ФИЛОСОФСКИЕИМЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
А.К.Крупченко,
д.п.н., ooiteiun, заведующгш кафедрой иностранных языков, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
«Академия повышения квалификации и профессионального переподготовки работников образования» (ФГАОУДПО АПК и ППРО) г. Москва
Ключевые слова: профессиональное развитие, научная школа, научные идеи, профессиональная лингводидактика, диссеминация, международный контекст.
Keywords: professional development, school of thought, scientific ideas, professional linguodidactics, dissemination, international context.
НАУЧНАЯ ШКОЛА «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЛИНГВОДИДАКТИКА»: МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНТЕКСТ
Аннотация
Статья представляет результаты реализации в процессе профессионального развития преподавателя иностранного языка для профессиональных целей идей научной школы «профессиональная лингводидактика», которые сегодня распространяются в научно-практической деятельности в России и за рубежом.
Annotation
The article considers a new school of thought "Professional Linguodidactics" as a system of scientific ideas shared by the target community. Developed in the Academy of Professional Development and Retraining of Educators (Moscow), Professional Linguodidactics (PLD) is successfully realized in the process of FL teacher ^ professional development. The contemporary stage ^ of PLD promotes the dissemination of its ideas in - § and outside the country. S3
о
Академия повышения квалификации и про- w фессиональной переподготовки работников g образования (ФГАОУ ДПО АПК и ППРО) в g качестве своей основной задачи считает способ- g ствование профессиональному росту педагога, ^ направленному на его непрерывное профессио- ^ нальное развитие (НПР), которое рассматрива- 5 ется как комплекс системных образовательных g мероприятий, направленных на совершенство- g вание профессиональных компетенций и ов- ^ ладение новыми компетенциями, необходимыми на определенном этапе профессионального w
-I—г S
развития. При обращении к зарубежной трак- g
товке понятия «непрерывное профессиональ- О
ное развитие (НПР)» - Continuous Professional а
Development (CPD), которое означает «идти в ч
(о)
Сз? S
К <
т О
СП £
« О
w «
О
Он
С
w
U
W Сг1 S
[—I
О
4
о «
о н w
5
w
U ©
О
и
о -
©
ногу с современными трендами и лучшими практиками», обнаруживается интернациональный подход к идее профессионального совершенствования личности педагога [1].
Такая целевая установка находится в полном соответствии с положениями Профессионального стандарта педагога, в котором указывается, что в стремительно меняющемся открытом мире главным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Созвучно в данном контексте и высказывание зарубежных ученых. Так, американский писатель Alvin Toffler пишет, что The illiterate of the 21st century will not be those who cannot read and write, but those who cannot learn, unlearn, and relearn [2].
Кафедра иностранных языков ФГАОУ ДПО АПК и ППРО вносит свой вклад в выполнение задачи разработки и реализации национальной системы профессионального роста педагога в контексте иноязычного образования.
Так, руководствуясь аксиологическим подходом в иноязычном образовании, преподаватели кафедры разработали Концепцию повышения квалификации учителей/преподавателей иностранного языка, которая исходит из методологической функции аксиологии, ориентированной на профессиональное становление педагога [3]. Ценностно-целевым ядром Концепции является идея трансформации научного исследования в инновационную практику курсовых мероприятий повышения квалификации, диссеминации этих идей на регионы России, ближнего и дальнего зарубежья.
Такой подход в полной мере отражает один из характерных признаков современности - взаимное сближение науки, образования и практики.
В контексте разработанной Концепции научно-исследовательская деятельность становится платформой как коллективного, так и персонифицированного и индивидуализированного непрерывного
личностно-профессионального развития работников образования в рамках дополнительного профессионального образования, способствующего построению индивидуальной траектории профессионального и личностного самосовершенствования педагога [4].
Аксиологически востребованной становится теоретически-обоснованная и рационально выстроенная система научно-исследовательской деятельности. Модель НИР, разработанная на кафедре иностранных языков, отвечает целе-цен-ностным требованиям системы повышения квалификации (ПК), включающим:
• теоретико-методологические обоснования новых методических средств иноязычного профессионально совершенствования педагога;
• разработку инновационных моделей и программ, направленных на формирование, становление и развитие профессиональных компетенций, зафиксированных в ФГОС всех уровней образования.
К разряду таких востребованных инновационной практикой научных направлений, имеющих потенциал для решения проблемы оптимизации языковой подготовки в системе профессионального образования, можно отнести профессиональную лингводидактику, отражающую достижения теории профессионального образования и сопряженных отраслей научного знания, в том числе педагогики, психологии, философии, социологии, лингвистики и пр. .
Под профессиональной лингводидак-тикой понимается такая современная отрасль лингводидактики, которая разрабатывает методологию профессионально ориентированного обучения иностранному языку, направленную на формирование иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции, характеризующей языковую личность специалиста - конституирующий концепт профессиональной лингводидактики (ПЛД). ПЛД изучает: генезис и принципы; обо-
снование целей и определение содержания профессионального иноязычного образования; отбор форм и методов обучения и разработку средств обучения, интегрирующих содержание иностранного языка и специального предмета; выявляет специфическую компетентность преподавателя иностранного языка для профессиональных целей [5].
ПЛД выполняет двуединую задачу, направленную как на подготовку будущего специалиста средствами иностранного языка, так и на формирование готовности преподавателя иностранного языка работать в неязыковых вузах в условиях ме-ждисциплинарности и поликультурности [6].
В настоящее время данная тематика раскрыта в более сотни публикаций, обосновывающих само понятие «профессиональная лингводидактика», ее генезис и принципы, закономерности и категории; в статьях и монографиях, отражающих, например, корреляцию ключевых аксиологических концептов ПЛД с наиболее известными зарубежными направлениями интегрированного иноязычного образования (ESP и CLIL) [7]. Значимым в данном контексте явилось исследование «от идеи к научной школе», в котором логически выстроенные научные идеи современного иноязычного образования нашли отражение в этапах становления и развития ПЛД [8].
Несмотря на то, что понятие профессиональная лингводидактика появилось только в 2005 году, а для развития какого-либо научного направления это сравнительно короткий период времени, ПЛД получила достаточно широкое распространение и поддержку, что позволило сегодня говорить о становлении и развитии научной школы «Профессиональная лингводидактика» [9].
При рассмотрении самого понятия «научная школа» было выявлено, что его употребляют «применительно к относительно небольшому научному коллективу, объединенному не столько организаци-
онными рамками, не только конкретной тематикой, но и общей системой взглядов, идей, интересов, традиций, общностью или преемственностью принципов и методов исследования» [10]. Отношения внутри такого научного коллектива способствуют обмену информацией на уровне идей (а не конечных результатов исследований), что значительно повышает эффективность творческой научной работы.
Именно методологический подход от идеи - к научной школе [11], успешно проведенный через призму корреляции выстроенной в логической последовательности номенклатуры отобранных ценностно-целевых идей иноязычного профессионального образования с вариантами их реализации, позволяет говорить о становлении и развитии научной школы профессиональной лингводидак-тики, которая прошла через ряд установленных этапов:
• исследовательская программа, которая объединяет учёных;
• исследовательский коллектив превращается в школу;
• зарождение нового научного направления раздела или дисциплины
• научно-образовательная школа для новых поколений учёных;
• возникновение новых школ из предшествующих [12].
Данная статья, продолжая серию публикаций о научной школе профессиональная лингводидактика, исходит из задач непрерывного профессионального развития педагога и акцентирует внимание на обеспечении его новыми методологическими знаниями о теории и практике развития профессионально ориентированного обучения иностранному языку, которые сегодня рассматриваются как ключевые для диссеминации идей научной школы ПЛД на научную практику сопряженных исследований, в том числе, и в международном контексте.
Подтверждая динамику от научного исследования к инновационной практике, ка-
Сз? S
К <
т О
СП £
« О
w «
О
Он
С
w
U
W Сг1 S
[—I
О
4
о «
о н w
5
w
U ©
О
и
о -
©
Сз? S
К <
т О
СП £
« О
w «
О
Он
С
w
U
W Сг1 S
[—I
О
4
о «
о н w
5
w
U ©
О
и
о -
©
федра иностранных языков ФГАОУ ДПО АПК и ППРО трансформировала междисциплинарное научное (диссертационное) исследование проблем становления и развития профессиональной лингводидакти-ки в инновационный курс о современной методологии обучения языку специальности и разработала серию программ «Методология междисциплинарного иноязычного образования» [12]. Данные программы направлены на повышение теоретической и методической подготовки преподавателей иностранного языка в образовательных учреждениях неязыковых специальностей, совершенствование их профессиональной компетентности в вопросах организации, управления и моделирования профессионально ориентированного обучения иностранному языку. Они учитывают дидактические особенности двустороннего процесса обучения (иностранному языку и специальности), который проходит на сравнении методик преподавания иностранного языка и специальности. Это дает возможность обучающимся специализироваться в данной сфере, получать более глубокие знания о принципах, подходах и закономерностях профессиональной лингводидактики, акцентирующей внимание на междисциплинарном сотрудничестве, лингвомето-дической поддержке, профессиональном саморазвитии педагога и других компетенциях, востребованных в условиях междисциплинарного иноязычного обучения студентов нелингвистических вузов.
Рассмотренный в ряде публикаций анализ корреляции идей, связанных с профессионально ориентированным обучением иностранного языка, и результатами проводимых исследований в данной области привел к созданию все расширяющегося коллектива единомышленников, объединенных общностью идей, которые на сегодняшний день уже отражены в более, чем 400 публикациях, в том числе в 20 монографиях и специализированных тематических сборниках научных трудов и в более чем 150 российских и зарубеж-
ных журналах [13].
Представленные материалы прошли широкую и разнообразную апробацию в форме подготовки и защиты докторских и кандидатских диссертаций, выступлений на научных форумах, публикаций в ведущих рецензируемых журналах, выполнения научно-исследовательских грантов, проведения курсов повышения квалификации преподавателей и чтения лекций студентам педагогических специальностей в нашей стране и за рубежом.
В международном аспекте особенно плодотворная работа велась в рамках сотрудничества с Республиканским институтом высшей школы (Республика Беларусь), с Минским государственным лингвистическим университетом и Военной Академией республики Беларусь, с Черниговским национальным педагогическим университетом (Украина), Британским Советом и Институтом им. Гете.
Важной платформой для апробации и популяризации идей профессиональной лингводидактики следует считать проводимую в ФГАОУ ДПО АПК и ППРО международную конференцию, рассматривающую вопросы аксиологии иноязычного образования. Продуктивными становятся и семинары, и вебинары, проводимые под эгидой Ассоциации преподавателей иностранных языков нелингвистических вузов, а также представление результатов научных исследований по развитию профессиональной лингводидактики на научно- методических конференциях в России и на международных площадках. Диссеминации идей научной школы служат выпуски серии «Профессиональная лингводидактика», ежегодные выпуски коллективных монографий или сборников статей по аксиологии иноязычного образования, публикации в ведущих высоко рейтинговых отечественных и зарубежных журналах [14].
Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, в которой была защищена докторская диссертация на
im
тему «Становление и развитие профессиональной лингводидактики как теоретико-методологическая проблема в профессиональном образовании» (2007) и которая сегодня является научной платформой развития идей профессиональной лингводидактики, их трансформации в инновационную практику, приглашает педагогов-исследователей, а также всех заинтересованных в совершенствовании процесса иноязычного профессионального образования к научно-педагогическому сотрудничеству.
ЛИТЕРАТУРА
1. Крупченко А.К. Профессионально развитие учителя иностранного языка /А.К. Крупченко //Современное дополнительное профессиональное педагогическое образование. - 2015. - № 4 (4). -С. 56-63.
2. Toffler, Alvin (1970). Future Shock. New York: Random House, p. 367.
3. Крупченко A.K. Аксиологический подход к построению модели повышения квалификации преподавателей/ учителей иностранного языка /А.К. Крупченко// Чекрнигов.Вестник ЧГПУ. - 2013. - Вып. 111. -С.160-164.
4. Крупченко А.К. Научно-исследовательская работа как платформа личност-но-профессионального развития педагога/А.К. Крупченко. Сборник материалов 5-й Всероссийской интернет-конференции. «Повышение квалификации педагогических кадров в изменяющемся образовании»-М.:АПК и ППРО, 2017. -С.146-155.
5. Крупченко А.К. Становление профессиональной лингводидактики как теоретико-методологическая проблема в профессиональном образовании. - дис. .. д-ра пед. наук. - М., 2007,- 460 с.
6. Иноземцева K.M. Интегративность - ключевой принцип профессиональной лингводидактики./K.M. Иноземцева, А.К. Крупченко. - Минск: МГЛУ, 2012. -С.142-145.
7. Krupchenko A. Professional
Linguadidactics // the 1st International Symposium on Pedagogical Research. -Tonji University Press.- Shanghai, 2013. -p. 23-26.
8. Крупченко А.К. Профессиональная лингводидактика: от идеи к научной школе /А.К. Крупченко. Сетевой научно-методический журнал «Современное дополнительное профессиональное педагогическое образование»,- АПК и ППРО, 2015. - С 32-47.
9. Крупченко А.К, Аксиологические стратегии развития научной школы «Профессиональная лингводактика»/ А.К. Крупченко //Аксиология иноязычного образования,- М.: АПК и ППРО, 2015,- №2. - С. 6-9.
10. Грезнева О.Ю. Научные школы (педагогический аспект) /О.Ю. Грезнева. -М., РАО, 2003.-69 с.
11. Новиков A.M. О роли науки в современном обществе /A.M., Новиков// Россия XXI, 2006. - №2. [Электронный ресурс] http://www.methodolog.ru/artikle/ rol_n.pdf
12. Иноземцева К.М. Методология междисциплинарного профессионального иноязычного образования (технический S вуз): учебная программа МГТУ имени < Н.Э. Баумана./ К.М. Иноземцева, А.К. § Крупченко. 2017.-67с.(Серия «Профессиональная лингводидактика»).
13. Inozemtseva,K., Krupchenko,А., ^ Prilipko Е., Professional Development §
pq
of a Foreign-Language Tertiary о
Teacher: Competence-Based Approach// с
Mediterranean Journal of Social Science. s
Vol 6, No 6 S5 (2015)/. P. 257-261. URL: и http://www.mcser.org/journal/index.php/ g
mjss/article/view/8555/8215 о
14. Kuznetsov, A., Krupchenko, А., о Professional linguodidactics as the о cutting-edge advanced approach to foreign Щ language teaching in TVET: ESP vs. CLIL s INTED2017, Proceedings 11th International g Technology, Education and Development и Conference, March 6th-8th, Valencia, Spain, о 2017. https://library.iated.org/publications/ о INTED2017/start/400 §