: абсолютно дискомфортной, экстремально дискомфортной, дискомфортной и относительно дискомфортной. Региональный подход к изучению северных пространств основан на выделении регионов различного таксономического ранга, начиная от северных регионов в составе приарктических государств и завершая макрорегионами Севера, оконтуренными природными рубежами и мегаструктурами меридионального простирания. Большое значение для регио-новедческого анализа и понимания специфики северных территорий имеет учение о географической зональности. Природная зональность и регионализм вызывают порайонные различия в размещении производительных сил и жизни общества, являясь ведущим фактором зонирования и районирования территории, регионализации и региональной политики. При анализе различных аспектов жизни региональных социумов северных территорий основной акцент делается на рассмотрении современных событий и явлений на основе междисциплинарного и сравнительно-географического подходов.

В зависимости от территориального охвата и таксономического ранга северных территорий понятие «северное регионоведение» может трактоваться по-разному. В широком смысле под северным регионоведением понимают комплексное изучение планетарного Севера, который рассматривается как единый историко-географический и природно-хозяйственный макрорайон Земли с суровыми климатическими и сложными ландшафтными условиями, затрудняющими хозяйственное освоение, заселение и обживание этих обширных малонаселённых территорий. В узком смысле речь идёт о комплексной характеристике отдельных северных регионов и субрегионов, северных государств и входящих в их состав северных районов.

Главная задача северного регионоведения состоит в создании целостных и широких по содержанию комплексных регионоведческих характеристик, представляющих собой синтетическое обобщение разнородных данных о природных условиях и природных ресурсах, отраслевой и территориальной структуре хозяйства, этнодемографическом потенциале и расселении населении, культурном и духовном развитии, территориальной, социальной и политической организации государств и регионов всех типов, таксономических рангов и уровней исследования. Динамично меняющаяся картина мира в условиях глобализации и регионализации требует постоянного обновления комплексных характеристик стран и регионов. В этой связи всё более актуальным и востребованным становится совместное развитие

взаимосвязанных и дополняющих друг друга комплексных регионоведческих и страноведческих исследований. Комплексный характер регионоведческих исследований обеспечивается за счёт широкого использования знаний и информации географических, геологических, биологических, исторических, политических, экономических и технических наук, социологии, статистики, демографии, этнографии и других научных дисциплин, которые участвуют в создании целостного и объективного образа региона на основе междисциплинарного синтеза частных знаний.

Формирование сети учреждений академической и вузовской науки, специализирующихся

на изучении северных и полярных территорий

Планомерное научное изучение северных территорий началось в первые десятилетия советского периода. В эти годы активизировалась деятельность организованной в 1914 г. Постоянной полярной комиссии Академии наук (с 1928 г. -Полярная комиссия АН СССР), которая сыграла важную роль в деле организации научного изучения, планирования и определения перспектив дальнейшего освоения арктических территорий СССР. В работе Полярной комиссии АН СССР в разные годы её функционирования принимали участие выдающиеся отечественные учёные академики В.И. Вернадский, А.П. Карпинский, В.Л. Комаров, А.Н. Крылов, Н.А. Насонов, А.Е Ферсман, О.Ю. Шмидт и Ю.М. Шокальский. Расцвет научно-организационной деятельности Полярной комиссии АН СССР, связанный с проведением масштабных экспедиционных и стационарных исследований в северных регионах на средства АН СССР, пришёлся на конец 1920 - начало 1930 гг. Под эгидой Полярной комиссии были организованы гидрографические экспедиции в водах Северного Ледовитого океана и комплексные береговые партии, полёты к Северному полюсу и трансарктические перелёты, изучение и освоение Северного морского пути, стационарные научные наблюдения и координация деятельности северных научно-исследовательских баз АН СССР, установлены современные границы, единые географические названия и номенклатура морей арктического бассейна, составлены физико-географические и административные карты северных территорий СССР. Однако несмотря на успешную работу Полярной комиссии её деятельность была прекращена решением Президиума АН СССР в рамках мероприятий по совершенствованию структуры АН СССР, направленных на сокращение числа научных комиссий путём их включения в состав профильных академических институтов или прямого упразднения.

Новые научные учреждения и организации по изучению и развитию Севера и Арктической зоны страны стали создаваться с первых лет установления Советской власти. Некоторые из них позже прекратили своё существование: Комитет по исследованию Севера (1918-1919 гг.); Комиссия по изучению и практическому исследованию Русского Севера (1919-1920 гг.); Комитет Северного морского пути (1921-1928 гг.); Комитет Севера (1923-1935 гг.), Полярная комиссия АН СССР (1914-1936 гг.), Институт мерзлотоведения имени В.А. Обручева (1939-1963 гг.). Некоторые другие научные учреждения после ряда реорганизаций существенно укрепились и в обновлённом виде дошли до наших дней. В их числе - берущий начало от Северной научно-промысловой экспедиции (1920-1925 гг.) Государственный научный центр Арктического и Антарктического научно-исследовательского института (с 1994 г. по настоящее время) и Всероссийский НИИ геологии и минеральных ресурсов Мирового океана имени академика И.С. Грамберга (с 1993 г. по настоящее время), возникший на базе созданного в 1948 г. Научно-исследовательского института геологии Арктики.

В 1929 г. было принято решение о замене экспедиционных исследований стационарными научными учреждениями. В ходе его реализации на Российском Севере началось развёртывание сети исследовательских станций и институтов, научно-исследовательских баз, филиалов, научных центров и региональных отделений АН СССР. Существующая сеть академических учреждений северных территорий России сложилась в основном в советские годы (табл. 1).

В советский период в ряде российских университетов впервые были организованы специализированные кафедры по изучению северных стран и полярных территорий. Основателем первой североведческой кафедры стал выдающийся советский полярный исследователь Р. Л. Самойлович - инициатор и первый руководитель Северной научно-промысловой экспедиции (1920-1925 гг.), а после её реорганизации - директор Института изучения Севера (19251930 гг.), после реорганизации Института изучения Севера - заместитель директора Всесоюзного арктического института (1932-1938 гг.). Кроме того, Р.Л. Самойлович был основателем и первым руководителем кафедры полярных стран, организованной им на географическом факультете Ленинградского государственного университета (ЛГУ), со времени её основания в 1934 г. и до закрытия в 1937 г.

В 1945 г. на географическом факультете ЛГУ была основана кафедра географии полярных стран под руководством гляциолога и физико-географа С.В. Калесника, а на географическом факультете Московского государственного университета (МГУ) - кафедра географии северных стран под руководством гидробиолога и биогеографа В.Г. Бо-горова. При этом кафедра географии полярных стран ЛГУ была закрыта в 1950 г., а кафедра географии северных стран МГУ после многочисленных реорганизаций (в 1951-1955 гг. - кафедра географии северных и полярных стран, в 1956-1966 гг. - кафедра географии полярных стран) в настоящее время называется кафедрой криолитологии и гляциологии.

В северных регионах России функционирует ряд высших учебных заведений, в названии которых отмечена либо их принадлежность к северным территориям, либо ориентация на североведческие и регионоведческие исследования. Крупнейшими среди северных вузов России являются Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова (Архангельск) и Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова (Якутск). В 2008 г. в СВФУ им. М. К. Аммосова была открыта первая в России кафедра североведения. В первую группу опорных вузов с дополнительным федеральным финансированием включён Мурманский арктический государственный университет, во вторую группу опорных университетов с дополнительным региональным финансированием - Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина. За пределами Российского Севера имеются вузы, в составе

которых имеются структурные подразделения и учебные программы североведческого профиля. В их числе - основанный в 1925 г. Институт народов Севера Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург).

Таблица 1

Основные вехи истории и организации академических исследований на Севере и Арктике в

советский и постсоветский периоды

Даты, годы События

1929 г. Принято решение о замене экспедиционных исследований стационарными научными учреждениями.

1930 г. Основана Хибинская горная станция АН СССР (1930-1934 гг.).

1932 г. Основан Дальневосточный филиал АН СССР (1932-1939, 1949-1957, 1970-1987 гг.), с 1957 по 1970 г. - Дальневосточный НЦ СО АН СССР, с 1987 по 1991 г. - Приморский НЦ ДВО АН СССР, с 1991 г. - Приморский НЦ РАН.

1934 г. Хибинская горная станция АН СССР преобразована в Кольскую научно-исследовательскую базу АН СССР им. С.М. Кирова (1934-1949 гг.).

1936 г. В г. Архангельске основана Северная база АН СССР (1936-1941 гг.).

1937 г. На дрейфующих льдах Северного Ледовитого океана в районе Северного полюса организована первая в мире научная обсерватория «Северный полюс» («СП»).

1941 г. Кольская база АН СССР им. С.М. Кирова и Северная база АН СССР объединены в Базу АН СССР по изучению Севера со стационарами в городах Кировск и Архангельск (1941-1944 гг.).

1943 г. Образована Дальневосточная научно-исследовательская база им. В.Л. Комарова (1943-1948 г.).

1946 г. Организованы Карело-Финская и Сахалинская научно-исследовательские базы АН СССР.

1947 г. Основана Якутская научно-исследовательская база АН СССР.

1949 г. Образованы региональные филиалы АН СССР: Карело-Финский филиал АН СССР (с 1956 г. - Карельский филиал АН СССР, с 1990 г. - Карельский НЦ АН СССР, с 1991 г. - Карельский НЦ РАН), Кольский филиал АН СССР (с 1988 г. - Кольский НЦ УрО АН СССР, с 1991 г. - Кольский НЦ РАН), Коми филиал АН СССР (с 1988 г. - Коми НЦ УрО АН СССР, с 1991 г. - Коми НЦ РАН), Восточно-Сибирский филиал АН СССР (с 1988 г. - Иркутский НЦ СО АН СССР, с 1991 г. - Иркутский НЦ СО РАН), Сахалинский филиал АН СССР (с 1991 г. - Сахалинский НЦ ДВО РАН), Якутский филиал АН СССР (с 1957 г. - Якутский филиал СО АН СССР, с 1988 г. - Якутский НЦ СО АН СССР, с 1991 г. - Якутский НЦ СО РАН).

1957 г. Образовано Сибирское отделение АН СССР (с 1991 г. - СО РАН).

1966 г. Основан Бурятский филиал СО АН СССР (с 1991 г. - Бурятский НЦ СО РАН).

1969 г. Образован Томский филиал СО АН СССР (с 1991 г. - Томский НЦ СО РАН).

1979 г. Образован Красноярский филиал СО АН СССР (с 1991 г. - Красноярский НЦ СО РАН).

1987 г. Образовано Дальневосточное отделение АН СССР (с 1991 г. - ДВО РАН).

1988 г. Образовано Уральского отделение АН СССР (с 1991 г. - УрО РАН).

1990 г. Образован Тюменский НЦ СО АН СССР (с 1991 г. - РАН).

1991 г. Образован региональные научные центры РАН: Амурский НЦ, Камчатский НЦ, Северо-Восточный НЦ и Хабаровский НЦ ДВО РАН. В г. Магадане создан Международный научно-исследовательский центр «Арктика» ДВО РАН.

2001 г. Основан Архангельский НЦ УрО РАН.

2010 г. Основан «Научный центр изучения Арктики» (г. Салехард)

2015 г. Создан «Федеральный исследовательский центр комплексного изучения Арктики РАН» на основе реорганизации Архангельского НЦ УрО РАН.

2018 г. Создан Федеральный исследовательский центр «Коми научный центр УрО РАН» на основе реорганизации Коми научного центра УрО РАН.

Территориальная организация академической науки и направления научных исследований

Севера и Арктики в постсоветский период

К настоящему времени территория Российского Севера полностью охвачена системой научных центров РАН, которые ведут комплексные научные исследования в пределах законодательно утверждённых северных территорий. Ныне на Европейском Севере функционируют Кольский НЦ РАН (г. Апатиты), Архангельский НЦ (г. Архангельск), Коми НЦ (г. Сыктывкар) и Пермский НЦ (г. Пермь) УрО РАН, на Западно-Сибирском Севере - Томский НЦ (г. Томск) и Тюменский НЦ (г.Тюмень) СО РАН, на Восточно-Сибирском Севере - Бурятский НЦ (г. Улан-Удэ), Иркутский НЦ (г. Иркутск) и Красноярский НЦ (г. Красноярск) СО РАН, на Дальневосточном Севере - Амурский НЦ (г. Благовещенск), Владивостокский НЦ (г. Владивосток), Петропавловск-Камчатский НЦ (г. Петропавловск-Камчатский), Северо-Восточный НЦ (г. Магадан), Хабаровский НЦ (г. Хабаровск) ДВО РАН и Якутский НЦ СО РАН. В составе региональных НЦ северных регионов России функционируют специализированные научные учреждения, разрабатывающие географические, геологические, геофизические, биологические, физиологические, социально-экономические, гуманитарные, научно-технические и экологические аспекты изучения и освоения Севера и Арктики. За пределами законодательно утверждённых северных территорий России функционируют известные научные учреждения, специализированные на северной проблематике - Государственный научный центр «Арктики и Антарктики научно-исследовательский институт» (Санкт-Петербург), Всероссийский научно-исследовательский институт геологии и минеральных ресурсов Мирового океана имени академика И.С. Грамберга (Санкт-Петербург), Центр экономики Севера и Арктики СОПС Министерства экономического развития России и РАН. При этом в ряде ведущих научных учреждений Москвы (Институт географии РАН) и Санкт-Петербурга (Ботанический институт РАН им. В. Л. Комарова; Зоологический институт РАН), Екатеринбурга (Институт экологии растений и животных УрО РАН; Институт экономики УрО РАН) и Новосибирска (Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН) работают учёные-североведы.

Комплексные проблемы научного изучения Севера и Арктики исследуют в Институте комплексных проблем Арктики ФИЦКИА РАН, Научном центре изучения Арктики (Салехард), Институте проблем освоения Севера СО РАН (Тюмень), Институте географии имени В.Б. Сочавы СО РАН (Иркутск), Северо-Восточном комплексном научно-исследовательском институте ДВО РАН (Магадан), Институте комплексного анализа региональных проблем ДВО РАН (Хабаровск), Тихоокеанском институте географии ДВО РАН (Владивосток). В целях координации и проведения совместной научно-исследовательской деятельности по изучению Севера и Арктической зоны созданы и функционируют Международный научно-исследовательский центр «Арктика» (Магадан).

Геологические, геофизические, геохронологические, геохимические и геокриологические исследования на северных территориях и морях Северного Ледовитого океана территорий ведут Геологический, Горный и Полярный геофизический институты Кольского НЦ РАН, Институт геологии Карельского НЦ РАН, Институт геологии Коми НЦ УрО РАН, Институт геодинамики и геологии ФИЦКИА РАН (Архангельск), Институт криосферы Земли СО РАН (Тюмень), Тувинский институт комплексного освоения природных ресурсов СО РАН (Кызыл), Институт геохимии им. А.П. Виноградова СО РАН (Иркутск), Институт земной коры СО РАН (Иркутск), Геологический институт СО РАН (Улан-Удэ), Институт природных ресурсов, экологии и криологии СО РАН (Чита), Институт геологии алмаза и благородных металлов СО РАН (Якутск), Институт горного дела Севера им. Н.В. Черского СО РАН (Якутск), Институт мерзлотоведения им. П.И. Мельникова СО РАН (Якутск), Институт проблем нефти и газа СО РАН (Якутск), Институт вулканологии и сейсмологии ДВО РАН (Петропавловск-Камчатский), Институт геологии и природопользования ДВО РАН (Благовещенск), Институт горного дела ДВО РАН (Хабаровск), Институт морской геологии и геофизики ДВО РАН (Южно-Сахалинск), Институт тектоники и геофизики им. Ю.А. Косыгина ДВО РАН (Хабаровск), Научно-исследовательский геотехнологический центр ДВО РАН (Петропавловск-Камчатский).

Комплексным изучением вод Северного Ледовитого океана и водных проблем северных территорий занимается Государственный научный центр Арктического и Антарктического научно-исследовательского института, Институт водных проблем Севера Карельского НЦ РАН, Лимнологический институт СО РАН (Листвянка), Тихоокеанский океанологический институт им. В.И. Ильичёва ДВО РАН (Владивосток).

Ведущую роль в исследовании природных экосистем и адаптаций, флоры и фауны северных и арктических территорий играют Мурманский морской биологический институт и Полярно-альпийский ботанический сад-институт Кольского НЦ РАН, Институт биогеографии и генетических ресурсов ФИЦКИА РАН (Архангельск), Институт биологии и Институт леса Карельского НЦ РАН, Институт биологии Коми НЦ УрО РАН, Институт физиологии природных адаптаций ФИЦКИА РАН, Институт леса им. В.Н. Сукачева СО РАН (Красноярск), Сибирский институт физиологии и биохимии растений РАН (Иркутск), Байкальский институт природопользования СО РАН (Улан-Удэ), Институт общей и экспериментальной биологии СО РАН (Улан-Удэ), Институт биологических проблем криолитозоны СО РАН (Якутск), Биолого-почвенный институт (Владивосток), Институт биологических проблем Севера ДВО РАН (Магадан), Институт биологии моря им. А.В. Жирмунского ДВО РАН (Владивосток), а также функционирующие на Российском Севере государственные заповедники («Азас», «Байкало-Ленский», «Баргузинский», «Большой Арктический», «Верх-не-Тазовский», «Витимский», «Гыданский», «Кандалакшский», «Кивач», «Командорский», «Корякский», «Косто-мукшский», «Кроноцкий», «Курильский», «Лапландский», «Магаданский», «Ненецкий», «Олёкминский», «Остров Врангеля», «Печоро-Илычский», «Пасвик», «Пинежский», «Поронайский», «Путоранский», «Таймырский», «Тунгусский», «Убсунурская котловина», «Усть-Ленский», «Центрально-Сибирский», «Юганский») и национальные парки («Берингия», «Водлозёрский», «Калевальский», «Кенозёрский», «Онежское Поморье», «Паанаярви», «Русская Арктика», «Шантарские острова», «Югыд ва»).

Исследованием проблем развития и размещения производительных сил, региональной экономики и региональной политики, регионального управления и территориального планирования на Российском Севере занимаются Институт экономики Карельского НЦ РАН, Институт социально-экономических и энергетических проблем Севера ФИЦ «Коми НЦ РАН», Институт экономических проблем Кольского НЦ РАН, Международный центр социально-экономических проблем Байкальского региона (Улан-Удэ), Институт динамики систем и теории управления СО РАН (Иркутск), Отдел региональных экономических и социальных проблем при Президиуме Иркутского НЦ СО РАН. Проблемы развития сельского и промыслового хозяйства Севера исследуют в Приморском филиале «Архангельского научно-исследовательского института сельского хозяйства» ФИЦКИА РАН, Научно-исследовательский институт сельского хозяйства Республики Коми (Сыктывкар) и его Печорская научно-исследовательская опытная станция им. А.В. Жу-равского (Коровий Ручей), Нарьян-Марском филиале РАН «Нарьян-Марская сельскохозяйственная опытная станция», Якутском научно-исследовательском институте сельского хозяйства.

Химико-технологические проблемы комплексного использования природных ресурсов Севера разрабатывают Институт химии и технологии редких элементов и минерального сырья им. И.В. Тананаева Кольского НЦ РАН, Институт химии ФИЦ «Коми НЦ УрО РАН», Институт химии нефти СО РАН (Томск), Институт химии и химической технологии СО РАН (Красноярск), Иркутский институт химии имени А.Е. Фаворского СО РАН (Иркутск).

Поиском путей решения прикладных экологических проблем занимаются Институт проблем экологии Севера Кольского НЦ РАН, Институт экологических проблем Севера ФИЦКИА РАН (Архангельск), Институт мониторинга климатических и экологических систем СО РАН (Томск), Институт водных и экологических проблем ДВО РАН (Хабаровск).

Фундаментальные и прикладные математические, физико-технические и производственно-технологические исследования в северных регионах ведут Институт информации и математического моделирования технологических процессов Кольского НЦ РАН, Центр физико-технических проблем энергетики Севера Кольского НЦ РАН, Институт прикладных математических исследований Карельского НЦ, Физико-математический институт Коми НЦ РАН, Ин-

статут оптики атмосферы им. В.Е. Зуева СО РАН (Томск), Институт сильноточной электроники СО РАН (Томск), Институт физики прочности и материаловедения СО РАН (Томск), Институт физики им. Л.В. Керенского СО РАН (Красноярск), Институт биофизики СО РАН (Красноярск), Институт солнечно-земной физики СО РАН (Иркутск), Институт систем энергетики им. Л. А. Мелентьева СО РАН (Иркутск), Институт физико-технических проблем Севера им. В.П. Ларионова СО РАН (Якутск), Институт космофизических исследований и аэрономии им. Ю.Г. Шафера СО РАН (Якутск), Институт космофизических исследований и распространения радиоволн (Петропавловск-Камчатский), Институт материаловедения Хабаровского НЦ ДВО РАН, Институт машиноведения и металлургии (Комсомольск-на-Амуре) ДВО РАН.

Исследованием медико-биологических особенностей жизнедеятельности, здоровья и адаптации человека на Севере занимаются Институт физиологии природных адаптаций Архангельского НЦ, Институт физиологии ФИЦ «Коми НЦ УрО РАН», Якутский центр комплексных медицинских проблем СО РАН.

Гуманитарные и этнографические исследования в северных регионах России проводят Институт языка, литературы и истории Коми НЦ Карельского НЦ РАН, Институт языка, литературы и истории ФИЦ «Коми НЦ УрО РАН», Центр гуманитарных проблем Баренц-региона (Апатиты), Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН (Якутск), Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН (Владивосток).

Основные направления научных исследований северных территорий и локальные научные школы

северного регионоведения

В дореволюционный период роль координатора научных исследований северных территорий выполняло Русское географическое общество, организовавшее ряд комплексных экспедиций по исследованию побережий, акваторий и островов Северного Ледовитого океана, арктических и северных земель материковой части Евразии. При этом во многих северных губерниях и областях были организованы отделы Русского географического общества и краеведческие общества, объединившие усилия энтузиастов по изучению традиционных промыслов и хозяйственной деятельности русских поморов и аборигенных народов Севера. В эти годы обозначился круг научных проблем североведения как зарождающейся комплексно-географической дисциплины, охватывающей всю совокупность научных исследований природы, населения и хозяйства северных территорий. На дореволюционном этапе изучения Севера и Арктики получили развитие следующие направления исследований:

- гидрографические и гляциологические исследования морей Северного Ледовитого океана;

- исследование природных условий и природных ресурсов Севера и Арктики России;

- поиск, изучение и освоение Северного морского пути и других водных путей в Северном Ледовитом и Тихом океанах;

- составление географических карт территорий и картографирование акваторий Российского Севера и Арктики;

- изучение традиционных промыслов и хозяйственной деятельности русских поморов и аборигенных народов Севера;

- развитие северного земледелия и крестьянского хозяйства;

- проблемы освоения территории и организации хозяйства на Европейском Севере, в Сибири и на Дальнем Востоке;

- развитие внешней торговли и торгово-экономические связи Российского Севера с зарубежными странами;

- изучение истории, языков, фольклора и этнографии аборигенных народов Севера Евразии;

- комплексно-географическое описание и краеведение северных территорий и населённых пунктов.

В первые десятилетия советского периода наблюдалась активизация краеведческого изучения северных территорий, что проявилось в появлении краеведческих и научно-популярных изданий. Со временем недостаточно научные краеведческие издания стали постепенно вытесняться научными журналами североведческого профиля. Самый известный и авторитетный непериодический сборник (ежегодник) советского периода - «Летопись Севера» был основан в 1949 г. Он специализировался на истории географических открытий и научных исследований, проблемах исторической географии и экономического развития на Севере. В послевоенный период большинство северных филиалов и отделов Всесоюзного географического общества издавали свои научные издания в форме известий. Выпуск ряда научных периодических изданий североведческого профиля, основанных в советский период, продолжается и поныне. Некоторые из них прерывали, а затем восстановили выпуск и в наши дни издаются под другими названиями.

У истоков отечественного североведения стоял выдающийся полярный исследователь Р. Л. Самойлович. Между тем бесспорными и признанными лидерами отечественного северного регионоведения в советский период были доктор экономических наук С.В. Славин и доктор географических наук Г.А. Агранат. На советском этапе научного изучения Российского Севера и Арктической зоны круг научных проблем северного регионоведения значительно расширился. Основной массив научных публикаций по северной тематике затрагивал следующие направления исследований:

- история научного изучения и хозяйственного освоения Российского Севера в дореволюционный и советский периоды;

- эволюция и пространственная локализация понятия «Север», географическое таксонирование и делимитация границы северных территорий;

- исследование специфики природы, флоры и фауны Севера и Арктики;

- география Северного Ледовитого океана и природно-хозяйственное районирование его акватории и шельфа;

- геологические и геофизические исследования северных и арктических территорий России;

- морские и гляциологические полярные исследования Северного Ледовитого океана;

- исследование проблем, особенностей и закономерностей хозяйственного освоения и развития производительных сил северных районов СССР;

- комплексная характеристика экономических районов и регионов Севера, Сибири и Дальнего Востока;

- комплексно-географическая характеристика и комплексное краеведение северных территорий и населённых пунктов;

- формирование территориально-производственных комплексов и комплексное развитие производительных сил северных регионов;

- экономическое районирование и зонирование Севера и Сибири;

- проблемы инфраструктурно-транспортного освоения и обслуживания северных территорий;

- особенности формирования населения, заселения, урбанизации и расселения населения в северных территориях СССР;

- традиционные промыслы коренного населения и агропромысловое хозяйство северных территорий;

- проблемы развития сельского хозяйства на Севере;

- комплексное изучение языков, этнографии, истории, традиционной культуры и национального строительства коренных малочисленных народов Севера;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- изучение зарубежного опыта освоения и заселения северных стран и территорий.

На постсоветском этапе изучения Российского Севера и Арктической зоны в рамках научных исследований в области северного регионоведения и североведения оформились следующие направления научных исследований:

- история научного изучения и хозяйственного освоения Российского Севера и Арктики;

- эволюция понятия «Север» и параметризация северности, зонирование, районирование и делимитация границ северных и арктических территорий;

- зонирование и районирование северных территорий России по критерию дискомфортности жизни населения;

- климатические изменения в Арктике и северной полярной области Земли;

- морские и ледовые полярные исследования Северного Ледовитого океана;

- геологические и геофизические исследования Севера и Арктики;

- оценка природно-ресурсного потенциала и рациональное использование территориальных сочетаний природных ресурсов северных территорий;

- Север в энергетической стратегии России;

- методологические аспекты исследования вопросов эффективности освоения и развития северной экономики, механизмов государственного регулирования, региональной экономической политики и экономической координации на Севере и Арктической зоне России;

- территориально-отраслевые экономические отношения, формирование межотраслевых комплексов и промышленная специализация северных регионов;

- оценка уровней социально-экономического развития и финансово-бюджетных отношений северных регионов России;

- стратегия и стратегическое планирование долгосрочного социально-экономического развития Севера и Арктики России;

- особенности формирования демографического, трудового и человеческого потенциалов, исследование социально-демографических процессов и условий жизни населения Российского Севера;

- проблемы сохранения и развития языков и традиционной культуры коренных малочисленных и старожильческих народов Севера;

- социально-демографические проблемы сбережения и развития коренных малочисленных народов Севера;

- проблемы комплексного социально-экономического развития и сохранения традиционного хозяйства коренных малочисленных народов Севера;

- особенности северной урбанизации и городского агломерирования на Российском Севере;

- исследование проблем здоровья, дискомфортности проживания и адаптации человека к экстремальным условиям Севера;

- транспортные проблемы и развитие транспортной инфраструктуры и международных транспортных коридоров северных и арктических территорий;

- организационно-экономические основы возрождения и развития Северного морского пути;

- регулирование государственной поддержки и формирование организационно-экономического механизма «северного завоза»;

- экологические проблемы природопользования и устойчивого развития, сохранения природных экосистем и биоразнообразия на Севере и в Арктической зоне России;

- комплексная регионоведческая характеристика регионов Российского Севера и зарубежного Севера;

- международно-правовые проблемы делимитации акватории Северного Ледовитого океана и правового положения Арктического региона;

- проблемы циркумполярной цивилизации;

- проблемы геополитического соперничества и международного сотрудничества в Арктике.

В настоящее время в России издаются десятки разножанровых журналов и других периодических изданий, публикующих материалы по северной проблематике. Большая часть из них была основана в постсоветский период и

имеет научный (научно-информационный, научно-методический, научно-образовательный, научно-практический, научно-теоретический) характер. При этом в постсоветское время, наряду с периодическими научными изданиями, стали издаваться журналы с северной проблематикой, позиционирующие себя как информационно-аналитические, междисциплинарные историко-культурные, общественно-политические, внутрикорпоративные, бортовые и народные издания.

Исторически роль лидера в организации научных исследований Севера и Арктики принадлежит петербургской научной школе северного регионоведения. В послевоенный период некоторые позиции в организации и координации научно-исследовательских работ по северной проблематике перешли к представителям московской научной школы северного регионоведения. Для обеих столичных научных школ северного регионоведения характерен широкий круг изучаемых проблем Севера, обеспечивший им лидирующие позиции по изучению многих актуальных вопросов северной проблематики. Важную роль в организации североведческих исследований сыграли специализированные государственные структуры по координации текущей научно-организационной деятельности и перспективного планирования освоения северных территорий. В послевоенный период одним из наиболее влиятельных органов, определявших принципы освоения и развития северных территорий страны, стала Комиссия по проблемам Севера при Совете по организации производительных сил (СОПС) АН СССР, основанная в 1954 г. С.В. Славиным (табл. 2).

Таблица 2

Столичные научные школы северного регионоведения

Ведущие исследователи Основные направления развития столичных школ северного регионоведения

Петербургская научная школа северного регионоведения и североведения

Аврорин В. А., Белов М.И., Берг Л.С., Богораз-Тан В.Г., Визе В.Ю., Грамберг И.С., Додин Д.А., Калесник С.В., Клоков К.Б. Костяев А.И., Литовка О.П., Марков К.К., Межевич Н.М., Мякиненков В.М., Пасецкий В.М., Пинхенсон Д.М., Сальников С.С., Самойлович Р. Л., Скорик П.Я., Слевич С.Б., Трёшников А.Ф., Цинциус В.И., Чистобаев А.И., Штернберг Л.Я. Параметризация северности, зонирование, районирование и делимитация границ северных и арктических территорий.

История научного изучения и хозяйственного освоения Российского Севера.

География Северного Ледовитого океана и природно-хозяйственное районирование его акватории и шельфа.

Климатические изменения в Арктике и северной полярной области Земли.

Морские и ледовые полярные исследования Северного Ледовитого океана.

Геологические и геофизические исследования Севера и Арктики.

Морские и гляциологические исследования Северного Ледовитого океана.

Методологические аспекты исследования вопросов эффективности освоения и развития северной экономики, механизмов государственного регулирования, региональной экономической политики и экономической координации на Севере и Арктической зоне РФ.

Проблемы развития сельского и промыслового хозяйства северных территорий.

Проблемы североведения.

Социально-демографические проблемы сбережения и социально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера.

Особенности северной урбанизации и городского агломерирования на Российском Севере.

Экологические проблемы природопользования и устойчивого развития, сохранения природных экосистем и биоразнообразия на Севере и Арктической зон России.

Проблемы геополитического соперничества и международного сотрудничества в Арктике.

Ведущие исследователи Основные направления развития столичных школ северного регионоведения

Московская научная школа северного регионоведения

Агранат Г. А., Аджиев М.Э., Бурханов В.Ф., Зайдфудим П.Х., Золотокрылин А.Н., Каневский З.М., Колосовский Н.Н., Красовская Т.М., Кренке А.Н., Лаппо Г.М., Макаров А. А., Огрызко В.В., Рыбаковский Л.Л., Павленко В.И., Перцик Е.Н., Пилясов А.Н., Покшишевский В.В., Пузанова В.Ф., Рихтер Г. Д., Серебряный Л.Р., Славин С.В., Сыроечковский Е.Е., Тишков А. А., Черкасов А.И., Шапалин Б.Ф. Эволюция понятия «Север» и параметризация северности, зонирование, районирование и делимитация границ северных и арктических территорий.

История научного изучения и хозяйственного освоения Российского Севера.

Оценка природно-ресурсного потенциала и рациональное использование территориальных сочетаний природных ресурсов северных территорий.

Север в энергетической стратегии России.

Методологические аспекты исследования вопросов эффективности освоения и развития северной экономики, механизмов государственного регулирования, региональной экономической политики и экономической координации на Севере и Арктической зоне РФ.

Стратегическое планирование долгосрочного социально-экономического развития Севера и Арктики.

Оценка уровней социально-экономического развития и финансово-бюджетных отношений северных регионов России.

Особенности формирования демографического, трудового и человеческого потенциалов, исследование социально-демографических процессов и условий жизни населения Российского Севера.

Социально-демографические проблемы сбережения и социально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера.

Особенности северной урбанизации и городского расселения на Российском Севере.

Проблемы инфраструктурно-транспортного освоения и развития транспортных коммуникаций северных и арктических территорий.

Экологические проблемы природопользования и устойчивого развития, сохранения природных экосистем и биоразнообразия на Севере и Арктической зон России.

Комплексная характеристика регионов Российского и зарубежного Севера.

Целенаправленное формирование в 1930-1940 гг. сети научно-исследовательских баз и региональных филиалов АН СССР в северных регионах страны способствовало активизации их изучения и освоения. В послевоенный период в крупные центры развития академической науки превратились Апатиты, Архангельск, Магадан, Сыктывкар и Якутск, где сформировались региональные и локальные научные школы северного регионоведения (табл. 3).

Таблица 3

Региональные и локальные научные школы северного регионоведения в районах Крайнего

Севера и приравненных к ним территориях

Ведущие исследователи Основные направления развития региональных и локальных научных школ северного регионоведения

Архангельская научная школа северного регионоведения

Булатов В.Н., Добродеева Л.К., Дрегало А. А., Евдокимов А.А., Лукин Ю.Ф., Ткачёв А. В., Ульяновский В.И. История научного изучения и хозяйственного освоения Российского Севера.

Экологические проблемы природопользования и устойчивого развития, сохранения природных экосистем и биоразнообразия на Севере и Арктической зон России.

Исследование проблем здоровья, дискомфортности проживания и адаптации человека к экстремальным условиям Севера.

Особенности северной урбанизации и городского агломерирования в северном регионе.

Проблемы циркумполярной цивилизации.

Проблемы геополитического соперничества и международного сотрудничества в Арктике.

Кольская научная школа северного регионоведения

Баранов С.В., Васильев А.М., Васильев В.В., Истомин А.В., Кошечкин Б.И., Крючков В.В., Ларичкин Ф. Д., Лузин Г.П., Пешев Н.Г., Ракита А.С., Селин В.С., Скуфьина Т.П., Тараканов А.М., Фридкин В.Н., Цукерман В.А. Эволюция понятия «Север» и параметризация северности, зонирование, районирование и делимитация границ северных и арктических территорий.

Оценка природно-ресурсного потенциала и рациональное использование территориальных сочетаний природных ресурсов северных территорий.

Методологические аспекты исследования вопросов эффективности освоения северных территорий и развития северной экономики.

Оценка уровней социально-экономического развития и финансово-бюджетных отношений северных регионов России.

Проблемы инфраструктурно-транспортного освоения и развития транспортных коммуникаций северных и арктических территорий.

Регулирование государственной поддержки и формирование организационно-экономического механизма «северного завоза».

Геополитического соперничества и международного сотрудничества в Арктике.

Комплексная характеристика регионов Российского и зарубежного Севера.

Магаданская научная школа северного регионоведения

Гальцева Н.В., Головин О. С., Гончаров В.И., Горячев Н.А., Краснопольский Б.Х., Пилясов А.Н., Романовская О.А., Сидоров А.А., Хаховская Л.Н., Шило Н.А., Яновский В.В. История научного изучения и хозяйственного освоения Северо-Востока России.

Геологические и геофизические исследования северных территорий.

Геология и закономерности размещения месторождений полезных ископаемых.

Экономические и социальные проблемы освоения и развития северного региона.

Проблемы инфраструктурно-транспортного освоения и развития транспортных коммуникаций северных и арктических территорий.

Эколого-географическое исследование населения и систем расселения северного региона.

Медико-биологические проблемы жизнедеятельности человека на Севере.

Социально-демографические проблемы сбережения и социально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера.

Проблемы североведения.

Ведущие исследователи Основные направления развития региональных и локальных научных школ северного регионоведения

Сыктывкарская научная школа северного регионоведения

Бойко Е.Р., Братцев Л.А., Бурцев И.Н., Витязева В.А., Дмитриева Т.Е., Жеребцов И. Л., Иванов В.А., Киселенко А.Н., Котырло Е.С. Куратова Э.С., Лаженцев В.Н., Максимов А. А., Обедков А.П., Подоплелов В.П., Фаузер В.В., Юшкин Н.П. Параметризация северности, зонирование, районирование и делимитация границ северных и арктических территорий.

История научного изучения и хозяйственного освоения Российского Севера.

Оценка природно-ресурсного потенциала и рациональное использование территориальных сочетаний природных ресурсов северных территорий;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Методологические аспекты исследования вопросов эффективности освоения северных территорий и развития северной экономики.

Оценка уровней социально-экономического развития и финансово-бюджетных отношений северных регионов России.

Проблемы развития сельского и промыслового хозяйства северных территорий.

Особенности формирования демографического, трудового и человеческого потенциалов, исследование социально-демографических процессов и условий жизни населения Российского Севера.

Комплексное изучение развития языков, этнической культуры и истории народов Европейского Северо-Востока России.

Социально-демографические проблемы сбережения и социально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера.

Особенности северной урбанизации и городского агломерирования.

Исследование проблем здоровья, дискомфортности проживания и адаптации человека к экстремальным условиям Севера.

Проблемы инфраструктурно-транспортного освоения и развития транспортных коммуникаций северных и арктических территорий.

Комплексная характеристика регионов Российского Севера и зарубежного Север.

Особенности формирования и механизмы реализации государственной северной политики.

Якутская научная школа северного регионоведения

Большаков А.М., Боякова С.А., Винокурова У. А., Григорьев М.Н., Егоров Е.Г., Железняк М.Н., Зубков В.П., Исаев И.П., Курилко А. С., Лепов В.В., Мельников П.И., Присяжный М.Ю., Роббек В.А., Романова А.Н., Соломонов Н.Г., Фридовский В.Ю., Черский Н.В., Шепелев В.В., Штыров В. А. Параметризация северности, зонирование, районирование и делимитация границ северных и арктических территорий.

Эволюция криолитозоны под влиянием природных и антропогенных факторов.

Вопросы инженерной криологии.

Структурно-динамическая организация и устойчивость экосистем криолитозоны.

Проблемы комплексного освоения минеральных ресурсов в условиях криолитозоны.

Геология, минералогия и прогноз месторождений алмаза и благородных металлов.

Оценка природно-ресурсного потенциала и рациональное использование территориальных сочетаний природных ресурсов северных территорий.

Методологические аспекты исследования вопросов эффективности освоения северных территорий и развития северной экономики.

Физико-технические проблемы материаловедения, технологий и энергетики Севера.

Комплексное изучение развития языков, этнической культуры и истории народов Северо-Востока России.

Социально-демографические проблемы сбережения и социально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера.

Изучение эволюции арктической цивилизации на территории Якутии.

Изучение механизмов адаптации и формирования патологий в условиях Севера.

Помимо столичных и северных центров северная проблематика включена в планы научно-исследовательских академических институтов и вузов Екатеринбурга, Иркутска и Новосибирска, которые находятся за пределами законодательно утверждённых северных территорий. В отличие от столичных и северных центров академической и вузовской науки, круг изучаемых здесь проблем Севера имеет ограниченный характер (табл. 4).

Анализ сложившихся направлений научной школы северного регионоведения позволил выявить и сгруппировать проблемы исследования северных территорий с точки зрения их актуальности. Традиционная проблематика Севера включает комплексное изучение всего круга вопросов регионального развития в рамках триады «природа - население - хозяйство», охватывающей естественные и общественные производительные силы.

Таблица 4

Центры формирования локальных научных школ северного регионоведения за пределами законодательно утверждённых северных территорий

Ведущие исследователи Основные направления развития локальной научной школы северного регионоведения

Екатеринбургская научная школа северного регионоведения

Беляев В.Н., Пахомов В.П., Тургель И. Д. Оценка природно-ресурсного потенциала и рациональное использование территориальных сочетаний природных ресурсов северных территорий.

Особенности северной урбанизации и городского расселения на Российском Севере.

Иркутская научная школа северного регионоведения

Воробьёв В.В., Ишмуратов Б.М., Космачёв К.П., Кротов В. А., Мисевич К.Н., Михайлов Ю.П., Прохоров Б. Б., Савельева И. Л., Сысоева Н. М. Оценка природно-ресурсного потенциала и рациональное использование территориальных сочетаний природных ресурсов северных территорий.

Географическая экспертиза информационной базы хозяйственного освоения территории.

Особенности формирования демографического потенциала и расселения населения районов Севера и Сибири.

Комплексная характеристика северных регионов.

Исследование проблем здоровья, дискомфортности проживания и адаптации человека к экстремальным условиям Севера.

Новосибирская научная школа северного регионоведения

Бандман М.К., Гранберг А.Г., Казначеев В. В., Крюков В. А., Кулешов В.В., Малов В.Ю., Селиверстов В.В., Харитонова В.Н. Методологические аспекты исследования вопросов эффективности освоения и развития северной экономики, механизмов государственного регулирования, региональной экономической политики и экономической координации на Севере и Арктической зоне РФ.

Проблемы инфраструктурно-транспортного освоения и развития транспортных коммуникаций северных и арктических территорий.

История научного изучения и хозяйственного освоения Российского Севера.

Исследование проблем здоровья, дискомфортности проживания и адаптации человека к экстремальным условиям Севера.

В последнее десятилетие представители столичных, региональных и локальных научных школ северного регионо-ведения активно включились в разработку экономических, научно-технических, научно--информационных, социальных, демографических, этнографических, экологических и геополитических проблем изучения и развития северных территорий России и мира, обеспечивая научное сопровождение нордификации государственной северной политики. В рамках северной проблематики на первый план вышло арктическое направление, рассматриваемое в тесной увязке с вопросами формирования опорных зон развития Арктической зоны РФ и Северного морского пути, экономической и военно-политической безопасности страны. Среди стратегических направлений дальнейшего развития отечественной научной школы северного регионоведения не потеряли свою актуальность следующие во многом традиционные вопросы северной проблематики:

- совершенствование районирования зоны Севера и Арктики;

- проблемы комплексного освоения минерально-сырьевых ресурсов в условиях криолитозоны;

- научно-техническая подготовка северных территорий;

- проблемы нордификации хозяйственной деятельности;

- физико-технические проблемы материаловедения, технологий и энергетики Севера;

- разработка и внедрение северных технологий и техники в северном исполнении;

- совершенствование финансово-экономических отношений на Севере и установление северных социальных стандартов;

- развитие транспортной инфраструктуры и международных транспортных коридоров северных и арктических территорий;

- экология северных территорий;

- исследование проблем здоровья, дискомфортности проживания и адаптации человека к экстремальным условиям Севера;

- совершенствование направлений регулирования и механизмов реализация государственной северной политики.

Решение этих во многом традиционных северных проблем позволит осуществить давно назревшую смену парадигмы развития зоны Севера. Новая парадигма развития северных территорий - это переход от нынешней ресурсно-сырьевой специализации и истощительного использования природных и человеческих ресурсов к их системному воспроизводству и полифункциональному развитию, к самоорганизации с учётом роста человеческого потенциала и факторов постиндустриального развития, к самодостаточности и саморазвитию северных регионов на основе справедливого изъятия и распределения природно-ресурсной ренты. Всё это в конечном счёте позволит перейти к практике цивилизованного обживания северных территорий путём создания благоприятных условий для жизнедеятельности северян и активизации участия северных регионов в решении глобальных проблем человечества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.