Таким образом, исследования указывают на то, что более эффективной следует считать продолжительность домашних учебных занятий для учащихся V классов в 2 часа.
Значительная учебная нагрузка учащихся V классов, большой объем задаваемого на дом учебного материала увеличивает продолжительность приготовления уроков, сокращая у детей часы отдыха и пребывания на •открытом воздухе.
тйг -¿Г #
М Н. Марзеев
Научная работа санитарно-эпидемиологических станций
25 лет назад, когда впервые на Украине создавались санитарные •станции, признавалось необходимым, чтобы на них в той или иной мере проводилась научная работа. Уже тогда было ясно, а теперь бесспорно, что многие практические санитарные и эпидемиологические вопросы нельзя успешно разрешать, не применяя научных методов исследования, лабораторных анализов, углубленной разработки полученных и собранных материалов. Еще в 30-х годах многие санитарные станции Украины •стали опорными пунктами научных институтов (Института коммунальной гигиены, гигиены труда и др.) и вместе с ними или под их руководством проводили значительную научную работу.
Совершенно очевидно, что сотрудники санитарно-эпидемиологических станций без участия в их работе работников научно-исследовательских институтов и кафедр медицинских институтов не всегда в состоянии ставить и проводить широкие исследования, такие, как изучение водоемов, водоснабжения, загрязнения атмосферного воздуха, условий труда, питания и быта населения, инфекционных заболеваний и др.
В положении о республиканской, краевой, областной, городской санитарно-эпидемиологической станции в числе задач указывается: «систематическое изучение санитарно-эпидемиологического состояния республики, края, области, города путем обобщения и анализа всех сани-тарно-эпидемнологических материалов, статистических данных, а также путем организации и проведения специальных санитарных и эпидемиологических исследований, разработки на основе такого изучения плановых, общих и специальных мероприятий».
Подобного рода деятельность по ее содержанию, характеру и методам, конечно, является научно-исследовательской и, конечно, научно-практической.
Странно, почему такого пункта нет в положении о районной санитарно-эпидемиологической станции, хотя таких станций подавляющее большинство. В областной санитарно-эпидемиологической станции не могут проводиться широкие научные исследования по своей области без участия районных санитарно-эпидемиологических станций.
На всех съездах и совещаниях, в докладах, прениях и резолюциях обычно неизменно и горячо говорится о привлечении к научной работе практических санитарных врачей, о научной деятельности санитарно-эпидемиологических станций как основного учреждения санитарной организации. Но, к сожалению, говорится об этом в виде пожеланий, планов и почти нет докладов и статей о конкретной, уже проведенной научной работе. Во всех этих разговорах мало указаний на тематику и методику работы, мало конкретной помощи периферийным работникам.
Какие же причины мешают широко и успешно развернуть научную работу на санитарно-эпидемиологических станциях?
Многие санитарно-эпидемиологические станции и особенно районные не имеют достаточных помещений. На последнем совещании республиканского актива работников здравоохранения УССР (в октябре 1951 г.) было выдвинуто требование, чтобы ежегодно в планы строительства лечебно-профилактических учреждений обязательно включалось строительство санитарно-эпидемиологических станций.
Второй важнейший недостаток многих санитарно-эпидемиологических станций, ограничивающий их научную и практическую деятельность,— это недостаточное оборудование лабораторий.
Для научной работы на санитарно-эпидемиологических станциях: нужны квалифицированные кадры: санитарные врачи, эпидемиологи, бактериолога, химики. Вопрос о кадрах и их квалификации, вероятно, в ближайшее время будет разрешен в связи с 6-летним обучением и специализацией в медицинских институтах, большим выпуском санитарных врачей и повышением квалификации их в ¡институтах усовершенствования.
Не менее важным для успеха научной работы санитарно-эпидемиологических станций является руководство этой работой. Этим делом, естественно, не могут заниматься оперативные органы здравоохранения — областные, городские и районные отделы здравоохранения. А без научного руководства нельзя рассчитывать на успех. В республиках органами, руководящими научной деятельностью санитарно-эпидемиологических станций, организующими эту деятельность, могут и должны стать гигиенические и эпидемиологические научно-исследовательские институты, а также соответствующие кафедры медицинских институтов.
В дальнейшем по мере укрепления республиканских, краевых и областных санитарно-эпидемиологаческих станций они с успехом смогут руководить научно-практической работой своих периферийных учреждений.
Разумеется, нельзя ставить задачу развития научной работы сразу на всех станциях. В настоящее время только часть из них по своему оборудованию и составу сотрудникоз подготовлена к научной работе.. Работу следует начинать с областных и крупных городских станций, поскольку они более мощны и перед ними в первую очередь стоят и требуют разрешения различные научно-практические вопросы. Организационные формы связи научно-исследовательского института с периферийными учреждениями давно определились. Санитарно-эпидемиологическая станция, ставшая опорным пунктом научно-исследовательского института, получает от него методические указания, консультации; имеет возможность направлять своих сотрудников для повышения квалификации в институт; станция становится базой для института при проведении им экспедиций и исследований, особенно требующих стационарных, длительных (сезонных, годичных) наблюдений; станция в той или иной мере включается в выполнение научных тем института.
Аналогичную работу в отношении ряда санитарно-эпидемиологических станций могут, хотя бы в меньшей степени, проводить кафедры ме децинских институтов.
Развитие научной работы на санитарно-эпидемиологических станциях бесспорно будет иметь многообразные и плодотворные последствия. Значительно расширится фронт научных работ в области гигиены и эпидемиологии. Быстрее и успешнее пойдут работы по краевой эпидемиологии и гигиене. Появится большой весьма ценный резерв для укомплектования аспирантуры и должностей ассистентов кафедр и научных сотрудников научно-исследовательских институтов. Практическая санитарная и эпидемиологическая работа примет более интересный и научно обоснованный характер. Возрастут значение и авторитет санитарной организации.
Санитарный врач и эпидемиолог, проводя свою работу с научных позиций, почувствует и получит значительно большее удовлетворение от своей деятельности.
Часто врач, обладая склонностью к научной работе и располагая благоприятными условиями, вследствие отсутствия опыта затрудняется б выборе темы, не знает, что представляет интерес для изучения, как подготовить статью в журнал. Особенно трудно санитарному врачу и эпидемиологу выбрать тему для кандидатской диссертации, а такое желание у ряда врачей имеется и об этом они нередко пишут в научные институты.
Мне казалось полезным не ограничиваться общими рассуждениями о научной работе санитарно-эпидемиологических станций, а сделать попытку выдвинуть и рекомендовать ряд примерных тем.
Такой примерный список рекомендуемых научно-практических тем я и представляю; часть тем выдвигается мною, другие по консультации с соответствующими специалистами '.
1. Загрязнение реки сточными водами, влияние загрязнения на здоровье и санитарные условия населения, мероприятия по санитарной охране и оздоровлению водоема
2. Сточные воды промышленного предприятия и их гигиеническая оценка.
3. Эффективность очистки сточных вод промышленного предприятия (или города) и влияние ее на санитарные условия жизни населения.
4. Хлорирование воды на местных питьевых водопроводах (методы, эффективность и влияние на снижение заболеваемости кишечными инфекциями).
5. Санитарная очистка города (или городов области), ее состояние, влияние на заболеваемость населения, перспективы развития, необходимые улучшения.
6. Гигиенические основы планировки (реконструкции) города (или рабочего поселка).
7. Загрязнение атмосферного воздуха в городе или отдельном предприятии и влияние аэрозагрязнений на санитарные условия жизни населения.
8. Изучение эффективности работы газо-золоуловителей и влияние их на санитарные условия жизни населения.
9. Гигиеническая оценка нового жилищного строительства.
10. Воздушный режим в школах (классах), его влияние на организм детей и мероприятия по улучшению.
11. Санитарно-эпидемиологические станции области (состояние, оборудование, кадры, методы работы, строительство, планировка, улучшение деятельности, повышение ее эффективности).
12. Опыт работы в области предупредительного санитарного надзора.
13. История санитарного дела в области.
14. Влияние гидротехнических сооружений (водохранилища, канала) на здоровье и санитарные условия местного населения.
15. Гигиеническая характеристика школьных завтраков.
16. Характеристика витаминной активности продуктов переработки овощей (квашения и соления) в различные сроки их хранения.
17. Гигиеническая характеристика пищевых рационов (характеристика питания) в детских оздоровительных учреждениях.
18. Изучение пищевой полноценности блюд лечебного стола в больничных учреждениях.
19. Эффективность мероприятий по борьбе с лучистым теплом в производственных условиях.
20. Эффективность противопылевых мероприятий в горнорудной промышленности.
21. Динамика заболеваемости с временной утратой трудоспособности в обслуживаемой промышленности.
22. Опыт ликвидации малярии.
23. Опыт ликвидации дифтерии.
24. Эпидемиология скарлатины в детских учреждениях и оценка мероприятий по борьбе с ней. *
25. Эпидемиология бруцеллеза и оценка мероприятий по борьбе с ним.
26. Дератизация как метод борьбу с зоонозами.
27. Значение дезинфекции в борьбе с детскими инфекционными заболеваниями.
28. Опыт мероприятий по предупреждению инфекционных заболеваний на крупных стройках.
1 Список тем печатается в сокращенном виде. Ред.