Научная статья на тему 'НАУЧНАЯ ШКОЛА АЗАТА ГИЛЬМУЛЛОВИЧА АХМАДУЛЛИНА'

НАУЧНАЯ ШКОЛА АЗАТА ГИЛЬМУЛЛОВИЧА АХМАДУЛЛИНА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
39
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Филология и культура
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДРАМАТУРГИЯ / ТЕАТРОВЕД / КРИТИК / ТАТАРСКОЕ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ / НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ / АЗАТ ГИЛЬМУЛЛИН / НАУЧНЫЕ КАДРЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гилазов Тагир Шамсегалиевич, Каюмова Гелюся Фаридовна

В статье делается попытка анализа научной школы в истории татарской драматургии, которую создал видный литературовед и театровед А. Г. Ахмадуллин. Научные исследования десятков подготовленных им кандидатов и докторов наук являются объектом изучения статьи. В ней кратко рассмотрены основные этапы жизненного пути и сферы многогранной научной деятельности ученого. Анализ диссертационных исследований, защищенных под руководством профессора Азата Ахмадуллина, дает возможность оценить вклад ученого в развитие научного направления в истории татарской драматургии и выделить новые грани в развитии современного татарского литературоведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC SCHOOL OF AZAT GILMULLOVICH AKHMADULLIN

The article analyzes a scientific school in the history of Tatar drama, the school created by A. G. Akhmadullin, a prominent literary and theater critic. The subject of our study is scientific research, conducted by dozens of candidates and doctors of science who are his disciples. The article briefly discusses the main stages of his life path and the scope of the scholar’s multifaceted scientific activity. The analysis of the dissertation research, defended under the supervision of Prof. Azat Akhmadullin, makes it possible to evaluate the contribution of the scholar to the development of the scientific trend in the history of Tatar drama and highlight new facets in the development of modern Tatar literary criticism.

Текст научной работы на тему «НАУЧНАЯ ШКОЛА АЗАТА ГИЛЬМУЛЛОВИЧА АХМАДУЛЛИНА»

ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2022. №3(69)

УДК 929

DOI: 10.26907/2074-0239-2022-69-3-260-266

«НЕКОРОНОВАННЫЙ» ПРОФЕССОР (К 140-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ М. Д. БУШМАКИНА)

© Алсу Гилаева, Гульшат Мустафина

THE "UNCROWNED" PROFESSOR (ON THE 140th ANNIVERSARY OF M. D. BUSHMAKIN)

Alsu Gilaeva, Gulshat Mustafina

The article deals with the life and scientific-pedagogical activities of the Kazan historian Mikhail Bushmakin. Based on archival and published sources, it examines the main periods of his biography: his teaching at the Kazan Commercial College, at the Eastern Pedagogical Institute (later - the Kazan Pedagogical Institute), at the "rabfac" and then, at the Department of General History of Kazan University. Special attention is paid to his methodological research connected with the Pedagogical Association at the Imperial Kazan University, and later - with the Pedagogical Association at the Oriental Pedagogical Institute. M. Bushmakin's methodological publications summarize teaching experience and discuss timely methodological issues. During the formation of the Soviet higher school, he took an active part in the development of new curricula and authored a number of teaching aids. In terms of research, his interests were connected with the history of France in the 17th-18th centuries and, above all, with the historiography of the Great French Revolution. However, the heated discussion, caused by the publication of his article in the journal "Annales historiques de la Revolution française", made M. Bushmakin change the subject of his research. His following works and his Ph.D. thesis "The Foreign Policy of Henry IV", pr e-sented in 1942, were connected with the Middle Ages in the history of France.

Keywords: M. Bushmakin, Kazan Pedagogical Institute, Kazan University, Kazan Commercial College, Pedagogical Association, Oriental Pedagogical Institute, Great French Revolution

Статья посвящена жизни и научно-педагогической деятельности казанского историка Михаила Дмитриевича Бушмакина. На основе архивных и опубликованных источников рассматриваются основные этапы его биографии, преподавательская работа в Казанском коммерческом училище, Восточном педагогическом институте (позднее - Казанский педагогический институт), на рабфаке, а затем на кафедре всеобщей истории Казанского университета. Особое внимание уделено его научно-методической деятельности, связанной с Педагогическим обществом при Императорском Казанском университете, а позднее - с Педагогическим обществом при Восточном педагогическом институте. В методических публикациях М. Д. Бушмакина обобщался опыт педагогической работы, ставились актуальные методические проблемы. В период становления советской высшей школы он принимал активное участие в разработке новых программ, стал автором ряда учебно-

методических пособий. В исследовательском плане его интересы были связаны с историей Франции XVTI-XVTII веков и прежде всего с историографией Великой французской революции. Однако вызванная публикацией его статьи в журнале «Annales historiques de la Revolution française» острая дискуссия побудила М. Д. Бушмакина изменить тематику исследований. Последующие его работы и защищенная в 1942 году кандидатская диссертация «Внешняя политика Генриха IV» связаны с периодом средневековья в истории Франции.

Ключевые слова: М. Д. Бушмакин, Казанский педагогический институт, Казанский университет, Казанское коммерческое училище, Педагогическое общество, Восточный педагогический институт, Великая французская революция

Научно-педагогическая деятельность Михаила Дмитриевича Бушмакина, внесшего значительный вклад в становление и развитие кафедр всеобщей истории в Казанском государственном университете и Казанском государственном педагогическом институте, славной страницей вошла в историю ведущих казанских вузов. Однако его педагогическая деятельность началась почти за полтора десятка лет до того, как он стал преподавателем педагогического института.

Михаил Бушмакин родился 29 октября 1882 года в г. Цивильск Казанской губернии в семье почтмейстера, коллежского асессора Дмитрия Николаевича Бушмакина, который скончался в возрасте 35 лет за несколько дней до рождения сына. Воспитание мальчика легло на плечи матери и ее родных. Получив начальное образование в Цивильском уездном училище, в возрасте 10 лет Михаил поступает во 2-ю Казанскую мужскую гимназию. В гимназии он был освобожден от платы за учение, а со второго класса получал стипендию чинов почтового ведомства Казанской губернии [1, л. 22 об.].

Именно в гимназии у М. Д. Бушмакина проявился интерес к гуманитарным наукам и прежде всего к истории, которую преподавал выдающийся ученый-историк, профессор Казанского университета Николай Николаевич Фирсов. По окончании гимназии Михаил Бушмакин подает прошение на имя ректора Императорского Казанского университета с просьбой принять «студентом по историко-филологическому факультету, по историческому отделению» [2, л. 8]. В соответствии с Университетским уставом 1884 г. окончившие классические гимназии принимались в университет без вступительных экзаменов, и с 1 сентября 1901 года М. Д. Бушмакин становится студентом историко-филологического факультета. В отделе рукописей и редких книг Научной библиотеки им. Н. И. Лобачевского (ОРРК НБЛ КФУ) хранится рукопись (80 тетрадных листов) работы «Филантропия в России в ХУШ веке», подготовленной студентом IV курса Бушмакиным для конкурса письменных работ студентов в юбилейном для университета 1904

году, за которую он был награжден серебряной медалью.

По окончании в 1906 году университета с дипломом первой степени М. Д. Бушмакин начинает свой служебный путь в Казанском мужском коммерческом училище, куда он был принят преподавателем истории, русского языка и словесности и где проработал до 1924 года1. Именно годы работы в училище сформировали М. Д. Бушмакина как преподавателя-предметника и педагога-гуманиста. Материалы фонда Казанского мужского коммерческого училища Государственного архива Республики Татарстан (Ф. 120) показывают, насколько серьезное и постоянное внимание уделялось в училище «учебно-воспитательному делу», насколько высоки были требования к преподавателям и учащимся. Деятельное участие М. Д. Бушмакина в формировании программ обучения истории позволяет отметить, что особое внимание он уделял преподаванию новой истории стран Европы, что впоследствии проявится в его научных интересах [3, с. 161].

Поздравляя в 1931 году М. Д. Бушмакина с 25-летием педагогической деятельности, бывший директор Казанского коммерческого училища А. И. Немировский писал: «Вы оказались не только образцовым преподавателем истории, но и новатором в методике преподавания предмета: Вы заботились об учебных пособиях, ввели ученические рефераты на уроках, организовали школьный, миниатюрный, не лишенный изящества исторический музей, обучали так сказать, в атмосфере исторической обстановки» [4, д. 8061, л. 17 об.]. Не случайно первые публикации М. Д. Бушмакина носили методический характер и вышли в «Трудах и протоколах Педагогического общества» [5], [6]. [7], [8].

Созданное в 1900 году Педагогическое общество при Казанском Императорском университете объединяло лиц, работающих в области просвещения и занимающихся научной разработкой педагогических вопросов. Избранный в 1910 году его действительным членом, М. Д. Бушмакин

1 В 1918 г. Казанское мужское коммерческое училище

было преобразовано в среднюю школу.

регулярно выступал на заседаниях с докладами, некоторые из которых и были опубликованы. Поразительно, что рассматриваемые более ста лет назад вопросы абсолютно созвучны тому, что волнует современных педагогов, - это учет возрастных особенностей познавательной деятельности, наглядность обучения, развитие творческой инициативы учащихся, проблема перегрузки и даже целесообразность цифровой балльной системы. Для Бушмакина-методиста во всех этих аспектах важным является формирование духовных качеств. Так, ратуя за организацию школьных выставок, он пишет, что общий труд под руководством учителя «приучает детей к корпоративности, к умению уважать чужую работу, наклонности, вкусы, ценить преимущества совместной работы» [9, с. 3].

Начало работы М. Д. Бушмакина в высшей школе совпало с переломным этапом в системе образования, последовавшим после Октябрьской революции, когда значительная часть научно -педагогической общественности выступила против новой власти и её политики. М. Д. Бушма-кин, как и многие казанские педагоги, примет активное участие в строительстве новой высшей школы, в подготовке квалифицированных специалистов из трудящейся молодежи. В 1919 г. он был одним из организаторов Высшего института народного образования (ВИНО) в Казани2.

В 1921 г. закрывается историко-филологический факультета КГУ, а через год упраздняется факультет общественных наук. Так педагогический институт остался единственным вузом в Казанском крае, где можно было получить историческое образование [10, c. 77-78]. Наряду с привлеченными к чтению курсов ведущими учеными университета В. Т. Дитякиным (древняя и средневековая история) и С. П. Сингалевичем (новое время) М. Д. Бушмакин был принят в штат ВИНО для чтения курсов всеобщей истории. Ему были поручены курсы «Введение в историю культуры», «История Англии в XVII веке», «История Великой Французской революции» и др.

С 1924 г. в высших учебных заведениях, как и в средней школе, наметился поворот к большему изучению общественных дисциплин в

2 В 1922 г. ВИНО был преобразован в Восточный педагогический институт (ВПИ), который в 1931 г. был переименован в Татарский педагогический институт, в 1934 г. - в Казанский государственный педагогический институт, в 1994 г. - Казанский государственный педагогический университет, в 2005 г. - Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет. В 2011 г. вошел в состав Казанского (Приволжского) федерального университета.

ущерб истории. Прежние программы обучения истории, где главное внимание уделялось истории государства и власти, не соответствовали новым задачам. Обществоведение было ориентировано на изучение жизни народа, классовой борьбы, марксистской идеологии. В ВПИ последовали организационные изменения: словесно-историческое отделение было преобразовано в общественно-экономическое, в 1922 году создается кафедра всеобщей истории и методики обществоведения [11, с. 158]. Курсы, которые М. Д. Бушмакин вел в ВПИ, теперь носили название «История культуры в связи с историческим материализмом», «История Западной Европы в период промышленного капитализма».

Менялись и требования к методике занятий: с середины 1920-х гг. это проявилось прежде всего в активном внедрении в учебный процесс так называемого «Дальтон-плана» - лабораторного, исследовательского метода, направленного на самостоятельное обучение. Существенная помощь школьным учителям в этих условиях оказывалась Секцией Обществоведения Педагогического общества при ВПИ и комиссией Ака-демцентра Народного комиссариата просвещения по составлению программ для школ Татрес-публики, в которых участвовали профессора и преподаватели ВПИ. М. Д. Бушмакиным была разработана примерная программа по обществоведению для 5, 6, 7 годов обучения школ II-й ступени [12]. Он также принял участие в проводившейся в те годы под руководством профессора С. П. Сингалевича разработке экскурсионно-краеведческой литературы, подготовив статью «Территория старой Казани XVI века» для сборника «Старая и новая Казань» и путеводитель по Археологическому музею Казанского университета.

Параллельно с преподаванием в ВПИ с 1921 года М. Д. Бушмакин работал на рабфаке КГУ, где вел занятия по истории классовой борьбы [13, л. 12]. Преподавание на рабфаке потребовало разработки новых программ и учебных пособий, в обсуждении и подготовке которых активное участие принял и М. Д. Бушмакин. В 1922 г. им были разработаны планы-конспекты-схемы по новейшей истории Запада в соответствии с программой рабфаков3, а в 1927 г. вышло литографированное издание лекций М. Д. Бушмакина «Новейшая история Запада. От промышленного переворота до половины XIX века» [14]. Как видно из хранящейся в Научной библиотеке им. Н. И. Лобачевского машинописной рукописи, в

3 Под новейшей историей автор подразумевал период нового времени (в современном понимании).

1930 г. готовился к печати новый вариант этого пособия с добавлением материала по странам Европы (издание 1927 г. освещало историю Англии и Франции) и главы «Революция 1848 года в Германии», который по каким-то причинам не был издан.

В 1939 году был восстановлен исторический факультет университета, где часть предметов вели по совместительству преподаватели пединститута. М. Д. Бушмакин был приглашен для чтения курса «История доклассового общества». Когда в 1943 г. университетская кафедра истории была поделена на две - кафедру истории СССР и кафедру всеобщей истории - последнюю возглавил М. Д. Бушмакин, которому пришлось выстраивать учебный процесс в условиях острой нехватки преподавателей. Сам он разработал курс истории средних веков, который продолжил вести и после того, как в 1948 г. кафедру возглавил А. С. Шофман. Работу в Казанском университете М. Д. Бушмакин оставил в 1951 г.

Со временем основными дисциплинами, которые вёл М. Д. Бушмакин в ВПИ, становятся «История средних веков», «История Древнего Востока и первобытного общества». В 1928 году он становится доцентом. В годы Великой Отечественной войны (до ноября 1945 г.) он был деканом исторического факультета, с июня 1942 г. заведовал единой кафедрой истории, а с 19451946 учебного года, когда вновь учреждались две исторические кафедры - истории СССР и всеобщей истории - становится заведующим кафедры всеобщей истории (до 1955 г.).

К собственно исследовательской деятельности М. Д. Бушмакин приступает в довольно зрелом возрасте в конце 1920-х гг. Выбор направления - история Франции XVII-XVIII веков - не был случаен, он определился как читаемыми в ВПИ курсами, хорошим знанием французского языка, так и влиянием профессора С. П. Синга-левича [3, с. 167]. М. Д. Бушмакин подготовил и опубликовал два историографических обзора [15], [16], а также рецензии [17] на труды французских историков по истории Великой французской революции. Одна из историографических публикаций привела к неожиданному повороту в судьбе казанского историка.

В 1929 году он отправил статью, посвящён-ную новейшей историографии 9-го термидора, для публикации во французский журнал «Annales historiques de la Revolution française», редактором которого был один из ведущих специалистов по истории Великой французской революции Альбер Матьез. В 1920-е гг. Матьез был членом Французской компартии, в январе 1928 г. был избран иностранным членом-

корреспондентом АН СССР. В СССР были опубликованы четыре его монографии, на страницах «Annales historiques» печатались статьи советских историков. Но с 1930 года позиция А. Матьеза резко изменилась, что было вызвано идеологизацией исторической науки, репрессиями против историков в СССР. Помещая в «Annales historiques» статью М. Д. Бушмакина, в примечании к ней редактор выступил с резкой критикой советских историков, утверждая, что история становится служанкой политической власти. Естественно, публикация вызвала бурную реакцию, последовал обмен обвинениями между группой советских историков и А. Матье-зом, но главный удар пришелся по М. Д. Бушма-кину, начиная с критики в центральной печати и кончая проработкой на объединенном заседании исторических кафедр ВПИ.

В начале 1990-х гг. с просьбой прислать сведения о М. Д. Бушмакине к его ученику и коллеге казанскому историку Василию Ивановичу Адо обратился известный специалист по отечественной историографии В. А. Дунаевский. По сути, хранящийся в фонде В. А. Дунаевского в НИОР РГБ материал В. И. Адо - это написанный с большой теплотой и уважением очерк о жизни и деятельности Михаила Дмитриевича. В 1930 г. именно В. И. Адо было поручено выступить на заседании с критикой работ М. Д. Бушмакина, который, как пишет Адо, стал «героем дня» в отрицательном смысле слова: «Самое удивительное, что он совершенно не затаил в себе обиду и злобу в адрес критиков; у меня, например, сохранились с ним самые добрые отношения на протяжении всей его жизни» [18, с. 377]. «Злосчастная» статья о 9-м термидора на русском языке не публиковалась, первоначальный рукописный текст, несколько отличающийся от опубликованного на французском языке, хранится в ОРРК НБЛ КФУ [4, д. 8064].

Трудно не согласиться с опубликовавшим очерк В. И. Адо В. А. Погосяном, что именно эти испытания изменили сферу научных исследований М. Д. Бушмакина. Это по-прежнему история Франции, но теперь уже средневековая, а именно - период правления Генриха IV Бурбона. В выборе темы, работе над ней М. Д. Бушмакина консультировали крупнейшие ученые-медиевисты Н. П. Грацианский и С. Д. Сказкин. Буквально накануне войны с 1 по 15 июня 1941 г. он был в научной командировке в Москве для работы в книгохранилищах столицы. Защита диссертации на тему «Внешняя политика Генриха IV» успешно прошла в Казанском университете в марте 1942 г. Работу высоко оценили оппоненты - эвакуированные из столицы академик Е. В. Тарле и

профессор Б. Ф. Поршнев. Содержание диссертации нашло отражение в статьях [19], докладах на научных сессиях педагогического института.

Продолжением работы над темой стала завершенная к 1953 г., но не изданная монография «Внешняя политика Франции в начале XVII века». Ее машинописный текст в твёрдом переплете и с дарственной надписью автора хранится в ОРРК НБЛ КФУ. Этот объемный труд (328 стр.) готовился как докторская диссертация, но не был представлен к защите.

Учитывая огромный опыт, высокую квалификацию М. Д. Бушмакина, педагогический институт неоднократно возбуждал ходатайство о получении им ученого звания профессора, подержанное, как видно из переписки с коллегами из Москвы, известными историками Е. В. Тарле и Н. А. Сидоровой, но ВАК отказывал по формальной причине - отсутствие степени доктора. Но это был, как писал бывший студент пединститута А. С. Степанов, «некоронованный профессор» [20, с. 187].

Колоритный образ лектора и наставника за-печатлён в воспоминаниях выпускников и коллег по педагогическому институту и университету Василия Ивановича Адо, Резеды Маликовны Бикметовой, Григория Наумовича Вульфсона, Николая Петровича Мунькова, который писал, что Бушмакин был «любимцем студентов, являя собой пример высокогуманного преподавателя, почти никогда не ставившего плохих отметок» [21, с. 25].

Он любил поэзию, читал стихи со сцены, мог привести поэтические строки во время лекции. В. И. Адо вспоминал, что «его лекции наряду с тонким анализом исторических источников и широким историческим кругозором отличались совершенством литературной формы, удачным использованием литературных образов и сравнений» [18, с. 378]. Еще одна ассоциация, возникающая при упоминании М. Д. Бушмакина, - это книги. Еще в Казанском коммерческом училище он 11 лет вел библиотечное дело, в течение жизни собрал прекрасную библиотеку. К сожалению, она не сохранилась как цельное собрание, но встречающиеся в библиотеках книги с его экслибрисом дают представление о том, как он работал с книгой, подбирал материал для лекций и научной работы.

В сложившийся десятилетиями имидж М. Д. Бушмакина прекрасно вписывалась прочно укоренившаяся не только в студенческой среде легенда о том, что он - выпускник Сорбонны и привез свою супругу из Франции. Легенда эта подкреплялась тем, что его жена Жанна Николаевна, с которой они общались по-французски,

действительно была француженкой, но познакомились они не в Париже, а во время совместной работы в Казанском коммерческом училище.

Более полувека на педагогическом поприще: 38 лет - в Казанском государственном педагогическом институте, 30 лет - в Казанском государственном университете - таковы итоги жизни М. Д. Бушмакина. Заслуги Михаила Дмитриевича были отмечены значком «Отличник народного просвещения РСФСР» (1946), медалью «За доблестный труд в период Великой Отечественной войны» (1945) и высшей наградой Родины - орденом Ленина (1953). Декану исторического факультета КГПИ в 1951-1960 гг. Н. П. Мунькову дважды привелось организовывать М. Д. Бушма-кину юбилейные чествования. Особенно торжественно было отмечено 75-летие со дня рождения и 50-летие научной и педагогической деятельности, которое проходило в актовом зале главного здания (Межлаука, 1). «Было очень много народа, перед началом торжественного заседания духовой оркестр исполнил Государственный Гимн СССР. Юбиляр получил множество приветствий и поздравлений, до глубины души был растроган оказанным ему вниманием руководства и всего коллектива института» [21, с. 25].

В том же году М. Д. Бушмакин вышел на заслуженный отдых, но продолжал следить за новой литературой, общался с коллегами и учениками. Он скончался в ноябре 1962 года и был похоронен на 4-ей аллее Арского кладбища в Казани.

Список источников

1. Государственный архив Республики Татарстан. Ф. 309. Оп. 1. Д. 151.

2. Государственный архив Республики Татарстан. Ф. 977. Оп. Личные дела студентов. Д. 34077.

3. Тыринов В. В. М. Д. Бушмакин - педагог и ученый // Проблемы всеобщей истории. 2005. № 5. С. 133-172.

4. Отдел рукописей и редких книг Научной библиотеки им. Н. И. Лобачевского Казанского федерального университета. Ф. 8058-72.

5. Бушмакин М. Д. К вопросу о типе учебника по древней истории для младших классов средней школы // Труды и протоколы Педагогического общества. Казань: Типо-лит. Имп. ун-та, 1912. Т. II. Вып. 1. С. 34-39.

6. Бушмакин М. Д. Рец. на кн.: Вульфиус А. Г. Учебник новой истории для средней школы. СПб, 1912 // Труды и протоколы Педагогического общества. Казань: Типо-лит. Имп. ун-та, 1913. Т. II, Вып. 2. С. 31-34.

7. Бушмакин М. Д. Самодеятельность учащихся при преподавании истории // Труды и протоколы Педагогического общества. Казань: Типо-лит. Имп. унта, 1913. Т. II. Вып. 3. С. 28-40.

8. Бушмакин М. Д. Средняя школа и ее программа (По поводу ст. проф. А. И. Яроцкого «Какова должна быть средняя школа?») // Труды и протоколы Педагогического общества. Казань: типо-лит. Имп. ун-та, 1915. Т. III. Вып.1. С. 66-79.

9. Бушмакин М. Д. Ученические выставки по истории в 5-й Московской гимназии // Исторические школьные выставки. К вопросу о самодеятельности в средней школе: Сб. статей. Казань: изд. Голубева, 1916. С. 1-10.

10. Астафьев В. В., Галиуллина Д. М., Малышева С. Ю., Сальникова А. А. Изучение и преподавание отечественной истории в Казанском университете. Казань: Издательство Казанского ун-та, 2003. 180 с.

11. Нигматуллин Р. Ш. К истории становления кафедры всеобщей истории ТГГПУ (1918-1945) // Сообщество историков высшей школы России: научная практика и образовательная миссия. Материалы всероссийской научной конференции. М.: ИВИ РАН, 2009. С. 157-160. URL: https://roii.ru/conf/2009/03.pdf (дата обращения: 17.11.21).

12. Бушмакин М. Д. Программа по обществоведению первого концентра школ II-й ступени ТССР (5, 6, 7-й годы обучения). Казань: 1-я Гостип. «Красный печатник», 1926. 25 с.

13. Государственный архив Республики Татарстан. Ф. Р-4884. Оп. 1. Д. 3.

14. Бушмакин М. Д. Новейшая история Запада. Ч. I. От промышленного переворота до половины XIX в. Казань, 1927. 126 с.

15. Бушмакин М. Д. Дантон и Робеспьер во французской исторической литературе последних лет // Научно-педагогический сборник. Казань, 1930. № 5. С. 67-83.

16. Boushmakin M. Le neuf Thermidor dans la nouvelle littérature historique // Annales historiques de la Revolution française, 1930. № 5. Т. 41. P. 401-410. URL: http://www.jstor.org/stable/41923988 (дата обращения: 22.02.22).

17. Бушмакин М. Д. Новая работа по истории социальных движений в эпоху террора. (По поводу книги Al. Mathiez - La vie chère et le mouvement social sous la terreur, Paris, Payot, 1927) // Научно -педагогический сборник. Казань, 1928. № 4. С. 200210.

18. Погосян В. А. О советском историке М. Д. Бушмакине // Французский ежегодник. 2017. Т. 2017. С. 370-384.

19. Бушмакин М. Д. Герцог Сюлли и его мемуары // Ученые записки КГПИ. Ист. фак-т. 1941. Вып. 4. С. 106-120.

20. Степанов А. С. Безумство храбрых: о молодежи 1917-1991 годов. Москва: Алгоритм, 2008. 573 с. URL: https://avidreaders.ru/download/bezumstvo-hrabryh-o-molodezhi-1917-1991.html?f=pdf (дата обращения: 19.04.22).

21. Учитель учителей: сборник воспоминаний, документов и материалов памяти Николая Петровича Мунькова / Составитель и автор предисловия Г. М. Мустафина; под. ред. Г. М. Мустафиной, Р. Ш. Ниг-матуллина, О. В. Синицына. Казань: ООО ПК «Астор и Я», 2016. 140 с., ил.

References

1. Gosudarstvennyi arkhiv Respubliki Tatarstan [State Archive of the Republic of Tatarstan]. F. 309. Op. 1. D. 151. (In Russian)

2. Gosudarstvennyi arkhiv Respubliki Tatarstan [State Archive of the Republic of Tatarstan]. F. 977. Op. Lichnye dela studentov. D. 34077. (In Russian)

3. Tyrinov, V. V. (2005). M. D. Bushmakin -pedagog i uchenyi [M. D. Bushmakin as a Teacher and Scientist]. Problemy vseobshchei istorii, No. 5, pp. 133172. (In Russian)

4. Otdel rukopisei i redkikh knig Nauchnoi biblioteki im. N. I. Lobachevskogo Kazanskogo federalnogo universiteta [Department of Manuscripts and Rare Books of the N. I. Lobachevsky Scientific Library at Kazan Federal University]. F. 8058-72. (In Russian)

5. Bushmakin, M. D. (1912). K voprosu o tipe uchebnika po drevnei istorii dlia mladshikh klassov srednei shkoly [On the Type of Textbook on Ancient History for Junior Classes of Secondary Schools]. Trudy i protokoly Pedagogicheskogo obshchestva. Kazan, Tipo-lit. Imp. un-ta. Vol. II. No. 1, pp. 34-39. (In Russian)

6. Bushmakin, M. D. (1913). Rets. na kn.: Vulfius A. G. Uchebnik novoi istorii dlia srednei shkoly. - St. Petersburg, 1912 [Review of the Book: Vulfius A. G. A Textbook of New History for High Schools. St. Petersburg, 1912]. Trudy i protokoly Pedagogicheskogo obshchestva. Kazan, Tipo-lit. Imp. un-ta. Vol. II. No. 2, pp. 31-34. (In Russian)

7. Bushmakin, M. D. (1913). Samodeyatelnost uchashchikhsya pri prepodavanii istorii [Students' Initiative in Teaching History]. Trudy i protokoly Pedagogicheskogo obshchestva. Kazan, Tipo-lit. Imp. unta. Vol. II. No. 3, pp. 28-40. (In Russian)

8. Bushmakin, M. D. (1915). Sredniaya shkola i ee programma (Po povodu st. prof. A. I. Yarotskogo "Kakova dolzhna byt sredniaya shkola?") [Secondary School and Its Curriculum (On Prof. A. I. Yarotsky's Article "What Should the Secondary School Be Like?")]. Trudy i protokoly Pedagogicheskogo obshchestva. Kazan, tipo-lit. Imp. un-ta. Vol. III. No. 1, pp. 66-79. (In Russian)

9. Bushmakin, M. D. (1916). Uchenicheskie vystavki po istorii v 5-i Moskovskoi gimnazii [Student Exhibitions in History at Moscow Gymnasium No. 5]. Istoricheskie shkolnye vystavki. K voprosu o samodeyatelnosti v srednei shkole: Sb. statei. Pp. 1-10. Kazan, izd. Golubeva. (In Russian)

10. Astafiev, V. V., Galiullina, D. M., Malysheva, S. Yu., Salnikova, A. A. (2003). Izuchenie i prepodavanie otechestvennoi istorii v Kazanskom universitete. [Studying and Teaching National History at Kazan University]. 180 p. Kazan, izdatelstvo Kazanskogo universiteta. (In Russian)

11. Nigmatullin, R. Sh. (2009). K istorii stanovleniya kafedry vseobshchei istorii TGGPU (1918-1945) [On the History of the Formation of the General History Department of TGGPU (1918-1945)]. Soobshchestvo istorikov vysshei shkoly Rossii: nauchnaya praktika i obrazovatelnaya missiya. Materialy vserossiiskoi

nauchnoi konferentsii. Pp. 157-160. Moscow, IVI RAN. URL: https://roii.ru/conf/2009/03.pdf (accessed: 17.11.2021). (In Russian)

12. Bushmakin, M. D. (1926). Programma po obshchestvovedeniiu pervogo kontsentra shkol II-i stupeni TSSR (5, 6, 7-i gody obucheniia) [The Social Science Curriculum of the First Concentre of the Second Stage Schools in the TSSR (the 5th, 6th and 7th years of study)]. 25 p. 1-ia Gostip. Krasnyi pechatnik. (In Russian)

13. Gosudarstvennyi arkhiv Respubliki Tatarstan [State Archive of the Republic of Tatarstan]. F. P-4884. Op. 1. D. 3. (In Russian)

14. Bushmakin, M. D. (1927). Noveishaia istoriia Zapada. Ch. I. Ot promyshlennogo perevorota do poloviny XIX v. [Recent History of the West. Part I. From the Industrial Revolution to the Middle of the 19th Century]. 126 p. Kazan. (In Russian)

15. Bushmakin, M. D. (1930). Danton i Robesper vo frantsuzskoi istoricheskoi literature poslednikh let [Danton and Robespierre in the French Historical Literature of Recent Years]. Nauchno-pedagogicheskii sbornik, No. 5, pp. 67-83. (In Russian)

16. Bushmakin, M. D. (1930). Le neuf Thermidor dans la nouvelle litterature historique [The Ninth Thermidor in the Latest Historical Literature]. Annales historiques de la Revolution française, No. 5, Vol. 41, pp. 401-410. URL: http://www.jstor.org/stable/41923988 (accessed: 22.02.2022). (In French)

17. Bushmakin, M. D. (1928). Novaya rabota po istorii sotsialnykh dvizhenii v epokhu terrora. (Po povodu

knigi Al. Mathiez - La vie chère et le mouvement social sous la terreur, Paris, Payot, 1927) [A New Work on the History of Social Movements in the Era of Terror. (On Al. Mathiez's Book- La vie chere et le mouvement social sous la terreur, Paris, Payot, 1927)]. Nauchno-pedagogicheskii sbornik, No. 4, pp. 200-210. (In Russian)

18. Pogosyan, V.A. (2017). O sovetskom istorike M. D. Bushmakine [About the Soviet Historian M. D. Bushmakin]. Francuzskii ezhegodnik, Vol. 2017, pp. 370-384. (In Russian)

19. Bushmakin, M. D. (1941). Gertsog Siulli i ego memuary [Duke Sully and His Memoirs]. Uchenye zapiski KGPI. Ist. fak-t, Vol. 4, pp. 106-120. (In Russian)

20. Stepanov, A. S. (2008). Bezumstvo khrabrykh: o molodezhi 1917-1991 godov [Madness of the Brave: About the Youth of 1917-1991]. 573 p. Moscow, Algorithm. URL: https://avidreaders.ru/download/ bezumstvo-hrabryh-o-molodezhi-1917-1991.html?f=pdf (accessed: 19.04.2022). (In Russian)

21. Uchitel uchitelei: sbornik vospominanii, dokumentov i materialov pamiati Nikolaia Petrovicha Munkova (2016) [Teacher of Teachers: A Collection of Memoirs, Documents and Materials in Memory of Nikolai Petrovich Munkov]. Sostavitel i avtor predisloviya G. M. Mustafina; pod. red. G. M. Mustafinoi, R. Sh. Nigmatullina, O. V. Sinitsyna. 140 p. Kazan, OOO PK "Astor i Ya". (In Russian)

The article was submitted on 31.07.2022 Поступила в редакцию 31.07.2022

Гилаева Алсу Айдаровна,

учитель истории,

МБОУ «Гимназия №12 им. Ф. Г. Аитовой», 420034, Россия, Казань, Декабристов, 89А. alsu.gilaeva.98@mail.ru

Мустафина Гульшат Мударисовна,

кандидат исторических наук, доцент,

Институт археологии Академии наук

Республики Татарстан,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

420012, Россия, Казань,

Бутлерова, 30.

gmustaf2020@list.ru

Gilaeva Alsu Aidarovna,

history teacher,

Gymnasium No. 12 named after F. G. Aitova, 89 A Dekabristov Str., Kazan, 420034, Russian Federation. alsu.gilaeva.98@mail.ru

Mustafina Gulshat Mudarisovna,

Ph.D. in History, Associate Professor,

Institute of Archaeology, Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan, 30 Butlerov Str.,

Kazan, 420012, Russian Federation. gmustaf2020@list.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.