Научная статья на тему '"НАСЛЕДИЕ ЛИКВИДИРОВАННОГО ФОНА": КАДРОВЫЙ СОСТАВ ГУМАНИТАРНЫХ ОТДЕЛЕНИЙ ВОСТОЧНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА (1920-Е ГГ.)'

"НАСЛЕДИЕ ЛИКВИДИРОВАННОГО ФОНА": КАДРОВЫЙ СОСТАВ ГУМАНИТАРНЫХ ОТДЕЛЕНИЙ ВОСТОЧНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА (1920-Е ГГ.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
48
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСТОЧНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ / ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ / ВОСТОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ / ПРОФЕССОРА / ПРЕПОДАВАТЕЛИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бушуева Л. А.

В статье рассматривается преподавательский состав гуманитарных отделений Восточного педагогического института, ставших в 1920-е гг. основным местом работы для казанских историков и филологов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“HERITAGE OF THE LIQUIDATED FON”: STAFF OF THE HUMANITIES DEPARTMENTS OF THE EASTERN PEDAGOGICAL INSTITUTE (1920S)

The article examines the teaching staff of the Humanities departments of the Eastern pedagogical Institute, which became the main place of work for Kazan historians and philologists in the 1920s.

Текст научной работы на тему «"НАСЛЕДИЕ ЛИКВИДИРОВАННОГО ФОНА": КАДРОВЫЙ СОСТАВ ГУМАНИТАРНЫХ ОТДЕЛЕНИЙ ВОСТОЧНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА (1920-Е ГГ.)»

УДК 93/94 Научная статья

«Наследие ликвидированного ФОНа»: кадровый состав гуманитарных отделений Восточного педагогического института (1920-е гг.)

Л.А. Бушуева

Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ

г. Казань, Россия

Аннотация. В статье рассматривается преподавательский состав гуманитарных отделений Восточного педагогического института, ставших в 1920-е гг. основным местом работы для казанских историков и филологов.

Ключевые слова: Восточный педагогический институт, общественно-экономическое отделение, восточное отделение, профессора, преподаватели

Для цитирования: Бушуева Л.А. «Наследие ликвидированного ФОНа»: кадровый состав гуманитарных отделений Восточного педагогического института (1920-е гг.). Известия общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете. 2021. Т. 41. № 1. С. 12-18.

Original article

"Heritage of the liquidated FON": Staff of the Humanities departments of the Eastern pedagogical Institute (1920s)

L.A. Bushueva

Institute of History named after Sh. Mardzhani AS RT

Kazan, Russia

Abstract. The article examines the teaching staff of the Humanities departments of the Eastern pedagogical Institute, which became the main place of work for Kazan historians and philologists in the 1920s.

Keywords: Eastern pedagogical Institute, social and economic Department, Eastern Department, professors, teachers

For citation: Bushueva L.A. «Heritage of the liquidated FON»: Staff of the Humanities departments of the Eastern pedagogical Institute (1920s). Proceedings of the Society of Archeology, History and Ethnography at Kazan University. 2021;41(1):12-18 (In Russ.).

Реорганизация гуманитарного образования первых лет советской власти привела к тому, что Восточный педагогический институт (далее ВПИ), образованный в Казани в 1922 г., стал единственным вузом в ТАССР, где сохранились гуманитарные отделения. В его состав вошли факультет общественных наук Казанского университета, Восточная академия (до 1921 г. Северо-восточный этнографический и археологический институт) и Институт народного образования. Большинству казанских историков и филологов пришлось вести профессиональную деятельность в рамках Восточного педагогического института.

В 1922 г. в ВПИ было открыто два гуманитарных отделения -словесно-историческое и восточное. На восточном отделении работало 11 преподавателей, на словесно-историческом 19 человек, из три человека также преподавали и на восточном. Это профессор Н.Н. Фирсов и преподаватели Е.И. Чернышев и В.Ф. Смолин. Таким образом, в год открытия ВПИ в штате гуманитарных отделений числилось 30 человек, из них 8 профессоров и 22 преподавателя [1. Д. 39. Л. 139 - 139 об.].

Рассматривая биографии первых сотрудников института, легко заметить, что многие из них ранее были тесно связаны с факультетом общественных наук Казанского университета. Так, шесть человек служили на историко-филологическом факультете и имели звание профессора еще до революции (В.А. Богородиц-кий, Е.Ф. Будде, А.М. Миронов, Н.Н. Фирсов, Д.П. Шестаков, С.П. Шестаков), еще семь человек ранее являлись университетскими младшими преподавателями или оставленными для подготовки к профессорскому званию (Г.А. Берг, Н.И. Воробьев, В.Т. Дитякин, Н.В. Никольский, С.П. Сингалевич, В.Ф. Смолин, Е.И. Чернышев). Из бывших университетских служащих Государственный ученый совет утвердил 8 человек на профессорские должности: Г.А. Берга, В.А. Богородицкого, Е.Ф. Будде, А.М. Миронова, Н.В. Никольского. Первым ректором института был назначен С.П. Сингалевич, выпускник Казанского университета, ученик В.К. Пискорского

и М.М. Хвостова. Заведующим восточным отделением стал профессор Н.Н. Фирсов [1. Д. 32. Л.16].

Другую группу сотрудников гуманитарных отделений Восточного педагогического института составили преподаватели, до революции работавшие в различных средних учебных заведениях - мужских и женских гимназиях, коммерческих, реальных училищах, учительских институтах и учительских семинариях. Среди них М.Д. Бушмакин, бывший директор Тенишевского училища Г.Ф. Линсцер, директор казанской второй мужской гимназии В.П. Брюханов. Они также имели университетское или духовное образование, однако большинство из них до революции не занималось научной деятельностью. После 1917 г. эти преподаватели пополнили состав института народного образования, который появился в Казани в 1919 г. В ВПИ они читали курсы, связанные с методикой преподавания гуманитарных дисциплин в советской трудовой школе, и другие предметы педагогического цикла [1. Д. 39. Л. 167-168].

В Восточном педагогическом институте значимой группой стали представители татарской интеллигенции. Первые годы существования ВПИ совпали с началом реализации политики коре-низации. В учебный план вуза такие предметы, как татарский язык, история татарской литературы, татарский фольклор. Преподаванием этих дисциплин занялись такие национальные общественные деятели, как Г. Шараф, А. Рахим (Г.М. Габрахимов), М.Х. Курбан-галеев, Н.К. Мухитдинов, Д. Валиди. За плечами у них было духовное образование, полученное в медресе. В силу происхождения университетское гуманитарное образование большинству из них, кроме Г.С. Губайдуллина, оказалось недоступно. Почти все они в революционные годы активно участвовали в национальном движении, после революции влились в процесс создания Татарской автономной республики, затем попали в советские органы образования, параллельно занимались краеведческими изысканиями, публикуясь в местных изданиях. В ВПИ представители татарской интеллигенции тесно сотрудничали с бывшими университетскими историкам и филологами, главным образом, с профессорами Н.Н. Фирсовым и В.А. Богородицким [1. Д. 39. Л. 21-24].

Восточный педагогический институт был одним из первых вузов Казани, где преподаватели-женщины стали обычным явлением. Представительницы прекрасного пола часто были из университетских семей или родственницами сотрудников ВПИ. Среди них Е.Н. Петровская - супруга профессора Н.М. Петровского, Ж.Н. Бушмакина - супруга преподавателя М.Д. Бушмакина [1. Д. 56. Л. 170.]. Они вели иностранные языки и занимали низкие позиции в преподавательской иерархии - должности ассистентов. В 1924 г. профессор Н.Н. Фирсов рекомендовал на должность научного сотрудника института М.В. Нечкину, несколько месяцев она числилась в личном составе ВПИ, но вскоре уехала в Москву.

В 1924-1925 г. учебном году в связи с изменениями учебных планов педагогических вузов структура гуманитарных отделений Восточного педагогического института подверглась изменениям. Профессор С.П. Сингалевич, вернувшись из Москвы с ректорского совещания, организованного Наркомпросом РСФСР, докладывал коллегам о том, что Народный комиссариат просвещения признал «фундаментом педагогического образования биологический элемент», особое внимание должно отводиться вопросам биологии ребёнка, а «исторический элемент», напротив, «сведен к минимуму». Поэтому словесно-историческое отделение Восточного педагогического института было разбито на литературно-лингвистическое и общественно-экономическое. На литературно-лингвистическом отделении уменьшилось количество часов на изучение языковедческих дисциплин в пользу увеличения преподавание русской литературы конца XIX - начала XX вв., а также современных советских авторов. В 1925 г. здесь был упразднен кабинет классической филологии, которым руководил профессор С.П. Ше-стаков. Известный антиковед перестал числиться в личном составе вуза [1. Д. 56. Л. 170-173].

На общественно-экономическом отделении кроме историков появились преподаватели идеологических дисциплин, таких как история ВКП (б), диалектический материализм и другие. Их утверждением занимался непосредственно Татарский областной комитет ВКП (б). Часть этих курсов преподавали историки. Так, семинары по истории ВКП (б) вел М.К. Корбут, автор двухтомника

по истории Казанского университета, исторический материализм и политическую экономию читал В.Т. Дитякин. Для чтения лекционных курсов по истории ВКП (б) Татарский обком присылал своих сотрудников.

Изменения в личном составе претерпело и восточное отделение института. Его преподаватели с самого начала работы критиковались за излишнее увлечение исследовательскими штудиями в области краеведения. Учебные планы отделения критиковались за обилие специализированных предметов (история Востока, история искусств народов Востока, археология, музееведение) которые, по мнению и чиновников Наркомпроса и студентов, состоящих в партийной ячейке ВПИ, в большом объеме не нужны были будущим школьным учителям. В 1925 г. Народный комиссариат просвещения РСФСР принял решение ликвидировать восточное отделение, а вместо него организовать национально-лингвистические - татарское, марийское, чувашское и вотское, где главным образом преподавались соответствующие языки и был минимум исторических дисциплин. После ликвидации восточного отделения Казань покинул известный историк искусств профессор А.М. Миронов. Он уехал в Ташкент, где стал работать в Среднеазиатском университете. В Азербайджанский университет перешел татарский историк Г.С. Губайдуллин. С другой стороны, руководство педагогического института привлекло в Казань представителей чувашской, марийской интеллигенции, в том числе Н.И. Ашмарина, Г.И. Комиссарова и других, сыгравших в последствие значимую роль в организации высшего гуманитарного образования в Чувашской АССР, Марийской АССР [1. Д. 200. Л. 5.]. Нужно отметить, что в 1928 г. ВПИ на марийское отделение вернулся С.П. Шестаков в качестве преподавателя финского языка [2. С.70]. Он занял должность исполняющего обязанности доцента. В сложившейся ситуации крупный антиковед оказался востребован лишь как преподаватель финского языка.

С середины 1920-х гг., когда восточный педагогический институт получил первые выпуски студентов, перед руководством ВПИ встал вопрос о подготовке преподавательских кадров из собственных выпускников. В первые годы здесь не было аспирантуры, поэтому для приобщения способных студентов к научной

работе был создан институт ассистентов-практикантов. Он заключался в том, что лучшим учащимся 3-4 курсов советы отделений давали темы научных исследований и назначили из числа профессоров научных руководителей. В числе первых ассистентов-практикантов были В.И. Адо, В.М. Хвостов, А.М. Ефимова. В конце 1920-х гг. ассистентов-практикантов заменили студенты-выдвиженцы [1. Д. 200. Л.10]. Однако остаться в таком качестве в институте было непросто, поскольку в конце 1920-х гг. процесс их оставления контролировался студенческой партийной ячейкой института, а также местным обкомом ВКП (б), где обсуждался каждый претендент.

В начале 1930 -х гг. в стране началась очередная реорганизация высших учебных заведений, вызванная вступлением СССР на путь ускоренной индустриализации. В 1931 г. отделения Восточного педагогического института были преобразованы в два факультета: политехнической школы и профессионально-технической школы. В этом же году на должности ассистентов сюда приняли более 30 человек из числа студентов-выдвиженцев [1. Д. 279. Л. 20-21]. К этому времени прекратили работу в институте профессора Н.Н. Фирсов, Д.П. Шестаков, Г.А. Берг, Е.Ф. Будде (скончался в 1929 г.), уволились ряд доцентов (В.И. Анучин, В.Т. Дитякин, М.К. Корбут). В начале 1930-х гг. были вынуждены покинуть ВПИ из-за политических преследований В.В. Неболюбов, Н.В. Никольский, Е.И. Чернышев. Эти кадровые изменения привели к тому, что с гуманитарных кафедр института почти полностью были исключены сотрудники, являвшиеся специалистами «старой школы» или получившие дореволюционное университетское образование. Вместо них в ВПИ пришло поколение молодых людей, учившихся в этом институт в 1920-х гг., и оставленных для преподавательской деятельности не в последнюю очередь по классовому, партийному и национальному признаку.

Библиография

1. Государственный архив Республики Татарстан (ГА РТ). Ф. Р-1487. Оп.1.

2. Шмелева Л.М. Семья казанских ученых Шестаковых и развитие анти-коведения и византиноведения в России (40-е годы XIX в. - 30-е годы XX в.). Казань: Изд-во Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета, 2010. 210 с.

Автор публикации

Бушуева Людмила Александровна, кандидат исторических наук, стар-ший научный сотрудник центра истории и теории национального образования, Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ.

Publication author

Lyudmila A. Bushueva, Candidate of Historical Sciences, Senior Research-er, Center for History and Theory of National Education, Institute of Histo-ry named after Sh. Mardzhani AS RT.

Поступила в редакцию / Received 15.01.2021 Поступила после рецензирования / Revised 03.02.2021 Принята к публикации / Accepted 06.02.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.