УДК 001.8
З.Т. Фокина
ФГБОУ ВПО «МГСУ»
НАУЧНАЯ РАЦИОНАЛЬНОСТЬ: СУЩНОСТЬ, ВИДЫ, ТЕНДЕНЦИЯ К ИНТЕГРАЦИИ, ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ
Рассмотрена научная рациональность, ее существенные признаки, а также виды: логико-математический, естественно-научный, инженерно-технический, социально-гуманитарный рациональность. Проанализирована теоретическая и практическая значимость взаимодействия между науками в современную эпоху, а также связь между наукой и практической деятельностью.
Ключевые слова: наука, научная рациональность, логико-математический, естественно-научный, инженерно-технический, социально-гуманитарный виды рациональности.
Одним из феноменов культуры является наука, которая в процессе развертывания научно-технической, информационно-компьютерной революции играет все возрастающую роль в жизни общества. В силу того, что технологический прогресс XX в., приведший в развитых странах Запада и Востока к новому качеству жизни, основан на научных достижениях, наука привлекает пристальное внимание ученых, философов, пытающихся переосмыслить генезис, сущность, социальные функции научного знания [1, 2].
В современный период философская доктрина науки разрабатывается в связи с проблемой научной рациональности. Понятие рациональности в истории философской мысли трактуется как производное от «рацио» (разум), т.е. способности человеческого интеллекта воспроизводить окружающую реальность (как объективную — природное и социальное бытие, так и субъективную — процесс мышления, сознания) в виде логически стройной, обоснованной системы взаимосвязанных понятий, суждений, законов, логических операций и т.д. В ходе такого воспроизведения происходит движение мысли от поверхностного, случайного, несущественного к установлению внутренних, глубинных взаимозависимостей, которые обнаруживаются лишь в результате интенсивной интеллектуальной специализированной деятельности.
Рационально-логическая организация знания выражается в виде различных правил, математических формул, схем, графиков, диаграмм, принципов, рецептов и т.п., что фиксируется в научной и учебной литературе. различные учебные пособия и справочники содержат многообразную информацию по различным отраслям знаний, пригодную для непосредственного практического использования.
Зачатки научной рациональности как формы теоретического отражения окружающего мира зарождаются в эпоху рабовладения в странах Древнего Востока и оттуда переносятся в античные государства (Древняя Греция, Рим). Возникновение научного знания связано с прогрессирующим разделением труда, с процессом классоо-бразования, высоким уровнем абстрактности мышления, появлением письменности, счета, накоплением опытных знаний о природе и человеке.
Античные государства с полным основанием можно отнести к родоначальникам современной науки, ибо именно там был осуществлен переход к собственно теоретическому мышлению, основанному на строгой логической доказательности знаний и сопряженному с возникновением математического метода доказательства (Евклид), появлением формальной логики, анализирующей законы правильного мышления (Аристотель), становлением развитого абстрактно-теоретического философского
ВЕСТНИК
МГСУ
знания (Платон, демокрит, гераклит, сократ, Аристотель и др.). древние греки открыли принципиально новый класс объектов — идеализированные объекты — класс абстракций, понятий, суждений, умозаключений, которые отсутствуют в обыденном опыте и являются фундаментом теоретической деятельности ученых, философов, анализирующих проблемы природного и социального бытия в терминах особой — идеальной реальности, отличающейся от чувственного мира вещей.
таким образом, в условиях античной цивилизации сформировался теоретический, научный метод мышления, чего, однако, было недостаточно для возникновения подлинной науки, которая основана не только на абстрактно-теоретическом, но и на практически-экспериментальном изучении окружающей реальности. в древней Греции уже был известен феномен эксперимента (Архимед), однако для античных мыслителей он еще не стал тотальным средством изучения и преобразования природы.
все необходимые социально-экономические, культурные предпосылки для возникновения подлинной науки сформировались лишь в XVII—XVIII вв. в эпоху становления технической цивилизации, зарождения капитализма, бурного развития промышленности, обусловившего выдвижение науки в качестве приоритетной социальной ценности, способной многократно увеличить мощь человека в процессе технического освоения природы. возникает естествознание как комплексная, разветвленная система знаний о природе, основанная на идее активного, экспериментального исследования природных объектов, а также на теоретическом обобщении экспериментальных данных. Практически-преобразовательное отношение человека к природе в процессе ее изучения, познания, а также целенаправленного изменения, трансформации становится доминирующим. данная тенденция получает усиление и развитие в эпоху научно-технической, компьютерной революции, развертывающейся на основе превращения науки в непосредственную производительную силу и ее опредмечивания в мощной современной технике.
таким образом, науку можно определить как исторически развивающуюся на основе общественной практики логически обоснованную, доказательную систему знаний о природе, обществе, мышлении, отражающую объективные, устойчивые, существенные взаимосвязи явлений в абстрактно-логической форме понятий, законов, категорий, теорий.
существование науки связано с бытием научной рациональности. следует отметить, что понятия «рациональность» и «научная рациональность» не тождественны по своему содержанию. Активность субъекта, осуществляющего мыслительную деятельность, может быть идеальной, рациональной, но не научной. так, идеальные конструкты религиозной философии Ф. Аквинского выстроены рационально, ибо он приводит пять рациональных доказательств бытия Бога. Однако эти доказательства вряд ли можно признать научными в силу того, что они содержат логический круг в доказательстве и изначально предполагают то, что требуется доказать.
Научная рациональность сопряжена с существованием фиксированных, определенных способов системно-структурной организации знаний, их языкового, понятийного, символического выражения, методов доказательства, интерпретации полученных знаний. научная рациональность может быть эксплицирована через сопоставление научного познания с другими видами познавательной активности субъекта.
В отличие от обыденного познания, осуществляемого в процессе непосредственного жизненного опыта индивидов, их повседневной трудовой, бытовой и другой деятельности, научное познание имеет следующие особенности:
оно связано с особым классом объектов — идеализированными объектами, отсутствующими в повседневной, чувственно-конкретной жизненной практике (понятия, суждения, умозаключения, теоретические модели и др.);
характеризуется логической обоснованностью, систематичностью и выводимостью одних знаний из других;
имеет специализированный искусственный язык, отличающийся от обычного языка строгостью, точностью, определенностью значения каждого слова и символа;
в науке существуют особые методы получения нового знания — эмпирические, теоретические, метатеоретические (и, прежде всего, метод диалектической логики);
в научном познании применяется специальная измерительная, экспериментальная аппаратура;
существуют специальные процедуры обоснования истинности знания (экспериментальная проверка теоретических построений, логическая выводимость одних знаний из других, истинность которых уже доказана).
В современной научной литературе выделяют следующие виды научной рациональности: логико-математический, естественно-научный, инженерно-технический, социально-гуманитарный. Представляется необходимым дополнить данную классификационную схему и ввести философско-научный вид рациональности. обратимся к рассмотрению различных видов научной рациональности.
Исторически первым и более ранним является логико-математический вид рациональности, разработанный античными мыслителями и сопряженный с дедуктивной методологией. Математические, логические теории строятся на основе дедуктивно-аксиоматического метода. Данный метод предполагает, что из аксиом, представляющих собой совокупность общих положений, очевидных истин, принимаемых без доказательства в данной теоретической системе, по определенным логическим правилам выводятся все остальные положения теории, называемые следствиями, которые имеют более частный характер. Аксиоматический метод был известен Фалесу, Пифагору и другим античным мыслителям. В наиболее концентрированной форме он проявился при построении геометрической теории в «Началах» Евклида.
Согласно этому методу, аксиомы формулируются на базе имеющегося опыта и область применения данных теоретических положений известна изначально.
Дальнейшее развитие дедуктивно-аксиоматического метода обусловило формальное рассмотрение аксиом, при котором не выдвигается требование выбирать только интуитивно очевидные аксиомы с заранее заданной областью характеризуемых ими объектов. В данном случае аксиомы вводятся формально, на основе определения исходных понятий.
В ходе дальнейшего развития аксиоматического метода формальное рассмотрение аксиом осуществляется при использовании средств математической логики, в результате чего аксиоматическая система строится как особый формализованный язык (исчисление). Это предполагает введение исходных знаков (терминов), правил их соединения в формулы, перечня исходных, принимаемых без доказательств формул, а также логических правил, позволяющих осуществить вывод из исходных формул производных. Полученная знаковая модель имеет абстрактный характер и может быть интерпретирована на самых различных системах объектов.
Таким образом, логико-математический вид научной рациональности характеризуется такими существенными признаками, как строго дедуктивный характер построений, точность, логическая доказательность, непротиворечивость, непреложность выводов.
Безусловно, математический стандарт научности обладает большой гносеологической ценностью, однако он не может претендовать на всеобщность, ибо критерий непротиворечивости имеет серьезные ограничения в естественно-научных и социально-гуманитарных теориях. Известно, что сложные содержательные теории не могут быть полностью формализованы и выражены посредством абстрактно-логических символов и схем. Кроме того, для изучения изменения объекта познания ученые активно используют категорию «противоречие» и другие диалектические категории.
ВЕсТниК МГСУ
наряду с логико-математическим видом рациональности выделяют естественнонаучный вид. Если в математике и логике применяется аксиоматический метод построения научных теорий, то в эмпирических науках (физика, химия, биология и др.) используется гипотетико-дедуктивный метод, предполагающий формирование системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых выводятся объясняющие утверждения об эмпирических фактах. Это означает, что развертывается гипотетическая конструкция, включающая в себя общие гипотезы верхнего яруса и гипотезы нижних ярусов, являющиеся следствиями первых гипотез, которая затем подвергается эмпирической проверке на основе использования фактических данных. так, классическая механика включает содержательные исходные утверждения и эмпирически проверяемые следствия из этих утверждений, что в комплексе составляет гипотезы, а также логико-математическую часть теории. Из трех законов Ньютона, являвшихся обобщением опытного материала и рассматриваемых в качестве гипотез, с помощью логико-математических методов могут быть получены в качестве эмпирически проверяемых следствий все важнейшие положения классической механики.
Естественно-научный вид рациональности ориентируется прежде всего на те стандарты научности, которые приняты в физике. для выявления специфики физического стандарта научности сопоставим его со стандартом логико-математического знания. Если математический вид знания допускает любые логически возможные аксиомы, то физическое знание детерминировано имеющейся эмпирической информацией. Если математический вид рациональности базируется на дедуктивно-аксиоматическом методе, который дает строгое, точное знание, то физический стандарт научности сопряжен с гипотетико-дедуктивным методом, в результате применения которого формируется знание, в той или иной степени вероятностное. Если логико-математический вид рациональности основан на полностью формализованных знаниях, то в физическом знании применяется логико-математический аппарат, однако физическая теория характеризуется лишь частичной формализацией. Если критерием истинности логико-математической теории считается ее логическая доказанность, то истинность физической теории в конечном итоге должна быть экспериментально подтверждена.
С логико-математическим и естественно-научным видами рациональности связан инженерно-технический вид научной рациональности. Естественно-научный и инженерно-технический виды рациональности имеют некоторые общие черты и вместе с тем различаются по объекту исследования, методам построения теорий, конечным целям, критериям истинности соответствующих теоретических конструкций. остановимся на их рассмотрении.
Если объектом исследования естественных наук являются те или иные фрагменты природной реальности, то объектом инженерно-технических наук в конечном счете являются сконструированные человеком и функционирующие машины, механизмы, другие искусственные процессы или состояния.
Между естественными и инженерно-техническими науками имеются различия и в сфере научной методологии. С одной стороны, логико-математические и экспериментальные методы транслируются из логико-математических и естественных наук в инженерно-технические: дедуктивный математический метод Декарта, гипотети-ко-дедуктивный экспериментальный метод Галилея, Ньютона имели колоссальное значение для техников, инженеров. На смену приблизительному характеру создания ремесленниками технических сооружений и машин приходит точный, научный метод создания различных технических объектов. С другой стороны, помимо указанных в инженерно-технических науках применяется особый метод проектирования — метод научно-технических расчетов на чертеже основных параметров будущей технической системы, ее предварительного исследования.
Естественно-научный и инженерно-технический виды рациональности различаются и по своим целям. так, цель фундаментальной физической теории — описание и объяснение физических процессов, выявление соответствующих теоретических законов (что, конечно, не исключает того, что существует прикладная физическая наука). Цель технической рациональности — не только построение теоретических конструкций (например, в таких науках, как сопротивление материалов, гидравлика), но и выработка практико-методических рекомендаций по применению знаний, полученных теоретическим путем, в инженерной практике, направленной на конструирование технических систем. специфика технических наук заключается в том, что техническая теория изначально ориентирована на создание функционирующих технических объектов (технических средств транспорта, связи, бытовой, промышленной, сельскохозяйственной техники и т.д.).
Естественно-научный и инженерно-технический виды рациональности несколько различаются и в плане формулировки критериев истинности создаваемых теоретических конструкций. Безусловно, и в естественных, и в инженерно-технических отраслях знания применяется эксперимент как метод установления адекватности теоретических конструкций. наряду с этим в инженерно-технических науках существует и другой критерий истинности: в инженерной деятельности проверяется адекватность теоретических выводов и черпается новый эмпирический материал. Надежное функционирование созданной технической системы является верным способом подтверждения истинности теоретических построений.
Наряду с рассмотренными видами научной рациональности выделяют социально-гуманитарный вид. По сравнению с естественно-научным постижением мира гуманитарное знание имеет свою специфику и следующие особенности:
включенность субъекта познания (ученого-обществоведа) в объект познания (исследуемое им общество);
зависимость гуманитарных знаний от социально-классовых интересов, а также от разнообразных мировоззренческих (политических, нравственных, религиозных и др.) ориентаций индивидов;
значительный динамизм социальных явлений и необходимость оперативной корректировки идей в связи с изменившимися социально-историческими условиями;
ограниченное использование количественных и экспериментальных методов познания;
особая роль диалога (личностей, текстов, культур) в процессе интерпретации социальной и индивидуальной деятельности;
широкое использование метода исторической реконструкции, а также логического метода в гуманитарном познании.
Данные различия часто служат основой для полного, абсолютного противопоставления «наук о природе» «наукам о культуре», что неправомерно в силу того, что естественные и гуманитарные отрасли знания имеют не только специфические, но и общие черты, заключающиеся прежде всего в существовании объективных законов природы и общества, отражаемых в форме понятий, категорий, научных теорий.
Наряду с рассмотренными видами научной рациональности представляется необходимым ввести понятие философско-научного вида рациональности, сделав несколько предварительных замечаний.
особо отметим, что философский вид рациональности может быть научным и ненаучным. Ненаучный вид представлен в религиозной философии, экзистенциализме, философии Ницше, Шопенгауэра и некоторых других мыслителей. Подобные философские системы выполняют не гносеологические, а мировоззренческие функции и ориентируют людей на определенные ценности, регулирующие их деятельность.
ВЕсТниК МГСУ
Философско-научный вид рациональности сопряжен с разработкой вопросов логики и методологии научного познания и представлен в трудах Аристотеля, Бэкона, Декарта, Гегеля, Маркса, Поппера, Куна, Лакатоса и других философов. Особую гносеологическую и методологическую значимость имеет система категорий, законов, принципов диалектической логики гегеля.
логико-математические методы познания являются недостаточными для осуществления научного поиска, ибо не позволяют учитывать взаимосвязь, диалектику понятий, категорий, не дают возможности зафиксировать противоречивую сущность вещей, процессов, явлений действительности, вскрыть движение, обнаружить изменение объекта познания, изучить его взаимосвязи с другими предметами, явлениями реальности. все это возможно осуществить посредством метода диалектики, разработанного в рамках философии.
Таким образом, формально-логические и диалектические методы познания дополняют друг друга, позволяют получить адекватный научный результат.
Среди рассмотренных выше видов научной рациональности особое место занимают естественно-научная (которая соответствует наукам о природе) и социально-гуманитарная (которая соответствует наукам об обществе рациональность).
На различных этапах исторического развития человечества науки о природе и науки об обществе и соответствующие виды научной рациональности развивались или относительно автономно друг от друга или (что особенно характерно для пост-неклассической науки) находились в процессе взаимодействия.
В течение длительного времени исследователи противопоставляли естественные науки гуманитарным отраслям научного знания и полагали, что разрыв между ними настолько усиливается, что в перспективе возникнут две разных культуры с непонятными друг для друга языками.
это детерминировалось тем, что у представителей естественных и общественных наук были разные методологические установки. так, представители наук о природе долгое время ориентировались на идеал объективного, лишенного смысло-цен-ностных аспектов научного знания. Ученый должен был, устранив все субъективно-личностные моменты, дать адекватное причинное объяснение объекта познания (природы). При этом предполагалось, что исследователь ведет монолог: он сам задает вопросы безгласной природе и сам получает на них ответы, разгадывая ее тайны.
другая методология существует в гуманитарных науках, которые изучают общество, культуру, человека, взаимоотношения между людьми. Метод объективного описания и объяснения экономических, социальных, политических, духовных отношений, деятельности дополняется изучением субъективных аспектов — смысла, ценностей, внутренних мотивов, определяющих поведение индивидов. Некоторые представители гуманитарного знания полагают, что в общественных науках раскрытие смысла, понимание явлений имеет приоритет над объективным причинным объяснением.
В силу того, что субъектами социального действия являются люди, обладающие определенным мировоззрением, ценностными ориентациями, формирующими цели своей активности, социально-гуманитарное познание осуществляется в форме диалога, т.е. имеет диалогическую природу. Вне диалога личностей, текстов, культур гуманитарное познание не может осуществляться.
На современном, постнеклассическом этапе развития науки, когда сформировалась целостная, системная научная картина мира, включающая в свое содержание микро-, макро- и мегамиры, где человек предстает как закономерный этап всеобщей, природной, космической эволюции, стало ясно, что различие между методологией естественных и общественных наук является относительным. В условиях все возрастающей преобразующей научно-технической деятельности людей познание и из-
менение природы должно осуществляться не на основе монолога, а на основе диалога между человеком и природой. Не учитывая ответ природы на антропогенную деятельность, сравнимую с геологическими и космическими силами, человек придет к неизбежному самоуничтожению. И если раньше данный прогноз осуществлялся лишь на уровне философского анализа (например, в труде О. Шпенглера «Закат Западного мира» и др.) [3], то сейчас он подтвержден данными конкретных наук (синергетикой, теорией систем, астрономией, экологией и другими отраслями научного знания).
Проникновение гуманитарных ценностей в естественные и технические науки, постановка вопроса об экологической и этической экспертизе научно-технических проектов помогут избежать глобальной экологической катастрофы и гибели современной цивилизации.
Данный вывод в полной мере относится к различным видам научно-практической преобразующей деятельности людей, в т.ч. к строительству. научная разработка вопросов об экологической и этической экспертизе проектов в сфере строительства будет способствовать оптимизации современной экологической ситуации.
Библиографический список
1. Степин B.C. Теоретическое знание. М., 2003. 743 с.
2. Кун Т. Структура научных революций. М., 2003. С. 23—25, 34—35, 238.
3. Шпенглер О. Закат Западного мира. М., 2010. С. 13.
Поступила в редакцию в мае 2012 г.
Об авторе: Фокина Зоя Титовна — кандидат философских наук, доцент; ФГБОУ ВПО «Московский государственный строительный университет» (ФГБОУ ВПО «МГСУ»),
129337, г. Москва, Ярославское шоссе, д. 26, [email protected].
Для цитирования: Фокина З.Т. Научная рациональность: сущность, виды, тенденция к интеграции, практическое значение // Вестник МГСУ 2012. № 6. С. 142—149.
Z.T. Fokina
SCIENTIFIC RATIONALITY: ESSENCE, TYPES, TREND FOR INTEGRATION, PRACTICAL SIGNIFICANCE
The article covers the problem of particular importance for the contemporary science, that is, scientific rationality, which may be considered under-investigated. In the literature, the issue of sequence of historical types of scientific rationality is analyzed in detail. It breaks down into classical, non-classical, post-non-classical scientific rationality. However, within the framework of the philosophy of science, little attention is paid to the analysis of various types of scientific rationality, including the logical/mathematical, natural scientific, engineering/technical, and social/humanitarian rationality.
Though dozens of academic papers and books cover the issues of logic, mathematics, physics, engineering and technology, social sciences and humanities, general philosophy-related papers lack any essential description of the said four types of scientific rationality, their comparative analysis, and interrelation between them.
In the article, the essence of the logical/mathematical, natural scientific, engineering/technical, and social/humanitarian rationality is demonstrated; their methods, objectives and results are compared; their interaction is accentuated.
In the article, non-scientific and scientific types of philosophical rationality are identified (the former performs the functions of vision rather than gnoseological functions, it includes religious philosophy, existentialism, Nietzsche's philosophy, etc.). The reasons specified in the article substantiate the need to introduce the concept of philosophical-scientific type of rationality associated with the elaboration of issues of logic and methodology of scientific cognition, that are covered in the works of Aristotle, Bacon, Descartes, Hegel, Popper and other philosophers.
ВЕСТНИК
МГСУ
It is proven that in the time of substantial advancement of contemporary technology, incorporation of humanitarian values into the domain of natural and engineering sciences and formulation of the issue of ecological and ethical examination of engineering projects will prevent a global ecological catastrophe and collapse of the civilization.
Key words: science, scientific rationality, logical/mathematical, natural/scientific, engineering/ technical, social/humanitarian types of rationality.
References
1. Stiopin V.S. Teoreticheskoe znanie [Theoretical Knowledge]. Moscow, 2003, 743 р.
2. Kun T. Struktura nauchnykh revolyutsiy [Structure of Scientific Revolutions]. Moscow, 2003, p. 23—25, 34—35, 238.
3. Shpengler O. Zakat Zapadnogo mira [Decline of the Western World]. Moscow, 2010, p. 13.
About the author: Fokina Zoya Titovna — Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor, Moscow State University of Civil Engineering (MSUCE), 26 Yaroslavskoe shosse, Moscow, 129337, Russian Federation; [email protected].
For citation: Fokina Z.T. Nauchnaya ratsional'nost': sushchnost', vidy, tendentsiya k integratsii, prak-ticheskoe znachenie [Scientific Rationality: Essence, Types, Trend For Integration, Practical Significance]. Vestnik MGSU [Proceedings of Moscow State University of Civil Engineering]. 2012, no. 6, pp. 142—149.